Конвой HG 73
Конвой HG.73 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Адмирал Карл Дёниц | |||||
Сила | |||||
5 подводных лодок 3 итальянские подводные лодки |
25 торговых судов 16 сопровождающих | ||||
Жертвы и потери | |||||
10 кораблей потоплены |
Convoy HG 73 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был 73-й из пронумерованных конвоев HG, домой на Британские острова из Гибралтара направлявшихся . Конвой покинул Гибралтар 17 сентября 1941 года. [ 1 ] был найден 18 сентября и подвергся нападению в течение следующих десяти дней. Девять кораблей конвоя были потоплены до того, как 28 сентября подводные лодки исчерпали запас торпед. [ 2 ] Уцелевшие корабли достигли Ливерпуля 1 октября. [ 1 ]
Задействованные силы
[ редактировать ]HG 73 состоял из 25 кораблей, направлявшихся домой из Гибралтара, многие из которых находились в балласте или везли торговые товары. Командиром конвоя был контр-адмирал. КЕЛ Крейтон на грузовом лайнере Avoceta Конвой охраняла группа сопровождения командования западных подходов . В его состав входили шлюп HMS Fowey и восемь корветов , усиленные вспомогательным зенитным крейсером/ истребительным катапультным кораблем HMS Springbank . Эскорт конвоя в течение первых нескольких дней был усилен эсминцами « Дункан» , «Вими» и «Фарндейл» , а также неоднократно усиливался на протяжении всего путешествия по мере того, как приходили и уходили военные корабли.
Против HG 73 выступила специальная волчья стая из пяти подводных лодок ( U-124 , U-201 , U-203 , U-205 и U-371 ) совместно с группой из четырех итальянских подводных лодок ( «Да Винчи» , Маласпина , Морозини и Торелли ) на патрулировании западнее Гибралтарского пролива . Им помогали самолеты Kampfgeschwader 40 (KG40), летавшие на дальнемагистральных Fw 200 Condors , базировавшихся в Бордо .
Действие
[ редактировать ]HG 73 вышел из Гибралтара 17 сентября 1941 года, и о нем почти сразу же сообщили немецкие агенты через залив в нейтральной Испании ; они смогли сообщить состав конвоя, численность эскорта и время отправления.
«Кондоры» из KG40 и четыре итальянские подводные лодки (без ведома Befehlshaber der U-Boote «Командование подводных лодок» (BdU), одна из них, Malaspina , уже была уничтожена на прошлой неделе). [ 3 ] ) было приказано искать конвой, а три подводные лодки дальше на север были развернуты в поисковом патруле на вероятном маршруте конвоя.
18 сентября «Кондор» заметил HG 73 у мыса Сент-Винсент , но его отогнал « Фулмар» , запущенный из Спрингбанка .
19 сентября конвой снова был замечен сначала Морозини , а затем U-371 , хотя обе потеряли контакт; Морозини выбыл из погони из-за неисправности двигателя. [ 4 ] а U-371 , направлявшейся в Средиземное море, было приказано продолжить путь.
20 сентября эсминцы «Дункан» и «Фарндейл» ушли, но были заменены эсминцем « Уайлд Свон» .
Также 20 сентября U-124 вступила в контакт, но это оказался конвой OG 74 , направлявшийся на юг . Не зная об этом, BdU приказал U-201 присоединиться к ней, и в течение следующих двух дней и ночей обе подводные лодки атаковали OG 74, сумев потопить пять кораблей, хотя оба получили повреждения и истощили запас торпед.
Тем временем HG 73 был атакован итальянскими лодками, хотя и безуспешно: в ночь с 21 на 22 сентября Вими предпринял многообещающую атаку на контакт, и позже ему приписали разрушение Маласпины , хотя позже предполагалось, что эта атака имела побывал на Торелли , который уцелел, но был сильно поврежден и вынужден вернуться на базу. [ 5 ]
22 сентября два эсминца, Vimy и Wild Swan , покинули эскорт и были заменены эсминцем Highlander .
23 сентября да Винчи вышел на контакт и в течение дня следил за конвоем, но не смог атаковать. [ 6 ]
24 сентября «Кондор» заметил конвой и сообщил о возгорании трех кораблей, хотя британские записи показывают, что ни один корабль не пострадал. еще две подводные лодки ( U-203 и U-205 BdU направил в атаку со стороны Франции ); они прибыли в течение следующих двух дней.
25 сентября U-124 вступила в контакт в сильном волнении и обстреляла корабль, идентифицированный как крейсер; Возможно, это был Спрингбанк , но попаданий не было, и ни один корабль союзников не заметил никакой атаки. Той ночью к ним присоединилась U-203 , и обе подводные лодки атаковали, нанеся несколько попаданий. Сразу после полуночи U-203 потопила Авосету и Варенгберг , но подверглась атаке корвета Ларкспур . Через несколько часов U-124 потопила «Кортес» и «Буревестник» . Каботажное судно «Чибис » остановилось, чтобы забрать выживших с этих двух кораблей, но перед рассветом было торпедировано. Из 109 человек на этих трех кораблях выжило только 18, достигших берега после двухнедельного плавания в открытой спасательной шлюпке.
26 сентября «Горец» отошел от эскорта, а U-124 и U-203 продолжали следовать за ним. U-201 и U-205 также присоединились, но в течение дня U-205 была атакована самолетом союзников; она была повреждена и вынуждена вернуться на базу.
В ночь с 26 на 27 сентября три подводные лодки, вошедшие в контакт, снова атаковали; незадолго до полуночи U-124 потопила Сиремальм, а в 2 часа ночи U-201 торпедировала и потопила Сервантеса , а также торпедировала Спрингбанк . Выжившие из Спрингбанка были эвакуированы, а Жасмин потопила Спрингбанк артиллерийским огнем, вместо того, чтобы оставить ее в качестве опасности.
В течение 27 сентября три лодки продолжали слежку, и той ночью U-201 предприняла последнюю атаку, потопив Маргарету ; ни U-124 , ни U-203 больше атаковать не смогли.
При этом преследующие подводные лодки были вынуждены прекратить операцию и вернуться на базу для перевооружения. HG 73 остался без дальнейших происшествий и прибыл в Ливерпуль 1 октября. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на все усилия эскортных сил, из 25 кораблей, вышедших из Гибралтара, были потеряны девять и одно эскортное судно, что сделало эту потерю любого конвоя HG и одной из худших за всю атлантическую кампанию . Из 117 конвоев серии HG, курсировавших за три года с сентября 1939 по сентябрь 1942 года, тринадцать (чуть более одного из десяти) подверглись атакам: из 2994 переданных кораблей 55 (примерно один из двадцати) были потеряны; 39 человек пострадали от атак на конвои, подобные этому, и еще 16 потерь вне конвоя. [ 8 ]
Операция стала победой нападающих, хотя заявленные успехи были значительно преувеличены. Трем командирам подводных лодок приписывают потопление 15 кораблей общим водоизмещением 91 000 брутто-тонн, в то время как три корабля, замеченные затонувшими 24 сентября, были приписаны Маласпине , которая не вернулась и поэтому не смогла сообщить иное. Фактический тоннаж девяти затопленных кораблей составил 25 800 брт; Это несоответствие объясняется тем, что каботажные суда меньшего размера на Гибралтарском маршруте ошибочно идентифицируются как более крупные океанские грузовые суда. Однако это была высшая точка успеха Оси на Гибралтарском маршруте; Всего два месяца спустя потери, понесенные при атаке HG 76 , вынудили BdU отказаться от операций здесь в пользу более слабых целей в других местах.
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Всего к конвою в Гибралтаре присоединились 25 торговых судов. [ 9 ]
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Авосета (1923) | ![]() |
3,442 | Пассажирский корабль. Потоплен U-203. [ 10 ] 26 сентября, погибло 123 человека. Корабль конвоя-коммодора (контр-адмирал КЭЛ Крейтон МВО ) |
Сервантес (1919) | ![]() |
1,810 | Потоплен U-201. [ 11 ] 27 сентября, 8 погибших |
Кортес (1919) | ![]() |
1,374 | Потоплен U-203. [ 12 ] 26 сентября, все 43 члена экипажа погибли. |
Коксволд (1938) | ![]() |
1,124 | |
Крессадо (1913) | ![]() |
1,228 | |
Эбро (1920) | ![]() |
1,547 | |
Эмпайр-Лейк (1941) | ![]() |
2,852 | |
Имперский поток (1941) | ![]() |
2,911 | Потоплен U-124. [ 13 ] 25 сентября, 8 погибших |
Финляндия (1939) | ![]() |
1,375 | |
Ланархон (1928) | ![]() |
1,221 | Направляется в Дублин |
Чибис (1920) | ![]() |
1,348 | Отставник. Потоплен U-203. [ 14 ] 26 сентября, 24 погибших, включая выживших, которых она спасла от Кортеса и Буревестника . |
Ледгейт (1925) | ![]() |
2,125 | |
Маргарет (1904) | ![]() |
3,103 | Потоплен U-201. [ 15 ] 27 сентября смертей нет. Выжившие были подобраны HMS Hibiscus и высажены в Гибралтаре. |
Марклин (1918) | ![]() |
3,090 | |
Мета (1930) | ![]() |
1,575 | |
Панос (1920) | ![]() |
4,914 | |
Пенхейл (1924) | ![]() |
4,071 | |
Буревестник (1920) | ![]() |
1,354 | Потоплен U-124. [ 16 ] 26 сентября, 22 погибших |
Радби (1924) | ![]() |
4,846 | |
Сиремальм (1906) | ![]() |
2,468 | Потоплен U-201. [ 17 ] 26 сентября, все 27 членов экипажа погибли. |
Я надеюсь (1922) | ![]() |
1,589 | |
Скворец (1930) | ![]() |
1,320 | |
Швейцария (1922) | ![]() |
1,291 | |
Ванеллус (1921) | ![]() |
1,886 | Капитан корабля - вице-коммодор конвоя. |
Варангберг (1915) | ![]() |
2,842 | Потоплен U-203. [ 18 ] 26 сентября, 21 погибший |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Конвой в разное время сопровождали несколько вооруженных военных кораблей. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаага, стр. 177–178.
- ^ Ровер и Хуммельхен, с. 86
- ^ Итальянская подводная лодка Алессандро Маласпина на regiamarina.net.
- ^ Итальянская подводная лодка Франческо Морозини на regiamarina.net
- ^ Итальянская подводная лодка Луиджи Торелли на regiamarina.net
- ^ Итальянская подводная лодка Леонардо да Винчи на regiamarina.net.
- ^ Блэр стр. 389-391
- ^ Гаага стр. 117
- ^ Jump up to: а б «Конвой HG.73» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Авосета — британский пароход-пассажирский корабль» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Сервантес – британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Кортес — британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Empire Stream — британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Чибис – британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Маргарета – британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Буревестник — британский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Сиремальм – норвежский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «Варангберг – норвежский торговец паром» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ «HMS Springbank — британский истребительный катапультный корабль» . www.uboat.net . Проверено 6 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000) [1996]. Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. Я (ред. Касселла). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-304-35260-9 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Ровер, Дж; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- HG.73 в convoyweb
- Конвой HG 73 на uboat.net