Типси Б
B или тренер | |
---|---|
Tipsy B, построенный в 1937 году, на ралли Шаффен-Дист (Бельгия) в августе 2009 года. В его регистрации указаны инициалы его дизайнера. | |
Роль | Двухместный спортивный самолет |
Национальное происхождение | Бельгия |
Производитель | Avions Tipsy, аэродром Госселис, Шарлеруа [ 1 ] |
Дизайнер | Советы Эрнеста Оскара |
Первый полет | 8 мая 1937 г. |
Количество построенных | 42 |
Tipsy B — небольшой спортивный двухместный моноплан , разработанный Эрнестом Оскаром Типсом и построенный в Бельгии и Великобритании . Всего было построено 42 самолета, некоторые из них до сих пор летают.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Avions Fairey , бельгийский филиал Fairey Aviation Company , был основан в 1930–1931 годах для производства самолетов Fairey Fox и Firefly для ВВС Бельгии . Когда началось производство военного самолета, его менеджер Эрнест Оскар Типс нашел время спроектировать и построить собственный легкий самолет: сначала одноместные Tipsy S и S.2 в 1935 году, затем двухместный Tipsy B. Хотя последний был больше, у этих двух типов самолетов было много общего; Оба были одномоторными свободнонесущими монопланами с низкорасположенным крылом и коническими крыльями на задней кромке. Однако в деталях формы двух самолетов различались. Оба были построены в Бельгии компанией Avions Fairey и в Великобритании по лицензии. [ 2 ]
Tipsy B представлял собой машину с деревянным каркасом, покрытую смесью фанеры и холста. Крыло имело основной лонжерон двутаврового сечения примерно на четверти хорды и вспомогательный задний коробчатый лонжерон. Они были соединены жесткой диагональной пирамидальной перекладиной. Начиная с основного лонжерона вперед, использовалась напряженная фанерная обшивка, а остальная часть ткани крыла закрывалась деревянными нервюрами. [ 1 ] Передняя кромка была почти прямой, а задняя кромка прямая, но сильно смещенная вперед, за исключением центральной части. Дифференциальные элероны располагались на сужающейся части, поэтому их шарнирная линия также была сильно смещена вперед. [ 1 ] [ 3 ]
Плоский фюзеляж имел четыре еловых лонжерона и был покрыт фанерой, за исключением закругленного настила. Глубина настила за кабиной зависела от того, открытые или закрытые сиденья. [ 3 ] У Tipsy B была открытая кабина с сиденьями почти рядом друг с другом в том смысле, что сиденья были слегка смещены вперед и назад, чтобы минимизировать ширину фюзеляжа, а левое сиденье было на 8 дюймов (200 мм) дальше вперед. [ 3 ] У Tipsy Bc было такое же расположение сидений, но оно было заключено под навес из родоида (ацетата целлюлозы), соединенный с фюзеляжем сзади гораздо более глубоким настилом. [ 1 ] Некоторые модели Tipsy B имели асимметричное лобовое стекло, выполненное из одного листа Rhodoid, со свободным краем, выдвинутым вперед слева, чтобы соответствовать смещенному сидению. [ 3 ] но симметричные экраны стали обычным явлением. Было установлено двойное управление. [ 3 ] Стойка управления находилась посередине между сиденьями и имела горизонтальный выступ, который можно было поворачивать в любом положении. [ 4 ] мощностью 60 л.с. (45 кВт) Четырехцилиндровый перевернутый рядный двигатель Walter Mikron приводил в движение двухлопастной воздушный винт. [ 1 ]
Киль был почти треугольным и представлял собой неотъемлемую часть фюзеляжа. [ 1 ] Обтянутый тканью руль направления имел закругленную форму и перемещался между отдельными рулями высоты, которые вместе с хвостовым оперением образовывали эллиптическую форму. [ 3 ] В результате шарниры руля высоты, как и шарниры элеронов, оказались сильно смещены вперед. [ 3 ] Хвостовое оперение крепилось к килю в районе рудерпоста парой стоек. Был длинный хвост. Основная ходовая часть имела две консольные вилки с резиновыми пружинами сжатия, опоры были обтекаемыми, а колеса - шипованными. [ 1 ]
8 мая 1937 года Tipsy B впервые поднялся в воздух с аэродрома завода Avions Fairey в Госселисе, недалеко от Шарлеруа , под управлением Эй-Джейскенса. [ 5 ] Неделю спустя Tipsy демонстрировали в Великобритании на аэродроме Грейт-Уэст . [ 3 ] 5 июня 1937 года была основана компания Tipsy Light Aircraft Company в лондонском авиапарке, Ханворт, для производства Tipsy B по лицензии. [ 6 ]
Всего до вторжения Германии в Бельгию во время Второй мировой войны на заводе Avions Fairey было построено двадцать четыре самолета Tipsy B и Bc . Около восьми имели открытые кабины (Tipsy B), а остальные были закрытыми (Tipsy Bc). [ 5 ]
Похоже, что на Tipsy в целом было приятно летать, но, как и в случае с другими самолетами с заостренными законцовками крыльев, его поведение на низкой скорости могло быть неумолимым, когда крыло опускалось в сваливание без особого предупреждения. Некоторые из этих проблем были решены во время британского производства. [ 3 ]
Четвертый британский самолет стал первым модифицированным. Чтобы улучшить характеристики сваливания, у него было усиленное крыло с размывом на законцовках, чтобы эта часть крыла не сваливалась первой, а к прямому центроплану были добавлены закрылки, изменяющие развал, чтобы задержать сваливание. Чтобы удовлетворить британские опасения по поводу флаттера поверхности управления, все они были сбалансированы по массе. Баланс руля направления был внешним и выступал из передней кромки чуть выше кончика киля. Руль высоты также был переделан в единое целое с прямым шарниром и задней кромкой, а нижняя часть руля направления была слегка обрезана, чтобы обеспечить возможность его перемещения. Последующие британские Типси включали эти изменения, и начиная с шестого самолета также имели фиксированные места для почтовых ящиков . [ нужны разъяснения ]
В августе 1938 года во время испытаний сертификата летной годности в Мартлшем-Хит возникли опасения по поводу управляемости руля направления, поэтому Tipsy Light Aircraft увеличили площадь руля направления на 18%, что привело к успешной сертификации. В этот момент название самолета изменилось с Tipsy B на Tipsy Trainer . Девятый самолет был одобрен с увеличенной полной взлетной массой до 1200 фунтов (544 кг), и с тех пор название было изменено на Tipsy Trainer 1 . [ 3 ]
Всего компания Tipsy Light Aircraft построила восемнадцать самолетов, все с открытыми кабинами. Последние три были построены после войны, а последний экземпляр совершил первый полет в апреле 1948 года. [ 7 ] [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]Самолеты, построенные Avions Fairey, летали с частными владельцами и клубами в Бельгии, Великобритании, Швеции, Франции и Швейцарии. В 1937 году прототип удостоился редкой чести служить призом tombola, но вскоре после этого разбился. В 1940 году вторая машина бежала в Англию, служила в ВВС Великобритании на войне, а затем стала прототипом Tipsy Belfair . Многие из них были уничтожены во время войны, но как минимум шесть впоследствии улетели. [ 5 ] Схема владения самолетами британской постройки была аналогичной; один отправился в Индию, а затем служил там в ВВС Великобритании. Двенадцать довоенных машин Великобритании пережили войну, хотя две больше не летали. Одна послевоенная машина отправилась в Финляндию, другая – в Бельгию. [ 7 ]
Выжившие
[ редактировать ]Три британских самолета Tipsy Trainer все еще летали в 2008/2009 году: G-AFWR , G-AISB и OO-EOT . Один самолет бельгийской постройки является статическим экспонатом в Музее полетов Свенидоса Бил-Оха в Слоинге, Швеция. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- Типси Б
- Начальная версия с открытой кабиной
- Типси, Британская Колумбия
- Закрытая кабина, начальная версия
- Подвыпивший тренер
- Построен в Великобритании, с размывом, сбалансированными по массе рулевыми поверхностями, прорезями, закрылками, одним рулем высоты и увеличенным рулем направления.
- Подвыпивший тренер I
- В роли Tipsy Trainer с увеличенным общим весом.
Технические характеристики (Типси Б)
[ редактировать ]Данные из [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 6,6 м (21 фут 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,5 м (31 фут 2 дюйма)
- Высота: 1,73 м (5 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 12 м 2 (130 кв. футов)
- Пустой вес: 225 кг (496 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 450 кг (992 фунта)
- Силовая установка: 1 × Walter Mikron II , 4-цилиндровый, перевернутый рядный, воздушного охлаждения, 46 кВт (62 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 200 км/ч (120 миль в час, 110 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла)
- Дальность: 725 км (450 миль, 391 миль)
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
- Скорость набора высоты: от 2,283 м/с (449,4 фута/мин) до 2000 м (6560 футов).
- Нагрузка на крыло: 31,25 кг/м 2 (6,40 фунтов/кв. футов)
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты и примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Грей 1972 , с. 10в-11в
- ^ Тейлор 1974 , стр. 37–45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Орд-Хьюм 2000 , стр. 487–8.
- ^ Авиация общего назначения , декабрь 2008 г., стр. 40.
- ^ Jump up to: а б с Tipsy B. Архивировано 18 декабря 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Орд-Хьюм 2000 , с. 551
- ^ Jump up to: а б Джексон 1960 , с. 576
- ^ Список самолетов Джексона, зарегистрированных в Великобритании, не включает VT-AKQ (серийный номер 7), который сразу попал в реестр Индии.
- ^ Музей авиации в Слоинге
- ^ Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха . Том. 1 (1-е изд.). Лондон. п. 96. ИСБН 978-1-900732-06-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Библиография
- Грей, CG (1972). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-5734-4 .
- Джексон, Эй Джей (1960). Британские гражданские самолеты 1919-59 гг . Том. 2. Лондон: Издательство Патнэм.
- Орд-Хьюм, Артур WJG (2000). Британские легкие самолеты . Питерборо: GMS Enterprises. ISBN 1870384768 .
- Тейлор, ХА (1974). Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Издательство Патнэм. ISBN 0-370-00065-Х .