Последняя битва Бисмарка
Последняя битва Бисмарка | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операции Rheinübung | |||||||
![]() Окруженный брызгами снарядов, Бисмарк горит на горизонте | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Авианосец Арк Ройал 2 тяжелых крейсера 8 эсминцевВ бою не участвовал: 1 линейный крейсер 2 тяжелых крейсера 1 легкий крейсер |
Линкор Бисмарк | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
49 убитых 5 раненых Машона затоплена Король Георг V слегка поврежден |
2200 убитых [а] 110 взято в плен Бисмарк затоплен [1] |
Последний бой немецкого линкора «Бисмарк» произошел в Атлантическом океане примерно в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к западу от Бреста, Франция , 26–27 мая 1941 года между немецким линкором «Бисмарк» и военно-морскими и воздушными частями британцев. Королевский флот . Хотя это была решительная акция между крупными кораблями , общепринятого названия она не имела. Это была кульминация операции «Рейнюбунг» , когда попытка двух немецких кораблей сорвать атлантические конвои в Соединенное Королевство провалилась с затоплением «Бисмарка » .
Последняя битва состояла из четырех основных фаз. Первый этап поздно вечером 26 числа состоял из воздушных ударов торпедоносцев с британского авианосца «Арк Ройал» , которые вывели из строя рулевое управление «Бисмарка » , заклинило его рули направления в поворотном положении и не позволили ему уйти. Вторым этапом было слежение и преследование «Бисмарка» в ночь с 26 на 27 мая британскими и польскими эсминцами без каких-либо серьезных повреждений ни одного корабля. Третьим этапом утром 27 мая стала атака британских линкоров «Кинг Георг V» и «Родней» при поддержке тяжелых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир» . Примерно через 100 минут боя «Бисмарк» был потоплен в результате артиллерийского огня, попаданий торпед и намеренного затопления. [1] [2] С британской стороны Родни была легко повреждена в результате попадания в цель и от взрыва собственного оружия. [3] Британские военные корабли спасли 110 выживших с «Бисмарка», прежде чем были вынуждены отступить из-за очевидного обнаружения подводной лодки , оставив несколько сотен человек на произвол судьбы. Подводная лодка и немецкий метеорологический корабль спасли еще пятерых выживших. На заключительном этапе отходящие британские корабли на следующий день, 28 мая, были атакованы авиацией Люфтваффе , в результате чего был потерян эсминец HMS Mashona .
Фон
[ редактировать ]
Под командованием командующего флотом Гюнтера Лютьенса немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» пытались прорваться в Атлантику с целью атаковать конвои. Корабли были перехвачены британскими силами Флота Метрополии . В результате сражения в Датском проливе 24 мая топливные баки «Бисмарка » были повреждены, а несколько машинных отделений, включая котельную, были затоплены. Ее капитан намеревался добраться до порта Бреста для ремонта. [4]
Будучи преисполнены решимости отомстить за потопление «Гордости флота» HMS Hood в битве в Датском проливе, британцы направили все возможные подразделения на выслеживание Бисмарка .
- Старый «Месть» класса линкор HMS Ramillies был выделен из конвоя к юго-востоку от Гренландии и получил приказ взять курс на перехват «Бисмарка», если он попытается совершить набег на морские пути у Северной Америки. [5]
- Поврежденный «Принц Уэльский» и крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» все еще находились в контакте с немецкими кораблями после битвы в Датском проливе.
- Остальная часть Флота Метрополии, состоящая из линкора « Король Георг V» , линейного крейсера « Рипалс» , авианосца «Викториус» , четырёх лёгких крейсеров и их эскорта, уже отплыла из Скапа-Флоу до потери « Худа» .
- Линкор «Родни» был отделен от эскорта к западу от Ирландии и взял курс на перехват « Бисмарка» . [6]
- Отряд H уже покинул Гибралтар вместе с авианосцем «Арк Ройал» , линейным крейсером «Слава » и лёгким крейсером «Шеффилд» 23 мая, чтобы взять на себя обязанности по сопровождению других кораблей, но как только стало ясно, что « Бисмарк» направляется во Францию, отряд взял курс на перехватить Бисмарка. [7]
- Тяжелый крейсер «Лондон» сопровождал конвой из Гибралтара в Великобританию и также получил приказ на перехват. [8]
- легкому крейсеру «Эдинбург» , который проводил поиск прорывателей блокады в районе западнее мыса Финистерре . К охоте было приказано присоединиться и [5]

Ранним вечером 24 мая «Бисмарк» ненадолго атаковал своих преследователей ( «Принц Уэльский» и тяжелые крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» ), чтобы прикрыть побег своего спутника, тяжелого крейсера «Принц Ойген» , и продолжить путь дальше в Атлантику. Поздним вечером 24 мая была совершена атака небольшой группы Swordfish бипланов- торпедоносцев 825- й морской авиационной эскадрильи под командованием Юджина Эсмонда с авиабазы «Викториус» . лишь поверхностно был Бисмарка поврежден Одно попадание было нанесено, но бронепояс . Рано утром 25 мая британские войска потеряли связь с «Бисмарком» , который направлялся с ВЮВ в сторону Франции, в то время как британцы искали северо-восток, предполагая, что она возвращается в Норвегию. Позже, 25 мая, командующий немецкими войсками адмирал Гюнтер Лютьенс, очевидно, не подозревая, что потерял преследователей, нарушил радиомолчание, чтобы отправить закодированное сообщение в Германию. Это позволило британцам триангулировать приблизительное положение «Бисмарка» и сделать вывод, что немецкий линкор направлялся во Францию. Однако к настоящему времени топливо стало серьезной проблемой для обеих сторон: из-за боевых повреждений, последующей потери топлива и того, что «Бисмарк» не дозаправлялся ни в Норвегии, ни на танкере на пути в Северную Атлантику, Лютьенсу пришлось поддерживать экономичную скорость в 21 узел вместо того, чтобы мчаться на максимальной скорости во Францию. От преследующего Флота Метрополии «Принцу Уэльскому» , «Рипалсу» , «Викториусу» пришлось отрываться «Саффолку» и четырем крейсерам, а также . Только король Георг V и Норфолк смогли продолжить путь. Поскольку на экране эсминца короля Георга V также не хватало топлива, Четвертой флотилии эсминцев в составе эсминцев HMS Cossack , Sikh , Maori и Zulu и польского эсминца ORP Piorun под командованием капитана Филиппа Виана было приказано отделиться. из конвоя WS-8B и для прикрытия короля Георга V. [9]
26 мая в 10:30 «Бисмарк» был обнаружен Берегового командования разведывательным самолетом «Каталина» из 209-й эскадрильи Королевских ВВС , который пролетел над Атлантикой со своей базы на Лох-Эрне в Северной Ирландии через коридор Донегол . [10] Пилотировал его британский летный офицер Деннис Бриггс. [11] и вторым пилотом был наблюдатель ВМС США прапорщик Леонард Б. Смит , USNR . [12] Смит был за штурвалом, когда заметил Бисмарка. [13] (через следы нефтяного пятна из поврежденного топливного бака корабля) и сообщила о своем местоположении Адмиралтейству . Незадолго до этого в 09:00 «Арк Ройал» запустил разведывательные самолеты, а через полчаса после «Каталины» два «Суордфиша» обнаружили «Бисмарка» . также [14] С этого момента позиция немецкого корабля была известна британцам, хотя противника пришлось бы значительно замедлить, если бы тяжелые подразделения надеялись вступить в бой за пределами досягаемости немецкой авиации наземного базирования. Получив сообщение с «Каталины», Виан решил не присоединяться к преследующим британские линкоры, а направиться прямо к Бисмарку. [15] Все британские надежды теперь были связаны с Force H и этими эсминцами.
Боевой
[ редактировать ]
Первая фаза: «Арк Роял» выводит из строя « Бисмарк»
[ редактировать ]
26 мая в 14:50 в плохих погодных условиях «Арк Ройал» запустил 15 «Суордфишей» для атаки на « Бисмарк» . Самолет не предупредили, что « Шеффилд» был отправлен вперед, чтобы следить за « Бисмарком» , вместо этого им сказали, что поблизости нет других кораблей. «Рыба-меч» атаковала в условиях плохой видимости следящий за слежкой крейсер «Шеффилд», но некоторые из их торпед имели неисправные магнитные пистолеты, из-за чего они взрывались при ударе о волны, а от оставшихся торпед можно было уклониться. В 19:10 тот же самолет был перезапущен для второй атаки контактными пистолетными торпедами. [16] В 19:50 Force H столкнулся с U-556 , которая заняла идеальную позицию для стрельбы, чтобы поразить Ark Royal и Renown , но подводная лодка израсходовала все свои торпеды в предыдущих операциях и не смогла атаковать. [17]
В 20:00 самолет совершил первый контакт с « Шеффилдом» , который направил их к « Бисмарку». Несмотря на эту руку помощи и радары ASV II , они не смогли обнаружить немецкий корабль. Через полчаса им пришлось повторно связаться с « Шеффилдом» , который наконец смог отправить их на « Бисмарк». Атака началась в 20:47 и продолжалась полчаса. [16] Трем самолетам пришлось повторно связаться с Шеффилдом в третий раз. [18] Первое попадание в мидель корабля не оказало большого эффекта, но второе попадание в корму заклинило руль направления и рулевой механизм «Бисмарка » на 12° влево. [19] В результате поначалу она могла париться только в большом круге.

«Бисмарк» вел огонь по атакующему самолету своим основным и дополнительным вооружением, стараясь поразить брызгами снарядов низколетящий самолет-торпедоносец. Как только атака закончилась, «Бисмарк» открыл огонь из своей главной батареи по преследующему Шеффилду. Первый залп отклонился на милю, но второй залп оседлал крейсер. Осколки снаряда упали на Шеффилд, убив троих мужчин и ранив двоих. Было выпущено еще четыре залпа, но ни одного попадания не произошло. Шеффилд быстро отступил под прикрытием дымовой завесы. «Шеффилд» потерял связь с « Бисмарком» в условиях плохой видимости, но незадолго до 22:00 встретил группу из пяти эсминцев Виана и смог направить их к « Бисмарку» . [20] [21] Король Георг V и Родни присоединились около 18:00 и приближались с северо-запада. Поскольку эсминцы Виана будут поддерживать связь с « Бисмарком» и преследовать его всю ночь, он решил держать курс на юг, даже на юго-запад и сделать круг, чтобы утром иметь возможность вступить в бой с «Бисмарком», силуэт которого вырисовывался на востоке. Тяжелый крейсер «Норфолк» и легкий крейсер «Эдинбург» также подходили отдельно с северо-запада. Эдинбургу пришлось отказаться от погони из-за нехватки топлива, но Норфолк занял позицию севернее Бисмарка . Еще один тяжелый крейсер «Дорсетшир» приближался с запада и должен был вступить в контакт на следующее утро. Собрав ее, самолеты «Арк Ройял» и «Форс Н» сначала держались севернее Бисмарка , но ночью отплыли на юг и остались в окрестностях. [22]

Ремонтные попытки экипажа освободить руль направления не увенчались успехом. [23] «Бисмарк» попытался управлять, изменяя мощность трех гребных валов, что при преобладающей силе ветра и волнении моря привело к тому, что корабль был вынужден плыть к «Королю Георгу V» и «Родни» , двум британским линкорам, преследовавшим Бисмарка со стороны запад. [24] 26 мая в 23:40 адмирал Лютьенс доставил на Группу «Запад», немецкую командную базу, сигнал «Корабль неманевренный. Мы будем сражаться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер » . [25]
Вторая фаза: эсминцы Виана преследуют « Бисмарк» ночью.
[ редактировать ]Через час после атаки «Рыбы-меч» Маори и Пиорун вступили в контакт с Бисмарком в 22:38. «Пьорун» сразу атаковала, обозначив, что она польский корабль, но не смогла запустить торпеды. Она подошла достаточно близко, чтобы поразить Бисмарка своими орудиями, но затем потеряла контакт и больше не играла роли в бою. Ухудшение погоды сделало невозможным сосредоточенную атаку. Всю ту ночь «Бисмарк» подвергался периодическим торпедным атакам эсминцев Виана. За десять заходов с 22:38 по 06:56 «Казак» , «Маори» , «Зулу» и «Сикх» выпустили шестнадцать торпед, но ни одна не попала. Один из « Бисмарка » снарядов «Казака » оторвался от антенны , а три других снаряда оседлали зулусов, ранив троих человек. Между 02:30 и 03:00 эсминцы по просьбе Тови открыли огонь по звездному снаряду, чтобы сделать ее позицию видимой для линкоров. Постоянная тактика эсминцев помогла подорвать боевой дух немцев и усилила усталость и без того измученного экипажа. [26] [27]
Между 05:00 и 06:00 Лютьенс приказал отправить поплавковый самолет Arado 196 к французскому побережью, чтобы обезопасить военный дневник корабля, кадры боя с Худом и другие важные документы. Только тогда выяснилось, что катапульта самолета вышла из строя из-за боевых повреждений, полученных 24-го числа от Принца Уэльского . Затем полностью заправленный самолет сбросили за борт, чтобы снизить риск возгорания в предстоящем бою. [28] Затем в 07:10 Лютьенс позвонил по рации, чтобы подводная лодка встретилась с Бисмарком и забрала эти документы. Для выполнения этой задачи сразу же была поручена U-556 , но подводная лодка пропустила сигнальный приказ, поскольку находилась под водой. В любом случае у U-556 было слишком мало топлива, чтобы выполнить приказ. Затем задачу передали U-74 , но к тому времени «Бисмарк» уже затонул. [29] [30]
Третий этап: «Бисмарк» потерян
[ редактировать ]
Когда британские части приблизились к Бисмарка позиции , Тови дал инструкции относительно финального сражения. Сначала он приказал «Славе» , приблизившейся к «Бисмарку» на расстояние 17 миль , не участвовать в сражении. Слава была так же защищена, как Худ и Тови не хотели рисковать повторением. [31] Он проинструктировал командира « Родни» как можно быстрее приблизиться на расстояние 15 000 ярдов (14 000 м) и что, хотя он в целом должен подчиняться движениям короля Георга V , он может свободно маневрировать независимо. [32] Утро вторника, 27 мая, принесло тяжелое серое небо, поднимающееся море и прорывной ветер с северо-запада. Из-за северо-западного шторма Тови отложил последнюю атаку с восхода солнца до ясного дня. [33] и пришел к выводу, что атака Бисмарка с наветренной стороны нежелательна. Перед развертыванием он решил подойти по северо-западному направлению. [34]
«Норфолк» был первым кораблем, увидевшим Бисмарк утром 27 мая. В условиях плохой видимости крейсер наткнулся на неопознанный корабль, который помигал опознавательными сигналами, прежде чем понял, что это немецкий линкор. Норфолк быстро отвернулся и вступил в контакт с британскими линкорами, прежде чем вступить в финальную битву. [33] В 08:43 наблюдатели на корабле «Король Георг V» заметили Бисмарка на расстоянии примерно 25 000 ярдов (23 000 м); Родни открыл огонь первым в 08:47, за ним быстро последовал король Георг V. «Бисмарк» не мог управлять рулем из-за повреждения рулей торпедой, и последовавшие за этим непредсказуемые движения сделали корабль нестабильной артиллерийской платформой и создали трудную артиллерийскую проблему. Ситуация еще больше осложнилась ураганным штормом. [35] Однако в 08:50 «Бисмарк» открыл ответный огонь из своих передних орудий и вторым залпом оседлал Родни . Это было самое близкое к поражению любого британского военного корабля в финальном бою. [36] потому что в 09:02 16-дюймовый (406-мм) залп Родни поразил носовую надстройку, повредив мостик и главного директора управления огнем и убив большинство старших офицеров. Залп также повредил переднюю башню главного калибра. Кормовой пост управления огнем взял на себя управление кормовыми башнями, но после трех залпов тоже был выведен из строя. Поскольку обе станции управления огнем вышли из строя, стрельба « Бисмарка » становилась все более беспорядочной, что позволило британцам сократить дистанцию. Норфолк и Дорсетшир приблизились и начали стрелять из своих 8-дюймовых (203-мм) орудий. [37] [38] Около 09:10 «Норфолк» выпустил четыре, а «Родни» выпустил шесть торпед с расстояния более 10 км, но попаданий не наблюдалось. [39]

Примерно к 09:31 все четыре башни главного калибра «Бисмарка » вышли из строя. Поскольку корабль больше не мог сопротивляться, первый офицер Ханс Олс, старший оставшийся в живых офицер, отдал приказ затопить корабль – прекратить все меры по устранению повреждений, открыть все водонепроницаемые двери, заглушить двигатель. Персонал помещения должен подготовить заряды для затопления, а экипаж должен покинуть корабль. Оэлс двигался по кораблю, повторяя эти приказы всем, кого встречал, примерно до 10:00, когда снаряд короля Георга V пробил верхний пояс цитадели и взорвался в кормовой столовой корабля, убив Оэлса и около сотни других. [35] [40] Герхард Юнак, старший оставшийся в живых инженерный офицер, приказал своим людям установить подрывные заряды с 9-минутным взрывателем. Система внутренней связи в машинном отделении вышла из строя, поэтому Юнак послал гонца найти Оэлса и подтвердить приказ о взорвании зарядов. Посыльный так и не вернулся, поэтому Юнак активировал заряды и приказал инженерной команде покинуть корабль. [2]
Как только все четыре башни главной батареи «Бисмарка » вышли из строя (около 09:31), «Родни» приблизилась на расстояние около 3000 ярдов (2700 м), чтобы безнаказанно стрелять из своих орудий в упор по надстройке «Бисмарка » . «Король Георг V» оставался на большем расстоянии, чтобы увеличить вероятность того, что ее погружающиеся снаряды ударят вертикально по палубам «Бисмарка » и проникнут внутрь. В 10:05 «Родни» выпустил четыре торпеды по «Бисмарку» , зафиксировав одно попадание. [39]
К 10:20 у британских линкоров кончалось топливо. «Бисмарк» расположился на корме из-за прогрессирующего неконтролируемого наводнения и взял крен на 20 градусов влево. Тови приказал Дорсетширу закрыться и торпедировать искалеченный Бисмарк, в то время как король Георг V и Родни вышли из боя. К тому времени, когда произошли эти торпедные атаки, «Бисмарк» уже настолько сильно накренился, что палуба была частично затоплена. «Дорсетшир» выпустил пару торпед по правому борту «Бисмарка » , одна из которых попала. Затем «Дорсетшир» повернулся к левому борту и выпустил еще одну торпеду, которая также попала. Судя по последующему исследованию затонувшего корабля, последняя торпеда, похоже, взорвалась в «Бисмарка » , которая к тому времени уже находилась под водой. надстройке левого борта [41] [42] «Бисмарк» начал опрокидываться примерно в 10:35, а к 10:40 уже ушёл под воду кормой вперед. [43] около 700 крупнокалиберных снарядов В ходе боя два британских линкора выпустили по Бисмарку . [44] В общей сложности король Георг V , Родни , Дорсетшир и Норфолк в совокупности выпустили около 2800 снарядов, в результате чего произошло около 400 попаданий.
Четвертый этап: Люфтваффе наносит ответный удар
[ редактировать ]Люфтваффе . не смогли вмешаться 26 мая из-за плохой погоды Лишь несколько разведывательных полетов совершили некоторые Focke-Wulf Fw 200 Condor , которые смогли обнаружить Родни . 27 и 28 мая были предприняты попытки атаковать британские корабли. Утром 27 мая один Heinkel He 111 промахнулся мимо Арк Ройал с несколькими бомбами, и только четыре бомбардировщика нашли британские линкоры, но не смогли поразить их.
28 мая эсминцы «Машона» и «Тартар» направлялись в Северную Ирландию на экономичной скорости из-за небольших запасов топлива и утром 28 мая были атакованы бомбардировщиками. В 09:00 «Машона» получила попадание и была брошена с потерей 46 членов экипажа. Первая попытка затопить ее торпедой с Тартара не удалась, но затем она была потоплена огнем других прибывших к месту эсминцев. [5] [45] Эсминец Маори также был поврежден бомбардировщиками. [5]
Выжившие
[ редактировать ]Дорсетшир и маори подобрали 85 и 25 выживших соответственно. В 11:40 наблюдатель на « Дорсетшире» подумал, что заметил перископ, и спасательная операция была прекращена, в то время как сотни выживших «Бисмарка » все еще находились в воде. Пока британский крейсер «Дорсетшир» был занят спасением выживших из воды, мичман Джо Брукс [б] перепрыгнул через борт, чтобы помочь раненым немцам забраться на борт своего корабля. [47] Один немецкий матрос потерял обе руки и висел зубами на веревке; Брукс пытался спасти его, но потерпел неудачу. [48] Брукс почти остался позади, когда была подана тревога подводной лодки, и « Дорсетшир» начал отходить, пока он все еще был в воде, но его товарищи по кораблю бросили его на веревку и вытащили на борт. [49] После боя британские военные корабли вернулись в Соединенное Королевство со 109 выжившими «Бисмарками» , поскольку один выживший (Герхард Люттих) скончался от ран на следующий день после спасения и был похоронен в море 28 мая 1941 года со всеми воинскими почестями со стороны экипажа. HMS Dorsetshire . В тот вечер в 19:30 U-74 подобрала троих выживших с шлюпки (Герцога, Хёнча и Манти), а на следующий день в 22:45 немецкий метеорологический корабль «Заксенвальд» подобрал с плота двоих выживших («Лоренцен» и «Маус»). ). Нейтральный испанский тяжелый крейсер Canarias также прибыл к месту затопления, но не нашел выживших. Из экипажа, насчитывавшего более 2200 человек, выжили только 114. [50] [51]
Последствия
[ редактировать ]После затопления адмирал Джон Тови сказал: « Бисмарк» провел самый доблестный бой против невероятных сил, достойный прежних времен Императорского германского флота , и он затонул с развевающимся флагом».
Коллегия Адмиралтейства направила участникам благодарственное послание:
Их светлости поздравляют главнокомандующего, флот метрополии и всех, кто причастен к неустанному преследованию и успешному уничтожению самого мощного военного корабля врага. Таким образом , потеря HMS Hood и ее роты, о которой мы так глубоко сожалеем, была отомщена, а Атлантика стала более безопасной для нашей торговли и торговли наших союзников. Судя по информации, доступной в настоящее время Их Светлостям, не может быть никаких сомнений в том, что если бы не храбрость, мастерство и преданность долгу военно-воздушных сил флота как в Викториусе, так и в Арк-Рояле, наша цель могла бы не быть достигнута. [52]
Не зная о судьбе корабля, группа «Запад», немецкая командная база, продолжала подавать сигналы Бисмарку в течение нескольких часов, пока агентство Рейтер не сообщило новости из Великобритании о том, что корабль затонул. В Великобритании Палата общин была проинформирована о затоплении рано утром того же дня. [53]
Боевой порядок
[ редактировать ]Ось
[ редактировать ]- Немецкий линкор Бисмарк
Союзник
[ редактировать ]В финальной битве
[ редактировать ]- Линкоры «Кинг Георг V» и «Родней» .
- Тяжелые крейсера «Норфолк» и «Дорсетшир» .
Установлен контакт перед финальной битвой
[ редактировать ]- 15 Рыба-меч авианосца Арк Ройал
- Легкий крейсер Шеффилд .
- Эсминцы Казак , Сикх , Зулу , Маори
- Польский эсминец «Пёрун».
Второстепенная роль
[ редактировать ]- Авианосец Арк Ройал
- Линейный крейсер «Слава »
- Эсминцы «Машона» , «Тартар»
См. также
[ редактировать ]- Потопите «Бисмарк»! , фильм 1960 года по К.С. Форестера книге «Последние девять дней Бисмарка».
- « Sink the Bismarck » — песня Джонни Хортона 1960 года , вдохновленная одноименным фильмом.
- Computer Bismarck — компьютерная игра 1980 года, имитирующая битву.
- Непотопляемый Сэм , корабельный кот на борту «Бисмарка», который предположительно пережил затопление и был принят на вооружение Королевского флота; наверное, выдумка.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Бисмарка » Численность « в качестве флагмана флота составляла 2220 человек (2092 + 128 человек штаба флота) (Шено, стр. 224). Для операции «Рейнубунг» она наняла более 100 сверхштатных сотрудников, в том числе моряков торговых судов в качестве призовых экипажей, обучающихся курсантов и съемочную группу (Кеннеди, стр. 33). Число этих сверхштатных сотрудников и, следовательно, точное число жертв неизвестно.
4 гидросамолета уничтожены - ↑ По словам Буша, британцем, прыгнувшим за борт, чтобы помочь выжившим немцам, был офицер-торпедист лейтенант II Курвер. [46]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кто потопил «Бисмарк» - британцы или немцы? Мы убеждены, что ответ: «Оба!» Бисмарк, несомненно, затонул бы из-за прогрессирующего наводнения через несколько часов после окончания боя [...] Существует достаточно доказательств, указывающих на то, что [ CDR Oels] приказал затопить корабль..." Кэмерон и др. 2002, с. 50
- ^ Jump up to: а б Гаак и Карр, стр. 80–81.
- ^ Кеннеди, стр. 206, 283.
- ^ Кэмерон, стр. 6–10.
- ^ Jump up to: а б с д Ровер 2005 , стр. 74.
- ^ Стивен 1988 , с. 83.
- ^ Буш 1980 , стр. 80–81.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг 1980 , с. 102.
- ^ Буш 1980 , стр. 94–95.
- ^ BBC - Народная война Второй мировой войны - Воспоминания о мировой войне из детства в Ольстере
- ^ « «Мы следили за Бисмарком» - в отрывке. Слова Денниса Бриггса | Британия в войне» . Проверено 30 января 2019 г.
- ↑ 4 ноября 2009 г., Бисмарк: Британско-американское сотрудничество и уничтожение немецкого линкора. Архивировано 6 декабря 2010 г. в Wayback Machine , Командование военно-морской истории и наследия.
- ↑ Американец, который помог потопить медиа-сеть защиты Бисмарка, 23 ноября 2021 г.
- ^ Стивен 1988 , с. 88.
- ^ Буш 1980 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Стивен 1988 , стр. 88–92.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг 1980 , стр. 148–149.
- ^ Буш 1980 , стр. 106–109.
- ^ "Последняя битва Бисмарка - Часть 2" . navweaps.com . Архивировано из оригинала 17 июля 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Буш 1980 , стр. 107–108.
- ^ Стивен 1988 , стр. 89–92.
- ^ Стивен 1988 , с. 92.
- ^ Гарцке и Дулин, с. 235
- ^ Гарцке и Дулин, стр. 235–236
- ^ Джексон 2002, с. 91.
- ^ Стивен 1988 , стр. 92–94.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг 1980 , стр. 139–142.
- ^ Гарцке и Дулин 1985, стр. 237–238
- ^ Буш 1980 , с. 125.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг 1980 , стр. 148–150.
- ^ Стивен 1988 , с. 94.
- ^ Гарцке и Дулин 1980, с. 210
- ^ Jump up to: а б Мюлленхайм-Рехберг 1980 , с. 158.
- ^ Барнетт, стр. 311.
- ^ Jump up to: а б Гарцке-младший, Уильям Х.; Дулин-младший, Роберт О.; Уэбб, Томас Г. (1994). «Последняя битва Бисмарка» . Международная организация военно-морских исследований .
- ^ Беркусон и Хервиг, стр. 288–289
- ^ Беркусон и Хервиг, стр. 290–291
- ^ Гарцке и Дулин 1985, с. 239
- ^ Jump up to: а б Стивен 1988 , с. 97.
- ^ Беркусон и Хервиг, стр. 292–294
- ^ Юренс и др.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 281.
- ^ Гарцке и Дулин 1985, с. 246
- ^ Беркусон и Хервиг, стр. 291–294
- ^ Буш 1980 , стр. 150–152.
- ^ Буш 1980 , с. 148.
- ^ Баллантайн, Иэн (23 мая 2016 г.). Бисмарк: 24 часа до гибели . Книги Ипсо. ISBN 978-1-5040-5915-2 . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Макки, Александр (1991). Несмотря ни на что: морские сражения, 1591–1949 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-025-0 . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ «Конец Бисмарка» . Журнал ЖИЗНЬ . Time Inc., 11 августа 1941 г. с. 35 . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Мюлленхайм-Рехберг1980 , стр. 185–190.
- ^ Буш 1980 , стр. 145–148.
- ^ «Поздравление флоту» . Таймс . № 48938. 29 мая 1941 г. с. 4 . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ «ВОЕННАЯ СИТУАЦИЯ» . Парламентские дебаты (Хансард) . 27 мая 1941 года.
Библиография
[ редактировать ]- Беркусон, Дэвид Дж.; Хольгер, Х. Хервиг (2001). Уничтожение «Бисмарка» . Вудсток и Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 1-58567-192-4 .
- Браун, доктор юридических наук (1968). Авианосные операции во Второй мировой войне . Шеппертон, Великобритания: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0040-7 .
- Буш, Фриц-Отто (1980). Гибель «Бисмарка» (на голландском языке). Амстердам: Omega Book BV. ISBN 90-6057-197-5 .
- Кэмерон Дж., Дулин Р., Гарцке В., Юренс В., Смит К., Крушение ДКМ Бисмарк. Анализ морской криминалистики
- Карр, Уорд (август 2006 г.). «ПЕРЕЖИВАТЬ при затоплении Бисмарка». Военно-морская история . 20 . ISSN 1042-1920 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер, ред. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Дьюар, AD, отчет Адмиралтейства BR 1736: Погоня и затопление «Бисмарка» . История штаба военно-морского флота (Вторая мировая война), Сводка боевых действий № 5, март 1950 г. Воспроизведено факсимиле в книге Гроув, Эрик (ред.), Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне. Том I: От «Графа Шпее» до «Бисмарка», 1939–1941 . Издательство Фрэнка Касса, 2002. ISBN 0-7146-5208-3
- Гаак, Мальте; Карр, Уорд (2011). Линкор «Бисмарк». Истинное лицо корабля. Часть 3 (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: BoD – Books on Demand GmbH. ISBN 978-3-8448-0179-8 .
- Гарцке, Уильям; Дулин, Джон (1990). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гарцке, Уильям; Дулин, Джон; Юренс, Уильям (2019). Линкор «Бисмарк»: конструкция и история эксплуатации . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-569-1 .
- Гарцке, Уильям; Дулин, Джон; Юренс, Уильям (2019). Линкор «Бисмарк»: конструкция и история эксплуатации . Аннаполис: электронная книга издательства Военно-морского института. ISBN 978-1-52675-975-7 .
- Гарцке, Уильям; Дулин, Джон (1994). « Бисмарка » Последняя битва . Военный корабль Интернешнл . XXXI (2): 158–190. ISSN 0043-0374 .
- Джексон, Роберт (2002). Бисмарк . Лондон: Оружие войны. ISBN 978-1-86227-173-9 .
- Кеннеди, Людовик . Преследование: затопление «Бисмарка» . Уильям Коллинз Sons & Co Ltd, 1974 год. ISBN 0-00-211739-8
- Ежи Пертек, Великие дни малого флота, Зиск и С-ка, 2011, ISBN 978-83-7785-707-6
- Майкл А. Пешке, ВМС Польши 1918–1945 , Hippocrene Books, 1999, ISBN 07818-0672-0
- Мюлленхайм-Рехберг, Буркард фон . Линкор «Бисмарк: история выжившего» . Триада/Гранада, 1982 год. ISBN 0-583-13560-9 .
- Мюлленхайм-Рехберг, Буркхард фон (1980). De ondergang van de Bismarck (на голландском языке). Де Бур Маритайм. ISBN 90-228-1836-5 .
- Ровер, Дж. (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шофилд, Б.Б. Потеря «Бисмарка» . Ян Аллан, 1972 год. ISBN 0-7110-0265-7
- Стивен, Мартин (1988). Гроув, Эрик (ред.). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Лондон: Ian Allan Ltd. ISBN 0-7110-1596-1 .
- Тови, сэр Джон К. « Затопление немецкого линкора «Бисмарк» 27 мая 1941 года » .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Дрексел Хилл: Каземат.
Внешние ссылки
[ редактировать ]