Конвой СК 100
Конвой СК 100 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Адмирал Карл Дёниц |
Коммуникационный : капитан. Нью-Хэмпшир Гейл СОЭ: командир. П. Хайнеман | ||||
Сила | |||||
17 подводных лодок |
26 торговых судов 21 сопровождение | ||||
Жертвы и потери | |||||
5 кораблей потоплены |
Конвой SC 100 был североатлантическим конвоем , одним из серии SC , участвовавшей во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . Это был сотый из пронумерованной серии медленных конвоев торговых судов из , Сиднея острова Бретон Кейп- в Ливерпуль . Он подвергся нападению, одному из нескольких сражений с конвоями, произошедших осенью и зимой 1942 года, в результате чего было потеряно пять кораблей.
Фон
[ редактировать ]SC 100, состоявший из двадцати шести торговых судов, отправился из Галифакса в Великобританию под местным эскортом 12 сентября 1942 года. Командиром конвоя был капитан Н. Х. Гейл в Ательсултане . SC 100 встретила группа океанского эскорта A-3 под командованием катера береговой охраны США «Кэмпбелл» под командованием командира. П Хайнеман. Также в группе был катер «Спенсер» и четыре корвета RCN. К А-3 присоединился корвет «Триллиум» , сопровождавший корабли из Вабаны , и три корвета, следовавшие в конвое на ремонт в Великобритании. [ 1 ] Во время боя к SC 100 присоединились несколько подразделений в качестве подкрепления, в том числе недавно сформированная группа поддержки конвоя 20EG во главе с комм. Ф. Дж. Уокер . [ 2 ]
SC 100 был атакован подразделениями двух патрульных линий подводных лодок «Лос » из 18 лодок и «Пфиэль » из 11 подводных лодок под руководством командира подводных лодок ( BdU ) адмирала К. Дёница .
Действие
[ редактировать ]Конвой покинул Галифакс 12 сентября 1942 года и присоединился к нему 16 сентября. [ 3 ] группой Срединно-океанских сил сопровождения А-3 . Впереди конвоя шли три патрульные линии подводных лодок; Форвартс , из 18 лодок, у востока Северной Америки ; Лохс , из 19 лодок, к югу от Гренландии , и Пфейль , 11 лодок, двигались на запад от баз в оккупированной Франции . SC 100 прошла через линию патрулирования Форвартса незамеченной, и эти лодки больше не принимали участия в боевых действиях, но 18 сентября конвой был обнаружен и доложен U-599 из Лоса . U-599 начала слежку, к ней присоединились и другие подводные лодки группы; сначала U-755 потопила метеорологический корабль USCG Muskeget , которая на прошлой неделе , затем U-259 и U-569 . Эти лодки начали атаку, но U-259 столкнулась с торговым судном и была вынуждена оторваться. Обе лодки подверглись энергичному нападению кораблей сопровождения, но повреждений не получили. К нему присоединились еще две Лоса лодки , U-373 и U-596 ; последний атаковал и потопил грузовое судно Empire Hartebeeste , но утверждение U-373 о торпедировании корвета не было подтверждено. [ 4 ]
В этот момент разразился сильный шторм (описанный в отчетах подводных лодок как «ураган»), сделавший дальнейшие попытки невозможными. Столкнувшись с этим, BdU отменил операцию, но несколько лодок остались в контакте, и на третий день U-617 из Пфейля вышла в контакт и торпедировала «Ательсултан корабль коммодоров ». U-617 также потопила отставшие Теннесси и Румынию , которые были разделены во время шторма. Тем временем SC 100 был усилен кораблями из близлежащих конвоев и из 20 EG, в результате чего общее количество боевых кораблей достигло 15. 24 сентября в контакт вошли еще две подводные лодки; U-432 потопила грузовое судно «Пенмар» , но заявление U-258 о двух потопленных грузовых судах было ошибочным. На следующий день, когда погода прояснилась, самолеты берегового командования Королевских ВВС смогли обеспечить прикрытие, вынудив все подводные лодки, все еще находившиеся в контакте, прервать контакт. При этом BdU отказалась от планов повторного взаимодействия с SC 100 и перевела присутствующие подводные лодки на другие задачи. [ 4 ] Без дальнейших атак SC 100 благополучно прибыл в Ливерпуль 28 сентября. [ 5 ]
Оценка
[ редактировать ]Несмотря на количество вызванных к этой акции подводных лодок, из-за шторма немногим удалось установить контакт. Те, кто это сделал, были отогнаны эскортом; из пяти кораблей, потопленных противником, только два находились в то время в конвое. Было высказано предположение, что корабли группы А-3 были недостаточно быстры, чтобы догнать надводные подводные лодки; [ 6 ] но Дениц объяснил провал атаки агрессивным обращением с эскортом, а также ужасной погодой. [ 7 ] Подводные лодки потопили пять разрозненных кораблей, прежде чем потерять контакт 25 сентября; [ 8 ] еще один погиб в результате столкновения. [ 9 ] Двадцать кораблей прибыли благополучно.
SC 100 был одним из трех североатлантических конвоев, атакованных в сентябре; за тот же период союзники отправили девятнадцать конвоев, насчитывавших около 580 кораблей. Общие потери составили 19 кораблей и два эскорта (около 3% задействованных кораблей); Стоимость подводных лодок составила пять потерянных лодок, а еще четыре были повреждены настолько, что их можно было вернуть на базу. [ 10 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Имя [ 3 ] | Флаг | Потери | Тоннаж (GRT) | Груз | Судьба | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Ари Ленсен | ![]() |
3,214 | Сахар | |||
Ательсултан | ![]() |
51 | 8,882 | Патока, спирт | Потоплен U-617. [ 11 ] 23 сентября к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . | коммодора конвоя Корабль , капитан Н. Х. Гейл DSO Rd RNR. Выжившие были подобраны HMCS Weyburn и HMS Nasturtium и высадились в порту Лондондерри . |
Атлантический | ![]() |
5,203 | Вы живете в железной руде | |||
Атлантический | ![]() |
5,414 | Сталь, пиломатериалы | |||
Бельгийский рыбак | ![]() |
4,714 | Общее положение | |||
Борис | ![]() |
5,166 | Вы живете в железной руде | |||
Лидер | ![]() |
1,590 | Пиломатериалы | |||
Империя Гвиневера | ![]() |
7,072 | Сталь и табак | |||
Империя Хартебесте | ![]() |
0 | 5,676 | Общее положение | Потоплен U-596. [ 12 ] 20 сентября к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . | |
Империя Опал | ![]() |
9,811 | Бензол, парафин | |||
Империя Бритвоклюв | ![]() |
5,118 | Сталь, табак | |||
Империя Солдат | ![]() |
4,539 | Общее положение | Морская авария | Затонул при столкновении с танкером FJ Wolfe. [ 13 ] | |
Эмпайр Стор | ![]() |
4,696 | Общее положение | |||
Эстурия | ![]() |
6,968 | Мазут | |||
Грейлок | ![]() |
7,460 | Общее положение | |||
Гунвор Маерск | ![]() |
1,977 | Сиднейский пиломатериал | |||
Иннесмур | ![]() |
4,392 | Общее положение | |||
Гора Эванс | ![]() |
5,598 | Общее положение | |||
Норхаук | ![]() |
6,086 | Общее положение | Спасенный экипаж из West Harvest Empire. | ||
Панама | ![]() |
6,650 | Сахар | |||
Пеннмар | ![]() |
2 | 5,868 | Общее положение | Запутался и был потоплен U-432. [ 14 ] 24 сентября. | Выжившие подобраны USCGC Bibb |
Рио-Верде | ![]() |
3,223 | Общее положение | |||
Румыния | ![]() |
42 | 3,658 | Общее положение | Запутался и был потоплен U-617. [ 15 ] 24 сентября. | Единственный выживший был подобран U-617 в качестве военнопленного и приземлился в Сен-Назере . |
Рывок | ![]() |
2,061 | Пиломатериалы | Повернул назад | ||
Теннесси | ![]() |
15 | 2,342 | Сиднейское зерно | Захвачен и потоплен U-617. [ 16 ] 23 сентября к юго-востоку от мыса Фэрвелл, Гренландия . | Выживших подобрали HMS Nasturtium и USCGC Ingham. |
Торе Ярл | ![]() |
1,514 | Пиломатериалы |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Подводные лодки
[ редактировать ]Конвой был атакован как Волчьим стаем Лохов в составе 9 подводных лодок, так и 8 подводными лодками Волчьего стая Пфайля , а именно
Волчья стая Лос
[ редактировать ]Волчья стая Стрела
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блэр стр.32
- ^ Роскилл с. 201
- ^ Jump up to: а б с «Конвой SC.100» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Блер стр.33
- ^ Гаага с. 135
- ^ Уиллоуби, стр.198.
- ^ Блэр с. 34
- ^ Ровер и Хуммельхен, стр. 144 и 162.
- ^ Гаага с. 137
- ^ Блэр стр.36
- ^ «Ательсултан — британский моторный танкер» . www.uboat.net . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Империя Хартебеест – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Гаага стр.137
- ^ «Пеннмар – американский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Румыния – бельгийский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ «Теннесси – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 12 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Клей Блэр: Гитлеровская подводная война, том II: Преследуемые 1942–1945 (1998). ISBN 0-304-35261-6
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Уиллоуби, Малкольм Ф. Береговая охрана США во Второй мировой войне (1957) Военно-морской институт США