Jump to content

СФ Гидро

Гидро в Мэле в 1925 году.
История
Имя СФ Гидро
Оператор Норвежский транспорт
Порт приписки Осло , Норвегия
Маршрут Железнодорожный паром Тиннсйо
Строитель Акерс мех. Семинар , Осло
Расходы 334 293 норвежских крон
Номер двора 374
Запущен 10 декабря 1914 г.
Не работает 20 февраля 1944 г.
Судьба Потоплен руководителем специальных операций (SOE) во время Второй мировой войны.
Общие характеристики
Тоннаж 493,60 тонны
Длина 53 м (174 фута)
Луч 9.6
Черновик 3.2 3,2 м
Установленная мощность по 186 кВт  2 паровых двигателя
Скорость 8 узлов
Емкость 120 пассажиров
Примечания [ 1 ]

SF Hydro — норвежский паровой железнодорожный паром , работавший в первой половине 20 века на озере Тинн в Телемарке . Он соединялся с линиями Рьюкан и Тинносет в Мэле и Тиносете , действовавшими между 1914 и 1944 годами. Объединенное железнодорожное и паромное сообщение в основном использовалось для перевозки сырья и удобрений с Norsk Hydro завода в Рьюкане в порт в Шиене . Он стал целью норвежской операции 20 февраля 1944 года, когда бойцы сопротивления потопили паром в самой глубокой части озера Тинн, чтобы не допустить в нацистскую Германию поступления тяжелой воды .

Использование

[ редактировать ]

Железнодорожные паромы обслуживали 30-километровый (19 миль) маршрут, соединяющий линии Тинносет и Рьюкан . Транспорт включал как железнодорожные вагоны , перевозившие в основном удобрения , калийную селитру и аммиак от Norsk Hydro , так и пассажиров.

Hydro стала вторым судном, поставленным на службу. Первый корабль, SF Rjukanfos , был доставлен в 1909 году, но оказался слишком мал для службы. Hydro был заказан у Akers Mek. Веркстед 19 июля 1913 г. по цене 268 000 норвежских крон ; окончательная стоимость составила 334 293 норвежских крон. Он был спущен на воду 10 декабря 1914 года, но перестроен и перезапущен 5 июня 1915 года, поскольку в исходной конфигурации использовалось слишком много угля.

В 1929 году Hydro пополнилась третьим кораблем — SF Ammonia . Все трое управляли маршрутом до затопления Hydro . [ 2 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]

Hydro был больше своего предшественника: его длина составляла 53 метра (174 фута), а вес брутто составлял 493,60 тонны . Как и все железнодорожные паромы, он имел два параллельных пути, которые сливались спереди, позволяя заходить на корабль по одному пути; Общая длина пути составляла 80 метров (260 футов), что позволяло разместить двенадцать вагонов весом 300 тонн, а также 120 пассажиров. Он был оснащен двумя паровыми двигателями , каждый по 190 кВт (250 л.с.), что обеспечивало крейсерскую скорость 8 узлов (15 км/ч). [ 3 ]

Станция Mæl и DF Hydro
Рьюканфос пришвартовался в Мэле в 1911 году.
SF Ammonia , Мель, Норвегия, линия Рьюкан
Солдаты в форме (слева направо): Кнут Хаукелид, Иоахим Рённеберг , Йенс Антон Поулссон пожимает руку королю Хокону VII , Касперу Идланду .

Немецкая оккупация Норвегии (1940–1945) во время Второй мировой войны сделала Рьюканбанен зоной решающей борьбы между норвежским движением сопротивления и Третьим рейхом . В феврале 1940 года, перед оккупацией, весь Вестфьорддален и доки были закрыты для иностранцев. 4 мая 1940 года немецкие войска достигли Рьюкана, через месяц после начала вторжения в Норвегию. Паромы были замаскированы, и к январю 1941 года из-за нехватки угля пароходы начали поджигать дровами. [ 4 ]

Одним из побочных продуктов в Рьюкане было производство тяжелой воды — ключевого компонента ядерного оружия и необходимого замедлителя в немецких ядерных проектах. Водородный завод в Веморке был первым массовым производителем тяжелой воды, а в 1939 году немецкая компания IG Farben , владевшая 25% акций Norsk Hydro, попросила разрешения на импорт пяти литров тяжелой воды в Германию, в чем позже было отказано из-за отсутствие экспортной лицензии. В 1939–40 годах производство на Веморке составляло 20 килограммов, к 1942 году производство увеличилось до пяти килограммов в день. [ 5 ]

Первой попыткой остановить производство движения сопротивления была операция «Груз» в октябре 1942 года, которая провалилась, когда немцы поймали заговорщиков. Как следствие, после 7 апреля 1942 года пассажирские перевозки со станции Ингольфсланд в Рьюкан были разрешены только для солдат, полиции, рабочих завода и школьников. Все заполненные аммиаком вагоны хранились в закрытых туннелях под усиленной охраной. 16 ноября 1943 года ВВС США разбомбили водородный завод. В результате нападения погиб 21 мирный житель, но завод по производству тяжелой воды не пострадал, поскольку он располагался под семью этажами из железобетона . [ 6 ]

Немцы решили отменить производство тяжелой воды в Рьюкане и перевезти остаток гидроксида калия , из которого перегонялась тяжелая вода, в Германию. Движение сопротивления было известно об этом плане и рассматривало возможность взорвать поезд в различных местах, но вместо этого решило атаковать паром SF Hydro . [ 7 ]

Чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения, Кьелл Нильсен из Norsk Hydro отложил выпуск гидроксида калия на один день, чтобы можно было доставить партию в воскресенье. В субботу, 19 февраля 1944 года, директор завода Бьярне Нильссен сообщил железной дороге, что вагон с гидроксидом калия будет отправлен поездом номер три на следующий день, отправляющимся из Рьюкана в 8:55 и соединяющимся с паромом из Мэла в 9:45; груз прибудет в Тиносет в 11:35. Автомобиль НСБ Лф4 №. 32628 был загружен 39 бочками, из которых пять 70-килограммовых (150 фунтов) бочек предстояло выгрузить в Нотоддене . Вагоны были поставлены в Рьюкане в субботу, но не прошли весовую проверку, и часть груза была переведена в вагон Л-84. Вагоны стояли на ночь под одной охраной. [ 8 ]

В тот же вечер двое гражданских лиц, Джон Берг и Оскар Андерсен, охраняли Гидро . Диверсанты Альф Ларсен , Кнут Лиер-Хансен , Рольф Сёрли и Кнут Хаукелид выжидали в нескольких километрах от Мэля и ворвались на паромный причал, проломив ограждение. Они вошли на корабль, но были обнаружены одним из двух охранников; Лиер-Хансен указал, что он рабочий и хочет спать на борту, в конце концов убедив охранника. Сёрли и Хаукелид спустились под палубу к килю, где провели два часа, заложив 8,4 килограмма (19 фунтов) пластиковой взрывчатки . Они разместили его в форме круга длиной 3,6 метра (12 футов). В результате взрыва будет разрушено от одного до двух квадратных метров (от десяти до двадцати квадратных футов) корпуса. Диверсанты покинули корабль незамеченными. Ларсен и Хаукелид уехали в Швецию, а Сёрли уехал в Хардангервидду . [ 9 ]

По словам Энтони Кейва Брауна в «Телохранителе лжи» , Хаукелид после пробного запуска пришел к выводу, что взрывчатка будет наиболее эффективной, если ее поместить в носовую часть. Если руль пробить рядом с носом, винты и руль корабля быстро поднимутся из воды, оставив капитана и команду без контроля. Хаукелид также определил, что «взрыв должен был быть достаточно сильным, чтобы затопить корабль, но не настолько сильным, чтобы привести к жертвам среди пассажиров и экипажа». Бомбу, сделанную из восемнадцати фунтов пластиковой взрывчатки Nobel 808 и двух запалов, сделанных из будильников, он пронес на борту в старом мешке. [ 10 ]

Время было выбрано так, чтобы корабль затонул в самой глубокой части озера, но достаточно близко к берегу, чтобы у выживших была надежда на спасение. Погода была спокойная; температура составляла -9 ° C (16 ° F). 20 февраля 1944 года, незадолго до маяка в Урдалене, взорвалась бомба; корабль немедленно направился к берегу. Экипаж корабля не смог ослабить все спасательные шлюпки не было , а инструкций по использованию спасательных поясов . К тому времени, как команда покинула мостик, корабль накренился настолько, что они могли спуститься по борту. В 10:30 Hydro затонула, опустившись на дно на глубине 430 метров (1410 футов). Вскоре фермеры со всего озера оказались в своих лодках и пришли на помощь экипажу и пассажирам. [ 11 ]

Несмотря на намерение минимизировать жертвы, погибли 18 человек. Двадцать девять выжили. Среди погибших 14 норвежских членов экипажа и пассажиров, а также четыре немецких солдата. [ 12 ] Некоторые норвежские спасатели считали, что немцев спасать не следует, но такое мнение не возобладало, и четверо немецких солдат были спасены. Через восемь дней после происшествия С.Ф. Рьюканфос отправился к месту затопления на панихиду. [ 13 ]

Послевоенный интерес

[ редактировать ]

В 1948 году состоялась премьера фильма «Битва за тяжелую воду» , в котором были показаны различные диверсионные акции, включая затопление SF Hydro , с участием некоторых из первых диверсантов.

в британо-американском фильме «Герои Телемарка» В 1965 году те же события были показаны .

В начале 1990-х годов место крушения Hydro обнаружил Тор Олав Сперре с помощью ROV . На борту также было обнаружено 600 кг тяжелой воды, что не оставляет сомнений в том, что Hydro действительно перевозила тяжелую воду в день затопления. Две бочки были обнаружены, и одну из них можно увидеть в Norsk Industriarbeidermuseum в Веморке , Рьюкан.

В 2005 году канал PBS Nova выпустил документальный фильм « Затонувшая тайна Гитлера» . Анализ содержимого одной обнаруженной запечатанной бочки (№ 26) подтвердил наличие в ней тяжелой воды. Бочка была подарена Национальному музею Второй мировой войны США в Новом Орлеане. [ 14 ]

В 2015 году Норвежская радиовещательная корпорация выпустила нашумевший 6-серийный телевизионный мини-сериал « Война за тяжелую воду» .

В 2017 году новое расследование парома было показано в сериале « » канала National Geographic Осушить океаны «Нацистские тайны» (сезон 1, эпизод 1). [ 15 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 50–56.
  2. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 84.
  3. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 196.
  4. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 102–04.
  5. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 104.
  6. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 105–06.
  7. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 106–08.
  8. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 108–09.
  9. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 109.
  10. ^ Браун, 1995: 375.
  11. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 109–15.
  12. ^ Посольство Великобритании в Осло (25 февраля 2014 г.). «Затопление 70-летия DF Hydro в Норвегии» . www.gov.uk. ​Проверено 13 января 2016 г.
  13. ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 115–16.
  14. ^ «В центре внимания артефакт — немецкая бочка с тяжелой водой» . nww2m . 13 августа 2012 года . Проверено 31 октября 2019 г.
  15. ^ Рёссланд, Мари (5 августа 2018 г.). «Акция на тяжелой воде: паром для тяжелой воды был затоплен в 1944 году. Вот как он выглядит сегодня» . Дагбладет . Проверено 31 октября 2019 г.
  • Пэйтон, Гэри и Лепперод, Тронд (1995). Рьюканбанен на пути индустриального приключения . Рьюкан: Маана Форлаг.
  • Браун, Энтони Кейв (1975). Телохранитель лжи . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ebf958936bd42e85b8b02885ad314b4__1671925380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/b4/8ebf958936bd42e85b8b02885ad314b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SF Hydro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)