Операция Параке
Операция Параке | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Фолклендской войны | |||||||
![]() Antrim Wessex HAS3 компании по прозвищу «Хамфри», хранящийся в Музее авиации флота , сыграл решающую роль в операции. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
| |||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 вертолета |
|
Операция «Параке» была кодовым названием британской военной операции по освобождению острова Южная Георгия от аргентинского военного контроля в апреле 1982 года, в начале Фолклендской войны .
Операция, являвшаяся дочерней компанией основной операции «Корпоратив» — отвоевания Фолклендских островов у Аргентины , — прошла успешно, в результате чего 25 апреля 1982 года остров был возвращен под британский контроль.
Официально названная «Операция Паракет», альтернативное написание слова «попугай» , в британских войсках она была известна как « Паракват », в честь промышленного гербицида. [3]
Фон
[ редактировать ]По инициативе британского военного кабинета, которому требовалась демонстрация политической решимости, операция была заказана адмиралом Джоном Филдхаусом в штаб-квартире Нортвуда и запланирована штабом 3-й бригады коммандос . Генерал-майору Джереми Муру Королевской морской пехоты было приказано предоставить группу роты коммандос для секретной миссии. Первоначально отобрали 45 коммандос , которые недавно прошли подготовку по ведению боевых действий в джунглях , окончательным отбором стали 42 коммандос , которые недавно находились в зимней командировке в Норвегии. Командующим десантным отрядом был выбран заместитель командира 42-го коммандос майор Гай Шеридан, опытный альпинист. Рота М из 42 коммандос под командованием капитана Криса Нанна была дополнена специалистами из разведывательного отряда, роты поддержки, связистами и медиками; всего 132 человека. [4]
Шеридан запросил поддержку горных и арктических боевых кадров Королевской морской пехоты , но вместо этого получил 19 (горный) отряд из эскадрильи D специальной воздушной службы (SAS) с острова Вознесения . В этом случае вся эскадрилья D, состоящая не только из горнострелкового отряда, но также из 16-го (мобильного) отряда, 18-го (воздушного) отряда и 17-го (лодочного) отряда вместе со штабом эскадрильи, присоединилась к силам на Вознесении. Наконец, к оперативной группе также присоединились 2 отряда, специальная лодочная эскадрилья (2 SBS) и, по просьбе Шеридана, две группы передового наблюдения за артиллерийским огнем ВМС (NGFO). [5]
Размещение и без того переполненных кораблей стало затруднительным из-за ввода дополнительных войск. Оперативная группа отплыла из Вознесения 11 апреля, 13 апреля сделав паузу для перераспределения войск САС между кораблями. Окончательное решение заключалось в том, что рота M находилась на танкере RFA Tidespring , 2 SBS и горно-лодочные войска SAS на фрегате HMS Plymouth , а остальная часть эскадрильи D - на HMS Antrim . [5] Наконец, 6 SBS были погружены на подводную лодку HMS Conqueror . Этой группой, известной как CTG 317.9 или Оперативная группа Южная Георгия, командовал капитан Брайан Янг из Антрима . [3] [6]
Оперативная группа встретилась с HMS Endurance 14 апреля и на следующий день получила письменный приказ (сброшенный самолетом RAF Nimrod ) на операцию от адмирала Филдхауса, датированный 12 апреля и указывающий дату приземления 21 апреля. [5]
Этап разведки
[ редактировать ]
«Конкверор» первым прибыл на место происшествия, прибыв к Южной Георгии 18 апреля и проведя обследование ключевых участков побережья. Затем она отошла на северо-запад острова, чтобы защититься от любых потенциальных угроз со стороны аргентинского флота . [7]
Для британцев первоочередной задачей было провести разведку аргентинских позиций, силы и расположение которых были неизвестны, хотя не было никаких доказательств того, что они были усилены после первоначальной оккупации острова 3 апреля. План предусматривал размещение 3 патрулей SBS в Хаунд-Бэй , которые затем должны были путешествовать по суше и на надувной лодке «Джемини» через Восточный залив Камберленд и установить ОП на горе Браун с видом на Грютвикен. План SAS был более амбициозным и предусматривал переброску вертолетов горнострелкового отряда эскадрильи D на ледник Фортуна , в 8 милях к западу от Стромнесса . Оттуда отряд должен был пересечь ледник и провести разведку Лейта , Хусвика , Стромнесса и залива Ист-Фортуна. САС выбрала ледник Фортуна в качестве точки входа, поскольку он находился достаточно далеко от ожидаемых позиций противника, чтобы исключить его обнаружение, и аргентинцы не ожидали атаки с этого направления. Против этого выбора выступили офицеры, знающие местные условия, такие как капитан Ник Баркер из Endurance и члены Британской антарктической службы (BAS), которые считали, что трудности путешествия по леднику недооцениваются. Однако майор Седрик Дельвес , офицер, командующий эскадрильей D, отклонил их возражения, и, поскольку SAS имела сильную политическую поддержку в британском правительстве, план в конечном итоге был приведен в действие. [8]
20 апреля британский ВВС «Виктор», базирующийся на Вознесении, провел радиолокационную разведку 150 000 квадратных миль Южной Атлантики, включая Южную Георгию, оставаясь в полете 14 часов 45 минут. В тот же день оперативная группа прибыла к месту назначения, а «Эндюранс» двинулась в залив Сент-Эндрюс, чтобы установить контакт с изолированными полевыми группами BAS.
На следующий день 15 человек горнострелкового отряда во главе с капитаном Гэвином Гамильтоном были переброшены по воздуху на ледник Фортуны двумя вертолетами Уэссекса . Они сразу же столкнулись с экстремальными условиями, включая ветер со скоростью 100 миль в час и отрицательные температуры. Глубокие трещины замедлили продвижение, и когда люди попытались разбить лагерь и переждать бурю, их палатки были унесены ветром. Наконец, после 15 часов пребывания на леднике капитан Гамильтон запросил эвакуацию с сообщением: «Невозможно двигаться. Экологические потери неизбежны». Из оперативной группы были отправлены три вертолета Wessex: два Wessex Mk5 из Тайдспринга и один Mk3 из Антрима . После одной неудачной попытки им удалось найти и погрузить застрявших бойцов SAS, но в условиях полной темноты один пилот потерял ориентацию, и его самолет разбился. Пассажиров погрузили в два оставшихся вертолета, но вскоре один из них врезался в гребень и разбился, правда, опять без серьезных жертв. Последний Уэссекс, Антрим Mk3, выгрузив свой десант на борт эсминца, вернулся на ледник и после двух неудачных попыток сумел подобрать сбитый SAS и экипаж, хотя от их оборудования пришлось отказаться. Пилот, лейтенант-коммандер Ян Стэнли, сумел довести свой перегруженный самолет обратно в Антрим и совершить вынужденную посадку на ее полетную палубу, за что позже был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» . [9] [10]
Между тем, с внедрением SBS дела обстоят немногим лучше. 22 апреля четыре человека из 2 SBS были высажены с борта Endurance с вертолета Wasp в заливе Хаунд, где местная команда BAS сообщила им, что в этом районе нет аргентинцев. На следующий день попытка перебросить подкрепление на вертолете была сорвана сильным ветром, и «Эндьюранс» пришлось подойти на расстояние 800 ярдов от берега, чтобы высадить оставшиеся SBS на надувные лодки «Джемини». Проведя ночь в Дартмут-Пойнте , отряд двинулся пешком через долину Зёрлинг к подножию ледника Норденшельд . [9] Здесь вертолет Wasp доставил по воздуху два Gemini, но один из них был поврежден во время транспортировки. Оставшаяся лодка использовалась для переправки половины отряда через восточный залив Камберленд, но переправе помешал сильный встречный ветер и скопление дрейфующего льда с близлежащего ледника. Из-за ухудшения погоды миссия была отменена, но SBS пришлось ждать еще один день для эвакуации. [11]
22 апреля к оперативной группе Янга присоединился танкер RFA Brambleleaf , который прошел мимо мыса Доброй Надежды и первоначально прибыл в TEZ 19 апреля, встретив HMS Endurance, а затем снова ушел ждать встречи с другими кораблями в Оперативная группа. Танкер получил серьезные повреждения во время сильного шторма, и было решено перебросить на «Тайдспринг» как можно больше топлива под прикрытием Плимута , прежде чем он сможет отправиться обратно в Великобританию для ремонта. Длительный процесс начался в тот же день, но на мгновение был прерван, когда три корабля были замечены аргентинским самолетом C-130, выполнявшим морскую разведку . [12] Перевозка топлива из Ежевичного листа в Тайдспринг завершилась преждевременно из-за подозрения в присутствии в этом районе аргентинской подводной лодки Санта-Фе .

Несмотря на предыдущие неудачи, Янг оставался приверженным завершению своей миссии по сбору разведданных, и в ночь с 22 на 23 апреля Антрим вошел в залив Стромнесс , чтобы ввести еще один отряд SAS. На этот раз лодочный отряд эскадрильи D под командованием капитана Тима Берлса должен был быть размещен на пяти лодках Gemini. Попытка едва не закончилась катастрофой, когда двигатели двух лодок отказались запускаться, и неожиданный шторм унес их в море. На следующее утро одну лодку спасла компания Уэссекс» Антрима « , а другой удалось перезапустить двигатель и достичь берега полуострова Бусен . [13] Отбуксировав еще одну лодку на берег, Томми Черепаха вернулся на поиски остальных. [14] Трое оставшихся Близнецов достигли намеченной цели на острове Грасс , где наблюдательный пункт . был установлен [13] после того, как бойцы 17-го отряда взобрались на скалу в морозную погоду. Они сообщили об отсутствии активности Аргентины в районе Стромнесса и подали сигнал SOS на HMS Endurance , который на следующий день смог перебросить их по воздуху на своем Westland Wasp . После этой операции 17-й отряд стал называть себя «Клуб гребного спорта Южной Георгии». [14]
Нападение на Санта-Фе
[ редактировать ]
23 апреля британцы посредством радиоперехвата узнали, что аргентинская подводная лодка приближается к Южной Георгии. Это был GUPPY II переоборудованный класса Balao ARA Santa Fe , бывший военный корабль США Catfish , входящий в аргентинский подводный флот из четырех лодок. 9 апреля Санта-Фе под командованием капитана корвета Орасио Бикаина покинул Мар-дель-Плату с одиннадцатью техническими специалистами для восстановления коммунальных услуг на Новой Джорджии и девятью морскими пехотинцами с противотанковыми ракетами «Бантам» для усиления первоначальных сил вторжения, которые были вооружены только винтовками и пулеметы. [15] Миссия была начата вице-адмиралом Хуаном Ломбардо после запроса капитана Тромбетты о подкреплении вскоре после вторжения Аргентины в Южную Георгию .
Это противоречило приказу военной хунты не усиливать Южную Георгию, но когда адмирал Хорхе Анайя , главнокомандующий ВМС Аргентины , узнал о миссии, он отказался дезавуировать своих подчиненных и санкционировал ее. [16] Штормовые условия не позволили использовать трубку, что вызвало неожиданную нагрузку на батареи и потребовало оставаться на поверхности в течение части захода на посадку. Ее датчики были ненадежны, а емкость старых батарей была значительно меньше их первоначальной конструкции. При выполнении транспортной миссии Санта-Фе было приказано оставаться незамеченной, не атаковать никакие корабли и разрывать контакт с любым кораблем, который мог ее обнаружить. [15]
Прибытие подводной лодки представляло значительную угрозу для британской оперативной группы, и Янгу было приказано рассредоточить свои корабли, кроме «Эндюранс» , за пределами зоны полного отчуждения Южной Георгии. Фрегат HMS Brilliant под командованием капитана Джона Кауарда был направлен в Южную Георгию со своими двумя вертолетами Lynx , чтобы заменить самолет, потерянный на леднике Фортуна, но он должен был прибыть только утром 25 апреля. «Конкэрору» был назначен новый район патрулирования в 70 милях к западу от Южной Георгии, однако из-за отказа его мачты связи он получил приказ только 24 апреля, когда «Санта-Фе» уже приближался к острову. [17]
Аргентинская подводная лодка успешно высадила подкрепление в Грютвикене , под безлунной облачностью, в предрассветные часы 25 апреля, и к 05:00 уже двинулась в путь. [15] Антрима Экипаж , в который входил лейтенант Крис Пэрри , ожидал, что Санта-Фе выгрузит свои войска под покровом темноты и отступит с первыми лучами солнца через залив Камберленд , не погружаясь под воду из-за угрозы айсбергов. Они предложили переоборудовать свой «Уэссекс» радаром, который был снят для перевозки SAS, и перехватить «Санта-Фе», когда она покидает бухту. Таким образом, капитан Янг перевел свои три военных корабля примерно в 25 милях к северо-востоку от залива Камберленд и подготовил свои вертолеты к противолодочным действиям. [18] Теперь в его распоряжении, помимо Антрима «Уэссекса» , были три «Осы» (один на борту «Плимута» и два на «Эндьюрансе» ) и две «Рыси» (на борту «Бриллианта» ). В 08:55 подводная лодка была обнаружена судном Антрима «Уэссекс» с помощью радара и атакована глубинными бомбами . Один заряд отскочил от палубы лодки, но другой взорвался рядом, разорвав левый балластный танк и пробив внешний топливный бак. Теперь, не имея возможности нырнуть, Бикаин был вынужден изменить курс на Грютвикен. [19]
Затем к «Уэссексу» присоединился «Рысь», которая выпустила торпеду Mark 46 , но это оружие было настроено на наведение на затопленные подводные лодки и безвредно прошло под своей целью. Затем к атаке присоединились «Осы», выпустившие ракеты АС-12 . Поскольку «Эндюранс» находилась намного ближе к месту боевых действий, ее «Осы» смогли перевооружиться и атаковать несколько раз, в то время как «Оса » Плимута смогла провести только одну атаку. Когда подводная лодка подошла к Грютвикену, аргентинские позиции у Кинг-Эдвард-Пойнт открыли огонь из винтовок и противотанковых ракет, а во время последней атаки «Осы» экипаж попытался защититься стрелковым оружием и как минимум одним пулеметом , но безрезультатно. Последняя выпущенная ракета нанесла наибольший ущерб, разрушив штандарты перископа и близлежащие насосы, а также ранив матроса, стоявшего у пулемета. К 11:00 искалеченный Санта-Фе снова был пришвартован у пирса Грютвикен, где его бросила команда. [20]
Исполнение
[ редактировать ]Когда Санта-Фе был выведен из строя, майор Шеридан решил, что аргентинцы будут деморализованы и что атаку следует предпринять немедленно. Однако его основные силы, рота М, все еще находились на борту «Тайдспринг» , в 200 милях отсюда. Скретч-отряд был объединен с различными силами на борту «Антрима» . В их число входили командный элемент роты М и минометный отряд, 2 подразделения САС и 2 подразделения управления и связи СБС, всего 79 человек. [21]
За ним последовал вертолет [22] нападение импровизированной группы спецназа и королевской морской пехоты с участием двух Королевского флота кораблей ( «Антрим» и «Плимут» ), проводивших демонстрацию военно-морской бомбардировки невысоких холмов напротив Грютвикена. Гарнизон в Грютвикене и экипаж выведенного из строя Санта-Фе сдался роте М, 42 коммандос , Королевской морской пехоты, через 15 минут в 17.15 по Гринвичу , хотя гарнизон в Лейт-Харборе под командованием лейтенант-коммандера Альфредо Астиса сдался на следующий день. . [23]

Аргентинский военнопленный , старшина военно-морского флота Феликс Артузо, член экипажа « Санта-Фе» , был по ошибке застрелен 26 апреля после того, как британский морской пехотинец подумал, что он саботирует подводную лодку. Похоронен на Грютвикенском кладбище. [24] [25]
Сообщение, получившее широкую огласку в Великобритании, было сделано командиром оперативной группы капитаном Брайаном Янгом после капитуляции в Грютвикене: [3]
- Будьте рады сообщить Ее Величеству, что Белый Прапорщик летает рядом с Юнион Джеком в Южной Георгии. Боже, храни королеву. [22]
После того как государственный министр обороны Джон Нотт зачитал это заявление журналистам на Даунинг-стрит , премьер-министр Маргарет Тэтчер призвала толпу « радоваться ».
Режиссер фильмов о дикой природе Синди Бакстон и ее помощница Энни Прайс, которые до вторжения снимали в изолированной части острова, были эвакуированы вертолетом с авианосца HMS Endurance 30 апреля.
В популярной культуре
[ редактировать ]Операция «Параке» является частью предыстории Чарльза Э. Гэннона романа «На краю света» , входящего в серию «Черный прилив», созданную Джоном Ринго .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Росситер 2007 , с. 195.
- ^ Фридман 2005 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б с «Капитан Брайан Янг» . Телеграф . 12 января 2010 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2019 г. Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Ван Дер Бейл 2007 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с Ван Дер Бейл 2007 , с. 47.
- ^ «Операция Паракват» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2012 г. Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ Росситер 2007 , стр. 189–199.
- ^ Ван Дер Бийл 2007 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Ван Дер Бейл 2007 , с. 51.
- ^ Браун 1987 , с. 99.
- ^ Росситер 2007 , стр. 216–219.
- ^ Браун 1987 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , стр. 204–205.
- ^ Jump up to: а б Майор Томми Тёртл, солдат SAS, принимавший участие в решающих операциях во время Фолклендской войны - некролог , The Daily Telegraph , 4 марта 2021 г., по состоянию на 6 марта 2021 г. (требуется подписка). Архивировано 6 марта 2021 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Шейна, Роберт Л. (1984). «Где были эти аргентинские подводные лодки?». Слушания . 110 (3). Военно-морской институт США : 115–120.
- ^ Фридман и Гамба-Стоунхаус 1991 , с. 222.
- ^ Фридман 2005 , с. 205.
- ^ Фридман 2005 , стр. 208–209.
- ^ Росситер 2007 , с. 224.
- ^ Браун 1987 , с. 103.
- ^ Фридман 2005 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б «Заметки о возвращении Южной Георгии». Архивировано 21 октября 2006 г. в Wayback Machine , Фонд Маргарет Тэтчер.
- ^ Росситер 2007 , стр. 189–233.
- ^ Эванс, Майкл (5 октября 2007 г.). «Морской пехотинец убил аргентинца во время войны на Фолклендских островах» . Времена . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 7 ноября 2020 г. .
- ↑ Могила Феликса Артузо. Архивировано 6 января 2014 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Росситер, Майк (2007). Потопить Бельграно . Бантам Пресс. ISBN 978-0593058428 .
- Браун, Дэвид (1987). Королевский флот и Фолклендская война . Ручка и меч. ISBN 978-0850520590 .
- Фридман, Лоуренс (2005). Официальная история Фолклендской кампании . Том. 2. Рутледж. ISBN 978-0-7146-5206-1 .
- Фридман, Лоуренс; Гамба-Стоунхаус, Вирджиния (1991). Сигналы войны: Фолклендский конфликт 1982 года . Библиотека наследия Принстона. ISBN 9780691636160 .
- Ван дер Бийл, Ник (2007). Победа на Фолклендских островах . Ручка и меч в стиле милитари. ISBN 978-1844154944 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2022 г. Проверено 6 ноября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Naval-History.Net - «Боевой атлас Фолклендской войны 1982 года» Гордона Смита
- «Лекция 8 Bells. Контр-адмирал Крис Пэрри: Фолклендская война и важность военно-морской корпоративной памяти» . Военно-морской колледж США / YouTube. 12 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 16 декабря 2019 г.
- «Морской контроль 74: Фолклендские острова, серия 5 - ОПС Южной Георгии» (подкаст). Центр международной морской безопасности. 13 апреля 2015 г.