Японская подводная лодка И-11
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Подводная лодка № 125 |
Строитель | Кавасаки , Кобе , Япония |
Заложен | 10 апреля 1939 г. |
Запущен | 28 февраля 1941 г. |
Переименован | И-11 28 февраля 1941 г. |
Завершенный | 16 мая 1942 г. |
Введен в эксплуатацию | 16 мая 1942 г. |
Судьба | Пропал без вести после 11 января 1944 г. |
пораженный | 30 апреля 1944 г. |
Послужной список | |
Часть: |
|
Командиры: |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа А1 |
Смещение |
|
Длина | 113,7 м (373 футов 0 дюймов) в целом |
Луч | 9,5 м (31 фут 2 дюйма) |
Черновик | 5,3 м (17 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Экипаж | 100 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Yokosuka E14Y гидросамолет |
Авиационные объекты | 1 × катапульта |
I-11 — Императорского флота Японии типа А1 подводная лодка , служившая во время Второй мировой войны . Разработанный как подводный авианосец и эскадрильи флагман подводных лодок , он был введен в строй в 1942 году. Он участвовал в кампании на Гуадалканале и патрулировал у берегов Австралии , Новой Каледонии и островов Эллис , прежде чем исчез в 1944 году во время своего шестого военного патрулирования. В 1943 году он серьезно повредил ВМС Австралии легкий крейсер HMAS Hobart .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки типа А1 представляли собой версии предыдущего типа J3 с большей дальностью полета и улучшенной авиационной установкой и использовались в качестве эскадры флагманов . [ 2 ] Их водоизмещение составило 2966 тонн (2919 длинных тонн) на поверхности и 4195 тонн (4129 длинных тонн) под водой. Подводные лодки имели длину 113,7 метра (373 фута 0 дюймов), ширину 9,5 метра (31 фут 2 дюйма) и осадку 5,3 метра (17 футов 5 дюймов). Глубина погружения у них составляла 100 метров (328 футов). [ 2 ]
Для надводного хода подводные лодки типа А1 оснащались двумя мощностью 6200 л.с. (4623 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . В погруженном состоянии каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 1200 лошадиных сил (895 кВт ) . они могли развивать скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). На поверхности [ 3 ] и 8,25 узлов (15,28 км/ч; 9,49 миль в час) под водой. На поверхности Тип A1 имел дальность полета 16 000 морских миль (29 600 км; 18 400 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час); под водой они имели дальность полета 90 миль (170 км; 100 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 4 ]
Подводные лодки типа А1 были вооружены четырьмя внутренними носовыми диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) торпедными аппаратами и несли в общей сложности 18 торпед . Они также были вооружены одной 140-мм (5,5 дюйма)/40 палубной пушкой и двумя спаренными 25-мм (1 дюйм) зенитными орудиями Тип 96 . [ 4 ]
В отличие от подводных лодок типа J3, авиационный ангар был интегрирован в боевую рубку и обращен вперед, катапульта самолета находилась впереди ангара, а палубная пушка - позади боевой рубки. Изменение места расположения палубной пушки и катапульты позволило самолету, запускаемому с подводной лодки типа А1, использовать движение подводной лодки вперед в дополнение к скорости, сообщаемой катапультой. [ 4 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенная компанией Kawasaki в Кобе , Япония , I-11 была заложена под номером 125 10 апреля 1939 года. [ 5 ] Временно присоединен к военно-морскому округу Куре 5 февраля 1941 года. [ 5 ] она была спущена на воду 28 февраля 1941 г. [ 5 ] и в тот день получил название I-11 . [ 5 ] Он был завершен и введен в эксплуатацию 16 мая 1942 года. [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Май – июль 1942 г.
[ редактировать ]И-11 была официально придана военно-морскому округу Куре в день ее ввода в строй. [ 5 ] командира Цунео Ситиджи , под командованием [ 1 ] а также стал в тот день новым флагманом 3-й эскадрильи подводных лодок, заменив в этой роли поврежденную подводную лодку И-8 . [ 5 ] В конце мая 1942 года она переехала в Куре , Япония, для тренировок, погрузившись в 11-го военно-морского авиационного арсенала Yokosuka E14Y 1 ( сообщаемое союзниками название «Глен») гидросамолет для тренировок по запуску и восстановлению самолетов. [ 5 ]
I-11 покинула Куре 7 июня 1942 года и проследовала к атоллу Кваджалейн , которого достигла 16 июня. [ 5 ] Она продолжила упражнения по запуску и восстановлению гидросамолета в Кваджалейне, во время которых один член ее экипажа получил травмы из-за неисправности катапульты самолета . [ 5 ] 8 июля 1942 года она погрузила на борт командира 3-й эскадрильи подводных лодок контр-адмирала Чимаки Коно , который перенес свой флаг с тендера подводных лодок «Ясукуми Мару» , а также его штаб из шести человек и военного корреспондента газеты «Ёмиури Симбун» . [ 5 ]
Первый военный патруль
[ редактировать ]Первоначально I-11 планировалось выйти в море из Кваджалейна вместе с подводной лодкой I-175 8 июля 1942 года, но ее выход был отложен до 9 июля, когда она отправилась в путь, чтобы начать свое первое военное патрулирование, получив район патрулирования в Тасманово море у восточного побережья Австралии . [ 5 ] Находясь на поверхности, в 23:01 по австралийскому восточному времени 20 июля 1942 года она поразила греческий водоизмещением 5482 тонны пароход SS George S. Livanos одной торпедой в 15 морских милях (28 км; 17 миль) от Джервис-Бей , Нью-Йорк . Южный Уэльс , Австралия. [ 5 ] Джордж С. Ливанос , перевозивший груз из 87 военных автомобилей , затонул семь минут спустя. 35 ° 00'ю.ш., 151 ° 00' в.д. / 35 000 ° ю.ш., 151 000 ° в.д. . [ 5 ] Все еще находясь на поверхности, в 02:04 21 июля И-11 выпустил две торпеды по американскому вооруженному торговому кораблю SS Coast Farmer водоизмещением 3290 регистровых тонн . [ 5 ] Обе торпеды попали в мидель корабля «Кост-Фармер» , а через 20 минут «Кост-Фармер» затонул. 35 ° 23' ю.ш., 151 ° 00' в.д. / 35,383 ° ю.ш., 151 000 ° в.д. . I-11 осветил Coast Farmer после спасательные шлюпки затопления и, осмотрев их, направился на юго-запад вдоль побережья Австралии. [ 5 ]
22 июля 1942 года в 05:45 I-11 находилась на поверхности у побережья Нового Южного Уэльса в 25 морских милях (46 км; 29 миль) к востоку от маяка в заливе Туфолд , когда она выпустила три торпеды по американскому вооруженному судну «Либерти». корабль SS William Dawes , перевозивший груз из 82 джипов , 72 полутонных пикапов , 60 однотонных пикапов. прицепы , а также десятки грузовиков , машин скорой помощи и полугусеничных грузовиков . [ 5 ] Две торпеды попали, вызвав пожар, и Уильям Доус затонул примерно в 16:30. 36 ° 47' ю.ш., 150 ° 16' в.д. / 36,783 ° ю.ш., 150,267 ° в.д. с потерей одного солдата армии США и четырех членов ее вооруженной гвардии ВМС США убитыми и четырьмя ранеными. [ 5 ] В тот вечер Королевских ВВС Австралии (RAAF) «Бристоль Бофорт» торпедоносец безуспешно атаковал I-11 . [ 5 ]
Продолжая I-11 двигаться на юго-запад, заметила, как они сообщили, конвой из восьми транспортов в сопровождении двух легких крейсеров и двух эсминцев . примерно в 12:00 24 июля 1942 года [ 5 ] И-11 не смог сблизиться с кораблями, поскольку они находились на большом расстоянии. [ 5 ] 27 июля в 04:06 он выпустил одну торпеду по австралийскому торговому кораблю Coolana водоизмещением 2197 брутто , находясь в 30 морских милях (56 км; 35 миль) к северу от мыса Хоу . [ 5 ] Торпеда промахнулась, поэтому I-11 всплыл и попытался атаковать Кулану артиллерийским огнем, но из-за сильного волнения на море было нацелиться на Кулану трудно И- 11 с помощью палубной пушки . [ 5 ] После того, как Кулана передал сигнал SOS , И-11 погрузился в воду и выпустил еще одну торпеду, но она также промахнулась, и Кулана ушел невредимым. [ 5 ]
RAAF В 05:00 29 июля 1942 года самолет «Бристоль Бофорт» из 100-й эскадрильи атаковал I-11 , когда она находилась у залива Дискастер , в 22 морских милях (41 км; 25 миль) к северо-востоку от острова Габо и направлялась на юг в 7 часов. узлы (13 км/ч; 8,1 миль в час). [ 5 ] И-11 совершил аварийное пикирование и погрузился под воду раньше, чем «Бофорт», у которого застряли створки бомбового отсека , успел сбросить шесть 250-фунтовых (113 кг) бомб. [ 5 ] Пилот «Бофорта» заявил о гибели, но И-11 не пострадала, хотя ее экипаж обнаружил на кормовой палубе многочисленные фрагменты бомбы после того, как она всплыла. [ 5 ]
Наблюдатели I-11 заметили конвой с несколькими небольшими эскортами, когда он находился на поверхности Тасманова моря, в 23:30 30 июля 1942 года, и отправились в погоню. [ 5 ] В 02:50 31 июля, в 15 морских милях (28 км; 17 миль) к юго-западу от маяка на мысе Эверард , она выпустила две торпеды по перекрывающимся целям и услышала один взрыв. [ 5 ] Сопровождение конвоя предприняло попытку контратаки, но не смогло обнаружить I-11 . [ 5 ]
1 августа 1942 года I-11 достигла самой южной границы зоны патрулирования у восточного входа в Бассов пролив и начала обратный путь. [ 5 ] Он прибыл на японскую военно-морскую базу на атолле Трук 11 августа 1942 года. [ 5 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]Пока I-11 находился в море, кампания на Гуадалканале началась с морской пехоты США высадки на Гуадалканале , Тулаги , острове Флорида , Гавуту и Танамбого на юго-востоке Соломоновых островов 7 августа 1942 года. [ 5 ] 20 августа 1942 года он начал свой второй военный патруль, отправившись из Трука в район патрулирования в окрестностях островов Санта-Крус и юго-восточных Соломоновых островов. [ 5 ] 26 августа 1942 года командующий Передовым отрядом приказал И-11 и подводные лодки И-15 , И-17 , И-19 , И-26 , И-33 , И-174 , И-175 перебросить в к югу и востоку от Сан-Кристобаля, чтобы перехватить американские поставки и подкрепления, направляющиеся на Гуадалканал. [ 6 ] Находясь в Коралловом море в 146 морских милях (270 км; 168 миль) к юго-востоку от Тулаги, в 04:05 31 августа 1942 года И-11 атаковала то, что она определила как 15 000-тонный транспорт, сопровождаемый эсминцем, и заявила о двух попаданиях торпед. [ 5 ]
6 сентября 1942 года в 11:49 I-11 был затоплен к северо-западу от Эспириту-Санто на Новых Гебридских островах . 13 ° 20'ю.ш., 162 ° 40' в.д. / 13,333 ° ю.ш., 162,667 ° в.д. , когда она обнаружила ВМС США 17-ю оперативную группу , сосредоточенную вокруг авианосца USS Hornet (CV-8) и линкора USS North Carolina (BB-55) . [ 5 ] Она проникла в экран оперативной группы и опознала «Хорнет» как « Энтерпрайз » . класса авианосец [ 5 ] Когда «Хорнет» прошел впереди нее в 12:49 на расстоянии 765 ярдов (700 м), И-11 выпустил четыре торпеды, нырнул на 200 футов (61 м) и настроился на бесшумный ход . [ 5 ]
В 12:51 «Хорнет» заметил торпедный след у своего правого борта, а пилот бомбардировщика-торпедоносца TBF-1 Avenger, патрулировавшего над головой, увидел то, что он определил как боевую рубку подводной лодки, всплывшую на поверхность между Северной Каролиной и эсминцем в самолете. караульная служба. [ 5 ] Пилот «Авенджера» сбросил глубинную бомбу массой 325 фунтов (147 кг) на то, что, по его мнению, было боевой рубкой; его взрыв привел к детонации двух И-11 приближающихся торпед И-11 услышал два сильных взрыва в 12:52. , а экипаж [ 5 ] «Хорнет» начал резкий поворот влево, а «Северная Каролина» — на правый борт. Одна торпеда прошла на расстоянии 400 ярдов (370 м) от Северной Каролины . левого борта [ 5 ]
Эскорт оперативной группы начал поиск И-11 , и в 14:52 эсминец USS Russell (DD-414) вышел на нее и сбросил шесть 600-фунтовых (272 кг) глубинных бомб. [ 5 ] В 15:13 наблюдатели Рассела заметили нефтяное пятно длиной 1 морскую милю (1,9 км; 1,2 мили) и шириной 0,5 морской мили (0,9 км; 0,6 мили), но Рассел потерял связь с I-11 на расстоянии 700 м. ярдов (640 м). [ 5 ] Когда Рассел восстановил контакт, I-11 , действовавший на глубине 100 футов (30 м), поздно обнаружил приближающийся эсминец и начал пикирование на глубину 200 футов (61 м). [ 5 ] Последующая атака Рассела глубинной бомбой привела к ряду взрывов вблизи борта, что вызвало небольшую утечку в -11 I корме гребного вала через сальник , временно вывело из строя ее звуковое оборудование и вывело из строя 80 процентов ее батарей . [ 5 ] Повреждение батареи и утечка привели к тому, что ее передние отсеки наполнились ядовитым газообразным хлором . [ 5 ] И-11 достигла глубины 490 футов (149 м), прежде чем ее экипаж смог восстановить над ней контроль. [ 5 ]
Экипаж И-11 надел противогазы и перемонтировал исправные аккумуляторы для частичного восстановления электроснабжения. [ 5 ] Вечером 6 сентября 1942 года, через семь часов после атаки глубинной бомбы, И-11 всплыл на поверхность. [ 5 ] Ее экипаж пришел к выводу, что они могут устранить утечку, но решил, что И-11 не может нырнуть, поэтому она направилась к Труку на поверхности на максимально возможной скорости. [ 5 ] ВМС США PBY-5 Catalina 7 сентября 1942 года летающая лодка из 11-й патрульной эскадрильи (VP-11) атаковала ее к северо-востоку от острова Санта-Исабель у 07 ° 12'ю.ш., 163 ° 14' в.д. / 7,200 ° ю.ш., 163,233 ° в.д. [ 5 ] в то время как экипаж И-11 вел огонь по PBY из ее 140-миллиметровой (5,5 дюйма) палубной пушки и четырех 25-мм зенитных орудий , а также трех карабинов Тип 38 и 7,7-мм (0,303 дюйма) машины Тип 92 ее гидросамолета. пистолет , который они привязали к перилам ее моста . [ 5 ] PBY сбросил три бомбы, одна из которых упала близко к борту, но не причинила дальнейших повреждений. [ 5 ] Другой PBY атаковал ее 8 сентября 1942 года между 14:00 и 14:15, совершив несколько обстрелов и еще раз промахнувшись с бомбой. [ 5 ] Она достигла Трука 11 сентября 1942 года. [ 5 ]
Сентябрь 1942 г. – январь 1943 г.
[ редактировать ]В Труке флаг 3-й эскадрильи подводных лодок перешел с I-11 на тендер подводных лодок Yasukuni Maru был произведен временный ремонт , а на I-11 . [ 5 ] Собрав их, она покинула Трук 15 сентября 1942 года и направилась в Куре, проделав весь путь на поверхности. Она достигла Куре 23 сентября 1942 года, вернула свой гидросамолет, который пережил глубинную атаку Рассела в летном состоянии, в 11-й военно-морской авиационный арсенал и начал ремонт. [ 5 ] После завершения ремонта I-11 покинула Куре 9 января 1943 года и 15 января прибыла в Трук, где 18 января 1943 года была назначена флагманом подводных сил А под командованием контр-адмирала Кацуми Комадзавы . [ 5 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]В январе 1943 года японцы решили эвакуировать свои войска с Гуадалканала в рамках операции «Ке» . [ 5 ] С гидросамолетом Yokosuka E14Y (союзное обозначение «Глен») на борту I-11 вылетела из Трука 19 января 1943 года, чтобы начать свое третье военное патрулирование. [ 5 ] возобновляя свое участие в кампании на Гуадалканале. Ей был отведен район патрулирования к югу от Гуадалканала и к северу от острова Реннелл , где она и подводные лодки I-16 , I-17 , I-18 , I-20 , I-25 , I-26 , I-32 и I. -176 было поручено перехватывать военно-морские силы союзников, направлявшиеся в район Гуадалканала и обратно. [ 5 ]
31 января 1943 года I-11 получил приказ следовать в воды к востоку от Сан-Кристобаля. [ 5 ] в поддержку кораблей 2-го и 3-го флотов при проведении эвакуации. [ 5 ] 2 февраля 1943 года контр-адмирал Комадзава приказал подводным лодкам 3-й эскадрильи подводных лодок перехватить авианосную группу ВМС США, которая, как сообщается, действовала в 100 морских милях (185 км; 115 миль) к юго-востоку от Сан-Кристобаля. [ 5 ] В 10:00 7 февраля 1943 года И-11 заметил американский авианосец, идущий на юг, и начал заход на посадку, но неточная установка глубины торпед И-11 помешала успешной атаке. [ 5 ] Японцы завершили эвакуацию Гуадалканала 8 февраля 1943 года.
Между тем, I-11 7 февраля 1943 года после неудачной попытки атаковать авианосец получила приказ использовать свой гидросамолет для разведки гавани и близлежащих аэродромов в Нумеа на побережье Гранд-Тер в Новой Каледонии . [ 5 ] E14Y1 совершил разведывательный полет 21 февраля, и его экипаж сообщил об авианосце, двух линкорах и нескольких кораблях меньшего размера в гавани. [ 5 ] Гидросамолет совершил еще один полет 1 марта 1943 года для исследования рифов Честерфилд и был поврежден во время восстановления после возвращения на I-11 . [ 5 ] И-11 завершила свое патрулирование возвращением в Трук 10 марта 1943 года. [ 5 ]
Четвертый военный патруль
[ редактировать ]I-11 отправилась в путь из Трука с контр-адмиралом Комазаки и его штабом на борту 10 апреля 1943 года для проведения своего четвертого военного патрулирования. [ 5 ] I-11 и подводные лодки I-177 , I-178 и I-180 , которые также отправились в тот же день, получили задание атаковать корабли союзников у берегов Австралии. [ 5 ] I-11 был назначен район патрулирования в Тасмановом море у восточного побережья Австралии. [ 5 ] Находясь в 70 морских милях (130 км; 81 миль) к северу от острова Габо 27 апреля 1943 года, он совершил неудачную атаку на конвой OC-90 во время его рейса из Мельбурна , штат Виктория , в Ньюкасл , Новый Южный Уэльс. [ 5 ] 29 мая 1943 года она выпустила две торпеды по американскому кораблю «Либерти» SS «Шелдон Джексон» в 150 морских милях (280 км; 170 миль) к северо-востоку от Сиднея , Австралия, но обе промахнулись. [ 5 ] Она вернулась в Трук 10 июня 1943 года. [ 5 ]
Пятый военный патруль
[ редактировать ]I-11 вылетел из Трука на гидросамолете Yokosuka E14Y1 (союзное обозначение «Глен»), который отправился в свое пятое военное патрулирование 1 июля 1943 года. [ 5 ] Перед патрулем она получила нового капитана, командира Мэйдзи Тагами , который был официально назначен 7 июля. [ 1 ] Район ее патрулирования находился в районе Новой Каледонии. [ 5 ] На закате 20 июля 1943 года он находился у побережья Сан-Кристобаль, когда заметил смешанную Королевского флота Австралии и ВМС США оперативную группу 74 . [ 5 ] Она выпустила две торпеды Тип 95 по тяжелому крейсеру HMAS Australia . [ 5 ] Они прошли за кормой Австралии , но в 18:45 один из них поразил австралийский лёгкий крейсер HMAS Hobart на его левом квартере у 15 ° 07'ю.ш., 163 ° 43' в.д. / 15,117 ° ю.ш., 163,717 ° в.д. , сломав киль , оторвав два гребных винта «Y» , сбив с места башню , выведя из строя всю мощность и рулевое управление, убив 13 членов экипажа и серьезно ранив еще семерых. [ 5 ] Хобарт портов взял на себя список , но сделал порт в Эспириту-Санто. [ 5 ] Ремонт не позволил ей участвовать в войне на 17 месяцев. [ 5 ]
После захода солнца 25 июля 1943 года гидросамолет И-11 совершил разведывательный полет над районом Нумеа, его экипаж доложил о крейсерах и небольших кораблях. находящихся там в гавани [ 5 ] американский корабль «Либерти» водоизмещением 7176 тонн SS «Мэтью Лайон» . Он находился у побережья Нумеа 11 августа 1943 года, когда поразил одной торпедой 22 ° 30' ю.ш., 165 ° 59' з.д. / 22,500 ° ю.ш., 165,983 ° з.д. . [ 5 ] Торпеда пробила дыру длиной 35 футов (11 м) в Мэтью Лайона № 3 трюме и ранила одного матроса , но кораблю удалось добраться до Эспириту-Санто своим ходом. [ 5 ] И-11 вернулся в Трук 13 сентября 1943 года. [ 5 ]
Сентябрь – декабрь 1943 г.
[ редактировать ]Пока И-11 находился в Труке, 15 сентября 1943 года 3-я эскадрилья подводных лодок была упразднена, и И-11 стал флагманом 1-й эскадрильи подводных лодок. [ 5 ] Она покинула Трук 18 сентября 1943 года и направилась в Куре, куда прибыла 26 сентября. [ 5 ] она приняла нового командира, командира Хисаити Идзу . 10 октября [ 1 ] После ремонта он покинул Куре 4 декабря 1943 года и направился обратно в Трук, куда прибыл в середине декабря 1943 года. [ 5 ]
Шестой военный патруль
[ редактировать ]21 декабря 1943 года И-11 вылетел из Трука с гидросамолетом Yokosuka E14Y1 (союзное обозначение «Глен») на борту для своего шестого военного патруля, направляясь в район патрулирования в окрестностях островов Эллис , островов Самоа , островов Фиджи и Острова Тонга . [ 5 ] 31 декабря 1943 года она провела подводную разведку Фунафути на островах Эллис, сообщив, что заметила там два линкора, два других крупных военных корабля, напоминающих линкоры, и два крейсера. [ 5 ] 11 января 1944 года он передал сообщение из района Фунафути и получил приказ атаковать корабли союзников в районе островов Эллис и Самоа, а также снова провести разведку Фунафути в начале февраля 1944 года. [ 5 ] [ 7 ] Японцы больше никогда о ней не слышали.
Потеря
[ редактировать ]Судьба И-11 остается загадкой. Один источник утверждает, что эсминец ВМС США Николас . (DD-449) потопил ее 17 февраля 1944 года [ 5 ] [ 8 ] но это утверждение, похоже, путает I-11 с подводной лодкой I-175 , затонувшей у атолла Вотье на Маршалловых островах 4 февраля 1944 года. [ 9 ] Японские исследования после Второй мировой войны показали, что мина, ВМС США заложенная минным заградителем USS Terror (CM-5), потопила I-11 . [ 5 ]
20 марта 1944 года японцы объявили I-11 предположительно потерянным к югу от Фунафути. [ 5 ] со всеми 114 мужчинами на борту. [ 1 ] 30 апреля 1944 года исключен из списков ВМФ. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Я-11 . Ijnsubsite.info . 2018. Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Баньяско, с. 188
- ^ Шено, с. 200
- ^ Jump up to: а б с Карпентер и Дорр, с. 101
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что КБ копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 сентября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-11: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 октября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-15: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Бойд и Ёсида, с. 209
- ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1943 года, февраль» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (12 июня 2010 г.). «Подводная лодка IJN I-11: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 19 декабря 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Бойд, Карл и Ёсида, Акикико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2012). «Подводная лодка IJN I-11: Табличная запись движения» . СЕНСУИКАН! Истории и боевые истории подводных лодок IJN . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 18 августа 2015 г.
- Хасимото, Мочицура (1954). Затонул: История японского подводного флота 1942–1945 гг . Коулгрейв, EHM (переводчик). Лондон: Касселл и компания. АСИН B000QSM3L0.
- Стилле, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 135. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-090-1 .
- Подводные лодки типа А1
- корабли 1941 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Морские инциденты в январе 1944 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- Боевые корабли потеряны со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Пропавшие подводные лодки Второй мировой войны