Jump to content

Операция Почтмейстер

Координаты : 3 ° 45'40 "N 8 ° 46'50" E  / 3,76111 ° N 8,78056 ° E  / 3,76111; 8.78056
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Операция Почтмейстер
Часть операций SOE и битвы за Атлантику

Итальянский грузовой лайнер Duchessa d'Aosta, захваченный в ходе рейда
Дата 14 января 1942 г.
Расположение 3 ° 45'40 "N 8 ° 46'50" E  / 3,76111 ° N 8,78056 ° E  / 3,76111; 8.78056
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания
Командиры и лидеры
Гас Марч-Филлипс Капитан Дятел
Сила
Малый рейдовый отряд, 11 человек
Руководитель специальных операций 4 человека
местные волонтеры 17 человек
«Герцогиня Аоста» 46 Экипаж корабля
Бибунди неизвестен Экипаж корабля
Ликомба неизвестен Экипаж корабля
Жертвы и потери
Никто Захвачено 29 членов экипажа и одно торговое судно с двумя шлюпками.

Операция «Почтмейстер» — британская спецоперация, проводившаяся на испанском острове Фернандо-По , ныне известном как Биоко, недалеко от Западной Африки в Гвинейском заливе , во время Второй мировой войны . Миссия была выполнена Малыми рейдовыми силами (SSRF) и Управлением специальных операций (SOE) в январе 1942 года. Их целью было взять на абордаж итальянские и немецкие корабли в гавани и направить их в Лагос . SSRF под командованием майора Гаса Марча-Филлипса покинула Великобританию в августе 1941 года и отплыла на траулере Brixham « Maid of Honor» , [1] в испанскую колонию.

Британские власти в этом районе отказались поддержать рейд, который они сочли нарушением нейтралитета Испании. Разрешение на проведение операции в конечном итоге было получено от Министерства иностранных дел в Лондоне . 14 января 1942 года, когда корабельные офицеры присутствовали на вечеринке, устроенной агентом ЗОЕ, коммандос вошли в порт на двух буксирах, одолели экипажи кораблей и уплыли вместе с кораблями, в том числе с итальянским торговым судном Duchessa d'Aosta. . Рейд укрепил репутацию SOE в критический момент и продемонстрировал ее способность планировать и проводить секретные операции независимо от политических последствий. [2]

В 1941 году британское Адмиралтейство начало получать сообщения о том, что немецкие подводные лодки используют реки Виши во французской части Африки в качестве базы для дозаправки. [3] Для расследования сообщений было выбрано подразделение Small Scale Raiding Force (SSRF), также известное как «Коммандос № 62». [4] SSRF был сформирован в 1941 году и состоял из небольшой группы из 55 обученных коммандос сотрудников, работающих с Управлением специальных операций (SOE). [4] Находясь под оперативным контролем штаба объединенных операций , сам коммандос № 62 находился под командованием майора Гаса Марча-Филлипса . [5]

Maid of Honor» 65-тонный яхтенный траулер « покинул гавань Пула 9 августа 1941 года и направился в Западную Африку. [6] Экипаж из пяти человек находился под командованием Марча-Филлипса. [7] Остальная часть SSRF под командованием капитана Джеффри Эпплярда ушла ранее на борту военно-транспортного корабля. 20 сентября 1941 года, после шести недель плавания, фрейлина прибыла во Фритаун , Сьерра-Леоне . [8] Фритаун был согласованным местом встречи для обеих групп, поскольку группа Эпплярда прибыла в конце августа. [8] После фрейлины прибытия во Фритаун начались поиски баз немецких подводных лодок. Зайдя во многие реки и дельты этого района, они не смогли обнаружить ни подводных лодок, ни следов присутствия подводных баз. [7]

Зелено-синяя карта Гвинейского залива, ряд небольших островов, выходящих с материка в Атлантический океан.
Гвинейский залив. Фернандо-По, ныне называемый Биоко, — остров, ближайший к материку.

ЗОЕ сохраняло присутствие в Западной Африке, где оно могло наблюдать за территориями Виши, Франции, Испании и Португалии с намерением выявлять и препятствовать любой деятельности, которая угрожала британским колониальным владениям. [9] Пока коммандос искали немецкие базы подводных лодок, агентам ЗОЕ стало известно о трех судах в порту Санта-Исабель на испанском острове Фернандо-По, в 30 километрах (19 милях) от побережья Африки, недалеко от границы Нигерии и Гвинеи. . [7]

Тремя судами были итальянское торговое судно водоизмещением 8500 тонн Duchessa d'Aosta , большой немецкий буксир Likomba и дизельная баржа Bibundi . У герцогини д'Аосты было работающее радио, которое считалось угрозой и могло передавать подробную информацию о передвижениях военно-морских сил союзников . Ее заявленный груз составлял 3 миллиона фунтов шерсти, 316 610 фунтов шкур и кожи, 1,3 миллиона фунтов дубильных материалов, 4 миллиона фунтов , 544 660 фунтов сырого асбестового волокна и более 1,1 миллиона слитков электролитической копры меди . Первая страница грузового манифеста судна не была представлена ​​властям порта, а капитан судна отказался предоставить им какие-либо подробности, что привело к предположению, что на борту судна также было оружие или боеприпасы. [10] Во время своих визитов на остров агент ЗОЕ Леонард Гиз держал корабли под наблюдением и в августе 1941 года представил план по захвату Ликомбы и выводу из строя герцогини д'Аосты . [11] Разрешение на проведение военной операции в нейтральном порту было дано Адмиралтейством 20 ноября 1941 года. [12]

Для перевозки рейдеров на остров два буксира, «Вулкан» и «Нунитон» предоставил губернатор Нигерии сэр Бернар Бурдиллон . [13] Рейдовый отряд будет состоять из 32 человек: четырех агентов ЗОЕ, 11 коммандос из SSRF и 17 человек, набранных из местного населения для экипажа двух буксиров. Миссии был нанесен удар, когда британский командующий (GOC) Западноафриканским командованием генерал сэр Джордж Гиффард отказался поддержать миссию. Он отказался освободить требуемых 17 человек, заявив, что это поставит под угрозу некоторые неназванные планы, которые он имел в виду, и что этот акт будет расценен как пиратство и может привести к последствиям. [14] Отвечая на опасения ГОК Западной Африки, Адмиралтейство приостановило операцию. [14] Министерство иностранных дел также не поддержало операцию, как и посольство Великобритании в Мадриде , которое было обеспокоено возможной реакцией испанского правительства. [8] Окончательное разрешение, в конечном итоге поддержанное министерством иностранных дел, не было дано до 6 января 1942 года на том основании, что, хотя подозрения в причастности Великобритании к рейду были неизбежны, учитывалось уклонение от каких-либо реальных доказательств. [8] [14] В качестве гарантии Адмиралтейство также направило HMS Violet , класса «Цветок» корвет , для перехвата судов в море, что послужило прикрытием для легенды о том, что они были перехвачены при попытке вернуться домой в Европу. [14]

Вдалеке виднеются покрытые облаками горы, а на переднем плане — дома, ведущие к гавани с двумя пирсами, ведущими к морю.
Современный (2007 г.) снимок Санта-Исабеллы с воздуха.

Агент SOE Ричард Липпетт устроился на работу в судоходную компанию John Holt & Co (Ливерпуль) , у которой были офисы на острове. Заняв пост, он начал подготовку к рейду. Ему стало известно, что команда герцогини д'Аосты имела обыкновение принимать приглашения на вечеринки на берегу и 6 января 1942 года провела собственную вечеринку на борту корабля. Под видом тусовщика Липпетту удалось получить информацию о готовность корабля к выходу в море, численность экипажа и порядок вахты. [15]

Рейдеры покинули Лагос на своих двух буксирах утром 11 января 1942 года и по пути практиковались в спуске «Фолботов» и абордаже кораблей в море под командованием капитана Грэма Хейса . Они подошли к гавани Санта-Исабель и в 23:15 и 23:30 14 января 1942 года; оба буксира находились на расстоянии 180 метров (590 футов) от гавани. На берегу Липпет организовал приглашение офицеров герцогини д'Аосты на званый обед; На мероприятии присутствовали 12 итальянских офицеров и два немецких офицера из Ликомбы . [16]

Абордажные группы собрались на палубах двух буксиров, когда они вошли в гавань. «Вулкан» с Марч-Филлипсом и его заместителем Эпплярдом на борту направился к герцогине д'Аосте . Когда они приблизились, на кормовой палубе торгового судна можно было увидеть несколько человек, но они, похоже, не обратили на буксир никакого внимания, кроме как посветили факелом в его сторону. В это же время «Фолботы» под командованием Хейса из Нунитона гребли на веслах в сторону Ликомбы и Бурунди , которые были пришвартованы вместе. На вызов сторожа на Бурунди они убедили его своим ответом, что это капитан корабля возвращается на борт. Люди из каноэ поднялись на борт Бурунди , а дежурная команда из двух человек прыгнула за борт. Прикрепив заряды взрывчатого вещества к якорной цепи, коммандос повели Нунитон рядом с Ликомбой, чтобы взять ее и Бурунди на буксир. [17]

корабль в море движется слева направо, его орудия беспилотные, видно команду мостика
» Корвет класса «Цветок HMS Violet

Как только они были готовы, заряды были взорваны, освободив якоря, и Нунитон начал буксировать Ликомбу из гавани. Одиннадцати мужчинам с Вулкана удалось подняться на борт герцогини д'Аосты ; Пока одна группа прикрепляла заряды к якорным цепям, другая обыскивала нижние палубы, собирая пленных. Взорвав якорные цепи, Вулкан начал буксировать герцогиню д'Аосту из гавани. Взрывы насторожили население города, которое начало собираться на пристани, но попыток остановить уход кораблей предпринято не было. [18] Несколько зенитных установок открыли огонь по воображаемым целям, полагая, что взрывы были вызваны атакой с воздуха, но шестидюймовые орудия, защищавшие гавань от атаки с моря, хранили молчание. [19] От входа в гавань до выхода с кораблями на буксире операция заняла 30 минут без потерь для рейдовой группы. [20]

Выйдя в море 15 января 1942 года, Марч-Филлипс установил режим дежурства и поставил охрану 29 пленных, которых они взяли. Вечером у них начались проблемы с двигателями буксиров и буксирными тросами захваченных судов. На следующий день «Вулкан» достиг места встречи и был «захвачен» в море HMS Violet . [21] Нунитон , страдавший от неисправности двигателя, сумел связаться с нигерийским угольщиком Илорином с помощью семафора , который, в свою очередь, связался с Лагосом, и было отправлено судно, чтобы отбуксировать их в порт. [22]

Последствия

[ редактировать ]

Управление специальных операций теперь продемонстрировало свою способность проводить операции, независимо от политических последствий. Хью Далтон правительства , министр , отвечающий за SOE, проинформировал премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля о результатах рейда. Он также заявил, что убежден, что «другие нейтральные правительства будут впечатлены тем, что Великобритания, если потребуется, проигнорирует юридические формальности войны в своих усилиях по достижению успеха». [23] Агент, отвечающий за станцию ​​SOE Africa, представил главе SOE Колину Габбинсу отчет , в котором размышлял об успехе Почтмейстера: «Возможно, в следующий раз не потребуется длительных переговоров, прежде чем предпринять 30-минутную операцию». [20]

Правительство Испании было в ярости из-за рейда, который был расценен как нарушение нейтралитета страны; Министр иностранных дел Серрано Суньер назвал операцию

невыносимое посягательство на наш суверенитет, ни один испанец не может не быть встревожен этим актом пиратства, совершенного в нарушение всех прав и в водах, находящихся под нашей юрисдикцией. Не удивляйтесь, если мы дадим ответ, которого требует дело, — оружие. [24]

В Германии радиостанции сообщили, что... «британский эсминец вошел в гавань и сбросил глубинные бомбы , чтобы взорвать якорные тросы, а команда корабля была расстреляна», а в выпуске «Völkischer Beobachter» от 21 января 1942 года была опубликована статья с заголовком « Британские отрицания – Адмиралтейство лжет об акте пиратства». [25] Британская военно-морская разведка опубликовала собственное коммюнике:

Ввиду утверждений Германии о том, что военно-морские силы союзников провели операцию по блокированию кораблей Оси в испанском порту Санта-Исабель, Фернандо-По, британское адмиралтейство считает необходимым заявить, что ни одного британского или союзного корабля поблизости не было. ...В результате... немецкого радиовещания британский главнокомандующий направил разведывательные патрули для прикрытия района. Сейчас получено сообщение о том, что было замечено большое неопознанное судно, и британские военные корабли направляются к этому месту для проведения расследования». [25]

Детали рейда держались в секрете даже от британских начальников штабов, которым только 18 января 1942 года сообщили, что герцогиня д'Аоста была перехвачена в 230 милях (370 км) от берега и доставлена ​​в Лагос. [8]

На самом Фернандо-По оставшийся на острове Ричард Липпет был задержан на допрос испанскими властями 17 января 1942 года. Ему удалось убедить их, что он не имеет никакого отношения к отбытию кораблей и не тратил любые деньги на вечеринку для корабельных офицеров. Он был освобожден из-под стражи 27 января 1942 года, но ему было отказано в разрешении покинуть остров. В конце концов он тайно уехал на каноэ и прибыл на британскую территорию 1 марта 1942 года. [26] После операции Maid of Honor остался в Лагосе и в конечном итоге был продан правительству Сьерра-Леоне как переоборудованный траулер. Герцогиню д'Аосту отправили в Гринок , а затем она управлялась компанией Canadian Pacific как Империя Юкон для Министерства военного транспорта . [27] [28] Ликомбой управляла компания Elder Dempster Lines , которая в 1947 году переименовала ее в Малакель , а затем продала ее Либерии в 1948 году. [29]

После рейда Марч-Филиппс был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» , Хейс был награжден Военным крестом , а Эпплярд — баром к своему Военному кресту; Липпет и Гиз были назначены членами Ордена Британской Империи . [30] Другой коммандос и единственный профессиональный моряк, участвовавший в рейде, рядовой Андерс Лассен , был первым, кто поднялся на борт герцогини д'Аосты . За выдающуюся эффективность в запуске корабля Лассен получил комиссию в полевых условиях. [11] и немедленное награждение Военным крестом. [31]

Марч-Филиппс погиб во время операции «Акватинт» в сентябре 1942 года. [32] Во время того же задания Хейс избежал плена и пересек испанскую границу только для того, чтобы быть передан немцам, которые держали его в одиночной камере в течение девяти месяцев, прежде чем он был расстрелян 13 июля 1943 года. [33] Позже Эпплярд присоединился к Специальной воздушной службе , и в тот же день, когда Хейс был казнен, Эпплярд был объявлен пропавшим без вести, поскольку его самолет не вернулся с задания. [34] Лассен также присоединился к Специальной воздушной службе; он получил две планки своего MC и получил звание майора. Он был убит в Италии в 1945 году и посмертно награжден Крестом Виктории за свои действия там. [35] [36]

[ редактировать ]

В фильме 2024 года «Министерство неджентльменской войны» изображена сильно вымышленная версия операции.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Архив парусных траулеров Brixham Heritage, Maid Honor
  2. ^ Бинни, стр.121
  3. ^ Бинни, стр.124
  4. ^ Jump up to: а б Чаппелл, стр.48
  5. ^ Фут, стр.167
  6. ^ Ричардс и Фут, стр.92
  7. ^ Jump up to: а б с Бинни, стр.125
  8. ^ Jump up to: а б с д и Вестник, стр.53
  9. ^ «Ссылка на серию HS 3 — Руководитель специальных операций: Группа Африки и Ближнего Востока: зарегистрированные файлы» . Каталог . Национальный архив . Проверено 16 июня 2010 г.
  10. ^ Бинни, стр. 126–127.
  11. ^ Jump up to: а б Ричардс и Фут, стр.93
  12. ^ Бинни, стр.128.
  13. ^ Бинни, стр.132.
  14. ^ Jump up to: а б с д Бинни, стр.129
  15. ^ Бинни, стр. 130–131.
  16. ^ Бинни, стр.135
  17. ^ Бинни, стр.136
  18. ^ Бинни, стр. 137–139.
  19. ^ Мессенджер, стр. 54–55.
  20. ^ Jump up to: а б Бинни, стр.149
  21. ^ Бинни, стр.143
  22. ^ Бинни, стр.144
  23. ^ Бинни, стр.147
  24. ^ Бинни, стр. 148–149.
  25. ^ Jump up to: а б Бинни, стр.148
  26. ^ Бинни, стр.146
  27. ^ Мессенджер, с. 55
  28. ^ «Империя U, VW, Y, Z» . Всемирное корабельное общество . Проверено 1 сентября 2010 г.
  29. ^ «Elder Dempster Lines, линейные корабли» . Корабли и доставка . Проверено 25 июня 2010 г.
  30. ^ «№35645» . Лондонская газета (Приложение). 24 июля 1942 г. с. 3293.
  31. ^ Томас и МакКуэйг, стр.14
  32. ^ «Надгробие CWGC Марч-Филлипс» . Ассоциация ветеранов коммандос. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 3 июня 2010 г.
  33. ^ Браун, стр.62
  34. ^ Бинни, стр. 167–168.
  35. ^ «№37254» . Лондонская газета (Приложение). 4 сентября 1945 г. с. 4469.
  36. ^ «№37476» . Лондонская газета (Приложение). 19 февраля 1946 г. с. 1048.
  • Бинни, Маркус (2006). Тайные герои войны . Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN  978-0-340-82910-3 .
  • Браун, Гордон (2008). Мужество во время войны: истории необычайного мужества простых людей во Второй мировой войне . Лондон: Bloomsbury Publishing Plc. ISBN  978-0-7475-9607-3 .
  • Чаппелл, Майк (1996). Армейские коммандос 1940–1945 гг . Элитная серия № 64. Лондон: Osprey Publishing. ISBN  1-85532-579-9 .
  • Фут, Майкл (2004). SOE во Франции: отчет о работе британских специальных операций . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-7146-5528-7 .
  • Мессенджер, Чарльз (1985). Коммандос 1940–1946 гг . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  0-7183-0553-1 .
  • Ричардс, Брукс; Фут, MRD (2002). Тайные морские операции в Бретани: 1940–1944 гг . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-7146-5316-0 .
  • Томас, Найджел; МакКуэйг, Саймон (1991). Иностранные добровольцы союзных войск 1939–45 . Лондон: Издательство Osprey. ISBN  1-85532-136-Х .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Летт, Брайан (2012). Ян Флеминг и операция почтмейстера SOE: Совершенно секретная история агента 007 . ISBN   978-1-5267-8751-4
  • Хардер, Томас (2021). Герой спецназа: Андерс Лассен VC, MC** . ISBN   978-1-78159-000-3
  • Оуэн, Джеймс (2012). Коммандос . ISBN   978-1-4087-0302-1


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccf7f0d99ad203f30c04250b64505401__1722791460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/01/ccf7f0d99ad203f30c04250b64505401.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Postmaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)