Джон Моффат (офицер Королевского флота)
![]() |
Джон Моффат | |
---|---|
Псевдоним(а) | "Джок" |
Рожденный | Суинтон, Шотландские границы | 17 июня 1919 г.
Умер | 11 декабря 2016 г. Перт , Шотландия | (97 лет)
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевский флот |
Лет службы | 1938–1946 |
Классифицировать | Лейтенант-коммандер |
Единица | |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Джон Уильям Чарльтон Моффат (17 июня 1919 - 11 декабря 2016) был Шотландии Королевского флота пилотом авиации , широко известным как пилот, торпеда которого повредила немецкий линкор «Бисмарк». [ 1 ] и автор биографической книги « Я потопил Бисмарк» . Моффат принял участие в смелом ударе по немецкому линкору «Бисмарк» во время его боевого вылета в Атлантику под кодовым названием Operation Rheinübung 26 мая 1941 года, управляя бипланом Fairey Swordfish.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Джон Моффат родился в деревне Суинтон графстве Шотландские в Бордерс в семье Мэри и Питера Моффат. Когда он был ребенком, его родители переехали в Эрлстон , где его отец открыл первый гараж .
Отец Джона, Питер, служил в Королевском флоте во время Первой мировой войны , поступил на службу в 1914 году, чтобы получить квалификацию авиационного инженера Королевской военно-морской воздушной службы (RNAS). Питер служил во 2-м крыле RNAS под командованием командира звена Чарльза Рамни Самсона , первого человека, который управлял самолетом с корабля. Питер Моффат служил в Бельгии и был направлен на HMS авианосец Ark Royal , который отправился в Средиземное море для участия в Галлиполийской кампании . Петр оставил службу в 1917 году и женился на Марии в 1918 году. [ 2 ]
певицей -любителем Мэри Моффат была оперной . Мать Моффата посоветовала ему заняться игрой на музыкальных инструментах . Благодаря этому Джон научился играть на скрипке и фортепиано . уже к 10 годам [ 3 ] В подростковом возрасте Моффат увлекся конным спортом и следовал за наездниками во время охоты на лис , что «не понравилось его родителям». [ 4 ] В 1929 году Моффат увидел, как над Келсо пролетел самолет Avro 504 , что вызвало у него страсть к полетам на всю жизнь. [ 5 ] Пилот предлагал поездки за 10 шиллингов . Моффат описал пилота как Биггла двойника и был им впечатлен. Моффат в тот день полетел впервые. Моффат описал свои ощущения от первого полета:
Что касается опыта полета, то он меня поразил. Это было похоже на поездку в локомотиве , но гораздо более захватывающее. Был шум, запах горячего масла и высокооктанового бензина [топлива], и скорость казалась огромной, когда мы взлетели в воздух высоко над сельской местностью, а город далеко под нами. Это были вещи мечты, словно проблеск другого мира, который сделал невозможным, как только я вернулся на землю, снова увидеть свое окружение таким же образом... Теперь, когда я думаю об этом, у этого пилота есть огромное сумма, за которую нужно ответить. [ 6 ]
Моффат сдал вступительные экзамены в среднюю школу Келсо и закончил там свое предварительное образование. Моффат преуспел в регби школы и был выбран в первую команду . [ 7 ] Моффат хотел поступить в Эдинбургский университет , но из-за краха Уолл-Стрит в 1929 году Моффаты не могли позволить себе оплату обучения в университете . [ 8 ] Моффат подал заявку на стипендию, сдал экзамены и собеседования, но не смог получить оценку, и ему не предложили помощь. У Моффата не было другого выбора, кроме как бросить школу в 16 лет, чтобы зарабатывать на жизнь работой в автобусной компании, которую он не любил, и использовать свои музыкальные таланты, играя на свадьбах. [ 9 ]
К 1938 году Моффату наскучила жизнь на автобусной станции, и он решил подать заявление на должность военно-морского пилота в запасе, увидев объявление, в котором обещалось обучить его пилоту, предлагая при этом значительную заработную плату. Моффат раньше не делал карьеру летчика, полагая, что это выходит за рамки чаяний обычных людей, но теперь воспользовался возможностью и подал заявку на вступление в ВВС флота . [ 10 ]
Моффат ничего не слышал о военно-морском флоте и переехал в Лондон . Не сумев найти работу в Родезии полиции через ее Высшую комиссию в Лондоне, он получил письмо от ВМФ, предлагающее ему работу на неполный рабочий день в резерве. Моффат принял предложение ВМФ и получил приказ явиться на HMS Frobisher в Портсмут . [ 11 ]
Моффат находился в отпуске в Келсо 1 сентября 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу . 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявили войну Германии. На следующий день Моффата направили в казармы Сент-Винсент Госпорт , на западной стороне Портсмутской гавани, которые были одним из Королевского флота . учебных заведений для мальчиков [ 12 ]
Авиация флота
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]В декабре 1939 года Моффат перешёл в летную школу в Белфасте . К моменту падения Франции в июне 1940 года Моффат завершил обучение и базировался в составе 759-й эскадрильи в Истли . Перед битвой за Британию у него было два столкновения с самолетами противника. Во время испытательного полета на Gloster Gladiator , испытывая импровизированную кислородную систему, Моффат достиг высоты 29 000 футов. Во время снижения он был атакован Messerschmitt Bf 109, но без повреждений ускользнул в облака. Вскоре после этого он также был задействован на Heinkel He 111 во время испытательных полетов на невооруженном Blackburn Skua . Моффат сообщил о событии подразделению Hawker Hurricane (не указано), которое поднялось на перехват. [ 13 ]
В июле 1940 года эскадрилья Моффата приняла участие в атаке на Мерс-эль-Кебир , хотя сам Моффат не отправился на авианосце «Арк Ройал» в атаку . Позже той же осенью Моффат присоединился к 818-й эскадрилье. [ 14 ]
Нападение на Бисмарка
[ редактировать ]24 мая 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» потопил флагман Королевского флота HMS Hood и вывел из строя HMS Prince of Wales . Авианосец -торпедоносец и потопить HMS Ark Royal получил приказ в составе Force H выследить «Бисмарк» его.
26 мая 1941 года «Бисмарк» бежал в безопасный французский порт Брест , чтобы отремонтировать легкие повреждения, полученные им в результате столкновения с принцем Уэльским , и сделать последнюю попытку замедлить его с помощью торпедной атаки с воздуха. Той ночью самолету «Арк Ройал» был заказан самолет, чтобы преследующие его тяжелые корабли Королевского флота могли догнать ее.
В вечерних сумерках в 21:05, среди ураганного ветра, Моффат и его наблюдатель, T/S-лейтенант (A) Джей Ди «Дасти» Миллер и телеграфист/воздушный стрелок (TAG) из Лос-Анджелеса Эй Джей Хейман, летели на Fairey Swordfish 5C. /L9726 вместе с 14 другими Swordfish атаковали Бисмарк под шквалом зенитного огня, открытого корабельные орудия.
Две торпеды попали в цель: одна на миделе корабля, в левый борт, что привело к медленному затоплению, а вторая - в районе рулевого управления. [ 15 ] [ 16 ] В результате ее рули заклинило в положении поворота, и, хотя она все еще двигалась на хорошей скорости, в воде она потеряла направление. Попытки управлять путем изменения скорости трех винтов не увенчались успехом. [ 17 ]
Из -за заклинивания рулевого управления «Бисмарка» силы H Королевского флота и флот метрополии смогли догнать его, окружить и подвергнуть масштабному обстрелу и торпедированию, после чего на следующее утро он перевернулся и затонул. [ 17 ]
Обломки « Бисмарка» были обнаружены в 1989 году.
На момент атаки не было опубликовано окончательного заявления о том, чья торпеда попала в «Бисмарк», однако после наблюдения за этим крушением историк Майк Росситер, проанализировав траектории полета, назвал Джона Моффата наиболее вероятным. Однако сын другого пилота «Суордфиша», атаковавшего «Бисмарк», Кеннет Паттиссон , считает, что корабль повредил именно его отец. [ 18 ]
После войны
[ редактировать ]Моффат покинул военно-морской флот в 1946 году и вернулся в Глазго. Он поступил в колледж в Глазго, чтобы получить степень по бизнесу, а также получил диплом по гостиничному менеджменту. Моффат перестал летать после ухода из ВМФ. В свои 60 лет, спустя 40 лет, он снова начал летать. [ 19 ] В июне 2009 года он отпраздновал свое 90-летие, выполняя фигуры высшего пилотажа на легком самолете. [ 20 ] В 2010 году вышла его книга «Я потопил Бисмарк» ( ISBN 9780552159487 ), написанный в соавторстве с писателем-документалистом Майком Росситером, был выпущен. Он умер 11 декабря 2016 года в возрасте 97 лет. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ https://www.royalnavy.mod.uk/news-and-latest-activity/news/2016/december/12/161212-naval-pilot-who-crippled-the-bismarck-dies-aged-97 Королевский флот Пресс-релиз
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 7–9.
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 16–17.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 18.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 19.
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 19–20.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 15.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 21.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 22.
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 27–28.
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 30–31.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 36.
- ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 54, 59, 60.
- ^ Моффат и Росситер 2009, с. 80.
- ^ «Охота за капюшоном» (2001), Channel 4 , телевизионный документальный фильм. https://www.imdb.com/title/tt1318884/
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 234–235.
- ^ Брюссель, Симон де (28 октября 2017 г.). «Сын героя Бисмарка Кеннета Паттиссона на тропе войны» . Таймс . Лондон . Проверено 28 октября 2017 г. (требуется подписка)
- ↑ Интервью Джона Моффата. Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/scotland/article6572317.ece Times Article 25, июнь 2009 г. Когда вы столкнулись с Бисмарком, цикл на 90 - детская игра.
- ^ «Морской летчик, подбивший «Бисмарк», умер в возрасте 97 лет» . Персонал . navynews.co.uk. 12 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Лейтенант-коммандер Моффат Джон и Росситер Майк. Я потопил «Бисмарк»: воспоминания пилота ВМФ времен Второй мировой войны . Бантам Пресс, Лондон. 2009. ISBN 978-0-593-06352-1
- «Лейтенант-коммандер Джок Моффат Р.Н.», The Daily Telegraph, четверг, 12 декабря 2016 г., стр.31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1919 рождений
- смертей в 2016 г.
- Офицеры Королевского флота
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Авиаторы ВВС флота
- Люди из Келсо, Шотландские границы
- Военнослужащие с шотландских границ
- Персонал Королевского военно-морского добровольческого резерва времен Второй мировой войны
- Люди, получившие образование в средней школе Келсо, Шотландия.
- Личный состав авиации флота Второй мировой войны