800-я морская авиационная эскадрилья
800-я морская авиационная эскадрилья | |
---|---|
![]() Значок эскадрильи | |
Активный |
|
Страна | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Тип | Летающая эскадрилья |
Часть | Авиация флота |
Девиз (ы) | Никогда неподготовленный ( на латыни «Никогда не будь неподготовленным») |
Командиры | |
Примечательный командиры | Лейтенант-коммандер Раймонд Лиго (1954–55) |
800-я военно-морская авиационная эскадрилья эскадрилья Королевского военно-морского флота, — авианосная сформированная 3 апреля 1933 года путем объединения звеньев № 402 и 404 (Fleet Fighter).
История
[ редактировать ]1930-е годы
[ редактировать ]Первоначально эскадрилья была оснащена девятью одноместными истребителями Hawker Nimrod и тремя двухместными истребителями Hawker Osprey, которые выполняли функции навигационных лидеров для Nimrods. Он служил на борту HMS Courageous во флоте Метрополии . В 1935–1936 годах авианосец и эскадрилья действовали в Средиземноморье . В ноябре 1938 года эскадрилья перевооружилась на Blackburn Skua и приняла их на борт HMS Ark Royal . Skua представлял собой пикирующий бомбардировщик, выполнявший второстепенную роль истребителя, позволяющий уничтожать или уводить самолеты-разведчики противника. [1]
В 1939 году 800-я эскадрилья летала в основном на Blackburn B-24 Skuas и на нескольких Blackburn Rocs из Ark Royal . эскадрилья была передана под управление Адмиралтейства 24 мая 1939 года .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время немецкого вторжения в Норвегию в 1940 году, базировавшись на авиабазе Королевского флота Хатстон , Киркуолл , Оркнейские острова , 800-я и 803- я эскадрильи бомбили с пикирования немецкий крейсер «Кенигсберг» в Бергене 10 апреля 1940 года, 800-я эскадрилья предоставила пять поморников отряду, потопившему Кенигсберг . [2] Позже в том же месяце эскадрилья отправилась на борт «Арк Ройал» , при этом авианосец обеспечивал прикрытие с воздуха флота и войск союзников. По данным 800-й эскадрильи Skua, шесть бомбардировщиков Heinkel He 111 сбиты и еще один, вероятно, уничтожен. [3] 13 июня 1940 года «Арк Ройал» начал атаку пикирующим бомбардировщиком немецкого линкора «Шарнхорст» , находившегося в ремонте в Тронхейме , при этом 800-я эскадрилья потеряла четыре «Поморника» из шести, командир эскадрильи капитан Р.Т. Партридж, Р.М. был взят эскадрилья была взята в плен в плен , а 803-я . Эскадрилья потеряла четыре «Поморника» из девяти. [4] В июле 1940 года эскадра участвовала в нападении на французский флот у Оран . Два бомбардировщика SM.79 были сбиты у берегов Сардинии .
Эскадрилья была перегруппирована с «Фейри Фулмарс» в Гибралтаре в апреле 1941 года, совершив два полета на HMS Victorious для поиска « Бисмарка » и на «Аргус» . После перегруппировки позже в том же году эскадрилья присоединилась к «Фьюриосу» для атаки на Петсамо , а после Вест-Индии на борту «Индомитэбл» была задействована в операциях на Мадагаскаре.
Hawker Sea Hurricanes были получены в 1942 году и приняли участие в высадке десанта в Северной Африке у Битера в ноябре 1942 года. В июле 1943 года эскадрилья стала первой эскадрильей ФАУ, оснащенной Grumman Hellcat . Эскадрилья, действовавшая с базы «Император», обеспечивала сопровождение «Фейри Барракуд» в апреле 1944 года во время атак на «Тирпиц» в Альта-фьорде, Норвегия.
1950-е годы
[ редактировать ]
Во время Корейской войны эскадрилья и ее самолеты Seafire F.47 находились на борту HMS Triumph , и их первой операцией стал удар 12 самолетов Seafires и 9 Fairey Fireflies по аэродрому Хэджу 3 июля 1950 года. Из-за своей малой дальности действия Seafires часто поставлена задача боевого воздушного патрулирования над флотом. Во время высадки в Инчхоне в сентябре 1950 года «Сифайры» выполняли вооруженные разведывательные вылеты и обнаруживали бомбардировочные крейсеры. Но к концу месяца в составе №800 было всего три исправных самолета, а замены на Дальнем Востоке не было. Неизбежное количество аварий при приземлении и совокупных повреждений планера от напряжений означало конец срока службы Seafire. Во время Корейской войны эскадрилья совершила 245 наступательных патрулей и 115 боевых вылетов, прежде чем «Триумф» был заменен «Тесеем» с его «Морскими фуриями» и «Фейри Светлячками».

В августе 1951 года Supermarine Attacker поступил на вооружение эскадрильи в Форде, Западный Суссекс , а затем перешел на борт HMS Eagle . Это был первый реактивный истребитель, стандартизированный в эскадрильях первой линии ВВС флота, и к 1953 году эскадрилья была модернизирована до версии Attacker FB.2, но в следующем году Attacker был выведен из боевой службы и передан в учебные и резервные подразделения. Затем в июле 1954 года 800 NAS были повторно введены в строй с самолетами Armstrong Whitworth Sea Hawk присоединились к недавно введенному в строй Ark Royal FB.3, а в следующем году . Как и другие подразделения FAA Sea Hawk того времени, эта эскадрилья использовала более поздние марки Sea Hawk, когда они стали доступны, кульминацией которых стал FGA.6. В 1950-х годах хвосты самолетов 800-х годов обычно окрашивались в красный цвет, и это превратилось в направленный вперед красный наконечник стрелы со скрещенными мечами над желтым трезубцем в центре.
1960-е годы
[ редактировать ]800 NAS преобразованы в подразделение Supermarine Scimitar F.1 в июле 1959 года с шестью самолетами под командованием лейтенанта-коммандера. DP Norman AFC в RNAS Lossiemouth, позже снова присоединившийся Ark Royal к авиагруппе в марте 1960 года. После полетов по всему миру с Ark 800 вернулись в Lossie в декабре 1963 года и были расформированы в феврале 1964 года, а их самолеты были переданы 803NAS для доставки в этом подразделении до 16 самолетов. Месяц спустя 800 NAS были повторно введены в состав эскадрильи Blackburn Buccaneer S.1, оснащенной 10 Buccaneer и четырьмя Scimitar F1 для службы на недавно переоборудованном Eagle . Последние самолеты в течение следующих двух лет эксплуатировались компанией 800B Flight, их самолеты были украшены значком «пенящаяся кружка» на хвосте, поскольку они должны были использоваться в качестве заправщиков для дозаправки в воздухе, поскольку маломощный Buccaneer S.1 не мог быть запущен. с авианосца с полной загрузкой вооружения и полными топливными баками. «Буканьеры» были спущены на воду с полным вооружением, но с небольшим запасом топлива, а затем должны были «дозаправиться» от ожидающих «Ятаганов», которые были запущены ранее. 800 NAS была единственной эскадрильей ФАУ, организованной таким образом, и это была временная мера до прибытия Mk 2 Buccaneer. В июне 1966 года Mk 2 начали заменять Mk 1 и Scimitar, завершив этот процесс к ноябрю того же года.
В марте 1967 года нефтяной танкер Torrey Canyon сел на мель на рифе Семи камней недалеко от Лэндс-Энда и начал выливать тысячи тонн сырой нефти в море, подвергая близлежащие пляжи риску загрязнения. В попытке минимизировать ущерб окружающей среде пиратам 800 NAS вместе с бойцами учебной эскадрильи 736 NAS было приказано уничтожить танкер и его груз. Вылетая с авиабазы RNAS Brawdy в Уэльсе 28 марта 1967 года, восемь пиратов сбросили 42 000 фунтов фугасных бомб и достигли 75% успеха. Цель состояла в том, чтобы взорвать корпус танкера, чтобы высвободить груз, а затем поджечь его в открытом море, уничтожив нефть до того, как она достигнет пляжей. После этого эскадрилья снова присоединилась к Eagle до конца ее карьеры.

В течение этого периода эскадрилья эксплуатировала 14 Buccaneer S.2, и, как и ее дочерняя эскадрилья 809-й военно-морской авиационной эскадрильи на борту «Арк Ройал» в 1970-х годах, эскадрилья обычно держала наготове десять ударных самолетов, еще два были оснащены специально разработанным разведывательным поддоном во вращающемся бомбовый отсек, а последние два самолета были оснащены дополнительными дозаправочными капсулами в качестве самолетов-заправщиков. После прикрытия вывода британцев из « к востоку от Суэца » «Игл» вернулась домой, чтобы отплатить, в январе 1972 года ее эскадрильи вылетели обратно на свои береговые базы для расформирования. 800-я эскадрилья вернулась в Лоссимаут и была расформирована 23 февраля 1972 года, а ее самолеты были переданы ВВС Великобритании.
1980-е годы
[ редактировать ]31 марта 1980 года 800 NAS были повторно введены в строй с пятью BAe Sea Harrier FRS.1 в RNAS Yeovilton под командованием лейтенанта-коммандера Тима Геджа, бывшего пилота Phantom, и погрузились на новый Invincible до июня 1981 года, когда он был переведен в Hermes , недавно переоборудованный в Пандус с углом наклона 12 градусов для облегчения операций Sea Harrier.
Фолклендская война
[ редактировать ]С началом Фолклендской войны 800 NAS, теперь находившиеся под командованием лейтенант-коммандера Энди Олда, были доведены до своей военной численности из двенадцати Sea Harrier FRS1 путем перевода четырех самолетов и их экипажей из учебной эскадрильи 899 NAS , а также еще трех Си Харриеры сняты с хранения или испытательной эксплуатации. Эскадра погрузилась на борт «Гермеса» , когда он еще находился на верфи Портсмута. [5] Другая эскадрилья Sea Harrier 801 NAS на борту Invincible также получила четыре самолета. [6] Два самолета эскадрильи были потеряны: один взорвался при взлете с «Гермеса» , а другой сбит во время атаки на Гуз-Грин . В боях воздух-воздух ни один «Харриер» не был потерян, эскадрилья уничтожила 13 самолетов противника. Лейтенант-коммандер Гордон Батт DSC погиб в бою на самолете Sea Harrier FRS 1 от Hermes 23 мая 1982 года. [7] Во время конфликта была сформирована еще одна эскадрилья Sea Harrier, 809 NAS с восемью запасными самолетами и отправлена на юг на борту MV Atlantic Conveyor , а по прибытии в Южную Атлантику эти самолеты были разделены между двумя авианосцами, по четыре на каждого: 800 NAS и 801 NAS . Самолеты были включены в эти эскадрильи, как и самолет 899, но остались узнаваемыми, поскольку были окрашены в светло-серый камуфляж для малозаметности, в отличие от темно-серого цвета моря, используемого всеми остальными Sea Harrier.
Пост-Фолклендские острова
[ редактировать ]После войны 809 NAS вновь приобрели свои самолеты и экипажи и вернулись в Великобританию вместе с 800 NAS на борту «Гермеса» только для того, чтобы подняться на борт недавно построенного «Илластриуса» и вернуться на Фолклендские острова, чтобы «Инвинсибл» мог с облегчением вернуться домой. 809 NAS распались в декабре 1982 года по возвращении в Великобританию. Illustrious был отправлен в Южную Атлантику до того, как был введен в эксплуатацию должным образом, и следующие несколько месяцев потратил на подготовку к полному вводу в эксплуатацию, после чего в сентябре 1983 года в Illustrious было передано 800 NAS . Численность эскадрильи была увеличена сначала до шести Sea Harrier, а затем постепенно увеличивалась. до восьми самолетов в результате уроков, извлеченных во время конфликта. В середине 1990-х годов эскадрилья была перевооружена на более боеспособные самолеты Sea Harrier FA.2.
В январе 1998 года, в дополнение к 800 самолетам Sea Harrier FA.2 NAS, самолеты Harrier GR.7 Королевских ВВС действовали с базы Invincible в Персидском заливе , обычно в составе семи самолетов FA.2 и семи GR.7.
2000-е
[ редактировать ]
В апреле 2004 года, когда эскадрилья базировалась в Йовилтоне, она была расформирована после решения о досрочном выводе FA.2 в качестве меры экономии. Он был повторно введен в строй 31 марта 2006 года под командованием командира Адриана Орчарда, когда 800 NAS стала первой эскадрильей RN в составе Joint Force Harrier в составе группы номер 1 в составе ударного командования RAF . В марте 2007 года эскадрилья объединилась с 801 NAS и сформировала Naval Strike Wing . 1 апреля 2010 года Новый Южный Уэльс вернулся к названию 800-й морской авиационной эскадрильи. [8] Позже в том же году эскадрилья была расформирована в результате Стратегического обзора обороны и безопасности 2010 года и последующего вывода флота Harrier. Последним командиром был командир Дэвид Линдсей. В 2012 году Kettering Sea и Royal Marine Cadets были названы 800 NAS для поддержания жизни эскадрильи. Лейтенант-командир М. Петер РНР, руководитель летного состава Морского кадетского корпуса, поддерживает традиции и честь военно-морской авиационной эскадрильи и будет продолжать делать это до тех пор, пока 800 NAS не будут повторно введены в строй. [9]
Самолет летал
[ редактировать ]800-я эскадрилья летала на 15 различных типах самолетов, в том числе:
До Второй мировой войны (бипланы):
- Хокер Нимрод (1933–1939)
- Хокер Оспри (1933–1939)
- Глостер Гладиатор (1938–1939)
Вторая мировая война (Монопланы):
- Блэкбернский поморник (1938–1941)
- Блэкберн Рок (1939)
- Фейри Фулмар (1941–1942)
- Хокер Си Ураган (1942–1943)
- Грумман Хеллкэт (1943–1945)
- Супермарин Сифайр (1946–1950)
После Второй мировой войны (Самолеты):
- Супермарин-атакующий (1951–1954)
- Хоукер Си Хоук (1955–1956)
- Супермариновый ятаган (1959–1964)
- Блэкберн Бакканир (1964–1972)
- BAE Sea Harrier (1980–2004)
- Бэ Харриер (2006–2010)
Боевые почести
[ редактировать ]800-я военно-морская авиационная эскадрилья удостоилась следующих боевых наград .
- Норвегия 1940–4
- Средиземноморье 1940–1940 гг.
- Спартивенто 1940 г.
- Мальтийские конвои 1941–2 гг.
- Норвегия 1940–4
- Бисмарк' 1941 г.
- Диего Суарес 1942 год.
- Северная Африка, 1942 г.
- Южная Франция, 1944 год.
- Эгейское море, 1944 г.
- Бирма 1945 г.
- Малайя 1949 г.
- Фолклендские острова 1982 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Браун 1972, стр.28.
- ^ Браун 1972, стр. 29, 31.
- ^ Браун 1972, с. 31.
- ^ Браун 1972, с. 32.
- ^ Берден и др. 1986, стр. 190, 192.
- ^ Берден и др. 1986, с. 208.
- ^ «BATT GWJ-лейтенант-коммандер, DSC - Южноатлантическая ассоциация медалей (82)» . 22 августа 2018 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «Морской ударный полк» . royalnavy.mod.uk . Королевский флот . 2009 . Проверено 2 апреля 2011 г.
- ^ «Последний рейс одного из культовых самолетов Британии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1972). Авиагруппы авианосцев, Том 1: HMS Eagle . Виндзор, Великобритания: ISBN Hylton Lacy Ltd. 0-85064-103-9 .
- Берден, Родни А.; Дрейпер, Майкл А.; Раф, Дуглас А.; Смит, Колин А.; Уилтон, Дэвид (1986). Фолклендские острова: Воздушная война . Твикенхэм, Великобритания: Британская исследовательская группа авиации. ISBN 0-906339-05-7 .
- «800-я эскадрилья: первое оперативное подразделение ВМФ, оснащенное реактивными самолетами» . Полет . Том. ЛХ, нет. 2230. 19 октября 1951. стр. 498–500.
- Стертивант, Рэй; Тео Балланс (1994). Эскадрильи авиации флота (2-е изд.). Air Britain (Historians) Ltd. Тонбридж, Кент, Великобритания: ISBN 0-85130-223-8 .
- Тетфорд, Оуэн (1994). Британские военно-морские самолеты с 1912 года (4-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-861-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «800-я эскадрилья авиации флота» . Fleetairarmarchive.net . Архив авиации ВМФ. 3 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 2 апреля 2011 г.
- Друри, Тони (июль 2008 г.). «История 800-й морской авиационной эскадрильи» . royalnavyresearcharchive.org.uk . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 2 апреля 2011 г.