Конвой HG 76
Конвой HG 76 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Карта Бискайского залива и юго-западных подходов | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Карл Дёниц |
Раймонд Фицморис Фредерик Уокер | ||||||
Сила | |||||||
Волчья стая Зерёубер 10 подводных лодок |
ХГ 76 32 торговых корабля 24 сопровождающих | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
5 подводных лодок уничтожено |
2 торговых судна потоплены 2 эскорта затонули |
Convoy HG 76 (с 19 по 23 декабря 1941 года) — союзников конвой серии HG (Домой из Гибралтара ) во время Второй мировой войны . Он был примечателен уничтожением пяти немецких подводных лодок , хотя истинное их количество было известно британцам только после войны.
Два «Фокке-Вульф Кондор» самолета дальней разведки были сбиты британскими истребителями «Мартлет» с эскортного авианосца HMS Audacity , который затонул во время плавания вместе с эсминцем и двумя торговыми судами. Несмотря на потерю Audacity , это считалось первой крупной победой конвоя союзников в битве за Атлантику .
Фон
[ редактировать ]Атака на HG 76 была последней в серии атак стаи подводных лодок на конвои в Гибралтаре, которая началась летом 1941 года. До этого в составе подразделения подводных лодок ( U-bootwaffe ) было достаточно лодок, чтобы сформировать один патруль. линия за раз, и их внимание было сосредоточено на маршруте конвоев в Северной Атлантике. Гибралтарские конвои лишь изредка подвергались случайным нападениям со стороны отдельных подводных лодок, которые встречали их на пути следования. [ 1 ] К лету 1941 года командование подводных лодок ( BdU ) располагало достаточным количеством лодок для формирования нескольких патрульных линий, но это совпало с тем, что Гитлер приказал подводным лодкам выйти в Средиземное море для поддержки сил Оси, действующих в Северной Африке, и атаковать Гибралтар. Эта фаза кампании началась с нападения стаи на Конвой OG 69 . [ 2 ]
Для союзников введение специализированных групп сопровождения создало условия для улучшения тактики защиты конвоев, что дало определенный успех в противодействии угрозе волчьей стаи. Было признано, что прикрытие с воздуха необходимо для противодействия слежке за самолетами, для обнаружения приближающихся подводных лодок и для усиления атакуемых конвоев. Достаточное количество эскорта было необходимо для того, чтобы преследовать подводные лодки и уничтожать их, а не просто отгонять их, как это часто случалось. [ 3 ] Первое требование было выполнено вводом в строй HMS Audacity , первого торгового авианосца, второе — усилением эскорта и формированием противолодочной охотничьей группы в Гибралтаре, которая должна была проноситься впереди конвоя, направляющегося домой, для атаки и уничтожить патрулирующие подводные лодки. Новые меры были введены к моменту отплытия Конвоя HG 76. [ 4 ]
Прелюдия
[ редактировать ]HMS Audacity
[ редактировать ]Audacity участвовала в сопровождении конвоя OG 76 из двадцати торговых судов, который отправился из Ливерпуля в Гибралтар 31 октября. Авианосец сопровождения принял на борт 802-ю военно-морскую авиационную эскадрилью (802 NAS) Авиации флота (FAA) с восемью Мартлетами и десятью пилотами. [ 5 ] Истребители обычно делились на постоянные патрули по два самолета, которые летали над конвоем около двух часов в поисках подводных лодок и «Кондоров», причем опасность в основном исходила от приземления на палубу. [ 5 ] Погода была ужасной: временами кабина экипажа наклонялась на 65 футов (20 м) и перекатывалась на 16 ° , когда над палубой хлынули брызги. Два Мартлета вылетели в патруль, одному удалось благополучно приземлиться, но другой приземлился, когда корма поднималась, и был выброшен за борт, а пилот был спасен незадолго до того, как Мартлет затонул. [ 6 ]
8 ноября Kampfgeschwader 40 (KG 40) направил шесть «Фокке-Вульф Кондор» самолетов для обнаружения конвоя SL 91, направлявшегося в Ливерпуль из Фритауна , Сьерра-Леоне . Около полудня радар «Аудасити» обнаружил два «Кондора», и на перехват был отправлен патруль «Мартлет». Один Кондор убежал в облако, но два Мартлета поймали второго, который сбил одного Мартлета, прежде чем его сбил другой Мартлет. Примерно через три часа еще один «Кондор» был сбит «Мартлетом», совершавшим лобовую атаку, а четвертый «Кондор» скрылся. KG 40 потерял треть своих боевых самолетов и не смог направить ни одну подводную лодку ни на один из конвоев, Конвой OG 76 благополучно прибыл в Гибралтар поздно вечером 11 ноября. О присутствии Audacity теперь знали KG 40 и BdU. [ 6 ]
Конвой HG 76
[ редактировать ]
Конвой HG 76 состоял из 32 кораблей, направлявшихся домой из Гибралтара , некоторые с балластом, а некоторые с грузом. Командиром конвоя был вице-адмирал Р. Фицморис на пароходе «Сперо» . Конвой имел большие силы сопровождения, состоящие из 36-й эскортной группы (командир Ф.Дж. «Джонни» Уокер ), обычно состоящей из двух Bittern класса шлюпов ( HMS Stork и Deptford ) и семи корветов ( HMS Convolvulus , Gardenia , Marigold , Pentstemon , Родедендрон , Самфир и Вика ). [ 7 ] Уокер, опытный командир эскорта, принял командование EG 36 в октябре и доставил группу в Гибралтар в ноябре с конвоем OG 76. Там он отрабатывал группу в противолодочном патрулировании, что привело к уничтожению U-433. от Мэриголд . [ 8 ] Непосредственный эскорт был дополнен группой поддержки, состоящей из нового эскортного авианосца HMS Audacity и сопровождающих его Blankney эсминцев , Stanley и Exmoor , а также шлюпов Fowey , Black Swan и корветов HMS Carnation и La Malouine , также в Гибралтаре, 17 кораблей в все. [ 9 ] Группа охотников за подводными лодками из эсминцев Force H из Гибралтара в составе HMS Croome , Gurkha , Foxhound и Nestor плыла независимо. [ 10 ]
Зерёубер
[ редактировать ]С августа 1940 года Дёниц прекратил практику независимого использования подводных лодок и отправки только одного отчета в день. Командирам подводных лодок было приказано подавать сигнал всякий раз, когда они обнаруживают конвой, и следить за ним, а не атаковать. Командир должен был каждые тридцать минут посылать короткие сигналы самонаведения, чтобы направить другие подводные лодки к конвою. Когда стая собралась, Дёниц отдал приказ атаковать, обычно ночью, чтобы подводные лодки могли запустить торпеды по поверхности. Чтобы эта тактика сработала, подводные лодки должны были сигнализировать о своих позициях Дёницу в Керневале (через реку от базы подводных лодок в Лорьяне в Бретани ). [ 11 ] [ а ] Ближе к суше, когда патруль слежения «Кондоры» ( Fühlungshalter ) заметил конвой, радист сообщил BdU о его местоположении и курсе, и ретрансляторы «Кондоров» остались над конвоем. [ 13 ] Когда стая встретится возле конвоя, надводные атаки будут осуществляться несколько ночей, а подводные лодки отойдут в течение дня. [ 14 ]
В середине декабря BdU сообщили, что в Гибралтаре собирается конвой. Немецкие агенты в Альхесирасе , в нейтральной Испании, могли видеть гавань без препятствий со стороны испанских властей. BdU начал формировать патрульную линию под кодовым названием Seeräuber (Пират), готовясь к атаке стаей. Seeräuber была специальной группой, поскольку предыдущая Gruppe Steuben была расформирована после безрезультатного преследования идущего на юг Конвоя OS 12. Группа Seeräuber состояла из семи подводных лодок; U-67 уже была на позиции после неудачной атаки на конвой OG 77; U-434 и U-574 из Gruppe Steuben дозаправились на тайном корабле-базе в гавани Виго , U-127 и U-131 прибыли из Германии, а U-107 и U-108 - с баз во Франции. Пять из семи были лодками типа IX, которые Дёниц считал непригодными для вьючных атак, а пять из семи экипажей были неопытными и находились в своих первых патрулях. [ 15 ] Стае было приказано потопить Audacity любой ценой, и позже она была усилена еще тремя лодками; U-108 потопила португальское грузовое судно, идущее самостоятельно. 14 декабря [ 16 ]
Боевой
[ редактировать ]14–15 декабря
[ редактировать ]
Конвой HG 76 отплыл из Гибралтара 14 декабря 1941 года вместе с небольшим конвоем, направлявшимся в Кейптаун, и почти сразу же о нем сообщили немецкие агенты через залив, которые сообщили о составе, численности эскорта и времени отправления конвоя; БдУ смутило сообщение агента о том, что конвой вернулся в порт. Первые наблюдения Конвоя HG 76 были сделаны U-74 и U-77 , направлявшимися в Средиземное море и собиравшимися пройти через Проливы. [ 17 ] U-77 потопила один корабль из конвоя Кейптауна, но U-74 не смогла атаковать конвой HG 76; Swordfish Самолеты командования Королевских ВВС Гибралтара сопровождали конвой и трижды в ночь с 14 на 15 декабря отгоняли подводные лодки. [ 18 ] Лодки Seerauber сформировали линию патрулирования к югу от мыса Сент-Винсент, но конвой HG 76 прошел через линию незамеченным. В 8:15 самолеты Hudson и Catalina сменили Swordfish и в течение следующих двух дней сотрудничали с 802 NAS Martlets на Audacity , заставляя подводные лодки погружаться. [ 19 ] U-127 была обнаружена во время обычного противолодочного зачистки корабля « Шорт Сандерленд» из Гибралтара поздно вечером; утро он был обнаружен на Асдике Нестором На следующее и затонул в 11:00. [ 3 ]
16–18 декабря
[ редактировать ]В полдень 16 декабря был замечен конвой HG 76, и о его местонахождении сообщил «Фокке-Вульф Кондор» I/KG 40, патрулировавший из Бордо , который направил U-108 к конвою, чтобы начать сообщать о своем местоположении другим подводным лодкам. В ночь с 16 на 17 декабря волчья стая приблизилась, и U-574 получила приказ отправиться в этот район; к утру 17 декабря конвой вышел за пределы досягаемости самолетов, базирующихся в Гибралтаре, и четыре подводные лодки вступили в контакт, при этом U-67 и U-108 были вынуждены покинуть конвой. Сразу после 9:00 «Мартлет» из Audacity заметил надводную подводную лодку примерно в 20 морских милях (37 км; 23 мили) от конвоя и облетел территорию, чтобы корабли сопровождения могли получить хорошую радиолокационную точку; корвет предпринял атаку Асдика, но без видимого эффекта. в 12:47 17 декабря Стэнли заметил U-131 на поверхности, и Уокер приказал «Мартлету» атаковать, в то время как «Сторк» с «Пентстемоном» и тремя эсминцами максимально быстро добирались до этого места. [ 9 ] Пилот «Мартлета» нырнул в сторону подводной лодки, и оба одновременно открыли огонь: «Мартлет» был сбит, а пилот убит. Британские корабли открыли огонь с предельной дальности, затем U-131 была выброшена на поверхность и затонула. [ 20 ] [ б ] Наблюдатели видели, как экипаж U-131 покинул судно до того, как оно затонуло в 13:30, и взяли на себя выживших, которые сказали, что следили за конвоем (утверждая, что провели предыдущую ночь внутри конвоя, направляя другие подводные лодки). и ранее подвергся нападению подводной лодки. [ 20 ]

В ночь с 17 на 18 декабря подводные лодки снова атаковали, но не смогли торпедировать ни один корабль; U-107 была погружена под воду Пентстемоном , а после неудачной торпедной атаки U-67 была вынуждена уйти в отставку Конволвулусом . [ 10 ] В 9:06 18 декабря Стэнли получил контакт с Асдиком на расстоянии 6 миль (11 км; 6,9 миль), и пятьдесят глубинных бомб . эскорт сбросил [ 21 ] Через тридцать минут U-434 всплыла, и экипаж покинул корабль как раз перед тем, как он перевернулся и затонул к северу от Мадейры , 42 члена экипажа были спасены и взяты в плен. [ 21 ] Еще до полудня радар Audacity показал, что два самолета и Мартлеты поднялись в воздух на перехват, но орудия на обоих самолетах заклинило, и «Кондоры» скрылись. Остаток дня прошел тихо, но Адмиралтейство просигнализировало, что в пути находятся еще три подводные лодки. [ 21 ] Рано утром 18/19 декабря Стэнли заметил U-574 за кормой в 4:00 утра, отправил отчет о наблюдении, был поражен торпедой и взорвался. Аист следовал за ним, зашел за корму «Стэнли» , получил контакт с Асдиком и сбросил серию глубинных бомб, а затем повернул через 0,5 мили (0,93 км; 0,58 мили), чтобы снова атаковать. [ 22 ]
Подводная лодка всплыла на поверхность на 200 ярдов (180 м) вперед, и началась погоня; Уокер попытался протаранить подводную лодку, но обнаружил, что она может повернуться внутри круга поворота « Сторка» почти с такой же скоростью. Корабль обстрелял подводную лодку, осветил ее снежинками и сумел протаранить ее прямо перед боевой рубкой, задев корпус подводной лодки. Когда подводная лодка вышла из-под кормы, были сброшены глубинные бомбы, установленные на мелководье , взорвавшие подводную лодку. Носовая часть «Аиста» была смята и погнута в сторону, а купол Асдика под корпусом разбит. Вскоре после этого U-108 торпедировала «Рукинге» , который позже был оставлен и потоплен «Самфиром» . Прибыли «Фокке-Вульф Кондоры», один из которых был сбит в ходе другой лобовой атаки, а второй самолет был поврежден. Когда во второй половине дня к конвою подошло еще больше «Кондоров», пилот Мартлета предпринял такую решительную лобовую атаку, что столкнулся с «Кондором», уничтожил его и вернулся с антенной вокруг хвостового колеса; Ночь с 18 на 19 декабря прошла тихо. [ 22 ]
19–21 декабря
[ редактировать ]
В 7:30 утра за конвоем появился «Кондор», а «Мартлет» прогнал его, прежде чем вернуться из-за нехватки топлива. Днем «Мартлет» заметил две подводные лодки, и конвой сделал аварийный разворот. Подводные лодки были вынуждены погрузиться под воду, и Мартлетс патрулировал их над головой, удерживая их на плаву, пока у них хватало топлива. Было так темно, что самолеты вывели в кабину экипажа с помощью ручных фонарей, и ночь снова стала тихой. [ 22 ] U-107 поддерживала контакт, и к волчьей стае присоединились U-71 , U-567 (под командованием аса Энгельберта Эндрасса ) и U-751 из Бордо, а также три оригинальные лодки волчьей стаи U-67 , U-107 и U- 108 человек вновь присоединились к Зереберу к 21 декабря. [ 10 ] 21 декабря в составе 802 NAS осталось три действующих «Мартлета», взлет и посадка были опасны из-за сильной волны, а пилоты очень устали. После последнего патруля командир «Смелости», как обычно, приказал кораблю выйти из конвоя на 10 миль (19 км; 12 миль) по правому борту, но никакого эскорта выделить не удалось. [ 23 ] В 20:33 в ночь с 21 на 22 декабря корабль, идущий в хвосте конвоя, был торпедирован U-751 , а близлежащие корабли выпустили снежинки, освещая местность с обеих сторон. U-567 увидела силуэт Audacity с близкого расстояния и торпедировала его в 20:37 . Когда авианосец затонул кормой, в него попали еще две торпеды с U-751 , сильный взрыв сорвал носовую часть и корабль начал тонуть в носовой части. [ 24 ] В 22:10 Audacity затонул головой вперед на координатах 43 ° 45 'северной широты, 19 ° 54' западной долготы, примерно в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к западу от мыса Финистерре . [ 25 ]
22–23 декабря
[ редактировать ]В 12:40 в ночь с 21 на 22 декабря U-567 была потоплена глубинными бомбами из Дептфорда , через два часа после установления контакта с Асдиком; Затем Дептфорд столкнулся со Сторком , повредив их обоих. U-67 выпустила торпеды по кораблю САМ , но промахнулась. [ 26 ] В течение 22 декабря U-71 и U-751 продолжали контактировать, к ним присоединилась U-125 (на пути в Америку), а конвой HG 76 был усилен эсминцами HMS Vanquisher и Witch . В 10:54 «Либерейтор » 120 - й эскадрильи 19-й группы прибрежного командования , базирующейся в ВВС Наттс-Корнер в Ирландии, в 750 морских милях (1390 км; 860 миль) от нас, прибыл над конвоем и проводил «Фокке-Вульф Кондор». Через два часа «Либерейтор» атаковал подводную лодку, а в 16:20 его сменил второй «Либерейтор», который заставил погрузиться еще три подводные лодки. «Либерейтор» повернул домой с минимальным запасом топлива, но на следующий день конвой попал в зону постоянной поддержки с воздуха. [ 19 ] 23 декабря Дёниц, потрясенный потерей пяти подводных лодок и отсутствием успеха в борьбе с конвоем, отменил атаку, и U-67 , U-107 , U-108 и U-751 вернулись на базы во Франции. [ 27 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на потерю Audacity и трех других кораблей, благополучное прибытие 30 кораблей и уничтожение трех подводных лодок ( U-127 не была включена, а U-567 подтверждена только после войны) было признано выдающейся победой. . [ 28 ] Это также подтвердило, что Уокер является ведущим экспертом Королевского флота в области противолодочной войны. Потеря пяти из девяти подводных лодок и Эндрасса, одного из самых опытных командиров подводных лодок, Дёниц счел тяжелым ударом; его потеря скрывалась от подводников в течение нескольких недель. [ 29 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]Союзные войска
[ редактировать ]Конвой HG 76 состоял из 32 торговых судов и 17 эскортных судов.
Торговые суда
[ редактировать ]Данные Гааги (2000 г.), если не указано иное. [ 30 ]
Имя | Флаг | ОРТ | Примечания |
---|---|---|---|
Адъютант (1922) | ![]() |
1,931 | |
Алжирский (1924) | ![]() |
2,315 | |
Алресфорд (1922) | ![]() |
2,472 | |
Аннавор (1921) | ![]() |
3,324 | 4800 тонн железного пирита, затоплено 21 декабря 1941 года U-567, 43°55' с.ш., 19°50' з.д., 34 убитых, 4 выживших. [ 31 ] |
Барон Ньюлендс (1928) | ![]() |
3,386 | |
Бенвуд (1910) | ![]() |
3,931 | |
Блэратхолл (1925) | ![]() |
3,319 | |
Сиснерос (1926) | ![]() |
1,886 | |
Клан Макиннес (1920) | ![]() |
4,672 | |
Крессадо (1913) | ![]() |
1,228 | Контр-адмирал Освальд Доусон |
Некоторые (1918) | ![]() |
2,002 | |
Империя Дарвина (1941) | ![]() |
6,765 | САМ-корабль |
Фагерстен (1921) | ![]() |
2,342 | |
Финляндия (1939) | ![]() |
1,375 | |
Филингдейл (1924) | ![]() |
3,918 | |
Озеро (1929) | ![]() |
2,552 | |
Лисбет (1922) | ![]() |
2,732 | |
Мета (1930) | ![]() |
1,575 | |
Океанское побережье (1935) | ![]() |
1,173 | |
Замок Огмор (1919) | ![]() |
2,481 | |
Оттинге (1940) | ![]() |
2,870 | |
Усель (1922) | ![]() |
1,533 | |
Портси (1938) | ![]() |
1,583 | |
Рукинге (1939) | ![]() |
2,869 | 2500 тонн генерального груза, поврежден 19 декабря 1941 года U-108 , 2 убиты, затоплены 38 ° 20 'северной широты, 17 ° 15' западной долготы компанией Samphire. [ 30 ] |
Святой Георгий (1919) | ![]() |
615 | |
Корона снопа (1929) | ![]() |
4,868 | |
Шуна (1937) | ![]() |
1,575 | |
Я надеюсь (1922) | ![]() |
1,589 | Командир конвоя, вице-адмирал Рэймонд Фицморис |
Швейцария (1922) | ![]() |
1,291 | |
Тайра (1925) | ![]() |
1,796 | |
Тинтернское аббатство (1939) | ![]() |
2,471 | |
Ванеллус (1921) | ![]() |
1,886 |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]В пути конвой сопровождали эстафеты кораблей сопровождения. [ 32 ]
Охотничья группа Force H
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тип | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Крум | ![]() |
Разрушитель | |
HMS Гуркха | ![]() |
Разрушитель | |
HMS Foxhound | ![]() |
Разрушитель | |
HMAS Нестор | ![]() |
Разрушитель | Затонула U-127 14 декабря 1941 г. |
Подводные лодки
[ редактировать ]Группа Seerauber была сформирована 14 декабря 1941 года в составе семи подводных лодок, усиленных 21 декабря еще тремя. Четыре подводные лодки были уничтожены при атаке конвоя, а еще одна - ударным отрядом Гибралтара. (Данные Rohwer and Hümmelchen (2005), если не указано иное). [ 10 ]
Число | Тип | Военно-морской | Контакт | Примечания |
---|---|---|---|---|
Ю-67 | IXC | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | |
Ю-71 | VIIC | Военно-морской | 21 декабря 1941 г. | Армирование |
Ю-107 | IXB | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | |
Ю-108 | IXB | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | Затонувший Рукинге [ 33 ] |
Ю-127 | IXC | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | Разрушен 15 декабря Нестором из охотничьей группы Force H. |
Ю-131 | IXC | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | Разрушен 17 декабря 1941 года Аистом , Пенстемоном и Мартлетом. |
Ю-434 | VIIC | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | Разрушен 18 декабря Стэнли. |
Ю-567 | VIIC | Военно-морской | декабрь 1941 г. | Армирование; затонул Аннавор , уничтожен 21/22 декабря 1941 года Дептфордом. |
Ю-574 | VIIC | Военно-морской | 14 декабря 1941 г. | Затонул Стэнли , уничтожен 19 декабря 1941 года Сторком . |
Ю-751 | VIIC | Военно-морской | декабрь 1941 г. | Подкрепление, затонул Audacity |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Если бы британцам удалось взломать военно-морскую «Энигму» , отчеты о местоположении были бы прочитаны. [ 12 ]
- ↑ В 2005 году Ровер и Хюммельхен написали, что подводная лодка была затоплена. [ 10 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гаага 2000 , стр. 175–179.
- ^ Блэр 2000 , с. 327.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1957 , с. 478.
- ^ Wemyss 2003 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Форчик 2010 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Местность 1999 , стр. 395–396.
- ^ Местность 1999 , с. 396.
- ^ Wemyss 2003 , стр. 19–21.
- ^ Jump up to: а б Каплан 2014 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 126.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2001 , стр. 106–108.
- ^ Себаг-Монтефиоре 2001 , с. 108.
- ^ Воздух 2001 , с. 107.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 354–355.
- ^ Блэр 2000 , с. 409.
- ^ Местность 1999 , с. 396; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 126.
- ^ Блэр 2000 , с. 410.
- ^ Местность 1999 , с. 725; Ричардс 1974 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1974 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Местность 1999 , стр. 396–397.
- ^ Jump up to: а б с Каплан 2014 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с Лэндс 1999 , стр. 398.
- ^ Каплан 2014 , с. 133.
- ^ Террейн 1999 , стр. 398–399.
- ^ Роскилл 1957 , с. 479; Хоббс 2013 , с. 198.
- ^ Каплан 2014 , с. 122; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 126.
- ^ Местность 1999 , с. 399.
- ^ Роскилл 1957 , с. 479.
- ^ Каплан 2014 , с. 123; Террейн 1999 , с. 399; Блэр 2000 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Гаага 2000 , с. 179.
- ^ Гаага 2000 , с. 179; Иордания, 2006 г. , с. 557.
- ^ Гаага .
- ^ Джордан 2006 , стр. 119, 509.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000) [1996]. Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. Я . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-35260-9 .
- Форчик, Р. (2010). Fw 200 Condor против Atlantic Convoy: 1941–43 . Дуэль. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-917-1 .
- Гаага, А. «Конвой HG.76» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 8 февраля 2016 г.
- Гаага, Арнольд (2000). Система союзных конвоев 1939–1945 гг.: Ее организация, защита и эксплуатация . Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-147-3 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли: Сифорт (Книги о ручке и мече). ISBN 978-1-84832-138-0 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Каплан, П. (2014) [2013]. Серые волки: Война подводных лодок 1939–1945 (изд. Skyhorse Publishing). Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-62873-727-1 .
- Ричардс, Д. (1974) [1953]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба наперекор . Том. Я (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771592-9 . Проверено 6 февраля 2016 г.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 21 декабря 2015 г.
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Enigma: The Battle For The Code (pbk. repr. Phoenix (Orion) ed.). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-7538-1130-6 .
- Террейн, Джон (1999) [1989]. Бизнес в великих водах: войны подводных лодок, 1916–1945 (изд. Wordsworth Editions). Лондон: Лео Купер. ISBN 978-1-84022-201-2 .
- Взлет и падение немецких ВВС (Air 41/10) . Государственный архив военных историй № 248 (редакция HMSO, Лондонское изд.). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации . 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 .
- Вемисс, ДЭГ (2003) [1955]. Неустанное преследование . Лондон: Цербер. ISBN 1-84145-023-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки: потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-85409-515-2 .
- Ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания: Великая борьба на море во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 978-0-340-37751-2 – через Archive Foundation.