Jump to content

Convoy OB 318

Convoy OB 318
Часть битвы за Атлантику
U-110 и HMS Bulldog
U-110 и HMS Bulldog
Дата 7–10 мая 1941 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Великобритания Великобритания Нацистская Германия Германия
Командиры и лидеры
Командир конвоя: WB MacKenzie RNR
Сопровождение: командир AJB Бейкер-Крессвелл
Абордажная группа: подполковник. Дэвид Бальм
Адмирал Карл Дёниц
Сила
40 грузовых судов
3 разрушителя
3 корвета
2 военно-морских траулера
4 подводные лодки
Жертвы и потери
Потоплено 7 грузовых судов (35 315 брт ).
40 убитых/утонувших
2 грузовых судна повреждены
1 подводная лодка захвачена
15 убитых/утонувших
32 взяты в плен
2 подводные лодки повреждены

OB 318 североатлантический конвой , участвовавший во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . Во время операции «Примроуз» конвой Королевского флота сопровождал HMS Bulldog , Broadway и Aubrietia захватили U-110 с неповрежденной машиной «Энигма» и богатыми средствами радиоразведки, что привело к союзников прорыву в взломе немецкого военно-морского кода «Энигмы». [ 1 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

К весне 1941 года битва за Атлантику начала увеличивать потери немецких подводных лодок. Это вынудило вице-адмирала Карла Дёница изменить свою стратегию, и теперь он двинул свои волчьи стаи дальше на запад, чтобы перехватить конвои без их противолодочного сопровождения. OB 318 представлял собой конвой из 38 кораблей, направлявшийся на запад, либо с балластом, либо с торговыми товарами, который отплыл из Ливерпуля 2 мая 1941 года в порты Северной Америки . Командиром конвоя был Р.Адм. У. Б. Маккензи в SS Colonial . [ 2 ] Его сопровождала 7 EG, группа сопровождения под командованием HMS Westcott (коммандер Бокетт-Пью) и состоящая из десяти военных кораблей; В середине океана к ним присоединился 3 EG, отряд из восьми боевых кораблей под командованием HMS Bulldog (командир Дж. Бейкер-Крессвелл). Им противостоял отряд из девятнадцати подводных лодок, хотя в данном случае только шесть могли представлять угрозу. [ 3 ] Одной из них была U-110 под командованием капитанлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа . Лемп, как известно, командовал U-30 в 1939 году, которая потопила пассажирское судно Athenia водоизмещением 13 581 тонну . [ 4 ]

Действие

[ редактировать ]

OB 318 была замечена 7 мая 1941 года U-94 , которая сообщила о своем местоположении и начала слежку, в то время как командование подводных лодок ( BdU ) предупредило другие подводные лодки в этом районе. В пределах досягаемости находились шесть подводных лодок, и им было приказано приблизиться к U-94 . позиции Между тем, в течение 7 мая к эскортным силам присоединились пять кораблей из Исландии и эсминцы 3 EG, которые должны были взять на себя обязанности по конвоированию от западных подходов к точке рассредоточения на 34 западе, к югу от Гренландии . Три корабля и эсминцы 7 EG отправились в Исландию 7 мая, оставив в составе эскорта десять военных кораблей. [ 3 ]

С наступлением темноты 7 мая U-94 атаковала конвой, потопив два корабля. Ее капитан Герберт Куппиш смог войти в конвой, погрузившись под воду впереди конвоя и пропустив передний эскорт. Затем он смог с близкого расстояния обстрелять корабли в центре конвоя, поразив «Иксион» и «Восточную звезду» . Однако U-94 была обнаружена шлюпом « Рочестер» и в течение четырех часов подвергалась контратаке со стороны нее, «Бульдога» и «Амазонки» . U-94 была повреждена и была вынуждена сойти с дистанции, хотя позже смогла произвести ремонт и продолжить патрулирование.

8 мая к конвою присоединились оставшиеся корабли 3 EG, три корвета и два траулера в сопровождении вооруженного торгового крейсера Ranpura , а остальные корабли 7 EG ушли.

Вечером 8 мая на контакт также вышли U-110 и U-201 , отслеживавшие конвой до утра. Совершив необычный ход, два шкипера встретились, чтобы скоординировать атаку; Лемп на U-110 будет атаковать из-под воды спереди, а Адальберт Шни на U-201 сделает то же самое с тыла. Ожидалось, что к этому времени эскорт уже уйдет, и конвой станет уязвимым для их нападения. Утром 9 мая U-110 заняла позицию и начала атаку. Лемп был удивлен, обнаружив, что эскорт все еще на месте, но ему удалось проникнуть в конвой, потопив два корабля. Лемп целился в танкер из своего четвертого торпедного аппарата, когда Обриетия заметила перископ, а затем обнаружила U-110 с помощью ASDIC . [ 5 ] Обриетия подала сигнал тревоги другим кораблям, пока выгружала и сбросила серию глубинных бомб. U-110 совершила глубокое погружение и сумела пережить первый натиск. К «Обриетии» присоединились эсминцы «Бульдог» и «Бродвей» , причем атака была нанесена с такой силой, что Лемп был вынужден всплыть. Когда он подошел, дюжина человек на U-110 бросилась к артиллерии, но была застрелена ожидающими британскими кораблями. Лемп также увидел, что Бульдог готовится к тарану, поэтому Лемп поспешно приказал покинуть корабль. Командир Джо Бейкер-Крессвелл решил вместо этого попытаться захватить подводную лодку и поплыл к ней. [ 6 ] Выжившие перешли за борт, включая Лемпа. Оказалось, что Лемп, поняв, что Бульдог не собирается таранить, решил вернуться и попытаться уничтожить оборудование вместе с кодовыми книгами, но ему это не удалось, и он погиб при попытке. Сама U-110 пережила атаку, но получила серьезные повреждения и набрала воду. [ 7 ]

Вскоре «Бульдог» подошел к ней, и младший лейтенант Дэвид Бальм возглавил абордаж и начал лишать ее того, что они могли найти. Вскоре команда Бальме начала вывозить ценные вещи, и ими оказались кодовые книги, диаграммы, шифры и, что наиболее важно, целую и неповрежденную машину «Энигма». Экипаж понятия не имел, что именно они захватили. Прежде чем они передали оборудование, «Бульдогу» пришлось уйти, оставив подводную лодку с призовым экипажем , поскольку она получила сообщение о другой подводной лодке в этом районе. Бальме и его люди оставались на борту U-110 более часа, прежде чем Бульдог вернулся. [ 7 ]

Тем временем Шни на U-201 совершил атаку, потопив один корабль и повредив другой. Он также подвергся контратаке со стороны Амазонки , Найджеллы и Святого Аполлона и был вынужден уйти в отставку. Он остался поврежденным. [ 8 ]

Рано утром 10 мая OB 318 была обнаружена U-556 , которая немедленно атаковала, в результате чего один корабль был поврежден. Когда ОБ 318 находился в точке рассредоточения, ночью конвой разделился, а конвоиры отправились навстречу следующей атаке. Однако U-556 смогла удержать связь с группой кораблей, направлявшихся на юго-запад, и в течение дня потопила еще два. [ 9 ]

Последствия и значение

[ редактировать ]

Подводные лодки потопили пять кораблей конвоя ОБ 318; и три, включая корабль коммодора конвоя Colonial , были потоплены до прибытия подводными лодками, патрулировавшими вблизи пунктов назначения. В течение следующих двух недель тридцать три корабля благополучно прибыли в пункты назначения.

Бейкер-Крессвелл взяла на буксир U-110 , но она затонула через несколько часов из-за полученных повреждений. Лемп погиб вместе с 14 членами своего экипажа, но военный корреспондент, 4 офицера и 28 солдат были спасены и отправлены в Скапа-Флоу в качестве военнопленных . В Скапа-Флоу ждали эксперты из Блетчли-Парка и были крайне удивлены тем, что они собрали и увезли с собой. [ 10 ] В то время захват машины «Энигма» был строго засекречен, и никто из членов экипажа не знал о значении этого события. Сама машина значительно помогла работам, проводимым в Блетчли-парке, по взлому немецких военно-морских кодексов. Это была первая полностью функционирующая машина и первая, которая использовалась для взлома военно-морских кодов, а также для захвата кодов с ряда немецких метеорологических кораблей в том же году. [ 11 ] Благодаря этой машине «Энигма» Блетчли смог проинформировать Королевский флот и, таким образом, увести конвои подальше от мест, где находилось большинство групп подводных лодок. Разница была существенной; С того момента, как в июне 1941 года стала поступать информация, потери союзников при перевозках составили около 432 000 тонн, но к августу они упали до менее чем 80 000 тонн. [ 12 ]

Самой важной находкой также является шифр Reservehandverfahren , который был впервые раскрыт в Блетчли-парке в июне 1941 года с помощью документов, захваченных с U-110 , а затем с помощью важного захвата кодовых книг и других важных документов с U-559 . 30 октября 1942 года. После этого проблема была решена с помощью криптоанализа под руководством Алана Тьюринга в течение более трех лет. За этот период было прочитано около 1400 сигналов. [ 11 ] Бейкер-Крессвелл был награжден DSO и повышен до капитана. Король Георг VI сказал ему, что захват шифрованного материала U-110 был «самым важным событием за всю войну на море». [ 6 ]

Торговые корабли союзников

[ редактировать ]
Имя [ 13 ] Флаг [ 13 ] Мертвый [ 14 ] Тоннаж (GRT) [ 13 ] Груз [ 14 ] Примечания [ 13 ]
Иксион (1912)  Великобритания 0 10,263 2900 тонн Генеральные грузы Потоплен 7 мая U-94.
Восточная звезда (1920)  Норвегия 0 5,658 Генеральные грузы вкл. 16 самолетов Потоплен 7 мая U-94.
Бенгор-Хед (1922)  Великобритания 1 2,609 1200 тонн угля Потоплен 9 мая U-110.
Эсмонд (1930)  Великобритания 0 4,976 В балласте Потоплен 9 мая U-110.
Грегалия (1929)  Великобритания 0 5,802 В балласте Потоплен 9 мая U-201.
Империя Облака (1941)  Великобритания 0 5,969 В балласте Повреждён 9 мая U-201 . Прибыл Гринок ; отремонтирован и снова введен в эксплуатацию
Элибрин (1938)  Великобритания 9 4,986 Общее положение Повреждён 10 мая подводной лодкой U-556 после разгона конвоя. Отбуксирован в Рейкьявик на корабле HMS Hollyhock (K64).
Империя Карибу (1919)  Великобритания 34 4,861 2020 тонн мела Потоплена 10 мая U-556 после рассредоточения конвоя.
Гент (1919)  Бельгия 1 5,086 В балласте Потоплена 10 мая U-556 после рассредоточения конвоя.
Идолы (1927)  Нидерланды 3 6,622 Генеральные грузы, включая жесть, локомотивы и самолеты Потоплена U-38 после разгона конвоя.
Колониальный (1926)  Великобритания 0 5,108 Общее положение Потоплен U-107 . Возил коммодора конвоя RADM WB Маккензи.
Британский принц (1935)  Великобритания 4,879 На борту вице-коммодор капитан Э. Рис DSC RNR
Агии Викторес (1918)  Греция 4,344
Ательсултан (1929)  Великобритания 8,882
Атлантическое побережье (1934)  Великобритания 890
Барон Кавдор (1935)  Великобритания 3,638
Бенломонд (1922)  Великобритания 6,630
Бирма (1914)  Великобритания 7,821
Чосер (1929)  Великобритания 5,792
Город Каир (1915)  Великобритания 8,034
Город Кимберли (1925)  Великобритания 6,169
Казнь (1923)  Нидерланды 8,871
Черный дрозд (1930)  Великобритания 8,092
С (1934)  Великобритания 1,695
Геркулес (1914)  Нидерланды 2,317
Хойянгер (1926)  Норвегия 4,624
Железный барон (1911)  Норвегия 3,231
Король Эдвин (1927)  Великобритания 4,536
Пять (1918)  Швеция 3,762
Фонарь (1930)  Великобритания 6,556
Нагина (1921)  Великобритания 6,551
Нэйлси Мур (1937)  Великобритания 4,926 Направление Монреаль
Нью-Йорк (1917)  Великобритания 2,710
Орминстер (1914)  Великобритания 5,712
Понтфилд (1940)  Великобритания 8,319 Белфаст Лох
Саммертаун (1926)  Норвегия 5,923
Башни (1936)  Великобритания 8,054
Город Тур (1936)  Великобритания 4,372
Черное море (1933)  Нидерланды 793
Боргфред (1920)  Норвегия 2,183 Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая.
Брэдглен (1930)  Великобритания 4,741 Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая.
Кардиум (1931)  Великобритания 8,236 Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая.
Гунвор Маерск (1931)  Великобритания 1,977 Отплыл из Рейкьявика в составе группы сопровождения №3 6 мая.

Сопровождение конвоев

[ редактировать ]
Имя [ 13 ] Тип [ 15 ] Присоединился [ 13 ] Левый [ 13 ] Примечания
HMS Кэмпбеллтаун Эсминец городского типа 2 мая 1941 г. 7 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Ньюмаркет Эсминец городского типа 2 мая 1941 г. 7 мая 1941 г. 7-й ЭК
ГМТ Угол Военно-морской траулер 2 мая 1941 г. 7 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Рочестер Шлюп класса Шорхэм 2 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Мэриголд Корвет класса «Цветок» 2 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Настурция Корвет класса «Цветок» 2 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Примроуз Корвет класса «Цветок» 2 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Весткотт Эсминец классов V и W 3 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. командир Бокетт-Пью был старшим офицером 7-й ЭГ.
HMS Аурикула Корвет класса «Цветок» 3 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Диантус Корвет класса «Цветок» 3 мая 1941 г. 8 мая 1941 г. 7-й ЭК
HMS Ранпура Вооруженный торговый крейсер 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г.
HMS Бульдог Эсминец класса B 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. Командир Дж. Бейкер-Крессвелл был старшим офицером 3-й ЭГ.
HMS Амазонка эсминца Прототип 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMS Бродвей Эсминец городского типа 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMS Обриетия Корвет класса «Цветок» 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMS Холлихок Корвет класса «Цветок» 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMS Найджелла Корвет класса «Цветок» 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMT Данеман Военно-морской траулер 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ
HMT Сент-Аполло Военно-морской траулер 7 мая 1941 г. 10 мая 1941 г. 3-й ЭГ

Подводные лодки Хит

[ редактировать ]
Дата Число Тип Командир Потери Ударил...
7/8 мая 1941 г. Ю-94 VIIC Капитан-лейтенант Герберт Куппиш [ 16 ] ? Поврежденный
9 мая 1941 г. У-110 [ 17 ] IXB Лейтенант-коммандер Фриц-Юлиус Лемп [ 18 ] 15 Обриетия , Бульдог , Бродвей
9 мая 1941 г. У-201 VIIC Лейтенант-коммандер Адальберт Шни [ 19 ] ? Поврежденный

Ю-571 (фильм)

[ редактировать ]

Фильм U-571 частично был вдохновлен захватом U-110 . Однако фильм вызвал раздражение и гнев в Британии, в результате чего сюжет фильма был американизирован. Гнев дошел до такой степени, что на Вопросах премьер-министра» « Тони Блэр согласился с задававшим вопросы Брайаном Дженкинсом, депутатом парламента , что фильм был «оскорблением» британских моряков. [ 20 ] В ответ на письмо Пола Трасвелла , члена парламента от избирательного округа Падси (в который входит Хорсфорт , город, гордящийся своей связью с HMS Aubrietia ), президент США Билл Клинтон написал, заверив, что сюжет фильма — всего лишь выдумка. [ 21 ] Однако, несмотря на критику, Дэвид Бальм дал интервью режиссеру фильма Джонатану Мостоу , в котором он описал захват U-110 , а сам захват был упомянут в начале финальных титров как признание и ответ на критику.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Блер, стр. 278-285.
  2. ^ Гаага
  3. ^ Перейти обратно: а б Блэр стр. 278
  4. ^ Блер, стр. 66-69 и 248-260.
  5. ^ Блер, стр. 278 и 279.
  6. ^ Перейти обратно: а б Аддисон Джо Бейкер-Крессвелл (1901–1997), военно-морской офицер Джона Винтона в онлайн- словаре национальной биографии (оригинал опубликован Oxford University Press, 2004 г.)
  7. ^ Перейти обратно: а б «HMS Bulldog , эсминец» . naval-history.net . Архивировано из оригинала 13 января 2011 года . Проверено 17 января 2011 г.
  8. ^ Блер стр.281
  9. ^ Блэр стр.283
  10. ^ Роскилл Тайный захват, стр. 107
  11. ^ Перейти обратно: а б Хью Себаг-Монтефиоре, Загадка: Битва за код , 2000, стр. 213–214.
  12. ^ « ОПЕРАЦИЯ ПРИМУЛА: История захвата шифровальной машины «Энигма» с U11O Balme» . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 27 августа 2012 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Конвои ОБ» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 24 августа 2012 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гаага 2000 стр.155
  15. ^ Лентон и колледж, стр. 86,90,92,94,99,100,168,202,206-210,274,435,444 и 468.
  16. ^ «Капитан-лейтенант Герберт Куппиш» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
  17. ^ Нистле стр. 120
  18. ^ «Капитанлейтенант Фриц-Юлиус Лемп» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
  19. ^ «Капитан корвета Адальберт Шнее» . www.uboat.net . Проверено 5 ноября 2013 г.
  20. ^ «Снимать подводные лодки — это «оскорбление», — говорит Блэр» . Новости Би-би-си . 7 июня 2000 г. Проверено 18 августа 2006 г.
  21. ^ Фильм «Буря над подводной лодкой» . Новости Би-би-си . 2 июня 2000 года . Проверено 18 августа 2006 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бальме, Дэвид. ОПЕРАЦИЯ «ПРИМРОУЗ»: История захвата шифровальной машины «Энигма» из Военно-исторического журнала U11O, том 9, № 3, июнь 1993 г. - Южноафриканское военно-историческое общество.
  • Блэр, Клэй Гитлер: Война подводных лодок. Охотники 1939–1942 (1996) Random House ISBN   0-394-58839-8
  • Гаага, Арнольд: Система конвоев союзников 1939–1945 (2000). ISBN (Канада) 1 55125 033 0 . ISBN (Великобритания) 1 86176 147 3
  • Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-515-3 .
  • Лентон, HT и Колледж, Дж. Дж. Британские и военные корабли Доминиона времен Второй мировой войны Doubleday and Company (1968)
  • Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN  1-85367-352-8 .
  • Роскилл, Стивен . Тайный захват: U-110 и история загадки . Издательство Военно-морского института, ISBN   978-1-59114-810-4
  • Роскилл, Стивен: Война на море 1939–1945, том I (1954). ISBN (нет)
  • Себаг-Монтефиоре, Хью. Энигма: Битва за код W&N; Первое издание, 2000. ISBN   978-0-297-84251-4
  • ван дер Ват, Дэн: Атлантическая кампания (1988). ISBN   0-340-37751-8
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbee1638c5bb75ab833cf0c9af527a10__1723409640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/10/cbee1638c5bb75ab833cf0c9af527a10.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy OB 318 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)