Конвой ПО 92
Конвой ПО 92 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику . Второй мировой войны | |||||||
Военный корабль США « Гливс» , 18 июня 1941 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия |
Великобритания Соединенные Штаты Канада | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
БдУ : Карл Дёниц |
Связь : Р. Гилл БЫ: Дж. Хеффернан | ||||||
Сила | |||||||
9 подводных лодок |
1 эсминец 4 корвета 1 резак 46 торговых судов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
9 убитых 7 торговых судов потоплены 1 торговое судно повреждено |
Конвой НА 92 — торговый конвой во торговых судов время Второй мировой войны . Это был 92-й из пронумерованной серии конвоев ON, направлявшихся с Британских островов в Северную Америку. Корабли вышли из Ливерпуля 6 мая 1942 года. [ 1 ] и к ним присоединились 7 мая [ 2 ] группой Срединно-океанских сил сопровождения А-3 .
Конвой был обнаружен волчьей стаей Хект 11 мая; семь кораблей были потоплены до того, как подводные лодки потеряли связь с конвоем 13 мая. [ 3 ] Уцелевшие корабли достигли Галифакса, Новая Шотландия , 21 мая. [ 1 ]
Прелюдия
[ редактировать ]ON 92 представлял собой конвой из 42 кораблей, направлявшийся на запад, либо с балластом , либо с торговыми товарами, который отплыл из Ливерпуля 6 мая 1942 года в порты Северной Америки. Командиром конвоя был капитан Р. Гилл на корабле «Южная принцесса» .
Его сопровождала среднеокеанская группа сопровождения А-3, в состав которой входили ВМС США эсминец «Гливс» (капитан Дж. Хеффернан в качестве старшего офицера эскорта), береговой охраны США катер «Спенсер» и четыре Королевских ВМС Канады корвета «Алгома» , «Арвида » , «Битерсвит» . и Шедиак . Конвой поддерживал спасательный корабль North Sea Packet Bury . [ 4 ] Два торговых корабля были оборудованы как корабли CAM с катапультируемым истребителем «Харрикейн» в качестве временного прикрытия с воздуха. Хеффернан имел опыт работы в эсминцах и противолодочной войне , но не имел опыта защиты конвоев, как и его группа. Только Bittersweet имел новый 10-сантиметровый радар, и только спасательный корабль Bury имел HF/DF . [ 5 ] [ 6 ]
Проход ON 92 был прегражден патрульной группой «Хехт» в составе шести подводных лодок типа VII . Из этих двух командиров были опытные кавалеры Рыцарского креста , а остальные совершали свое первое патрулирование в Атлантике. [ 5 ]
Действие
[ редактировать ]После встречи со своим океанским эскортом ON 92 двинулся на запад, следуя по маршруту большого круга, чтобы сократить расстояние. Однако немецкая разведка ( B-Dienst ) знала о его прохождении, и командование подводных лодок (BdU) смогло отправить в погоню группу «Хехт». Утром 11 мая U-569 вышла на контакт и начала слежку. Его передачи были обнаружены Бери , что было подтверждено Адмиралтейством в тот же день, но Хеффернан не ответил до 1700 года, когда он повел Гливза и Спенсера в широкий обход конвоя. В 17:49 Гливс заметил подводную лодку в 17 милях (27 км) впереди, и оба приступили к атаке, продолжавшейся до полуночи. [ 7 ] Тем временем в контакт вступили еще две подводные лодки, U-94 и U-124 , обе под командованием кавалеров Рыцарского креста. После захода солнца коммодор приказал провести маневры уклонения, но безуспешно, и в 23:00 U-124 атаковала, потопив «Эмпайр Делл» и повредив «Ллановер» . [ 8 ] Вторая атака U-124 поразила гору Парнес и Кристалес , а U-94 поразила Коклес . Алгома заметил одного и контратаковал, но безуспешно. В этот момент Гливс и Спенсер присоединились к конвою, и атак больше не последовало. Арвида и Шедиак смогли подобрать выживших вместе с Бери . [ 9 ]
12 мая к трем вошедшим в контакт подводным лодкам присоединились еще три лодки «Хехт»: U-96 , U-406 и U-590 , и все шесть продолжали слежку. В 13:00 Хеффернан снова отделил Гливса и Спенсера и обошел конвой; в 1943 году Спенсер заметил две подводные лодки в 27 милях (43 км) к северо-западу от конвоя и открыл артиллерийский огонь, в то время как в то же время Гливс установил гидролокационный контакт в 18 милях (29 км) к юго-востоку и снова начал противолодочную охоту.
В 22:53 подводные лодки вокруг конвоя снова атаковали, U-94 поразила Батну . На нее контратаковал Биттерсвит , но она сбежала. Оба корабля были вооружены снарядами стреляющей звезды , которые вернули Гливса и Спенсера в конвой. В 03:10 13 мая U-94 добилась окончательного успеха, поразив Толкен , но была отброшена оборонительным огнем торговца. В этот момент наступила ненастная погода, и стая потеряла связь.
Дальнейших атак не последовало, и 13 мая Бери со 178 выжившими на борту был отправлен в Сент-Джонс в сопровождении Арвиды . [ 10 ] 17 мая к конвою присоединились подразделения Западных местных сил сопровождения, и прибыл в порт Галифакса . 21 мая он [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]ON 92 потерял семь кораблей из 42, вышедших в путь. Адмиралтейство и командование западных подходов (WAC) не были впечатлены действиями Хеффернана, особенно потому, что он описал их в своем отчете как успех, отметив, что «все эскорты имеют право похвалить за весьма удовлетворительные действия». WAC не согласился, посчитав, что группа «прискорбно провалилась» в защите ON 92. В отчете коммодоров резюмируется этот эпизод, комментируя: « Гливса никогда не было там, когда ON 92 подверглось нападению». [ 10 ] После этого Хеффернан был переведен на другие обязанности, а руководство А-3 было передано командиру USCG П. Хейнеману с катера «Кэмпбелл» . [ 5 ]
У BdU были причины быть довольными потоплением семи торговых судов конвоя, хотя это была единственная успешная атака на какой-либо североатлантический конвой в мае. Было также заметно, что единственный успех выпал на долю двух опытных командиров; остальные четыре капитана «Хехта» ничего не добились. [ 11 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые суда
[ редактировать ]Имя [ 12 ] | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Ахиллес (1906) | Нидерланды | 1,815 | Направляется в Сент-Джонс, Ньюфаундленд. |
Алекс (1914) | Великобритания | 3,932 | Направляется в Галифакс |
Выздоравливайте (1928) | Великобритания | 4,399 | Потоплен U-94 [ 13 ] ЮВ от мыса Фэрвелл, Гренландия , 13 мая. 1 мертв. Выжившие подобраны Бери |
Белинда (1939) | Норвегия | 8,325 | Направляется в Корпус-Кристи, Техас. |
Британская держава (1936) | Великобритания | 8,451 | Направляется в Хьюстон |
Бери (1911) | Великобритания | 1,686 | Спасательное судно конвоя направляется в Галифакс . Несущая аппаратура для высокочастотной пеленгации |
Автомобили (1918) | Греция | 5,234 | Направляется в Фазер-Пойнт, Квебек. |
Чагрес (1919) | Панама | 5,545 | Направляется в Бостон |
Клирпул (1935) | Великобритания | 5,404 | Направляется в Фазер-Пойнт, Квебек. |
Кокль (1920) | Панама | 5,630 | Потоплен U-94 [ 14 ] 12 мая в 740 морских милях (1370 км) к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . 5 погибших. Выжившие были подобраны Бери и высажены в Сент-Джонсе, Ньюфаундленд. |
Кристаллы (1926) | Великобритания | 5,389 | Потоплен U-124. [ 15 ] 12 мая к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . 0 мертв. Заброшен и потоплен обстрелом с корабля HMCS Shediac . Выжившие были подобраны Шедиаком и USCGC Спенсером и приземлились в Бостоне. |
Дин Эмери (1919) | Панама | 6,664 | Направляется в Бомонт, штат Техас. |
Димитриос Чандрис (1910) | Греция | 4,643 | Вернулся |
Доркасия (1938) | Великобритания | 8,053 | Направляется в Хьюстон |
Дорингтон Корт (1939) | Великобритания | 5,281 | Направляется в Нью-Йорк |
Элизабет Ленсен (1910) | Великобритания | 4,212 | Направляется в Фазер-Пойнт, Квебек. |
Империя Антилопы (1919) | Великобритания | 4,945 | Направляется в Галифакс . Капитан корабля - вице-коммодор. |
Империя серны (1918) | Великобритания | 5,684 | Направляется в Балтимор |
Эмпайр Клайв (1941) | Великобритания | 7,069 | САМ-корабль . Направляется в Галифакс |
Эмпайр Делл (1941) | Великобритания | 7,065 | САМ-корабль . Потоплен U-124. [ 16 ] 12 мая. 2 мертвых. Выжившие были подобраны HMCS Shediac и Bury и приземлились в Сент-Джонсе, Ньюфаундленд. |
Империя Вулфа (1941) | Великобритания | 2,888 | Направляется в Галифакс |
Эррингтон Корт (1925) | Великобритания | 4,913 | Направляется к Ривер Клайд |
Эвангер (1920) | Норвегия | 3,869 | |
Форт Бингер (1919) | Великобритания | 5,671 | С торпедным повреждением ( uxb ), в носовой части, от U-588 [ 17 ] 18 мая. 1 мертв. Наступил туман, поэтому подводная лодка потеряла связь, и Форт Бингер пришвартовался для ремонта в Ярмуте, прежде чем добраться до Галифакса. [ 18 ] |
Газкон (1932) | Великобритания | 4,224 | |
Серый Лаг (1910) | Панама | 3,312 | Направляется в Галифакс |
Иван Топик (1920) | Югославия | 4,943 | Направляется в Нью-Йорк |
Юнона (1908) | Нидерланды | 1,763 | Направляется в Нью-Йорк |
Лэнглибрук (1930) | Великобритания | 4,246 | Направляется в Нью-Йорк |
Лисбет (1922) | Норвегия | 2,732 | Направляется в Галифакс |
Ллановер (1928) | Великобритания | 4,959 | Потоплен U-124. [ 19 ] К юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия , 12 мая. 0 Мертвый. Затоплен HMCS Arvida . Выжившие были подобраны Бери и высажены в Сент-Джонсе, Ньюфаундленд. |
Гора Парнес (1917) | Греция | 4,371 | Потоплен U-124. [ 20 ] 12 мая в 650 морских милях (1200 км) к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . 0 мертв. |
Гора Родопы (1919 г.) | Греция | 5,182 | Направляется в Монреаль |
Гора Телец (1920) | Греция | 6,696 | Направляется в Монреаль |
Портси (1938) | Великобритания | 1,583 | Направляется в Пикту |
Рагнхильд (1941) | Норвегия | 2,866 | Направляется в Фазер-Пойнт, Квебек. |
Святой Амвросий (1935) | Великобритания | 7,410 | |
Сельвик (1920) | Норвегия | 1,557 | |
Я узнаю (1924) | Великобритания | 5,136 | Направляется в Галифакс |
Солярий (1936) | Великобритания | 6,239 | Направляется в Батон-Руж. |
Южная принцесса (1915) | Великобритания | 2,156 | Направляется в Бостон . Капитан Р. Гилл CBE Rd RNR (коммодор) |
Спокан (1929) | Панама | 2,882 | Направляется в Чарльстон, Южная Каролина. |
Швеция (1912) | Швеция | 4,966 | Вернулся |
Титаниан (1924) | Норвегия | 4,880 | Направляется в Фазер-Пойнт, Квебек. |
Переводчик (1922) | Швеция | 4,471 | Потоплен U-94. [ 21 ] 675 морских миль (1250 км) к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия , 13 мая. 0 мертв. Выжившие были подобраны Бери и высажены в Сент-Джонсе, Ньюфаундленд. |
Зипенберг (1920) | Нидерланды | 4,973 | Направляется в Нью-Йорк |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Присоединился | Левый |
---|---|---|---|---|
Военный корабль США « Гливс» | ВМС США | «Гливс» класса Эсминец | 7 мая 1942 г. | 18 мая 1942 г. |
USCGC Спенсер [ 4 ] | Береговая охрана США | класса «Сокровищница» Катер | 7 мая 1942 г. | 18 мая 1942 г. |
HMCS Алгома | Королевский канадский флот | класса «Цветок» Корвет | 7 мая 1942 г. | 18 мая 1942 г. |
HMCS Арвида | Королевский канадский флот | класса «Цветок» Корвет | 7 мая 1942 г. | 14 мая 1942 г. |
HMCS горько-сладкий | Королевский канадский флот | класса «Цветок» Корвет | 7 мая 1942 г. | 18 мая 1942 г. |
HMCS Шедиак | Королевский канадский флот | класса «Цветок» Корвет | 7 мая 1942 г. | 16 мая 1942 г. |
Подводные лодки
[ редактировать ]Конвой был атакован «Волчьей стаей Хект» , состоявшей из подводных лодок, а именно:
- U-94 ( Тип VIIC ): 3 корабля потоплены.
- U-96 (Тип VIIC): безуспешно.
- U-116 Тип XB : катер снабжения.
- U-124 Тип IXB : потоплено 4 корабля.
- U-406 (Тип VIIC): безуспешно.
- U-569 (Тип VIIC): безуспешно.
- U-578 (Тип VIIC): безуспешно.
- U-590 (Тип VIIC): безуспешно.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаага, с. 158
- ^ «НА конвоях» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Ровер и Хуммельхен, с. 139
- ^ Jump up to: а б Милнер, стр.113
- ^ Jump up to: а б с д Блэр с.599
- ^ Эдвардс стр.62
- ^ Эдвардс стр.65
- ^ Эдвардс стр.66
- ^ Эдвардс стр.67
- ^ Jump up to: а б Эдвардс стр.68
- ^ Блэр стр.601
- ^ «Конвой ПО.92» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Батна – британский торговец паром» . uboat.net . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ «Кокле – панамский паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Кристалес – британский паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Empire Dell — британский торговец вооружением катапультами» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Форт Бингер — британский паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «SS Fort Binger торпедирован, поврежден U-588/Vogel 17 мая 1942 года. Экипаж Free French пытался протаранить, отбил подводную лодку» . ericwilberg.com. 4 января 2017 года . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Ллановер – британский паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Гора Парнес – греческий паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
- ^ «Толкен – шведский паровой торговец» . uboat.net . Проверено 7 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939-1942 гг . ISBN 0-304-35260-8 .
- Эдвардс, Бернард (1996). Дёниц и волчьи стаи . ISBN 1-86019-927-5 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Милнер, Марк (1985). Бег по Северной Атлантике: Королевский флот Канады и битва за конвои . Торонто: Университет Торонто. ISBN 0-8020-2544-7 .
- Ровер, Дж .; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .