Операция Нойланд
Операция Нойланд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Атлантической кампании . Второй мировой войны | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
11 подводных лодок | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Операция «Нойланд» («Новая земля») была кодовым названием ВМС Германии для расширения неограниченной подводной войны в Карибском море во время Второй мировой войны . Подводные лодки продемонстрировали дальность действия, способную нарушить в Соединенное Королевство поставки нефти и в Соединенные Штаты поставки алюминия , чего не ожидало союзников довоенное планирование . Хотя этот район оставался уязвимым для подводных лодок в течение нескольких месяцев, подводные лодки больше никогда не пользовались шансом на успех, возникшим в результате внезапности, достигнутой подводными лодками, участвовавшими в этой операции.
Фон
[ редактировать ]Карибский бассейн имел стратегическое значение из-за Венесуэлы нефтяных месторождений на юго-востоке и Панамского канала на юго-западе. Royal Dutch Shell Нефтеперерабатывающий завод на принадлежащем голландцам Кюрасао , перерабатывающий одиннадцать миллионов баррелей в месяц, был крупнейшим в мире; нефтеперерабатывающий завод в Пуэнт-а-Пьер на Тринидаде был крупнейшим в Британской империи ; и была Lago Oil and Transport Company , еще один крупный нефтеперерабатывающий завод на принадлежащей голландцам Арубе . Британским островам ежедневно требовалось четыре нефтяных танкера с нефтью в первые годы войны, и большая часть нефти поступала из Венесуэлы через Кюрасао после того, как Италия заблокировала проход через Средиземное море с Ближнего Востока . [ 1 ]
Карибский бассейн имел дополнительное стратегическое значение для Соединенных Штатов . Южная береговая линия Мексиканского залива Соединенных Штатов , включая нефтяные объекты и торговлю по реке Миссисипи , может быть защищена в двух точках. Соединенные Штаты имели хорошие возможности для защиты Флоридского пролива , но были менее способны предотвратить доступ из Карибского моря через Юкатанский канал . Бокситы были предпочтительной рудой для производства алюминия и одним из немногих стратегических сырьевых материалов, недоступных в континентальной части Соединенных Штатов. Производство военных самолетов в США зависело от бокситов, импортируемых из Гвианы по морским путям, проходящим параллельно Малым Антильским островам . [ 2 ]
ВМС США 13 сентября 1939 года VP-51 Consolidated PBY Catalinas начал патрулирование нейтралитета вдоль Малых Антильских островов из Сан-Хуана, Пуэрто-Рико . [ 3 ] Соединенное Королевство создало военные базы на Тринидаде; а британские войска оккупировали Арубу, Кюрасао и Бонайре вскоре после того, как Нидерланды были захвачены нацистской Германией . Французский остров Мартиника воспринимался как возможная база для Оси кораблей , поскольку отношения Великобритании с вишистской Францией ухудшились после Второго перемирия в Компьене . в сентябре 1940 года Соглашение об эсминцах для баз позволило Соединенным Штатам построить базы в Британской Гвиане , а также на островах Грейт-Эксума , Ямайка , Антигуа , Сент-Люсия и Тринидад. [ 4 ]
Концепция
[ редактировать ]Объявление войны 8 декабря 1941 года отменило заявления Соединенных Штатов о нейтралитете, которые ранее защищали торговое судоходство в Западной Атлантике. Относительно неэффективные меры противолодочной борьбы (ПЛО) вдоль атлантического побережья США, наблюдаемые подводными лодками, участвовавшими в операции «Паукеншлаг», побудили использовать дальность действия немецких подводных лодок типа IX для изучения условий в том, что ранее было южной частью объявленной Пан Американская зона нейтралитета. На встрече 15 января 1942 года в Лорьяне бывшие капитаны Hamburg America Line с опытом работы на Карибах проинформировали командиров U-156 , U-67 , U-502 , U-161 и U-129 об условиях в этом районе. Первые три подводные лодки отплыли 19 января с приказом одновременно атаковать голландские нефтеперерабатывающие заводы 16 февраля. U-161 отправилась 24 января в атаку на Тринидад, а U-129 последовала за ней 26 января. U-126 отправилась 2 февраля для патрулирования наветренного прохода между Кубой и Эспаньолой ; и пять больших итальянских подводных лодок отплыли из Бордо будет патрулировать атлантическую сторону Малых Антильских островов. Эти одиннадцать подводных лодок будут патрулировать независимо, чтобы рассредоточить ресурсы противолодочной обороны союзников до тех пор, пока истощение продовольствия, топлива или торпед не потребует от них возвращения во Францию. [ 5 ]
Выполнение
[ редактировать ]Ю-156
[ редактировать ]Второй патруль U-156 находился под командованием Вернера Хартенштейна . Вечером 15 февраля U-156 всплыла после наступления темноты в двух милях от Арубы . Хартенштейн начал свою атаку в 01:31 16 февраля, когда он выпустил две торпеды по танкерам SS Pedernales и SS Oranjestad, стоящим на якоре возле Сан-Николааса . Десять минут спустя U-156 приблизилась к цели. 3/4 Лаго мили нефтеперерабатывающего завода в и приготовилась обстрелять его из своей палубной пушки калибра 10,5 см . Однако члену экипажа не удалось извлечь тампон из дульного среза, и первый снаряд взорвался в стволе. Один наводчик погиб, другой получил серьезные ранения, дульная часть ствола орудия была распахнута. После атаки U-156 проплыла мимо Ораньестада в 14 милях к западу и выпустила три торпеды по танкеру Shell Arkansas, стоявшему у причала Игл . Один ударил по кораблю, причинив незначительные повреждения, один промахнулся и исчез в воде, а третий выбросился на берег. 17 февраля четверо голландских морских пехотинцев были убиты при попытке обезвредить выброшенную на берег торпеду. Хартенштейн держал U-156 под водой к северу от Арубы после рассвета. С наступлением темноты экипаж похоронил моряка, погибшего в результате взрыва пушки, а капитан получил разрешение плыть на Мартинику , где раненый член экипажа был высажен на берег. Экипаж ножовками укоротил поврежденный ствол орудия на 40 сантиметров, а обрезом орудия потопил два встреченных корабля после того, как все торпеды были израсходованы при потоплении двух других кораблей. U-156 отправилась домой 28 февраля 1942 года. [ 6 ]
Дата [ 7 ] | Корабль [ 7 ] | Флаг [ 7 ] | Тоннаж (GRT) [ 7 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
16 февраля 1942 г. | Кремни | ![]() |
4,317 | Танкер торпедирован возле гавани Сан-Николаас , но позже отремонтирован |
16 февраля 1942 г. | Ораньестад | ![]() |
2,396 | Танкер торпедирован возле гавани Сан-Николаас и перевернулся за 48 секунд. [ 8 ] |
16 февраля 1942 г. | Арканзас | ![]() |
6,452 | Танкер торпедирован у пирса Игл недалеко от Ораньестада, но позже отремонтирован. |
20 февраля 1942 г. | Подложка | ![]() |
5,127 | Грузовое судно торпедировано 14 ° 45' с.ш. 62 ° 10' з.д. / 14,750 ° с.ш. 62,167 ° з.д. [ 9 ] |
25 февраля 1942 г. | Карьера | ![]() |
5,685 | Танкер |
27 февраля 1942 г. | Макгрегор | ![]() |
2,498 | Грузовое судно затонуло в результате обстрела |
28 февраля 1942 г. | Орегон | ![]() |
7,017 | На борту танкера, затонувшего в результате обстрела, погибли шесть членов экипажа 20 ° 44' с.ш. 67 ° 52' з.д. / 20,733 ° с.ш. 67,867 ° з.д. [ 10 ] |
Ю-67
[ редактировать ]Третий патруль U-67 находился под командованием Гюнтера Мюллера-Штокхайма . В координации с атакой на Арубу U-67 на Кюрасао направилась в гавань Виллемстада вскоре после полуночи 16 февраля, чтобы запустить шесть торпед по трем стоящим на якоре танкерам. Четыре носовые торпеды попали, но не взорвались. Две торпеды из кормовых труб подействовали на третий танкер. [ 11 ]
Дата [ 12 ] | Корабль [ 12 ] | Флаг [ 12 ] | Тоннаж (GRT) [ 12 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
16 февраля 1942 г. | Рафаэла | ![]() |
3,177 | Танкер торпедирован в гавани Виллемстада, но позже отремонтирован |
21 февраля 1942 г. | Конгсгаард | ![]() |
9,467 | Танкер |
14 марта 1942 г. | Пенелопа | ![]() |
8,436 | Танкер |
У-502
[ редактировать ]Третий патруль U-502 находился под командованием Юргена фон Розенштейна. В координации с атаками на Арубу и Виллемстад танкеры U-502 ждала, чтобы устроить засаду на мелкосидящие с сырой нефтью озера Маракайбо, направлявшиеся на нефтеперерабатывающие заводы. После того, как три танкера были объявлены пропавшими без вести, китайские экипажи уцелевших танкеров отказались выйти в море; и Associated Press передали сообщение о том, что движение танкеров в этом районе остановлено. U-502 двинулась на север и направилась домой через Наветренный проход после запуска последних торпед 23 февраля. [ 13 ]
Дата [ 14 ] | Корабль [ 14 ] | Флаг [ 14 ] | Тоннаж [ 14 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
16 февраля 1942 г. | тетя Хуана | ![]() |
2,395 | Мелкосидящий нефтяной танкер "Озеро Маракайбо" |
16 февраля 1942 г. | Монагас | ![]() |
2,650 | Мелкосидящий нефтяной танкер "Озеро Маракайбо" |
16 февраля 1942 г. | Сан Николас | ![]() |
2,391 | Мелкосидящий нефтяной танкер "Озеро Маракайбо" |
22 февраля 1942 г. | JNPew | ![]() |
9,033 | Танкер торпедирован 12 ° 40' с.ш. 74 ° 00' з.д. / 12,667 ° с.ш. 74 000 ° з.д. 000,33 убитых; 3 выживших [ 9 ] |
23 февраля 1942 г. | Таллия | ![]() |
8,329 | Танкер |
23 февраля 1942 г. | Солнце | ![]() |
9,002 | Пострадавших на борту нет. Танкер поврежден торпедой 13 ° 02' с.ш. 70 ° 41' з.д. / 13,033 ° с.ш. 70,683 ° з.д. [ 15 ] |
Ю-161
[ редактировать ]Второй патруль U-161 находился под командованием Альбрехта Ахиллеса . Ахиллес и его первый вахтенный офицер Бендер посетили Тринидад, когда до войны работали в компании Hamburg America Line. U-161 Тринидада вошла в гавань залива Пария на перископической глубине днем через глубокий узкий проход или Бока . Электронная система обнаружения подводных лодок зарегистрировала их проход в 09:30 18 февраля 1942 года, но сигнал был отклонен как сигнал патрульного катера. Проведя день, отдыхая на дне гавани, U-161 после наступления темноты всплыла на поверхность, чтобы торпедировать два стоящих на якоре корабля. Затем U-161 покинула залив с затопленными палубами и освещенными ходовыми огнями, напоминавшими одно из небольших судов в гавани; а затем двинулся на северо-запад, прежде чем вернуться, чтобы потопить корабль возле Бока . После захода солнца 10 марта 1942 года U-161 бесшумно вошла в мелкий узкий вход в гавань Кастри и всплыла на электродвигателях, чтобы торпедировать два грузовых корабля у причала; а затем выбежал под огонь пулеметов . Два грузовых судна только что прибыли с припасами для строительства новой американской базы; а гавань, ранее считавшаяся защищенной от атак подводных лодок, позже была оборудована противолодочной сетью. U-161 отправилась домой 11 марта 1942 года. [ 16 ]
Дата [ 17 ] | Корабль [ 17 ] | Флаг [ 17 ] | Тоннаж [ 17 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
19 февраля 1942 г. | Британский консул | ![]() |
6,940 | Танкер торпедирован в заливе Пария , но позже отремонтирован |
19 февраля 1942 г. | Мотихан | ![]() |
7,460 | грузового судна нет жертв На борту торпедированного в заливе Пария , но позже его отремонтировали [ 18 ] |
21 февраля 1942 г. | Цирцея Шелл | ![]() |
8,207 | Танкер |
23 февраля 1942 г. | Леденящий холод | ![]() |
7,001 | На борту торпедированного грузового судна нет жертв 14 ° 30' с.ш., 64 ° 45' з.д. / 14,500 ° с.ш., 64,750 ° з.д. [ 19 ] |
7 марта 1942 г. | Унивалеко | ![]() |
9,755 | Корабль «Китовая фабрика» использовался в качестве мазутовоза [ 20 ] |
10 марта 1942 г. | Леди Нельсон | ![]() |
7,970 | Грузовое судно торпедировано в гавани Кастри , но позже отремонтировано |
10 марта 1942 г. | ты его запутаешь | ![]() |
8,141 | Грузовое судно торпедировано в гавани Кастри , но позже отремонтировано |
14 марта 1942 г. | Сарниадок | ![]() |
1,940 | Грузовое судно взорвалось и исчезло через 30 секунд после попадания торпеды [ 21 ] 21 потерял ни одного выжившего |
15 марта 1942 г. | Акация | ![]() |
1,130 | USCG Тендер маяка затонул в результате обстрела к югу от Гаити |
Луиджи Торелли
[ редактировать ]Луиджи Торелли под командованием Антонио де Джакомо потопил два корабля. [ 22 ]
Дата [ 23 ] | Корабль [ 22 ] | Флаг [ 22 ] | Тоннаж [ 22 ] | Примечания [ 22 ] |
---|---|---|---|---|
19 февраля | Шотландская звезда | ![]() |
7300 брт | грузовое судно |
25 февраля | Это Копенгаген | ![]() |
9 200 брт | танкер |
Ю-129
[ редактировать ]Под командованием Николая Клаузена U-129 провела свой четвертый патруль, перехватывая бокситовые грузовые суда к юго-востоку от Тринидада. [ 24 ] Неожиданные затопления привели к временной остановке движения торговых судов. В радиопередачах союзников предлагались маршруты для торговых судов без сопровождения, когда плавание возобновится. Подводные лодки приняли передачу и ждали в предложенных местах. [ 25 ]
Дата [ 26 ] | Корабль [ 26 ] | Флаг [ 26 ] | Тоннаж [ 26 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
20 февраля | Нордванген | ![]() |
2400 брт | Бокситовое грузовое судно затонуло, выживших нет [ 27 ] |
23 февраля | Джордж Л. Ториан | ![]() |
1754 брт | Бокситовое грузовое судно |
23 февраля | Западная Зеда | ![]() |
5 658 брт | жертв на борту грузового судна нет [ 28 ] торпедирован в 09 ° 13' с.ш. 69 ° 04' з.д. / 9,217 ° с.ш. 69,067 ° з.д. [ 9 ] |
23 февраля | Леннокс | ![]() |
1904 брт | Бокситовое грузовое судно |
28 февраля | Байю | ![]() |
2605 брт | Марганцевый грузовой корабль |
3 марта | Мэри | ![]() |
5 104 брт | Грузовое судно [ 29 ] торпедирован в 08 ° 25' с.ш. 52 ° 50' з.д. / 8,417 ° с.ш. 52,833 ° з.д. [ 30 ] |
7 марта | Стальной век | ![]() |
6 188 брт | 33 человека убиты; единственный выживший взят в плен с торпедированного грузового судна 06 ° 45' с.ш. 53 ° 15' з.д. / 6,750 ° с.ш. 53,250 ° з.д. [ 30 ] |
Леонардо да Винчи
[ редактировать ]Леонардо да Винчи под командованием Луиджи Лонганези-Каттани потопил один корабль союзников. [ 22 ] и нейтральное бразильское грузовое судно. Выживших на бразильском корабле не оказалось, а факт затопления не был обнаружен. [ 31 ]
Дата [ 32 ] | Корабль [ 32 ] | Флаг [ 32 ] | Тоннаж [ 32 ] | Примечания [ 32 ] |
---|---|---|---|---|
25 февраля 1942 г. | Кабеделло | ![]() |
3775 брт | торпедирован в 16 ° 00' с.ш., 42 ° 30' з.д. / 16 000 ° с.ш., 42 500 ° з.д. ; все 54 руки проиграны |
28 февраля | Эверасма | ![]() |
3644 брт | грузовое судно торпедировано в 16 ° 00' с.ш., 49 ° 00' з.д. / 16 000 ° с.ш., 49 000 ° з.д. |
У-126
[ редактировать ]U-126 патрулировала Наветренный проход под командованием Эрнста Бауэра . [ 33 ]
Дата [ 34 ] | Корабль [ 34 ] | Флаг [ 34 ] | Тоннаж [ 34 ] | Примечания |
---|---|---|---|---|
2 марта | Ганни | ![]() |
2362 брт | грузовое судно |
5 марта | Мариана | ![]() |
3110 брт | никто не выжил с торпедированного грузового судна 22 ° 14' с.ш. 71 ° 23' з.д. / 22,233 ° с.ш. 71,383 ° з.д. [ 30 ] [36 потеряно] |
7 марта | Барбара | ![]() |
4637 брт | грузовое судно торпедировано в 20 ° 00' с.ш. 73 ° 56' з.д. / 20 000 ° с.ш. 73 933 ° з.д. [ 35 ] |
7 марта | Кардония | ![]() |
5 104 брт | грузовое судно торпедировано в 19 ° 53' с.ш. 73 ° 27' з.д. / 19,883 ° с.ш. 73,450 ° з.д. [ 35 ] |
8 марта | Эссо Боливар | ![]() |
10 389 брт | танкер, поврежденный торпедами, в пределах видимости Гуантанамо [ 36 ] |
9 марта | Ганзит | ![]() |
8 241 брт | танкер |
12 марта | Техасский | ![]() |
7005 брт | грузовое судно торпедировано в 21 ° 32' с.ш. 76 ° 24' з.д. / 21,533 ° с.ш. 76,400 ° з.д. [ 37 ] |
12 марта | Ольга | ![]() |
2496 брт | грузовое судно торпедировано в 23 ° 39' с.ш. 77 ° 00' з.д. / 23,650 ° с.ш. 77 000 ° з.д. [ 37 ] |
13 марта | Крах | ![]() |
5 518 брт | грузовое судно повреждено торпедой 22 ° 14' с.ш. 77 ° 35' з.д. / 22,233 ° с.ш. 77,583 ° з.д. [ 37 ] |
Энрико Таццоли
[ редактировать ]Большой 1331-тонный корабль «Энрико Таццоли» под командованием Карло Фесия ди Коссато потопил шесть кораблей. [ 22 ]
Дата [ 38 ] | Корабль [ 38 ] | Флаг [ 38 ] | Тоннаж [ 38 ] | Примечания [ 38 ] |
---|---|---|---|---|
6 марта | Астрея | ![]() |
1406 брт | грузовое судно |
6 марта | Тонсбергфьорд | ![]() |
3156 брт | грузовое судно торпедировано в 31 ° 22' с.ш. 68 ° 05' з.д. / 31,367 ° с.ш. 68,083 ° з.д. при 1 убитом |
8 марта | Монтевидео | ![]() |
5785 брт | грузовое судно торпедировано в 29 ° 13' с.ш. 69 ° 35' з.д. / 29,217 ° с.ш. 69,583 ° з.д. при 14 убитых |
10 марта | Лебедь | ![]() |
3628 брт | грузовое судно торпедировано в 24 ° 05' с.ш. 74 ° 20' з.д. / 24,083 ° с.ш. 74,333 ° з.д. без потерь |
13 марта | Дейтонский | ![]() |
6 434 брт | грузовое судно торпедировано в 26 ° 33' с.ш. 74 ° 43' з.д. / 26,550 ° с.ш. 74,717 ° з.д. при 1 убитом |
15 марта | Ателькуин | ![]() |
8780 брт | Танкер торпедирован в 26 ° 50' с.ш. 75 ° 40' з.д. / 26,833 ° с.ш. 75,667 ° з.д. при 3 убитых |
Джузеппе Финци
[ редактировать ]Большой 1331-тонный «Джузеппе Финци» под командованием Уго Джудиче потопил три корабля. [ 22 ]
Дата [ 39 ] | Корабль [ 40 ] | Флаг [ 40 ] | Тоннаж [ 40 ] | Примечания [ 40 ] |
---|---|---|---|---|
7 марта | Мельпомена | ![]() |
7000 брт | танкер |
7 марта | Сконе | ![]() |
4500 брт | грузовое судно |
10 марта | Чарльз Расин | ![]() |
10 000 брт | Танкер торпедирован без потерь [ 41 ] |
Морозини
[ редактировать ]Подводная лодка «Марчелло класса Морозини » под командованием Атоса Братства потопила три корабля. [ 22 ]
Дата [ 42 ] | Корабль [ 42 ] | Флаг [ 42 ] | Тоннаж [ 42 ] | Примечания [ 42 ] |
---|---|---|---|---|
12 марта | Стангарт | ![]() |
5 966 брт | грузовое судно торпедировано в 22 ° 45' с.ш. 57 ° 40' з.д. / 22,750 ° с.ш. 57,667 ° з.д. |
15 марта | Он качается | ![]() |
6341 брт | Танкер торпедирован, 4 человека убиты |
23 марта | Педер Книга | ![]() |
9 741 брт | Танкер торпедирован в 24 ° 53' с.ш., 57 ° 30' з.д. / 24,883 ° с.ш., 57,500 ° з.д. без потерь |
Результаты
[ редактировать ]Нефтеперерабатывающий завод в Арубе находился в пределах досягаемости палубных орудий от глубокой воды. Гранд-адмирал Эрих Редер предпочел бы обстрел нефтеперерабатывающего завода в качестве первого действия операции «Нойланд». Основываясь на опыте относительного ущерба, причиняемого палубными орудиями по сравнению с торпедами, офицеры подводных лодок решили начать с торпедирования танкеров, чтобы вызвать большие пожары с растекающейся нефтью. Результаты первоначальных атак на Арубу и Кюрасао были сведены на нет из-за сбоев оружия; а последующие попытки обстрела нефтеперерабатывающего завода на Арубе были пресечены оборонительным огнем большего количества береговой артиллерии большего калибра и патрулями с поднятыми по тревоге самолетами и преследователями подводных лодок . [ 43 ]
Важным звеном в транспортировке нефтепродуктов с нефтяных месторождений Венесуэлы был флот небольших танкеров, предназначенных для достижения скважин мелководного озера Маракайбо и транспортировки сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы. Примерно десять процентов этих танкеров были уничтожены в первый день операции «Нейланд». Уцелевшие танкеры были временно обездвижены, когда их китайские экипажи взбунтовались и отказались плыть без противолодочного сопровождения. [ 44 ] Производительность нефтеперерабатывающего завода снизилась, а мятежников посадили в тюрьму до возобновления плавания. [ 45 ]
Торпедирование кораблей в защищенных гаванях было относительно необычным явлением в битве за Атлантику. Подводные лодки чаще устанавливали мины, чтобы обеспечить скрытный выход. в заливе Пария и Кастри Хотя результаты были восприняты как менее значительные, сложность атак U-161 была сравнима с Гюнтера Прина проникновением в Скапа-Флоу . [ 46 ]
Патрулирование наветренного прохода U-126 было удачным, чтобы использовать рассредоточение противолодочных сил на севере и юге. U-126 потопила несколько кораблей в пределах видимости военно-морской базы Гуантанамо . [ 47 ]
Нойланд и Паукеншлаг были открыты с таким же количеством подводных лодок; но эффективность Нейланда была повышена за счет координации с итальянскими подводными лодками. Уровень успеха итальянских подводных лодок в борьбе с концентрацией незащищенных кораблей, плавающих самостоятельно, редко повторялся и ознаменовал собой высшую точку эффективного сотрудничества стран Оси в битве за Атлантику. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Келшалл, стр. 7-22.
- ^ Келшалл, стр.7-18.
- ^ Скарборо, Уильям Э. «Нейтралитвный патруль: чтобы удержать нас от Второй мировой войны?» стр.18-23 НОВОСТИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ март – апрель 1990 г.
- ^ Келшалл, стр. 4-24.
- ^ Блер, стр. 503-509 и 728.
- ^ Келшалл, стр. 26-31,42,47-48 и 57.
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-156» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Кеншалл стр.29
- ^ Jump up to: а б с Крессман стр.77
- ^ Крессман стр.79
- ^ Келшалл, стр. 26 и 32.
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-67» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Келшалл, стр. 26,33,35,43-44 и 54.
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-502» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Крессман стр.78
- ^ Келшалл, стр. 26,35-42,44,49-51,60-64 и 67.
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-161» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Крессман стр.76
- ^ Крессман, стр.77-78.
- ^ «СС Унивалеко (+1942)» . www.recsite.eu . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Келшалл стр.66
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блэр с.508
- ^ Келшалл, стр. 45 и 56.
- ^ Блэр стр.507
- ^ Келшалл стр.55
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-129» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ «Д/С Нордванген» . warsailors.com . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Келшалл стр.53
- ^ Келшалл стр.57
- ^ Jump up to: а б с Крессман стр.80
- ^ Келшалл стр.56
- ^ Jump up to: а б с д и «Леонардо да Винчи». Архивировано 13 марта 2012 года в Wayback Machine на сайте regiamarina.net, Криштиану Д'Адамо; получено 25 июля 2019 г.
- ^ Келшалл стр.52
- ^ Jump up to: а б с д «Информация о патрулировании U-126» . Гудмундур Хельгасон . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Крессман стр.81
- ^ Келшалл стр.60
- ^ Jump up to: а б с Крессман стр.82
- ^ Jump up to: а б с д и Энрико Таццоли. Архивировано 27 июля 2020 года в Wayback Machine на сайте regiamarina.net, Криштиану Д'Адамо; получено 25 июля 2019 г.
- ^ Келшалл, стр. 58 и 60.
- ^ Jump up to: а б с д Джузеппе Финци. Архивировано 13 ноября 2020 года на сайте regiamarina.net , Криштиану Д'Адамо; получено 25 июля
- ^ «М/Т Шарль Расин» . warsailors.com . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Морозини. Архивировано 30 ноября 2018 года в Wayback Machine на сайте regiamarina.net, Криштиану Д'Адамо; получено 25 июля 2019 г.
- ^ Блер, стр. 504–505.
- ^ Блэр, стр. 505–506.
- ^ Келшалл с. 43.
- ^ Блэр с. 506.
- ^ Келшалл, стр. 58–60.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Охотники 1939-1942 Random House (1996) ISBN 0-394-58839-8
- Крессман, Роберт Дж. Официальная хронология ВМС США во время Второй мировой войны, издательство военно-морского института (2000) ISBN 1-55750-149-1
- Кафка, Роджер и Пеппербург, Рой Л. Военные корабли мира Cornell Maritime Press (1946)
- Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN 1-55750-452-0
- Морисон, Сэмюэл Элиот, История военно-морских операций США во Второй мировой войне (том I) Битва за Атлантику, сентябрь 1939 г. - май 1943 г., Литтл, Браун и компания (1975)
- 1942 год в Карибском море
- Операции в Карибском море времен Второй мировой войны
- Подводные лодки
- Конфликты 1942 года
- Военная история Карибского бассейна
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Нидерландов
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- 1942 год на Арубе.
- 1942 год на Кюрасао и зависимых территориях.
- 1942 год в Пуэрто-Рико.
- 1942 год в Венесуэле.
- Морские инциденты в Венесуэле
- События февраля 1942 года
- События марта 1942 года
- Карл Дёниц