Jump to content

809-я военно-морская авиационная эскадрилья

809-я военно-морская авиационная эскадрилья
Значок эскадрильи
Активный 1941–1946
1949–1959
1963–1965
1966–1978
1982
2023 – настоящее время
Страна  Великобритания
Ветвь  Королевский флот
Часть Авиация флота
Домашняя станция РАФ Мархам
Девиз (ы) «Бессмертный»
Самолет Локхид Мартин F-35B Молния
Боевые почести Арктика 1941 г.
Мальтийские конвои 1942 г.
Северная Африка, 1942 г.
Салерно 1943 г.
Южная Франция, 1944 год.
Эгейское море, 1944 г.
Бирма 1945 г.
Фолклендские острова 1982 г.
Командиры
Текущий
командир
Командир Ник Смит [ 1 ]

я военно-морская авиационная эскадрилья (809 NAS) по прозвищу «Бессмертные» — эскадрилья ВВС Великобритании 809 - . Впервые он был сформирован в 1941 году и летал в Советском Союзе , на Средиземноморье и на Дальнем Востоке во время Второй мировой войны . После активной службы во время Суэцкого кризиса 809-я эскадрилья была расформирована в 1959 году. Переформированная в 1963 году в команду Blackburn Buccaneers , эскадрилья была ненадолго расформирована в 1965–66, а затем снова в 1978 году. В течение короткого периода во время Фолклендской войны 809-я эскадрилья была реформирована, чтобы принести Самолет Sea Harrier FRS.1 направляется на юг к оперативной группе Великобритании и вылетает с HMS Illustrious. .

В декабре 2023 года 809 NAS были повторно введены в строй на авиабазе RAF Marham , Норфолк, для эксплуатации Lockheed Martin F-35B Lightning . [ 2 ] [ 3 ] Подразделение укомплектовано совместно военнослужащими Королевского флота и Королевских ВВС и действует с Куин Элизабет» авианосцев класса « . [ 4 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Фулмары из 809 NAS на борту Victorious в 1942 году.

Сформирован 15 января 1941 года в авиабазе Сент-Меррин в составе 12 самолетов Fairey Fulmars . [ 5 ] эскадрилья погрузилась на HMS Victorious в июле 1941 года. [ 6 ] Сначала участвовала в операциях против Петсамо и Будё , а затем в составе конвоев на Север России, «Виктория» и её авиагруппа с июля 1942 года воевали в Средиземноморье, в том числе участвовали в операции «Пьедестал» . [ 5 ]

После прохождения обучения по армейскому сотрудничеству в Собридже, 809 человек снова погрузились на борт в Викториусе в октябре 1942 года и провели тактическую разведку для высадки десанта в Северной Африке в рамках операции «Факел» . После перевооружения на Supermarine Seafire IIc эскадрилья обеспечивала прикрытие операции «Лавина» — высадки союзников в Салерно . [ 5 ]

В 1944 году эскадрилья управляла самолетами Seafire с HMS Stalker , включая десантные отряды в Северной Африке и Италии в период с мая по июль. [ 5 ] «Сталкер» и 809 вошли в состав оперативной группы 88, прикрывавшей высадку операции «Драгун» на юге Франции в августе 1944 года. [ 5 ] В ноябре 1944 года эскадрилья перешла на HMS Attacker , а присоединилась к «Сталкеру» в марте 1945 года и направилась на Восточный флот на Цейлоне . [ 5 ]

Морские яды из 809 NAS стоят рядом с Сихоксами на борту Альбиона в 1956 году.

В последние дни Второй мировой войны 809 истребителей обеспечивали прикрытие операции «Дракула» , повторной оккупации Рангуна , а затем, в июне, операций в Британской Малайе и Суматре . Впоследствии корабль прикрывал операцию «Зиппер» — повторную оккупацию Малайи после Дня VJ . [ 5 ]

Послевоенный

[ редактировать ]

В январе 1949 года самолетами De Havilland Sea Hornet NF.21 была оснащена 809-я эскадрилья авиабазы ​​ВМС Калдроуз . [ 7 ] перешел на HMS Illustrious , а затем, в мае 1951 года, на HMS Vengeance . Затем это подразделение было ненадолго прикомандировано к Королевским ВВС (RAF) в Колтишалле, а затем отправлено в RAF Hal Far на Мальте , где в 1954 году оно перешло с Sea Hornet на реактивный самолет De Havilland Sea Venom. С мая 1954 года по август 1959 года эскадрилья эксплуатировала Sea Venoms в роли всепогодного истребителя, включая действительную службу во время Суэцкого кризиса в 1956 году, находясь на борту HMS. Альбион . [ 8 ]

Холодная война

[ редактировать ]
809-я эскадрилья Buccaneer S.2 XN977 (код R-030) во время службы на борту Ark Royal в 1970 году.

809 NAS была преобразована 15 января 1963 года в вторую передовую эскадрилью Blackburn Buccaneer S.1 (после 801 NAS) с использованием самолетов и экипажей недавно расформированной 700Z NAS (испытательно-тренировочное подразделение Buccaneer S.1) под командованием Командир 700Z, командир «Спив» Лихи. Эскадрилье было поручено продолжить выполнение обязанностей 700Z, и она стала эскадрильей штаб-квартиры пиратов. В то время самолеты были окрашены в «антибликовый» белый цвет с приглушенной маркировкой из-за ядерной роли «Буканьера», со значком эскадрильи в виде феникса по бокам воздухозаборников. К 1965 году силы пиратов перешли на стандартную отделку ВВС флота с верхней поверхностью темно-серого цвета и белой нижней частью, а значок эскадрильи был перенесен на хвостовую часть. В апреле 1965 года 809 NAS снова распались, и его роль перешла к 736 NAS в RNAS Lossiemouth .

809 был переформирован в 1966 году под командованием лейтенанта-коммандера Лин Миддлтон и теперь был оснащен автомобилем Rolls-Royce Spey с двигателем Buccaneer S.2 . Пираты Королевского флота теперь полностью окрашивались в темно-серый цвет, а все маркировки, кроме медалей, были либо светло-серыми, либо светло-голубыми, чтобы уменьшить видимость. 809 перешли на борт HMS Hermes с шестью самолетами на следующие два года, затем с 1968 года снова базировались на берегу в Лоссимауте, за это время сформировали демонстрационную команду и посетили множество авиашоу.

В 1970 году, увеличив свой состав до 14 Buccaneer S.2, 809 самолетов перешли на борт HMS Ark Royal и, начиная с 1972 года, стали последней пиратской эскадрильей Королевского флота после расформирования 800-й морской авиационной эскадрильи . В 1972 году «Арк Ройал» и 809 RNAS были «в спешке» отправлены из Северной Атлантики, чтобы «продемонстрировать присутствие» над Британским Гондурасом , ныне Белизом , перед лицом угроз соседней Гватемалы вторгнуться в Белиз. Он шел на скорости 27 узлов, и когда он наконец вышел на берег Бермудских островов , два Buccaneer были спущены на воду вместе с еще двумя версиями танкеров-танкеров, чтобы совершить одно из самых длинных путешествий такого типа. [ 9 ] В ходе шестичасового перелета туда и обратно два пирата продемонстрировали свое присутствие над Белизом и заставили правительство Гватемалы с его Мустангами P-51D и ограниченными наземными силами колебаться достаточно долго, чтобы вмешались другие события. Позже эскадрилья передала свою базовую базу из RNAS Lossiemouth (которая передавалась под контроль RAF, а позже стала базой последних эскадрилий RAF Buccaneer) в RAF Honington . 809 NAS продолжали чередоваться между RAF Honington и Ark Royal до ноября 1978 года, когда после полета с авианосца в последний раз в Средиземноморье эскадрилья вылетела прямо в RAF St Athan , где самолеты были официально переданы RAF. 809-я эскадрилья была официально расформирована на авиабазе HMS Daedalus 13 декабря 1978 года, а в 1979 году эти самолеты использовались для формирования 216-й эскадрильи Королевских ВВС .

Фолклендская война

[ редактировать ]
Морской лунь из 809 NAS на острове Вознесения в 1982 году.

Во время Фолклендской войны 1982 года авиация флота имела только три эскадрильи «Си Харриеров» , 800 NAS и 801 NAS (по пять самолетов для операций на передовой от «Гермеса» и «Инвинсибла» ) и 899 NAS (учебных) (около двенадцати действующих самолетов Sea Harrier). в качестве штаба и учебной эскадрильи). В начале войны 899 направил три самолета для присоединения к 801 на борту «Инвинсибла» и семь самолетов для присоединения к 800 на борту «Гермеса» . Эти самолеты плавали в составе оперативной группы Фолклендских островов , в то время как остатки 899 NAS приступили к вводу в эксплуатацию оставшихся Sea Harrier, находящихся на складе или выполняющих другие обязанности.

Третью фронтовую эскадрилью планировалось сформировать из десяти «Си Харриеров», но первоначально удалось собрать только восемь. Эти самолеты были окрашены в более светлый серый цвет для малозаметности, чем остальная часть флота Sea Harrier, а затем были переданы в состав реформированного 809 NAS под командованием лейтенанта-коммандера Тима Геджа, который был перевезен на юг на злополучном Атлантическом конвейере . После прибытия оперативной группы самолеты и пилоты были разделены между двумя авианосцами и поглощены их эскадрильями, как это было ранее с самолетами 899-го. После прекращения огня 809-я дивизия переформировалась в единое подразделение и вернулась в Великобританию на борту «Гермеса» , где после очень короткого перерыва погрузилась на борт только что построенного «Илластриуса» и вернулась в Южную Атлантику, чтобы обеспечить прикрытие противовоздушной обороны до тех пор, пока аэропорт Порт-Стэнли. не будет открыт отремонтировано. Эскадрилья оставалась на месте до тех пор, пока ее не сменили самолеты RAF Phantom FGR2 из 29-й эскадрильи, базирующейся в Стэнли. Illustrious вернулся домой в декабре, а 17 декабря 1982 года 809 NAS окончательно расформировались.

F-35B Lightning (2023 – настоящее время)

[ редактировать ]
F-35B в 809 цветах NAS

В сентябре 2013 года было объявлено, что 809 NAS будут реформированы, чтобы стать первой эскадрильей ВВС флота, оснащенной истребителями Lockheed Martin F-35B Lightning . [ 10 ] [ 11 ] В 2016 году планировалось, что эскадрилья будет повторно введена в строй в апреле 2023 года в качестве второй передовой эскадрильи F-35B Великобритании после 617-й эскадрильи RAF , однако это было отложено до конца 2023 года. [ 12 ] [ 13 ]

В сентябре 2022 года Джеймс Хиппи , государственный министр вооруженных сил , заявил, что 809 NAS «должны вступить в строй во втором квартале 2023 года», а полная боеспособность ожидается в 2025 году. [ 14 ] 809 NAS официально вступили в строй в ВВС Великобритании в Мархеме , Норфолк, 8 декабря 2023 года и, как ожидается, будут «развернуты» в 2025 году. [ 15 ] Первоначальная эксплуатационная готовность предполагалась к 1 декабря 2024 года. [ 16 ]

Самолет летал

[ редактировать ]

Список самолетов, эксплуатируемых 809 НАН: [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Лидер возрожденных Бессмертных, воплощающий свою мечту в 809-й эскадрилье, летающей на F-35» . Forces.net . 11 декабря 2023 г. Проверено 20 декабря 2023 г.
  2. ^ «Наращивание Lightning Force – когда Великобритания получит свои самолеты F-35? | Navy Lookout» . 14 сентября 2022 г.
  3. ^ @NavyLookout (8 декабря 2023 г.). «@NavyLookout F-35 с хвостовым оперением @809NAS «Феникс из пламени» выставлен на @RAF_Marham, поскольку сегодня эскадрилья снова вступает в строй» ( Твит ) . Проверено 8 декабря 2023 г. - через Twitter .
  4. ^ « Бессмертная» военно-морская авиационная эскадрилья 809 NAS будет управлять новейшими самолетами ВМФ» . Королевский флот . 9 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 19 января 2014 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г «809 НАН на сайте Архива авиации флота» . Архивировано из оригинала 22 января 2010 года . Проверено 31 января 2010 г.
  6. ^ «809-я военно-морская авиационная эскадрилья (FAA): Вторая мировая война» . История войны . Проверено 13 мая 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б «809-я морская авиационная эскадрилья» . www.wings-aviation.ch . Проверено 13 мая 2021 г.
  8. ^ «Суэцкий кризис (Операция Мушкетер) 1956» . Имперский военный музей . Проверено 13 мая 2021 г.
  9. ^ Роуленд Уайт, эскадрилья «Феникс»: HMS Ark Royal, последние лучшие орудия Великобритании и нерассказанная история их самой драматической миссии, BANTAM PRESS.
  10. ^ «Прыжковый самолет завтрашнего дня» . royalnavy.mod.uk . Королевский флот. 23 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 24 сентября 2013 г.
  11. ^ «809-я морская авиационная эскадрилья» . royalnavy.mod.uk . Королевский флот . Проверено 9 сентября 2013 г.
  12. ^ Стивенсон, Бет (20 мая 2016 г.). «Командир британского F-35 подчеркивает трудности в обучении» . Полет Глобал.
  13. ^ «Лучший британский пилот F-35 о том, как его молодая команда прокладывает свой собственный путь вперед» . 15 марта 2021 г.
  14. ^ «Самолет F-35: закупки – вопрос к Минобороны» . www.parliament.uk . Парламент Великобритании. 6 сентября 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
  15. ^ «Бессмертные возвращаются: 809-я эскадрилья восстает из пепла, чтобы управлять F-35B» . Forces.net . 8 декабря 2023 г. Проверено 20 декабря 2023 г.
  16. ^ Эллисон, Джордж (21 мая 2024 г.). «Планы по созданию британского парка F-35» . Британский оборонный журнал .
  • Вилы, коммодор авиации Грэм (2002). Пираты: оперативная служба Королевского флота и ВВС . Спаркфорд: Патрик Стивенс. ISBN  1-85260-611-8 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05f6a5718dee5fc64d556b36ed99c501__1718932440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/01/05f6a5718dee5fc64d556b36ed99c501.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
809 Naval Air Squadron - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)