HMS Illustrious (R06)
![]() HMS Illustrious в 2012 году | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Illustrious |
Заказал | 14 мая 1976 г. |
Строитель | Лебединый охотник , Тайн и Уир , Великобритания |
Заложен | 7 октября 1976 г. |
Запущен | 1 декабря 1978 г. |
Спонсор | Принцесса Маргарет, графиня Сноудон |
Введен в эксплуатацию | 20 июня 1982 г. |
Выведен из эксплуатации | 28 августа 2014 г. |
Ремонт | Первый майор 1990-х годов, второй майор 2003–2005 годов, третий майор 2010–2012 годов. |
Порт приписки | HMNB Портсмут |
Идентификация |
|
Девиз |
|
Псевдоним(а) | "Похотливый" |
Судьба | Списано [2] |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Инвинсибл » класса Авианосец |
Смещение | 22 000 тонн [3] |
Длина | 210 м (690 футов) [4] |
Луч | 118 футов (36 м) |
Черновик | 25 футов (7,6 м) |
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час), 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) крейсерская |
Диапазон | 5000 миль (9300 км; 5800 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Самолет перевезен |
|
HMS Illustrious — лёгкий авианосец Королевского флота и второй из трёх «Инвинсибл», кораблей класса построенных в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Он был пятым военным кораблем и вторым авианосцем, носившим имя «Прославленный» , и был ласково известен своей команде как «Похотливый» . В 1982 году конфликт на Фолклендских островах потребовал завершения строительства Illustrious и устремился на юг, чтобы присоединиться к своему однотипному кораблю HMS Invincible и ветеранскому авианосцу HMS Hermes . С этой целью он был перенесен на три месяца для завершения на верфи Swan Hunter, а затем 20 июня 1982 года сдан в эксплуатацию в море по пути на верфь Портсмута, чтобы принять на борт дополнительные запасы и команду. Она прибыла на Фолклендские острова, чтобы сменить «Инвинсибл» 28 августа 1982 года в прошлом году. Вернувшись в Соединенное Королевство, он официально не был принят в состав флота до 20 марта 1983 года. После развертывания в Южной Атлантике он участвовал в операции «Южный дозор» в Ираке, затем в операции «Запретить полет» в Боснии в 1990-х годах и Операция «Паллисер» в Сьерра-Леоне в 2000 году. Обширная модернизация в 2002 году не позволила ей участвовать в войне в Ираке 2003 года , но она была вовремя возвращена в строй, чтобы помочь британским гражданам, оказавшимся в ловушке в результате войны в Ливане 2006 года .
После вывода из эксплуатации самолетов British Aerospace Harrier II в 2010 году Illustrious Королевского флота работала в качестве одного из двух вертолетоносцев . После 32 лет службы самый старый корабль в действующем флоте Королевского флота был официально выведен из эксплуатации 28 августа 2014 года, хотя он не будет заменен до ввода в эксплуатацию HMS Queen Elizabeth в 2017 году. Несмотря на Министерства обороны заявление Великобритании в 2012 году Illustrious после вывода из эксплуатации будет сохранен для нации, в 2016 году он был продан и отбуксирован турецкой компании Leyal на слом.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Illustrious , второй из трёх «Инвинсибл» авианосцев класса , был заложен в Суон Хантер на реке Тайн 7 октября 1976 года и спущен на воду принцессой Маргарет 1 декабря 1978 года. [5] [6] Когда корабль подошел к концу периода дооснащения, разразилась Фолклендская война. Как следствие, работа над Illustrious значительно ускорилась. Война была выиграна до того, как «Илластриус» удалось завершить, но впоследствии она оказала полезную услугу. До ремонта аэродрома британских ВВС на Фолклендских островах за противовоздушную оборону района отвечала авиация флота . После того, как «Гермес» вернулся в Великобританию, «Инвинсибл» оставался на станции в Южной Атлантике до сентября 1982 года. Чтобы заменить «Инвинсибл» недавно построенный «Илластриус» , был быстро развернут , на борт которого были отправлены 809-я военно-морская авиационная эскадрилья («Си Харриер») и 814-я военно-морская авиационная эскадрилья («Си Кинг»). . Кроме того, к авиагруппе, которая была переоборудована для работы в роли ДРЛО , была прикреплена пара «Си Кингов» из 824-й морской авиационной эскадрильи . [7] был развернут настолько быстро «Илластриус» , что был введен в строй еще в море. Контр-адмирал Дерек Реффелл , флаг-офицер Третьей флотилии командовал оперативной группой по оказанию помощи с корабля «Илластриус» , в этот период . После ремонта аэродрома британских ВВС Illustrious вернулся в Великобританию для полного круиза и периода обкатки и был официально введен в эксплуатацию 20 марта 1983 года.
Операционная история
[ редактировать ]1983–1990
[ редактировать ]Авианосец не принимал дальнейших действий в течение оставшейся части 1980-х годов, но продолжал оставаться ценным активом для Королевского флота , демонстрируя флаг и участвуя в учениях по всему миру. В те годы во время ремонта корабль получил несколько усовершенствований, в том числе более крутой трамплин , позволяющий «Харриерам» в воздушном крыле взлетать с большей полезной нагрузкой. Во время «Расширенного периода технического обслуживания на верфи (EDAMP)» в корабль были внесены многочисленные модификации, включая снятие с него противоракетной обороны Sea Dart, что обошлось в двенадцать миллионов фунтов. Это позволило получить дополнительное пространство на палубе, что позволило ей перевозить до 22 самолетов, включая Harrier GR7 .
3 апреля 1986 г. [8] у нее произошел катастрофический отказ коробки передач, что чуть не положило конец военно-морской карьере корабля. Только начав кругосветное путешествие «под флагом», примерно в 00:30, когда двигатель достиг полных оборотов, из-за противоречивых допусков коробки передач, вызывающих трение и нагрев, пары масла внутри коробки передач воспламенились, что взорвалось, вызвав продолжительный пожар. более четырех часов. «Си Харриеры» улетели, а тушение пожара под палубой продолжалось, и один «Си Кинг» вынес на берег единственного пострадавшего (вдыхание дыма). Хотя это был серьезный пожар, он локализовался в носовом отделении коробки передач и вертикальном коробе. дополнительные суда, в том числе эсминец HMS Nottingham и Ferry Sea Leopard Присутствовали и , однако команде Illustrious удалось потушить пожар, и она вернулась в Портсмут своим ходом, обеспеченным кормовым машинным отделением. Хотя корабль был доставлен на станцию экстренной помощи, о его оставлении речи не шло. Погибших и серьезных травм не было, но поездку отложили на несколько месяцев, пока корабль был выведен из эксплуатации для капитального ремонта. Со временем, как только ремонт будет завершен Illustrious отправился прямо на Дальний Восток и прибыл в Сингапур, чтобы возобновить восточную часть развертывания Global 86.
1990–2002
[ редактировать ]
В 1990-е годы основной задачей авианосцев Королевского флота было поддержание бесполетной зоны над Боснией во время войны там. Все три авианосца ВМФ перемещались по этому району. В 1998 году она действовала в Персидском заливе в поддержку операции «Южный дозор» — англо-саудовско-американской операции по обеспечению бесполетной зоны над южным Ираком.
В 2000 году Прославленный возглавил оперативную группу 342.1, военно-морскую оперативную группу, состоящую из кораблей HM — Ocean , Argyll , Iron Duke , Chatham — и многочисленных вспомогательных кораблей Королевского флота в операции Palliser , целью которой было восстановление мира и стабильности в Сьерра-Леоне .
Боевое развертывание корабля состоялось в 2001 году. крупные британские учения «Саиф Сариа II» прошли В конце 2001 года в Омане . В ходе учений террористические атаки на Всемирный торговый центр произошли . «Илластриус» остался на театре военных действий, в то время как другие члены оперативной группы вернулись в Соединенное Королевство. На борту «Илластриуса» находились военнослужащие Королевской морской пехоты , готовые к возможным боевым действиям в Афганистане . [9] Никакого развертывания не производилось до того, как Illustrious был заменен Оушеном в начале 2002 года и вернулся в Портсмут после семи месяцев в море. [10]
2003–2005
[ редактировать ]В середине 2003 года корабль прошел дальнейший ремонт на верфи Rosyth Dockyard . Этот ремонт включал полную реконструкцию трамплина , добавление улучшенных средств связи и реконфигурацию корабля, чтобы его можно было быстрее переключать между ролью легкого авианосца и вертолетоносца. Ремонт должен был позволить ей продолжаться до 2014 года, когда ожидалось, что «Куин Элизабет» . класса первый из авианосцев в строй вступит [ нужна ссылка ] Illustrious вернулся в Портсмут после завершения ремонта в декабре 2004 года.
Она была повторно посвящена в 2005 году, и после смерти первоначального спонсора корабля принцессы Маргарет ее дочь леди Сара Чатто согласилась присутствовать в новой роли «друга корабля». [11]
2006
[ редактировать ]Illustrious вместе с HMS Gloucester помогал в эвакуации британских граждан из Бейрута в результате израильско-ливанского кризиса 2006 года . Позже в том же году, в рамках Королевского флота , посвященных Дню памяти мероприятий, в пятницу, 10 ноября 2006 года, « Илластриус» поднялся по Темзе . Он был пришвартован в Вуд-Уорфе, в нескольких сотнях ярдов вверх по реке от Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче, Лондон. до среды, 15 ноября. Там же на борту корабля было объявлено о памятных мероприятиях, посвященных Фолклендской войне в 2007 году. [12]
2007
[ редактировать ]

В марте 2007 года Illustrious провела две недели с неподвижным крылом серийных летных учений в Северном море в 20 милях (32 км) от Хартлпула , во время которых семь самолетов GR9 Harrier из 4-й эскадрильи RAF Joint Force Harrier приземлились на ее кабине экипажа. [13] Также во время этих учений семь членов ее экипажа 13 марта пришлось доставить по воздуху в больницу в Мидлсбро, страдая от отравления дымом, раздражения горла и глаз после несчастного случая с химикатами при чистке туалета младших рядовых. «Илластриус» отплыла в Портсмут, где они присоединились к ней после выписки из больницы. [14] С 25 по 30 мая 2007 года, после учений в Балтийском море , «Илластриус» стал первым британским авианосцем, когда-либо посетившим Таллинн , Эстония . Визит обеспечил отдых экипажу корабля после балтийских учений, носил характер дипломатического визита, а также включал военно-морские и воздушные учения с Силами обороны Эстонии . [15]
Затем, в июле 2007 года, Illustrious приняла участие в учениях Объединенной оперативной группы ( JTF X) под руководством США у восточного побережья Соединенных Штатов (для которых она приняла 14 американских самолетов Harrier и 200 американских морских пехотинцев), а затем вернулась в Портсмут следующим образом. месяц. [16] 10 июля 2007 года во время JTFX MV-22 Osprey приземлился на борт Illustrious . Это был первый раз, когда V-22 приземлился на неамериканское судно. [ нужна ссылка ]
2008
[ редактировать ]Авианосец отправился из Портсмута 21 января 2008 года во главе многонациональной оперативной группы 328.01. [17] в рамках операции «Орион 08», в ходе которой с января по май 2008 года были проведены учения и дипломатические визиты в двадцать портов Средиземноморья, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Однако 23 января, еще находясь у берегов южной Англии, она отплыла обратно в Портсмут для ремонта незначительной неисправности в морозильной камере для мяса. Было сочтено важным отремонтировать его перед отплытием в более теплый климат, и представитель ВМФ Антон Хэнни заявил, что полет аварийного сантехника во время его движения будет дороже, чем возвращение назад, пока Illustrious все еще находится в Ла-Манше. Она отплыла обратно в 13:00 24 января. [18] и наверстал потерянные 24 часа. [19] [20] [21] Ее порты захода включали Валлетту , Мальта, 26–29 февраля 2008 г. [22] [23]
Это задание 2008 года было снято и показано на Пятом канале как шестисерийный телевизионный документальный фильм «Военный корабль» , который транслировался по понедельникам с 19 мая 2008 года. [24] [25] Целью этого документального фильма было показать жизнь на борту стареющего авианосца во многом так же, как HMS Ark Royal был показан в сериале 1976 года «Моряк» . «Илластриусом» Командовал капитан Стив Чик, CBE BSc, который также командовал HMS Chatham во время документального фильма BBC 2005 года «Соратники» .
К концу июля она вернулась в Портсмут , где Illustrious приняла участие в дне открытых дверей ВМФ 2008 года. На борту находилась полноразмерная модель объединенного боевого самолета F-35 , который заменит «Харриеры» использовавшиеся тогда на корабле . «Илластриус» был единственным авианосцем, принявшим участие в мероприятии, хотя бездействующий «Инвинсибл» также был виден публике. [ нужна ссылка ]
17 октября он вместе с HMS Cattistock отплыл в Ливерпуль, где в субботу 18 октября был открыт для публики. 4 ноября он пришвартовался в Гринвиче , прибыв, чтобы принять центральное участие в неделе памяти Королевского флота с макетом F-35, все еще находящимся на палубе.
2009
[ редактировать ]7 мая 2009 года он вернулся в Гринвич, чтобы стать центром празднования Королевским флотом столетия британской военно-морской авиации ; на борту находились образцы всех действующих вертолетов ВМФ. [ нужна ссылка ]
Начиная с 8 июня, она приняла участие в учениях «Верная стрела» на севере Швеции . Учения продолжались до 16 июня. 17 июня 2009 года она прибыла в Таллинн . 27 июня 2009 года он находился в гавани Осло , Норвегия.
22 октября 2009 года он прибыл в Ливерпуль с шестидневным визитом и пришвартовался у круизного терминала . 23 октября в рамках празднования столетия морской авиации вдоль реки Мерси состоялся пролет. Illustrious был открыт для публики 25–26 октября и покинул Ливерпуль 27 октября 2009 года.
2010–2016
[ редактировать ]

В рамках стратегического обзора обороны и безопасности , а также в дополнение к выводу из эксплуатации сил Harrier и Illustrious родственного корабля Ark Royal , было объявлено, что будет проведено короткое исследование, чтобы определить, является ли Illustrious или Ocean наиболее жизнеспособным вертолетом. платформа. Впоследствии было принято решение сохранить Ocean на более длительный срок. В мае 2011 года Illustrious был введен в эксплуатацию после ремонта стоимостью 40 миллионов фунтов стерлингов. [26] и возвращена флоту после ходовых испытаний в конце июля 2011 г. [27] Она взяла на себя роль вертолетоносца, пока Ocean проходил плановый ремонт, который должен быть завершен к 2014 году; Затем «Илластриус» был отозван со службы. [28] Министерство обороны также объявило 12 сентября 2012 года, что «Илластриус» , как последний из авианосцев класса «Инвинсибл» , будет сохранен как мемориал «в знак признания заслуг, оказанных этими кораблями по защите Великобритании за последние 30 лет». . [29] [30]
В марте 2012 года Illustrious принял участие в учениях « Холодный ответ » вместе с Bulwark , RFA Mounts Bay и другими кораблями Королевского флота. Это были НАТО зимние военные учения , проводившиеся на севере Норвегии , где она проверяла свои возможности в качестве вертолетоносца. [31] Illustrious был награжден Bambara Trophy, этот трофей ежегодно вручается подразделению с лучшими показателями безопасности полетов во время «Cold Response». [32] После «Холодного ответа» она приняла участие в учениях «Джойнт Уорриор» с участием судов из Норвегии, Нидерландов и США. [33] и Cougar 12 в Средиземноморье . [34] В мае 2013 года, в рамках празднования 70-летия битвы за Атлантику, Illustrious подплыл вверх по Темзе и пришвартовался в Гринвиче, где он использовался в качестве места для благотворительного приема в помощь авиационному наследию Королевского флота.
Она была задействована в рамках учений COUGAR 13 осенью 2013 года. [35] наряду с HMS Bulwark , HMS Westminster , HMS Montrose и шестью кораблями RFA. [36] В декабре 2013 года ее отвели из оперативной группы COUGAR 13 для оказания помощи в тайфуна Хайян на Филиппинах. ликвидации последствий [37] и в конце концов вернулся в Портсмут 10 января 2014 года.
Illustrious был ненадолго пришвартован в Росайте в первую неделю июля 2014 года в доке, примыкающем к HMS Queen Elizabeth , официальное название которого было присвоено 4 июля 2014 года; Илластриус покинул Росайт на следующий день и вернулся в HMNB Портсмут 22 июля по окончании активной службы. [38] На тот момент это был самый старый действующий военный корабль RN, он был выведен из эксплуатации на базе HMNB в Портсмуте 28 августа 2014 года. [39] [40]
Королевский флот надеялся сохранить корабль, и в августе 2014 года сообщалось, что Кингстон-апон-Халл и два других города подали заявки на него. [41] Однако эти предложения были признаны нежизнеспособными. [2] 6 мая 2016 года Управление по утилизации Министерства обороны США объявило о потенциальной продаже Illustrious только для переработки, а три месяца спустя продажа на турецкую свалку была подтверждена. [2] [42]
Бывший HMS Illustrious покинул Портсмут на буксире и направился в Турцию 7 декабря 2016 года. [43]
Командиры
[ редактировать ]- 1981–1983: капитан Джок Слейтер, Р.Н.
- 1983–1984: капитан Джон Керр Р.Н.
- 1984–1986: капитан Алан Гроуз , Р.Н.
- 1986–1988: капитан Питер Вудхед, Р.Н.
- 1988–1989: капитан Джонатан Тод Р.Н.
- 1993–1995: капитан Ричард Филлипс, Р.Н.
- 1995–1997: капитан Джонатон Бэнд RN
- 1997–1998: капитан Стивен Мейер, Р.Н.
- 1998–2000: капитан Марк Стэнхоуп ОБЕ RN
- 2000–2001: капитан Чарльз Стайл, RN
- 2001–2002: капитан Алан Мэсси, RN
- 2004–2006: капитан Роберт Кулинг, RN
- 2006–2007: капитан Тим Фрейзер, RN
- 2007–2009: капитан Стивен Чик RN
- 2009–2010: капитан Бенджамин Ки RN
- 2011–2012: капитан Джереми Кид Р.Н.
- 2012–2013: капитан Мартин Коннелл, RN
- 2013–2014: капитан Майк Атли, RN
- После вывода из эксплуатации: командир Тим Винтер RN
Принадлежности
[ редактировать ]- Гренадерская гвардия
- Гильдия пилотов и аэронавигаторов
- Корпорация лондонского Сити
- Достопочтенная компания торговцев светом
- 30-й полк связи, Королевские сигналы
- TS Colne Light SCC (Колчестер Си Кадетс)
- TS Прославленный морской кадетский отряд [44]
- № 7-я эскадрилья RAF
- Служба столичной полиции
- Ванна RFC
- Школа Оундле CCF
- Авиационная эскадрилья Лондонского университета , RAF
- Достопочтенная компания корабелов
- 4/6-е место в море, группа морских разведчиков
- HMS Прославленная ассоциация [45]
В СМИ
[ редактировать ]В 2010 году корабль был показан в на канале 5 документальном сериале «Военный корабль» . Первый сериал был посвящен Illustrious , рассказывая о повседневной жизни и жизни экипажа на борту, и был снят во время одного из ее учений во время командировок за границу.
Illustrious был показан в эпизоде телешоу Real Rooms . [46] Она также снялась в BBC документальном фильме «Инженерные связи Ричарда Хаммонда с Ричардом Хаммондом» .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Карточка моста Королевского военно-морского флота» (PDF) . Королевский флот . Февраль 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2009 г. . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бывший авианосец HMS Illustrious, базирующийся в Портсмуте , продан на металлолом» . Новости Би-би-си . 23 августа 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ «Нынешние авианосцы Великобритании — класс непобедимых» . Альянс авианосцев . Архивировано из оригинала 13 ноября 2011 года.
- ^ «Вертолетоносец: Непобедимый класс» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ Гардинер и Чамбли 1995 , с. 501
- ^ « Прославленный номер 5: Принцесса крестит новый супер-крейсер» . Новости ВМФ . Январь 1979 г. с. 9 . Проверено 3 октября 2018 г.
- ^ «Мгновенный бортовой радар направляется на юг». Новый учёный . Том. 95, нет. 1318. 12 августа 1982. с. 428.
- ^ Хоббс, Д. (2013). Британские авианосцы . Барнсли : Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-138-0 .
- ^ Грейвс, Дэвид (30 сентября 2001 г.). « Прославлен тем, что принял на себя командование маневрами «Быстрый меч» . «Дейли телеграф» . Лондон, Великобритания . Проверено 24 января 2008 г.
- ^ «HMS Illustrious возвращается из Афганистана» . Новости Би-би-си . 25 марта 2002 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious : леди Сара Чатто» . Королевский флот . 2005. Архивировано из оригинала 9 июля 2007 года . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ Нортон-Тейлор, Ричард (14 ноября 2006 г.). «Фолклендскую войну будут помнить четыре дня» . Хранитель . Лондон, Великобритания . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Харриеры приземлились на HMS Illustrious » . Министерство обороны . 12 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 9 января 2008 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ^ «Воздушный транспорт для моряков авианосца, охваченных дымом» . Хранитель . Лондон, Великобритания. Ассоциация прессы . 16 марта 2007 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious в Таллинне» . Министерство иностранных дел и по делам Содружества . 30 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2008 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ^ «Морские пехотинцы США погружают «Харриеры» на HMS Illustrious » . Министерство обороны . 17 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 9 января 2008 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ^ Скотт, Ричард (11 июня 2008 г.). «ASW Resurfaces». Еженедельник защиты Джейн . 45 (24): 25.
- ^ «Harbour Watch – Портсмут сегодня» . Новости .
- ^ Нортон-Тейлор, Ричард (24 января 2008 г.). «Хитрая морозильная камера останавливает перевозчик» . Хранитель . Лондон, Великобритания . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Расслабьтесь! Холодильник на корабле ВМФ шаткий» . Небесные новости . 23 января 2008 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2007 г. Проверено 24 января 2008 г.
- ^ « Прославленный покидает Великобританию для дислокации в Индийском океане» . Королевский флот . 21 января 2008 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2008 г. Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «HMS Illustrious возвращается на Мальту» . Времена Мальты . 26 февраля 2008 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious восстанавливает связи с Мальтой перед тем, как отправиться на юг» . Британская Верховная Комиссия на Мальте . Архивировано из оригинала 9 июня 2008 года . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ « «Военный корабль HMS Illustrious Телесериал Ch5» - снова показ всей серии» . Королевский флот . 27 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2008 г. Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ "HMS Illustrious : Съемочная группа на Ласти!" . Королевский флот . 2008. Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Жизнь снова вдыхается в Ласти» . Новости ВМФ . 23 мая 2011 года . Проверено 4 марта 2019 г. - через foxnwolf.com.
- ^ «Она вернулась: прославленный рвение после ремонта на 40 метров» . Новости ВМФ . 2011. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Объявлены изменения в надводном флоте Королевского флота» . Министерство обороны . 15 декабря 2010 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Королевского флота «HMS Illustrious необходимо сохранить» . Новости Би-би-си . 10 сентября 2012 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Г-н Филип Данн , парламентский заместитель государственного секретаря по обороне (10 сентября 2012 г.). «Непобедимые авианосцы класса» . Парламентские дебаты (Хансард) . Палата общин . полковник 1–4.
- ^ «Моряки и морские пехотинцы хладнокровно готовятся к участию в арктических военных учениях» . Новости ВМФ . 16 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Великобритания: HMS Illustrious 'устанавливает стандарты' для полетов на море» . Военно-Морской Сегодня.com . 9 марта 2012 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Изображения обороны (24 апреля 2012 г.). «HMS Bulwark с RFA Mounts Bay , HMS Illustrious и USNS Leeroy Grumman » . Фликр . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Военно-морские силы готовятся к запуску Cougar 12» . Министерство обороны . 27 сентября 2012 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious принимает участие в оперативной морской подготовке» . Министерство обороны . 6 ноября 2013 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Королевский флот готов к Cougar 13» . Министерство обороны . 8 августа 2013 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Британский авианосец HMS Illustrious помогает жертвам тайфуна» . Новости Би-би-си . 14 ноября 2013 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious возвращается в Портсмут в последний раз» . Новости Би-би-си . 21 июля 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Базирующийся в Портсмуте HMS Illustrious уходит из ВМФ» . Новости Би-би-си . 28 августа 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «HMS Illustrious совершает последний поклон» . Королевский флот . 28 августа 2014 года . Проверено 28 сентября 2014 г.
- ^ Фармер, Бен (28 августа 2014 г.). «Конкурс на предоставление нового дома отставному HMS Illustrious » . «Дейли телеграф» . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Продажа бывшего HMS Illustrious авианосца » . Министерство обороны Великобритании . 6 мая 2016 года . Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ Ох, Том (7 декабря 2016 г.). «HMS Illustrious отправляется на турецкую свалку» . «Дейли телеграф» . Проверено 7 декабря 2016 г.
- ^ «Принадлежность: HMS Illustrious » . Королевский флот . Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 14 ноября 2011 г.
- ^ "О нас" . HMS Illustrious Association . Проверено 4 марта 2019 г.
- ^ «Указатель программы» . Би-би-си . Проверено 2 января 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен, ред. (1995). «Все боевые корабли мира» Конвея, 1947–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «HMS Illustrious » . Королевский флот . Архивировано из оригинала 17 января 2012 года.