Операция Первокурсник
Операция Первокурсник | |
---|---|
Часть Второй мировой войны | |
Тип | Саботаж |
Расположение | 59 ° 52'16 "N 8 ° 29'29" E / 59,87111 ° N 8,49139 ° E |
Запланировано | Объединенный оперативный штаб БЫ |
Цель | Уничтожить немецкое производство тяжелой воды в Веморке |
Дата | 19 ноября 1942 г. |
Исполнил | 34 планерных коммандос |
Исход | Отказ |
Потери | 41 убит, 2 планера Horsa и 1 бомбардировщик Halifax. потеряны |
Операция «Первокурсник» — кодовое название британской воздушно-десантной операции, проведенной в ноябре 1942 года во время Второй мировой войны . Это была первая британская воздушно-десантная операция с использованием Airspeed Horsa планеров , ее целью был завод по электролизу водорода Vemork Norsk Hydro в Телемарке , Норвегия, который производил тяжелую воду в качестве побочного продукта.
К 1942 году немецкая программа создания ядерного оружия была близка к созданию ядерного реактора , но для того, чтобы реактор функционировал, требовалось большое количество тяжелой воды. Источником тяжелой воды была Норская гидроэлектростанция, оккупированная с 1940 года.
Когда британское правительство узнало о немецких ядерных разработках, было решено начать рейд с целью уничтожить завод и лишить немцев тяжелой воды, необходимой для разработки ядерного оружия. Несколько планов были обсуждены и отклонены как непрактичные; Было решено, что небольшой воздушно-десантный отряд, состоящий из саперов из подразделений королевских инженеров , приданных 1-й воздушно-десантной дивизии , приземлится на планере недалеко от завода, разрушит его с помощью взрывчатки, а затем сбежит через норвежскую границу в Швецию. В ночь на 19 ноября 1942 года после длительных тренировок воздушно-десантные войска поднялись в воздух на двух связках самолет-планер. И планеры, и буксиры эксплуатировались экипажами, прикрепленными к штабу № 38 крыла RAF .
Буксирам и планерам удалось достичь норвежского побережья, но ни один из них не смог достичь своей цели. Первая пара пострадала из-за навигационных трудностей и суровых погодных условий, в результате чего буксирный трос порвался и первый планер совершил аварийную посадку, а ее буксирный самолет «Галифакс» вернулся на базу. Трое десантников погибли, а выжившие попали в плен вскоре после крушения. У второй пары дела обстоят еще хуже: и самолет, и планер врезались в гору после того, как самолет пролетел низко в поисках первого планера. Оба члена экипажа планера погибли на месте, а один пассажир-солдат вскоре скончался от полученных травм. Те, кто выжил в катастрофах, были захвачены немецкими войсками и убиты в результате Вермахта о приказа коммандос , в котором говорилось, что любой персонал союзников, захваченный во время участия в диверсионных операциях, должен быть немедленно убит. В конце войны причастные к этому персоналу Вермахта предстали перед судом, были приговорены к смертной казни и казнены за участие в убийствах.
Фон
[ редактировать ]Правительство Германии начало разработку программы создания атомного оружия в апреле 1939 года, когда два учёных, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри , заявили в выпуске научного журнала Nature: [ 1 ] что деление атома возможно и может произвести огромное количество энергии. [ 1 ] Жолио-Кюри утверждали, что он не только может служить источником энергии, но и может быть использован для создания чрезвычайно мощного оружия. [ 1 ] К сентябрю 1941 года немецкие ученые, участвовавшие в программе, определили, как ядерный реактор можно разработать . Это потребовало значительных количеств тяжелой воды , которая могла бы действовать как замедлитель нейтронов и упаковывать уран , который будет использоваться в качестве материала для ядерного оружия . [ 2 ] Тяжелая вода была чрезвычайно дефицитна, и ее было трудно производить, а Германия располагала лишь небольшим ее количеством, которое производилось в лабораториях. Норвегия располагала большими запасами, которые производились Веморк -Норск гидрохимическим заводом недалеко от деревни Рьюкан , но норвежское правительство не продавало более трех галлонов тяжелой воды в месяц, заподозрив внезапное увеличение спроса на воду со стороны немецкое правительство. Когда в апреле 1940 года Норвегия была захвачена и оккупирована Германией, это препятствие прекратилось; Завод в Веморке был захвачен и начал производить тяжелую воду для немецкой программы создания атомного оружия. [ 2 ] [ 3 ] Первоначально производство тяжелой воды было замедлено из-за боевых действий в Норвегии и засухи в этом районе, что привело к нехватке воды для обеспечения гидроэлектростанцией электростанции . Как только погода улучшилась и снег начал таять, обеспечив достаточное количество воды для создания достаточной гидроэлектроэнергии, производство продолжилось. [ 4 ]
К середине 1942 года внимание британского правительства привлекло то, что завод начал производить большое количество тяжелой воды и накапливал ее для дальнейшего использования. Поэтому было принято решение, что завод и запасы тяжелой воды должны быть уничтожены, чтобы помешать немецкой программе. [ 5 ] Было рассмотрено несколько способов уничтожения растения. Первым был массовый налет бомбардировщиков Королевских ВВС (RAF), но он был отклонен из-за сложности обнаружения завода во время ночных бомбардировок , основной тактики бомбардировок, используемой RAF в то время, и тяжелых потерь, которые могли бы возникнуть. нанесено местному норвежскому населению во время ночного рейда. Атака норвежских диверсантов также была исключена, как и высадка десанта на PBY Catalina летающей лодке на озере Мёсватн в 15 милях (24 км) от цели, последнее из-за крутизны окружающих горных склонов. [ 6 ] и неспособность летающих лодок приземлиться на лед. [ 7 ] Было решено, что рейд планерно наибольшие шансы на успех будет иметь -десантных войск. На территории вокруг завода было бы трудно приземлиться, но возможная площадка для посадки планеров располагалась недалеко от плотины Мёсватн. [ 7 ] хотя для безопасной посадки от пилотов планеров потребуются значительные навыки. [ 6 ]
Препараты
[ редактировать ]Операция Тетерев
[ редактировать ]В марте 1942 года британское управление специальных операций (SOE) приняло на работу Эйнара Скиннарланда , норвежского инженера, работавшего на плотине Мёсватн. Скиннарланд успешно доплыл до Британии и был сброшен с парашютом обратно в Телемарк после десяти дней интенсивных тренировок. [ 8 ] Имея несколько контактов в Веморке, он смог примерно определить расположение немецких войск и других средств обороны. [ 9 ] Кроме того, SOE решило отправить в Телемарк передовой отряд норвежских агентов и летом начало интенсивно обучать команду из четырех человек. Партию под кодовым названием Operation Grouse возглавлял Йенс-Антон Поулссон , в нее также входили Кнут Хаугланд , Клаус Хельберг и Арне Кьельструп . [ 10 ] Норвежцы, все местные жители с исключительными навыками отдыха на природе, [ 11 ] прошел дополнительную подготовку на открытом воздухе в Шотландии, а также приобрел навыки, необходимые для работы на оккупированной территории; включая диверсии , радиопередачи и «нерегулярную войну» . [ 12 ]
Команда Grouse была готова к приезду к октябрю. Было совершено несколько полетов, но они были прерваны из-за плохой погоды, прежде чем 18 октября команда наконец высадилась. [ 13 ] Команда приземлилась во Фьярефите. [ 14 ] на Хардангервидде (большая дикая местность, которую немецкие войска избегали) [ 15 ] и провели следующие 15 дней в пути к Мёсватну, где они вступили в контакт с братом Скиннарланда, Торстейном. [ 16 ] Как только они установили контакт с Лондоном, группа начала подготовку к прибытию британских коммандос. Подходящее место для посадки планера было выбрано в 3 милях (4,8 км) к юго-западу от плотины Мёсватн. [ 17 ] и команда провела рекогносцировку местности, чтобы помочь объединенным операциям решить, как лучше всего атаковать завод. [ 18 ]
немецкая оборона
[ редактировать ]География местности вокруг села и завода означала, что атаковать завод и уничтожить имеющиеся запасы тяжелой воды будет чрезвычайно сложно. Оба были расположены в глубокой долине с густыми лесными склонами, которые поднимались почти вертикально от узкого русла реки и над которой возвышалась Гаустатоппен , гора высотой примерно 5400 футов (1600 м); Сам завод был построен на широком скальном выступе на высоте 1000 футов (300 м) над руслом реки. [ 6 ]
Эйнар Скиннарланд летом наблюдал за немецкой обороной и передал информацию в ЗОЕ. [ 9 ] Более поздняя разведка, проведенная Торстейном Скиннарландом и командой Тетеревов, также была передана в Лондон за несколько недель до операции. [ 19 ] В начале октября генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст , главнокомандующий немецкими войсками в Норвегии . завод посетил [ 20 ] Находясь там, он предупредил местный гарнизон, что, по его мнению, завод является вероятной целью для рейдов британских коммандос, но, что особенно важно, у него не было ресурсов для увеличения численности там рабочей силы. [ 19 ] Хотя Эйнар Скиннарланд летом заметил гарнизон из 100 человек в деревне Рьюкан, 20 человек у плотины и около 55 человек возле главного завода, [ 9 ] к октябрю их количество сократилось примерно до 12 на заводе, 12 на плотине и примерно 40 в Рьюкане. [ 19 ] Большинство солдат были пожилыми или немощными австрийцами под командованием пожилого капитана, хотя через Телемарк периодически проходили хорошо обученные немецкие регулярные войска. Скиннарланд также полагал, что в этом районе находились агенты гестапо. [ 19 ]
Немцы установили по всей долине три железных троса , чтобы предотвратить налеты низколетящих бомбардировщиков. [ 9 ] но на земле большая часть их обороны была расположена так, чтобы предотвратить атаку с хребта над заводом, направления, с которого, по их мнению, атака была наиболее вероятной. [ 20 ] Минные поля и мины-ловушки в основном защищали эту сторону завода, но были также прожекторы на крыше и пулеметное гнездо у входа. [ 18 ] Одинокий мост пересекал крутое ущелье перед заводом, но обычно его охраняли только два охранника. [ 18 ] В это время в Норвегии находилось 300 000 немецких солдат, и в этот район можно было быстро вызвать подкрепление, что затруднило бы побег коммандос к шведской границе. [ 19 ]
Планирование
[ редактировать ]Штабу штаба объединенных операций было военного министерства поручено разработать план планерного штурма завода, как это было в предыдущих воздушно-десантных операциях и операциях коммандос , таких как операция «Укус» . [ 6 ] Это была первая британская воздушно-десантная операция, в которой использовались планеры; все предыдущие операции проводились исключительно с участием парашютистов. [ 21 ] Штаб решил, что, хотя планеры будут наиболее подходящими для операции из-за больших грузов, которые придется нести воздушно-десантным войскам, и возможности их широкого рассредоточения в случае десантирования на парашютах, воздушно-десантные войска все равно будут обучены для возможного выброса парашюта, если зона приземления планеров окажется непригодной. [ 6 ] Из-за сложного и технического характера операции, в ходе которой завод должен был быть оснащен взрывчаткой, а затем взорван, считалось, что потребуется минимум двенадцать-шестнадцать человек, и все они должны быть опытными инженерами. Важный характер операции также привел к тому, что силы были удвоены, чтобы дублировать их, чтобы гарантировать, что даже если половина сил будет убита, у выживших будут необходимые навыки для завершения операции. [ 22 ] Отобранные войска были парашютистами-добровольцами, выбранными из саперов 9-й полевой роты (ВДВ) Королевских инженеров и 261-й полевой парковой роты (ВДВ) Королевских инженеров, прикрепленных к 1-й воздушно-десантной дивизии , поскольку единственное существовавшее в то время подразделение Королевских инженеров, обученное парашютному спорту, 1-я парашютная эскадрилья королевских инженеров уже была развернута в Северной Африке в составе 1-й парашютной бригады . [ 23 ] Оба дублированных подразделения, которые должны были участвовать в операции, должны были командовать офицерами Королевских инженеров; первый - лейтенант А.С. Аллен, а второй - старший лейтенант М.Д. Грин, которого позже заменил лейтенант Д.А. Метвен, когда он был ранен во время несчастного случая на тренировке за три дня до начала операции. [ 23 ]
Для перевозки саперов было выбрано подразделение Королевских ВВС — 38-е авиакрыло, которым командовал капитан группы Т.Б. Купер; для операции ему было выделено три Handley Page Halifax тяжелых бомбардировщика , которые были единственными существовавшими в то время британскими самолетами, способными буксировать планеры Horsa на необходимое расстояние, а затем возвращаться на свою базу. [ 23 ] Агенты ЗОЕ выбрали для саперов зону высадки, которая находилась примерно в 5 км (3,1 мили) от Норской гидроэлектростанции и не могла быть обнаружена немецкими патрулями. [ 24 ] План операции предусматривал, что саперы приземлятся на двух планерах в зоне приземления под руководством агентов ЗОЕ, оснащенных радиомаяками «Эврика» . После успешного приземления саперы должны были быть сопровождены на завод агентами ЗОЕ, разрушить завод и его запасы тяжелой воды, а затем пересечь норвежскую границу в нейтральную Швецию . [ 3 ] [ 23 ]
Первоначально объединенные операции предлагали этим людям пробиться к шведской границе с боем, но МИ-9 считала, что их шансы на выживание будут выше, если они попытаются замаскироваться под норвежцев и путешествовать парами. [ 25 ] Для облегчения побега мужчинам была предоставлена гражданская одежда (чтобы носить их после операции). [ 26 ] простые норвежские фразы (в надежде, что ни один встреченный немец не будет говорить по-норвежски) [ 27 ] и квест-наборы с деньгами и картами. [ 26 ] Им также было приказано сбрить усы и отрастить длинные волосы, чтобы гармонировать с норвежскими мужчинами. [ 26 ]
Обучение
[ редактировать ]Тренировки начались в начале октября в Уэльсе и были задуманы как чрезвычайно напряженные, не только для того, чтобы те, кто принимал в них участие, находились на пике своей физической и умственной подготовки, но и для того, чтобы исключить всех людей, неспособных справиться с долгими маршами и тяжелыми испытаниями. местность, с которой придется столкнуться во время операции. [ 28 ] Когда эта часть обучения была завершена, саперы были переведены в район вокруг Форт-Уильяма в Шотландии, где они были ознакомлены с гидроэлектростанцией, аналогичной по конструкции норвежской, и прошли обучение наиболее эффективному способу уничтожения. заложите взрывчатку на электростанции Norsk Hydro, чтобы нанести максимальный ущерб. [ 28 ]
Обучение также проходило в Порт-Санлайт , где им показали, как уничтожать большие конденсаторы, подобные тем, что установлены на заводе. [ 28 ] Саперам был предоставлен подробный инструктаж о заводе и прилегающей территории, а также они прошли обучение на больших моделях и макетах зданий, из которых состоял завод, - все это на основе информации, предоставленной агентами ЗОЕ, прибывшими ранее в этом месяце. . [ 28 ] Поскольку операция считалась чрезвычайно важной, а ее результаты жизненно важны для военных действий союзников, усилия по обеспечению безопасности были чрезвычайно тщательными. Саперам была предоставлена прикрытие во время их обучения; Распространился слух, что они готовились к соревнованию с компанией американских инженеров в вымышленном спортивном соревновании «Кубок Вашингтона», которое включало в себя длинный марш по маршруту, который нужно было выполнить либо на планере, либо на парашюте, за которым следовала сложная задача по сносу зданий и, наконец, требовательное испытание на выносливость. [ 23 ] [ 29 ] Аэродром вылета также был закрыт для гражданских лиц и второстепенного военного персонала, а вся почта и телефонные звонки подвергались цензуре. [ 23 ]
Операция
[ редактировать ]После завершения обучения 17 ноября саперы были перевезены в Королевские ВВС Скиттен, Киллимстер в Шотландии, а операция должна была начаться через два дня. [ 30 ] Вечером 19 ноября капитан группы Купер с помощью норвежского метеоролога и регулярных отчетов агентов ЗОЕ, дислоцированных недалеко от зоны высадки, решил, что, хотя погода не идеальна, лучше всего начать операцию этой ночью. ; Купер считал, что если операция будет отложена, погода может ухудшиться в последующие дни и полностью помешать проведению операции. [ 23 ] [ 31 ] Первая связка самолет-планер взлетела с аэродрома в 17:50, вторая - в 18:10; после нескольких облетов аэродрома обе группы направились через Северное море к своей цели. [ 30 ]
Первая комбинация
[ редактировать ]Первая комбинация пролетела в плохих погодных условиях, сумела достичь Норвегии и долететь до своей цели. Во время полета над Норвегией в приемнике «Ребекка» , который должен был принимать сигнал транспондера от маяков «Эврика», используемых агентами норвежского госпредприятия, возникла механическая неисправность, и он не смог принять сигнал. В результате экипажу оставалось только читать карту, чтобы определить местонахождение зоны приземления, но плохая погода сделала это практически невозможным. [ 22 ]
При второй попытке найти правильную зону самолет влетел в густые облака примерно в 40 милях (64 км) к северо-западу от Рьюкана , и лед начал образовываться как на самолете, так и на планере, а также на буксирном тросе, соединяющем их. В этот момент машина начала терять высоту, буксирный трос оборвался, и планер освободился; Из-за нехватки топлива самолет был вынужден повернуть назад после того, как в 23:55 подал Скиттену сигнал о том, что он выпустил планер, и только что сумел приземлиться обратно в Великобритании. [ 30 ] Вскоре после выпуска планера самолет передал второе сообщение «Планер в море», указывающее на уверенность экипажа в том, что планер разбился. Королевскому флоту было предложено начать поисково-спасательную операцию, но в этом районе не было кораблей; Вместо этого был проведен воздушный поиск местности, но планер не был обнаружен. [ 32 ]
Планер совершил аварийную посадку в районе под названием Фюльесдал , с видом на Люсе-фьорд . [ 33 ] Из семнадцати человек, находившихся на борту, трое погибли на месте. [ 30 ] [ 33 ]
Торвальд Фюльгьедален, местный фермер, нашел нескольких раненых солдат с планера, но не знал английского языка и не смог с ними общаться. Тем не менее Фюльгьедален и его сосед Йонас Хаахеллер решили, что окажут помощь раненым солдатам, и не связались с немецкими властями. [ 34 ] Связавшись с местными жителями, солдаты попросили их помочь сбежать в Швецию, но Хаахеллер и другие убедили их, что это невозможно, поскольку для этого придется пересечь всю Норвегию. Таким образом, норвежцы укрыли и оказали медицинскую помощь раненым солдатам, но не позволили никому из них уйти. [ 35 ] Норвежцы также сожгли все карты и документы о крушении планера до прибытия немцев, и им удалось сохранить всю операцию в секрете почти двадцать четыре часа. [ 36 ]
Немецкие солдаты, в том числе солдаты Ваффен СС и армии , прибыли на следующий день на двух лодках из близлежащего лагеря. Они взяли британских солдат в плен и уплыли с ними на лодках. Несмотря на серьезные ранения, полученные некоторыми солдатами, они все равно были вынуждены идти своим ходом и кататься на незащищенных лодках на морозе. [ 37 ] Погибших солдат похоронили в неглубокой могиле. [ 38 ]
Вторая комбинация
[ редактировать ]Второй комбинации удалось достичь побережья Норвегии, но дела обстоят еще хуже, чем у первой; из-за перемены погоды, [ 39 ] буксирный самолет (второй «Галифакс»), пилотируемый лейтенантом Роландом Паркинсоном, RCAF, [ 40 ] выпустил планер, а затем врезался в гору в Хестадфьеле под сильным ветром, дождем и градом. [ 41 ] Весь экипаж погиб мгновенно. [ 22 ] Рабочие в этом районе услышали, как самолет пролетел над головой незадолго до крушения, и предупредили немецкие власти, которые быстро прибыли. Не найдя выживших, немцы сбросили тела экипажей в близлежащее болото и покинули этот район. [ 42 ] [ 43 ]
Выпущенный незадолго до крушения буксирного самолета, второй планер вышел из-под контроля и совершил аварийную посадку в горах между Хеллеландом и Бьеркраймом . [ 39 ] [ 44 ] Два пилота и второй пилот планера RAAF, Норман Дэвис и Герберт Фрейзер, погибли мгновенно, остальные получили ранения различной степени, один из которых, 25-летний водитель Эрнест Пендлбери, вскоре скончался. [ 45 ] Выжившие не пожелали оставлять тяжелораненых, поэтому двое британских солдат покинули место крушения в поисках помощи. После некоторых поисков они прибыли в деревню Хеллеланд примерно в 2 милях (3,2 км) от места крушения и вступили в контакт с одним из местных жителей, Трондом Ховландом. Солдаты рассказали Ховланду о своих раненых товарищах и спросили, может ли он помочь им найти врача. Ховланд согласился помочь, но сообщил им, что ближайший врач живет в 9,3 милях (15 км) от них, в городе Эгерсунд . Чтобы связаться с ним, Ховланду придется воспользоваться телефонной системой, контролируемой немецкими властями, которая предупредит их о присутствии солдат. Полагая, что альтернативы нет, солдаты согласились связаться с немцами, рассчитывая, что их возьмут в плен . [ 46 ] Вскоре после этого к месту крушения прибыла группа Норвежской службы труда и помогла раненым солдатам. [ 44 ] которые сожгли все свои секретные документы и материалы. Немецкая группа прибыла примерно через двадцать минут. Не желая бросать раненых и сомневаясь в их шансах на побег в Швецию, лейтенант Аллен решил сдаться, полагая, что с ними будут обращаться как с военнопленными. Под формой солдаты носили гражданскую одежду, и им было приказано отрастить волосы и бороды. Учитывая это, а также тот факт, что было обнаружено диверсионное оборудование, полковник Пробст, командующий вермахтом в районе Ставангера, приказал казнить всех выживших как партизан в немецком лагере в Слеттебё недалеко от Эгерсунда. [ 44 ] [ 47 ]
Последствия
[ редактировать ]Союзники не знали о судьбе операции, пока не перехватили немецкое коммюнике, в котором говорилось, что два планера и один самолет были сбиты, а экипажи вступили в бой и были уничтожены. [ 48 ] 11 декабря они получили сообщение от агента ЗОЕ, в котором объяснялось, что все пассажиры второго планера были застрелены. [ 49 ] Многие подробности о судьбе двух комбинаций планеров стали известны только после окончания войны. [ 21 ] [ 22 ]
Ни один из солдат или экипажей, выживших в катастрофах, не прожил долго. Из солдат первого планера трое из четырех раненых были подвергнуты пыткам в гестапо , а затем убиты штабссарцтом [доктором] Вернером Фрицем Зелингом, который впрыскивал им воздух в кровоток. [ 50 ] [ 38 ] На следующий день четвертый раненый получил огнестрельное ранение в затылок. Все четыре тела были сброшены в море. [ 49 ] [ 51 ] Пятеро непострадавших мужчин содержались в концентрационном лагере Грини до 18 января 1943 года, когда их отвезли в близлежащий лес, завязали глаза и казнили гестапо. [ 22 ] [ 30 ] [ 38 ] [ 52 ] Немецкий вермахт и гестапо спорили о судьбе пленников второго планера. [ 53 ] Вермахт считал, что с ними следует обращаться в соответствии с Женевской конвенцией , но в конце концов выжившие были допрошены и казнены через несколько часов после захвата в немецких казармах в Беккебё. Их отвели в близлежащий лес и расстреляли одного за другим, при этом каждого заставили слушать человека перед казнью. [ 41 ] Их тела раздели и бросили в безымянную могилу. [ 22 ] Все казни были проведены в соответствии с приказом коммандос, изданным верховным командованием Вермахта в октябре 1942 года, в котором говорилось, что все союзные коммандос должны быть уничтожены немедленно после захвата. [ 21 ] [ 22 ] Местное норвежское население не смогло предотвратить казнь пленных, но ухаживало за могилами погибших до конца войны. [ 41 ]
Хотя солдаты союзников считали, что сожгли все свои карты, одна из второго планера пропала. [ 44 ] Когда немцы обнаружили его, они смогли идентифицировать завод в Веморке как цель и соответствующим образом усилили свою защиту. [ 54 ] Немецкие репрессии начались мгновенно, и 200 вооруженных агентов гестапо ворвались в Рьюкан, где арестовали для допроса 21 норвежца. [ 55 ] но участники операции «Тетерев» ускользнули в пустыню Хардангервидды . [ 56 ] Позже они внесли свой вклад в успешную операцию «Ганнерсайд» в феврале 1943 года, когда небольшая группа норвежских агентов ЗОЕ была сброшена с парашютом в этот район и уничтожила большую часть тяжеловодного оборудования на заводе в Веморке. [ 57 ] В конце концов завод возобновил работу, но дальнейшие бомбардировки привели к тому, что он производил мало тяжелой воды для немецкой программы атомного оружия. [ 58 ]
Хотя операция закончилась неудачей, она продемонстрировала дальность действия, гибкость и возможности воздушно-десантных войск и планерных операций, а также выявила неисправности оборудования, которые были устранены для последующих операций. [ 21 ] Это включало разработку новой версии системы самонаведения «Ребекка-Эврика», Mk II, которая была готова к 1943 году и оказалась очень успешной при использовании в последующих воздушно-десантных операциях; во время операций Market Garden и Operation Varsity самолеты, использовавшие эту систему, сообщили о 95% успешности. [ 59 ]
Когда 1-я воздушно-десантная дивизия прибыла в Норвегию в мае 1945 года, ее проинформировали о судьбе пленных, и они сотрудничали с норвежским правительством, чтобы похоронить людей со всеми воинскими почестями. Пятеро из первого планера были перезахоронены на участке военных могил Содружества в Вестре Гравлунд недалеко от Осло. [ 38 ] Пассажиров второго планера перезахоронили на Эйганес в Ставангере. кладбище [ 41 ] а экипаж Галифакса был перезахоронен в Хеллеланде. [ 56 ]
Начальник гестапо в Осло, подписавший приказ о казнях заключённых, покончил с собой за несколько дней до прибытия 1-й воздушно-десантной дивизии в мае 1945 года, но несколько военнослужащих вермахта, причастных к решению о казни заключённых, были отданы под суд и признан виновным: доктор Силинг был застрелен 10 января 1946 года в тюрьме Акерсхус в Осло; Гауптшарфюрер Эрих Хоффман был повешен 15 мая 1946 года в Хамельне, Германия; в то время как унтершарфюрер Фриц Фейерляйн, выстреливший заключенному в затылок, был приговорен к пожизненному заключению, но был экстрадирован в Советский Союз за предполагаемое жестокое обращение с советскими заключенными. [ 22 ] [ 31 ] [ нужна проверка ] Командующий немецкими войсками в Норвегии генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст также был признан виновным в гибели двух первокурсников во время суда над ним по делу о военных преступлениях. [ 41 ] Свен Хедин выступил от его имени 4 декабря 1946 года, заявив, что фон Фалькенхорст также стремился помиловать десять норвежцев, приговоренных к смертной казни. [ 60 ] Позднее приговор был заменен двадцатью годами лишения свободы. Фалькенхорст был освобожден из тюрьмы Верль 23 июля 1953 года по состоянию здоровья и умер в 1968 году. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ДеГрут, с. 19
- ^ Перейти обратно: а б ДеГрут, с. 26
- ^ Перейти обратно: а б Линч, с. 34
- ^ Даль, стр. 147.
- ^ Даль, стр. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Отвей, с. 70
- ^ Перейти обратно: а б Мирс, с. 73
- ^ Мирс, стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мирс, с. 42
- ^ Мирс, с. 47
- ^ Мирс, стр. 27–30.
- ^ Мирс, с. 36
- ^ Мирс, с. 46
- ^ https://apps.dtic.mil/sti/pdfs/ADA602996.pdf
- ^ Мирс, с. 48
- ^ Мирс, с. 61
- ^ Мирс, с. 63
- ^ Перейти обратно: а б с Мирс, с. 70
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мирс, с. 68
- ^ Перейти обратно: а б Мирс, с. 69
- ^ Перейти обратно: а б с д Отвей, с. 73
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Линч, с. 35
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Отвей, с. 71
- ^ Вигган, с. 50
- ^ Мирс, с. 76
- ^ Перейти обратно: а б с Мирс, с. 77
- ^ Мирс, с. 78
- ^ Перейти обратно: а б с д Харклерод, с. 221
- ^ Мирс, с. 75
- ^ Перейти обратно: а б с д и Отвей, с. 72
- ^ Перейти обратно: а б Даль, стр. 342.
- ^ Вигган, с. 54
- ^ Перейти обратно: а б Мирс, с. 85
- ^ Вигган, стр. 62–63.
- ^ Вигган, стр. 64–66.
- ^ Вигган, стр. 66–67.
- ^ Вигган, с. 68
- ^ Перейти обратно: а б с д Мирс, с. 86
- ^ Перейти обратно: а б Вигган, с. 59
- ^ Вигган, с. 53
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мирс, с. 90
- ^ Вигган, с. 62
- ^ Галифакс W7801
- ^ Перейти обратно: а б с д Мирс, с. 89
- ^ Вигган, с. 64
- ^ Вигган, стр. 59–60.
- ^ Вигган, стр. 60–61.
- ^ Мирс, с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Мирс, с. 87
- ^ Судебный процесс по военным преступлениям
- ^ Четырьмя военнопленными были корпус Джеймса Д. Кернкросса; L/Corp Тревор Луи Мастерс; Водитель Питер П. Фаррелл; Сапер Эрик Дж. Смит
- ^ Хорса
- ^ Мирс, с. 88
- ^ Мирс, с. 94
- ^ Мирс, с. 92
- ^ Перейти обратно: а б Мирс, с. 91
- ^ Даль, стр. 204.
- ^ Даль, стр. 236.
- ^ Отвей, с. 406
- ^ Немецкий дневник Свена Хедина 1935–1942 , Дублин, 1951, стр. 204–217
Библиография
[ редактировать ]- Берглид, Йостейн (2007). Операция «Первокурсник: Охота за тяжелой водой Гитлера» . Сольна: Леандоер и Экхольм. ISBN 978-9197589598 .
- Даль, Пер Ф. (1999). Тяжелая вода и военная гонка за ядерной энергией . Лондон: CRC Press. ISBN 1844157369 .
- ДеГрут, Джерард (2004). Бомба: История ада на Земле . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0712677488 .
- Харклерод, Питер (2005). Крылья войны – Воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Лондон: Пимлико. ISBN 0304367303 .
- Линч, Тим (2008). Silent Skies: Планеры на войне 1939–1945 гг . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-0750306331 .
- Мирс, Рэй (2004). Настоящие герои Телемарка . Би-би-си. ISBN 0340830166 .
- Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия–ВДВ . Лондон: Имперский военный музей. ISBN 0901627577 .
- Вигган, Ричард (1986). Операция «Первокурсник» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 071830571X .
- Конфликты 1942 года
- Воздушно-десантные операции Второй мировой войны
- Военная история Норвегии во время Второй мировой войны
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Норвежское движение сопротивления
- Ядерная программа нацистской Германии
- Диверсии Второй мировой войны
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Рейды британских коммандос времен Второй мировой войны
- Действия полка планеристов
- События ноября 1942 года