Jump to content

Фейри Фулмар

Фулмар
Фейри Фулмар Mk II N4062
Роль Авианосный разведчик/истребитель
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Авиационная компания Фейри
Дизайнер Марсель Лобель
Первый полет 4 января 1940 г.
Введение 10 мая 1940 г.
Ушедший на пенсию 1945
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевский флот
Королевские ВВС
Произведено 1940–1943
Количество построенных 600 [ 1 ]
Разработано на основе Фейри П.4/34

Fairey Fulmar — британский палубный разведчик / истребитель , разработанный и производимый авиастроительной компанией Fairey Aviation . Он был назван в честь глупыша , морской птицы, обитающей на Британских островах . Fulmar служил в Королевского флота ( авиационном подразделении FAA) во время Второй мировой войны .

Конструкция Fulmar была основана на конструкции более раннего Fairey P.4/34 , легкого бомбардировщика наземного базирования, разработанного в 1936 году в качестве замены Fairey Battle легкого бомбардировщика . Фейри перепроектировал самолет как морской самолет-наблюдатель/истребитель, чтобы удовлетворить требованиям спецификации O.8/38 , для которой он был выбран. Хотя его характеристики (как и у его предшественника Battle) были не впечатляющими, Fulmar был надежным, крепким самолетом с большой дальностью полета и эффективным вооружением из восьми пулеметов ; этот тип также мог быть запущен в производство относительно быстро. 4 января 1940 года первый серийный самолет совершил свой первый полет, и вскоре после этого начались поставки, а в январе 1941 года началось производство улучшенной модели Fulmar Mk II. В в Стокпорте период с января 1940 года Fairey произвела в общей сложности 600 самолетов Fulmars на своем заводе . и декабрь 1942 г.

В июле 1940 года 806-я эскадрилья стала первой эскадрильей ФАУ, получившей Fulmar. Участвовал в преследовании немецкого линкора «Бисмарк» , выступая корректировщиком преследующего флота. Fulmar активно использовался в Североафриканской кампании , осуществляя патрулирование конвоев на острове Мальта и обратно , а также обеспечивая воздушное прикрытие Fairey Swordfish торпедоносцев во время таких атак, как битва у мыса Матапан . К осени 1940 года было зафиксировано, что он сбил десять итальянских бомбардировщиков и шесть вражеских истребителей. Fulmar был также развернут на Дальнем Востоке , где он оказался в значительной степени неспособным конкурировать с в Японии построенным Mitsubishi A6M Zero . На более поздних стадиях конфликта ему отводили роль истребителя одноместные самолеты, такие как истребители Supermarine Seafire британского производства и американского производства истребители Grumman Martlet . Продолжая какое-то время служить в качестве учебно-тренировочного и разведывательного самолета, Fulmar был выведен из боевой службы в феврале 1945 года.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Fulmar берет свое начало от Fairey P.4/34 , который был разработан в ответ на выпуск спецификации P.4/34 Великобритании Министерством авиации . P.4/34 искал легкий бомбардировщик , который можно было бы использовать в качестве пикирующего бомбардировщика ; Помимо заявки Фейри, на конкурс были представлены модели Hawker Henley и незавершенная конструкция Gloster. [ 2 ] [ 3 ] Несмотря на относительно высокую максимальную скорость P.4/34 - 284 миль в час, был выбран и в конечном итоге заказан конкурент Henley, способный развивать скорость 300 миль в час; На вооружении «Хенли» в основном использовался в качестве буксира-мишени . [ 4 ]

По сути, Fulmar представлял собой версию P.4/34, адаптированную для использования на флоте. Фейри представил свою модифицированную конструкцию в ответ на Спецификацию O.8/38, которая предусматривала создание истребителя с двумя экипажами, способного вести наблюдение и осуществлять операции по защите флота . Поскольку не ожидалось, что перспективный самолет встретит какое-либо серьезное сопротивление со стороны истребителей, поскольку нацистская Германия , единственный предполагаемый враг Британии в ту эпоху, не имела собственных авианосцев, такие факторы, как большая дальность действия и тяжелое вооружение, считались более важными, чем высокий уровень маневренности или скорости. Поскольку этот тип предназначался для регулярных длительных полетов над океаном , наличие штурмана / радиста считалось важным элементом, особенно при полетах в ночное время или в плохих погодных условиях. [ 5 ] [ 6 ]

Обладая существенным сходством с более ранним Fairey Battle Fulmar , прототип был аэродинамически более чистым самолетом и имел складывающееся крыло , которое было на 16 дюймов (41 см) короче. [ 7 ] 13 января 1937 года прототип P.4/34 с серийным номером K5099 совершил свой первый полет на аэродроме Грейт-Уэст компании Fairey Aviation (с тех пор это место занято лондонским аэропортом Хитроу Fairey летчик-испытатель Крис Стэниленд . ), за штурвалом находился [ 8 ] [ 9 ] Вскоре после первых летных испытаний хвост был поднят на 8 дюймов (20 см). [ нужна ссылка ] В 1938 году для этого типа было выбрано название Fulmar , хотя об этом не было объявлено до тех пор, пока в 1940 году не начались поставки этого типа. [ 10 ]

Производство и дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Первый прототип Fulmar, который выступал в роли «летающего макета », был оснащен одним двигателем Rolls-Royce Merlin III мощностью до 1080 л.с. (810 кВт). [ 9 ] Летные испытания показали, что характеристики прототипа были относительно плохими: максимальная скорость, которую он мог достичь, составляла 230 миль в час (370 км/ч). После принятия на вооружение более мощного двигателя Merlin VIII – варианта, уникального для Fulmar, с наддувом, оптимизированным для полета на малых высотах, а также различных аэродинамических улучшений планера, скорость прототипа была увеличена до 265 миль в час (426 км/ч). h) при полете на высоте 7500 футов (2286 м). Из-за острой потребности в более современных истребителях для оснащения британского авианосного флота характеристики Fulmar считались адекватными. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Fulmar Mk II, отличающийся небольшими дополнительными воздухозаборниками по обе стороны подбородка.

Будучи относительно простой производной существующего прототипа, Fulmar обещал быстро поступить в продажу в больших количествах; В середине 1938 года Королевский флот разместил первоначальный заказ на 127 серийных самолетов. [ 8 ] Помимо собственных планов Великобритании в отношении этого типа, ВМС Дании большой интерес к Fulmar проявили и ; в какой-то момент планировалось производить самолет по лицензии в Дании; однако этим амбициям положило конец начало Второй мировой войны . Более того, хотя гидроплан- модель самолета была разработана и продвинута, ни один такой самолет так и не был построен. [ 10 ] 4 января 1940 года первый серийный самолет вылетел с завода Фейри на кольцевой дороге Королевских ВВС недалеко от Манчестера ; Последний из 600 Fulmars был доставлен с Кольцевой дороги 11 декабря 1942 года. [ 1 ]

N1854, первый серийный Fulmar в Фарнборо на выставке SBAC 8 сентября 1962 года.

В январе 1941 года началось производство улучшенного Fulmar Mk II; первый самолет Mk II был доставлен в оперативную эскадрилью в марте 1941 года. [ 14 ] Эта модель самолета оснащалась более мощным двигателем Merlin XXX; На планере имелся центральный сбрасываемый бак емкостью 60 галлонов (273 литра) и возможность нести бомбу весом 250 фунтов (114 кг) или 500 фунтов (227 кг) вместо сбрасываемого бака. [ 15 ] [ 3 ] [ 5 ] В октябре 1941 года испытания, проведенные в ВВС Великобритании в Боскомб-Дауне, показали, что сбрасываемый бак емкостью 60 галлонов увеличил дальность полета самолета до 1100 миль (1800 км). [ 16 ] В июне 1942 года летные испытания Fulmar II проводились в Боскомб-Дауне; Эти испытания показали, что Fulmar может безопасно сбросить 500-фунтовую бомбу во время пикирования под углом 60 градусов на скорости до 310 узлов. [ 16 ] «Фулмары» запускались с катапульт на торговых кораблях — план защиты конвоя, который в то время находился на стадии оценки. [ 17 ]

N1854 , первый серийный Fulmar, позже был модифицирован до стандарта Mk II и переименован в G-AIBE , после чего некоторое время использовался как хак Фейри. В июне 1959 года он вернулся к служебной маркировке и был замечен в Фарнборо на выставке SBAC 8 сентября 1962 года; Последний полет G-AIBE был совершен три месяца спустя, 18 декабря 1962 года. В 1972 году самолет был передан Музею авиации флота в Йовилтоне , где он сохранился и находится на статической экспозиции. [ 10 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Fulmar Mk I приземляется на авианосец в Средиземном море, 1941 год.

В июле 1940 года первой эскадрильей авиации флота, оснащенной Fulmar, была 806-я эскадрилья эта эскадрилья начала боевые действия с авианосца HMS Illustrious . , вскоре после этого [ 18 ] Военно-морской флот определил двухместную машину, чтобы пилот мог иметь помощь другого члена экипажа в сообщении флоту о сделанных наблюдениях, которые были сделаны с использованием беспроводной телеграфии (W/T) и для навигации над океаном. [ 5 ] «Фульмар» был слишком большим и не обладал маневренностью против одноместного наземного противника, как это было на Средиземноморском театре военных действий ; его характеристики явно уступали типичным истребителям наземного базирования. Большая дальность действия «Фульмара» иногда была полезна. Во время погони за немецким линкором «Бисмарк» в 1941 году , новейшим крупным кораблем Германии, шесть «Фулмаров» с авианосца HMS Victorious использовались в качестве палубных корректировщиков, играя второстепенную роль в отслеживании движения линкора . [ 17 ] [ 19 ]

Fulmar был одним из нескольких британских самолетов, участвовавших в Североафриканской кампании . В сентябре 1940 года «Фульмар» впервые участвовал в боевых действиях во время патрулирования конвоев на остров Мальта и обратно . Когда на Мальту отправлялось подкрепление, Фулмарс руководил полетами авианосных истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр» . [ нужна ссылка ] Относительно крепкий «Фулмар» смог одержать десятки побед над своими итальянскими и немецкими противниками. [ 20 ] Первое зарегистрированное убийство Фулмаром было совершено 2 сентября 1940 года. [ 18 ] К октябрю того же года пилоты Фулмара заявили о сбитии десяти итальянских бомбардировщиков. [ 10 ] Этот тип оказался особенно эффективным против итальянских самолетов-разведчиков. [ 21 ] Позже тринадцать Fulmars на борту авианосца HMS Formidable также участвовали в битве у мыса Матапан , обстреливая линкор Vittorio Veneto , пытаясь отвести огонь от атакующих Fairey Swordfish и Fairey Albacore . торпедоносцев [ 3 ] [ 22 ]

Fulmar также использовался на других театрах военных действий, включая Восточный фронт . Этот тип был обычным компонентом многочисленных арктических конвоев времен Второй мировой войны . Фулмары также сыграли заметную роль в операции EF — злополучном воздушном налете на Оси объекты в Киркенесе и Петсамо , проведенном в июле 1941 года. [ 10 ] В начале 1942 года несколько эскадрилий, оснащенных «Фульмаром», были переброшены на Тихоокеанский театр военных действий против Японской империи , а две эскадрильи были отправлены для защиты Цейлона . В бою с маневренным и легкобронированным истребителем Mitsubishi A6M «Фулмар» быстро оказался сильнее «Зеро», и шесть «Фулмаров» были потеряны в обмен на четыре «Аити» D3A «Валс» и один «Накадзима» B5N «Кейт» . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Несмотря на это, на Дальний Восток было отправлено еще больше «Фулмаров». [ 26 ]

В течение 1942 года Fulmar в качестве военно-морского истребителя постепенно заменялся одноместными самолетами, адаптированными на основе сухопутных истребителей, таких как британские Hawker Sea Hurricane и Supermarine Seafire или американский Grumman Martlet , который проектировался как самолет-носитель. с самого начала. [ 5 ] Fulmar должен был играть заметную роль в Средиземном море в 1941 и 1942 годах в качестве основного истребителя авиации флота для большинства мальтийских конвоев в те годы. 16 «Фулмаров» присутствовали на «Викториусе» во время предпоследней операции «Пьедестал» , которая должна была стать их последней крупной авианосной операцией. Этот тип продолжал эксплуатироваться, оказывая полезную услугу в качестве сопровождения ночного конвоя и нарушителя. Он также использовался для обучения экипажей более новой и совершенной Fairey Barracuda . После отказа от роли истребителя «Фулмары» использовались для выполнения задач дальней разведки . Невооруженные «Фулмары» также будут использоваться в Африке в качестве самолетов связи и отправки. [ 27 ]

На пике своего развития двадцать эскадрилий морской авиации были оснащены Fulmar. Он летал с восьми авианосцев и пяти эскортных авианосцев . 273-я эскадрилья RAF эксплуатировала их в течение нескольких месяцев в 1942 году из Чайна-Бей на Цейлоне, наблюдая за действиями против японских войск во время рейда 9 апреля 1942 года, хотя около половины личного состава эскадрильи составляли военно-морские силы. [ 28 ] Было зарегистрировано, что «Фулмарс» уничтожил 112 самолетов противника при потере 40 «Фулмаров». [ 29 ] что сделало этот тип истребителем ведущим по количеству сбитых самолетов, которые эксплуатировались авиацией флота во время войны. В феврале 1945 года Fulmar был выведен из боевой службы; последний действующий самолет, ночной истребитель Fulmar MK II из 813-й эскадрильи, был серьезно поврежден в результате аварии при приземлении у барьера безопасности на HMS Campania и был списан. [ 30 ]

Примерно 100 «Фулмаров» были переоборудованы в вариант ночного истребителя , но этот тип добился лишь ограниченного успеха в этой роли. [ 17 ] Некоторые из первых моделей самолетов также эксплуатировались с кораблей CAM . [ 31 ] Сообщается, что французские войска Виши захватили Fulmar Mk I, который был вынужден приземлиться во время разведывательного полета над Сенегалом в марте 1941 года. Этот Fulmar ремонтировался и некоторое время эксплуатировался группой de Chasse I/4. [ 32 ]

По словам пилотов, его летные характеристики были признаны приятными, а широко разнесенное шасси обеспечивало хорошую управляемость на палубе, а также отличный запас топлива и дальность полета. авиации флота Большинство асов-истребителей одержали хотя бы часть своих побед, летая на «Фулмарах»; Первым пилотом, совершившим пять убийств на этом типе, был младший лейтенант Джеки Сьюэлл. [ 33 ] Младший лейтенант Стэнли Орр закончил войну с двенадцатью подтвержденными воздушными победами, став третьим по результативности пилотом в ФАУ. [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
Mk.I
мощностью 1035 л.с. (772 кВт) (1275 л.с. на взлете) Первый серийный вариант с двигателем Rolls-Royce Merlin VIII ; 8 × .303 Browning Mk.II (750 патронов на ствол), построено 250 штук. [ 11 ] [ 12 ] [ 3 ]
Мк. II
Обновленный вариант с двигателем Merlin XXX мощностью 1300 л.с. (970 кВт) с новым гребным винтом и дополнительным тропическим оборудованием; 8 × .303 Browning Mk.II (1000 патронов на ствол) или 4 × 0,5 дюйма (13 мм) Browning AN/M2 - часть последней партии (170 патронов на ствол, в других источниках указано 370 патронов на ствол), некоторые закончены как ночные истребители, один прототип переоборудован из Mk.I и построено 350 штук. [ 11 ] [ 12 ] [ 34 ] [ 3 ]
НФ Мк.II
Mk.II Ночной истребитель с системой воздушного перехвата AI Mk. РЛС IV (1 самолет) или РЛС AI Mk.X (остальные); 4×0,50 Browning AN/M2 – около 50 самолетов (остальные 8×.303 Browning Mk.II), всего из Mk.II переоборудовано около 100 самолетов. [ 35 ] [ 3 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Выживший самолет

[ редактировать ]
Фейри Фулмар в Музее авиации флота

Единственный известный выживший - N1854 , прототип Fulmar (и первый серийный Mk I) в Музее авиации флота в Йовилтоне. [ 10 ] Единственный известный сохранившийся двигатель Rolls-Royce Merlin VIII находится в частной коллекции в Великобритании и принадлежал Fulmar Mk I, N1926 . [ нужна ссылка ]

Технические характеристики (Фулмар Мк II)

[ редактировать ]

Данные Фейри Фулмар, серия Warpaint № 41, [ 15 ] Энциклопедия вооружения Второй мировой войны, [ 3 ] Fairey Aircraft с 1915 года. [ 36 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 40 футов 2 дюйма (12,24 м)
  • Размах крыльев: 46 футов 4,25 дюйма (14,1288 м)
  • Высота: 14 футов 0 дюймов (4,27 м)
  • Площадь крыла: 342 кв. футов (31,8 м 2 )
  • Профиль профиля : корень: NACA 2418 ; совет: NACA 2409 [ 37 ]
  • Пустой вес: 7015 фунтов (3182 кг)
  • Полная масса: 9672 фунтов (4387 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 10 200 фунтов (4627 кг)
  • Силовая установка: 1 поршневой двигатель Rolls-Royce Merlin 30 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 1300 л.с. (970 кВт).
  • Гребные винты: 3-лопастной Rotol. гребной винт постоянной скорости

Производительность

  • Максимальная скорость: 272 миль в час (438 км/ч, 236 узлов) на высоте 7250 футов (2210 м)
  • Крейсерская скорость: 235 миль в час (378 км/ч, 204 узла)
  • Диапазон: 780 миль (1260 км, 680 миль)
  • Практический потолок: 27 200 футов (8 300 м)
  • Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 28 фунтов/кв. футов (140 кг/м). 2 )

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б Шоулфилд 1998, с. 35.
  2. ^ Мейсон 1994, с. 306.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бишоп 2002, с. 402.
  4. ^ Тетфорд 1991, с. 152.
  5. ^ Jump up to: а б с д Фредриксен 2001, с. 110.
  6. ^ Рэгг 2003, с. 61.
  7. ^ Винчестер 2004, с. 85.
  8. ^ Jump up to: а б Мейсон 1992, с. 287.
  9. ^ Jump up to: а б Ламсден 1990, с. 354.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж «Фейри Фулмар (N1854)». Архивировано 24 мая 2019 года в Wayback Machine Музее авиации флота , дата обращения: 1 июля 2019 года.
  11. ^ Jump up to: а б с Браун 1973, с. 47.
  12. ^ Jump up to: а б с д Бюсси 2004, с. 0.
  13. ^ Тетфорд 1991, с. 157: указано 280 миль в час . Примечание. Почти все британские самолеты могли использовать аварийный наддув для увеличения давления на впуске нагнетателя и увеличения мощности на малой высоте на короткие периоды времени. Двигатель Merlin VIII имел взлетную мощность 1275 л.с., а использование избыточного наддува позволило достичь этой мощности в бою, и скорость 280 миль в час кажется вполне осуществимой.
  14. ^ Браун 1973, с. 31.
  15. ^ Jump up to: а б Бюсси 2004, стр. 0, 7.
  16. ^ Jump up to: а б Мейсон 1998, с. 269.
  17. ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 84.
  18. ^ Jump up to: а б Томас 2013, с. 24.
  19. ^ Стивен, с. 84
  20. ^ Браун 1973, с. 42.
  21. ^ Рэгг 2003, с. 63.
  22. ^ Стивен, с. 59
  23. ^ Шорс, Глава 10
  24. ^ Смит 2014, стр. ix, 85.
  25. ^ «Бронеавианосцы» . Бронеавианосцы во Второй мировой войне . Проверено 30 января 2021 г.
  26. ^ Смит 2014, с. 85.
  27. ^ Хэнсон, Норман (2016). Пилот авианосца . Лондон: Книги Сильвертейла. п. 71. ИСБН  978-1-909269-59-0 . OCLC   992169551 .
  28. ^ «История 273-й эскадрильи». Архивировано 13 июля 2007 года в Wayback Machine RAF History . Проверено 25 октября 2009 г.
  29. ^ Браун 1973, стр. 42+45.
  30. ^ Браун 1973, с. 41.
  31. ^ Ирландия 2007, с. 75.
  32. ^ Овчачик и Сузы 2001, с. 3.
  33. ^ Томас 2013, с. 25.
  34. ^ Jump up to: а б Бюсси 2004, с. 7.
  35. ^ Бюсси 2004, с. 37.
  36. ^ Тейлор, ХА (1974). Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Патнэм. стр. 303–312. ISBN  0-370-00065X .
  37. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. , Издательство Стерлинг, 2002. ISBN   1-586-63762-2 .
  • Браун, Дэвид. Fairey Fulmar Mks I и II, самолет номер 254 . Лондон: Профильные публикации, 1973. Нет ISBN.
  • Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN., Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Фейри Фулмар». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Jane's , 1980, стр. 69–78. ISBN   0-7106-0002-X .
  • Бюсси, Джеффри. Фейри Фулмар, серия Warpaint №41 . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2004. Нет ISBN.
  • Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN   1-57607-364-5 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Истребители второго тома . Лондон: Макдональд, 1961. ISBN отсутствует.
  • Ирландия, Бернард. Авианосцы мира: иллюстрированный путеводитель по более чем 150 кораблям от Аризоны . Лондон: Саутуотер, 2007. ISBN   978-1-84476-363-4 .
  • Ламсден, Алек. «Номер третий: Фейри Фулмар». Airplane Monthly , июнь 1990 г.
  • Марч, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны: боевые самолеты Королевских ВВС и авиации флота, 1939–1945 гг . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books, 2000. ISBN   1-84013-391-0 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN   0-85177-861-5 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN   1-55750-082-7 .
  • Мейсон, Тим. Тайные годы: летные испытания в Боскомб-Дауне, 1939–1945 гг . Манчестер, Великобритания: Хикоки, 1998. ISBN   0-9519899-9-5 .
  • Овчачик, Михал и Карел Сузы. Фейри Фулмар Mks. I, II, NF Мк. II, ТТ Мк. II . Прага, Чехия: Mark 1 Ltd., 2001. ISBN   80-902559-5-7 .
  • Шоулфилд, РА, аэропорт Манчестера . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing , 1998. ISBN   0-7509-1954-X .
  • Шорс, Кристофер; Брайан Калл; Ясухо Идзава (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Грубская улица .
  • Смит, Питер К. Mitsubishi Zero: легендарный истребитель Японии . Перо и меч, 2014. ISBN   1-4738-4688-9 .
  • Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Ян Аллан, ООО. ISBN  0-7110-1596-1 . .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Фейри Фулмар». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма , 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Тетфорд, Оуэн, британские военно-морские самолеты с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1991. ISBN   978-1-55750-076-2 .
  • Томас, Орр. Асы Королевского флота Второй мировой войны . Издательство Блумсбери, 2013. ISBN   1-47280-232-2 .
  • Винчестер, Джим. «Фейри Фулмар». Самолеты Второй мировой войны (Факты об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-639-1 .
  • Рэгг, Дэвид В. Мальта, Последняя великая осада . Издательство Каземат, 2003. ISBN   0-85052-990-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0aea4e092c51e372cebf91f3c524486__1722054180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/86/d0aea4e092c51e372cebf91f3c524486.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fairey Fulmar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)