Jump to content

Джон Моффат (офицер Королевского флота)

Джон Моффат
Псевдоним(а) "Джок"
Рожденный ( 1919-06-17 ) 17 июня 1919 г.
Суинтон, Шотландские границы
Умер 11 декабря 2016 г. (11 декабря 2016 г.) (97 лет)
Перт , Шотландия
Верность Великобритания
Услуга/ ветвь Королевский флот
Лет службы 1938–1946
Классифицировать Лейтенант-коммандер
Единица
Битвы/войны Вторая мировая война

Джон Уильям Чарльтон Моффат (17 июня 1919 - 11 декабря 2016) был Шотландии Королевского флота пилотом авиации , широко известным как пилот, торпеда которого повредила немецкий линкор «Бисмарк». [ 1 ] и автор биографической книги « Я потопил Бисмарк» . Моффат принял участие в смелом ударе по немецкому линкору «Бисмарк» во время его боевого вылета в Атлантику под кодовым названием Operation Rheinübung 26 мая 1941 года, управляя бипланом Fairey Swordfish.

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Джон Моффат родился в деревне Суинтон графстве Шотландские в Бордерс в семье Мэри и Питера Моффат. Когда он был ребенком, его родители переехали в Эрлстон , где его отец открыл первый гараж .

Отец Джона, Питер, служил в Королевском флоте во время Первой мировой войны , поступил на службу в 1914 году, чтобы получить квалификацию авиационного инженера Королевской военно-морской воздушной службы (RNAS). Питер служил во 2-м крыле RNAS под командованием командира звена Чарльза Рамни Самсона , первого человека, который управлял самолетом с корабля. Питер Моффат служил в Бельгии и был направлен на HMS авианосец Ark Royal , который отправился в Средиземное море для участия в Галлиполийской кампании . Петр оставил службу в 1917 году и женился на Марии в 1918 году. [ 2 ]

певицей -любителем Мэри Моффат была оперной . Мать Моффата посоветовала ему заняться игрой на музыкальных инструментах . Благодаря этому Джон научился играть на скрипке и фортепиано . уже к 10 годам [ 3 ] В подростковом возрасте Моффат увлекся конным спортом и следовал за наездниками во время охоты на лис , что «не понравилось его родителям». [ 4 ] В 1929 году Моффат увидел, как над Келсо пролетел самолет Avro 504 , что вызвало у него страсть к полетам на всю жизнь. [ 5 ] Пилот предлагал поездки за 10 шиллингов . Моффат описал пилота как Биггла двойника и был им впечатлен. Моффат в тот день полетел впервые. Моффат описал свои ощущения от первого полета:

Что касается опыта полета, то он меня поразил. Это было похоже на поездку в локомотиве , но гораздо более захватывающее. Был шум, запах горячего масла и высокооктанового бензина [топлива], и скорость казалась огромной, когда мы взлетели в воздух высоко над сельской местностью, а город далеко под нами. Это были вещи мечты, словно проблеск другого мира, который сделал невозможным, как только я вернулся на землю, снова увидеть свое окружение таким же образом... Теперь, когда я думаю об этом, у этого пилота есть огромное сумма, за которую нужно ответить. [ 6 ]

Моффат сдал вступительные экзамены в среднюю школу Келсо и закончил там свое предварительное образование. Моффат преуспел в регби школы и был выбран в первую команду . [ 7 ] Моффат хотел поступить в Эдинбургский университет , но из-за краха Уолл-Стрит в 1929 году Моффаты не могли позволить себе оплату обучения в университете . [ 8 ] Моффат подал заявку на стипендию, сдал экзамены и собеседования, но не смог получить оценку, и ему не предложили помощь. У Моффата не было другого выбора, кроме как бросить школу в 16 лет, чтобы зарабатывать на жизнь работой в автобусной компании, которую он не любил, и использовать свои музыкальные таланты, играя на свадьбах. [ 9 ]

К 1938 году Моффату наскучила жизнь на автобусной станции, и он решил подать заявление на должность военно-морского пилота в запасе, увидев объявление, в котором обещалось обучить его пилоту, предлагая при этом значительную заработную плату. Моффат раньше не делал карьеру летчика, полагая, что это выходит за рамки чаяний обычных людей, но теперь воспользовался возможностью и подал заявку на вступление в ВВС флота . [ 10 ]

Моффат ничего не слышал о военно-морском флоте и переехал в Лондон . Не сумев найти работу в Родезии полиции через ее Высшую комиссию в Лондоне, он получил письмо от ВМФ, предлагающее ему работу на неполный рабочий день в резерве. Моффат принял предложение ВМФ и получил приказ явиться на HMS Frobisher в Портсмут . [ 11 ]

Моффат находился в отпуске в Келсо 1 сентября 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу . 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявили войну Германии. На следующий день Моффата направили в казармы Сент-Винсент Госпорт , на западной стороне Портсмутской гавани, которые были одним из Королевского флота . учебных заведений для мальчиков [ 12 ]

Авиация флота

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В декабре 1939 года Моффат перешёл в летную школу в Белфасте . К моменту падения Франции в июне 1940 года Моффат завершил обучение и базировался в составе 759-й эскадрильи в Истли . Перед битвой за Британию у него было два столкновения с самолетами противника. Во время испытательного полета на Gloster Gladiator , испытывая импровизированную кислородную систему, Моффат достиг высоты 29 000 футов. Во время снижения он был атакован Messerschmitt Bf 109, но без повреждений ускользнул в облака. Вскоре после этого он также был задействован на Heinkel He 111 во время испытательных полетов на невооруженном Blackburn Skua . Моффат сообщил о событии подразделению Hawker Hurricane (не указано), которое поднялось на перехват. [ 13 ]

В июле 1940 года эскадрилья Моффата приняла участие в атаке на Мерс-эль-Кебир , хотя сам Моффат не отправился на авианосце «Арк Ройал» в атаку . Позже той же осенью Моффат присоединился к 818-й эскадрилье. [ 14 ]

Нападение на Бисмарка

[ редактировать ]

24 мая 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» потопил флагман Королевского флота HMS Hood и вывел из строя HMS Prince of Wales . Авианосец -торпедоносец и потопить HMS Ark Royal получил приказ в составе Force H выследить «Бисмарк» его.

26 мая 1941 года «Бисмарк» бежал в безопасный французский порт Брест , чтобы отремонтировать легкие повреждения, полученные им в результате столкновения с принцем Уэльским , и сделать последнюю попытку замедлить его с помощью торпедной атаки с воздуха. Той ночью самолету «Арк Ройал» был заказан самолет, чтобы преследующие его тяжелые корабли Королевского флота могли догнать ее.

В вечерних сумерках в 21:05, среди ураганного ветра, Моффат и его наблюдатель, T/S-лейтенант (A) Джей Ди «Дасти» Миллер и телеграфист/воздушный стрелок (TAG) из Лос-Анджелеса Эй Джей Хейман, летели на Fairey Swordfish 5C. /L9726 вместе с 14 другими Swordfish атаковали Бисмарк под шквалом зенитного огня, открытого корабельные орудия.

Две торпеды попали в цель: одна на миделе корабля, в левый борт, что привело к медленному затоплению, а вторая - в районе рулевого управления. [ 15 ] [ 16 ] В результате ее рули заклинило в положении поворота, и, хотя она все еще двигалась на хорошей скорости, в воде она потеряла направление. Попытки управлять путем изменения скорости трех винтов не увенчались успехом. [ 17 ]

Из -за заклинивания рулевого управления «Бисмарка» силы H Королевского флота и флот метрополии смогли догнать его, окружить и подвергнуть масштабному обстрелу и торпедированию, после чего на следующее утро он перевернулся и затонул. [ 17 ]

Обломки « Бисмарка» были обнаружены в 1989 году.

На момент атаки не было опубликовано окончательного заявления о том, чья торпеда попала в «Бисмарк», однако после наблюдения за этим крушением историк Майк Росситер, проанализировав траектории полета, назвал Джона Моффата наиболее вероятным. Однако сын другого пилота «Суордфиша», атаковавшего «Бисмарк», Кеннет Паттиссон , считает, что корабль повредил именно его отец. [ 18 ]

После войны

[ редактировать ]

Моффат покинул военно-морской флот в 1946 году и вернулся в Глазго. Он поступил в колледж в Глазго, чтобы получить степень по бизнесу, а также получил диплом по гостиничному менеджменту. Моффат перестал летать после ухода из ВМФ. В свои 60 лет, спустя 40 лет, он снова начал летать. [ 19 ] В июне 2009 года он отпраздновал свое 90-летие, выполняя фигуры высшего пилотажа на легком самолете. [ 20 ] В 2010 году вышла его книга «Я потопил Бисмарк» ( ISBN   9780552159487 ), написанный в соавторстве с писателем-документалистом Майком Росситером, был выпущен. Он умер 11 декабря 2016 года в возрасте 97 лет. [ 21 ]

  1. ^ https://www.royalnavy.mod.uk/news-and-latest-activity/news/2016/december/12/161212-naval-pilot-who-crippled-the-bismarck-dies-aged-97 Королевский флот Пресс-релиз
  2. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 7–9.
  3. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 16–17.
  4. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 18.
  5. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 19.
  6. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 19–20.
  7. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 15.
  8. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 21.
  9. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 22.
  10. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 27–28.
  11. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 30–31.
  12. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 36.
  13. ^ Моффат и Росситер 2009, стр. 54, 59, 60.
  14. ^ Моффат и Росситер 2009, с. 80.
  15. ^ «Охота за капюшоном» (2001), Channel 4 , телевизионный документальный фильм. https://www.imdb.com/title/tt1318884/
  16. ^ Гарцке и Дулин, стр. 234–235.
  17. ^ Перейти обратно: а б "Последняя битва Бисмарка - Часть 2" . navweaps.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2016 года . Проверено 16 августа 2017 г.
  18. ^ Брюссель, Симон де (28 октября 2017 г.). «Сын героя Бисмарка Кеннета Паттиссона на тропе войны» . Таймс . Лондон . Проверено 28 октября 2017 г. (требуется подписка)
  19. Интервью Джона Моффата. Архивировано 19 октября 2007 г. в Wayback Machine.
  20. ^ http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/scotland/article6572317.ece Times Article 25, июнь 2009 г. Когда вы столкнулись с Бисмарком, цикл на 90 - детская игра.
  21. ^ «Морской летчик, подбивший «Бисмарк», умер в возрасте 97 лет» . Персонал . navynews.co.uk. 12 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 12 декабря 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Лейтенант-коммандер Моффат Джон и Росситер Майк. Я потопил «Бисмарк»: воспоминания пилота ВМФ времен Второй мировой войны . Бантам Пресс, Лондон. 2009. ISBN   978-0-593-06352-1
  • «Лейтенант-коммандер Джок Моффат Р.Н.», The Daily Telegraph, четверг, 12 декабря 2016 г., стр.31.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49d97dfc82e438b24387f2e4998a0c1d__1716557400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/1d/49d97dfc82e438b24387f2e4998a0c1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Moffat (Royal Navy officer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)