Операция «Тур по Северному морю»
Операция «Тур по Северному морю» | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику , Вторая мировая война. | |||||
![]() Адмирал Хиппер в 1939 году. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
![]() | |||||
Сила | |||||
1 тяжелый крейсер |
1 тяжелый крейсер 2 легких крейсера | ||||
Жертвы и потери | |||||
Никто |
1 тяжелый крейсер поврежден 1 торговое судно затонуло 2 транспортных корабля повреждены |
Операция Nordseetour ( нем . North Sea Tour) — рейд, проведенный с 30 ноября по 27 декабря 1940 года немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» . Это была часть битвы за Атлантику во время Второй мировой войны , когда корабль пытался атаковать союзников конвои в Северной Атлантике. Адмирал Хиппер покинул Германию 30 ноября 1940 года и вошел в Атлантику, уклонившись от британских патрулей. Ей было трудно обнаружить конвои, ее мучили проблемы с двигателем и плохая погода. Возвращаясь в Брест в оккупированной немцами Франции , адмирал Хиппер столкнулся с конвоем WS 5A в ночь на 24 декабря . Торпедная . атака той ночью не причинила никакого ущерба, и адмирал Хиппер был отогнан эскортом конвоя, когда он атаковал на следующее утро Были повреждены два британских транспорта и тяжелый крейсер. Позже, 25 декабря, немецкий крейсер потопил торговое судно и 27 декабря прибыл в Брест.
Немецкий флот был разочарован результатами рейда. В нем указывалось, что «Адмирал Хиппер» тяжелые крейсеры класса не очень подходят для нападения на корабли в Атлантике из-за их малой дальности полета и ненадежных двигателей. Королевский флот усилил силы сопровождения конвоев в ответ на нападение на конвой WS 5A. Это сорвало две попытки немецких линкоров в начале 1941 года.
Фон
[ редактировать ]В планах, подготовленных Кригсмарине ( ВМС Германии) перед Второй мировой войной, предусматривалось, что ее надводные корабли будут использоваться для нападения на торговые суда союзников , путешествующие по океану. Подводные лодки и авиация должны были использоваться против судоходства у берегов стран-союзников. [ 1 ] Надводные рейдеры должны были широко перемещаться, совершать внезапные атаки, а затем перемещаться в другие районы. Их должны были поддерживать корабли снабжения , которые были заранее размещены до начала боевых действий. [ 2 ] Королевский флот предвидел намерения Германии и принял собственные планы по созданию конвоев для защиты торгового судоходства и использованию крейсеров для наблюдения за попытками немецких надводных кораблей прорваться в Атлантический океан. [ 3 ]
Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были предназначены для действий в Северной Атлантике. Их основное вооружение составляло восемь 203-миллиметровых (8,0 дюйма) орудий. Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 105-миллиметровых (4,1 дюйма) орудий, двенадцати 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий и восьми 20-миллиметровых (0,79 дюйма) орудий. Крейсеры также были вооружены двенадцатью 533-миллиметровыми (21,0 дюйма) торпедными аппаратами . [ 4 ] Их дальность полета была относительно небольшой - 6500 миль (10 500 км), а это означало, что им приходилось часто дозаправляться на кораблях снабжения во время вылетов в Атлантику. [ 5 ] Двигатели также оказались ненадежными. [ 6 ]
«Адмирал Хиппер» был головным кораблем этого класса и вступил в строй в апреле 1939 года. В феврале следующего года он совершил вылазку в Северное море с линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» . [ 7 ] С апреля того же года она участвовала в немецком вторжении в Норвегию, операции Weserübung . 8 апреля адмирал Хиппер разгромил британский эсминец HMS Glowworm у берегов Норвегии, который протаранил его и затонул. [ 8 ] После высадки десанта в Тронхейме крейсер 12 апреля вернулся в Германию для ремонта. [ 9 ] Он снова вступил в строй в мае, а в начале июня сопровождал два «Шарнхорст» линкора класса и четыре эсминца в ходе операции «Юнона», атаковавшей британские корабли у берегов Норвегии. 8 июня адмирал Хиппер потопил британский военно-морской траулер HMT Juniper и серьезно повредил военный транспорт «Орама» . [ 10 ] Крейсер «Гнейзенау» и несколько эсминцев приняли участие в двух неудачных вылетах из Тронхейма 10 и 20 июня; на втором из них «Гнейзенау» был торпедирован британской подводной лодкой. С 25 июля адмирал Хиппер искал корабли союзников в Норвежском и Баренцевом морях и захватил финское грузовое судно. Ей было приказано вернуться в Германию 5 августа, и она достигла Вильгельмсхафена . 9 августа [ 9 ] Затем «Адмирал Хиппер» прошел техническое обслуживание до 9 сентября. капитан Вильгельм Майзель . В этот период командование принял на себя [ 9 ]
Препараты
[ редактировать ]В августе 1940 года немецкий лидер Адольф Гитлер приказал усилить нападения на корабли союзников в Атлантике. [ 11 ] В это время только «Адмирал Хиппер» и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» могли быть готовы к проведению противокорабельных рейдов. «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также тяжелый крейсер «Лютцов» все еще находились на ремонте. новый линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген Достраивались . » [ 12 ]
Первоначально предполагалось, что адмирал Хиппер будет действовать в морях между Исландией и Фарерскими островами , а также, возможно, в Северной Атлантике с конца сентября, пытаясь отвлечь корабли Флота метрополии во время операции «Морской лев» — запланированного немецкого вторжения в южную Англию. Этот вылет стал частью операции Herbstreise ( нем . «Осеннее путешествие»), которая также включала в себя конвои-приманки, которые имитировали высадку в Шотландии. [ 13 ] [ 14 ] После отмены вторжения -адмирал Эрих Редер командующий Кригсмарине гросс решил, что поход адмирала Хиппера должен продолжаться. [ 13 ]
В сентябре британцы получили разведданные «Ультра» , полученные путем расшифровки закодированных радиосообщений Люфтваффе (ВВС Германии), в которых указывалось, что адмирал Хиппер должен был совершить разведывательный вылет в Баренцево море. Это была единственная информация «Ультра», которую они получили о ее операциях за этот период, поскольку коды, защищающие сообщения Кригсмарине , не были взломаны. [ 15 ]
Рейд
[ редактировать ]Первоначальная попытка
[ редактировать ]Адмирал Хиппер покинул Киль и направился в Атлантику 24 сентября 1940 года. Он зашел в Кристиансанн в Норвегии, чтобы отремонтировать сломанный охлаждающий насос, и снова отплыл 27 сентября. На следующий день «Адмирал Хиппер» пострадал от пожара в машинном отделении во время плавания к западу от Ставангера . Обе турбины пришлось отключить, чтобы дать возможность экипажу тушить пожар, в результате чего корабль остался дрейфовать на четыре часа. Ущерб от пожара вынудил отказаться от вылета. [ 9 ] [ 16 ]
Крейсер вернулся в Киль 30 сентября и направился в Гамбург 2 октября для ремонта. Они были завершены 28 октября. [ 17 ] В этот период адмирал Шеер покинул Германию 23 октября 1940 года для успешного рейда в Атлантический и Индийский океаны, который длился до 1 апреля 1941 года. [ 11 ] [ 18 ]
Прорыв в Атлантику
[ редактировать ]После завершения ремонта «Адмирал Хиппер» прошел подготовку в Балтийском море с 29 октября по 18 ноября. Затем она погрузила боеприпасы и припасы для дальней операции в Атлантику. Этот вылет под кодовым названием Operation Nordseetour (нем. «Тур по Северному морю») был более амбициозным, чем тот, который был запланирован на сентябрь. [ 17 ] Целью операции было нападение на конвои союзников в Северной Атлантике. [ 19 ] Крейсер не должен был атаковать корабли, идущие самостоятельно. [ 20 ] В соответствии с установившейся практикой немецких надводных рейдеров приказ об операции требовал от Майзеля не вступать в бой с силами противника, превосходящими или равными его кораблю. [ 21 ]
В это время немецкая B-Dienst служба радиоразведки предоставляла рейдерам общую информацию о местонахождении кораблей союзников. Однако служба, как правило, не могла передать действенную разведывательную информацию, поскольку не могла расшифровать перехваченные радиосообщения Королевского флота. В частности, у немцев не было информации о датах отправления конвоев союзников и маршрутах их следования. [ 22 ] Каждый рейдер сформировал отряд B-Dienst , который отвечал за мониторинг радиосигналов союзников и использование методов пеленгации для обнаружения конвоев и военных кораблей. [ 23 ]
крейсер снова вышел из Брунсбюттеля . 30 ноября [ 17 ] Накануне ее заметил там самолет-разведчик Королевских ВВС , но британцы не осознавали, что ее присутствие в порту означало, что она собиралась отплыть. [ 24 ] «Адмирала Хиппера» сопровождали четыре торпедных катера На первом этапе плавания . Она дозаправилась из танкера во фьорде недалеко от Бергена в Норвегии 1 декабря, прежде чем отправиться на север. Мейзель хотел, чтобы период плохой погоды помог скрыть его корабль от британских патрулей при прохождении оккупированной союзниками Исландии он действовал к югу от острова Ян-Майан , и в течение следующих нескольких дней . За этот период крейсер дозаправлялся с танкера «Адриа» 2, 3 и 5 декабря. [ 17 ] После ухудшения погоды «Адмирал Хиппер» прошел Датским проливом в ночь с 6 на 7 декабря , разделявшим Гренландию и Исландию. Англичанами она не была обнаружена. [ 17 ] [ 25 ]
После входа в Атлантику «Адмирал Хиппер» проследовал в воды южной Гренландии для встречи с танкером «Фридрих Бреме» . На поиск танкера ушло несколько дней, в течение которых «Адмирала Хиппера » экипаж пережил сильный холод и ураганный шторм. [ 17 ]
Атака на конвой WS 5A
[ редактировать ]После завершения дозаправки адмирал Хиппер начал поиск конвоев на ключевом маршруте между Галифаксом в Канаде и Соединенным Королевством. [ 17 ] Однако она патрулировала южнее маршрутов, по которым следовали конвои, и не встретила ни одного. [ 20 ] Экипаж пережил еще один шторм ураганного уровня, у крейсера отказал правый двигатель, и в какой-то момент у него опасно закончилось топливо. [ 17 ] [ 26 ] Адмирал Хиппер снова дозаправился у Фридриха Бреме 16 и 20 декабря. [ 17 ] 20 декабря Майзель решил завершить операцию и взял курс на Брест в оккупированной Франции . [ 26 ]

Адмирал Хиппер обнаружил несколько кораблей своим радаром в 20:45 24 декабря, проходя в 700 милях (1100 км) к западу от мыса Финистерре в Испании. [ 26 ] Это был конвой WS 5A , который прибыл из Соединенного Королевства с 40 000 солдат и большим количеством припасов на борту 20 кораблей. [ 26 ] Конвои WS представляли собой специальные конвои, которые доставляли войска и грузы из Соединенного Королевства в Египет и Азию на борту быстроходных кораблей. Им были выделены мощные силы сопровождения. [ 27 ] Пять кораблей следовали вместе с конвоем по Северной Атлантике, а затем вошли в Средиземное море, чтобы стать частью конвоя операции «Избыток» , который будет доставлять грузы на Мальту и Грецию. [ 28 ]
В состав эскорта конвоя WS 5A входили тяжелый крейсер HMS Berwick, а также легкие крейсеры HMS Bonaventure и Dunedin . [ 20 ] Только Данидин был оснащен радаром. [ 29 ] Легкий крейсер HMS Naiad также входил в состав эскорта до 24 декабря. [ 30 ] HMS авианосцы Argus и Furious . В составе конвоя для перевозки самолетов наземного базирования в Западную Африку шли Поскольку их кабины были переполнены этими самолетами, два авианосца смогли взлететь только с пятью своими самолетами. [ 27 ]
Мейзель ошибочно полагал, что он нашел один из слабо сопровождаемых конвоев ОБ , шедших из Соединенного Королевства в Африку, и решил атаковать его на рассвете следующего дня. Его радар не смог отличить эскорт от грузовых судов. [ 27 ] Тем не менее, когда в темноте адмирал Хиппер обнаружил в хвосте конвоя большой корабль, немцы подумали, что это сопровождающий вооруженный торговый крейсер . Предпочитая ослабить эскорт перед тем, как атаковать конвой утром, Мейзель решил атаковать торпедами, которые не выдадут их присутствие, поскольку британцы подумают, что они подверглись атаке подводных лодок. [ 31 ] Адмирал Хиппер выпустил по конвою три торпеды в 1:53 ночи 25 декабря, но ни одна не попала. [ 26 ]
Немецкие моряки заметили конвой на западе в 6:03 утра на Рождество. Погодные условия были плохими: сильный ветер, сильное волнение на море, ограниченная видимость и шквалы дождя . [ 12 ] Бервик был одним из первых кораблей, которые были замечены, и вскоре были замечены другие корабли эскорта. Мейзель повернул свой корабль в сторону британского тяжелого крейсера. План атаки заключался в том, чтобы незаметно подойти как можно ближе, чтобы иметь возможность атаковать корабль тремя веерными выстрелами из кормового торпедного аппарата. Но по ней был открыт огонь из его 203-миллиметровых орудий с дальности 6000 ярдов (5500 м) в 6:39 утра, до запуска торпед. В результате струей орудий блокировался торпедный аппарат, и пуск пришлось прервать. Точно так же был неудачен запуск трех торпед из передней пусковой установки, когда вспомогательное вооружение открыло огонь по другим эскортам. [ 32 ] Хотя британцы не заметили адмирала Хиппера , Бервика команда находилась на рассвете, когда начался бой. Они открыли ответный огонь по адмиралу Хипперу с 6:41 утра, и легкие крейсеры изменили курс, чтобы присоединиться к бою. В этот период вторичное вооружение адмирала Хиппера обстреляло транспорты, нанеся ущерб Empire Trooper и Арабистану . [ 21 ] [ 29 ] погибли двое мужчин На борту Empire Trooper . [ 29 ]
В соответствии со своим приказом не вступать в бой с равными или превосходящими силами, Мейзель стремился закончить битву. Он считал, что британские легкие крейсеры являются эсминцами, и повернул влево, чтобы уклониться от возможной торпедной атаки. «Адмирала Хиппера » Кормовые башни продолжали вести огонь по «Бервику» , а его вторичное вооружение атаковало легкие крейсеры. [ 21 ]
Мейзель смог разорвать контакт в 6:43, но Бервик снова заметил его в 6:47. [ 33 ] В это время британский крейсер шел параллельным курсом примерно на 8000 ярдов (7300 м) к порту Адмирала Хиппера . [ 21 ] Бервик открыл огонь, и адмирал Хиппер открыл ответный огонь. [ 33 ] В 7:05 утра 203-миллиметровый снаряд вывел из строя одну из орудийных башен «Бервика » , и вскоре после этого он попал ниже ватерлинии. Затем шквалы дождя позволили Мизелю уйти от британцев в 7:14 утра, плывя на северо-запад. [ 21 ] [ 33 ] Британские крейсеры присоединились к конвою. [ 33 ] Кораблям Конвоя WS 5A было приказано разойтись в 6:50 утра, и собрать их заново оказалось сложно. [ 20 ] [ 33 ] «Адмирал Хиппер» не получил никаких повреждений в этом бою, а «Бервику» потребовался ремонт, на завершение которого ушло шесть месяцев. [ 21 ]
После боя адмирал Хиппер вернулся на курс на Брест. У корабля продолжали возникать проблемы с двигателем, и у него заканчивалось топливо. [ 21 ] 25 декабря в 10 часов утра адмирала Хиппера заметила команда грузовое судно «Джумма» идущее отдельно . Он был потоплен одним залпом 203-миллиметровых орудий крейсера и двумя торпедами. Никто из Джуммы экипажа из 111 человек не выжил. [ 17 ] «Адмирал Хиппер» пришвартовался в Бресте. 27 декабря [ 21 ] Это сделало его первым крупным немецким военным кораблем, прибывшим в порт оккупированной Франции. [ 20 ] Королевских ВВС Самолет берегового командования пытался обнаружить адмирала Хиппер, когда она приближалась к Бресту, но не заметил ее. [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]
Немецкие военные были разочарованы результатами операции Nordseetour. [ 21 ] «Адмирал Хиппер» не препятствовал судоходству союзников, и этот вылет показал, что он не очень подходит для противокорабельных операций в Атлантике из-за своей малой дальности полета и ненадежных двигателей. [ 30 ] Бой с конвоем WS 5A также продемонстрировал проблемы с отправкой одиночных рейдеров в Атлантику, поскольку «Адмирал Хиппер» подвергся бы большому риску, если бы он был поврежден. Редер, возможно, был недоволен решением Майзеля драться с Бервиком . [ 34 ]
Атака на конвой WS 5A продемонстрировала британцам, что надводные рейдеры представляют серьезную угрозу для всех конвоев в Северной Атлантике. В ответ Королевский флот немедленно начал выделять крупные военные корабли для сопровождения конвоев, когда это возможно. [ 35 ] «Наяде» было приказано присоединиться к конвою WS 5A, а легкий крейсер HMS Kenya был отправлен для защиты двух конвоев SL , приближавшихся к Соединенному Королевству из Сьерра-Леоне . Линейный крейсер HMS Repulse и легкий крейсер HMS Нигерия также участвовали в охране конвоев в западной Атлантике. [ 30 ] Force H , мощная британская эскадра, базирующаяся в Гибралтаре и включавшая авианосец и линейный крейсер, также вошла в Атлантику 25 декабря. Линейный крейсер HMS Renown был поврежден штормом. [ 28 ] [ 36 ] В феврале и марте 1941 года линкоры сопровождения вынудили линкоры типа «Шарнхорст» отразить две атаки на конвои, действовавшие в Атлантике во время операции «Берлин» . [ 35 ]
Операция «Эксцесс» была отложена из-за сбоев, вызванных нападением на Конвой WS 5A. В период задержки Люфтваффе в Средиземное море прибыли мощные противокорабельные силы . Конвой Excess покинул Гибралтар 6 января и направился на Мальту и Грецию. 10 января немецкая авиация серьезно повредила авианосец HMS Illustrious, сопровождавший конвой. Этого можно было бы избежать, если бы конвой «Избыток» отправился в путь, как изначально планировалось. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Роскилл 1976 , стр. 54–55.
- ^ Роскилл 1976 , с. 55.
- ^ Роскилл 1976 , стр. 44–45.
- ^ Шено 1980 , с. 228.
- ^ Констам 2021 , стр. 16.
- ^ Модсли 2019 , с. 100.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 42.
- ^ Куп и Шмолке, 2014 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куп и Шмолке 2014 , с. 46.
- ^ Куп и Шмолке 2014 , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б Модсли, 2019 г. , стр. 99–100.
- ^ Перейти обратно: а б О'Хара 2011 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2021 , стр. 47.
- ^ Фон дер Портен 1969 , с. 89.
- ^ Винтон 1988 , с. 6.
- ^ Ровер 2005 , стр. 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Куп и Шмолке 2014 , с. 47.
- ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 42–43.
- ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роскилл 1976 , с. 291.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Хара 2011 , стр. 72.
- ^ Стейри 1994 , стр. 50–51.
- ^ Констам 2021 , стр. 18.
- ^ Хинсли 1979 , с. 332.
- ^ Ровер 2005 , стр. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д и О'Хара 2011 , стр. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Лардас 2021 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Ровер 2005 , стр. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Лардас 2021 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роскилл 1976 , с. 292.
- ^ Бреннеке 2003 , с. 141.
- ^ Бреннеке 2003 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лардас 2021 , с. 58.
- ^ Тамеландер и Зеттерлинг 2009 , стр. 45.
- ^ Перейти обратно: а б О'Хара 2011 , стр. 73.
- ^ Рэгг 2015 , с. 76.
- ^ Рэгг 2015 , стр. 76–78.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера Адмирал Хиппер (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN 3-453-87084-0 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Хинсли, Ф.Х. (1979). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции. Том первый . Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 978-0-11-630933-4 .
- Констам, Ангус (2021). Большие пушки в Атлантике: немецкие линкоры и крейсеры совершают набеги на конвои, 1939–41 . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-4596-2 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2014). Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» . Барнсли, Соединенное Королевство: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-195-3 .
- Лардас, Марк (2021). Немецкие тяжелые крейсеры против тяжелых крейсеров Королевского флота 1939–42 . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-4307-4 .
- Модсли, Эван (2019). Война за моря: морская история Второй мировой войны . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-25488-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-643-8 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море: 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Роскилл, Стивен В. (1976) [1954]. Война на море 1939–1945, Том 1: Оборона . Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630188-8 .
- Стейри, Дональд П. (1994). «Характер наступления немецкого флота: октябрь 1940 г. - июнь 1941 г.». В Руньяне, Тимоти Дж.; Коупс, Ян М. (ред.). Умереть доблестно: Битва за Атлантику . Боулдер: Вествью Пресс. ISBN 978-0-8133-8815-1 .
- Тамеландер, Майкл; Зеттерлинг, Никлас (2009). Бисмарк: Последние дни величайшего линкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-82-8 .
- Фон дер Портен, Эдвард П. (1969). Немецкий флот во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Компания Thomas Y. Crowell. OCLC 4160788 .
- Винтон, Джон (1988). ULTRA на море: как нарушение нацистского кодекса повлияло на военно-морскую стратегию союзников во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. ISBN 978-0-688-08546-9 .
- Рэгг, Дэвид В. (2015). «Тотальная Германия»: война Королевского флота против держав Оси, 1939–45 . Барнсли, Южный Йоркшир: Перо и меч. ISBN 978-1-47384-464-3 .
- Конфликты 1940 года
- Битва за Атлантику
- Морские инциденты 1940 года
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- События декабря 1940 года
- Морские сражения и операции Второй мировой войны.
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.