Подводный авианосец
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Подводный авианосец — подводная лодка, оснащенная самолетами для наблюдения или нападения. Наиболее широкое применение эти подводные лодки получили во время Второй мировой войны , хотя их оперативное значение оставалось довольно небольшим. Самыми известными из них были японские I-400 подводные лодки класса и французская подводная лодка «Сюркуф» , хотя небольшое количество подобных судов было построено и для военно-морских сил других стран.
Большинство действующих подводных авианосцев, за исключением классов И-400 и АМ , использовали свои самолеты для разведки и наблюдения. В этом отличие от типичного надводного авианосца , основная функция которого — служить базой для наступательной авиации.
Ранняя история (Первая мировая война)
[ редактировать ]Германия была первой страной, которая экспериментировала с подводными авианосцами, инициатором которой был Имперской военно-морской авиацией Германии командующий оберлейтенант цур Зее Фридрих фон Арно де ла Перьер , который командовал подразделением из двух Friedrichshafen FF.29 разведчиков гидросамолетов- в Зебрюгге . Одной из первых подводных лодок, прибывших на базу Зебрюгге, была капитан-лейтенанта Вальтера Форстмана SM U -12 , которая должна была играть роль подводного авианосца.
Невооруженные гидросамолеты FF-29 были модифицированы для перевозки 26 + 1 / 2 -фунтовых (12,0 кг) бомб. 25 декабря 1915 г. [1] один из недавно модифицированных самолетов перелетел Ла-Манш и вверх по Темзе , сбросив бомбы на окраину Лондона , хотя они причинили лишь незначительный ущерб. Его преследовали британские истребители, но он благополучно вернулся на базу. Во время этой первой бомбардировки было очевидно, что самолет больше пострадал из-за недостаточной дальности полета.
Воодушевленные этим успехом, Арно и Форстманн предположили, что они могут увеличить дальность полета, перенеся самолет у британского побережья на палубе подводной лодки во взлетной позиции, а затем запустив самолет путем частичного погружения, позволяя гидросамолету уплыть. 6 января 1915 года U-12 произвела запуск FF-29 со своей палубы в Зебрюгге, в безопасности волнолома Зебрюгге-Моль. Затем самолет снова пришвартовали поперек корабля, и подводная лодка покинула гавань, по-видимому, затмеваясь размахом крыльев биплана 53 фута 2 дюйма (16,21 м), который составлял почти ⅓ длины небольшой прибрежной патрульной подводной лодки в 188 футов (57 м). . U-12 пронесла FF-29 30 миль, прежде чем затопить передние баки и позволить гидросамолету без особого труда уплыть с палубы, после чего самолет взлетел. Первоначально Арно намеревался встретиться с подлодкой, но отказался от этого. Набрав высоту, Арно отправился к британскому побережью, по которому, по-видимому, пролетел незамеченным, прежде чем вернуться в Зебрюгге. Хотя самолет был вынесен в море и благополучно оторвался от палубы подводной лодки, было очевидно, что необходимы улучшения в процедуре и настройке.
Арно и Форстманн предложили немецкому военно-морскому командованию дальнейшие эксперименты, но на них было наложено вето, поскольку их проект был признан непрактичным. Эти планы были повторно исследованы в 1917 году в надежде, что они повысят ударную мощь новых немецких подводных лодок, таких как дальний крейсер типа Unterseeboote , которые должны были быть оснащены небольшими разведывательными гидросамолетами, которые можно было собирать и разбирать на борту и хранить в специальные отсеки на палубе – но с окончанием войны от этой идеи отказались.
Двумя конструкциями самолетов, созданными для этой цели, были биплан Hansa-Brandenburg W.20 и LFG Stralsund V 19 Putbus низкоплан моноплан . Первый тип был разработан в 1917 году для использования на борту подводных лодок «Крейсер», так и не вошедших в строй.
Британцы также экспериментировали с концепцией авианесущей подводной лодки, когда HMS E22 был оборудован аналогично немецкой подводной лодке, но с целью перехвата немецких дирижаблей, когда они пересекали Северное море. В 1916 году она была способна запустить два «Сопвич Шнайдер». гидросамолета Однако, как и в немецком эксперименте, самолеты переносились на палубе незащищенными, и подводная лодка не могла погрузиться в воду, не потеряв их.
Между войнами
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]«Сюркуф» — французская подводная лодка, заказанная в декабре 1927 года, спущенная на воду 18 октября 1929 года и вошедшая в строй в мае 1934 года. При подводном водоизмещении 4000 тонн (3600 тонн) «Сюркуф» была крупнейшей подводной лодкой в мире в начале Второй мировой войны .
«Сюркуф» проектировался как «подводный крейсер », предназначенный для поиска и ведения надводного боя. В первой части этой миссии он нес наблюдательный поплавок в ангаре, встроенном в кормовую часть боевой рубки ; вторая часть имела на вооружении не только 12 торпедных аппаратов , но и спаренную 8-дюймовую (203-мм) орудийную башню впереди боевой рубки. Орудия питались из магазина на 60 патронов и управлялись директором с помощью дальномера длиной 16 футов 6 дюймов (5,03 м) , установленного достаточно высоко, чтобы видеть горизонт на расстоянии 7 миль (11 км). Теоретически самолет наблюдения мог вести огонь на максимальную дальность стрельбы в 15 миль (24 км). зенитные пушки и пулеметы На верху ангара были установлены .
Италия
[ редактировать ]В конце 1920-х годов Regia Marina (ВМС Италии) заказала Ettore Fieramosca — подводную лодку с водонепроницаемым ангаром для небольшого гидросамолета-разведчика. В 1928 году Макки и Пьяджио получили заказы на подходящие самолеты, в результате чего появились Macchi M.53 и Piaggio P.8 , но программа была отменена, а ангар подводной лодки был демонтирован в декабре 1931 года, до того, как Этторе Фьерамоска был доставлен .
Япония
[ редактировать ]Японцы широко применяли концепцию «подводного авианосца», начиная с И-6 класса J2 и класса J3 в 1937–38 годах. [2] Всего было построено 42 подводные лодки, способные нести гидросамолеты, в том числе И-8 .
Великобритания
[ редактировать ]После потери тяжелого артиллерийского корабля HMS M1 и Вашингтонского военно-морского договора , ограничивавшего вооружение кораблей, не являвшихся крупными кораблями , оставшиеся подводные лодки класса М были переоборудованы для других целей. К 1927 году HMS M2 поступил на вооружение с водонепроницаемым ангаром для гидросамолета «Парналл Пето» со складными крыльями, который можно было запускать и поднимать с помощью вышки . В октябре 1928 года на нем была установлена гидравлическая катапульта , которая позволяла запускать гидросамолет с рампы на носовом корпусе. Подводная лодка и ее самолет могли бы затем вести разведку впереди флота, погружаясь при угрозе. [3] Сама HMS M2 была потеряна в 1932 году, а подводные лодки, запускающие самолеты, были оставлены Королевским флотом .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Соединенные Штаты начали изучать эту концепцию в 1922 году, когда два гидросамолета Caspar U.1 были закуплены в Германии для испытаний на военно-морской базе Анакостия . Один самолет позже был потерян во время демонстрационного полета в 1923 году, но они предоставили полезную техническую информацию.
ВМС США заказали шесть Cox-Klemin XS-1 и шесть Martin MS-1 , оба небольших гидросамолета, которые, как и Caspar U-1, можно было легко разобрать. Оба были испытаны на борту S-1 в октябре и ноябре 1923 года. Позже Кокс-Клемм построил улучшенную модель XS-2 , а Лёнинг построил XSL, но к тому времени ВМС потеряли интерес к этой концепции. [4] [5] Проблемы с запуском и возвратом самолета, а также ограниченная военная ценность привели к снижению интереса к этой концепции. новость о том, что британская подводная лодка М2 затонула во время испытаний в 1933 году, плюс повреждения XSL [6] в ходе испытаний на защищенных водах реки Анакостия завершилось дальнейшее развитие ВМС США.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]Кригсмарине Эти лодки должны были быть вдвое больше , (ВМС Германии) также приступило к разработке подводных лодок, способных запускать самолеты, и в начале 1939 года заказало четыре очень больших «крейсерских» подводных лодки. чем любая существующая подводная лодка, и иметь экипаж из 110 человек с одним гидросамолетом Arado Ar 231 , но были отменены с началом войны позже в том же году.
Хотя это и не было строго самолетом, некоторые подводные лодки имели на борту Focke-Achgelis Fa 330 (англ. Wagtail). Это был тип винтокрылого воздушного змея, известного как гироплан или роторный змей. Во время Второй мировой войны их буксировали за немецкими подводными лодками, что позволяло наблюдателям на воздушном змее видеть дальше.
Тип IX Д 2-"Монсун"
[ редактировать ]Еще одной немецкой подводной лодкой дальнего действия была тип IX D2 « Монсун » , использовавшаяся в Индийском океане и на Дальнем Востоке, базирующаяся на Пенанге (оккупированная Малайя). Для помощи таким подводным лодкам был разработан наблюдательный «Автожир-воздушный змей» Focke-Achgelis Fa 330 « Bachstelze » («Трясогузка»). Он использовался в Индийском океане и время от времени в Южной Атлантике, но его использование препятствовало быстрому погружению подводной лодки.
Flettner Fl 282 A « Колибри » Вертолет- разведчик также планировалось использовать с подводных лодок дальнего действия.Этот одноместный вертолет был изготовлен из сварных стальных труб и имел такие размеры, чтобы его можно было разместить со снятыми лопастями несущего винта и шасси в герметичном ангаре диаметром 5,9 футов [1,8 м] и длиной 18 футов [5,5 м] на подводной лодке. палуба. Fl 282 « Колибри » никогда не использовался на немецких подводных лодках.
Япония
[ редактировать ]Японцы широко применили концепцию подводного авианосца. Всего было построено 47 подводных лодок, способных нести гидросамолеты. Большинство подводных авианосцев IJN могли нести только один самолет, хотя некоторые типы могли нести два, а гигантские подводные лодки класса I-400 могли нести три.
Тип В1 (20 шт.)
[ редактировать ]Подводные лодки типа Б1 ( серия И-15 ) ( И-15 , И-17 , И-19 , И-21 , И-23 , И-25 , И-26 , И-27 , И-28 , И-29). , И-30 , И-31 , И-32 , И-33 , И-34 , 35 , И - И-36 , И-37 , И-38 , И-39 ) были самым многочисленным типом подводных лодок СССР. Императорский флот Японии во время Второй мировой войны . Всего было изготовлено 20 штук, начиная с номера И-15 , ставшего названием серии. Эти подводные лодки были быстрыми, имели очень большую дальность полета и имели на борту единственный гидросамолет Yokosuka E14Y , расположенный в ангаре перед боевой рубкой, который запускался с помощью катапульты.
Серия оказалась довольно успешной, особенно в начале войны. В 1942 году И-26 повредил авианосец USS Saratoga . I-19 15 сентября 1942 года выпустил шесть торпед по авианосцу USS Wasp , две из которых попали в авианосец и повредили его, а оставшиеся торпеды повредили линкор USS North Carolina и эсминец O'Brien затонувший позже . И-25 провел воздушные бомбардировки единственные за всю историю сопредельных Соединенных Штатов в сентябре 1942 года, когда стартовавший с него самолет сбросил две зажигательные бомбы на лес недалеко от города Брукингс, штат Орегон .
Тип АМ ( И-13 , И-14 )
[ редактировать ]Подводная лодка типа АМ (Модифицированный) представляла собой большую подводную лодку с гидросамолетом и ангаром на два самолета. Эти гигантские подводные лодки изначально относились к типу А2, но после начала строительства их конструкция была пересмотрена, чтобы они могли нести второй самолет. Гидросамолетами должен был стать бомбардировщик Aichi M6A 1, несущий бомбы массой 1760 фунтов (800 кг).
Дальность и скорость этих подводных лодок были замечательными (21 000 морских миль (39 000 км) при скорости 16 узлов (30 км/ч)), но их подводные характеристики были ухудшены, что делало их легкой добычей. I-13 был потоплен 16 июля 1945 года эскортным эсминцем USS Lawrence C. Taylor и авиацией эскортного авианосца USS Anzio примерно в 550 милях (890 км) к востоку от Йокосуки . И-14 сдался в море в конце войны и позже был списан.
Тип Сэнтоку ( I-400 , I-401 , I-402 )
[ редактировать ]Подводные лодки класса I-400 были крупнейшими подводными лодками Второй мировой войны и оставались крупнейшими из когда-либо построенных до строительства подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами в 1960-х годах. Его водоизмещение составляло 6500 тонн (5900 тонн), а длина превышала 400 футов (120 м), что в три раза превышало размеры обычных подводных лодок. Его корпус имел форму восьмерки для дополнительной прочности и позволял разместить на палубе ангар для размещения трех самолетов Aichi M6A Seiran . Кроме того, у него было три зенитных орудия и большое палубное орудие, а также восемь торпедных аппаратов, из которых они могли стрелять « Длинным копьем» — самой большой, дальнобойной и самой смертоносной торпедой, использовавшейся в то время.
три самолета Sen Toku Было построено : I-400 , I-401 и I-402 . У каждого было четыре двигателя мощностью по 3000 л.с. (2200 кВт) и достаточно топлива, чтобы обогнуть вокруг света полтора раза, что более чем достаточно, чтобы добраться до Соединенных Штатов в любом направлении.
Подводные лодки также могли нести три Sei ran самолета ( Aichi M6A ), каждый из которых нес бомбу массой 1760 фунтов (800 кг) на расстояние 650 миль (1050 км) со скоростью 360 миль в час (580 км/ч). Его название представляло собой комбинацию слов «сей» («ясное небо») и « ран» («шторм»), что буквально «буря из ясного неба», потому что американцы не знали, что они приближаются. Он имел размах крыла 40 футов (12 м) и длину 38 футов (12 м). Чтобы поместить самолет в ангар, крылья самолета были откинуты назад, горизонтальные стабилизаторы сложены вниз, а верхняя часть вертикального стабилизатора сложена так, чтобы общий профиль самолета находился в пределах диаметра его винта. Экипаж из четырех человек мог подготовить и поднять всех троих в воздух за 45 минут, запустив их с помощью катапульты длиной 120 футов (37 м) на носовой палубе гигантской подводной лодки.
Послевоенные исследования
[ редактировать ]ВМС США разработали эскизные проекты довольно причудливых подводных авианосцев в 1946 и 1952 годах. В исследовании 1946 года предполагалось, что на корпусе будет использоваться классификационный символ SSV, и изначально предполагалось, что на нем будут размещены два бомбардировщика XA2J Super Savage для стратегического ядерного удара или четыре F2H Banshee истребителя . . Различные конфигурации водонепроницаемого ангара и взлетно-посадочной рампы обеспечивали потенциальную длину от 600 футов (180 м) до 750 футов (230 м), причем последняя вдвое превышала длину самолета при надводном водоизмещении 34 000 тонн ( России ВМФ класс «Тайфун» ). подводная лодка , самая большая из когда-либо построенных, имеет водоизмещение всего 24 000 тонн в надводном положении). Исследование 1952 года было немного более реалистичным: на нем находились три гидросамолета-истребителя F2Y Sea Dart с верхней стартовой рампой для бурного моря (Sea Dart мог взлетать только в спокойном море). Это по-прежнему будет большая подводная лодка длиной 460 футов (140 м) и водоизмещением 9 000 тонн с атомной электростанцией мощностью 70 000 л.с. (52 000 кВт) для достижения скорости 28 узлов (52 км / ч). Был также задуман более экономичный план преобразования Второй мировой войны. подводные лодки флота будут нести гидросамолетную версию A4D Skyhawk аналогично SSG, оснащенным ракетами Regulus , с использованием гидролыж для взлета, как это делал Sea Dart. [7]
Будущие проекты
[ редактировать ]Подводные авианосцы не используются, но эта концепция периодически появляется вновь. Возможность совершать скрытные атаки привлекательна, но постоянные воздушные операции в значительной степени сводят на нет преимущество погружения в воду, а ограничения по размерам не позволяют проводить масштабные устойчивые воздушные операции. [8] Более того, любая подводная лодка, достаточно большая, чтобы быть полезной, будет уязвима для обнаружения и контратаки. Учитывая стоимость такого специализированного судна, маловероятно, что какой-либо военно-морской флот сочтет его строительство целесообразным. [8] Кроме того, крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, все чаще имеют ограниченные возможности наблюдения, что позволяет им служить как ударным оружием, так и одноразовыми разведывательными дронами; это еще больше снижает ценность эксплуатации самолетов с подводных лодок.
Однако существует несколько проектов по развитию БПЛА возможностей запуска и восстановления . Для этого существует три способа: запуск из торпедного аппарата, из вертикального пускового аппарата межконтинентальной баллистической ракеты или из специально разработанной установки либо в парусе, либо установленной на корпусе. [ нужна ссылка ] ВМС США осознали необходимость в более совершенных прибрежных боевых возможностях для противодействия растущим асимметричным угрозам, ограничивающим зону действия, которые может обеспечить этот тип судов.
См. также
[ редактировать ]- Список самолетов подводных лодок
- Летающая подводная лодка
- Воздушно-десантный авианосец
- Список подводных лодок Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тредуэлл, Терри С. (2010). Немецкие и австро-венгерские авиастроители 1908-1918 гг . Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1445637020 .
- ^ Юнайтед Пресс (4 ноября 1945 г.). «Японцы имели наготове 5 подводных авианосцев» . Газеты.com . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Архив Flightglobal - История авиации - Полет, 31 июля 1931 г. (стр. 759–763)
- ^ «Новый складной самолет для подводных лодок», февраль 1931 г., Popular Science внизу страницы 33.
- ^ «Самолет складывается в трубу, чтобы поместиться в подводную лодку», Popular Mechanics, апрель 1931 г., стр. 535
- ^ «Плоскость складывается, чтобы соответствовать пространству подводной лодки», Popular Science , июнь 1933 г., нижняя часть страницы 14.
- ^ Фридман, Норман (1994). Подводные лодки США с 1945 года: иллюстрированная история конструкции . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . стр. 178–182, 262–263. ISBN 1-55750-260-9 .
- ^ Jump up to: а б Лэйман, РД; Маклафлин, Стивен (1991). Гибридный военный корабль. Объединение больших орудий и самолетов . Конвей Мэритайм Пресс. стр. 182–184. ISBN 0-85177-555-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Терри К. Тредвелл: Удар из-под моря: история самолетов-носителей подводных лодок , Tempus Publishing, Limited, 1999 г.