Jump to content

Операция Черный Бак

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция Черный Бак на карте.

Операции Black Buck 1 Black Buck 7 представляли собой семь наземных атак на чрезвычайно большие расстояния, выполненные во время Фолклендской войны 1982 года бомбардировщиками Королевских ВВС (RAF) Vulcan ВВС Уоддингтонского крыла, в состав которых входили самолеты из , 44-й 50 и 101-й эскадрилий . против аргентинских позиций на Фолклендских островах . Пять миссий завершили атаки. Целью миссий было нападение на аэропорт Порт-Стэнли и связанные с ним оборонительные сооружения. Налеты на расстояние почти 6600 морских миль (7600 миль ; 12 200 км ) и 16 часов в пути туда и обратно были самыми дальними бомбардировками в истории того времени.

Рейды операции «Блэк Бак» проводились с острова Вознесения ВВС Великобритании , недалеко от экватора. Vulcan был разработан для миссий средней дальности в Европе, и ему не хватало дальности полета до Фолклендских островов без нескольких дозаправок. Самолеты-заправщики Королевских ВВС в основном представляли собой переоборудованные бомбардировщики Handley Page Victor с аналогичной дальностью полета, поэтому их тоже приходилось дозаправлять в воздухе. В общей сложности для двух «Вулканов» (одного основного и одного резервного) требовалось одиннадцать танкеров, что было непростой логистической задачей, поскольку все самолеты должны были использовать одну и ту же взлетно-посадочную полосу.

«Вулканцы» несли либо двадцать одну бомбу по 1000 фунтов (450 кг) внутри, либо две или четыре Шрайк противорадиолокационные ракеты « » снаружи. Из пяти завершенных рейдов «Блэк Бак» три были направлены против взлетно-посадочной полосы и оперативных объектов аэродрома Стэнли, а два других представляли собой антирадарные миссии с использованием ракет «Шрайк» против трехмерного радара дальнего действия Westinghouse AN / TPS-43 в районе Порт-Стэнли. . «Шрайки» попали в два менее ценных и быстро замененных вторичных радара управления огнем, что привело к некоторым жертвам среди аргентинских экипажей. Один «Вулкан» чуть не погиб, когда поломка его системы дозаправки вынудила его приземлиться в Бразилии.

В результате налетов взлетно-посадочной полосе был нанесен минимальный ущерб, а повреждения радаров были быстро устранены. На взлетно-посадочной полосе образовалась единственная воронка, что сделало невозможным использование аэродрома быстрыми самолетами. Аргентинская наземная бригада за сутки отремонтировала взлетно-посадочную полосу до уровня качества, подходящего для транспортных самолетов C-130 Hercules . Британцы знали, что взлетно-посадочная полоса по-прежнему используется. Было высказано предположение, что рейды «Блэк Бак» были предприняты Королевскими ВВС, потому что британские вооруженные силы были сокращены в конце 1970-х годов, и Королевские ВВС, возможно, хотели играть более важную роль в конфликте, чтобы предотвратить дальнейшие сокращения.

В начале 1980-х годов британское оборонное планирование было сосредоточено на в период Холодной войны конфронтации с Советским Союзом . Тем не менее, каждые шесть месяцев главы Минобороны рассматривали другие возможные зоны конфликта по всему миру, включая Фолклендские острова . Все пришли к единому мнению, что их невозможно защитить. [ 1 ] Ближайший аэродром, пригодный для операций, находился на острове Вознесения , британской территории в Южной Атлантике недалеко от экватора с единственной взлетно-посадочной полосой длиной 10 000 футов (3 000 м) на аэродроме Уайдэвейк , которая находилась на расстоянии 3 700 морских миль (4 300 миль; 6 900 км) от Великобритания и 6300 морских миль (7200 миль; 11700 км) от Фолклендских островов. [ 2 ] [ 3 ] Без самолетов, способных преодолевать большие расстояния, Королевские ВВС (RAF) не могли предусматривать проведение операций в Южной Атлантике. Действия в Южной Атлантике будут осуществляться Королевским флотом и британской армией , при этом роль ВВС будет ограничена Hawker Siddeley Nimrod морским патрульным самолетом , а логистическая поддержка базы в Вознесении будет Vickers VC10 и Lockheed C-130 Hercules осуществляться транспортными самолетами . . [ 1 ] [ 4 ]

Аргентинские коды были взломаны, и в марте 1982 года накопились предупреждения разведки о возможной активности Аргентины в Южной Атлантике. [ 5 ] [ 6 ] ВВС Великобритании начали изучать возможность проведения дальних операций с Avro Vulcan бомбардировщиками с использованием дозаправки в воздухе . [ 1 ] [ 4 ] В 1961 году самолет «Вулкан» совершил беспосадочный перелет из Великобритании на базу RAAF Ричмонд недалеко от Сиднея в Австралии, на гораздо большее расстояние. [ 7 ] но это было с заранее расставленными по маршруту воздушными танкерами, полет которых с Вознесения был бы невозможен. Все размышления на тот момент сводились к тому, как это можно сделать; на Фолклендских островах или в Аргентине не было выявлено никаких целей. [ 8 ]

После того как Аргентина вторглась на Фолклендские острова 2 апреля 1982 г. [ 6 ] Британское правительство решило вернуть их. [ 9 ]

Виктор танкисты

[ редактировать ]

Операции на дальние расстояния полностью зависели от парка танкеров Handley Page Victor K2 ВВС Великобритании. [ 10 ] Первоначально 34 «Виктора» были построены как бомбардировщики; 24 впоследствии были переоборудованы в танкеры. Один из них погиб в результате аварии в Мархаме 28 сентября 1976 года, в результате чего в ВВС осталось всего 23 человека. Это были единственные танкеры, находившиеся на вооружении Великобритании в апреле 1982 года; девять VC10 находились в процессе переоборудования в танкеры, но переоборудование первого было завершено только 22 июня. [ 11 ] Из них двенадцать были приписаны к 55-й эскадрилье и одиннадцать — к 57-й эскадрилье . [ 11 ]

Виктор XM717 (на Бермудских островах в 1984 г.)

Экипажи танкеров были хорошо подготовлены к своей роли в военное время, поскольку их роль в мирное время заключалась в дозаправке истребителей, поднятых в воздух в ответ на вторжения в британское воздушное пространство, обычно бомбардировщиков из Советского Союза со скоростью пять в неделю. [ 10 ] Однако дальние полеты над незнакомой южной частью Атлантического океана потребовали модернизации навигационного оборудования «Викторов», в частности установки Delco Carousel инерциальной навигационной системы и навигационной системы Omega . [ 12 ] Сами танкеры были способны дозаправляться в полете, а это означало возможность установки ретрансляторов самолетов. [ 13 ]

Первые пять «Викторов» были отправлены на Вознесение 18 апреля. На следующий день за ними последовали еще четверо. К концу месяца было развернуто еще шесть танкеров, в результате чего численность танкеров «Виктор» увеличилась до четырнадцати, поскольку один вернулся в Мархэм 26 апреля. Каждый из них был дозаправлен другим «Виктором» перед тем, как покинуть воздушное пространство Великобритании. Пока «Викторы» направлялись на Вознесение, их обычную миссию по дозаправке в воздухе выполняли ВВС США стратотанкеры Boeing KC-135 . Командир станции в Мархэме, капитан группы Дж.С.Б. Прайс, стал старшим офицером Королевских ВВС в Вознесении. Командир звена Д. У. Морис-Джонс принял на себя командование отрядом «Виктор» на острове Вознесения до 22 апреля, когда его сменил командир звена А. В. Боуман, командир 57-й эскадрильи. [ 14 ]

Первоначальные операции дальнего действия ВВС Великобритании включали использование самолетов Victor для разведки региона, окружающего остров Южная Георгия, в поддержку операции «Параке» - возвращения Южной Георгии. 20 апреля в 04:00 по местному времени «Виктор», пилотируемый командиром эскадрильи Дж. Дж. Эллиоттом, вылетел из Вознесения в сопровождении четырех вспомогательных танкеров для снабжения топливом для обратного путешествия. Еще одна эстафета из четырех танкеров доставила топливо на обратный путь. Еще две разведывательные миссии в район Южной Георгии были выполнены 22–23 и 24–25 апреля. [ 14 ] Эти миссии продемонстрировали способность танкерного флота «Виктор», вылетающего из Вознесения, поддерживать операции в Южной Атлантике. [ 13 ]

Вулканские бомбардировщики

[ редактировать ]
Бомбоотсек Vulcan XM598

«Вулкан» был последним из британских бомбардировщиков V, использовавшихся для бомбардировок, но к марту 1982 года осталось всего три эскадрильи: 44-я , 50-я и 101-я эскадрильи RAF . Все три должны были быть расформированы к 1 июля 1982 года. [ 15 ] Они базировались на авиабазе ВВС Уоддингтон в Великобритании и были приписаны к Организации Североатлантического договора (НАТО) для проведения ядерных операций; ни дозаправка в воздухе, ни обычные бомбардировки не практиковались в течение нескольких лет. [ 16 ] Запрос от 11 апреля контр-адмирала Сэнди Вудворда , командующего британской авианосной группой, направлявшейся на юг, о рекомендациях по целям для атаки на Фолклендских островах, привел к пересмотру возможности атак с использованием «Вулканов». Варианты атак на аэродромы и порты на материковой части Аргентины были отвергнуты как политически провокационные и вряд ли приведут к достойным результатам. Начальник штаба авиации , главный маршал авиации сэр Майкл Битэм утверждал, что угроза Вулкана заставит аргентинцев оставить истребители на севере Аргентины. [ 17 ]

Мысли объединились во время рейда на аэропорт Порт-Стэнли . Спорили, стоит ли оно затраченных усилий. Первоначально Битэм предложил атаку, в ходе которой один вулканец сбросит семь бомб массой 1000 фунтов (450 кг). Эта легкая бомбовая нагрузка сведет требования к дозаправке к минимуму. Однако испытания, проведенные на полигоне Гарви-Айленд, показали, что семи бомб будет недостаточно, но полная загрузка из двадцати одной бомбы с вероятностью 90 процентов оставит на взлетно-посадочной полосе одну воронку, а вероятность появления двух — 75 процентов. кратеры. Ожидалось также, что атака нанесет ущерб местам рассредоточения и самолетам, припаркованным поблизости. Чтобы свести к минимуму опасность со стороны зенитных орудий и ракет класса «земля-воздух» , налеты будут проводиться в ночное время, желательно в плохую погоду. Ущерб окружающей территории, включая, возможно, припаркованные самолеты, сделал бы рейд целесообразным. Хотя Комитет начальников штабов был убежден, что операция осуществима и имеет хорошие шансы на успех, гражданские лица в Министерство обороны не было столь уверено, и использование базы в Вознесении в наступательных целях имело политические последствия, поскольку технически Уайдэвейк был базой ВВС США. С Государственным департаментом США были проведены консультации, и он подтвердил, что не имеет возражений. Полномочия на проведение операции под кодовым названием «Черный Бак» были даны военным кабинетом 27 апреля. [ 18 ]

Vulcan XM607, совершивший первый рейд Black Buck.

Самой спорной частью плана было участие « Си Харриеров» из оперативной группы Вудворда. Одной из причин использования «Вулканов» была экономия ресурсов «Си Харриеров» для противовоздушной обороны военно-морских сил, однако план требовал от них проведения дневной фоторазведывательной вылазки над аэродромом с целью оценки ущерба. Если ими пришлось рисковать, то вместо этого были политические преимущества в их использовании для нападения на аэропорт. Контр-адмирал Дерек Реффелл предложил использовать «Харриеры» для подавления радаров аэродрома перед атакой на Вулкан в дополнение к проведению фоторазведки после атаки. 29 апреля Вудворду сообщили, что рейд «Блэк Бак» произойдет в 07:00 по Гринвичу и что он должен организовать фоторазведку, чтобы провести ее как можно скорее после этого. Вудворд дал понять, что если фоторазведка важна для Блэк Бака, то он рекомендует отменить Блэк Бака. На следующий день ему сообщили, что проект «Блэк Бак» был одобрен и что фоторазведка необходима не только для оценки ущерба, но и для опровержения обвинений Аргентины в неизбирательных бомбардировках. [ 19 ]

Вулканцы были выбраны на основе их двигателей; только модели с более мощными двигателями Bristol Olympus 301. подходящими считались [ 20 ] Было выбрано шесть самолетов: по два из 44-й, 50-й и 101-й эскадрилий. В данном случае ни один не использовался. Было выбрано пять экипажей: по одному из 44-й и 101-й эскадрилий, два из 50-й эскадрильи и один из недавно расформированной 9-й эскадрильи . [ 15 ] инструктор воздух-воздух из оперативного переоборудования, В состав каждого экипажа Vulcan во время выполнения оперативных задач добавлялся ответственный за подготовку личного состава для эксплуатации танкеров «Виктор»; этот офицер отвечал за контроль над контактами по дозаправке. [ 21 ]

Одной из самых сложных задач было восстановление заблокированной системы дозаправки в воздухе. Это включало замену 4-дюймовых (100 мм) обратных клапанов . Двадцать запасных частей находились на полке в RAF Stafford . [ 22 ] Пять самолетов были оснащены инерциальной навигационной системой «Карусель». AN/ALQ-101 Блоки электронного противодействия с самолета Blackburn Buccaneer на авиабазе RAF Honington были установлены на крыльях Vulcans на импровизированных пилонах с использованием точек крепления, первоначально предназначенных для ракет Skybolt . [ 23 ] Нижняя часть самолета была окрашена в темно-серый цвет. [ 15 ]

Реактивный двигатель Bristol Olympus 301, серийный номер 650179, в Музее авиации Центральной Финляндии . Это был четвертый (крайний правый) двигатель Vulcan XM612.

Хотя вулканцы были способны нести обычные боеприпасы, этого уже давно не делалось. Для перевозки двадцати одной бомбы «Вулкану» требовалось три комплекта бомбоносцев, каждый из которых вмещал по семь бомб. Их сброс контролировался панелью на штурманской станции, известной как 90-позиционная , которая контролировала электрические соединения каждой бомбы и, как утверждается, обеспечивала 90 различных последовательностей сброса 1000-фунтовых бомб. Ни один из вулканцев в Уоддингтоне не был оснащен бомбодержателями или 90-полосным механизмом. При обыске складов снабжения в Уоддингтоне и ВВС Великобритании в Скемптоне были обнаружены 90-панели, которые были установлены и испытаны, но найти достаточное количество семиместных бомбоносцев оказалось сложнее, и потребовалось как минимум девять. Кто-то вспомнил, что некоторые из них были проданы на свалку в Ньюарк-он-Трент , и их забрали оттуда. Обнаружить достаточное количество бомб также оказалось сложно: удалось обнаружить только 167 бомб. У некоторых были литые гильзы для бомб, а не механические, что было проблематично, поскольку они имели тенденцию разбиваться, а для этой миссии требовались бомбы, которые могли проникать в землю. [ 24 ] Обучение экипажей обычному бомбометанию и дозаправке в воздухе проводилось с 14 по 17 апреля, когда военные авиадиспетчеры из комплекта военной зональной службы (MAS) лондонского центра управления терминалом в Вест-Дрейтоне, Миддлсекс, взяли бомбардировщики Vulcan и Танкеры «Виктор» в 250 милях от Лендс-Энда в Атлантическом океане , где прошла большая часть их тренировок по дозаправке в воздухе, всегда ночью. [ 15 ]

Первые два вулканца под командованием командира эскадрильи Джона Рива и лейтенанта Мартина Уизерса покинули Уоддингтон в 09:00 по Гринвичу 29 апреля и прибыли в Уайдевейк в 18:00 по Гринвичу после беспосадочного девятичасового полета, во время которого они дважды дозаправлялись танкерами Victor. [ 25 ] [ 15 ] Два других вулканца впоследствии были переброшены в Уайдэвейк: один под командованием командира эскадрильи Аластера Монтгомери прибыл 14 мая, а другой, которым командовал командир эскадрильи Нил Макдугалл, 27 мая. Он провел испытания Martel противорадиолокационной ракеты , прежде чем был оснащен ракетой Shrike . [ 26 ] [ 27 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Миссия Цель Дата Первичный Вулкан Резервный Вулкан Примечания Ссылки
Блэк Бак 1 Взлетно-посадочная полоса аэропорта Порт-Стэнли 30 апреля – 1 мая XM598 (Рив) XM607 (Уизерс) Выполненный; В основной кабине самолета вскоре после взлета не удалось создать давление, ее заменили резервной. [ 15 ]
Блэк Бак 2 Взлетно-посадочная полоса аэропорта Порт-Стэнли 3–4 мая XM607 (Рив) XM598 (Монтгомери) Выполненный [ 27 ]
Блэк Бак 3 Взлетно-посадочная полоса аэропорта Порт-Стэнли 13 мая ХМ607 ХМ612 Отменено перед взлетом из-за погодных условий [ 27 ]
Блэк Бак 4 Зенитный радар 28 мая XM597 (МакДугалл) XM598 (Монтгомери) Отменен через 5 часов после начала полета из-за неисправности флота Victor. [ 27 ]
Блэк Бак 5 Зенитный радар 31 мая XM597 (МакДугалл) XM598 (Монтгомери) Выполненный [ 27 ]
Блэк Бак 6 Зенитный радар 3 июня XM597 (МакДугалл) XM598 (Монтгомери) Выполненный; основной самолет был вынужден переправиться в Бразилию из-за сломанного зонда дозаправки [ 28 ]
Блэк Бак 7 Магазины и самолеты аэропорта Порт-Стэнли 12 июня XM607 (Уизерс) XM598 (Монтгомери) Выполненный [ 28 ]

Черный Бак Один

[ редактировать ]
XM598 в RAF Косфорд

Первое внезапное нападение на острова, состоявшееся 30 апреля – 1 мая, стало первым значительным наступательным действием, предпринятым британскими войсками против аргентинских войск на Фолклендских островах. [ 29 ] Он был нацелен на главную взлетно-посадочную полосу аэропорта Порт-Стэнли. Неся двадцать одну 1000-фунтовую бомбу, бомбардировщик должен был пересечь линию взлетно-посадочной полосы под углом около 35 градусов. Система сброса бомб была рассчитана на последовательное сбрасывание бомб с высоты 10 000 футов (3 000 м), так чтобы хотя бы одна бомба попала на взлетно-посадочную полосу. [ 30 ] Vulcan Топливные баки могли вмещать 9200 британских галлонов (42000 л) весом 74000 фунтов (34000 кг) в четырнадцати герметичных баках, по пять в каждом крыле и четыре в фюзеляже. Судя по оценкам потребности «Вулкана» в топливе, одиннадцать танкеров «Виктор», включая два резервных самолета, были назначены для дозаправки единственного «Вулкана» до и после его нападения на Фолклендские острова. [ 31 ] Для миссии были назначены два вулканца: один под командованием Рива был ведущим, а другой под командованием Уизерса был резервом, который должен был вернуться на Вознесение после того, как Рив успешно завершит свою первую дозаправку в воздухе. [ 15 ] План предусматривал 15 боевых вылетов «Виктора» и 18 дозаправок в воздухе. [ 31 ] На тот момент это была самая длинная бомбардировка, когда-либо предпринятая. [ 32 ] ( Бомбардировщики B-2 Spirit превзошли этот рекорд во время операции «Несокрушимая свобода» 2001 года .) [ 33 ]

Одиннадцать «Викторов» и два «Вулкана» начали взлетать из Уайдэвейка в 23.50Z с интервалом в одну минуту, причем «Вулкан» Рива стартовал одиннадцатым, а Уизерс — последним. [ 15 ] [ 34 ] С полной загрузкой бомб и топлива, шестым членом экипажа и свежей краской «Вулканцы» значительно превышали расчетную максимальную взлетную массу в 204 000 фунтов (93 000 кг). На теплом острове Вознесения двигатели Bristol Olympus 301 должны были работать на 103 процентах номинальной мощности, чтобы вулканцы могли подняться в воздух. [ 32 ] Вскоре после взлета у Рива случилась неудача. Резиновое уплотнение на боковом окне «прямого обзора» капитана пришло в негодность. Не имея возможности закрыть или запечатать окно и создать давление в кабине экипажа, он был вынужден вернуться на Вознесение. У «Вулкана» не было возможности сбрасывать топливо, и он был слишком тяжел даже для аварийной посадки, поэтому экипаж был вынужден оставаться в воздухе в холодной и шумной кабине, пока не израсходуется достаточное количество топлива. Уизерс стал главным вулканцем. Через двадцать минут один из танкеров «Виктор» вернулся на Вознесение с неисправной системой заправочных шлангов, и его место занял резерв. [ 35 ]

Атакующий Вулкан семь раз дозаправлялся на обратном пути и один раз на обратном пути. Серые линии обозначают резервные самолеты для замены раненых.

За 34 минуты между первой и второй дозаправкой «Вулкан» Уизерса сжег 9200 фунтов (4200 кг) топлива со скоростью 16250 фунтов (7370 кг) в час. За все это время его вес ни разу не опустился ниже теоретического максимума. [ 36 ] В конце второй дозаправки еще два танкера оторвались и вернулись, сократив численность до трех: «Вулкан» Уизерса, «Виктор», которым пилотировал командир эскадрильи Боб Таксфорд, и «Виктор», которым управлял лейтенант Стив Биглендс. [ 37 ] Из-за нехватки топлива и проблем в полете с дозаправкой двум «Викторам» пришлось лететь южнее запланированного, сократив собственные запасы. На последнем этапе дозаправки вылет попал в сильную грозу, во время которой зонд дозаправки Биглендса вышел из строя. [ 38 ]

Таксфорд должен был вернуться после дозаправки с 64 000 фунтов (29 000 кг) топлива, в то время как Биглендс летел дальше на «Вулкане», но теперь Таксфорд занял место Биглендса. Быстрый подсчет показал, что ему не хватило топлива, чтобы вернуться на Вознесение. [ 39 ] Таксфорду выпало провести финальную дозаправку. Уизерс получил на 7000 фунтов (3200 кг) меньше, чем ожидал. Это означало, что на обратном пути для заправки он будет иметь в баках 7000 фунтов (3200 кг) вместо 14000 фунтов (6400 кг). [ 40 ]

Оставшись один, Уизерс полетел на Фолклендские острова. Он подошел к цели на малой высоте, снизившись до 300 футов (91 м), а затем набрал высоту 1000 футов (300 м) для запуска бомбы на расстоянии 40 миль (64 км) от цели. [ 32 ] Чтобы проверить их местоположение и свести к минимуму риск жертв среди гражданского населения, радар H2S был успешно зафиксирован на вершине горы Асборн высотой 2313 футов (705 м) , в 33 милях (53 км) к западу от Стэнли, прежде чем автоматизированная система управления бомбардировкой была отключена. помолвлен. [ 41 ] Последний заход на посадку Уизерс совершил на высоте 10 000 футов (3 000 м) со скоростью 330 узлов (610 км/ч). Электронные средства противодействия «Вулкана» подавили радарные системы, управляющие обороняющимися зенитными пушками «Скайгард ». Была сброшена двадцать одна бомба. Когда все ушли, Уизерс повел «Вулкан» в крен на 60 градусов влево, подвергнув экипаж воздействию 2 g (20 м/с). 2 ), вдвое превышающую силу тяжести. [ 42 ] «Си Харриеры» 801-й морской авиационной эскадрильи (NAS) находились в готовности на борту авианосца HMS Invincible для защиты «Вулкана», но в них не было необходимости, поскольку во время атаки в этом районе не было аргентинских самолетов. [ 43 ] «Си Харриеры» вступили в бой вскоре после рейда на Вулкан. Два самолета пролетели над аэропортом Порт-Стэнли, чтобы сфотографировать ущерб, нанесенный «Вулканом». [ 44 ]

Уизерс покинул аэродром и направился почти точно на север, к запланированной встрече с «Виктором» где-то недалеко от бразильского побережья недалеко от Рио-де-Жанейро . Проходя мимо британской оперативной группы, экипаж подал кодовое слово «superfuse», указывающее на успешную атаку в 0746Z. [ 27 ] Их путешествие продолжилось в пределах досягаемости побережья Южной Америки до места встречи с «Виктором», которым пилотировал командир эскадрильи Барри Нил. После обращения в управление с обновленной информацией танкер был отправлен дальше на юг. Чтобы помочь объединить два самолета, один из двух морских разведывательных самолетов Nimrod компании Ascension вылетел из Уайдэвейка в этот район. Без системы дозаправки в воздухе он не смог продержаться долго. [ 45 ] Таксфорд, который продолжал сохранять радиомолчание, чтобы не поставить под угрозу миссию, уловил «сверхпредохранительный» сигнал и обратился к Вознесению с просьбой о помощи. [ 46 ] «Виктор», которым управлял командир его эскадрильи, командир звена Колин Сеймур, вылетел ему навстречу и дозаправил «Виктор» Таксфорда, что позволило ему вернуться на Вознесение через 14 часов и 5 минут после его ухода. Тем временем с помощью «Нимрода» Уизерс встретился с Нилом, и все три самолета благополучно вернулись на Вознесение. [ 47 ] Уизерс приземлился на отметке 14:52Z. [ 27 ]

Бомбардировщик «Вулкан» заходит на посадку на острове Вознесения в сумерках.

Вскоре после этого штаб Нортвуда получил сообщение «сверхвзрыв» от 08:30Z и Министерства обороны. Битэму сообщил его заместитель, вице-маршал авиации Кеннет Хэйр . Часом позже [ 48 ] Новость о бомбардировке была передана Всемирной службой Би-би-си еще до того, как «Вулкан» или последний танкер вернулся на Вознесение. [ 49 ] Предполагается, что в результате обстрела в аэропорту погибли трое аргентинских сотрудников и еще несколько получили ранения. Одна бомба взорвалась на взлетно-посадочной полосе и образовала большую воронку, которую оказалось трудно устранить, а другие бомбы нанесли незначительный ущерб самолетам и оборудованию. Укороченная взлетно-посадочная полоса осталась в действии. [ 50 ]

Позже тем же утром двенадцать «Си Харриеров » 800-й военно-морской авиационной эскадрильи были отправлены с авианосца HMS Hermes для атаки целей на Восточном Фолкленде. [ 51 ] Девять самолетов нанесли удар по аэропорту Порт-Стэнли и сбросили 27 бомб на аэродром и его оборону. Бомбы подожгли запас топлива и, возможно, слегка повредили взлетно-посадочную полосу. [ 44 ] В один из «Си Харриеров» попал 20-мм зенитный снаряд, повредивший его киль и хвостовое оперение; самолету удалось вернуться в «Гермес» и быстро отремонтировать. [ 52 ] Штаб ПВО Аргентины неверно оценил потери британцев: было уничтожено три самолета. [ 44 ]

Остальные три 800 «Си Харриеров» NAS атаковали аэродром в Гуз-Грин кассетными бомбами вскоре после налета на Порт-Стэнли, в результате чего один «Пукара» был уничтожен , а еще два серьезно повреждены. Пилот уничтоженного самолета и пятеро обслуживающего персонала погибли. Ни один из двух поврежденных самолетов больше не летал. [ 53 ] Три британских самолета не встретили никакого сопротивления и благополучно вернулись в «Гермес» . [ 52 ] После дозаправки самолетов 800 ВМС приступили к запуску «Си Харриеров» в боевые вылеты по воздушному патрулированию. [ 52 ] На протяжении всей операции 801 NAS поддерживала боевое воздушное патрулирование из четырех самолетов к востоку от Порт-Стэнли. [ 43 ]

8 октября 1982 года Уизерс был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками за участие в боевых действиях. [ 54 ] и его экипаж — летный офицер П.И. Тейлор (второй пилот), летный лейтенант Р.Д. Райт (радиолокационный прокладчик), летный лейтенант Г.К. Грэм (штурман), летный лейтенант Х. Прайор (офицер по бортовой электронике) и летный лейтенант Р.Дж. Рассел (воздух-воздух). -инструктор-дозаправщик в воздухе) — упоминались в донесениях . [ 55 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 56 ] Таксфорд был награжден Крестом ВВС . [ 57 ] а его экипаж - командир эскадрильи Э. Ф. Уоллис, лейтенант М. Е. Бир, лейтенант Дж. Н. Кибл и лейтенант Г. Д. Рис - получили благодарность королевы за ценную службу в воздухе . [ 46 ] [ 55 ] [ 56 ]

Черный Бак Два

[ редактировать ]

В ночь с 3 на 4 мая «Вулканец», которым управлял командир эскадрильи Джон Рив, и его команда из 50-й эскадрильи выполнили миссию, почти идентичную первой. [ 27 ] На этот раз «Вулкан», пилотируемый командиром эскадрильи Аластером Монтгомери, действовал в качестве резервного самолета, но в этом не было необходимости. [ 58 ] Как и в случае с Black Buck One, подход к Порт-Стэнли на последних 200 морских милях (370 км; 230 миль) осуществлялся на малой высоте, с финальным «всплыванием» на большую высоту, 16 000 футов (4900 м). для запуска бомбы, чтобы избежать теперь полной боевой готовности аргентинской противовоздушной обороны, [ 27 ] особенно аргентинские «Роланд» ракеты класса «земля-воздух» . В результате все бомбы не долетели до взлетно-посадочной полосы. Об этом не было известно несколько дней, поскольку погодные условия не позволяли провести фоторазведку. [ 59 ] По данным аргентинских источников, которые также подтверждают удары в районе западного конца взлетно-посадочной полосы, двое аргентинских солдат были ранены. [ 60 ] Кратеры на западном конце взлетно-посадочной полосы не позволили аргентинским инженерам расширить ее настолько, чтобы она могла принимать высокопроизводительные боевые самолеты. [ 32 ] Взлетно-посадочная полоса по-прежнему использовалась «Геркулесом» и легкими транспортными самолетами, что позволяло аргентинцам доставлять критически важные грузы и эвакуировать раненых. [ 61 ]

Черный Бак Три

[ редактировать ]

После Black Buck Two в операциях Vulcan произошел перерыв, поскольку танкеры были необходимы для поддержки миссий по поиску подводных лодок, проводимых Nimrods; Каждый вылет «Нимрода» для защиты оперативной группы ВМФ требовал 18 вылетов танкеров поддержки. [ 62 ] Два вулканца вернулись в Уоддингтон 7 мая, но один был переведен в Уайдевейк 15 мая, чтобы стать основным самолетом Black Buck Three. Другой самолет, прибывший из Уоддингтона 14 мая, был резервным самолетом для миссии. Запланированный на 16 мая рейс Black Buck Three был отменен перед взлетом из-за сильного встречного ветра. Два вулканца вернулись в Уоддингтон 20 и 23 мая. [ 32 ] [ 27 ]

Черный Бак Четыре

[ редактировать ]
XM597 хранится в Национальном музее авиации в Ист-Фортуне и демонстрирует маркировку двух миссий «Блэк Бак» и интернирования в Бразилии.

Миссия Black Buck Four должна была стать первой, в которой использовались поставленные американцами противорадиолокационные ракеты «Шрайк», которые были установлены на «Вулканах» с помощью импровизированных подкрыльевых пилонов. Это оружие ранее вулканцами не использовалось, но подготовка к его установке на самолет и программа испытаний были завершены всего за десять дней. Вулканцы, оснащенные Shrike, позволяли Vulcan нести дополнительные 16 000 фунтов (7300 кг) топлива в баках бомбового отсека. [ 32 ] что увеличило их дальность действия и сократило количество дозаправок, необходимых во время полета на Фолклендские острова, до четырех. [ 63 ]

Основным самолетом был «Вулкан», которым пилотировали командир эскадрильи Нил Макдугалл и его команда из 50-й эскадрильи, прибывшие в Уайдевейк 27 мая, а Монтгомери управлял резервным самолетом. Миссия была запланирована на 28 мая, но также была отменена, но всего через пять часов после вылета. У одного из вспомогательных самолетов-заправщиков «Виктора» вышел из строя шланговый тормозной блок дозаправки, и рейс пришлось отозвать. [ 27 ]

Черный Бак Пять

[ редактировать ]

Black Buck Five пилотировал Макдугалл, а Монтгомери повторил его роль пилота резервного самолета. Это была первая завершенная противорадиолокационная миссия, оснащенная ракетами «Шрайк». Основной целью был Westinghouse AN/TPS-43 3D-радар дальнего действия , который ВВС Аргентины развернули в апреле для охраны воздушного пространства вокруг Фолклендских островов. Предупреждение, которое дал этот радар, позволило аргентинским защитникам скрыть мобильные пусковые установки ракет Exocet. Это также предупредило аргентинские транспортные средства «Геркулес» о необходимости продолжать использовать взлетно-посадочную полосу в Стэнли. Атака на радар ракетами «Шрайк» могла быть успешной только в том случае, если целевой радар продолжал передавать данные до тех пор, пока не будет нанесен удар, поэтому рейд «Си Харриер» был организован так, чтобы совпасть с атакой, чтобы заставить обороняющихся включить радар. В 08:45 по нему были запущены два «Шрайка». Первая ракета попала на расстояние от 10 до 15 ярдов (от 9,1 до 13,7 м) от цели, причинив незначительные повреждения от взрыва, но не выведя из строя радар. Вторая ракета промахнулась с большим отрывом. [ 27 ] [ 64 ]

Блэк Бак Шесть

[ редактировать ]
AGM -45 Shrike Противорадиационная ракета на тележке.

3 июня на Black Buck Six летал Макдугалл, чей Vulcan теперь был вооружен четырьмя ракетами Shrike вместо двух. Монтгомери снова управлял резервным самолетом. Макдугалл слонялся над целью 40 минут, тщетно пытаясь поразить не включенный AN/TPS-43. аргентинской армии Наконец, экипаж выпустил два из четырех «Шрайков», которые уничтожили радар управления огнем Skyguard 601-го зенитного дивизиона , убив четырех операторов радара. [ 28 ]

На обратном пути Макдугалл был вынужден переправиться в Рио-де-Жанейро после того, как у него сломался зонд для дозаправки в полете. Одна из ракет, которые он нес, была сброшена в океан, чтобы уменьшить сопротивление, а другая осталась застрявшей на пилоне и не могла быть выпущена. Секретные документы, содержащие секретную информацию, были сброшены в море через люк экипажа, и был отправлен сигнал «Первомай». [ 28 ] [ 65 ] Два истребителя Northrop F-5E Tiger II из 2-й эскадрильи 1-й истребительной авиационной группы ВВС Бразилии поднялись в воздух с аэродрома Санта-Крус и перехватили «Вулкан». [ 66 ] Бразильские власти разрешили самолету приземлиться в аэропорту Галеан, и у него осталось менее 2000 фунтов (910 кг) топлива, чего недостаточно для завершения обхода аэропорта. [ 28 ]

Это был потенциально смущающий международный инцидент, поскольку выяснилось, что Соединенные Штаты поставили британцам ракеты «Шрайк». Британские дипломаты вели переговоры об освобождении «Вулкана» и его экипажа, интернированных на базе ВВС Галеан . 4 июня была заключена сделка, согласно которой они будут переданы в обмен на запасные части для вертолетов Westland Lynx . [ 67 ] Бразилия оказалась под давлением Аргентины, и США согласились вмешаться, чтобы сохранить секреты ракеты «Шрайк». Экипажу и самолету разрешили вылететь на Вознесение 10 июня. Там был установлен новый дозаправочный зонд, и 13 июня самолет вылетел обратно в Уоддингтон. [ 28 ] Оставшаяся ракета «Шрайк» осталась в Бразилии. [ 66 ] [ 68 ]

Блэк Бак Семь

[ редактировать ]

Последний полет Black Buck был выполнен 12 июня Уизерсом с тем же экипажем, что и для Black Buck One, за исключением того, что инструктором по дозаправке в воздухе вместо Рассела выступал лейтенант Питер Стэндинг. Монтгомери снова управлял резервным самолетом. На этот раз миссия нацелилась на позиции и объекты аргентинских войск вокруг аэропорта, а не на взлетно-посадочной полосе. [ 28 ] Бомбы были слиты по ошибке и взорвались при ударе; Конец войны был близок, и предполагалось, что они произведут воздушный взрыв , чтобы уничтожить самолеты и запасы, не повредив взлетно-посадочную полосу, которая вскоре понадобится для операций RAF Phantom FGR.2 после возвращения Фолклендских островов. [ 69 ] В результате все 21 бомба не попала в намеченные цели. [ 69 ] Через два дня сухопутные войска Аргентины сдались. [ 70 ]

Фотография аэропорта Порт-Стэнли, сделанная с воздуха. В центре видны кратеры от бомб Black Buck One. Кратеры Черного Бака-2 более отчетливо видны слева.

Военная эффективность Black Buck остается спорной, некоторые независимые источники описывают ее как «минимальную». [ 71 ] Взлетно-посадочная полоса продолжала использоваться аргентинскими транспортными самолетами C-130 Hercules до конца войны, хотя после 1 мая было доставлено только 70 тонн (69 длинных тонн) припасов и 340 военнослужащих, а после 4 мая ранние полеты были приостановлены. поскольку миссии Black Buck происходили рано утром. [ 61 ] Вудворд заявил, что он «полностью ожидал», что полеты Hercules продолжатся после Black Buck One, но в то время его «не слишком заботило это», поскольку, в отличие от быстрых самолетов, они не представляли прямой угрозы военно-морским силам. [ 72 ] Британцы знали, что самолеты «Геркулеса» продолжали использовать аэродром, и попытались воспрепятствовать этим полетам, что привело к сбитию «Геркулеса» 1 июня. [ 73 ] Учитывая отсутствие влияния аэропорта на конечный результат кампании, нападение британцев на аэропорт Стэнли было сомнительным. [ 74 ]

Планирование рейда предусматривало запуск бомбы под углом 35 ° через взлетно-посадочную полосу с целью разместить на взлетно-посадочной полосе хотя бы одну бомбу, а возможно, и две. [ 18 ] Основная цель при этом заключалась в том, чтобы предотвратить использование взлетно-посадочной полосы быстрыми самолетами; в этом отношении рейд прошел успешно, поскольку ремонт взлетно-посадочной полосы был провален, и впоследствии произошло несколько аварий. Тот факт, что британские войска смогли прорвать ПВО Аргентины и атаковать аэродром, имел желаемый эффект в плане предотвращения использования быстроходными самолетами взлетно-посадочной полосы Порт-Стэнли, поскольку аргентинское военное командование не могло рисковать размещением своих быстроходных самолетов и инфраструктуры, необходимой для их эксплуатации. на островах, если их можно уничтожить на земле, независимо от эксплуатационного состояния взлетно-посадочной полосы. Адмирал Вудворд считал жизненно важным не допустить использования быстроходными самолетами Порт-Стэнли, чтобы уменьшить угрозу воздушного нападения на британские авианосцы. Начиная с 1 мая, Королевский флот атаковал Порт-Стэнли с помощью воздушных бомбардировок «Си Харриеров» и бомбардировок с моря, чтобы помешать ремонтным работам Аргентины. [ 75 ] Аргентинцы в течение дня покинули взлетно-посадочную полосу, засыпанную грудами земли, что привело к утверждениям, что это заставило британскую разведку предположить, что ремонт все еще продолжается, и ввело британцев в заблуждение относительно состояния аэродрома и успеха их налетов. [ 71 ]

Командир Найджел (Шарки) Уорд , командир 801 NAS, летавший на «Си Харриере» для защиты «Блэк Бак Один» от атаки истребителей, резко критиковал операцию «Блэк Бак». Он подсчитал, что при количестве топлива, израсходованном Black Buck One на сброс 21 бомбы, которое, по его оценке, составляет 1 800 000 литров (400 000 имп галлонов) при стоимости в 3,3 миллиона фунтов стерлингов, авианосные «Си Харриеры» могли бы совершить 785 боевых вылетов. это позволило бы доставить 2357 бомб. [ 76 ] Уорд назвал пропагандой британских ВВС утверждение о том, что рейды привели к страху перед нападениями на материк:

Разумеется, позже для оправдания этих миссий использовалась пропаганда: « Миражи III были переброшены из Южной Аргентины в Буэнос-Айрес, чтобы усилить там оборону после набегов вулканцев на острова». Судя по всему, логика этого заявления заключалась в том, что если «Вулкан» сможет поразить Порт-Стэнли, то [ sic ] Буэнос-Айрес также окажется в пределах досягаемости и будет уязвим для подобных атак. Я никогда не соглашался с этой чушью. Один или два вулканца, порвавшихся в атаку на Буэнос-Айрес без поддержки истребителей, были бы быстро расстреляны к черту. [ 77 ]

Нет никаких доказательств того, что Mirage III были выведены из южной Аргентины для защиты Буэнос-Айреса. 29 апреля аргентинские радары в Пуэрто-Сан-Хулиан обнаружили предполагаемый британский воздушный удар, и самолеты оттуда были переброшены на Комодоро-Ривадавия , но они все еще оставались на юге Аргентины. [ 78 ]

Британцы намеревались убедить аргентинские войска в неизбежности десанта на Порт-Стэнли, и адмирал Вудворд рассматривал Black Buck One как важный вклад в эти усилия, наряду с морскими атаками и усилиями по обману. [ 79 ] Автор 607 Vulcan Роуленд Уайт утверждал, что вице-адмирала Хуана Ломбардо заставили поверить, что Black Buck One был прелюдией к полномасштабной высадке британцев. В результате он приказал контр-адмиралу Гуальтеру Алларе [ эс ] , командующему аргентинским морским флотом, немедленно атаковать британский флот. Эта атака приняла форму клещевого движения с участием легкого крейсера ARA General Belgrano на юге и авианосца ARA Veinticinco de Mayo на севере. 2 мая «Генерал Бельграно» был потоплен подводной лодкой HMS Conqueror . После этого ВМС Аргентины отошли в территориальные воды и больше не принимали участия в конфликте. [ 80 ]

Исследование Корпуса морской пехоты США пришло к выводу, что:

Наиболее критическое суждение об использовании «Вулканов» основано на аргументе, что их использование было «... в основном для того, чтобы доказать, что [военно-воздушные силы] должны были сыграть какую-то роль, а не для того, чтобы ни в малейшей степени помочь в бою». Это иллюстрирует практику вооруженных сил активно искать «часть действия» при возникновении конфликта, даже если их возможности или задачи несовместимы с обстоятельствами конфликта. Использование Black Buck в качестве примера показывает, что последствия этой практики могут быть тривиальными, а результаты не стоят затраченных усилий. [ 71 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Белый 2012 , с. 35.
  2. ^ Фридман 2005 , стр. 62–63.
  3. ^ Брайс, Норман (12 мая 2022 г.). «Дозаправка в воздухе в Фолклендской войне» . Музей РАФ . Проверено 29 августа 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , стр. 274–275.
  5. ^ Миллер, Грег (11 февраля 2020 г.). «Как ЦРУ десятилетиями использовало шифровальные устройства Crypto AG для шпионажа за странами» . Вашингтон Пост . Проверено 26 марта 2020 г. .
  6. ^ Jump up to: а б Лебоу 2007 , стр. 68–70.
  7. ^ «Реактивный бомбардировщик «Вулкан» побил рекорд Англии и Австралии» . Канберра Таймс . Австралийская столичная территория, Австралия. 22 июня 1961 г. с. 1 . Проверено 26 марта 2020 г. - через Trove.
  8. ^ Уайт 2012 , стр. 62–63.
  9. ^ Фридман 2005 , стр. 15–20.
  10. ^ Jump up to: а б Уайт 2012 , стр. 85–86.
  11. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986 , с. 393.
  12. ^ Уайт 2012 , стр. 119–121.
  13. ^ Jump up to: а б Уайт 2012 , стр. 150–157.
  14. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986 , стр. 393–394.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Берден и др. 1986 , с. 363.
  16. ^ Уайт 2012 , стр. 89–90, 123–126.
  17. ^ Фридман 2005 , с. 275.
  18. ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , стр. 275–277.
  19. ^ Фридман 2005 , стр. 278–279.
  20. ^ Белый 2012 , с. 74.
  21. ^ Брукс 2009 , с. 69.
  22. ^ Уайт 2012 , стр. 74–75.
  23. ^ Уайт 2012 , стр. 148–149.
  24. ^ Уайт 2012 , стр. 126–127.
  25. ^ Уайт 2012 , стр. 237–240.
  26. ^ Уайт 2012 , стр. 365–366.
  27. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Берден и др. 1986 , с. 365.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Берден и др. 1986 , с. 367.
  29. ^ Фридман 2005 , стр. 274–277.
  30. ^ Уайт 2012 , стр. 252–253.
  31. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986 , с. 394.
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж «Операция Черный Бак» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 20 декабря 2013 г.
  33. ^ Хоулман, Дэниел Л. (21 ноября 2016 г.). «44 часа» . Журнал Воздушно-космических войск . Том. 99, нет. 12 . Проверено 1 мая 2023 г.
  34. ^ Уайт 2012 , стр. 266–267.
  35. ^ Уайт 2012 , стр. 267–270.
  36. ^ Белый 2012 , с. 280.
  37. ^ Белый 2012 , с. 285.
  38. ^ Уайт 2012 , стр. 291–296.
  39. ^ Уайт 2012 , стр. 300–302.
  40. ^ Уайт 2012 , стр. 306–311.
  41. ^ Уайт 2012 , стр. 318–320.
  42. ^ Уайт 2012 , стр. 324–328.
  43. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986 , с. 210.
  44. ^ Jump up to: а б с Миддлбрук 2009 , с. 78.
  45. ^ Уайт 2012 , стр. 338–341.
  46. ^ Jump up to: а б Берден и др. 1986 , с. 395.
  47. ^ Уайт 2012 , стр. 344–348.
  48. ^ Белый 2012 , с. 337.
  49. ^ Белый 2012 , с. 343.
  50. ^ Миддлбрук 2009 , стр. 77–78.
  51. ^ Берден и др. 1986 , с. 193.
  52. ^ Jump up to: а б с Берден и др. 1986 , с. 194.
  53. ^ Миддлбрук 2009 , с. 79.
  54. ^ «№49134» . Лондонская газета (1-е приложение). 8 октября 1982 г. с. 12854.
  55. ^ Jump up to: а б Уайт 2012 , стр. 367–368.
  56. ^ Jump up to: а б «№49134» . Лондонская газета (1-е приложение). 8 октября 1982 г. с. 12856.
  57. ^ «№49134» . Лондонская газета (1-е приложение). 8 октября 1982 г. с. 12855.
  58. ^ «XM598» (PDF) . Музей Королевских ВВС в Косфорде . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 5 февраля 2009 г.
  59. ^ Фридман 2005 , стр. 296–297, 301.
  60. ^ «Мальвинский конфликт» (на испанском языке). Аргентинские ВВС. Архивировано из оригинала 1 июня 2008 года. Этот полет состоялся в 05:33 утра над БАМом Мальвинских островов, пролетел над ним в направлении С-СВ и сбросил семнадцать бомб с задержкой до двух часов, которые упали под углом 45 градусов от голова 08, но не затронула взлетно-посадочную полосу, хотя и слегка ранила двух солдат аргентинской армии. Эта миссия была завершена в 05:33 над БАМом Мальвинских островов, пролетев над ним в направлении С-СВ и сбросив семнадцать бомб с задержкой вверх. до двух часов, который ударил под углом 45° от заголовка 08, но не затронул взлетно-посадочную полосу, хотя и слегка ранил двух солдат аргентинской армии.
  61. ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , с. 421.
  62. ^ Брукс 2009 , с. 77.
  63. ^ Брукс 2009 , стр. 78–79.
  64. ^ Фридман 2005 , с. 542.
  65. ^ Уайт, Роуленд (25 января 2016 г.). «Когда Королевские ВВС отправились в Рио» . Бразильский провод . Проверено 28 мая 2018 г.
  66. ^ Jump up to: а б «Black Buck 6 — Боевая задача, завершившаяся в Рио-де-Жанейро» . ВВС (на португальском языке). Нет. 49. Январь 2008. Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 26 мая 2018 г.
  67. ^ Фридман 2005 , стр. 542–543.
  68. ^ Бэдси 2013 , стр. 161–162.
  69. ^ Jump up to: а б Фридман 2005 , с. 631.
  70. ^ Фридман 2005 , стр. 652–653.
  71. ^ Jump up to: а б с «Наступательные воздушные операции Фолклендской войны» . GlobalSecurity.org . Проверено 23 мая 2018 г.
  72. ^ Вудворд 1992 , стр. 138.
  73. ^ Уорд 2000 , с. 302.
  74. ^ Шилдс 2021 , стр. 170–171.
  75. ^ Вудворд 1992 , стр. 138–139.
  76. ^ Уорд 2000 , стр. 246.
  77. ^ Уорд 2000 , стр. 247–248.
  78. ^ Шилдс 2021 , стр. 214–215.
  79. ^ Вудворд 1992 , стр. 132.
  80. ^ Уайт 2012 , стр. 364–365.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 038559187c931d347b5d0489d0384a0c__1717475460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/0c/038559187c931d347b5d0489d0384a0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Black Buck - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)