Конвой ПО 127
Конвой ПО 127 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику | |||||||
HMCS Оттава | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Канада | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
RADM сэр Э.О. Кокрейн KBE LCDR AH "Добби" Добсон RCNR [ 1 ] | Адмирал Карл Дёниц | ||||||
Сила | |||||||
35 грузовых судов 4 эсминца 4 корвета | 13 подводных лодок | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Потоплено 6 грузовых судов (44 113 брт ). 24 убитых/утонувших 1 эсминец потоплен 114 убитых/утонувших |
Конвой ПО 127 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был 127-й из пронумерованной серии конвоев ON , направлявшихся с Британских островов в Северную Америку, и единственный североатлантический торговый конвой 1942 или 1943 годов, когда все подводные лодки, развернутые против конвоя, выпустили торпеды. [ 2 ] Корабли покинули Ливерпуль 4 сентября 1942 года. [ 3 ] и встретились в полдень 5 сентября. [ 1 ] флота Канады Среднеокеанская группа сопровождения Королевского военно-морского C-4, состоящая из класса «Ривер» эсминца «Оттава» и класса «Таун» эсминца «Сент-Круа» с типа «Цветок» корветами «Амхерст» , «Арвида» , «Шербрук» и «Челандин» . [ 4 ] Командир острова Санта-Крус , исполняющий обязанности капитан-лейтенанта А. Х. «Добби» Добсон (RCNR), был старшим офицером группы сопровождения. [ 1 ] Канадские корабли имели радары типа 286 с длиной волны , но ни один из их комплектов не работал. [ 5 ] «Челандайн» нес радар Тип 271 сантиметрового диапазона волн . [ 5 ] Ни один из кораблей не имел HF/DF . высокочастотных пеленгаторов [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Когда прибрежные конвои в Западной Атлантике положили конец второму счастливому времени , адмирал Карл Дёниц , Befehlshaber der U-Boote ( BdU ), или главнокомандующий подводными лодками, переключил внимание на центральную часть Атлантики, чтобы избежать патрулирования самолетов. Хотя маршрут конвоя в середине океана был менее предсказуемым, Дёниц ожидал, что возросшее количество производимых подводных лодок сможет эффективно обыскивать этот район, используя преимущества разведданных, полученных благодаря расшифровке B-Dienst британского военно-морского шифра номер 3. [ 6 ] Однако только 20 процентов из 180 трансатлантических конвоев, плывших с конца июля 1942 года по конец апреля 1943 года, потеряли корабли в результате нападения подводных лодок. [ 7 ]
Первоначальный контакт
[ редактировать ]Волчья стая Форвартс формировалась примерно в 500 милях к западу от Ирландии , когда конвой покидал Ливерпуль. [ 8 ] U-91 , U-92 , U-96 , U-211 , U-218 , U-380 , U-404 , U-407 , U-411 , U-584 , U-594 , U-608 и U -659 выстроил линию поиска на пути конвоя, сразу за пределами досягаемости наземных самолетов. [ 2 ] U-584 сообщила о конвое 9 сентября, но в тот же вечер потеряла связь. [ 2 ]
10 сентября
[ редактировать ]U-96 восстановила контакт 10 сентября и торпедировала норвежский танкер Svene , танкер FJWolfe и бельгийское грузовое судно Elisabeth van Belgie в одной подводной атаке при дневном свете. [ 2 ] Шербрук отступил, чтобы помочь торпедированным кораблям, в то время как острова Санта-Крус , Оттава и Селандин безуспешно искали U-96 . [ 8 ] FJWolfe смог вернуться на свою позицию вместе с конвоем. [ 9 ] Оттава продолжала патрулировать позади конвоя после того, как острова Санта-Крус и Селандин возобновили свои обычные патрульные посты. [ 8 ]
Скоординированная ночная атака на конвой началась с того, что U-659 торпедировала британский танкер Empire Oil вечером 10 сентября. [ 2 ] [ 10 ] Остров Санта-Крус установил контакт с помощью SONAR непосредственно перед атакой, а Селандин , Оттава и остров Санта-Крус начали поиск U-659 после атаки. [ 8 ] Острова Санта-Крус и Оттава отступили, чтобы спасти 23 члена экипажа затонувшего танкера из 41 человека. [ 11 ] U-404 торпедировала танкер «Марит II» , U-608 выпустила торпеды, не зацепившие конвой, U-218 торпедировала танкер « Фьордаас» , а U-92 и U-594 выпустили торпеды, не зацепившие конвой перед Оттавой , островом Санта-Крус и чистотелом. снова присоединился к конвою. [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ] Шербрук остался позади конвоя, помогая кораблям, торпедированным U-96 , и спас всех, кроме одного, членов экипажа тонущих Svene и Элизабет ван Бельги . Оставшиеся эскорты контратаковали, и повреждение глубинной бомбы вынудило U-659 и U-218 вернуться в порт. [ 14 ] [ 15 ] И Марит II , и Фьордаас смогли вернуться на свои места в конвое. [ 16 ] Позднее Empire Oil за кормой конвоя была потоплена U-584 .
11 сентября
[ редактировать ]Ни один из радиолокационных комплексов сопровождения 11 сентября не работал. U-584 торпедировала норвежский «Хиндангер» во время подводной атаки при дневном свете, в то время как остров Санта-Крус исследовал визуальное наблюдение на расстоянии шести миль. Амхерст отступил и спас всех Хиндгера членов команды , кроме одного . 120 - Патрульный бомбардировщик B-24 Liberator из й эскадрильи Королевских ВВС предотвратил дальнейшие атаки в дневное время 11 сентября. [ 15 ] но U-96 потопила 415-тонный португальский парусный траулер огнем в районе конвоя. [ 2 ] [ 14 ] В ходе скоординированных ночных атак U-380 промахнулась залпом из четырех торпед, U-211 торпедировала британский китовый завод «Гектория» и грузовое судно Empire Moonbeam , U-92 не попала в «Оттаву» четырьмя торпедами, а U-404 торпедировала танкер «Дагильд» перед Амхерстом и Шербрук присоединился к конвою. [ 14 ] Дагильд сохранял свое место в конвое, а Арвида спас всех, кроме четырех, из 140 членов экипажа с «Гектории» и «Империи Мунбим», за кормой конвоя прежде чем эти корабли были потоплены U-608 . [ 2 ] [ 9 ] [ 17 ]
Прощальные кадры
[ редактировать ]Отличная видимость 12 сентября позволила близкому переднему прикрытию из четырех эскортов отпугнуть подводные лодки, замеченные на расстоянии до 7 миль. Ю-407 и Ю-594 в ту ночь неудачно выпустили торпеды. U-594 потопила отстающую Каменную улицу [ 12 ] когда 13 сентября конвой оказался в пределах досягаемости канадских патрульных бомбардировщиков Кансо из Ботленда, Ньюфаундленд. [ 14 ] В сумерках эскорт был усилен класса Town эсминцем HMCS Annapolis и классов V и W эсминцем HMS Witch из базирующихся в Ньюфаундленде Western Local Escort Force (WLEF). И U-91 , и U-411 безуспешно выпустили торпеды, в то время как U-91 торпедировала канадский эсминец класса River HMCS Ottawa в предрассветные часы 14 сентября. [ 18 ] «Оттава» затонула вместе со 114 членами экипажа. [ 14 ] Остальная часть конвоя достигла Нью-Йорка 20 сентября 1942 года. [ 3 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Имя [ 19 ] | Национальность [ 19 ] | Мертвый [ 9 ] | Тоннаж (GRT) [ 19 ] |
Груз [ 9 ] | Примечания [ 19 ] |
---|---|---|---|---|---|
Ательгерцогиня (1929) | Великобритания | 8,940 | Пункт назначения Нью-Йорк; нес коммодор конвоя контр-адмирал сэр Э.О. Кокрейн KBE | ||
Баян (1917) | Великобритания | 6,815 | Направление Галифакс | ||
Богемный клуб (1921) | Соединенные Штаты | 6,906 | |||
Бостон-Сити (1920) | Великобритания | 2,870 | Китайская глина и почта | Ветеран конвоя СК 94 ; Пункт назначения Нью-Йорк; выжил в этом конвое, конвое SC 104 и конвое SC 122 | |
Британская выносливость (1936) | Великобритания | 8,406 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Британская традиция (1942) | Великобритания | 8,443 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Клаузина (1938) | Великобритания | 8,083 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Дагильд (1927) | Норвегия | 9,272 | Торпедирован, но выжил и через 5 месяцев был потоплен в конвое SC 118. | ||
Домби (1932) | Великобритания | 5,582 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Эгда (1939) | Норвегия | 10,050 | Ветеран конвоя HX 79 ; Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Черный дрозд (1930) | Великобритания | 8,092 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Элизабет Бельгийская (1909) | Бельгия | 1 | 4,241 | В балласте | Потоплен U-96 10 сентября. |
Эмпайр Литтон (1942) | Великобритания | 9,807 | Достиг Нью-Йорка и через 4 месяца был потоплен в Convoy TM 1. | ||
Империя лунного луча (1941) | Великобритания | 3 | 6,849 | В балласте | Ветеран конвоя СК 94 ; потоплена U-211 и U-608 12 сентября. |
Империя Ойл (1941) | Великобритания | 18 | 8,029 | В балласте | Потоплена U-659 и U-584 11 сентября. |
Империя Моряк (1926) | Великобритания | 6,140 | Общее положение | Пункт назначения Галифакс; перевозил вице-коммодора конвоя капитана Х. Дж. Вудворда, DSO RN | |
Империя Теккерея (1942) | Великобритания | 2,865 | Направление Галифакс | ||
Ф. Дж. Вульф (1932) | Великобритания | 12,190 | Повреждена U-96 10 сентября; прибыл в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, 16 сентября. | ||
Фьорд Даас (1931) | Норвегия | 7,361 | Вернулся к Клайду; поврежден U-218 11 сентября | ||
Г. К. Бровиг (1930) | Норвегия | 9,718 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Гектор (1899) | Великобритания | 1 | 13,797 | В балласте | Ветеран колонны ПО 67 ; потоплена U-211 и U-608 12 сентября. |
Херангер (1930) | Норвегия | 4,877 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Хиндангер (1929) | Норвегия | 1 | 4,884 | В балласте | Потоплен U-584 11 сентября. |
Лауритс Свенсон (1930) | Норвегия | 5,725 | возня | ||
Свобода верит (1919) | Соединенные Штаты | 4,979 | Направление Галифакс | ||
Марит II (1922) | Норвегия | 7,417 | Повреждён U-404 11 сентября; достиг Сент-Джонса, Ньюфаундленд | ||
Модавия (1927) | Великобритания | 4,858 | Направление Галифакс | ||
Монтевидео (1928) | Норвегия | 4,639 | Пункт назначения Нью-Йорк; выжил этот конвой и конвой HX 228 | ||
Нанкин (1924) | Швеция | 5,931 | 8 пассажиров | Пункт назначения Нью-Йорк | |
Патчешем (1920) | Великобритания | 6,090 | Отправлен в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, 15 сентября. | ||
Пан-Грузия (1919) | Соединенные Штаты | 8,197 | Пункт назначения Нью-Йорк | ||
Каменная улица (1922) | Панама | 6,131 | Снят с дефектами 12 сент.; потоплен U-594 | ||
Взлет (1930) | Норвегия | 0 | 6,313 | В балласте | Потоплен U-96 10 сентября. |
Вардефьель (1940) | Норвегия | 8,316 | Вернулся в Клайд с дефектами двигателя. | ||
Виллемсплейн (1910) | Нидерланды | 5,489 | Уголь | Ветеран конвоя СК 94 ; Направление Галифакс |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Милнер 1985 с. 159
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ровер и Хуммельхен, 1992, с. 161
- ^ Jump up to: а б Гаага, 2000 г. р. 158
- ^ Милнер 1985 с. 289
- ^ Jump up to: а б с Блэр 1998 с. 30
- ^ Таррант с. 108
- ^ Гаага, стр. 132, 137–138, 161–162, 164, 181.
- ^ Jump up to: а б с д Милнер 1985 с. 160
- ^ Jump up to: а б с д Гаага, 2000 г. р. 161
- ^ Милнер 1985, стр. 162.
- ^ Милнер 1985 с. 161
- ^ Jump up to: а б Милнер 1985 с. 162
- ^ Блер, 1998, стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б с д и Блэр 1998 с. 31
- ^ Jump up to: а б Милнер 1985, стр. 161.
- ^ Милнер 1985, стр. 160–161.
- ^ Милнер 1985, стр. 161–163.
- ^ Милнер 1985 с. 163
- ^ Jump up to: а б с д «НА конвоях» . База данных конвоев Эндрю Хейга . Проверено 26 мая 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война. Преследуемые 1942–1945 гг . Случайный дом. ISBN 0-679-45742-9 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Лентон, ХТ; Колледж, Джей-Джей (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания.
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Таррант, В.Е. (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-520-Х .