Инцидент с дружественным огнем на газелях британской армии в 1982 году.
Потеря Газели XX377 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Фолклендской войны | |||||||
![]() британской армии Вертолет Westland Gazelle , около 1983 года. | |||||||
|
6 июня 1982 года, во время Фолклендской войны , эсминец Британского Королевского флота типа 42 HMS Cardiff атаковал и уничтожил вертолет британской армии Westland Gazelle, серийный номер XX377 , в результате дружественного огня , в результате чего погибли все четыре пассажира. Кардифф , разыскивающий самолеты, доставляющие грузы аргентинским силам, оккупирующим Фолклендские острова , ошибочно опознал вертолет как вражеский Lockheed C-130 Hercules . Хотя первоначально в потере вертолета обвиняли действия противника, последующее расследование показало, что Кардиффа причиной стала ракета .
В ночь на 5 июня HMS Cardiff находился к востоку от островов для огневой поддержки сухопутных войск и перехвата самолетов противника. Около 02:00 был обнаружен радиолокационный контакт; Вертолет британской армейской авиации Westland Gazelle осуществлял плановую доставку личного состава и оборудования на ретрансляционную радиостанцию на Восточном Фолкленде . Судя по скорости и траектории контакта, команда оперативного штаба Кардиффа сочла его враждебным. Одна ракета Sea Dart была выпущена и не попала в цель. Вторая уничтожила его. [ 1 ] Обломки «Газели» и ее экипаж были обнаружены на следующее утро, а потеря была связана с огнем противника. Хотя подозрения возникали в Кардиффе , более поздние научные исследования обломков оказались безрезультатными.
Официальное расследование не проводилось лишь четыре года спустя. Защищая свое утверждение о том, что вертолет погиб в бою, Министерство обороны Соединенного Королевства (МО) заявило, что оно не хотело «причинять дополнительные страдания родственникам», пока они все еще пытались выяснить, как была сбита «Газель». Комиссия по расследованию наконец подтвердила, что солдаты погибли в результате дружественного огня. Он рекомендовал, чтобы «ни халатность, ни вина не возлагались на кого-либо отдельного человека». [ 2 ] но выявил несколько факторов. Отсутствие связи между армией и флотом означало, что 5-я пехотная бригада никого не уведомила о полете вертолета. Военно-морской флот не проинформировал сухопутные войска о том, что Кардифф изменил позицию, чтобы устроить засаду для аргентинских самолетов, пролетающих над этим районом. (IFF) вертолета Передатчик опознавателя «свой-чужой» был отключен, поскольку это создавало помехи армейскому Рапира» зенитно-ракетному комплексу « . Выводы комиссии по расследованию вызвали критику первоначальной реакции МО на инцидент.
Фон
[ редактировать ]2 апреля 1982 года британская заморская территория Фолклендские острова была захвачена соседней Аргентиной. [ 3 ] Соединенное Королевство, находящееся на расстоянии почти 8 000 миль (13 000 км), собрало и направило военно-морскую оперативную группу численностью 28 000 человек для возвращения островов. [ 3 ] [ 4 ] Конфликт закончился в июне того же года капитуляцией аргентинских войск ; Бои на суше, на море и в воздухе унесли жизни около 900 британских и аргентинских военнослужащих. [ 3 ]
В начале мая британские войска высадились в Сан-Карлосе на западной стороне Восточного Фолкленда , а оттуда двинулись по суше к столице островов Стэнли . Для поддержки наступления войскам на вертолете из Сан-Карлоса переправляли материально-техническое обеспечение. [ 2 ] Аргентинские силы, оккупировавшие Стэнли, на протяжении всей войны снабжались самолетами Lockheed C-130 Hercules с материковой части Аргентины. Эти «молочные перевозки», как их называли британцы, были источником беспокойства для Королевского флота, и предпринимались различные попытки их перехватить. [ 5 ] [ 6 ]
Инцидент
[ редактировать ]В ночь на 5 июня британский эсминец Тип 42 HMS Cardiff занял позицию на линии «Блафф-Коув» к востоку от островов. была поставлена двойная задача: Перед Кардиффом обеспечить огневую поддержку Королевской морской пехоты 3-й бригады коммандос и пресечь любые аргентинские самолеты, пытающиеся пролететь в Стэнли. Эсминец выполнял аналогичную роль четырьмя ночами ранее, когда он безуспешно пытался сбить самолет снабжения при его приземлении и еще раз при взлете. [ 7 ] [ 8 ]
Тем временем пилотам штаб-сержанту Кристоферу Гриффину и младшему капралу Саймону Коктону из 656-й эскадрильи армейского авиационного корпуса было приказано доставить оборудование и персонал на неисправную радиоретрансляционную станцию на вершине Плезант-Пик . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Станция была создана накануне для обеспечения связи между штабом 5-й пехотной бригады в Дарвине и 2-м батальоном парашютного полка в Фицрое . [ 9 ] Условия ночного полета были превосходными: ясное небо, яркая луна и скорость ветра 20 узлов (37 км/ч). [ 9 ] Экипаж вылетел из Гуз-Грин на «Газели» с серийным номером XX377 и забрал запасное оборудование в штаб-квартире в Дарвине. Они также взяли на борт двух пассажиров; Майор Майкл Фордж, командующий 205 - й эскадрильей связи , и старший сержант старшего сержанта Джон Бейкер. [ 9 ] [ 12 ] [ 13 ] Гриффин был опытным пилотом; Ожидалось, что полет до станции ретрансляции займет десять минут. [ 2 ]

В 02:00 по местному времени Кардиффа оперативный центр на своем радаре воздушного поиска (Тип 992 ) обнаружил XX377 на расстоянии 25 морских миль (46 км). [ 2 ] (IFF) вертолета Система идентификации «свой-чужой» была отключена, поэтому дружественных передач не было, а контакт, очевидно, направлялся в сторону Стэнли, и экипаж оперативного зала счел его враждебным. [ 2 ] Вычислив его скорость, они предположили, что отслеживают аргентинский самолет Геркулес», выполнявший миссию по пополнению запасов, либо FMA IA 58 Pucará, штурмовик отправленный в ответ на обстрел Кардиффа – либо « . [ 2 ] [ 14 ] [ 15 ] Кардифф выпустил две ракеты Sea Dart . Первый не попал в цель. [ 1 ] [ 8 ] 5-я пехотная бригада потеряла радиосвязь с «Газелью», и одновременно взрыв ракеты был замечен и услышан персоналом ретрансляционной станции на вершине Плезант-Пик. [ 9 ] Кардиффа Экипаж смог увидеть огненный шар, но только с помощью очков ночного видения . [ нужна ссылка ]
Потеря вертолета заставила британцев заподозрить, что аргентинские силы все еще действуют в этом районе, поэтому солдаты гуркхов организовали патрулирование . [ 9 ] Когда гуркхи наткнулись на персонал станции Плезант-Пик, возникла вероятность возникновения еще одного инцидента с дружественным огнем. [ 16 ] С рассветом был произведен тщательный поиск, и были обнаружены обломки «Газели» вместе с погибшим экипажем и пассажирами; Первые потери 5-й пехотной бригады за войну. [ 9 ] [ 17 ] Сразу же возникли подозрения, что Кардифф несет ответственность за сбитие, а позже в тот же вечер контр-адмирал «Сэнди» Вудворд издал приказ « Оружие строгое », запрещающий вступление в бой с любыми самолетами, не идентифицированными как враждебные, для всех обнаруженных контактов, пролетающих над Востоком. Фолклендские острова на скорости менее 200 узлов (370 км/ч) и высоте менее 610 м (2000 футов). [ 2 ] [ 7 ]
Расследования
[ редактировать ]Тела членов экипажа первоначально осматривал старший офицер медицинской службы , капитан-хирург Ричард «Рик» Джолли из Королевского флота . [ 18 ] Обломки вертолета были осмотрены на месте, но британцы не смогли определить, был ли он уничтожен Кардиффа ракетами или аргентинским огнем. Эта неопределенность побудила принять решение не проводить комиссию по расследованию, и XX377 был объявлен «пропавшим без вести». Предполагалось, что если бы родственникам погибшего сказали, что «Газель» могла погибнуть в результате дружественного огня , это только усугубило бы их горе. [ 9 ] После войны фрагменты ракет, обнаруженные среди обломков, были доставлены в авиационный исследовательский центр британского правительства в RAE Фарнборо для анализа. Научные испытания пришли к выводу, что фрагменты не принадлежали британской ракете Sea Dart, несмотря на то, что корпус Sea Dart позже был найден «в нескольких сотнях ярдов» от обломков. [ 9 ]
провел расследование В декабре 1982 года коронер Саутгемптона смерти младшего капрала Коктона после того, как его тело было репатриировано в Великобританию. На основании результатов испытаний, проведенных RAE Farnborough, армейский воздушный корпус представил доказательства того, что анализ фрагментов боеголовки, обнаруженных среди обломков, показал, что вертолет был уничтожен зенитной ракетой того типа, «которая, как известно, находилась в распоряжении враг". [ 9 ] Результаты испытаний были рассмотрены в ноябре 1985 года и показали, что не может быть «окончательного вывода относительно точного источника фрагментов ракеты, обнаруженных с места крушения». [ 9 ] В июне 1986 года Джон Стэнли , государственный министр вооруженных сил , в своих письменных ответах Палате общин заявил: «Коронер [Саутгемптона] был проинформирован соответствующим образом». [ 9 ]
В октябре 1986 года, отчасти из-за давления со стороны матери Коктона и антивоенного политика Тэма Далиелла , наконец была открыта официальная комиссия по расследованию. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Комиссии потребовался месяц, чтобы прийти к выводу, что XX377 был сбит Кардиффом . [ 2 ] Историк Хью Бичено отмечает: «Министерству обороны потребовалось четыре года и два расследования, первое из которых было либо некомпетентным, либо преднамеренным сокрытием, даже для того, чтобы признать Газель синего цвета ». [ 24 ] Выводы комиссии были обнародованы по запросу Закона о свободе информации в июле 2008 года, хотя параграф 13 отчета был отредактирован в соответствии со статьей 26 закона, поскольку он «содержит оперативные подробности деятельности Королевского флота, которые, даже с принятием закона время, прошедшее после Фолклендской кампании, будет полезно потенциальным врагам». [ 25 ]
Комиссия по расследованию установила, что стандартная оперативная процедура предписывала командирам 5-й пехотной бригады не обязаны сообщать о назначении вертолета каким-либо другим органам власти, поскольку полет должен был происходить в воздушном пространстве бригады по выполнению бригадного задания. [ 2 ] [ 7 ] Газель ХХ377 была оснащена передатчиком IFF, но он был отключен. По мнению правления, «если бы использовался IFF, нет никаких сомнений в том, что Кардифф не атаковал бы самолет той ночью». [ 2 ] В то время менее половины вертолетов сухопутных войск были оснащены передатчиками IFF, а тем, которые были, было приказано не использовать их, поскольку они блокировали системы слежения британских наземных Rapier . зенитно-ракетных батарей [ 2 ] [ 9 ] Неправильное представление о способности Королевского флота поражать воздушные цели над сушей привело к тому, что военно-морской флот не был проинформирован о том, что армейские вертолеты не используют систему IFF. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что именно эта неспособность сообщить, а также предположение ВМФ о том, что все вертолеты будут работать в режиме IFF, «имели кумулятивный эффект [и] были основной причиной [] аварии». [ 2 ] Тем не менее, совет рекомендовал, чтобы «ни халатность, ни вина не возлагались на кого-либо». [ 2 ]
Эффекты
[ редактировать ]Учитывая, что роль вертолетов в операциях сухопутных войск возрастала, а также интеграция эсминцев с управляемыми ракетами для береговой обороны, комиссия по расследованию рекомендовала внести поправку в процедуры НАТО по десантным действиям и артиллерийской поддержке с моря , чтобы предупредить другие вооруженные силы о опасность недооценки зоны ракетного поражения корабля над сушей. [ 2 ] В конце 1980-х годов британское правительство уделяло больше внимания совместной военной подготовке: такие учения, как «Пурпурный воин» , проводились в Омане и Шотландии. [ 2 ] [ 7 ] Совет отметил создание Постоянного объединенного штаба , призванного положить конец «специальному и реактивному методу», которым операции проводились под контролем единой службы. [ 2 ] [ 26 ] Передатчики IFF были установлены на все вертолеты армейской авиации, а также Royal Marine Gazelle и Westland Lynx . вертолеты [ 2 ] и проблема работы IFF вблизи батарей Rapier была успешно решена. [ 2 ] Совет поддержал рекомендацию о расширении обязанностей офицеров связи морской артиллерийской поддержки, включив в них интерпретацию проблем противовоздушной обороны во время совместных боевых операций на берегу. [ 2 ]
На Плезант-Пике установлен памятный крест, а на месте крушения бойцы 205-й эскадрильи связи нарисовали цифру «205». [ 27 ] Ширина номера составляет примерно 40 м (130 футов), и его можно увидеть с воздуха на расстоянии ( 51 ° 47'01 "ю.ш. 58 ° 28'04" з.д. / 51,78361 ° ю.ш. 58,46778 ° з.д. ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Национальный архив. АДМ 53/188995 (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2017 г. Проверено 13 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Штаб командования ВМФ. «Комиссия по расследованию гибели AAC Gazelle XX377» (PDF) . Министерство обороны . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2008 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ключевые факты: Фолклендская война, Введение» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 8 марта 2008 года . Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ «Ключевые факты: Фолклендская война, оперативная группа» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Уорд, Найджел «Шарки» (2006). «Глава 29». Морской лунь над Фолклендскими островами . Военные книги Касселла в мягкой обложке. п. 323. ИСБН 0-304-35542-9 .
- ^ Гастингс, Макс ; Дженкинс, Саймон (1983). «Глава 9» . Битва за Фолклендские острова . Бангей, Саффолк: Партнеры книжного клуба. п. 158 . ISBN 0-393-30198-2 .
- ^ Jump up to: а б с д "Л / капрал С. Дж. Коктон" . Парламентские дебаты (Хансард) . 2 февраля 1987 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о ходе дела» . hmscardiff.co.uk. Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Фолклендские острова» . Парламентские дебаты (Хансард) . 25 июня 1986 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Гриффен, Кристофер Энтони – Доска почета – Мемориал Вооруженным силам» . Forcesmemorial.org.uk. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ «Коктон, Почетный список Саймона Джереми» . Мемориал Вооружённых сил . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ «Фордж, Майкл Ланкастер - Доска почета - Мемориал Вооруженным силам» . Forcesmemorial.org.uk. Архивировано из оригинала 3 августа 2012 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ «Бейкер, Джон Иван - Доска почета - Мемориал Вооруженных сил» . Forcesmemorial.org.uk. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 19 января 2009 г.
- ^ Кук, Малькольм; Масаковски, Ивонн Нойес; Джанет М. (2007). Принятие решений в сложных условиях . Олдершот, Хантс, Англия: Эшгейт. п. 197. ИСБН 978-0-7546-4950-2 . Архивировано из оригинала 6 июня 2022 года . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Болиа, Роберт С. «Фолклендская война: катастрофа в бухте Блафф» (PDF) . Военное обозрение (ноябрь – декабрь 2004 г.): 67. Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2009 г. . Проверено 26 апреля 2008 г.
- ^ Фридман, Лоуренс (2007). Официальная история Фолклендской кампании. Том II: Война и дипломатия (обновленное издание). Лондон: Рутледж. п. 604. ИСБН 978-0-415-41911-6 .
- ^ Фридман, Лоуренс (2007). Официальная история Фолклендской кампании. Том II: Война и дипломатия (Обновленное издание). Лондон: Рутледж. п. 819. ИСБН 978-0-415-41911-6 .
- ^ Jump up to: а б Джолли, Ричард (2007) [1983]. «Воскресенье, 6 июня» . Машина красной и зеленой жизни (пересмотренная ред.). Корнуолл: Издательство Паламанандо. стр. 150–151. ISBN 978-0-9514305-4-5 . Архивировано из оригинала 9 октября 2011 года . Проверено 4 марта 2010 г.
...и как позже потребуется решимость храброй матери – и преданная поддержка порядочного и честного министра труда – чтобы вывести правду на поверхность.
- ^ Штаб командования ВМФ. «Приказ о созыве» (PDF) . Министерство обороны . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2008 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Младший капрал Саймон Коктон» . Парламентские дебаты (Хансард) . 9 июня 1986 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ «Младший капрал Саймон Коктон» . Парламентские дебаты (Хансард) . 12 июня 1986 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ «Младший капрал Саймон Коктон» . Парламентские дебаты (Хансард) . 17 июня 1986 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ «Королевский флот» . Парламентские дебаты (Хансард) . 3 марта 1988 года. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ Бичено, Хью (2007). «Глава 10». Край Бритвы . Лондон: Издательство Орион. п. 207. ИСБН 978-0-7538-2186-2 .
- ^ Штаб командования ВМФ. «Реакция на потерю Газели, Фолклендские острова, 6 июня 1982 года» (PDF) . Министерство обороны . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2012 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
- ^ «PJHQ – История» . Министерство обороны . Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 года . Проверено 23 сентября 2009 г.
- ^ «Британские войска по всему миру чтят павших товарищей» . Министерство обороны . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Газелью XX377, на Викискладе?
51 ° 47'01 "ю.ш. 58 ° 28'04" з.д. / 51,78361 ° ю.ш. 58,46778 ° з.д.
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- Армейский авиационный корпус (Великобритания)
- Авиационные происшествия и происшествия в 1982 г.
- Аварии и инциденты с участием вертолетов
- Британская армия в Фолклендской войне
- Фолклендская война
- Инциденты с дружественным огнем
- HMS Кардифф (D108)
- События июня 1982 года в Южной Америке.