Конвой HX 84
Конвой HX 84 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия | Великобритания | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Теодор Кранкке | ESF Феген † | ||||||
Сила | |||||||
1 тяжелый крейсер |
38 торговых судов 3 сопровождающих (1 во время атаки) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
5 торговцев затонули 1 торговец поврежден 1 эскорт затонул (1 торговец затонул после разгона) |
Конвой HX 84 был 84-м из пронумерованной серии союзных североатлантических конвоев HX торговых судов из Галифакса, Новой Шотландии и Бермудских островов в Ливерпуль , Англия, во время битвы за Атлантику . Тридцать восемь кораблей в сопровождении вооруженного торгового крейсера HMS Jervis Bay отправились из Галифакса 28 октября 1940 года в восточном направлении в Ливерпуль. [1]
Фон
[ редактировать ]Утром 5 ноября HX 84 прошел мимо лайнера Mopan , который также направлялся в Ливерпуль , следовавшего из Порт-Антонио было сделано предложение Mopan , во время которого капитану грузового . , капитану Сапсворту, Mopan о присоединении HX 84. Однако предложение было отклонено, и Мопан продолжил движение на восток в одиночку. [2] [3]
мопан
[ редактировать ]помешали использовать Arado Ar 196 гидросамолет Поскольку накануне адмиралу Шееру , 5 ноября погода была подходящей для того , чтобы использовать свою воздушную разведку. В 09:40 был запущен гидросамолет, которому было приказано пролететь 100 морских миль (190 км; 120 миль) в ширину и 70 морских миль (130 км; 81 миль) в глубину. Когда гидросамолет вернулся в 12:05, наблюдатель сообщил, что заметил конвой, направлявшийся на восток на позицию. 52 ° 41' с.ш. 32 ° 52' з.д. / 52,683 ° с.ш. 32,867 ° з.д. . Это означало, что расстояние между адмиралом Шеером и конвоем составляло примерно 90 морских миль (170 км; 100 миль). Никакого сопровождения не наблюдалось. Это подтвердило более ранний B-Dienst радиоперехват адмирала Шеера , который идентифицировал конвой как HX 84. [2] [3]
На борту «Адмирала Шеера» встала дилемма перед капитаном цур Зее Теодором Кранкке : следует ли ему атаковать конвой до наступления темноты или подождать и совершить атаку на рассвете следующего дня. Капитан Кранк принял решение атаковать, при этом адмирал Шеер изменил курс на 150 градусов и увеличил скорость до 23 узлов (43 км / ч; 26 миль в час), что позволило Кранке перехватить примерно в 15:30. [2] [3]
В 14:27, за час до того, как «Адмирал Шеер» должен был перехватить конвой, был замечен одиночный столб дыма. После того, как было произведено визуальное обнаружение, можно было увидеть развевающийся флаг на мачте судна, однако цель этого не могла быть установлена. Неуверенный в том, что это за судно, Кранке решил сохранить свой курс, поскольку поворот на восток значительно уменьшил бы его способность перехватить HX 84 до наступления темноты. [2] [3]
Судно называлось «Мопан», к этому моменту опережавшее HX 84 примерно на три часа. На мостике «Адмирала Шеера» по мере уменьшения дальности было решено, что судно представляет собой вооруженное торговое судно , действующее как прикрытие и стоящее впереди или на фланг конвоя. Кранке направил все свое вооружение на Мопан, а адмирал Шеер произвел предупредительные выстрелы из ее дополнительного вооружения, состоящего из 15-см (5,9 дюйма) грузового корабля орудий SK C / 28, которые взорвались недалеко от носовой части . В 15:08 с помощью сигнальной лампы адмирал Шеер приказал Мопану подняться до . [2] [3]
Затем адмирал Шеер поднял флаг с надписью: «Садитесь на свои лодки и перенесите свои документы». Кранке держал свои орудия направленными на Мопана » « антенны беспроводной передачи на ее мачте и сопровождал это приказом не использовать корабельную радиосвязь. Это вызвало некоторую неприязнь на борту «Мопана» к ее офицеру связи Джеймсу Макинтошу, который неоднократно умолял капитана Сапсворта проигнорировать запрос адмирала Шеера и передать международно признанный сигнал: RRR «(Меня атакует рейдер)». тем самым давая Convoy HX 84 возможность предпринять те или иные действия по уклонению. [2] [3]
Однако, поскольку орудия адмирала Шеера были направлены на « Мопан», а также учитывая, что в любой момент его корабль может быть уничтожен, Сапсворт решил отклонить запросы Макинтоша и вместо этого приказал своей корабельной роте покинуть корабль, когда они перейдут к «Адмиралу». Шеера , чтобы попасть в плен . Приказ был выполнен размеренно и организованно, что не ускользнуло от внимания Кранке. [2] [3] После эвакуации Мопана адмирал Шеер приступил к потоплению судна. Однако это оказалось более сложной задачей, чем предполагалось изначально. [2] [3]
Кранке знал, что если ему удастся осуществить успешный перехват HX 84 до наступления темноты, время начинает подходить к концу. не Призовой экипаж был отправлен в Мопан , вместо этого адмирал Шеер открыл огонь по торговому кораблю с расстояния примерно 300 ярдов (270 м), используя комбинацию своего дополнительного вооружения, состоящего из 15-см орудий, и основного вооружения, состоящего из 28-см (11 дюймов) SK. Пушки С/28. Раздраженный продолжающимся упрямством Мопана, увеличить скорострельность, Кранкке приказал артиллеристам «Адмирала Шеера » а также потребовал присутствия капитана Сапсворта, который предостерег от нападения на кормовую часть его корабля, поскольку это боеприпасы для Мопана 4-дюймовой (102-мм) пушки Здесь хранились . Мопан окончательно затонул в 16:05. [2] [3]
Перехват
[ редактировать ]Джервис Бэй
[ редактировать ]потерял почти два часа, Адмирал Шеер посвятив время Мопану , и наступили сумерки , когда крейсер приблизился к конвою, и эта ситуация вызвала серьезное раздражение у Кранке. [2] [3]
Когда HX 84 появился перед адмиралом Шеером, капитан ESF Феген из Джервис-Бей отплыл от конвоя и атаковал рейдер, чтобы вызвать как можно большую задержку и позволить конвою рассеяться. Возмущенный более ранней задержкой и подходом из залива Джервис , Кранке был полон решимости потопить британское судно.
Джервис Бэй затонул после 20 минут боя, потеряв 190 членов экипажа. Тем не менее, их жертва позволила конвою начать бегство. [4]
Биверфорд
[ редактировать ]Торговое судно SS Beaverford , вооруженное всего двумя орудиями, вступило адмиралом Шеером в артиллерийскую дуэль с , которая длилась более четырех часов, прежде чем Биверфорд был потоплен со всеми руками. Это позволило большей части конвоя завершить побег. [5] Однако, учитывая, что корабли конвоя разбегались во все стороны, вряд ли кто-нибудь на другом корабле мог бы всё это достоверно увидеть. Эта история также противоречит отчету капитана адмирала Шеера, написанному после войны. Кранке отдал щедрую дань мужеству жителей Джервис-Бей и небольшого горящего грузового судна, которое открыло ответный огонь незадолго до того, как затонуло (это, должно быть, был Кенбейн-Хед ). Он не упомянул ни о каком сражении с Биверфордом , который он описывает только как корабль, перевозивший палубный груз леса, который адмирал Шеер догнал, когда тот на скорости бежал далеко к югу от основных событий. Когда его наконец поймали, Биверфорд оказалось трудно потопить артиллерийским огнем, и поэтому он был торпедирован, чтобы сэкономить боеприпасы. Нет никаких упоминаний о каком-либо бою или ответном огне из Биверфорда , и это далеко не четырех- или пятичасовой бой, Биверфорд был атакован всего через 50 минут после Кенбейн-Хед и примерно за час до того, как адмирал Шеер догнал Фресно-Сити . Времени на такую битву не было. [6] Затопление Биверфорда было свидетелем из Фресно-Сити , также бежавшего на юг. В журнале ее капитана было записано: «Корабль «Биверфорд» с курсом 110 градусов восточно-юго-востока был атакован и подожжен на расстоянии примерно 10 миль».
Другие корабли
[ редактировать ]Мейден , Тревеллард , Кенбейн-Хед и Фресно были потоплены, а танкер Сан-Деметрио поврежден, но теперь слабый свет позволил остальной части конвоя уйти. Сан-Деметрио был оставлен ее командой, но два дня спустя некоторые из членов команды, находившиеся теперь в спасательных шлюпках , увидели Сан-Деметрио , все еще на плаву и все еще горящий. Они снова подняли ее на борт, запустили двигатели и доставили в порт. Этот инцидент позже лег в основу сценария фильма «Сан-Деметрио Лондон» . Адмирал Шеер смог потопить только шесть из 38 кораблей конвоя.
Последствия
[ редактировать ]Спорно, что адмирал Шеер допустил такую оперативную задержку, учитывая несущественность перехвата единственного торгового судна вместо атаки на конвой из 38 кораблей с незначительной защитой. Время, затраченное на перехват, эвакуацию и потопление Мопана, а затем действия с участием Джервис-Бей и Биверфорда , несомненно, позволили HX 84 избежать обширных разрушений. [2] [3] Хотя Сапсворту и не удалось предупредить HX 84 о прямой угрозе, с которой столкнулся конвой, он в равной степени преуспел в предотвращении нападения на конвой, отдав приказ о медленной и организованной эвакуации Мопана . [2] [3]
Памятник Джервис-Бей был открыт 5 ноября 1941 года в Олбуи-Пойнт, в городе Гамильтон , Бермудские острова , перед почетным караулом, предоставленным отрядом Королевской морской пехоты HMS Despatch , командующим вице-адмиралом сэром Чарльзом Кеннеди-Первисом . -главноамериканской и Вест-Индской станции , который сказал:
Сегодня годовщина очень доблестного военно-морского поступка, действия HMS Jervis Bay , в котором погибло большинство людей, выполняя свой долг 5 ноября 1940 года.... Джервис Бэй служил в то время находился под моим командованием на этой станции, и она была хорошо известна в этом городе, где у ее офицеров и корабельной компании было много друзей... « Джервис Бэй» был лайнером среднего размера со скоростью 16 узлов, использовавшимся в австралийской торговле. . Он был принят на вооружение в начале войны и вооружен восемью 6-дюймовыми орудиями, из которых четыре могли вести огонь одним бортовым залпом. На нем находился экипаж, в основном Королевский военно-морской резерв и торговый флот. Единственным офицером Королевского военно-морского флота был капитан Феген, ее командующий, вот и все. Ближе к вечеру 5 ноября он шел в центре линии фронта большого конвоя из почти сорока кораблей. Эти корабли были расположены колоннами по четыре человека, причем колонны находились на траверзе друг друга. Внезапно корабль левого крыла заметил дым на левом носу, а вскоре после этого и форштевень военного корабля... Капитан Феген приказал командиру конвоя, если это окажется вражеский корабль, развернуться. его конвой повернулся на правый борт и рассеялся, а он вышел на левый борт, чтобы вступить в бой с противником. Вскоре выяснилось, что это немецкий корабль — один из карманных линкоров. Джервис-Бей двинулся вперед и повернул влево. Конвой повернул на правый борт, сбросил дымовые поплавки и вскоре рассеялся. « Джервис Бэй» продолжил свой курс и вскоре был охвачен огнем шести 11-дюймовых орудий. Ее тяжело оседлали, ударили и загорелись. Как только он оказался в пределах досягаемости своих орудий, капитан Феген открыл огонь и до последнего держал огонь из своих 6-дюймовых орудий. Корабль превратился в пылающую развалину и через час пошел на дно. Той ночью удалось подобрать нескольких выживших. « Джервис-Бей» на некоторое время задержал атаку на конвой, и за это время конвой прошел весь океан, в результате чего было потеряно лишь около 20% кораблей, а 80% конвоя добрались до дома. Это потрясающее решение, когда вы сталкиваетесь с превосходящими силами, но я знаю, что в случае с капитаном Фегеном не было никаких сомнений. Он был воспитан почти сорокалетним обучением на флоте Его Величества и традицией считать, что обязанность эскорта конвоя — защищать этот конвой любой ценой. Он это сделал. Он был посмертно награжден Крестом Виктории — высшей наградой за храбрость, которую может вручить Его Величество Король. [7]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Всего к конвою присоединились 38 торговых судов либо в Галифаксе, либо позже в ходе рейса (конвои, сформированные на Бермудских островах под кодом BHX , слились в океане с конвоями из Галифакса, поскольку было легче защитить один большой конвой, чем два меньших). [8] [9] Пять торговых судов были потоплены при нападении на единый конвой, еще одно затонуло после того, как конвой рассеялся.
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Андалузский (1918) | Великобритания | 3,082 | |
Анна Булгарис (1912) | Греция | 4,603 | |
Ателемпресс (1930) | Великобритания | 8,941 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Ательтемплир (1930) | Великобритания | 8,992 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Биверфорд (1928) | Великобритания | 10,042 | Потоплен адмиралом Шеером. |
Брайарвуд (1930) | Великобритания | 4,019 | |
кастильский (1919) | Великобритания | 3,067 | |
Цет (1920) | Норвегия | 2,614 | |
Корделия (1932) | Великобритания | 8,190 | Присоединился к бывшему BHX 84. Вернулся после разгона. |
Корнуолл-Сити (1936) | Великобритания | 4,952 | |
Под холмом (1940) | Великобритания | 5,117 | |
Датчане II (1936) | Великобритания | 2,660 | |
Дели (1925) | Швеция | 4,571 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Дельфинула (1939) | Великобритания | 8,120 | |
Эмиль Франки (1929) | Бельгия | 5,859 | |
Империя Пингвина (1919) | Великобритания | 6,389 | |
Ирод (1937) | Великобритания | 6,207 | |
Фресно-Сити (1929) | Великобритания | 4,955 | Потоплен адмиралом Шеером. |
Ялмар Вессель (1935) | Норвегия | 1,742 | |
Джеймс Дж. Магуайр (1939) | Великобритания | 10,525 | |
Кенбейн Хед (1919) | Великобритания | 5,225 | Потоплен адмиралом Шеером. |
Ланкастерский замок (1937) | Великобритания | 5,172 | |
Майдан (1925) | Великобритания | 7,908 | Потоплен адмиралом Шеером. |
Морская Воля (1924) | Польша | 3,208 | |
Ойлзависимость (1929) | Великобритания | 5,666 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Тихоокеанское предприятие (1927) | Великобритания | 6,736 | Jx BHX 84 |
Персидский (1918) | Бельгия | 5,382 | |
Шайба (1935) | Польша | 1,065 | |
Рангитики (1929) | Великобритания | 16,698 | |
Сен-Гобен (1936) | Швеция | 9,959 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Святой Димитрий (1938) | Великобритания | 8,073 | на плаву, но горит, позже восстановлен |
Сольфонн (1939) | Норвегия | 9,925 | Присоединился к бывшему BHX 84. |
Совач (1938) | Великобритания | 6,724 | |
Стурехольм (1919) | Швеция | 4,575 | Вернулся в Галифакс после разгона. |
Трефузис (1918) | Великобритания | 5,299 | |
Тревеллард (1936) | Великобритания | 5,201 | Потоплен адмиралом Шеером. |
Варой (1892) | Норвегия | 1,531 | |
Вингаланд (1935) | Швеция | 2,734 | Потоплен самолетом Люфтваффе после рассредоточения к западу от графства Донегол. |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Несколько вооруженных военных кораблей сопровождали конвой в разное время во время его путешествия, и только один присутствовал во время нападения немцев. [8]
Имя | Флаг | Тип | Присоединился | Левый |
---|---|---|---|---|
HMCS Колумбия | Королевский канадский флот | городского типа Эсминец | 28 октября 1940 г. | 29 октября 1940 г. |
HMS Джервис Бэй | Королевский флот | Вооруженный торговый крейсер | 28 октября 1940 г. | 5 ноября 1940 г. Потоплен адмиралом Шеером. |
HMCS Сент-Фрэнсис | Королевский канадский флот | городского типа Эсминец | 28 октября 1940 г. | 29 октября 1940 г. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 127. ИСБН 1-55750-019-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «SS Mopan — HMS Jervis Bay» . Hmsjervisbay.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «СС Мопан (+1940)» . Wrecksite.eu . Проверено 29 мая 2022 г.
Немецкий линейный крейсер «Адмирал Шеер» отплыл 14 октября 1940 года, и его первой целью был конвой HX-84 из Галифакса, Новая Шотландия, который был идентифицирован радиоперехватами B-Dienst. Гидросамолет адмирала Шеера обнаружил конвой 5 ноября 1940 года и, полагая, что он не сопровождался, адмирал Шеер приблизился к нему. Однако, когда конвой появился из-за горизонта, одно судно вышло, чтобы бросить ему вызов. HMS Jervis Bay под командованием капитана Эдварда Фегена был вооруженным торговым кораблем и был единственной защитой конвоя. Из-за недостаточного количества военных кораблей союзников на этом раннем этапе войны конвои получали эскорт эсминцев только в последние три дня своего пути. Джервис Бэй с ее восемью 6-дюймовыми (15-см) орудиями безнадежно превзошла, но немецкому кораблю пришлось расправиться с ней, прежде чем преследовать конвой, который уже начал рассеиваться и дымить. Адмиралу Шееру удалось потопить шесть других кораблей: «Кенбейн-Хед», «Биверфорд», «Фресно-Сити», «Майдан», «Мопан», «Труэллард» и поджечь танкер «Сан-Деметрио» (позже спасенный). Ущерб, нанесенный адмиралом Шеером, был бы гораздо большим, если бы не жертва отважного HMS Jervis Bay и ее героической команды.
- ^ «Мемориал Джервис-Бей открыт на мероприятии в Гамильтоне, посвященном годовщине героической церемонии корабля, проведенной главнокомандующим ВМФ». Королевская газета (Бермудские острова) . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 6 ноября 1941 года.
- ^ Хос, Дункан (1979). Торговый флот в профиле . Том. 3. Кембридж: Патрик Стивенс Ко. с. 167.
- ^ Кранкке и Бреннеке, 1958 г. [ нужна страница ]
- ^ «МЕМОРИАЛ ДЖЕРВИСУ БЕЮ ОТКРЫТ В ГАМИЛЬТОНЕ - Мероприятие, посвященное годовщине героических действий корабля - ЦЕРЕМОНИЯ, ПРОВЕДЕННАЯ ГЛАВНОМНО-КОМАНДУЮЩИМ ВМФ». Королевская газета (Бермудские острова) . Город Гамильтон, округ Пембрук, Бермудские острова. 6 ноября 1941 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Конвой HX.84» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 19 октября 2013 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ «АДМИРАЛА ШЕЕРА» В АТЛАНТИЧЕСКОМ И ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ 23 октября 1940 г. - 1 апреля 1941 г. Справка: Atlantic Kriegfuehrung (Война в Атлантике) PG/36779. Военные дневники «Адмирала Шеера» PG/48430 И 48433" . Командование военно-морской истории и наследия США . ВМС США. 17 января 2018 года . Проверено 13 октября 2021 г.
Приняв другую точку зрения, капитан Кранке рассуждал, что остается вероятность того, что конвои Бермудских островов и Галифакса соберутся у банки Ньюфаундленд, а это означает, что этот объединенный конвой не достигнет района патрулирования до более позднего времени.
Библиография
[ редактировать ]- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Кранкке, Теодор; Бреннеке, Ганс (1956). Линкор «Шеер» .
- Кранкке, Теодор ; Бреннеке, HJ (1958). Карманный линкор . Нью-Йорк: WW Norton & Company .
- МакНил, Каллум (1957). Святой Димитрий
- ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . ISBN 0-340-37751-8 .