Jump to content

HMS Викториус (R38)

Победа в 1959 году после ремонта.
История
Великобритания
Имя Победоносный
Заказал 13 января 1937 г.
Строитель Викерс-Армстронг
Расходы 50 миллионов фунтов стерлингов
Заложен 4 мая 1937 г.
Запущен 14 сентября 1939 г.
Введен в эксплуатацию 14 мая 1941 г.
Выведен из эксплуатации 13 марта 1968 г.
Ремонт 1950–1957
Идентификация Номера вымпелов : 38, R38, 38.
Девиз По воздуху и морю победоносно
Почести и
награды
  • Мыс Доброй Надежды 1795 г.
  • Сент-Люсия 1796 г.
  • Египет 1801 г.
  • Вальхерен 1809 г.
  • Риволи Акция 1812 г.
  • Бисмарка 1941 г. Действия
  • Норвегия 1941–42
  • Арктика 1941–42 гг.
  • Мальтийские конвои 1942 г.
  • Бискайя 1942 г.
  • Сабанг 1944 г.
  • Палембанг 1945 г.
  • Окинава 1945 г.
  • Япония 1945 г.
Судьба Списано , 1969 год.
Значок
Общие характеристики
Класс и тип «Прославленный » класса Авианосец
Смещение
  • В состоянии постройки: плавучий маяк водоизмещением 23 207 тонн, полная загрузка 28 619 тонн.
  • После ремонта: 35 500 тонн при полной загрузке.
Длина
  • В состоянии постройки: ватерлиния 673 футов (205 м).
  • 743 фута 9 дюймов (226,70 м) в целом
  • Ремонт после 1957 года: в целом 778 футов 3 дюйма (237,21 м)
Луч
  • (ватерлиния) В состоянии постройки: 95 футов (29 м)
  • Ремонт после 1957 года: 103 фута (31,4 м) над выпуклостями.
  • (кабина экипажа) 145 футов 9 дюймов (44,42 м)
Черновик
  • (полная нагрузка) В заводском состоянии: 28 футов (8,5 м)
  • Ремонт после 1957 года: 31 фут (9,45 м)
Установленная мощность
Движение 3 вала, 3 паровые турбины с редуктором
Скорость 30,5 узлов (56,5 км/ч; 35,1 миль в час)
Диапазон 11 000 морских миль (20 000 км; 13 000 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час)
Дополнить
  • В состоянии постройки: 817 (корабельных) + 394 (авиагруппы).
  • после ремонта: 2200 (включая авиагруппу)
Вооружение
Броня
  • кабина экипажа: 3 дюйма
  • ангарная палуба: 2"
  • боковой ремень 4"
  • борта ангара: 4"
Самолет перевезен

HMS Victorious был третьим Illustrious класса авианосцем после Illustrious and Formidable . Заказанный в рамках военно-морской программы 1936 года, он был заложен на верфи Виккерс-Армстронг в Ньюкасл-апон-Тайн в 1937 году и спущен на воду два года спустя, в 1939 году. Ее ввод в строй был отложен до 1941 года из-за большей потребности в кораблях сопровождения для участия в боевых действиях. Атлантики .

Ее служба в 1941 и 1942 годах включала знаменитые действия против линкора «Бисмарк» , нескольких арктических конвоев и операцию «Пьедестал» . Он был передан в аренду ВМС США в 1943 году и служил в юго-западной части Тихого океана в составе Третьего флота. В 1944 году «Викториус» участвовал в нескольких атаках на « Тирпиц» . Устранение немецкой военно-морской угрозы позволило ей передислоцироваться сначала на Восточный флот в Коломбо , а затем на Тихий океан для заключительных действий войны против Японии.

После войны ее служба прерывалась периодами в резерве, а в период с 1950 по 1958 год - самой полной реконструкцией среди всех авианосцев Королевского флота. Это включало строительство новой надстройки над уровнем ангарной палубы, новой наклонной кабины экипажа, [1] новые котлы, установка радара Тип 984 , каналов передачи данных и тяжелых корабельных компьютеров, способных отслеживать 50 целей и оценивать их приоритет для допроса и перехвата. Сокращение военно-морских обязательств Великобритании в 1967 году, окончание конфронтации между Индонезией и Малайзией и пожар во время ремонта привели к ее окончательному выводу из эксплуатации на три-пять лет раньше срока, и он был списан в 1969 году.

Строительство

[ редактировать ]

Victorious был одним из двух Illustrious авианосцев класса , заказанных у Vickers-Armstrong в рамках программы строительства Королевского флота в 1936 году. [2] [3] [а] [б] Стоимость новых авианосцев оценивалась в 2 395 000 фунтов стерлингов каждый. [6] Victorious был заложен на военно-морской верфи Vickers' Walker в Ньюкасл-апон-Тайн 4 мая 1937 года под номером Адмиралтейства J4035 и верфью № 11. [7] Строительство замедлилось из-за отсутствия броневых листов. [7] с Victorious, запущенным 14 сентября 1939 года, спонсором выступила Августа Инскип, жена Томаса Инскипа , лорда-канцлера . [8] Авианосец был сдан в эксплуатацию на верфи 29 марта 1941 года, оставив Уокер для ходовых испытаний и перехода на верфь Росайт 16 апреля 1941 года. [7]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Бисмарк эпизод

[ редактировать ]

Первой задачей, поставленной перед вновь вошедшим в строй авианосцем, была переправа истребителей Hawker Hurricane на Мальту . 48 «Харрикейнов» в ящиках были погружены на борт «Викториуса» в Росайте 14 мая 1941 года, а 15 мая он отплыл в Скапа-Флоу, чтобы присоединиться к конвою WS 8B на Ближнем Востоке . [9] [10] После вылета « немецкого линкора Бисмарк» и крейсера «Принц Ойген» , «Викториус» несмотря на то, что он не был доработан и имел недостаточное авиационное крыло (состоящее из девяти бипланов- Fairey Swordfish торпедоносцев 825- й морской авиационной эскадрильи и звена Fairey Fulmar истребителей [10] [11] ), получил приказ принять участие в охоте на «Бисмарк» и «Принц Ойген» , отплыв из Скапа-Флоу с линкором «Кинг Георг V» , линейным крейсером « Рипалс» и 4 лёгкими крейсерами вечером 22 мая. [12] [13] [14]

HMS Victorious в 1941 году.

Поздно вечером 24 мая 1941 года «Викториус» спустил на воду девять своих «Сордфишей», за которыми последовали три «Фулмара», чтобы отслеживать немецкий линкор, а позже были спущены еще два «Фулмара», чтобы заменить первые три «Фулмара». [15] «Рыба-меч» под командованием Юджина Эсмонда пролетела сквозь ненастную погоду и атаковала «Бисмарк» под шквальным огнём зенитных орудий , забив торпедой попадание в 320-мм бронепояс. [с] [17] Во время атаки ни один самолет не был сбит, но два «Фулмара» бросили воду после того, как не смогли найти авианосец в темноте из-за надвигающегося шквала дождя и выхода из строя самонаведения авианосца . [д] [19] Победоносец больше не принимал участия в погоне; Самолет из Арк Ройал вывел из строя рулевое управление «Бисмарка » , что способствовало его затоплению три дня спустя. [20] Эсмонд получил DSO за участие в акции. [21]

Конвой и другие арктические обязанности

[ редактировать ]

31 мая 1941 года «Викториус» предпринял еще одну попытку доставить «Харрикейны» в составе конвоя с войсками WS 8X . 4 июня 1941 года «Рыба-меч» 825-й эскадрильи « Виктория» заметила немецкий корабль снабжения «Гонценхайм» к северу от Азорских островов . «Гонценхейм» предназначался для поддержки « Бисмарка» , но впоследствии был затоплен при приближении линкора «Нельсон» и крейсера «Нептун» . [22] [23] 5 июня «Викториус» был отправлен в Гибралтар . [14] где «Харрикейны» были распакованы Викториуса командой , [10] с 20 Харрикейнами, переданными в Арк Ройал . Два авианосца покинули Гибралтар 13 июня для проведения операции «Трейсер» по доставке «Харрикейнов» на Мальту, при этом 14 июня с позиции к югу от Балеарских островов было запущено 47 самолетов . 43 «Урагана» благополучно приземлились на Мальте. [22] [24] Победоносец вернулся на военно-морскую базу в Скапа-Флоу 19 июня с 63 пленными членами экипажа из Гонценхейма . [25]

В начале июля компания Victorious сформировала новое авиакрыло, состоящее из 809-й эскадрильи , оснащенной Fulmar , и двух эскадрилий ( 827-й и 828-й эскадрилий ), оснащенных Fairey Albacore . торпедоносцами [26] Чтобы оказать поддержку Советскому Союзу после немецкого вторжения в Советский Союз , авианосцам «Викториус» и «Форсаж» было приказано атаковать порты Киркенес и Петсамо на крайнем севере Норвегии и Финляндии соответственно. [26] 26 июля оперативная группа в составе двух авианосцев выступила из Сейдисфьордюра в Исландии. В ходе первой части операции оперативная группа сопровождала минный заградитель « Адвенчер» , направлявшийся в Архангельск с грузом, включая мины , перед тем как покинуть «Адвенчер» 30 июля. 31 июля авианосцы нанесли авиаудары: « Викториус» запустил 20 «Альбакоров» в сопровождении 12 «Фульмаров» против Киркенеса , а «Фьюриос» запустил девять «Сорвдфиш» и девять «Альбакоров» в сопровождении 6 «Фульмаров» против Петсамо (ныне Печанга , Россия). Атака на Киркенес встретила сильное сопротивление с воздуха: было сбито 11 «Альбакоров» и 2 «Фулмара», а при атаке на Петсамо был потерян еще один «Альбакор» и два «Фульмара». [27] [28] [29]

В августе Victorious погрузил на борт 817-ю и 832-ю эскадрильи , обе были оснащены «Альбакорами» для замены 827-й и 828-й эскадрилий. [30] С 24 по 30 августа 1941 года «Викториус» входил в состав сил дальнего сопровождения восьми торговых судов операции «Дервиш», первого арктического конвоя войны, направлявшихся из Исландии в Архангельск, а затем прикрывал авианосец «Аргус» , доставивший «Харрикейны». в Мурманск (операция «Сила»). [31] [32] На обратном пути 12 сентября «Викториус» предпринял нападения на судоходство в Вестфьорде , заявив, что затонуло два торговых судна, в том числе норвежский «Хуртигрутен» прибрежный пароход Барой , а также на Гломфьордскую гидроэлектростанцию , алюминиевый завод и радиостанцию. Противодействия не встретилось. [33] [34] 8 октября «Виктория» совершила еще одну атаку на суда у берегов Норвегии, при этом ее «Альбакор» повредил бомбами два торговых судна. [35] [36]

В ноябре 1941 года расшифрованные сигналы немецкой «Энигмы» указали на прорыв в Атлантику немецких военных кораблей «Адмирал Шеер» и «Тирпиц» . [и] В ответ «Викториус» был переброшен в Исландию с линкорами «Король Георг V» , работая с американскими линкорами « Айдахо» и «Миссисипи» , а также крейсерами « Вичита» и «Тускалуса» для патрулирования Датского пролива с целью перехвата любого прорыва. [37] Хотя Адольф Гитлер отменил запланированный на 17 ноября вылет, [38] Викториус продолжал патрулировать вместе с Флотом метрополии, чтобы остановить любые прорывы, часто в очень плохую погоду, до конца 1941 года. [39]

19 февраля 1942 года «Викториус» покинул Скапа-Флоу вместе с линкором «Король Георг V» , крейсером «Бервик» и семью эсминцами, чтобы атаковать корабли в районе Тромсё , но 21 февраля самолет берегового командования Королевских ВВС заметил немецкие крейсеры «Адмирал Шеер » и «Принц Ойген». при переходе в Норвегию, и британские войска были направлены на попытку перехватить немецкие корабли, которые, будучи замеченными, повернули обратно в сторону Германии. В ночь с 22 на 23 февраля «Викториус» направил два отряда из 10 и 7 «Альбакоров» для поиска и атаки «Шеера» и «Принца Ойгена», но им не удалось обнаружить свои цели в условиях плохой видимости. Три «Альбакора» были потеряны в ходе операции. Немецкие войска не остались невредимыми: «Принц Ойген» был торпедирован британской подводной лодкой «Трайдент» , получив повреждения, на ремонт которых ушли месяцы. [40] [41]

В марте 1942 года угроза, исходящая от «Тирпица» , ныне базирующегося в Северной Норвегии, привела к тому, что Флот Метрополии обеспечил сильные силы прикрытия, включая «Викториус» , для одновременно идущих арктических конвоев PQ 12 (исходящий) и QP 8 (возвратный). [42] 6 марта 1942 года «Тирпиц» и три эсминца вышли из Тронхейма, чтобы атаковать два конвоя в рамках операции «Спортпаласт» . 7 марта 1942 года немецкий эсминец «Фридрих Ihn» столкнулся с советским грузовым судном «Ижора» , отставшим от QP 8. Грузовик успел сообщить по радио, что он подвергся атаке надводного корабля, прежде чем был потоплен, сообщив британцам, что немецкие войска были атакованы. в море и вблизи конвоев. [43] [44] Когда радиоразведка сообщила, что «Тирпиц» направляется обратно в Норвегию, «Викториусу» было приказано найти и атаковать немецкий линкор. Шесть «Альбакоров» были вылетены с «Викториуса» в 06:40 9 марта на поиски Тирпица , а в 07:32 последовал ударный отряд из 12 торпедоносцев «Альбакоров». Один из поисковых самолетов заметил «Тирпиц» и направил ударную группу к цели, но когда «Альбакоры» атаковали, атака оказалась неудачной: все торпеды пропали без вести и два «Альбакора» были сбиты. [45] В последнюю неделю марта 1942 года «Викториус» входил в состав сил прикрытия конвоев PQ 13 и QP 9 . Авианосец получил значительные погодные повреждения в результате шторма силой 9 баллов с волнами высотой 65 футов (20 м), выгнувшими носовую обшивку корабля и передние переборки, и для устранения повреждений потребовался короткий ремонт в Росайте. [46] [47] «Викториус» продолжал обеспечивать прикрытие арктических конвоев до конца апреля 1942 года, помогая прикрывать конвои PQ 14 и QP 10 . С конца апреля по июнь англо-американские силы (включая корабли США «Вашингтон» , «Таскалуса» и «Уичито» ) прикрывали конвои PQ 16 , QP 12 , PQ 17 и QP 13 , после чего «Викториус» вернулся в Скапа-Флоу. [14]

Арктические конвои были временно приостановлены после тяжелых потерь, понесенных конвоем PQ 17, когда двадцать три из тридцати шести кораблей были потоплены. Это произошло после того, как конвой был рассеян, полагая, что нападение немецких военных кораблей «Адмирал Хиппер» , «Лютцов» , «Адмирал Шеер» и «Тирпиц» неизбежно .

Пьедестал

[ редактировать ]

Приостановка арктических конвоев позволила Victorious принять участие в «последнем шансе» пополнить запасы Мальты — операции «Пьедестал» . Направлявшийся на Мальту конвой WS 21S покинул Великобританию 3 августа 1942 года в сопровождении корабля «Викториус» с HMS Nelson и крейсерами «Нигерия» , «Кения» и «Манчестер» . Учения ( операция «Берсерк» ) проводились с авианосцами HMS Indomitable , Furious , Eagle и Argus для совершенствования оперативной техники. [14]

«Пьедестал» начался 10 августа 1942 года и включал в себя большое количество кораблей в нескольких скоординированных группах; два линкора, четыре авианосца, семь крейсеров и тридцать два эсминца. Некоторые авианосцы перевозили самолеты для обороны Мальты, а четырнадцать торговых судов везли припасы. 12 августа 1942 года «Викториус» был слегка поврежден в результате атаки итальянских бомбардировщиков. [14] «Иглу» он был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой повезло меньше: на обратном пути в Гибралтар . В конечном итоге «Пьедестал» стал успехом для союзников: поставки, включая нефть и усиление «Спитфайров» Supermarine, позволили Мальте продержаться, хотя и ценой потери девяти торговых судов, одного авианосца, двух крейсеров и эсминца.

В сентябре 1942 года «Викториус» был подвергнут ремонту, который включал установку помещения управления самолетом . После испытаний она была готова участвовать в высадке в Северной Африке. [14]

Операция Факел

[ редактировать ]

В ноябре 1942 года «Викториус» принял участие в высадке в Северной Африке. В операции «Факел» , в которой приняли участие 196 кораблей Королевского флота и 105 кораблей ВМС США , высадилось около 107 000 солдат союзников. В конечном итоге успешная операция «Факел» стала предшественником последующих вторжений на Сицилию , Италию и Францию. Победоносец обеспечивал прикрытие с воздуха во время высадки и наносил воздушные удары по Алжиру и форту Дюри . Четыре ее истребителя Grumman F4F Wildcat приземлились на аэродроме Блида , чтобы принять капитуляцию. [14]

Она отправилась в Скапа-Флоу 18 ноября, и по пути Фейри Альбакорес из 817-й эскадрильи атаковала U-517 у мыса Финистерре . Конструкция подводной лодки была сильно повреждена, и она была затоплена; выживший экипаж был спасен HMS Opportune . [14]

Служба в ВМС США

[ редактировать ]

USS Hornet был потоплен, а USS Enterprise сильно поврежден в битве у островов Санта-Крус , в результате чего у ВМС США остался только один авианосец, USS Saratoga , действующий в Тихом океане. В конце декабря 1942 года «Викториус» был передан в аренду ВМС США после просьбы Америки об усилении авианосцев. [48] Во время службы в США ей был присвоен радиопозывной «Робин», и ее неофициально в шутку называли «USS Robin». [49] [ ненадежный источник? ] После пересечения Атлантики из Гринока через Королевскую военно-морскую верфь в Имперской крепостной колонии на Бермудских островах для переоборудования в Соединенных Штатах на военно-морской верфи Норфолка в январе 1943 года. Ее Fairey Albacore торпедоносцы были заменены на Grumman Avengers , для чего потребовались тросы разрядника необходимо усилить. Новый «7-проводной провод» был добавлен на удлинении кормовой части кабины экипажа, что увеличило пространство палубы. «Викториус» также был оснащен системой самонаведения самолетов типа YB ВМС США, системой TBS (разговор между кораблями), радарами наземного и воздушного поиска, вертикальной графической доской и американскими шифровальными машинами. Были установлены дополнительные 20-мм и 40-мм зенитные орудия, а также американские системы управления огнем Mark 51. На ангарной палубе появился пост управления, а также новая система пожаротушения помещений экипажа. [50] 14 февраля «Викториус» прошел через Панамский канал для взаимодействия с силами США в Тихом океане . У ее экипажа случилась вспышка дифтерии , и 21 февраля к ней по воздуху были доставлены медикаменты. [51]

HMS Victorious и USS Saratoga в Нумеа, 1943 год.

Победитель прибыл в Перл-Харбор в марте 1943 года и был оснащен более тяжелыми защитными проводами, поскольку провода RN оказались слишком легкими для самолета Grumman Avenger . Также были установлены дополнительные зенитные орудия. Он отплыл в юго-западную часть Тихого океана и прибыл в Нумеа, Новая Каледония, 17 мая, чтобы сформировать авианосную дивизию 1 с военным кораблем США Саратога . [52] Она сразу же на неделю вылетела в составе оперативной группы 14, в которую входили «Саратога» и линкоры «Северная Каролина» , «Массачусетс» и «Индиана» , противодействуя сообщениям об активности японского флота, но без контакта. Шесть самолетов погибли в результате аварий. Контр-адмирал ДеВитт Рэмси , командующий дивизией, провел в июне оценочные учения и патрульные зачистки и установил, что «Викториус» превосходно управляет истребителями, но плохо справляется с самолетами «Эвенджер» из-за их веса. Соответственно, он перевел 832-ю эскадрилью FAA на « Саратогу» , а 3-ю авианосную группу США — на « Викториус» . После этого в Саратога основной ролью Victorious было прикрытие истребителей, а основном наносил удары.

27 июня TF14 была переименована в оперативную группу 36.3 и отправилась для прикрытия вторжения в Нью-Джорджию (часть операции «Картвил» ). Викториус провел непрерывно в боевых действиях на море, что является рекордом для британского авианосца, преодолев 12 223 мили. Следующие 28 дней [ нужны разъяснения ] на средней скорости более 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) и совершил 614 боевых вылетов. Вернувшись в Нумеа 25 июля, Викториус был отозван домой. Хотя у японцев было четыре авианосца против двух у Рэмси, казалось очевидным, что они не собирались использовать свое преимущество, и первые два авианосца нового «Эссекс» класса прибыли в Перл-Харбор намного раньше графика. «Виктория» отправилась в Перл-Харбор 31 июля, оставив позади «Мстителей» в качестве замены «Саратоге» , отправившись в компании с линкором «Индиана» и совершив по пути 165 противолодочных зачисток. На ее борту также находились американские пилоты, завершающие свои полеты, а также два японских военнопленных. После короткой остановки в Сан-Диего «Виктория» 26 августа прошла через Панамский канал и 1 сентября прибыла на военно-морскую верфь Норфолка, где было вывезено специализированное американское оборудование. Вернувшись домой, она прибыла в Гринок-он-Клайд 26 сентября 1943 года, где самолеты и запасы были выгружены в ожидании ремонта. [53] [ нужна страница ]

Немецкий линкор Тирпиц

Атака на Тирпиц

[ редактировать ]

С декабря 1943 по март 1944 года «Викториус» находился на ремонте в Ливерпуле , где был установлен новый радар. [14] В конце марта «Викториус» вместе с Энсоном и герцогом Йоркским сформировал Force 1, прикрывавший проход конвоя JW 58 . 2 апреля 1944 года отряд 1 соединился с отрядом 2, состоящим из стареющего авианосца HMS Furious и эскортных авианосцев HMS Emperor , Fencer , Pursuer и Searcher , а также многочисленных крейсеров и эсминцев. Объединенные силы начали атаку ( операция «Вольфрам» ) на немецкий линкор «Тирпиц» в Альтафьорде , Норвегия. разделились В результате «Барракуды» двумя волнами, четырнадцать раз поразив линкор и обстреляв оборону корабля. Хотя промахи вызвали затопление и были серьезные повреждения надстройки, броня корабля не была пробита. Тем не менее, атака вывела Тирпица из строя на несколько месяцев. [ф] [54] Через три дня оперативная группа вернулась в Скапа-Флоу .

«Викториус» должен был участвовать в трех дальнейших атаках на Тирпиц в апреле и мае (операции «Планета», «Браун» и «Коготь тигра»), но они были отменены из-за плохой погоды, а удары по судоходству были заменены. 30 мая акустическая торпедная атака U-957 против «Викториуса» не удалась, и впоследствии она совершила еще несколько атак с судов у берегов Норвегии (операция «Ломбард»). [14]

Восточный флот

[ редактировать ]
Chance Vought Corsairs готовятся на палубе Victorious летной перед налетом на Зильи в сентябре 1944 года.

В июне 1944 года «Виктория» в компании с HMS Indomitable покинула британские воды и присоединилась к Восточному флоту в Коломбо , Цейлон (ныне Шри-Ланка), куда она прибыла 5 июля. Восточный флот, после спокойного периода торгового протекционизма и относительной уязвимости, теперь пополнялся кораблями, выпущенными из Атлантики и Средиземного моря, для подготовки к наступательным действиям против японцев. [55]

После короткого подготовительного периода «Викториус» принял участие в серии воздушных атак на японские объекты. Первой была операция «Багровый» 25 июля — совместная атака с HMS Illustrious на аэродромы возле Сабанга на Суматре . В конце августа она обеспечивала воздушное прикрытие кораблей Восточного флота, которые обеспечивали спасательные операции в воздухе и на море для самолетов армии США во время воздушных атак на Суматру ( операция «Бумеранг» ). 29 августа в компании с HMS Illustrious и Indomitable и в сопровождении HMS Victorious Howe нанес авиаудары по Падангу , Индароенгу и Эммахейвену (операция Banquet). После небольшой паузы, 18 сентября, «Викториус» и «Неукротимый» атаковали железнодорожные станции в Сильи на Суматре, после чего последовала фоторазведка Никобарских островов (операция «Лайт»). Во время Light произошла атака « дружественным огнем » на HMS Spirit , к счастью, без жертв. [14]

В конце сентября у «Виктории» был небольшой перерыв в Бомбее для ремонта рулевого механизма, чтобы устранить проблемы, возникшие во время операции «Лайт». Она вернулась в состав Восточного флота 6 октября. Следующая операция, «Милле» , стала для нее последней на Восточном флоте. 17 октября он начал атаку на Никобарские острова и Нанкоури гавань с помощью HMS Indomitable и в сопровождении HMS Renown . Воздушные удары противника уничтожили четыре самолета и повредили еще пять. В начале ноября Викториус возникло больше проблем вернулась в Бомбей для дополнительной работы над рулевым управлением, поскольку во время Милле . [14]

Британский Тихоокеанский флот

[ редактировать ]

Британский Тихоокеанский флот (БПФ) был сформирован в Тринкомали 22 ноября 1944 года из элементов Восточного флота, и «Викториус» был передан в состав нового флота. С ноября 1944 года по январь 1945 года БНФ оставался в Индийском океане, обучаясь и приобретая опыт, который им понадобится при работе с ВМС США. «Викториус» , однако, оставался на ремонте в Бомбее до января 1945 года и пропускал рейды на нефтеперерабатывающие заводы в Пангкалан-Брэндане ( Операция Робсон ). [14]

В начале января 1945 года он был доступен для участия в операции «Чечевица» — повторном рейде на нефтеперерабатывающие заводы в Пангкалан-Брэндане с кораблями HM Ships Indomitable and Implacable . Дальнейшие рейды на японские нефтяные и портовые объекты на Суматре были совершены 16 января. К концу января БНФ наконец покинула Цейлон и направилась на свою новую базу в Сиднее . Путешествие было прервано 24 января из-за еще одной серии налетов, на этот раз на Пладжо и Манну на юго-западе Суматры ( операция «Меридиан» ), во время которых японская авиация не встретила большого сопротивления. За этим последовали 29 января безуспешные атаки на нефтяные объекты в Соенги-Геронге . На этот раз японцы попытались атаковать британский флот с воздуха, но они были отбиты. Общие потери самолетов всех авианосцев составили 16 самолетов в бою и еще 25 потерянных в результате аварийной посадки или приземления. Девять пилотов авиации флота, захваченных японцами, были казнены в апреле 1945 года. [56]

HMS Victorious и другие корабли Британского Тихоокеанского флота прибывают в Сидней в феврале 1945 года.

В начале февраля «Викториус» присоединился к оперативной группе 113 (TF113) в Сиднее для подготовки к службе в составе 5-го флота США . В конце месяца TF113 покинула Сидней и направилась на свою передовую базу на острове Манус , к северу от Новой Гвинеи , а затем продолжила путь, присоединившись 25 марта к 5-му флоту США в Улити в качестве оперативной группы 57 (TF57), поддерживая американское нападение на Окинава . Задача, поставленная перед британскими войсками, заключалась в нейтрализации аэродромов в Сакисима-Гунто . С конца марта по 25 мая британские авианосцы Victorious , Illustrious (позже замененные на Formidable ), Indefatigable и Indomitable сформировали 1-ю эскадрилью авианосцев под командованием вице-адмирала Филиппа Виана и вели действия против аэродромов на островах Сакишима (операция «Айсберг I»). и Айсберг II) и Формоза (операция Айсберг Улун). [14] [57]

Британские авианосцы были атакованы самолетами -камикадзе- смертниками, а «Викториус» был сбит 4 и 9 мая и чуть не промахнулся 1 апреля, но ее бронированная кабина экипажа выдержала худшие удары. Она оставалась на станции и каждый раз возвращалась в строй через несколько часов, несмотря на повреждение подъемника самолета и паровых трубопроводов в ее надстройке. Три человека погибли и 19 членов команды корабля получили ранения. [14]

После мая 1945 года Британский Тихоокеанский флот отошел в Сидней и Манус для ремонта, а в случае с Victorious , Formidable и Indefatigable — для ремонта боевых повреждений. Британский флот встретился с 3-м флотом США 16 июля и был фактически поглощен американской структурой в составе TF38 для «смягчения» сопротивления японцев на их родных островах. [58]

В течение второй половины июля самолеты «Викториуса» приняли участие в серии атак на японские судоходные, транспортные и авиабазы ​​на Хонсю и вокруг Внутреннего моря . В ходе одной заметной атаки в июле самолеты 849-й эскадрильи « Викториуса » обнаружили японский эскортный авианосец «Кайё» в заливе Беппу на Кюсю и атаковали его, нанеся серьезные повреждения, из-за которых корабль не участвовал в оставшейся части войны. [59] Однако в основном британская авиация была исключена из действий против крупных японских военно-морских баз; американцы по политическим причинам предпочли оставить эти цели за собой. [60] [61]

Конец войны

[ редактировать ]

«Викториус» должен был отправиться на остров Манус вместе с оперативной группой 37 (TF37) 10 августа 1945 года для подготовки к ожидаемому вторжению в Японию ( операция «Олимпик» ), и фактически ушел 12 августа, а затем направился в Сидней. Капитуляция Японии 15 августа сделала вторжение спорным. Командующий Британским Тихоокеанским флотом (БТФ) согласился остаться еще на один день, но британские договоренности не могли привести к дальнейшей задержке, и нехватка топлива была непреодолимой. [62] Считается, что неисправности рулевого управления, которые помешали «Викториусу» в Индийском океане в конце 1944 года, сохранились. [14]

31 августа рота Викториуса корабельная приняла участие в Параде Победы в Сиднее . [14]

Пост-был

[ редактировать ]
HMS Victorious в 1959 году с самолетами ВМС Великобритании и США, припаркованными на кабине экипажа.

Победоносец покинул Австралию в сентябре 1945 года, вернулся в Великобританию 27 октября и предпринял три поездки по сбору военнослужащих и военных невест британских военнослужащих из Австралии и Дальнего Востока. [63] Зимой 1946–47 годов первые палубные испытания Hawker Sea Fury прошли на борту «Викториуса» (Mark 10) , что привело к его одобрению для эксплуатации авианосца в начале 1947 года. [64]

«Викториус» была переведена в резерв в Девонпорте 15 января 1947 года после завершения своих войсковых обязанностей. С июня того же года он был модифицирован на верфи Портсмута с дополнительными жилыми помещениями и классами, а 1 октября 1947 года присоединился к учебной эскадрилье флота метрополии , заменив линкор «Нельсон» . В июле 1948 года Victorious был отправлен в Портлендскую гавань для поддержки парусных соревнований на Олимпийских играх 1948 года в Лондоне . В 1949 году он был переоборудован в Росайте и принял участие в нескольких тренировочных походах и учениях Флота метрополии. [65]

Корабль был тщательно реконструирован и модернизирован на верфи Портсмута в период с 1950 по 1958 год. Это заняло более восьми лет из-за частых изменений конструкции с учетом новых технологий. И, в частности, принятое в 1953 году решение о замене оригинальных паровых турбин, чтобы он мог быть жизнеспособным после 1964 года, что означало, что нужно было переделать большую часть работы и дважды установить новую кабину экипажа. [ нужна ссылка ] Стоимость реконструкции выросла с 5 миллионов фунтов до 30 миллионов фунтов. [66] создание во многом нового корабля. [67] Ее корпус был расширен, углублен и удлинен; ее оборудование было заменено котлами Foster-Wheeler ; увеличена высота ее ангара; установлено новое вооружение в виде 3-дюймовых (76-мм) орудий; были добавлены полностью наклоненная полетная палуба (8 градусов) и паровые катапульты. Ее радиолокационное оборудование было значительно изменено, включив в него современное оборудование, включая первую трехмерную радиолокационную систему типа 984, установленную на корабле. [68] Хотя предполагалось, что она сможет управлять полной авиагруппой из 50 самолетов, быстрое увеличение количества поступающих на вооружение самолетов ограничило ее использование не более чем 28 самолетами (включая вертолеты).

Победоносный возглавляет Ark Royal и Hermes в 1961 году.

25 сентября 1958 года командир Дж. Д. Рассел утонул на своем Supermarine Scimitar после неудачной попытки приземлиться на «Викториус» впервые после ее ремонта. Хотя посадочный крюк зацепился за тормозной трос, сам трос оборвался из-за неправильного крепления, и самолет медленно перекатился за борт. Он затонул очень медленно, но экипаж вертолета охраны самолета не смог освободить пилота, и было видно, что командир Рассел открыл фонарь, а затем снова закрыл его, возможно, из-за воздействия силы тяжести на тяжелую раму. Остальные семь Скимитаров в ручье направились в Йовилтон. [ нужна ссылка ]

В 1960 году, после повторного вступления в состав Флота Метрополии 14 января 1958 года, с обработкой и развертыванием в Атлантике и Средиземном море, она сыграла и себя, и HMS Ark Royal во время съемок британского фильма « Потопи Бисмарк!» . И это несмотря на послевоенные модификации, значительно изменившие ее внешний вид - добавление наклонной палубы и радара типа «прожектор» Тип 984 . Актер Кеннет Мор , служивший на борту «Викториуса» младшим офицером, сыграл вымышленного оперативного директора Адмиралтейства. Показано, как он отдает приказ отделить «Викториус» от конвоя WS 8B , который формировался на реке Клайд, чтобы перебросить почти 20 000 солдат на Ближний Восток.

Победоносец принял участие в операции Vantage в поддержку Кувейта в июле 1961 года. [69] Позже в 1961 году он отправится в состав Дальневосточного флота . В 1964 году она оказала поддержку новому независимому государству Малайзия против территориальной экспансии со стороны его соседа, Индонезии . [70] Ее проход через Зондский пролив вызвал кризис Зондского пролива в период с августа по сентябрь 1964 года, который был урегулирован мирным путем, когда Индонезия согласилась разрешить Викториусу вернуться через пролив Ломбок. [71] В апреле 1966 года он снова отправился служить на Дальневосточный флот на год, в течение которого доказал свою способность приземлиться, а затем запустить USN Phantom F-4 с авианосца USS Ranger . [72] возвращение в Великобританию на период ремонта с июня 1967 года.

Общая характеристика после реконструкции

[ редактировать ]
Победа в Гранд-Харборе , Мальта, на пути обратно в Великобританию после круиза по Дальнему Востоку в 1966–1967 годах.

Общая характеристика Победоносца после реконструкции. [73]

Смещение 30 530 тонн стандарт, 35 500 тонн полная загрузка
Длина 781 футов (238 м)
Луч Ватерлиния 103 фута 6 дюймов (31,5 м), кабина экипажа 157 футов (47,8 м)
Черновик 31 фут (9,5 м)
Машины 3-х валовые турбины с редуктором Parsons, 6 котлов Foster Wheeler
Броня
  • Ремень 4 дюйма
  • Сторона ангара 4 дюйма
  • Полетная палуба 3 дюйма
  • Ангарная площадка 2 дюйма
Вооружение
Самолет 36
Радар Тип 984, Тип 974, Тип 293Q
Экипаж 2400

Вывод из эксплуатации

[ редактировать ]
ВМС США Douglas EA-1F Skyraider (самолет электронного противодействия) совершает сенсорную посадку на HMS Victorious в 1963 году.

11 ноября 1967 года, после завершения ремонта 1967 года и незадолго до начала заключительного сдачи корабля в эксплуатацию, в столовой старших старшин произошел относительно небольшой пожар, который был быстро потушен один (в результате чего произошел смерть и две госпитализации [74] ). Хотя ущерб был относительно небольшим, пожар совпал с сокращением оборонного бюджета и нехваткой рабочей силы для Королевского флота. Вместе с решением 1966 года о поэтапном отказе от морской авиации было решено в очень короткие сроки не возвращать в эксплуатацию Victorious . Об этом ее капитану сообщили всего за день до запланированной церемонии ввода в эксплуатацию. Церемония все равно была проведена экипажем корабля как « поминки » по кораблю. [75] Ему заплатили в 1968 году, и он был внесен в список утилизации в 1969 году. Позже в том же году он был продан компании British Shipbreakers и отбуксирован 13 июля 1969 года на военно-морскую базу Фаслейн , где он был разбит . [14] [г]

Последнее авиакрыло 1966–67. [76]
Эскадрилья Тип самолета Количество
самолет
Роль
801 НАН Пират S2 9 Ударять
899 НАН Си Виксен FAW2 10 Флот ПВО
849А СХД Олуша AEW3 4 Воздушное раннее предупреждение
Олуша COD4 1 Доставка на борт перевозчика
814 НАН Уэссекс HAS.3 5 Противолодочная война
Полет кораблей Уэссекс HAS.1 2 Поиск и спасение

Эскадрильи и самолеты

[ редактировать ]
Эскадрильи погрузились на борт [77]
Военно-морская авиационная эскадрилья Даты Самолет
809 Январь 1941 г. - ноябрь 1942 г. Фулмар II
825 Май – июнь 1941 г. Рыба-меч я
800Z Май – июнь 1941 г. Фулмар I
820 июнь 1941 г. Рыба-меч я
828 Июль – август 1941 г. Альбакор I
827 Июль – август 1941 г. Альбакор I
820 Июль 1941 г. - январь 1942 г. Альбакор I
817 Август 1941 г. - ноябрь 1942 г. Альбакор I
832 Август 1941 г. - декабрь 1942 г. Альбакор I
802 отряд 8 сентябрь 1941 г. Мартлет I
885 Июнь – август 1942 г. Морской ураган Иб
884 Июль – ноябрь 1942 г. Spitfire V
801 отряд август 1942 г. Морской ураган Иб
896 Сентябрь 1942 г. - сентябрь 1943 г. Мученик IV
898 Октябрь 1942 г. - октябрь 1943 г. Мученик IV
882 Октябрь 1942 г. - сентябрь 1943 г. Мученик IV
832 Январь – сентябрь 1943 г. Мститель 1
1834 Февраль 1944 г. - октябрь 1945 г. Корсар II/IV
827 Март – апрель 1944 г. Барракуда II
829 Март – июль 1944 г. Барракуда II
831 Март – август 1944 г. Барракуда II
1836 Март 1944 г. - октябрь 1945 г. Корсар II/IV
1837 Июль – сентябрь 1944 г. Корсар II
1838 июль 1944 г. Корсар II
822 отряд 9 сентябрь 1944 г. Барракуда II
849 Декабрь 1944 г. - октябрь 1945 г. Мститель II
701С Ноябрь 1957 г. - июль 1958 г. Стрекоза HR3
803 Июнь 1958 г. - март 1962 г. Супермариновый ятаган
824 Август 1958 г. - февраль 1959 г. Вестленд Вирлвинд HAS7
849Б Сентябрь 1958 г. - июнь 1960 г. Дуглас Скайрейдер AEW1
893 Сентябрь 1958 г. - февраль 1960 г. Морская лисица FAW1
831Б Ноябрь 1958 г. - декабрь 1958 г. Морской яд ECM22
894 отряд февраль 1959 г. Морской яд FAW22
894 Июнь – август 1959 г. Морской яд FAW22
892 Июль 1959 г. - март 1962 г. Морская лисица FAW1
831Б Сентябрь 1959 г. - декабрь 1959 г. Морской яд ECM22
831А Январь 1960 г. - февраль 1960 г. Олуша ECM4
815 декабрь 1961 г. Вестленд Уэссекс HAS1
849Б Июнь 1960 г. - март 1962 г. Олуша AEW3
825 Август 1960 г. - апрель 1962 г. Вихрь HAS7
893 отряд Сентябрь 1960 г. Морская лисица FAW1
819 Июль 1963 г. - август 1963 г. Уэссекс HAS1
801 Август 1963 г. - июль 1965 г. Пират S1
814 Август 1963 г. - июнь 1967 г. Уэссекс HAS1
849А Август 1963 г. - июль 1965 г. Олуша AEW3
893 Август 1963 г. - июль 1965 г. Морская лисица FAW1
899 отряд август 1963 г. Морская лисица FAW1
893 Ноябрь 1965 г. - июнь 1967 г. Си Виксен FAW2
849А Июнь 1966 г. - июнь 1967 г. Олуша AEW3
801 Май 1966 г. - май 1968 г. Пират S2


  1. Второй — головной корабль этого класса, Illustrious. [2]
  2. Источники различаются по дате заказа: Уоттон утверждает, что 13 января 1937 г., [4] В приложениях говорится, что 18 января 1937 г. [5] и Хоббс заявляет 13 апреля 1937 года. [6]
  3. Эта торпеда вызвала незначительное затопление пустотных отсеков, но шок был существенным. Старшина Курт Кирхберг упал на катапульту и позже скончался от тяжелой травмы головы. Еще несколько членов экипажа получили ранения, в том числе несколько сломанных костей (сколько в источнике не уточняется). Экспедиции на место крушения «Бисмарка » обнаружили, что из-за этого попадания основной броневой пояс сдвинулся на несколько сантиметров. [16]
  4. Экипаж одного самолета так и не был найден, но экипаж второго из двух человек был обнаружен SS Ravenshill . [18]
  5. Фактически только у Шеера . боевой вылет планировался [37]
  6. Источники различаются по времени, затраченному на ремонт «Тирпица» , от одного до трёх месяцев. Однако похоже, что он был готов к ходовым испытаниям в июле 1944 года.
  7. Между источниками существуют разногласия относительно точных деталей обстоятельств Викториуса кончины .
  1. ^ Уоттон 1991 , с. 9.
  2. ^ Jump up to: а б Хоббс 2013 , стр. 83–84.
  3. ^ Шено 1998 , с. 103.
  4. ^ Уоттон 1991 , с. 8.
  5. ^ Приложения 1971 , с. 31.
  6. ^ Jump up to: а б Хоббс 2013 , с. 84.
  7. ^ Jump up to: а б с Хоббс 2013 , с. 91.
  8. ^ Приложения 1971 , стр. 33–34.
  9. ^ Приложения 1971 , стр. 35–36.
  10. ^ Jump up to: а б с Хоббс 2013 , с. 92.
  11. ^ Приложения 1971 , с. 38.
  12. ^ Кеннеди 1984 , стр. 31–32, 37–38.
  13. ^ Приложения 1971 , с. 40.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Мейсон, Джеффри Б. (2003). «HMS Победоносец » . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . Военно-морская история . Проверено 20 ноября 2008 г.
  15. ^ Приложения 1971 , стр. 42–43.
  16. ^ Гарцке, Дулин и Юренс 2019 , с. 305.
  17. ^ Приложения 1971 , стр. 43–46.
  18. ^ Приложения 1971 , с. 47.
  19. ^ Гарцке, Дулин и Юренс 2019 , с. 307.
  20. ^ Приложения 1971 , стр. 48–50.
  21. ^ «№35275» . Лондонская газета (Приложение). 12 сентября 1941 г. с. 5357.
  22. ^ Jump up to: а б Приложения 1971 , с. 50.
  23. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 66.
  24. ^ Шорс, Калл и Малиция 1987 , с. 238.
  25. ^ Приложения 1971 , с. 51.
  26. ^ Jump up to: а б Приложения 1971 , с. 53.
  27. ^ Приложения 1971 , стр. 54–59.
  28. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 75.
  29. ^ Дженкинс 1972 , с. 284.
  30. ^ Приложения 1971 , с. 61.
  31. ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 20–21.
  32. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 79.
  33. ^ Приложения 1971 , стр. 63–64.
  34. ^ Лоусон, Сири Холм. «Д/С Барой» . Боевые моряки . Проверено 27 июля 2010 г.
  35. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 90.
  36. ^ Приложения 1971 , с. 65.
  37. ^ Jump up to: а б Блэр 2000 , с. 378.
  38. ^ Блэр 2000 , стр. 378–379.
  39. ^ Приложения 1971 , стр. 65–66.
  40. ^ Приложения 1971 , стр. 68–72.
  41. ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , с. 125.
  42. ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 27–29.
  43. ^ Констам 2018 , стр. 33–34.
  44. ^ Приложения 1971 , стр. 75–76.
  45. ^ Констам 2018 , стр. 34–40.
  46. ^ Рюгг и Гаага 1993 , стр. 29–31.
  47. ^ Приложения 1971 , с. 81.
  48. ^ Приложения 1971 , стр. 113–114.
  49. ^ «Военный корабль США Робин» . Бронеавианосцы во Второй мировой войне . Проверено 22 ноября 2021 г.
  50. ^ Фрис, Карстен (18 января 2023 г.). «USS Robin: Когда CNO понадобился авианосец Королевского флота; HMS Victorious в Тихом океане, 1943 год» . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 15 июля 2023 г.
  51. ^ Хоббс 2011 , с. 15
  52. ^ Приложения 1971 , стр. 119–121.
  53. ^ Хоббс Дэвид Британские авианосцы Seaforth 2013
  54. ^ Рико, Хосе М. (1998–2008). «Линкор Тирпиц » . К Бисмарк . Архивировано из оригинала 9 ноября 2008 года . Проверено 24 ноября 2008 г.
  55. ^ Джексон, Эшли (2006). Британская империя и Вторая мировая война . Лондон: Хэмблдон Континуум. п. 301. ИСБН  1-85285-417-0 .
  56. ^ Уотерс, С.Д. (2008). «Казнь японцами офицеров авиации флота» . Новозеландский электронный текстовый центр . Проверено 26 ноября 2008 г.
  57. ^ Виан 1960 , стр. 172–91.
  58. ^ Виан 1960 , с. 193.
  59. ^ «849-я эскадрилья» . Архив авиации ВМФ . 2000–2001. Архивировано из оригинала 30 марта 2009 года . Проверено 1 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  60. ^ Виан 1960 , стр. 205–6.
  61. ^ Сарантакес, Николас (2006), «Короткая, но блестящая жизнь Британского Тихоокеанского флота» (PDF) , JFQ , вып. 40, ндупресс, с. 88, заархивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2006 г. , получено 1 декабря 2008 г.
  62. ^ Виан 1960 , стр. 213–4.
  63. ^ «Австралийские военные невесты» . Городской совет Плимута. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 16 января 2010 г.
  64. ^ «Хокер Морская ярость» . Архив авиации ВМФ . 3 апреля 2000 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 г. . Проверено 4 декабря 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  65. ^ Хоббс 2013 , с. 97.
  66. ^ Хоббс 2014 , стр. 44–47.
  67. ^ Хоббс 2014 , с. 46.
  68. ^ «HMS Победоносец » . Архив авиации ВМФ . 2000–2001. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 21 ноября 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  69. ^ Уайт, Кристофер Дж; Робинсон, Питер (2008–2010). «Война в Персидском заливе, часть 1: Операция Vantage» . Исторический РФА . Архивировано из оригинала 18 апреля 2010 года . Проверено 16 января 2010 г.
  70. ^ «Вице-адмирал сэр Питер Компстон» . Некрологи «Таймс» . Р. Джеррард. 19 сентября 2000 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
  71. ^ Пасха, Дэвид (2004). Великобритания и противостояние с Индонезией, 1960-66 гг . Лондон: Академические исследования Тельца. стр. 102–103. ISBN  978-0-85772-115-0 .
  72. ^ Хоббс (октябрь 2014 г.), Ship Monthly , стр. 47 .
  73. ^ Престон 1995 , с. 496
  74. ^ Морис Фоли, министр обороны (16 ноября 1967 г.), «HMS «Victorious» (Fire)» , письменные ответы (дебаты в Палате общин) , том. 754, Парламент Великобритании, c192W , получено 28 февраля 2009 г.
  75. ^ Приложения 1971 , стр. 238–242.
  76. ^ «HMS Victorious (R38)» . Seavixen.org . 2011. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года .
  77. ^ Стертивант и Балланс 1994 , с. 402

Библиография

[ редактировать ]
  • Аппс, Майкл (1971). Отправьте ее победителем . Уильяма Кимбера и компании Лондон: ISBN  0-7183-0102-1 .
  • Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Лондон: ISBN Cassell & Co.  0-304-35260-8 .
  • Шено, Роджер (1998). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN  1-86019-87-5-9 .
  • Гарцке, Уильям; Дулин, Роберт и Юренс, Уильям (2019). Линкор Бисмарк . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-569-1 .
  • Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-138-0 .
  • Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная группа Королевского флота . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-5267-0283-8 .
  • Хоббс, Дэвид (2018). HMS Victorious : подробно описано в первоначальных планах строителя . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-5267-3734-2 .
  • Хоббс, Д. (декабрь 2014 г.). «HMS Victorious : легко адаптируемый авианосец». Отгрузки ежемесячно .
  • Дженкинс, Калифорния (1972). HMS Furious / Авианосец 1917–1948: Часть II: 1925–1948 . Профиль военного корабля. Том. 24. Виндзор, Великобритания: Профильные публикации.
  • Кеннеди, Людовик (1984). Преследование: погоня и потопление «Бисмарка» . Бантамские книги. ISBN  0-553-23795-0 .
  • Констам, Ангус (2018). Потопите «Тирпиц» 1942–44: дуэль авиации ВВС и флота Великобритании с могучим линкором Германии . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-4728-3159-0 .
  • Престон, Энтони (1995). "Великобритания". В Чамбли, Стивен (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 479–543. ISBN  1-55750-132-7 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN  1-85367-117-7 .
  • Рюгг, Боб и Хейг, Арнольд (1993). Конвои в Россию 1941–1945 гг . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-66-5 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Малиция, Никола (1987). Мальта: годы ураганов . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-06-2 .
  • Стертивант, Рэй и Балланс, Тео (1994). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air Britain (Историки). ISBN  0-85130-223-8 .
  • Виан, Филип (1960). Действие в этот день . Лондон: Фредерик Мюллер.
  • Уоттон, Росс (1991). Авианосец Победитель . Анатомия корабля. Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-026-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Белоте, Джеймс (1975). Титаны морей . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN  0-06-010278-0 .
  • Блэкман, В.Б., изд. (1951). Боевые корабли Джейн 1950–51 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN  0-8317-0303-2 .
  • Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-054-8 .
  • Хоббс, Дэвид (2020). «Реконструкция HMS Victorious ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 67–81. ISBN  978-1-4728-4071-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05d84a6ce210081320f3564dbb363881__1717829040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/81/05d84a6ce210081320f3564dbb363881.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Victorious (R38) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)