Фейри Фулмар
Фулмар | |
---|---|
![]() | |
Фейри Фулмар Mk II N4062 | |
Роль | Авианосный разведчик/истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Авиационная компания Фейри |
Дизайнер | Марсель Лобель |
Первый полет | 4 января 1940 г. |
Введение | 10 мая 1940 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевский флот Королевские ВВС |
Произведено | 1940–1943 |
Количество построенных | 600 [ 1 ] |
Разработано на основе | Фейри П.4/34 |
Fairey Fulmar — британский палубный разведчик / истребитель , разработанный и производимый авиастроительной компанией Fairey Aviation . Он был назван в честь глупыша , морской птицы, обитающей на Британских островах . Fulmar служил в Королевского флота ( авиационном подразделении FAA) во время Второй мировой войны .
Конструкция Fulmar была основана на конструкции более раннего Fairey P.4/34 , легкого бомбардировщика наземного базирования, разработанного в 1936 году в качестве замены Fairey Battle легкого бомбардировщика . Фейри перепроектировал самолет как морской самолет-наблюдатель/истребитель, чтобы удовлетворить требованиям спецификации O.8/38 , для которой он был выбран. Хотя его характеристики (как и у его предшественника Battle) были не впечатляющими, Fulmar был надежным, крепким самолетом с большой дальностью полета и эффективным вооружением из восьми пулеметов ; этот тип также мог быть запущен в производство относительно быстро. 4 января 1940 года первый серийный самолет совершил свой первый полет, и вскоре после этого начались поставки, а в январе 1941 года началось производство улучшенной модели Fulmar Mk II. В в Стокпорте период с января 1940 года Fairey произвела в общей сложности 600 самолетов Fulmars на своем заводе . и декабрь 1942 г.
В июле 1940 года 806-я эскадрилья стала первой эскадрильей ФАУ, получившей Fulmar. Участвовал в преследовании немецкого линкора «Бисмарк» , выступая корректировщиком преследующего флота. Fulmar активно использовался в Североафриканской кампании , осуществляя патрулирование конвоев на острове Мальта и обратно , а также обеспечивая воздушное прикрытие Fairey Swordfish торпедоносцев во время таких атак, как битва у мыса Матапан . К осени 1940 года было зафиксировано, что он сбил десять итальянских бомбардировщиков и шесть вражеских истребителей. Fulmar был также развернут на Дальнем Востоке , где он оказался в значительной степени неспособным конкурировать с в Японии построенным Mitsubishi A6M Zero . На более поздних стадиях конфликта ему отводили роль истребителя одноместные самолеты, такие как истребители Supermarine Seafire британского производства и американского производства истребители Grumman Martlet . Продолжая какое-то время служить в качестве учебно-тренировочного и разведывательного самолета, Fulmar был выведен из боевой службы в феврале 1945 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Fulmar берет свое начало от Fairey P.4/34 , который был разработан в ответ на выпуск спецификации P.4/34 Великобритании Министерством авиации . P.4/34 искал легкий бомбардировщик , который можно было бы использовать в качестве пикирующего бомбардировщика ; Помимо заявки Фейри, на конкурс были представлены модели Hawker Henley и незавершенная конструкция Gloster. [ 2 ] [ 3 ] Несмотря на относительно высокую максимальную скорость P.4/34 - 284 миль в час, был выбран и в конечном итоге заказан конкурент Henley, способный развивать скорость 300 миль в час; На вооружении «Хенли» в основном использовался в качестве буксира-мишени . [ 4 ]
По сути, Fulmar представлял собой версию P.4/34, адаптированную для использования на флоте. Фейри представил свою модифицированную конструкцию в ответ на Спецификацию O.8/38, которая предусматривала создание истребителя с двумя экипажами, способного вести наблюдение и осуществлять операции по защите флота . Поскольку не ожидалось, что перспективный самолет встретит какое-либо серьезное сопротивление со стороны истребителей, поскольку нацистская Германия , единственный предполагаемый враг Британии в ту эпоху, не имела собственных авианосцев, такие факторы, как большая дальность действия и тяжелое вооружение, считались более важными, чем высокий уровень маневренности или скорости. Поскольку этот тип предназначался для регулярных длительных полетов над океаном , наличие штурмана / радиста считалось важным элементом, особенно при полетах в ночное время или в плохих погодных условиях. [ 5 ] [ 6 ]
Обладая существенным сходством с более ранним Fairey Battle Fulmar , прототип был аэродинамически более чистым самолетом и имел складывающееся крыло , которое было на 16 дюймов (41 см) короче. [ 7 ] 13 января 1937 года прототип P.4/34 с серийным номером K5099 совершил свой первый полет на аэродроме Грейт-Уэст компании Fairey Aviation (с тех пор это место занято лондонским аэропортом Хитроу Fairey летчик-испытатель Крис Стэниленд . ), за штурвалом находился [ 8 ] [ 9 ] Вскоре после первых летных испытаний хвост был поднят на 8 дюймов (20 см). [ нужна ссылка ] В 1938 году для этого типа было выбрано название Fulmar , хотя об этом не было объявлено до тех пор, пока в 1940 году не начались поставки этого типа. [ 10 ]
Производство и дальнейшее развитие
[ редактировать ]Первый прототип Fulmar, который выступал в роли «летающего макета », был оснащен одним двигателем Rolls-Royce Merlin III мощностью до 1080 л.с. (810 кВт). [ 9 ] Летные испытания показали, что характеристики прототипа были относительно плохими: максимальная скорость, которую он мог достичь, составляла 230 миль в час (370 км/ч). После принятия на вооружение более мощного двигателя Merlin VIII – варианта, уникального для Fulmar, с наддувом, оптимизированным для полета на малых высотах, а также различных аэродинамических улучшений планера, скорость прототипа была увеличена до 265 миль в час (426 км/ч). h) при полете на высоте 7500 футов (2286 м). Из-за острой потребности в более современных истребителях для оснащения британского авианосного флота характеристики Fulmar считались адекватными. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Будучи относительно простой производной существующего прототипа, Fulmar обещал быстро поступить в продажу в больших количествах; В середине 1938 года Королевский флот разместил первоначальный заказ на 127 серийных самолетов. [ 8 ] Помимо собственных планов Великобритании в отношении этого типа, ВМС Дании большой интерес к Fulmar проявили и ; в какой-то момент планировалось производить самолет по лицензии в Дании; однако этим амбициям положило конец начало Второй мировой войны . Более того, хотя гидроплан- модель самолета была разработана и продвинута, ни один такой самолет так и не был построен. [ 10 ] 4 января 1940 года первый серийный самолет вылетел с завода Фейри на кольцевой дороге Королевских ВВС недалеко от Манчестера ; Последний из 600 Fulmars был доставлен с Кольцевой дороги 11 декабря 1942 года. [ 1 ]

В январе 1941 года началось производство улучшенного Fulmar Mk II; первый самолет Mk II был доставлен в оперативную эскадрилью в марте 1941 года. [ 14 ] Эта модель самолета оснащалась более мощным двигателем Merlin XXX; На планере имелся центральный сбрасываемый бак емкостью 60 галлонов (273 литра) и возможность нести бомбу весом 250 фунтов (114 кг) или 500 фунтов (227 кг) вместо сбрасываемого бака. [ 15 ] [ 3 ] [ 5 ] В октябре 1941 года испытания, проведенные в ВВС Великобритании в Боскомб-Дауне, показали, что сбрасываемый бак емкостью 60 галлонов увеличил дальность полета самолета до 1100 миль (1800 км). [ 16 ] В июне 1942 года летные испытания Fulmar II проводились в Боскомб-Дауне; Эти испытания показали, что Fulmar может безопасно сбросить 500-фунтовую бомбу во время пикирования под углом 60 градусов на скорости до 310 узлов. [ 16 ] «Фулмары» запускались с катапульт на торговых кораблях — план защиты конвоя, который в то время находился на стадии оценки. [ 17 ]
N1854 , первый серийный Fulmar, позже был модифицирован до стандарта Mk II и переименован в G-AIBE , после чего некоторое время использовался как хак Фейри. В июне 1959 года он вернулся к служебной маркировке и был замечен в Фарнборо на выставке SBAC 8 сентября 1962 года; Последний полет G-AIBE был совершен три месяца спустя, 18 декабря 1962 года. В 1972 году самолет был передан Музею авиации флота в Йовилтоне , где он сохранился и находится на статической экспозиции. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]
В июле 1940 года первой эскадрильей авиации флота, оснащенной Fulmar, была 806-я эскадрилья эта эскадрилья начала боевые действия с авианосца HMS Illustrious . , вскоре после этого [ 18 ] Военно-морской флот определил двухместную машину, чтобы пилот мог иметь помощь другого члена экипажа в сообщении флоту о сделанных наблюдениях, которые были сделаны с использованием беспроводной телеграфии (W/T) и для навигации над океаном. [ 5 ] «Фульмар» был слишком большим и не обладал маневренностью против одноместного наземного противника, как это было на Средиземноморском театре военных действий ; его характеристики явно уступали типичным истребителям наземного базирования. Большая дальность действия «Фульмара» иногда была полезна. Во время погони за немецким линкором «Бисмарк» в 1941 году , новейшим крупным кораблем Германии, шесть «Фулмаров» с авианосца HMS Victorious использовались в качестве палубных корректировщиков, играя второстепенную роль в отслеживании движения линкора . [ 17 ] [ 19 ]
Fulmar был одним из нескольких британских самолетов, участвовавших в Североафриканской кампании . В сентябре 1940 года «Фульмар» впервые участвовал в боевых действиях во время патрулирования конвоев на остров Мальта и обратно . Когда на Мальту отправлялось подкрепление, Фулмарс руководил полетами авианосных истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр» . [ нужна ссылка ] Относительно крепкий «Фулмар» смог одержать десятки побед над своими итальянскими и немецкими противниками. [ 20 ] Первое зарегистрированное убийство Фулмаром было совершено 2 сентября 1940 года. [ 18 ] К октябрю того же года пилоты Фулмара заявили о сбитии десяти итальянских бомбардировщиков. [ 10 ] Этот тип оказался особенно эффективным против итальянских самолетов-разведчиков. [ 21 ] Позже тринадцать Fulmars на борту авианосца HMS Formidable также участвовали в битве у мыса Матапан , обстреливая линкор Vittorio Veneto , пытаясь отвести огонь от атакующих Fairey Swordfish и Fairey Albacore . торпедоносцев [ 3 ] [ 22 ]
Fulmar также использовался на других театрах военных действий, включая Восточный фронт . Этот тип был обычным компонентом многочисленных арктических конвоев времен Второй мировой войны . Фулмары также сыграли заметную роль в операции EF — злополучном воздушном налете на Оси объекты в Киркенесе и Петсамо , проведенном в июле 1941 года. [ 10 ] В начале 1942 года несколько эскадрилий, оснащенных «Фульмаром», были переброшены на Тихоокеанский театр военных действий против Японской империи , а две эскадрильи были отправлены для защиты Цейлона . В бою с маневренным и легкобронированным истребителем Mitsubishi A6M «Фулмар» быстро оказался сильнее «Зеро», и шесть «Фулмаров» были потеряны в обмен на четыре «Аити» D3A «Валс» и один «Накадзима» B5N «Кейт» . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Несмотря на это, на Дальний Восток было отправлено еще больше «Фулмаров». [ 26 ]
В течение 1942 года Fulmar в качестве военно-морского истребителя постепенно заменялся одноместными самолетами, адаптированными на основе сухопутных истребителей, таких как британские Hawker Sea Hurricane и Supermarine Seafire или американский Grumman Martlet , который проектировался как самолет-носитель. с самого начала. [ 5 ] Fulmar должен был играть заметную роль в Средиземном море в 1941 и 1942 годах в качестве основного истребителя авиации флота для большинства мальтийских конвоев в те годы. 16 «Фулмаров» присутствовали на «Викториусе» во время предпоследней операции «Пьедестал» , которая должна была стать их последней крупной авианосной операцией. Этот тип продолжал эксплуатироваться, оказывая полезную услугу в качестве сопровождения ночного конвоя и нарушителя. Он также использовался для обучения экипажей более новой и совершенной Fairey Barracuda . После отказа от роли истребителя «Фулмары» использовались для выполнения задач дальней разведки . Невооруженные «Фулмары» также будут использоваться в Африке в качестве самолетов связи и отправки. [ 27 ]
На пике своего развития двадцать эскадрилий морской авиации были оснащены Fulmar. Он летал с восьми авианосцев и пяти эскортных авианосцев . 273-я эскадрилья RAF эксплуатировала их в течение нескольких месяцев в 1942 году из Чайна-Бей на Цейлоне, наблюдая за действиями против японских войск во время рейда 9 апреля 1942 года, хотя около половины личного состава эскадрильи составляли военно-морские силы. [ 28 ] Было зарегистрировано, что «Фулмарс» уничтожил 112 самолетов противника при потере 40 «Фулмаров». [ 29 ] что сделало этот тип истребителем ведущим по количеству сбитых самолетов, которые эксплуатировались авиацией флота во время войны. В феврале 1945 года Fulmar был выведен из боевой службы; последний действующий самолет, ночной истребитель Fulmar MK II из 813-й эскадрильи, был серьезно поврежден в результате аварии при приземлении у барьера безопасности на HMS Campania и был списан. [ 30 ]
Примерно 100 «Фулмаров» были переоборудованы в вариант ночного истребителя , но этот тип добился лишь ограниченного успеха в этой роли. [ 17 ] Некоторые из первых моделей самолетов также эксплуатировались с кораблей CAM . [ 31 ] Сообщается, что французские войска Виши захватили Fulmar Mk I, который был вынужден приземлиться во время разведывательного полета над Сенегалом в марте 1941 года. Этот Fulmar ремонтировался и некоторое время эксплуатировался группой de Chasse I/4. [ 32 ]
По словам пилотов, его летные характеристики были признаны приятными, а широко разнесенное шасси обеспечивало хорошую управляемость на палубе, а также отличный запас топлива и дальность полета. авиации флота Большинство асов-истребителей одержали хотя бы часть своих побед, летая на «Фулмарах»; Первым пилотом, совершившим пять убийств на этом типе, был младший лейтенант Джеки Сьюэлл. [ 33 ] Младший лейтенант Стэнли Орр закончил войну с двенадцатью подтвержденными воздушными победами, став третьим по результативности пилотом в ФАУ. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- Mk.I
- мощностью 1035 л.с. (772 кВт) (1275 л.с. на взлете) Первый серийный вариант с двигателем Rolls-Royce Merlin VIII ; 8 × .303 Browning Mk.II (750 патронов на ствол), построено 250 штук. [ 11 ] [ 12 ] [ 3 ]
- Мк. II
- Обновленный вариант с двигателем Merlin XXX мощностью 1300 л.с. (970 кВт) с новым гребным винтом и дополнительным тропическим оборудованием; 8 × .303 Browning Mk.II (1000 патронов на ствол) или 4 × 0,5 дюйма (13 мм) Browning AN/M2 - часть последней партии (170 патронов на ствол, в других источниках указано 370 патронов на ствол), некоторые закончены как ночные истребители, один прототип переоборудован из Mk.I и построено 350 штук. [ 11 ] [ 12 ] [ 34 ] [ 3 ]
- НФ Мк.II
- Mk.II Ночной истребитель с системой воздушного перехвата AI Mk. РЛС IV (1 самолет) или РЛС AI Mk.X (остальные); 4×0,50 Browning AN/M2 – около 50 самолетов (остальные 8×.303 Browning Mk.II), всего из Mk.II переоборудовано около 100 самолетов. [ 35 ] [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- Авиация флота
- 731-я военно-морская авиационная эскадрилья (подготовка офицеров управления палубной посадкой)
- 740-я военно-морская авиационная эскадрилья (учебная эскадрилья наблюдателей)
- 746-я военно-морская авиационная эскадрилья (отряд перехвата ночных истребителей)
- 748-я военно-морская авиационная эскадрилья (военно-морской истребительный пул)
- 759-я военно-морская авиационная эскадрилья (Истребительная школа RNAS)
- 760-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 761-я военно-морская авиационная эскадрилья (Истребительная школа RNAS)
- 762-я военно-морская авиационная эскадрилья (Истребительная школа RNAS)
- 766-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 767-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 768-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 769-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 772-я военно-морская авиационная эскадрилья (подразделение требований флота)
- 775-я военно-морская авиационная эскадрилья (подразделение требований флота)
- 777-я военно-морская авиационная эскадрилья (отдел требований к флоту)
- 778-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 784-я военно-морская авиационная эскадрилья (учебное подразделение ночных истребителей)
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья (подразделение разработки истребителей)
- 790-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 795-я военно-морская авиационная эскадрилья (Восточноафриканский истребительный пул)
- 800-я морская авиационная эскадрилья
- 803-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 804-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 805-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 806-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 807-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 808-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 809-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 813-я военно-морская авиационная эскадрилья (ночная эскадрилья)
- 879-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 884-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 886-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 887-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 889-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 893-я военно-морская авиационная эскадрилья
Выживший самолет
[ редактировать ]Единственный известный выживший - N1854 , прототип Fulmar (и первый серийный Mk I) в Музее авиации флота в Йовилтоне. [ 10 ] Единственный известный сохранившийся двигатель Rolls-Royce Merlin VIII находится в частной коллекции в Великобритании и принадлежал Fulmar Mk I, N1926 . [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Фулмар Мк II)
[ редактировать ]Данные Фейри Фулмар, серия Warpaint № 41, [ 15 ] Энциклопедия вооружения Второй мировой войны, [ 3 ] Fairey Aircraft с 1915 года. [ 36 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 40 футов 2 дюйма (12,24 м)
- Размах крыльев: 46 футов 4,25 дюйма (14,1288 м)
- Высота: 14 футов 0 дюймов (4,27 м)
- Площадь крыла: 342 кв. футов (31,8 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 2418 ; совет: NACA 2409 [ 37 ]
- Пустой вес: 7015 фунтов (3182 кг)
- Полная масса: 9672 фунтов (4387 кг)
- Максимальный взлетный вес: 10 200 фунтов (4627 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Rolls-Royce Merlin 30 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 1300 л.с. (970 кВт).
- Гребные винты: 3-лопастной Rotol. гребной винт постоянной скорости
Производительность
- Максимальная скорость: 272 миль в час (438 км/ч, 236 узлов) на высоте 7250 футов (2210 м)
- Крейсерская скорость: 235 миль в час (378 км/ч, 204 узла)
- Диапазон: 780 миль (1260 км, 680 миль)
- Практический потолок: 27 200 футов (8 300 м)
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
- Нагрузка на крыло: 28 фунтов/кв. футов (140 кг/м). 2 )
Вооружение
- 8 × 0,303 дюйма (7,7 мм) или 4 × 0,50 дюйма (12,7 мм) пулемётов Браунинга, установленных на крыле, [ 12 ] [ 34 ] и иногда калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) 1 пулемет Vickers K в задней кабине.
- 2 бомбы по 100 фунтов (45 кг) или 250 фунтов (110 кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блэкбернский поморник
- Грумман F4F Уайлдкэт
- Грумман F6F Хеллкэт
- Хокер Морской Ураган
- Митсубиси А6М Ноль
- Супермарин Сифайр
Связанные списки
- Список самолетов Авиации флота
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шоулфилд 1998, с. 35.
- ^ Мейсон 1994, с. 306.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бишоп 2002, с. 402.
- ^ Тетфорд 1991, с. 152.
- ^ Jump up to: а б с д Фредриксен 2001, с. 110.
- ^ Рэгг 2003, с. 61.
- ^ Винчестер 2004, с. 85.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1992, с. 287.
- ^ Jump up to: а б Ламсден 1990, с. 354.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Фейри Фулмар (N1854)». Архивировано 24 мая 2019 года в Wayback Machine Музее авиации флота , дата обращения: 1 июля 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с Браун 1973, с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Бюсси 2004, с. 0.
- ^ Тетфорд 1991, с. 157: указано 280 миль в час . Примечание. Почти все британские самолеты могли использовать аварийный наддув для увеличения давления на впуске нагнетателя и увеличения мощности на малой высоте на короткие периоды времени. Двигатель Merlin VIII имел взлетную мощность 1275 л.с., а использование избыточного наддува позволило достичь этой мощности в бою, и скорость 280 миль в час кажется вполне осуществимой.
- ^ Браун 1973, с. 31.
- ^ Jump up to: а б Бюсси 2004, стр. 0, 7.
- ^ Jump up to: а б Мейсон 1998, с. 269.
- ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 84.
- ^ Jump up to: а б Томас 2013, с. 24.
- ^ Стивен, с. 84
- ^ Браун 1973, с. 42.
- ^ Рэгг 2003, с. 63.
- ^ Стивен, с. 59
- ^ Шорс, Глава 10
- ^ Смит 2014, стр. ix, 85.
- ^ «Бронеавианосцы» . Бронеавианосцы во Второй мировой войне . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Смит 2014, с. 85.
- ^ Хэнсон, Норман (2016). Пилот авианосца . Лондон: Книги Сильвертейла. п. 71. ИСБН 978-1-909269-59-0 . OCLC 992169551 .
- ^ «История 273-й эскадрильи». Архивировано 13 июля 2007 года в Wayback Machine RAF History . Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ Браун 1973, стр. 42+45.
- ^ Браун 1973, с. 41.
- ^ Ирландия 2007, с. 75.
- ^ Овчачик и Сузы 2001, с. 3.
- ^ Томас 2013, с. 25.
- ^ Jump up to: а б Бюсси 2004, с. 7.
- ^ Бюсси 2004, с. 37.
- ^ Тейлор, ХА (1974). Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Патнэм. стр. 303–312. ISBN 0-370-00065X .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружения Второй мировой войны. , Издательство Стерлинг, 2002. ISBN 1-586-63762-2 .
- Браун, Дэвид. Fairey Fulmar Mks I и II, самолет номер 254 . Лондон: Профильные публикации, 1973. Нет ISBN.
- Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN., Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Фейри Фулмар». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Jane's , 1980, стр. 69–78. ISBN 0-7106-0002-X .
- Бюсси, Джеффри. Фейри Фулмар, серия Warpaint №41 . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Warpaint Books Ltd., 2004. Нет ISBN.
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны: Истребители второго тома . Лондон: Макдональд, 1961. ISBN отсутствует.
- Ирландия, Бернард. Авианосцы мира: иллюстрированный путеводитель по более чем 150 кораблям от Аризоны . Лондон: Саутуотер, 2007. ISBN 978-1-84476-363-4 .
- Ламсден, Алек. «Номер третий: Фейри Фулмар». Airplane Monthly , июнь 1990 г.
- Марч, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны: боевые самолеты Королевских ВВС и авиации флота, 1939–1945 гг . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Books, 2000. ISBN 1-84013-391-0 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Мейсон, Тим. Тайные годы: летные испытания в Боскомб-Дауне, 1939–1945 гг . Манчестер, Великобритания: Хикоки, 1998. ISBN 0-9519899-9-5 .
- Овчачик, Михал и Карел Сузы. Фейри Фулмар Mks. I, II, NF Мк. II, ТТ Мк. II . Прага, Чехия: Mark 1 Ltd., 2001. ISBN 80-902559-5-7 .
- Шоулфилд, РА, аэропорт Манчестера . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing , 1998. ISBN 0-7509-1954-X .
- Шорс, Кристофер; Брайан Калл; Ясухо Идзава (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Грубская улица .
- Смит, Питер К. Mitsubishi Zero: легендарный истребитель Японии . Перо и меч, 2014. ISBN 1-4738-4688-9 .
- Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Ян Аллан, ООО. ISBN 0-7110-1596-1 . .
- Тейлор, Джон В.Р. «Фейри Фулмар». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма , 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тетфорд, Оуэн, британские военно-морские самолеты с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1991. ISBN 978-1-55750-076-2 .
- Томас, Орр. Асы Королевского флота Второй мировой войны . Издательство Блумсбери, 2013. ISBN 1-47280-232-2 .
- Винчестер, Джим. «Фейри Фулмар». Самолеты Второй мировой войны (Факты об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .
- Рэгг, Дэвид В. Мальта, Последняя великая осада . Издательство Каземат, 2003. ISBN 0-85052-990-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Архив авиации флота
- Конвой прошел - Fulmar в действии - лето 1941 г. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Фейри Фулмар - Британский справочник самолетов