Convoy OB 318
Convoy OB 318 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику | |||||||
![]() U-110 и HMS Bulldog | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Командир конвоя: WB MacKenzie RNR Сопровождение: командир AJB Бейкер-Крессвелл Абордажная группа: подполковник. Дэвид Бальм | Адмирал Карл Дёниц | ||||||
Сила | |||||||
40 грузовых судов 3 разрушителя 3 корвета 2 военно-морских траулера | 4 подводные лодки | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Потоплено 7 грузовых судов (35 315 брт ). 40 убитых/утонувших 2 грузовых судна повреждены |
1 подводная лодка захвачена 15 убитых/утонувших 32 взяты в плен 2 подводные лодки повреждены |
OB 318 — североатлантический конвой , участвовавший во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . Во время операции «Примроуз» конвой Королевского флота сопровождал HMS Bulldog , Broadway и Aubrietia захватили U-110 с неповрежденной машиной «Энигма» и богатыми средствами радиоразведки, что привело к союзников прорыву в взломе немецкого военно-морского кода «Энигмы». [ 1 ]
Прелюдия
[ редактировать ]К весне 1941 года битва за Атлантику начала увеличивать потери немецких подводных лодок. Это вынудило вице-адмирала Карла Дёница изменить свою стратегию, и теперь он двинул свои волчьи стаи дальше на запад, чтобы перехватить конвои без их противолодочного сопровождения. OB 318 представлял собой конвой из 38 кораблей, направлявшийся на запад, либо с балластом, либо с торговыми товарами, который отплыл из Ливерпуля 2 мая 1941 года в порты Северной Америки . Командиром конвоя был Р.Адм. У. Б. Маккензи в SS Colonial . [ 2 ] Его сопровождала 7 EG, группа сопровождения под командованием HMS Westcott (коммандер Бокетт-Пью) и состоящая из десяти военных кораблей; В середине океана к ним присоединился 3 EG, отряд из восьми боевых кораблей под командованием HMS Bulldog (командир Дж. Бейкер-Крессвелл). Им противостоял отряд из девятнадцати подводных лодок, хотя в данном случае только шесть могли представлять угрозу. [ 3 ] Одной из них была U-110 под командованием капитанлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа . Лемп, как известно, командовал U-30 в 1939 году, которая потопила пассажирское судно Athenia водоизмещением 13 581 тонну . [ 4 ]
Действие
[ редактировать ]OB 318 была замечена 7 мая 1941 года U-94 , которая сообщила о своем местоположении и начала слежку, в то время как командование подводных лодок ( BdU ) предупредило другие подводные лодки в этом районе. В пределах досягаемости находились шесть подводных лодок, и им было приказано приблизиться к U-94 . позиции Между тем, в течение 7 мая к эскортным силам присоединились пять кораблей из Исландии и эсминцы 3 EG, которые должны были взять на себя обязанности по конвоированию от западных подходов к точке рассредоточения на 34 западе, к югу от Гренландии . Три корабля и эсминцы 7 EG отправились в Исландию 7 мая, оставив в составе эскорта десять военных кораблей. [ 3 ]
Ю-94
[ редактировать ]С наступлением темноты 7 мая U-94 атаковала конвой, потопив два корабля. Ее капитан Герберт Куппиш смог войти в конвой, погрузившись под воду впереди конвоя и пропустив передний эскорт. Затем он смог с близкого расстояния обстрелять корабли в центре конвоя, поразив «Иксион» и «Восточную звезду» . Однако U-94 была обнаружена шлюпом « Рочестер» и в течение четырех часов подвергалась контратаке со стороны нее, «Бульдога» и «Амазонки» . U-94 была повреждена и была вынуждена сойти с дистанции, хотя позже смогла произвести ремонт и продолжить патрулирование.
8 мая к конвою присоединились оставшиеся корабли 3 EG, три корвета и два траулера в сопровождении вооруженного торгового крейсера Ranpura , а остальные корабли 7 EG ушли.
У-110
[ редактировать ]Вечером 8 мая на контакт также вышли U-110 и U-201 , отслеживавшие конвой до утра. Совершив необычный ход, два шкипера встретились, чтобы скоординировать атаку; Лемп на U-110 будет атаковать из-под воды спереди, а Адальберт Шни на U-201 сделает то же самое с тыла. Ожидалось, что к этому времени эскорт уже уйдет, и конвой станет уязвимым для их нападения. Утром 9 мая U-110 заняла позицию и начала атаку. Лемп был удивлен, обнаружив, что эскорт все еще на месте, но ему удалось проникнуть в конвой, потопив два корабля. Лемп целился в танкер из своего четвертого торпедного аппарата, когда Обриетия заметила перископ, а затем обнаружила U-110 с помощью ASDIC . [ 5 ] Обриетия подала сигнал тревоги другим кораблям, пока выгружала и сбросила серию глубинных бомб. U-110 совершила глубокое погружение и сумела пережить первый натиск. К «Обриетии» присоединились эсминцы «Бульдог» и «Бродвей» , причем атака была нанесена с такой силой, что Лемп был вынужден всплыть. Когда он подошел, дюжина человек на U-110 бросилась к артиллерии, но была застрелена ожидающими британскими кораблями. Лемп также увидел, что Бульдог готовится к тарану, поэтому Лемп поспешно приказал покинуть корабль. Командир Джо Бейкер-Крессвелл решил вместо этого попытаться захватить подводную лодку и поплыл к ней. [ 6 ] Выжившие перешли за борт, включая Лемпа. Оказалось, что Лемп, поняв, что Бульдог не собирается таранить, решил вернуться и попытаться уничтожить оборудование вместе с кодовыми книгами, но ему это не удалось, и он погиб при попытке. Сама U-110 пережила атаку, но получила серьезные повреждения и набрала воду. [ 7 ]
Вскоре «Бульдог» подошел к ней, и младший лейтенант Дэвид Бальм возглавил абордаж и начал лишать ее того, что они могли найти. Вскоре команда Бальме начала вывозить ценные вещи, и ими оказались кодовые книги, диаграммы, шифры и, что наиболее важно, целую и неповрежденную машину «Энигма». Экипаж понятия не имел, что именно они захватили. Прежде чем они передали оборудование, «Бульдогу» пришлось уйти, оставив подводную лодку с призовым экипажем , поскольку она получила сообщение о другой подводной лодке в этом районе. Бальме и его люди оставались на борту U-110 более часа, прежде чем Бульдог вернулся. [ 7 ]
У-201
[ редактировать ]Тем временем Шни на U-201 совершил атаку, потопив один корабль и повредив другой. Он также подвергся контратаке со стороны Амазонки , Найджеллы и Святого Аполлона и был вынужден уйти в отставку. Он остался поврежденным. [ 8 ]
Ю-556
[ редактировать ]Рано утром 10 мая OB 318 была обнаружена U-556 , которая немедленно атаковала, в результате чего один корабль был поврежден. Когда ОБ 318 находился в точке рассредоточения, ночью конвой разделился, а конвоиры отправились навстречу следующей атаке. Однако U-556 смогла удержать связь с группой кораблей, направлявшихся на юго-запад, и в течение дня потопила еще два. [ 9 ]
Последствия и значение
[ редактировать ]Подводные лодки потопили пять кораблей конвоя ОБ 318; и три, включая корабль коммодора конвоя Colonial , были потоплены до прибытия подводными лодками, патрулировавшими вблизи пунктов назначения. В течение следующих двух недель тридцать три корабля благополучно прибыли в пункты назначения.
Бейкер-Крессвелл взяла на буксир U-110 , но она затонула через несколько часов из-за полученных повреждений. Лемп погиб вместе с 14 членами своего экипажа, но военный корреспондент, 4 офицера и 28 солдат были спасены и отправлены в Скапа-Флоу в качестве военнопленных . В Скапа-Флоу ждали эксперты из Блетчли-Парка и были крайне удивлены тем, что они собрали и увезли с собой. [ 10 ] В то время захват машины «Энигма» был строго засекречен, и никто из членов экипажа не знал о значении этого события. Сама машина значительно помогла работам, проводимым в Блетчли-парке, по взлому немецких военно-морских кодексов. Это была первая полностью функционирующая машина и первая, которая использовалась для взлома военно-морских кодов, а также для захвата кодов с ряда немецких метеорологических кораблей в том же году. [ 11 ] Благодаря этой машине «Энигма» Блетчли смог проинформировать Королевский флот и, таким образом, увести конвои подальше от мест, где находилось большинство групп подводных лодок. Разница была существенной; С того момента, как в июне 1941 года стала поступать информация, потери союзников при перевозках составили около 432 000 тонн, но к августу они упали до менее чем 80 000 тонн. [ 12 ]
Самой важной находкой также является шифр Reservehandverfahren , который был впервые раскрыт в Блетчли-парке в июне 1941 года с помощью документов, захваченных с U-110 , а затем с помощью важного захвата кодовых книг и других важных документов с U-559 . 30 октября 1942 года. После этого проблема была решена с помощью криптоанализа под руководством Алана Тьюринга в течение более трех лет. За этот период было прочитано около 1400 сигналов. [ 11 ] Бейкер-Крессвелл был награжден DSO и повышен до капитана. Король Георг VI сказал ему, что захват шифрованного материала U-110 был «самым важным событием за всю войну на море». [ 6 ]
Таблицы
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Имя [ 13 ] | Флаг [ 13 ] | Мертвый [ 14 ] | Тоннаж (GRT) [ 13 ] | Груз [ 14 ] | Примечания [ 13 ] |
---|---|---|---|---|---|
Иксион (1912) | ![]() |
0 | 10,263 | 2900 тонн Генеральные грузы | Потоплен 7 мая U-94. |
Восточная звезда (1920) | ![]() |
0 | 5,658 | Генеральные грузы вкл. 16 самолетов | Потоплен 7 мая U-94. |
Бенгор-Хед (1922) | ![]() |
1 | 2,609 | 1200 тонн угля | Потоплен 9 мая U-110. |
Эсмонд (1930) | ![]() |
0 | 4,976 | В балласте | Потоплен 9 мая U-110. |
Грегалия (1929) | ![]() |
0 | 5,802 | В балласте | Потоплен 9 мая U-201. |
Империя Облака (1941) | ![]() |
0 | 5,969 | В балласте | Повреждён 9 мая U-201 . Прибыл Гринок ; отремонтирован и снова введен в эксплуатацию |
Элибрин (1938) | ![]() |
9 | 4,986 | Общее положение | Повреждён 10 мая подводной лодкой U-556 после разгона конвоя. Отбуксирован в Рейкьявик на корабле HMS Hollyhock (K64). |
Империя Карибу (1919) | ![]() |
34 | 4,861 | 2020 тонн мела | Потоплена 10 мая U-556 после рассредоточения конвоя. |
Гент (1919) | ![]() |
1 | 5,086 | В балласте | Потоплена 10 мая U-556 после рассредоточения конвоя. |
Идолы (1927) | ![]() |
3 | 6,622 | Генеральные грузы, включая жесть, локомотивы и самолеты | Потоплена U-38 после разгона конвоя. |
Колониальный (1926) | ![]() |
0 | 5,108 | Общее положение | Потоплен U-107 . Возил коммодора конвоя RADM WB Маккензи. |
Британский принц (1935) | ![]() |
4,879 | На борту вице-коммодор капитан Э. Рис DSC RNR | ||
Агии Викторес (1918) | ![]() |
4,344 | |||
Ательсултан (1929) | ![]() |
8,882 | |||
Атлантическое побережье (1934) | ![]() |
890 | |||
Барон Кавдор (1935) | ![]() |
3,638 | |||
Бенломонд (1922) | ![]() |
6,630 | |||
Бирма (1914) | ![]() |
7,821 | |||
Чосер (1929) | ![]() |
5,792 | |||
Город Каир (1915) | ![]() |
8,034 | |||
Город Кимберли (1925) | ![]() |
6,169 | |||
Казнь (1923) | ![]() |
8,871 | |||
Черный дрозд (1930) | ![]() |
8,092 | |||
С (1934) | ![]() |
1,695 | |||
Геркулес (1914) | ![]() |
2,317 | |||
Хойянгер (1926) | ![]() |
4,624 | |||
Железный барон (1911) | ![]() |
3,231 | |||
Король Эдвин (1927) | ![]() |
4,536 | |||
Пять (1918) | ![]() |
3,762 | |||
Фонарь (1930) | ![]() |
6,556 | |||
Нагина (1921) | ![]() |
6,551 | |||
Нэйлси Мур (1937) | ![]() |
4,926 | Направление Монреаль | ||
Нью-Йорк (1917) | ![]() |
2,710 | |||
Орминстер (1914) | ![]() |
5,712 | |||
Понтфилд (1940) | ![]() |
8,319 | Белфаст Лох | ||
Саммертаун (1926) | ![]() |
5,923 | |||
Башни (1936) | ![]() |
8,054 | |||
Город Тур (1936) | ![]() |
4,372 | |||
Черное море (1933) | ![]() |
793 | |||
Боргфред (1920) | ![]() |
2,183 | Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая. | ||
Брэдглен (1930) | ![]() |
4,741 | Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая. | ||
Кардиум (1931) | ![]() |
8,236 | Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая. | ||
Гунвор Маерск (1931) | ![]() |
1,977 | Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая. |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Имя [ 13 ] | Тип [ 15 ] | Присоединился [ 13 ] | Левый [ 13 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
HMS Кэмпбеллтаун | Эсминец городского типа | 2 мая 1941 г. | 7 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Ньюмаркет | Эсминец городского типа | 2 мая 1941 г. | 7 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
ГМТ Угол | Военно-морской траулер | 2 мая 1941 г. | 7 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Рочестер | Шлюп класса Шорхэм | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Мэриголд | Корвет класса «Цветок» | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Настурция | Корвет класса «Цветок» | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Примроуз | Корвет класса «Цветок» | 2 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Весткотт | Эсминец классов V и W | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | командир Бокетт-Пью был старшим офицером 7-й ЭГ. |
HMS Аурикула | Корвет класса «Цветок» | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Диантус | Корвет класса «Цветок» | 3 мая 1941 г. | 8 мая 1941 г. | 7-й ЭК |
HMS Ранпура | Вооруженный торговый крейсер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | |
HMS Бульдог | Эсминец класса B | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | Командир Дж. Бейкер-Крессвелл был старшим офицером 3-й ЭГ. |
HMS Амазонка | эсминца Прототип | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMS Бродвей | Эсминец городского типа | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMS Обриетия | Корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMS Холлихок | Корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMS Найджелла | Корвет класса «Цветок» | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMT Данеман | Военно-морской траулер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
HMT Сент-Аполло | Военно-морской траулер | 7 мая 1941 г. | 10 мая 1941 г. | 3-й ЭГ |
Подводные лодки Хит
[ редактировать ]Дата | Число | Тип | Командир | Потери | Ударил... |
---|---|---|---|---|---|
7/8 мая 1941 г. | Ю-94 | VIIC | Капитан-лейтенант Герберт Куппиш [ 16 ] | ? | Поврежденный |
9 мая 1941 г. | У-110 [ 17 ] | IXB | Лейтенант-коммандер Фриц-Юлиус Лемп [ 18 ] | 15 | Обриетия , Бульдог , Бродвей |
9 мая 1941 г. | У-201 | VIIC | Лейтенант-коммандер Адальберт Шни [ 19 ] | ? | Поврежденный |
Ю-571 (фильм)
[ редактировать ]Фильм U-571 частично был вдохновлен захватом U-110 . Однако фильм вызвал раздражение и гнев в Британии, в результате чего сюжет фильма был американизирован. Гнев дошел до такой степени, что на Вопросах премьер-министра» « Тони Блэр согласился с задававшим вопросы Брайаном Дженкинсом, депутатом парламента , что фильм был «оскорблением» британских моряков. [ 20 ] В ответ на письмо Пола Трасвелла , члена парламента от избирательного округа Падси (в который входит Хорсфорт , город, гордящийся своей связью с HMS Aubrietia ), президент США Билл Клинтон написал, заверив, что сюжет фильма — всего лишь выдумка. [ 21 ] Однако, несмотря на критику, Дэвид Бальм дал интервью режиссеру фильма Джонатану Мостоу , в котором он описал захват U-110 , а сам захват был упомянут в начале финальных титров как признание и ответ на критику.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Блер, стр. 278-285.
- ^ Гаага
- ^ Перейти обратно: а б Блэр стр. 278
- ^ Блер, стр. 66-69 и 248-260.
- ^ Блер, стр. 278 и 279.
- ^ Перейти обратно: а б Аддисон Джо Бейкер-Крессвелл (1901–1997), военно-морской офицер Джона Винтона в онлайн- словаре национальной биографии (оригинал опубликован Oxford University Press, 2004 г.)
- ^ Блер стр.281
- ^ Блэр стр.283
- ^ Роскилл Тайный захват, стр. 107
- ^ Перейти обратно: а б Хью Себаг-Монтефиоре, Загадка: Битва за код , 2000, стр. 213–214.
- ^ « ОПЕРАЦИЯ ПРИМУЛА: История захвата шифровальной машины «Энигма» с U11O Balme» . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Конвои ОБ» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гаага 2000 стр.155
- ^ Лентон и колледж, стр. 86,90,92,94,99,100,168,202,206-210,274,435,444 и 468.
- ^ «Капитан-лейтенант Герберт Куппиш» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Нистле стр. 120
- ^ «Капитанлейтенант Фриц-Юлиус Лемп» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Капитан корвета Адальберт Шнее» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Снимать подводные лодки — это «оскорбление», — говорит Блэр» . Новости Би-би-си . 7 июня 2000 г. Проверено 18 августа 2006 г.
- ^ Фильм «Буря над подводной лодкой» . Новости Би-би-си . 2 июня 2000 года . Проверено 18 августа 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Бальме, Дэвид. ОПЕРАЦИЯ «ПРИМРОУЗ»: История захвата шифровальной машины «Энигма» из Военно-исторического журнала U11O, том 9, № 3, июнь 1993 г. - Южноафриканское военно-историческое общество.
- Блэр, Клэй Гитлер: Война подводных лодок. Охотники 1939–1942 (1996) Random House ISBN 0-394-58839-8
- Гаага, Арнольд: Система конвоев союзников 1939–1945 (2000). ISBN (Канада) 1 55125 033 0 . ISBN (Великобритания) 1 86176 147 3
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Лентон, HT и Колледж, Дж. Дж. Британские и военные корабли Доминиона времен Второй мировой войны Doubleday and Company (1968)
- Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Роскилл, Стивен . Тайный захват: U-110 и история загадки . Издательство Военно-морского института, ISBN 978-1-59114-810-4
- Роскилл, Стивен: Война на море 1939–1945, том I (1954). ISBN (нет)
- Себаг-Монтефиоре, Хью. Энигма: Битва за код W&N; Первое издание, 2000. ISBN 978-0-297-84251-4
- ван дер Ват, Дэн: Атлантическая кампания (1988). ISBN 0-340-37751-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]