Jump to content

Потопите «Бисмарк»!

Потопите «Бисмарк»!
Великобритании с четырьмя коронами Афиша театрального релиза
Том Чантрелл
Режиссер Льюис Гилберт
Автор сценария Эдмунд Х. Норт
На основе Последние девять дней «Бисмарка»
роман 1958 года
от CS Forester
Продюсер: Джон Брабурн
В главных ролях
Кинематография Кристофер Чаллис
Под редакцией Питер Р. Хант
Музыка Клифтон Паркер
Распространено 20 век-Фокс
Дата выпуска
  • 11 февраля 1960 г. ( 11 февраля 1960 г. )
Время работы
97 минут
Страна Великобритания
Язык Английский
Бюджет $1,330,000 [ 1 ]
Театральная касса 3 000 000 долларов США (аренда в США и Канаде) [ 2 ] [ 3 ]

Потопите «Бисмарк»! — это черно-белый CinemaScope британский военный фильм 1960 года , основанный на книге года «Последние девять дней Бисмарка» 1959 К.С. Форестера . В главных ролях Кеннет Мор и Дана Винтер , режиссер Льюис Гилберт . [ 4 ] На сегодняшний день это единственный снятый фильм, посвященный непосредственно операциям, преследованию и потоплению линкора «Бисмарк» Королевским флотом во время Второй мировой войны . [ 5 ] Хотя фильмы о войне были обычным явлением в 1960-х годах, « Потопите Бисмарк!» рассматривалось как нечто вроде аномалии, поскольку большая часть его времени была посвящена «невоспетым закулисным планировщикам, а также самим комбатантам». [ 6 ] В частности, его историческая точность была встречена с большой похвалой, несмотря на ряд несоответствий. [ 7 ]

Потопите «Бисмарк»! послужил источником вдохновения для создания очень популярной песни Джонни Хортона 1960 года « Sink the Bismarck ». [ 8 ] приписывает Variety увеличение кассовых сборов фильма в Америке примерно на полмиллиона долларов. [ 9 ]

Королевская мировая премьера фильма состоялась в присутствии герцога Эдинбургского на площади Одеон Лестер 11 февраля 1960 года.

В феврале 1939 года нацистской Германии самый мощный линкор положив «Бисмарк », спускается на воду начало новой эре немецкой морской мощи. В мае 1941 года британская военно-морская разведка обнаруживает, что «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» собираются отправиться в Северную Атлантику , чтобы атаковать конвои союзников. Из подземной военной комнаты в Лондоне капитан Джонатан Шепард ( Кеннет Мор ) координирует охоту на ужасного Бисмарка . Два немецких военных корабля сталкиваются с HMS Hood и HMS Prince of Wales в Датском проливе , и четыре военных корабля вступают в смертельную перестрелку.

Результатом битвы является уничтожение и жестокий распад Капюшона , шокирующий противников с обеих сторон. Принц Уэльский один, и его обстреливают два немецких корабля. Ей удается нанести урон Бисмарка носу , но Бисмарк открывает ответный огонь, разрушая принца Уэльского мост . Принц Уэльский создает дымовую завесу, за которой можно отступить. Бисмарк и Принц Ойген также отступают, но за ними следят крейсеры HMS Suffolk и HMS Norfolk с помощью радара. Узнав о гибели «Худа » , Уинстон Черчилль отдает приказ «потопить « Бисмарк ». Позже «Принц Ойген» отрывается и направляется к порту Бреста в оккупированной Франции , в то время как «Бисмарк» разворачивается и стреляет по британским крейсерам, чтобы обеспечить прикрытие при побеге. Атака вынуждает крейсера отступить. Воздушная атака авианосца HMS Victorious повредила топливные баки «Бисмарка» , но в остальном судно практически не повреждено.

Вернувшись в лондонский оперативный штаб, капитан Шепард делает ставку на то, что адмирал Гюнтер Лютьенс, командующий флотом на борту «Бисмарка» , приказал вернуться в дружественные воды, где подводные лодки и прикрытие с воздуха сделают невозможным нападение. Он планирует перехватить и атаковать немецкое судно до того, как оно достигнет безопасного места. Шепард направляет на поиски непропорционально большие силы, и его ставка окупается, когда Бисмарк оказывается на пути к французскому побережью. У британских войск есть узкий временной интервал, в течение которого они могут уничтожить или замедлить свою жертву до того, как немецкая поддержка и их собственные уменьшающиеся запасы топлива предотвратят дальнейшие атаки. Swordfish У торпедоносцев с корабля HMS Ark Royal есть два шанса. Первый терпит неудачу, когда пилоты ошибочно принимают HMS Sheffield за «Бисмарк» , но, к счастью, их новые магнитные детонаторы торпед неисправны, и большинство из них взрывается, как только они попадают в море. Вернувшись на авианосец и перейдя на обычные контактные взрыватели, их вторая атака, на этот раз по « Бисмарку» , оказывается успешной. Один торпеда наносит лишь незначительные повреждения; но катастрофическое второе попадание в корму заклинило руль немецкого линкора.

Не имея возможности починить руль направления, «Бисмарк» ходит кругами. Ночью два британских эсминца атаковали торпедами искалеченный линкор. Один попадает, но Бисмарк открывает ответный огонь, топя эсминец HMS Solent . [ Примечание 1 ] Основные силы британских кораблей, включая линкоры HMS Rodney и HMS King George V , на следующий день находят «Бисмарк» и обстреливают его снарядами. когда снаряд попадает в Бисмарка Лютьенс настаивает, что немецкие войска прибудут, чтобы спасти их, но он погибает , мост . Остальные офицеры мостика убиты, а команда покидает тонущий корабль. На борту «Короля Георга V» адмирал Джон Тови приказывает недавно присоединившемуся крейсеру HMS Dorsetshire прикончить Бисмарка . Крейсер выпускает торпеды по немецкому линкору, в результате чего судно тонет быстрее, чем его команда успевает спастись. Капитан корабля «Король Георг V» Уилфрид Паттерсон опускает голову, когда Бисмарк исчезает под волнами. Адмирал Тови приказывает Дорсетширу подобрать выживших, наконец кратко сказав: «Ну что, джентльмены, пойдем домой».

на берегу

[ редактировать ]

и

  • Эдвард Р. Мерроу в роли самого себя: Эд Марроу, корреспондент лондонского радио CBS в 1941 году.

Разработка

[ редактировать ]

Сценарии

[ редактировать ]

Сообщается, что CS Forester написал эту историю в качестве экранной обработки для 20th Century-Fox еще до написания книги. [ 10 ]

Писатель Эдмунд Х. Норт тесно работал над историей Форестера, сжимая события и временные рамки, чтобы сделать сюжет напряженным. Вместе с режиссером он решил использовать прием документального стиля, то и дело переключаясь с довольно изолированной военной комнаты на действия, происходящие на отдаленных линкорах. [ 11 ] Действие становится более реалистичным, когда в игре ума и нервов задействован человеческий фактор мужчин. Использование Эдварда Р. Мерроу, воспроизводящего его передачи военного времени из Лондона, также придает атмосферу аутентичности и почти документальной атмосферы. [ 12 ] Льюис Гилберт сказал, что это «очень хорошо написанный сценарий», один из немногих в его карьере, который он почти не изменил. «Это было больше похоже на детектив», — сказал Гилберт. [ 13 ]

Гилберту фильм предложил Джон Брабурн. Фильм решили снять в черно-белом режиме, чтобы перемежать его кадрами кинохроники и придать большей достоверности. [ 13 ]

В титрах к фильму настоящим директором по операциям указан капитан РЭБ Эдвардс, а «капитан Шепард» - вымышленный. Взаимодействие Шепарда и Дэвиса добавило сюжетной линии человеческого интереса. [ 14 ] Аналогичным образом битва между британскими и немецкими войсками также воссоздана как человеческая драма: адмирал Лютьенс сражается с капитаном Шепардом в «психологическом шахматном матче». [ 15 ]

Льюис Гилберт предложил на главную роль Кеннета Мора , с которым он работал несколько раз до этого. У Даны Винтер был контракт с 20th Century-Fox. [ 13 ]

Производство

[ редактировать ]

Задействованные корабли

[ редактировать ]

Потопите «Бисмарк»! был изготовлен в 1960 году, когда выходили из эксплуатации последние крупные подразделения флота времен Второй мировой войны. Продюсер Джон Брабурн смог использовать свое влияние в качестве зятя лорда Маунтбеттена , тогдашнего начальника штаба обороны , чтобы добиться полного сотрудничества Адмиралтейства . который вскоре должен был быть списан, Линкор HMS Vanguard, предоставил несколько кадров с 15-дюймовыми артиллерийскими башнями крупного корабля в действии и использовался для сцен, происходящих на борту HMS Hood , Prince of Wales , короля Георга V и самого Бисмарка . [ 16 ] Крейсер HMS Belfast , ныне сохранившийся в Лондоне, использовался для изображения крейсеров, участвовавших в Бисмарка преследовании , включая HMS Norfolk , Suffolk , Sheffield и Dorsetshire . Находившийся в резерве крейсер Dido класса использовался в качестве декорации для Бисмарка уничтожения . [ 17 ] и в финальных сценах можно увидеть одну из ее высоких заостренных воронок.

Авианосец HMS Victorious кратко показан в образе самого себя, несмотря на послевоенное добавление большой наклонной полетной палубы и массивного радара типа 984 «прожектор» ; на этом же корабле изображен HMS Ark Royal, отплывающий из Гибралтара. Все полеты обоих авианосцев были сняты на борту HMS Centaur , четко обозначенного ее послевоенным номером на вымпеле R06, а три уцелевших самолета Fairey Swordfish были восстановлены, два из которых управлялись с ее кабины экипажа. [ 17 ] Эти три самолета теперь составляют основу исторического полета Королевского военно-морского флота . [ 18 ] В статье в журнале Airplane за 2010 год упоминается серийный самолет Swordfish: LS326 с его настоящим серийным номером был отмечен как «5A» 825-й военно-морской авиационной эскадрильи , а NF389 был отмечен как LS423 / «5B». [ 19 ] Тот же актер играет лидера атаки Swordfish с HMS Victorious (на самом деле лейтенанта Юджина Эсмонда, VC, DSO), а также пилота HMS Ark Royal , который позже выпустил торпеду, повредившую Бисмарка рулевое устройство (на самом деле лейтенант Джон Моффат РНР ).

Эсминцами, использованными для изображения торпедных ночных атак, были C-класса HMS Cavalier , представляющий флагман «Капитана (D) 4-й флотилии эсминцев» (на самом деле капитан Виан на HMS Cossack ) и эсминец боевого класса HMS. Хог , представляющий вымышленный HMS Solent , который Бисмарк уничтожает в фильме. их Номера на вымпелах можно различить довольно четко, хотя они перевернуты, поскольку в фильме принято, что британские корабли должны двигаться на экране слева направо, а немецкие корабли - наоборот . Это были последние классы эсминцев, построенных во время войны, и последние, имевшие классическую схему эсминцев Программы чрезвычайной ситуации . HMS Cavalier оставался в строю до 1972 года, последний эсминец RN, участвовавший во Второй мировой войне, и сейчас хранится на верфи Чатема в память обо всех этих кораблях, но более новый и более крупный HMS Hogue был разобран вскоре после завершения фильма. после столкновения у Цейлона с индийским крейсером INS Mysore. (ранее HMS Нигерия ). [ 17 ]

Крупные модели крупных военных кораблей Bismarck , HMS Hood , HMS Prince of Wales , HMS King George V , HMS Rodney и крейсеров класса County в целом точны, хотя HMS Hood изображен в несколько более ранней конфигурации, чем та, которая взорвалась на самом деле. вверх. Использование моделей студийного танка перемежалось кадрами военного времени и постановочными сценами с использованием доступных полноразмерных военных кораблей. [ 14 ] Бисмарка Зенитные орудия , однако, представлены кадрами британских 2-фунтовых морских орудий QF . [ 16 ]

Критический

[ редактировать ]

По большей части историческая достоверность в «Потопи Бисмарк!» получил высокую оценку критиков, а Variety назвал его «первоклассным фильмом, воссоздающим захватывающее историческое событие». [ 7 ] Современный обзор The New York Times , написанный А. Х. Вейлером, также отстаивал свой реализм, говоря, что «зритель не может требовать большей аутентичности». Тем не менее, он продолжал критиковать как игру, так и постоянную смену сцен «от комнат для заговоров Адмиралтейства до мостиков кораблей в море», утверждая, что это снизило «общую эффективность» обеих сцен. [ 4 ] Film4 похвалил свою кинематографию, отметив, что она «очень реалистично воспроизвела сцены в военной комнате Адмиралтейства», а также «отлично сняла эпизоды с использованием миниатюрных моделей». [ 20 ]

В послевоенный период фильмы о войне были одним из основных продуктов британской киноиндустрии, например, « Потопите Бисмарка!». образец, разделяющий «общие темы, актеры ... визуальный стиль и идеологические послания» жанра. [ 21 ] Британский журнал Radio Times посмотрел фильм «Потопите Бисмарк!» положительно, заявив, что «этот прекрасный фильм полностью отражает напряженность, опасности и сложности битвы, концентрируясь на незамеченных закулисных планировщиках, а также на самих бойцах», а также высоко оценив игру Мора. Внимание было обращено на то, как он отличался от других фильмов о войне того периода, в частности отмечалось, что «есть уважение к врагу, которого не хватало во многих предыдущих фильмах о размахивании флагом». Фильму присвоен рейтинг четыре звезды . [ 6 ]

Постоянные набеги Гилберта на события, которые сформировали британский военный опыт, отражали его собственный опыт как режиссера военного времени. Его фильмы объединили исторические эпизоды и роль личности с фильмом « Потопите Бисмарка!» характеризуется как «эмоциональный удар, не в последнюю очередь потому, что руководство Гилберта неустанно фокусируется на человеческом измерении в истории». [ 22 ]

Театральная касса

[ редактировать ]

Потопите «Бисмарк»! был хорошо принят публикой и, по данным Kine Weekly , стал вторым по популярности фильмом, выпущенным в Великобритании в 1960 году (после «Влюблённого доктора »). [ 23 ] Фильм повторил успех других британских постановок на военную тематику того десятилетия, которые также получили хорошие кассовые сборы, в том числе «Жестокое море» (1953), «Разрушители плотин» (1955) и «Достичь неба» (1956). [ 24 ] В отличие от большинства британских фильмов о войне, потопите «Бисмарк!» стал неожиданным хитом в Северной Америке . [ 25 ] Гилберт был удивлен популярностью фильма в США, поскольку в этой стране провалился фильм «Достичь неба» , и у него была сильная личная история: « Потопи Бисмарк!» не сделал. И в битве вообще не участвовали США. [ 13 ] (Это привело к тому, что Гилберт отклонил предложение значительной доли прибыли от проекта « Потопи Бисмарк!» , о чем он позже пожалел. В 1996 году он сказал, что все еще получает от этого некоторую сумму денег. [ 26 ] ) Этот фильм стал самой успешной картиной Мора в США. [ 27 ]

Песня Джонни Хортона « Sink the Bismarck », которая достигла 3-го места как в поп-чартах, так и в кантри-чартах США, не была оригинальной привязкой к фильму и не появлялась в фильме, но сыграла важную роль в представлении фильма американцу. аудитория. [ 8 ] Помимо успеха в эфире и чартах, песня Хортона была использована в американском рекламном трейлере . По оценкам Variety , полмиллиона сборов можно объяснить успехом песни. [ 9 ]

Историческая точность

[ редактировать ]

Потопите «Бисмарк»! было сделано до 1975 года, когда был рассекречен взлом британских кодов в Блетчли-парке , поэтому он не показал, что догадки Шепарда о передвижениях «Бисмарка » были подтверждены разведкой. Пеленгование и анализ движения показали, что 25 мая Бисмарк прекратил разговор с Вильгельмсхафеном и возобновил разговор с Парижем , а Шепард решил, что Бисмарк направлялся к французскому побережью. Переключение радиосвязи с Вильгельмсхафена на Париж могло быть вызвано тем, что Бисмарк пересек границу между южной Гренландией и северными Гебридскими островами, что поместило ее в группу «Запад» вместо группы «Север». [ 28 ] Тем не менее, догадка Шепарда подтвердилась, когда, по счастливой случайности, в Блетчли-парке была перехвачена и расшифрована передача Люфтваффе «Энигма» , из которой выяснилось, что «Бисмарк» направлялся в Брест, чтобы устранить утечку масла. Код «Энигмы» Люфтваффе был взломан в начале войны, в отличие от кода «Энигмы» немецкого военно-морского флота, который был взломан только позже и подвергался анализу движения только во время преследования «Бисмарка» . [ 29 ] Повреждения во время боя с HMS Hood и HMS Prince of Wales вызвали наводнение, в результате которого нос Бисмарка оказался выше едва уровня моря. Были очевидны нефтяные пятна, вызванные попаданиями HMS Prince of Wales . В фильме Бисмарка нос остается на обычной высоте над уровнем моря.

Сравнение настоящего Бисмарка (внизу) в 1940 году и Бисмарка из фильма (вверху) во время сцены, в которой она сражается с HMS Prince of Wales .

Некоторые мелкие ошибки касаются внешнего вида Бисмарка . Когда шпион в Кристиансанде , Норвегия , видит, что Бисмарк прибывает в норвежские воды (плывет с востока), корабль показан плывущим справа налево (с запада). «Бисмарк» не имеет видимого камуфляжа, но на самом деле вдоль бортов корабля все еще имелся полосатый « балтийский камуфляж », который был снят незадолго до выхода в море. Также фоторазведывательный «Спитфайр», фотографирующий Бисмарка и Принца Ойгена во фьорде, показан в виде двух разных версий, каждая с разными фонарями .

Потопите «Бисмарк»! упрощает движения HMS Hood и HMS Prince of Wales в бою. В фильме показан ранний приказ о развороте, позволяющий британским кораблям открыть полный бортовой залп. На самом деле они стремились первыми сократить дистанцию, представляя немецким кораблям меньшие цели, но используя только передние артиллерийские башни, что уменьшало их преимущество в огневой мощи на восемь больших орудий, в то время как «Бисмарк» и «Принц Ойген» вели полный залп из всех своих главных орудий . В фильме не показано, что HMS Hood принял тяжелый крейсер Prinz Eugen за «Бисмарк» , сначала стреляя не по тому кораблю, прежде чем скорректировать его огонь. Лишь в свои последние минуты HMS Hood начал разворот, чтобы дать бортовой залп по Бисмарку . Во время этого поворота HMS Hood был поражен и взорвался. В результате поворота палубная броня Худа оказалась углом под , более уязвимым для пробития снарядов, и был назван возможной причиной взрыва и ее последующего разрушения - проблема, которая не затрагивается в фильме. HMS Hood стреляет влево, в то время как Бисмарк стреляет по правому борту; на самом деле все было наоборот. [ 30 ]

В одной из сцен Лютьенс предполагает, что после того, как «Бисмарк» пройдет ремонт в Бресте, два базирующихся там немецких линкора, «Гнейзенау» и «Шарнхорст» , могут присоединиться к «Бисмарку» в рейде на корабли союзников. мог бы В то время нет никаких записей о таком обсуждении, хотя Бисмарк совершить вылазку с двумя линкорами, если бы Бисмарк достиг порта. [ Примечание 2 ]

Еще одно историческое отклонение было допущено в изображении ночного боя британских эсминцев с «Бисмарком» . В фильме показаны три попадания британских торпед, а британский эсминец HMS Solent поражен и уничтожен Бисмарком . Не было ни эсминца « Солент» , ни успешной торпедной атаки, хотя подводная лодка S-класса HMS Solent действительно существовала во время войны как подводная лодка, действовавшая на Восточном флоте в 1944 году. 26 мая эскадрилья эсминцев Королевского флота под командованием капитана (позже Адмирал на Филип Виан корабле HMS Cossack действительно перестрелялся во время неудачных торпедных атак, при этом Бисмарк нанес эсминцам незначительные повреждения. [ Примечание 3 ] Героические действия прикрепленного польского эсминца «Пиорун» класса N (бывший HMS Nerissa ) не были изображены, хотя он плыл прямо к «Бисмарку» , сигнализируя на ходу «Я поляк», но ни один из ее выстрелов не попал в цель.

Самолет, который наконец обнаружил Бисмарк после того, как он избежал обнаружения HMS Suffolk и HMS Norfolk, правильно обозначен как Catalina , но тот факт, что его пилотировал американский офицер военно-морского резерва прапорщик Леонард Смит, не мог быть раскрыт до тех пор, пока спустя много времени после войны , поскольку на момент сражения Соединенные Штаты были нейтральны. [ 34 ] Атаки Fleet Air Arm Swordfish показывают, что несколько самолетов были сбиты; ни одна рыба-меч не погибла от Бисмарка орудий , и все были найдены. Однако в результате сопровождения истребителей воздушного налета HMS Victorious у двух Fairey Fulmar закончилось топливо, и они бросили воду. С резиновой лодки были подняты три летчика. [ 35 ]

Потопите «Бисмарк»! также не показаны противоречивые события после затопления «Бисмарка» , в том числе быстрый отход HMS Dorsetshire после спасения только 110 выживших, поскольку корабль заподозрил, что в этом районе находится немецкая подводная лодка, и отступил. [ Примечание 4 ]

Возможно, самая существенная историческая ошибка заключается в том, что фильм переносит операцию британской военно-морской разведки в Адмиралтейство , Уайтхолл , Лондон . Фактический центр разведывательных операций во время битвы за Атлантику и преследования Бисмарка находился в Дерби-хаусе Ливерпуле в . [ 37 ]

Образ Гюнтера Лютьенса

[ редактировать ]

Фильм подвергся критике за изображение немецкого адмирала Гюнтера Лютьенса , который изображен стереотипным нацистом, приверженцем нацизма и обезумевшим в своей неустрашимой вере в Бисмарка непотопляемость . На самом деле Лютьенс не был согласен с политикой нацистов; вместе с двумя другими командующими флотом он публично протестовал против жестокости антисемитских преступлений во время «Хрустальной ночи» . Его изображают говорящим: «Никогда не забывайте, что вы нацисты», но термин « нацист » был кратким уничижительным термином, используемым немцами для обозначения полного имени «Национал-социалисты» («национал-социалисты»), которое стало общим именем. используется в английском языке для обозначения идеологии и ее последователей. [ 38 ] Он был одним из немногих офицеров, которые отказались отдать нацистское приветствие, когда Гитлер посетил «Бисмарк» перед его первой и последней миссией, сознательно используя вместо этого традиционное военно-морское приветствие. [ 39 ] [ 28 ] Он пессимистично оценивал шансы на успех Бисмарка миссии и понимал, что это будет непростая задача. [ 40 ] [ 28 ]

В фильме показано, как Лютьенс приказывает капитану Эрнсту Линдеманну открыть огонь по HMS Hood и HMS Prince of Wales . На самом деле Лютьенс приказал Линдеманну избегать боя с HMS Hood ; Линдеманн отказался и приказал корабельным орудиям открыть огонь. [ 35 ]

Другие постановки

[ редактировать ]

Возрождение интереса к « Бисмарку» отразилось в многочисленных публикациях, последовавших за фильмом, а также в создании множества масштабных моделей. [ 41 ] [ Примечание 5 ] Когда в 1989 году экспедиция доктора Роберта Балларда по обнаружению и фотографированию останков линкора оказалась успешной, дальнейшее внимание было обращено на историю «Бисмарка » . [ 43 ] Также был снят ряд документальных фильмов, в том числе мини-сериал Channel 4 «Битва при Худе» и «Бисмарк» (2002). [ 44 ] и «Охота на Бисмарка», вышедшие в эфир в 2007 году по всемирной сети History Channel . [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ (Вымышленный) HMS Solent уничтожен.
  2. ^ Эта концепция не была оригинальной идеей Лютьенса; он был предложен немецким военно-морским штабом перед битвой, но был отменен из-за ремонта, который потребовался двум немецким линкорам после повреждений во время воздушного налета. [ 31 ]
  3. ^ Другими эсминцами, участвовавшими в атаке, были HMS Maori , HMS Sikh , HMS Zulu и ORP Piorun . На борту HMS Zulu младший лейтенант артиллерийской диспетчерской вышки потерял руку из-за осколков снаряда, когда снаряд угодил в бак, но не взорвался. У HMS Cossack снарядом оторвало радиоантенну. [ 32 ] Позднее в ходе операции Королевский флот действительно потерял эсминец: HMS Mashona был потоплен Люфтваффе 28 мая. [ 33 ]
  4. HMS Dorsetshire Экипаж немецкая подводная лодка заподозрил, что в этом районе находится , и отступил. Сотни немецких моряков остались в море умирать. [ 36 ]
  5. В качестве более тесной связи с фильмом оригинальная книга Форестера была переиздана под названием « Потопи Бисмарк» . [ 42 ]
  1. ^ Соломон 1989, с. 252.
  2. ^ «Рентные возможности 1960 года» . Разнообразие . Том. 221, нет. 6. 4 января 1961 г. с. 47 . Проверено 27 апреля 2019 г.
  3. ^ Соломон 1989, с. 228.
  4. ^ Jump up to: а б Вейлер, АХ (12 февраля 1960 г.). «Обзор фильма – Потопите Бисмарк – О людях и кораблях» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ Рико, Хосе М. (2011). «Потопите Бисмарк!» . KBismarck.com . Проверено 1 декабря 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Паркинсон, Дэвид (2013). «Потопите Бисмарк!» . Радио Таймс . Проверено 1 декабря 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Рецензия: «Потопите Бисмарк!» " . Разнообразие . 31 декабря 1959 года . Проверено 1 декабря 2013 г.
  8. ^ Jump up to: а б Полмар и Кавас 2009, с. 251.
  9. ^ Jump up to: а б « «Продвижение продаж никогда не должно неправильно маркировать контент» - Хэтэуэй» . Разнообразие . 26 октября 1960 г. с. 13.
  10. ^ Ричард, DM (21 апреля 1959 г.). «Авторы вкладывают в книги киноценности» . Христианский научный монитор . ПроКвест   509916574 .
  11. ^ Фриетас 2011, с. 79.
  12. ^ Май 1999 г., с. 264.
  13. ^ Jump up to: а б с д Фаулер, Рой (1996). «Льюис Гилберт, сторона девять» . Британский проект истории развлечений .
  14. ^ Jump up to: а б Долан 1985, с. 88.
  15. ^ Хайамс 1984, с. 135.
  16. ^ Jump up to: а б Ниеми 2006, стр. 99.
  17. ^ Jump up to: а б с Эриксон 2004, с. 254.
  18. ^ «Фейри-рыба-меч». Архивировано 29 октября 2017 года в Wayback Machine . Исторический рейс Королевского военно-морского флота , 2011 г. Проверено 1 декабря 2013 г.
  19. ^ Ховард, Ли. «Возвращение авоськи». Самолет , Том 38, Номер 12, Номер 452, декабрь 2010 г., с. 48.
  20. ^ "Потопите Бисмарк! Film4 , 2013. Дата обращения: 1 декабря 2013.
  21. ^ Ловелл 2000, стр. 205.
  22. ^ Аллон и др. 2002, с. 115.
  23. ^ Биллингс, Джош (15 декабря 1960 г.). «Снова Британия 1, 2, 3 по кассовым сборам 1960 года» . Кайн Еженедельник . п. 8-9.
  24. ^ Эмсли и др. 2003, с. 178.
  25. ^ Шипман 1980, с. 417.
  26. ^ Фаулер, Рой (1996). «Льюис Гилберт, сторона 6» . Британский проект истории развлечений .
  27. ^ Вагг, Стивен (16 апреля 2023 г.). «Пережить периоды холода: Кеннет Мор» . Фильминк .
  28. ^ Jump up to: а б с Кеннеди
  29. ^ Будянский 2002, с. 189.
  30. ^ Юренс, Уильям Дж. «Потеря HMS Hood : повторное обследование» . Архивировано 4 декабря 2004 года в Международной военно-морской исследовательской организации Wayback Machine . Проверено 1 декабря 2013 г.
  31. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009, стр. 23.
  32. ^ Баллард и Арчболд 1990, с. 117.
  33. ^ Уитли 2000, с. 116.
  34. ^ «Бисмарк: британско-американское сотрудничество и уничтожение немецкого линкора». Архивировано 6 декабря 2010 года в Wayback Machine . Командование военно-морской истории и наследия . Дата обращения: 1 декабря 2013 г.
  35. ^ Jump up to: а б Эванс 2000, с. 170.
  36. ^ Бреннеке 2003, с. 88.
  37. ^ Исторический хит (3 апреля 2024 г.). Бисмарк: Как Британия потопила печально известный немецкий линкор (видео) – через YouTube.
  38. ^ Рабинбах, Энсон; Гилман, Сандер, ред. (2013). Справочник по Третьему Рейху. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 4. ISBN 978-0520955141.
  39. ^ Баллард 1990, стр. 32
  40. ^ Асмуссен, Джон. «Бисмарк – Портрет участников – Гюнтер Лютьенс» . bismarck-class.dk , 2009. Проверено 1 декабря 2013 г.
  41. ^ "Ватерлиния потопила Бисмарк 1:1200 (A50120)". Архивировано 3 декабря 2013 года в Wayback Machine Airfix , 2013. Дата обращения: 1 декабря 2013 года.
  42. ^ Forester 2003, стр. Обложка, задняя обложка.
  43. ^ Макгоуэн 1999, с. 63.
  44. ^ «Битва при Худе и Бисмарке». Канал 4 , 2013. Дата обращения: 1 декабря 2013.
  45. ^ «Воздушные бои: Охота за DVD Бисмарка». History Channel , 2013. Дата обращения: 1 декабря 2013.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллон, Йорам, Дель Каллен и Ханна Паттерсон, ред. Современные британские и ирландские кинорежиссеры: критическое руководство Wallflower. Нью-Йорк: Wallflower Press (издательство Колумбийского университета), 2002. ISBN   978-1-903364-21-5 .
  • Баллард, Роберт Д. и Рик Арчболд. Открытие «Бисмарка»: величайший линкор Германии раскрывает свои тайны. Нью-Йорк: Warner Books Inc., 1990. ISBN   978-0-446-51386-9 .
  • Будянский, Стефан. Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Touchstone, 2002. ISBN   0-7432-1734-9 .
  • Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-229-7 .
  • Эмсли, Клайв и др. Война, культура и память . Милтон Кейнс, Бакингемшир, Великобритания: Курсовая группа Открытого университета, 2003 г. ISBN   978-0-7492-9611-7 .
  • Эриксон, Гленн. DVD Savant: обзорный справочник. Роквилл, Мэриленд: Wildside Press, 2004. ISBN   978-0-8095-1098-6 .
  • Эванс, Алан. Путеводитель Брасси по военным фильмам . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги, 2000. ISBN   1-57488-263-5 .
  • Форестер, CS Потопите Бисмарк! Величайшая морская погоня в военной истории (Избранное из военной библиотеки Джона Грешема), первоначально опубликованная как « Последние девять дней Бисмарка» . Нью-Йорк: Ibooks, Inc, 2003. ISBN   978-1-59687-067-3 .
  • Фритас, Гэри А. Фильмы о войне: Путеводитель по классическим военным видео Belle & Blade. Бэндон, Орегон: Издательство Robert D. Reed, 2011. ISBN   978-1-931741-38-5 .
  • Хайамс, Джей. Военные фильмы . Нью-Йорк: WH Smith Publishers, Inc., 1984. ISBN   978-0-8317-9304-3 .
  • Кеннеди, Людовик (1991). Погоня: Гибель «Бисмарка» . Лондон: Фонтана. ISBN  978-0-00-634014-0 .
  • Ловелл, Джордж. Консультации, служение и миссия. Лондон: Континуум, 2000. ISBN   978-0-86012-312-5 .
  • Мэйо, Майк. Фильмы о войне Videohound: классический конфликт в кино . Кантон, Мичиган: Visible Ink Press, 1999. ISBN   978-1-57859-089-6 .
  • Макгоуэн, Том. Потопите «Бисмарк» (военная мощь). Киркланд, Вашингтон: 21 век, 1999. ISBN   978-0-7613-1510-0 .
  • Ниеми, Роберт. История в СМИ: кино и телевидение. Санта-Барбара, Калифорния: ABC/CLIO, 2006. ISBN   978-1-57607-952-2 .
  • Полмар, Норман и Кристофер П. Кавас. Самые разыскиваемые военно-морские силы: 10 книг о замечательных адмиралах, изящных подводных лодках и других военно-морских странностях (серия «Самые разыскиваемые»). Даллес, Вирджиния: Potomac Books Inc., 2009. ISBN   1-59797-226-6 .
  • Шипман, Дэвид. Великие кинозвезды: международные годы. Лондон: Ангус и Робертсон, 1980. ISBN   0-207-95858-0 .
  • Соломон, Обри. Twentieth Century Fox: корпоративная и финансовая история (серия «Кинорежиссеры пугала»). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 1989. ISBN   978-0-8108-4244-1 .
  • Уитли, М. Дж. Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2000. ISBN   978-0-87021-326-7 .
  • Зеттерлинг, Никлас и Майкл Тамеландер. Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии. Хавертаун, Пенсильвания: Casemate Publishers and Book Distributors, LLC, 2009. ISBN   978-1-935149-18-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a32fe2ec4907a9339e57caaf45cb60b2__1723177200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/b2/a32fe2ec4907a9339e57caaf45cb60b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sink the Bismarck! - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)