Jump to content

Операция «Тур по Северному морю»

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция «Тур по Северному морю»
Часть битвы за Атлантику , Вторая мировая война.
Черно-белое фото военного корабля
Адмирал Хиппер в 1939 году.
Дата 30 ноября - 27 декабря 1940 г.
Расположение
Воюющие стороны
 Германия  Великобритания
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Вильгельм Майзель
Сила
1 тяжелый крейсер 1 тяжелый крейсер
2 легких крейсера
Жертвы и потери
Никто 1 тяжелый крейсер поврежден
1 торговое судно затонуло
2 транспортных корабля повреждены

Операция Nordseetour ( нем . North Sea Tour) — рейд, проведенный с 30 ноября по 27 декабря 1940 года немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» . Это была часть битвы за Атлантику во время Второй мировой войны , когда корабль пытался атаковать союзников конвои в Северной Атлантике. Адмирал Хиппер покинул Германию 30 ноября 1940 года и вошел в Атлантику, уклонившись от британских патрулей. Ей было трудно обнаружить конвои, ее мучили проблемы с двигателем и плохая погода. Возвращаясь в Брест в оккупированной немцами Франции , адмирал Хиппер столкнулся с конвоем WS 5A в ночь на 24 декабря . Торпедная . атака той ночью не причинила никакого ущерба, и адмирал Хиппер был отогнан эскортом конвоя, когда он атаковал на следующее утро Были повреждены два британских транспорта и тяжелый крейсер. Позже, 25 декабря, немецкий крейсер потопил торговое судно и 27 декабря прибыл в Брест.

Немецкий флот был разочарован результатами рейда. В нем указывалось, что «Адмирал Хиппер» тяжелые крейсеры класса не очень подходят для нападения на корабли в Атлантике из-за их малой дальности полета и ненадежных двигателей. Королевский флот усилил силы сопровождения конвоев в ответ на нападение на конвой WS 5A. Это сорвало две попытки немецких линкоров в начале 1941 года.

В планах, подготовленных Кригсмарине ( ВМС Германии) перед Второй мировой войной, предусматривалось, что ее надводные корабли будут использоваться для нападения на торговые суда союзников , путешествующие по океану. Подводные лодки и авиация должны были использоваться против судоходства у берегов стран-союзников. [ 1 ] Надводные рейдеры должны были широко перемещаться, совершать внезапные атаки, а затем перемещаться в другие районы. Их должны были поддерживать корабли снабжения , которые были заранее размещены до начала боевых действий. [ 2 ] Королевский флот предвидел намерения Германии и принял собственные планы по созданию конвоев для защиты торгового судоходства и использованию крейсеров для наблюдения за попытками немецких надводных кораблей прорваться в Атлантический океан. [ 3 ]

Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были предназначены для действий в Северной Атлантике. Их основное вооружение составляло восемь 203-миллиметровых (8,0 дюйма) орудий. Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 105-миллиметровых (4,1 дюйма) орудий, двенадцати 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий и восьми 20-миллиметровых (0,79 дюйма) орудий. Крейсеры также были вооружены двенадцатью 533-миллиметровыми (21,0 дюйма) торпедными аппаратами . [ 4 ] Их дальность полета была относительно небольшой - 6500 миль (10 500 км), а это означало, что им приходилось часто дозаправляться на кораблях снабжения во время вылетов в Атлантику. [ 5 ] Двигатели также оказались ненадежными. [ 6 ]

«Адмирал Хиппер» был головным кораблем этого класса и вступил в строй в апреле 1939 года. В феврале следующего года он совершил вылазку в Северное море с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . [ 7 ] С апреля того же года она участвовала в немецком вторжении в Норвегию, операции Weserübung . 8 апреля адмирал Хиппер разгромил британский эсминец HMS Glowworm у берегов Норвегии, который протаранил его и затонул. [ 8 ] После высадки десанта в Тронхейме крейсер 12 апреля вернулся в Германию для ремонта. [ 9 ] Он снова вступил в строй в мае, а в начале июня сопровождал два «Шарнхорст» линкора класса и четыре эсминца в ходе операции «Юнона», атаковавшей британские корабли у берегов Норвегии. 8 июня адмирал Хиппер потопил британский военно-морской траулер HMT Juniper и серьезно повредил военный транспорт «Орама» . [ 10 ] Крейсер «Гнейзенау» и несколько эсминцев приняли участие в двух неудачных вылетах из Тронхейма 10 и 20 июня; на втором из них «Гнейзенау» был торпедирован британской подводной лодкой. С 25 июля адмирал Хиппер искал корабли союзников в Норвежском и Баренцевом морях и захватил финское грузовое судно. Ей было приказано вернуться в Германию 5 августа, и она достигла Вильгельмсхафена . 9 августа [ 9 ] Затем «Адмирал Хиппер» прошел техническое обслуживание до 9 сентября. капитан Вильгельм Майзель . В этот период командование принял на себя [ 9 ]

Препараты

[ редактировать ]

В августе 1940 года немецкий лидер Адольф Гитлер приказал усилить нападения на корабли союзников в Атлантике. [ 11 ] В это время только «Адмирал Хиппер» и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» могли быть готовы к проведению противокорабельных рейдов. «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также тяжелый крейсер «Лютцов» все еще находились на ремонте. новый линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген Достраивались . » [ 12 ]

Первоначально предполагалось, что адмирал Хиппер будет действовать в морях между Исландией и Фарерскими островами , а также, возможно, в Северной Атлантике с конца сентября, пытаясь отвлечь корабли Флота метрополии во время операции «Морской лев» — запланированного немецкого вторжения в южную Англию. Этот вылет стал частью операции Herbstreise ( нем . «Осеннее путешествие»), которая также включала в себя конвои-приманки, которые имитировали высадку в Шотландии. [ 13 ] [ 14 ] После отмены вторжения -адмирал Эрих Редер командующий Кригсмарине гросс решил, что поход адмирала Хиппера должен продолжаться. [ 13 ]

В сентябре британцы получили разведданные «Ультра» , полученные путем расшифровки закодированных радиосообщений Люфтваффе (ВВС Германии), в которых указывалось, что адмирал Хиппер должен был совершить разведывательный вылет в Баренцево море. Это была единственная информация «Ультра», которую они получили о ее операциях за этот период, поскольку коды, защищающие сообщения Кригсмарине , не были взломаны. [ 15 ]

Первоначальная попытка

[ редактировать ]

Адмирал Хиппер покинул Киль и направился в Атлантику 24 сентября 1940 года. Он зашел в Кристиансанн в Норвегии, чтобы отремонтировать сломанный охлаждающий насос, и снова отплыл 27 сентября. На следующий день «Адмирал Хиппер» пострадал от пожара в машинном отделении во время плавания к западу от Ставангера . Обе турбины пришлось отключить, чтобы дать возможность экипажу тушить пожар, в результате чего корабль остался дрейфовать на четыре часа. Ущерб от пожара вынудил отказаться от вылета. [ 9 ] [ 16 ]

Крейсер вернулся в Киль 30 сентября и направился в Гамбург 2 октября для ремонта. Они были завершены 28 октября. [ 17 ] В этот период адмирал Шеер покинул Германию 23 октября 1940 года для успешного рейда в Атлантический и Индийский океаны, который длился до 1 апреля 1941 года. [ 11 ] [ 18 ]

Прорыв в Атлантику

[ редактировать ]
Карта движения немецких кораблей, описанная в тексте статьи.
Карта, изображающая действия немецких военных кораблей «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» в Атлантике в период с октября 1940 по январь 1941 года.

После завершения ремонта «Адмирал Хиппер» прошел подготовку в Балтийском море с 29 октября по 18 ноября. Затем она погрузила боеприпасы и припасы для дальней операции в Атлантику. Этот вылет под кодовым названием Operation Nordseetour (нем. «Тур по Северному морю») был более амбициозным, чем тот, который был запланирован на сентябрь. [ 17 ] Целью операции было нападение на конвои союзников в Северной Атлантике. [ 19 ] Крейсер не должен был атаковать корабли, идущие самостоятельно. [ 20 ] В соответствии с установившейся практикой немецких надводных рейдеров приказ об операции требовал от Майзеля не вступать в бой с силами противника, превосходящими или равными его кораблю. [ 21 ]

В это время немецкая B-Dienst служба радиоразведки предоставляла рейдерам общую информацию о местонахождении кораблей союзников. Однако служба, как правило, не могла передать действенную разведывательную информацию, поскольку не могла расшифровать перехваченные радиосообщения Королевского флота. В частности, у немцев не было информации о датах отправления конвоев союзников и маршрутах их следования. [ 22 ] Каждый рейдер сформировал отряд B-Dienst , который отвечал за мониторинг радиосигналов союзников и использование методов пеленгации для обнаружения конвоев и военных кораблей. [ 23 ]

крейсер снова вышел из Брунсбюттеля . 30 ноября [ 17 ] Накануне ее заметил там самолет-разведчик Королевских ВВС , но британцы не осознавали, что ее присутствие в порту означало, что она собиралась отплыть. [ 24 ] «Адмирала Хиппера» сопровождали четыре торпедных катера На первом этапе плавания . Она дозаправилась из танкера во фьорде недалеко от Бергена в Норвегии 1 декабря, прежде чем отправиться на север. Мейзель хотел, чтобы период плохой погоды помог скрыть его корабль от британских патрулей при прохождении оккупированной союзниками Исландии он действовал к югу от острова Ян-Майан , и в течение следующих нескольких дней . За этот период крейсер дозаправлялся с танкера «Адриа» 2, 3 и 5 декабря. [ 17 ] После ухудшения погоды «Адмирал Хиппер» прошел Датским проливом в ночь с 6 на 7 декабря , разделявшим Гренландию и Исландию. Англичанами она не была обнаружена. [ 17 ] [ 25 ]

После входа в Атлантику «Адмирал Хиппер» проследовал в воды южной Гренландии для встречи с танкером «Фридрих Бреме» . На поиск танкера ушло несколько дней, в течение которых «Адмирала Хиппера » экипаж пережил сильный холод и ураганный шторм. [ 17 ]

Атака на конвой WS 5A

[ редактировать ]

После завершения дозаправки адмирал Хиппер начал поиск конвоев на ключевом маршруте между Галифаксом в Канаде и Соединенным Королевством. [ 17 ] Однако она патрулировала южнее маршрутов, по которым следовали конвои, и не встретила ни одного. [ 20 ] Экипаж пережил еще один шторм ураганного уровня, у крейсера отказал правый двигатель, и в какой-то момент у него опасно закончилось топливо. [ 17 ] [ 26 ] Адмирал Хиппер снова дозаправился у Фридриха Бреме 16 и 20 декабря. [ 17 ] 20 декабря Майзель решил завершить операцию и взял курс на Брест в оккупированной Франции . [ 26 ]

Черно-белая фотография военного корабля
HMS Berwick в 1942 году.

Адмирал Хиппер обнаружил несколько кораблей своим радаром в 20:45 24 декабря, проходя в 700 милях (1100 км) к западу от мыса Финистерре в Испании. [ 26 ] Это был конвой WS 5A , который прибыл из Соединенного Королевства с 40 000 солдат и большим количеством припасов на борту 20 кораблей. [ 26 ] Конвои WS представляли собой специальные конвои, которые доставляли войска и грузы из Соединенного Королевства в Египет и Азию на борту быстроходных кораблей. Им были выделены мощные силы сопровождения. [ 27 ] Пять кораблей следовали вместе с конвоем по Северной Атлантике, а затем вошли в Средиземное море, чтобы стать частью конвоя операции «Избыток» , который будет доставлять грузы на Мальту и Грецию. [ 28 ]

В состав эскорта конвоя WS 5A входили тяжелый крейсер HMS Berwick, а также легкие крейсеры HMS Bonaventure и Dunedin . [ 20 ] Только Данидин был оснащен радаром. [ 29 ] Легкий крейсер HMS Naiad также входил в состав эскорта до 24 декабря. [ 30 ] HMS авианосцы Argus и Furious . В составе конвоя для перевозки самолетов наземного базирования в Западную Африку шли Поскольку их кабины были переполнены этими самолетами, два авианосца смогли взлететь только с пятью своими самолетами. [ 27 ]

Мейзель ошибочно полагал, что он нашел один из слабо сопровождаемых конвоев ОБ , шедших из Соединенного Королевства в Африку, и решил атаковать его на рассвете следующего дня. Его радар не смог отличить эскорт от грузовых судов. [ 27 ] Тем не менее, когда в темноте адмирал Хиппер обнаружил в хвосте конвоя большой корабль, немцы подумали, что это сопровождающий вооруженный торговый крейсер . Предпочитая ослабить эскорт перед тем, как атаковать конвой утром, Мейзель решил атаковать торпедами, которые не выдадут их присутствие, поскольку британцы подумают, что они подверглись атаке подводных лодок. [ 31 ] Адмирал Хиппер выпустил по конвою три торпеды в 1:53 ночи 25 декабря, но ни одна не попала. [ 26 ]

Немецкие моряки заметили конвой на западе в 6:03 утра на Рождество. Погодные условия были плохими: сильный ветер, сильное волнение на море, ограниченная видимость и шквалы дождя . [ 12 ] Бервик был одним из первых кораблей, которые были замечены, и вскоре были замечены другие корабли эскорта. Мейзель повернул свой корабль в сторону британского тяжелого крейсера. План атаки заключался в том, чтобы незаметно подойти как можно ближе, чтобы иметь возможность атаковать корабль тремя веерными выстрелами из кормового торпедного аппарата. Но по ней был открыт огонь из его 203-миллиметровых орудий с дальности 6000 ярдов (5500 м) в 6:39 утра, до запуска торпед. В результате струей орудий блокировался торпедный аппарат, и пуск пришлось прервать. Точно так же был неудачен запуск трех торпед из передней пусковой установки, когда вспомогательное вооружение открыло огонь по другим эскортам. [ 32 ] Хотя британцы не заметили адмирала Хиппера , Бервика команда находилась на рассвете, когда начался бой. Они открыли ответный огонь по адмиралу Хипперу с 6:41 утра, и легкие крейсеры изменили курс, чтобы присоединиться к бою. В этот период вторичное вооружение адмирала Хиппера обстреляло транспорты, нанеся ущерб Empire Trooper и Арабистану . [ 21 ] [ 29 ] погибли двое мужчин На борту Empire Trooper . [ 29 ]

В соответствии со своим приказом не вступать в бой с равными или превосходящими силами, Мейзель стремился закончить битву. Он считал, что британские легкие крейсеры являются эсминцами, и повернул влево, чтобы уклониться от возможной торпедной атаки. «Адмирала Хиппера » Кормовые башни продолжали вести огонь по «Бервику» , а его вторичное вооружение атаковало легкие крейсеры. [ 21 ]

Мейзель смог разорвать контакт в 6:43, но Бервик снова заметил его в 6:47. [ 33 ] В это время британский крейсер шел параллельным курсом примерно на 8000 ярдов (7300 м) к порту Адмирала Хиппера . [ 21 ] Бервик открыл огонь, и адмирал Хиппер открыл ответный огонь. [ 33 ] В 7:05 утра 203-миллиметровый снаряд вывел из строя одну из орудийных башен «Бервика » , и вскоре после этого он попал ниже ватерлинии. Затем шквалы дождя позволили Мизелю уйти от британцев в 7:14 утра, плывя на северо-запад. [ 21 ] [ 33 ] Британские крейсеры присоединились к конвою. [ 33 ] Кораблям Конвоя WS 5A было приказано разойтись в 6:50 утра, и собрать их заново оказалось сложно. [ 20 ] [ 33 ] «Адмирал Хиппер» не получил никаких повреждений в этом бою, а «Бервику» потребовался ремонт, на завершение которого ушло шесть месяцев. [ 21 ]

После боя адмирал Хиппер вернулся на курс на Брест. У корабля продолжали возникать проблемы с двигателем, и у него заканчивалось топливо. [ 21 ] 25 декабря в 10 часов утра адмирала Хиппера заметила команда грузовое судно «Джумма» идущее отдельно . Он был потоплен одним залпом 203-миллиметровых орудий крейсера и двумя торпедами. Никто из Джуммы экипажа из 111 человек не выжил. [ 17 ] «Адмирал Хиппер» пришвартовался в Бресте. 27 декабря [ 21 ] Это сделало его первым крупным немецким военным кораблем, прибывшим в порт оккупированной Франции. [ 20 ] Королевских ВВС Самолет берегового командования пытался обнаружить адмирала Хиппер, когда она приближалась к Бресту, но не заметил ее. [ 30 ]

Последствия

[ редактировать ]
Черно-белый аэрофотоснимок корабля
Снимок адмирала Хиппера в сухом доке в Бресте, сделанный британской фоторазведкой, после операции Nordseetour.

Немецкие военные были разочарованы результатами операции Nordseetour. [ 21 ] «Адмирал Хиппер» не препятствовал судоходству союзников, и этот вылет показал, что он не очень подходит для противокорабельных операций в Атлантике из-за своей малой дальности полета и ненадежных двигателей. [ 30 ] Бой с конвоем WS 5A также продемонстрировал проблемы с отправкой одиночных рейдеров в Атлантику, поскольку «Адмирал Хиппер» подвергся бы большому риску, если бы он был поврежден. Редер, возможно, был недоволен решением Майзеля драться с Бервиком . [ 34 ]

Атака на конвой WS 5A продемонстрировала британцам, что надводные рейдеры представляют серьезную угрозу для всех конвоев в Северной Атлантике. В ответ Королевский флот немедленно начал выделять крупные военные корабли для сопровождения конвоев, когда это возможно. [ 35 ] «Наяде» было приказано присоединиться к конвою WS 5A, а легкий крейсер HMS Kenya был отправлен для защиты двух конвоев SL , приближавшихся к Соединенному Королевству из Сьерра-Леоне . Линейный крейсер HMS Repulse и легкий крейсер HMS Нигерия также участвовали в охране конвоев в западной Атлантике. [ 30 ] Force H , мощная британская эскадра, базирующаяся в Гибралтаре и включавшая авианосец и линейный крейсер, также вошла в Атлантику 25 декабря. Линейный крейсер HMS Renown был поврежден штормом. [ 28 ] [ 36 ] В феврале и марте 1941 года линкоры сопровождения вынудили линкоры типа «Шарнхорст» отразить две атаки на конвои, действовавшие в Атлантике во время операции «Берлин» . [ 35 ]

Операция «Эксцесс» была отложена из-за сбоев, вызванных нападением на Конвой WS 5A. В период задержки Люфтваффе в Средиземное море прибыли мощные противокорабельные силы . Конвой Excess покинул Гибралтар 6 января и направился на Мальту и Грецию. 10 января немецкая авиация серьезно повредила авианосец HMS Illustrious, сопровождавший конвой. Этого можно было бы избежать, если бы конвой «Избыток» отправился в путь, как изначально планировалось. [ 37 ]

  1. ^ Роскилл 1976 , стр. 54–55.
  2. ^ Роскилл 1976 , с. 55.
  3. ^ Роскилл 1976 , стр. 44–45.
  4. ^ Шено 1980 , с. 228.
  5. ^ Констам 2021 , стр. 16.
  6. ^ Модсли 2019 , с. 100.
  7. ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 42.
  8. ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 44.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Куп и Шмолке 2014 , с. 46.
  10. ^ Куп и Шмолке 2014 , стр. 45–46.
  11. ^ Перейти обратно: а б Модсли, 2019 г. , стр. 99–100.
  12. ^ Перейти обратно: а б О'Хара 2011 , стр. 70–71.
  13. ^ Перейти обратно: а б Констам 2021 , стр. 47.
  14. ^ Фон дер Портен 1969 , с. 89.
  15. ^ Винтон 1988 , с. 6.
  16. ^ Ровер 2005 , стр. 42.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Куп и Шмолке 2014 , с. 47.
  18. ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 42–43.
  19. ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 44.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Роскилл 1976 , с. 291.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Хара 2011 , стр. 72.
  22. ^ Стейри 1994 , стр. 50–51.
  23. ^ Констам 2021 , стр. 18.
  24. ^ Хинсли 1979 , с. 332.
  25. ^ Ровер 2005 , стр. 51.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и О'Хара 2011 , стр. 71.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Лардас 2021 , с. 59.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ровер 2005 , стр. 53.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Лардас 2021 , с. 60.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл 1976 , с. 292.
  31. ^ Бреннеке 2003 , с. 141.
  32. ^ Бреннеке 2003 , с. 142.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и Лардас 2021 , с. 58.
  34. ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 45.
  35. ^ Перейти обратно: а б О'Хара 2011 , стр. 73.
  36. ^ Рэгг 2015 , с. 76.
  37. ^ Рэгг 2015 , стр. 76–78.

Консультации по работам

[ редактировать ]
  • Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера Адмирал Хиппер (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN  3-453-87084-0 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1979). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том первый . Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN  978-0-11-630933-4 .
  • Констам, Ангус (2021). Большие пушки в Атлантике: немецкие линкоры и крейсеры совершают набеги на конвои, 1939–41 . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-4596-2 .
  • Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2014). Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» . Барнсли, Соединенное Королевство: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-195-3 .
  • Лардас, Марк (2021). Немецкие тяжелые крейсеры против тяжелых крейсеров Королевского флота 1939–42 . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-4307-4 .
  • Модсли, Эван (2019). Война за моря: морская история Второй мировой войны . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-25488-4 .
  • О'Хара, Винсент П. (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-643-8 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море: 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Роскилл, Стивен В. (1976) [1954]. Война на море 1939–1945, Том 1: Оборона . Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630188-8 .
  • Стейри, Дональд П. (1994). «Характер наступления немецкого флота: октябрь 1940 г. - июнь 1941 г.». В Руньяне, Тимоти Дж.; Коупс, Ян М. (ред.). Умереть доблестно: Битва за Атлантику . Боулдер: Вествью Пресс. ISBN  978-0-8133-8815-1 .
  • Тамеландер, Майкл; Зеттерлинг, Никлас (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN  978-1-935149-82-8 .
  • Фон дер Портен, Эдвард П. (1969). Немецкий флот во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Компания Thomas Y. Crowell. OCLC   4160788 .
  • Винтон, Джон (1988). ULTRA на море: как нарушение нацистского кодекса повлияло на военно-морскую стратегию союзников во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN  978-0-688-08546-9 .
  • Рэгг, Дэвид В. (2015). «Тотальная Германия»: война Королевского флота против держав Оси, 1939–45 . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN  978-1-47384-464-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71ef7f4a70968008613f36ecb63dd30c__1702208580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/0c/71ef7f4a70968008613f36ecb63dd30c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Nordseetour - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)