Паровой артиллерийский катер
Серый гусь | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Паровой артиллерийский катер (СГБ) |
Операторы | РН |
Построен | 1940–1942 |
В эксплуатации | Ноябрь 1941 г. - послевоенный. |
Планируется | 52 |
Завершенный | 7 |
Отменено | 2 |
Потерянный | 1 |
Общие характеристики | |
Смещение | 175 тонн (стандартная), 255 тонн (глубокая загрузка) |
Длина | 44,3 м (145 футов 8 дюймов) в целом |
Луч | 7,1 м (20 футов) |
Черновик | 1,68 м (5 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность | 8000 л.с. (5965 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 35 узлов (65 км/ч) максимум |
Диапазон |
|
Дополнить | Первоначально 27 (3 офицера и 24 солдата), позже увеличилось до 34 в результате изменений в вооружении. |
Вооружение |
|
Паровые артиллерийские катера ( SGB ) были небольшими судами Королевского военно-морского флота, построенными с 1940 по 1942 год для береговых войск во время Второй мировой войны . Класс состоял из девяти паровых торпедных катеров .
Они разрабатывались параллельно с 35-метровыми моторными торпедными катерами Fairmile D («катера-собаки»), в частности, из-за необходимости выслеживать немецкие электронные катера в период нехватки подходящих дизельных двигателей. Хотя планировалось шестьдесят, 8 ноября 1940 года была заказана только первая партия из девяти машин, из которых семь были завершены.
Дизайн
[ редактировать ]Паровые артиллерийские катера были задуманы как ответ на кажущуюся потребность в корабле, достаточно большом для выхода в море в ненастную погоду и способном работать и как «суперканонерка», и как торпедоносец, совмещая в себе функции моторной канонерской лодки ( МГБ) и моторно-торпедный катер (МТБ) по той же схеме, что и немецкие Е-катера. Адмиралтейство хотело, чтобы Денни разработал конструкцию, подходящую для сборного строительства, чтобы можно было построить большое количество самолетов. [1]
Это были самые большие суда Береговых войск и единственные, построенные из стали (чтобы удовлетворить потребности быстрого производства - все остальные суда Береговых войск были деревянными). Они напоминали миниатюрный эсминец и были, пожалуй, самым изящным из всех кораблей, выпущенных во время Второй мировой войны. Однако их сравнительно большой силуэт был недостатком, делавшим их слишком легкой мишенью для более быстрых немецких кораблей. [ нужна ссылка ]
Они имели длину 145 футов 8 дюймов (44,40 м) и водоизмещение 172 тонны (202 тонны с полным топливом). Они были оснащены двумя Metropolitan-Vickers с редуктором паровыми турбинами мощностью 4000 л.с. (2983 кВт) с использованием специальных котлов LaMont . [2] Эти котлы оказались особенно уязвимыми для атак, и после того, как судно вышло из строя, потребовались серьезные усилия для ремонта. Преимущество Steam заключалось в бесшумности, но требовался большой корпус. Массовое производство больших деревянных корпусов было невозможно, поэтому использовалась сталь. Это означало, что корпуса и оборудование выходили за рамки небольших верфей, занятых быстрым расширением береговых сил, и SGB, таким образом, боролось за места на верфях, которые уже были труднодоступны для производства срочно необходимых конвоев. Кроме того, они конкурировали в спросе на мягкую сталь и паровые электростанции с более востребованными эсминцами; соответственно, запланированное еще 51 судно не было заказано, а два судна, заказанные у Торникрофта, не были завершены после повреждений, нанесенных воздушным налетом. Семь построенных судов были построены фирмами Yarrow , Hawthorn Leslie , J. Samuel White и William Denny and Brothers и вступили в строй к середине 1942 года. [ нужна ссылка ]
Расход топлива был большой. Недостаток заключался в том, что, хотя бензиновая лодка могла завестись с холода и немедленно уйти, SGB должен был оставаться на плаву. Со временем добавление защитной пластины толщиной 18 мм (0,7 дюйма) по бортам котла и машинного отделения, а также дополнительного вооружения и экипажа увеличило водоизмещение до 260 тонн, а их эксплуатационная скорость, как следствие, снизилась до 30 узлов. [ нужна ссылка ]
Настоящие линкоры береговых войск, паровые артиллерийские катера были хорошо вооружены и могли поддерживать высокую скорость на волнении. В бою командиры электронных лодок уважали СГБ почти так же, как и эсминцы, поскольку один удачный выстрел из их трехдюймовых орудий мог вывести из строя или потопить электронную лодку. [ нужна ссылка ]
Их вооружение состояло из трехдюймовой пушки на кормовой палубе за надстройкой, сразу за торпедными аппаратами, выходящими под углом по обе стороны надстройки. На носу и корме располагалась пара шестифунтовых орудий (57 мм), а также две спаренные 20-мм пушки Oerlikon, одна на носу и одна на корме, ведшая сверхстрельбу над трехдюймовой пушкой. Пулеметы устанавливались в спаренных установках по обе стороны моста.
Ближайшим параллелем Кригсмарине были катера Р-301 класса R. к ним [ нужна ссылка ] Хотя эти 160-тонные суда проектировались как тральщики-минные заградители, этот класс был уникален тем, что был оснащен двумя торпедными аппаратами и иногда 88-мм пушкой, а также типичным для лодки R вооружением из 37-мм и 20-мм орудий и 16 мин. Их обычно называли «тральщиками сопровождения». Однако при максимальной скорости в 24 узла они были значительно медленнее паровых артиллерийских катеров. [3]
Услуга
[ редактировать ]Из-за нехватки стали и турбин первоначально запланированные 52 лодки были сокращены до порядка девяти лодок, получивших обозначения SGB от 1 до 9. Номера 1 и 2 были отменены, когда их корпуса были сильно повреждены в результате воздушного налета на район Саутгемптона. . [4] 1-я флотилия СГБ была сформирована в Портсмуте в середине июня 1942 года под командованием лейтенанта-коммандера Питера Скотта , сына антарктического исследователя капитана Роберта Скотта , впоследствии известного орнитолога, защитника природы и телеведущего. Их первые боевые действия флота произошли в заливе Сены (устье реки Сены ) вскоре после полуночи 19 июня, когда два судна – SGB 7 и 8 – под совместным командованием лейтенанта Дж. Д. Ричи в компании с « Хант- Эсминец класса «Олбрайтон» столкнулся с несколькими электрокатерами, сопровождавшими два немецких торговых судна. SGB 7 был потоплен в этом бою; как следствие Адмиралтейство отметило их уязвимость и оснастило их дополнительной броней машинного и котельного отделений. При этом шесть оставшихся лодок были переименованы в честь дикой природы в «SGB Grey ....». [5]
SGB5 ( «Серая сова» ) был поврежден в бою с немецкими вооруженными траулерами у Берневаля при сопровождении десантных кораблей во время рейда на Дьепп в августе 1942 года. [ нужна ссылка ]
1-я флотилия SGB позже базировалась на авиабазе HMS Aggressive , Ньюхейвен, Сассекс, на южном побережье Англии. [ нужна ссылка ]
В 1944 году все шесть выживших были переоборудованы в быстрые тральщики , а все, кроме SGB9 Grey Goose , были проданы в послевоенные годы.
- Серый гусь SGB9
под командованием командующего флотилией Питера Скотта - Серая акула FL5161
- Серая печать FL5168
- Серая лисица FL4636
Корабли в классе
[ редактировать ]Все заложенные девять судов, перечисленные ниже, были заказаны 8 ноября 1940 года.
Корабль | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
СГБ1 | Торникрофт , Вулстон | Отменено | |||
СГБ2 | Торникрофт , Вулстон | Отменено | |||
СГБ3 Серая печать | Тысячелистник , Скотстоун | 24 января 1941 г. | 29 августа 1941 г. | 21 февраля 1942 г. | В продаже 20 августа 1949 г. |
СГБ4 Серая лисица | Тысячелистник , Скотстоун | 24 января 1941 г. | 25 сентября 1941 г. | 15 марта 1942 г. | В продаже октябрь 1947 г. |
СГБ5 Серая сова | Хоторн Лесли , Хебберн | 17 апреля 1941 г. | 27 августа 1941 г. | 1 апреля 1942 г. | Продан Британской металлургической корпорации и списан 15 декабря 1949 г. |
СГБ6 Серая акула | Хоторн Лесли , Хебберн | 28 марта 1941 г. | 17 ноября 1941 г. | 30 апреля 1942 г. | Продан 13 октября 1947 года. Плавучий дом, 1949 год. |
СГБ7 | Денни , Данбартон | 3 февраля 1941 г. | 25 сентября 1941 г. | 11 марта 1942 г. | Потоплен обстрелом немецких надводных кораблей в устье Сены 19 июня 1942 г. |
СГБ8 Серый Волк | Денни , Данбартон | 3 февраля 1941 г. | 3 ноября 1941 г. | 17 апреля 1942 г. | Продан 3 февраля 1948 г. |
СГБ9 Серый гусь | Дж. Сэмюэл Уайт , Каус | 23 января 1941 г. | 14 февраля 1942 г. | 4 июля 1942 г. | Продан примерно в 1957 году. Переоборудован в плавучий дом, в настоящее время пришвартован в Ху-Сент-Вербурге . |
Пост-был
[ редактировать ]SGB9 оставался в эксплуатации в качестве судна для ходовых испытаний с 1952 по 1956 год, его паровые двигатели были заменены на Vospers парой экспериментальных газовых турбин Rolls-Royce RM60 , став первым судном с таким двигателем. [6] Высокотехнологичные турбины оснащены компрессорами с промежуточным охлаждением и рекуператорами для увеличения выходной мощности турбины и снижения расхода топлива. Газотурбинная силовая установка обеспечивала на 35% больше мощности, весила на 50% меньше и была на 25% менее громоздкой по сравнению с исходной паровой машиной. [7] Хотя экспериментальная силовая установка оказалась очень успешной, она была слишком сложной, а вспомогательная технология слишком незрелой для более широкого использования на тот момент, и по окончании испытаний в 1957 году SGB9 был выведен в резерв. [8] После снятия экспериментальных двигателей SGB9 был продан в 1958 году и превратился в коммерческую ремонтную громаду. Проданный в 1984 году корпус был переоборудован в плавучий дом и переименован в Ансераву . По состоянию на 2020 год он был пришвартован на реке Медуэй недалеко от Ху-Сент-Вербурга в Кенте , Англия. [9]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Констам (2010) стр. 19
- ^ Риппон, Том 2 (1994) , стр. 29–33.
- ^ Конвей с. 251
- ^ Констам (2010), стр. 19-20.
- ^ BBC London CSV Action Desk (7 сентября 2005 г.), «The Buccaneers/London Navy» , BBC WW2 People's War , заархивировано из оригинала 1 декабря 2009 г. , получено 11 декабря 2007 г.
- ^ Уолш, Филип П.; Пол Флетчер (2004). Производительность газовой турбины (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья. п. 25. ISBN 978-0-632-06434-2 .
- ^ Эллакотт, Сэмюэл Эрнест (1958). История кораблей (2-е (в твердом переплете) изд.). Великобритания: Methuen & Co. 78. ИСБН 978-0-416-54210-3 .
- ^ Хармон, Роберт А. (май 1990 г.). «Судовые газовые турбины: новое поколение». Машиностроение-CIME . Американское общество инженеров-механиков.
- ^ Хинд, Боб (27 января 2020 г.). «Канонерская лодка, стоявшая у Госпорта, имела командира с мировым именем» . Новости, Портсмут .
Библиография
[ редактировать ]- Энциклопедия оружия Второй мировой войны Криса Бишопа, 2002 г. ISBN 978-1-58663-762-0
- SGB береговых войск на unithistories.com, доступ 11 декабря 2007 г.
- Дэвид К. Браун, Проектирование и строительство британских военных кораблей 1939–1945 гг ., Том 3, Conway Maritime Press, ISBN 0-85177-674-4 .
- Гардинер, Шено, Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , Conway Maritime Press (1980) ISBN 0-85177-146-7
- Констам, Британский моторный артиллерийский катер Ангус 1939-45, 2010 Osprey Publishing. 978 1 84908 077 4
- Джордж Л. Мур, Паровые канонерские лодки - на военном корабле, 1999–2000 гг. , Conways Maritime Press, ISBN 0-85177-724-4 .
- Риппон, командир ПМ, РН (1994). Паровые артиллерийские лодки . Эволюция инженерного дела в Королевском флоте. Том. 2: 1939–1992. Заклинание. стр. 29–33. ISBN 0907206476 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )