Jump to content

Договорный линкор

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

HMS Nelson был первым договорным линкором.

Договорный линкор — линкор, построенный в 1920-х или 1930-х годах в соответствии с условиями одного из ряда международных договоров, регулирующих строительство военных кораблей . Многие из этих кораблей принимали активное участие во Второй мировой войне, но лишь немногие выжили после нее.

Первым из договоров был Вашингтонский военно-морской договор , подписанный в 1922 году. Пять мировых военно-морских держав согласились соблюдать строгие ограничения на строительство линкоров и линейных крейсеров , чтобы предотвратить гонку вооружений в военно-морском строительстве, которая предшествовала Первой мировой войне . Договор ограничивал количество крупных кораблей, принадлежащих каждой подписавшей стороне, а также общий тоннаж линкоров каждого военно-морского флота. Новые корабли могли быть построены только для замены уцелевших кораблей, вышедших на пенсию после 20 лет службы. Кроме того, любой новый корабль будет ограничен орудиями калибра 16 дюймов и водоизмещением 35 000 тонн.

Ограничения Вашингтонского договора были расширены и изменены Лондонским военно-морским договором 1930 года и Вторым Лондонским военно-морским договором 1936 года. Однако в 1930-е годы эффективность этих соглашений снизилась, поскольку некоторые подписавшие державы (в частности, Япония) вышли из Вашингтонского договора. договорные соглашения, а другие лишь на словах им поклонялись. К 1938 году Великобритания и США применили «положение об эскалаторе» во Втором Лондонском договоре, которое разрешало линкоры водоизмещением до 45 000 тонн, и договор фактически прекратил свое существование.

Строгие ограничения водоизмещения вынуждали проектировщиков линкоров идти на компромиссы, которых они, возможно, хотели бы избежать, если бы у них был выбор. В 1920-е и 1930-е годы в конструкции линкоров появился ряд инноваций, особенно в двигателях, подводной защите и самолетах.

После окончания Первой мировой войны в 1918 году было подписано большое количество договоров, направленных на обеспечение мира. По словам историка Ларри Аддингтона, это была «величайшая попытка того времени контролировать вооружения и предотвращать войну посредством договоров». [1] Эти договоры варьировались от Версальского договора , в котором содержались положения, призванные сделать рейхсвер неспособным к наступательным действиям и способствовать международному разоружению, [2] [3] [4] к Пакту Келлога-Бриана 1928 года, в котором подписавшие его государства обещали не использовать войну для разрешения «споров или конфликтов любого характера и происхождения, которые могут возникнуть между ними». [5] Конкретные военно-морские договоры, возникшие в эту эпоху, включают Вашингтонский военно-морской договор 1921 года и Лондонский военно-морской договор 1930 года. [6] [7]

Во второй половине и после Первой мировой войны Соединенные Штаты приступили к реализации крупной программы строительства линкоров , после принятия Закона о военно-морском флоте 1916 года, разрешающего строительство десяти линкоров. [8] Закон о военно-морских ассигнованиях 1917 года разрешил строительство еще трех линкоров. [9] до такой степени, что прогнозировалось, что к 1923 или 1924 году Соединенные Штаты будут сопоставимы по численности с Королевским флотом. В ответ британский флот начал кампанию за программу кораблестроения, предлагая построить линейные крейсеры G3 . Такие предложения были непопулярны и считались неоправданно дорогостоящими. [10] [11] Японское правительство также приступило к реализации крупной программы строительства военных кораблей . Великобритания стремилась участвовать в переговорах по ограничению военно-морского флота, опасаясь опасности, которую агрессивное судостроение Америки представляло для их империи. Все три страны были открыты для переговоров из-за огромных затрат на строительство и содержание большого военно-морского флота. [12]

Договоры

[ редактировать ]

В декабре 1919 года бывший министр иностранных дел Великобритании лорд Грей из Фаллодона и государственный секретарь по иностранным делам лорд Роберт Сесил встретились в Вашингтоне, округ Колумбия, с Эдвардом М. Хаусом , советником Вудро Вильсона . На встрече Соединенные Штаты согласились временно замедлить ход линкора. строительство в обмен на то, что британцы снимут свое несогласие с включением доктрины Монро в Пакт Лиги Наций . [13]

Подписание Вашингтонского военно-морского договора.

Вашингтонский военно-морской договор

[ редактировать ]

С 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. [14] Вашингтонская военно-морская конференция была проведена с целью остановить возникновение гонки военно-морских вооружений. [15] Девять стран приняли участие по просьбе государственного секретаря Чарльза Эванса Хьюза ; США, Япония, Китай, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. [16] Конференция привела к заключению Договора девяти держав , который подтвердил поддержку политики открытых дверей по отношению к Китаю ; Договор четырёх держав , в котором США, Великобритания, Франция и Япония согласились поддерживать статус-кво в Тихом океане, уважая тихоокеанские территории других стран, подписавших соглашение, не стремясь к дальнейшему территориальному расширению и взаимным консультациям с друг друга в случае спора о территориальных владениях. [6] [15]

Самым важным договором, подписанным во время конференции, был Вашингтонский военно-морской договор, или Договор пяти держав, между Соединенными Штатами, Великобританией, Японией, Францией и Италией. [15] Договор строго ограничивал тоннаж и постройку крупных кораблей и авианосцев , а также включал ограничения на размер отдельных кораблей. Пределы тоннажа, определенные статьями IV и VII, ограничивали Соединенные Штаты и Великобританию 525 000 тонн в их основных флотах, Японию - 315 000 тонн, а Францию ​​и Италию - 175 000 тонн. Он установил 10-летний «праздник строительства линкоров». достигнуто не было крейсеров Никаких договоренностей по тоннажу и подводных лодок . [15] Договор ограничивал крупные корабли (линкоры и линейные крейсеры, определяемые как любой военный корабль с орудиями калибра более 8 дюймов и стандартным водоизмещением 10 000 тонн ) стандартным водоизмещением 35 000 тонн и орудиями калибра не более 16 дюймов. [17]

В главе II, часть 2 , подробно описывалось, что нужно было сделать, чтобы сделать корабль неэффективным для военного использования. Помимо затопления или сдачи на слом, ограниченное количество кораблей можно было переоборудовать в корабли-мишени или учебные суда, если с них полностью снять вооружение, броню и другие важные для боя части. Часть 3, раздел II, указывала, какие корабли должны быть списаны в соответствии с договором, а также когда оставшиеся корабли могут быть заменены. [18] В общей сложности Соединенным Штатам пришлось списать 26 существующих или планируемых крупных кораблей, Великобритании — 24 и Японии — 16. [19]

Женевские военно-морские конференции

[ редактировать ]

Первая Женевская военно-морская конференция — встреча США, Великобритании и Японии (Франция и Италия отказались участвовать в дальнейших переговорах), созванная Кэлвином Кулиджем в 1927 году. Целью конференции было расширение существующих ограничений на военно-морское строительство. что было согласовано в Вашингтонском военно-морском договоре. Вашингтонский договор ограничивал строительство линкоров и авианосцев, но не ограничивал строительство крейсеров, эсминцев и подводных лодок. [20] Британцы предложили ограничить водоизмещение линкоров до 30 000 тонн с 15-дюймовыми орудиями. Конференция завершилась без достижения соглашения. [21] Вторая Женевская военно-морская конференция 1932 года также завершилась без соглашения после того, как страны зашли в тупик по вопросу перевооружения Германии. [22]

Лондонские договоры

[ редактировать ]

Ограничения, установленные Вашингтонским военно-морским договором, были подтверждены Лондонским военно-морским договором, подписанным в 1930 году. Был установлен лимит подводных лодок в 57 000 тонн, а отпуск на постройку линкоров был продлен еще на десять лет. [7] Подписанный в 1936 году Второй Лондонский военно-морской договор дополнительно ограничил использование орудий 14-дюймовым калибром. Второй Лондонский договор содержал пункт, разрешавший строительство линкоров с 16-дюймовыми орудиями, если какая-либо из сторон, подписавших Вашингтонский договор, не ратифицировала новый. В нем содержался дополнительный пункт, который позволял ослаблять ограничения на водоизмещение, если страны, не подписавшие договор, строили суда более мощные, чем позволял договор. [23] [24]

Ограничения Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров означали, что в 1919–1939 годах было спущено на воду меньше новых линкоров, чем в 1905–1914 годах, из-за введенного отпуска постройки линкоров, который закончился в 1933 году. Они также препятствовали развитию, устанавливая верхние ограничения на вес кораблей. Такие проекты, как проектируемый британский линкор класса N3 , первый американский South Dakota класс и японский Kii класс — все они продолжали тенденцию к созданию более крупных кораблей с более мощными орудиями и более толстой броней — так и не завершили строительство. [25]

Японский линкор «Муцу» был заложен 1 июня 1918 года. [26] В то время это был один из крупнейших линкоров в мире, и на Вашингтонской военно-морской конференции Великобритания и США призвали отказаться от проекта. Однако это было разрешено при условии, что США и Великобритания получат по два дополнительных 16-дюймовых артиллерийских корабля. В 1920 году Япония начала строительство Амаги и Акаги . В следующем году были спущены на воду «Кага» и «Тоса» водоизмещением около 39 900 тонн. После подписания Вашингтонского военно-морского договора Амаги и Тоса были оставлены, а Кага и Акаги были преобразованы в авианосцы водоизмещением 30 000 тонн. [15] [27] Будучи участницей договора, Япония полностью прекратила строительство линкоров, сосредоточившись вместо этого на линейных крейсерах. Они приступили к реализации обширной программы строительства крейсеров и начали агрессивную модернизацию военно-морской техники. [28] После выхода из договора в 1936 году они планировали построить «Ямато» класс , который стал бы крупнейшим линкором в мире. Два из них были построены во время Второй мировой войны , а третий был переоборудован в авианосец. [27]

Соединенным Штатам было разрешено сохранить три линкора класса «Колорадо» , которые были профинансированы в соответствии с Законом о военно-морском флоте 1916 года, и в общей сложности 500 360 тонн крупных кораблей в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором. Сокращение военно-морских расходов Республиканской партии привело к тому, что размер военно-морского флота остался значительно ниже максимального размера, указанного в договоре. Строительство нескольких других было остановлено, а корпус заброшенного военного корабля США « Вашингтон» использовался для испытаний на устойчивость к бомбам, торпедам и артиллерийскому огню. Технические разработки и исследования линкоров были строго ограничены. USS изначально проектировались как линейные крейсеры водоизмещением 33 000 тонн, но Lexington и Saratoga были переоборудованы в авианосцы во время строительства после принятия договора. [29] Соединенные Штаты вывели из эксплуатации в общей сложности шестнадцать существующих линкоров и прекратили строительство шести кораблей первого класса «Южная Дакота» . Соединенные Штаты модернизировали свой флот, но не достигли договорных ограничений. [30] Праздник броненосца пользовался огромной популярностью среди широкой публики. [31] У кораблей «Невада» класса была увеличена высота орудия, хотя британцы утверждали, что это было нарушением условий Вашингтонского военно-морского договора. [32]

Королевский флот сдал на слом или прекратил строительство шестнадцати кораблей в результате Вашингтонского военно-морского договора. HMS Hood (водоизмещение 40 000 тонн) был освобожден от ограничений, установленных договором. После подписания договора, в результате компромисса с Японией, «Нельсон» два договорных линкора класса были построены , HMS Nelson и Rodney , единственные два, построенные Королевским флотом до 1936 года. [15] [28] [33] [32] Их флот, хотя и оставался крупнейшим в мире до 1933 года, все больше устаревал. Хотя на момент начала Второй мировой войны в Королевском флоте было больше всего линкоров, все они, кроме двух, были датированы Первой мировой войной или раньше. [34] В результате праздника постройки линкоров верфи Армстронга и Бердмора были вынуждены закрыться. [31]

Франция и Италия не приступили к масштабным программам расширения военно-морского флота, хотя французский линкор «Беарн» был переоборудован в авианосец. [28]

Список договорных линкоров

[ редактировать ]
Корабль Страна Сорт Водоизмещение (тонны) Основное орудие Первый ввод в эксплуатацию Судьба Конец обслуживания
Северная Каролина  ВМС США Северная Каролина 35,000 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 9 апреля 1941 г. Списан 27 июня 1947 г.; корабль-музей
Вашингтон  ВМС США Северная Каролина 35,000 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 15 мая 1941 г. Списан 27 июня 1947 г., списан в 1960 г. 27 июня 1947 г.
Алабама  ВМС США Южная Дакота 35,000 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 16 августа 1942 г. Списан 9 января 1947 г.; корабль-музей 9 января 1947 г.
Индиана  ВМС США Южная Дакота 35,000 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 30 апреля 1942 г. Списан 11 сентября 1947 г., списан в 1963 г. 15 ноября 1945 г.
Массачусетс  ВМС США Южная Дакота 37,970 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 12 мая 1942 г. Списан 27 марта 1947 г.; корабль-музей
Южная Дакота  ВМС США Южная Дакота 35,000 Марк 6 калибра 16 дюймов/45 20 марта 1942 г. Списан 31 января 1947 г., списан в 1962 г. 31 января 1947 г.
Нельсон  Королевский флот Нельсон 34,000 BL 16-дюймовый Mk I 10 сентября 1927 г. Списан в феврале 1948 г., списан в марте 1949 г.
Родни  Королевский флот Нельсон 34,000 BL 16-дюймовый Mk I 10 ноября 1927 г. Списан в 1948 г.
Энсон  Королевский флот King George V 39,000 BL 14-inch Mk VII 22 июня 1942 г. Списан в 1957 г. 1 ноября 1951 г.
герцог Йоркский  Королевский флот King George V 39,000 BL 14-inch Mk VII 28 февраля 1940 г. Списан в 1957 г. 1 ноября 1951 г.
Хау  Королевский флот King George V 39,150 BL 14-inch Mk VII 28 сентября 1942 г. Списан в 1958 году. 1 января 1951 г.
King George V  Королевский флот King George V 39,100 BL 14-inch Mk VII 11 декабря 1940 г. Списан в 1957 г. 1 июня 1950 г.
Принц Уэльский  Королевский флот King George V 39,000 BL 14-inch Mk VII 31 марта 1941 г. Потоплен 10 декабря 1941 г. 10 декабря 1941 г.
Дюнкерк  Французский флот Дюнкерк 26,500 330 мм (13 дюймов)/50 Модель 1931 г. 15 апреля 1937 г. Затоплен 27 ноября 1942 г. 1 марта 1942 г.
Страсбург  Французский флот Дюнкерк 26,500 330 мм (13 дюймов)/50 Модель 1931 г. 15 марта 1938 г. Затоплен 27 ноября 1942 г. 27 ноября 1942 г.
Ришелье  Французский флот

 Свободные военно-морские силы Франции

Ришелье 35,000 380 мм (15 дюймов)/45 Модель 1935 г. 15 июля 1940 г. Списан в 1968 году.
Жан Барт  Французский флот Ришелье 48,950 380 мм (15 дюймов)/45 Модель 1935 г. 16 января 1949 г. Спущен во время войны 6 марта 1940 г., списан 24 июня 1970 г. 1 августа 1957 г.
Литторио  Королевский флот Литторио 41,377 381(15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 6 мая 1940 г. Переименован в Италию , списан в 1948 году.
Рим  Королевский флот Литторио 41,649 381(15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 14 июня 1942 г. Потоплен 9 сентября 1943 г. 9 сентября 1943 г.
Витторио Венето  Королевский флот Литторио 41,337 381 (15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 28 апреля 1940 г. Списан в 1948 г. 10 сентября 1943 г.
Гнейзенау  Военно-морской Шарнхорст 32,000 28 см (11 дюймов) SK C/34 21 мая 1938 г. Потоплен как блок-корабль в марте 1945 г. 1 июля 1942 г.
Шарнхорст  Военно-морской Шарнхорст 32,000 28 см (11 дюймов) SK C/34 7 января 1939 г. Потоплен 26 декабря 1943 г. 26 декабря 1943 г.

Завершено между окончанием Первой мировой войны и подписанием Вашингтонского военно-морского договора.

[ редактировать ]
Корабль Страна Сорт Водоизмещение (тонны) Основное орудие Первый ввод в эксплуатацию Судьба Конец обслуживания
Нагато  Императорский флот Японии Нагато 39,130 41 см (16 дюймов)/45 Тип для 3-го года обучения 25 ноября 1920 г. Потоплен как цель 29 июля 1946 г.
Муцу  Императорский флот Японии Нагато 39,050 41 см (16 дюймов)/45 Тип для 3-го года обучения 24 октября 1921 г. Затоплен в гавани в результате внутреннего взрыва 8 июня 1943 г. 8 июня 1943 г.
Колорадо  ВМС США Колорадо 31,500 Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 30 августа 1923 г. Продан на металлолом, 23 июля 1959 г. 23 июля 1959 г.
Мэриленд  ВМС США Колорадо 32,600 Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 21 июля 1921 г. Списан в 1947 г., списан в 1959 г.
Западная Вирджиния  ВМС США Колорадо 31,500 Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 1 декабря 1923 г. Списан 9 января 1947 г., списан в 1959 г. 9 января 1947 г.
Капюшон  Королевский флот Адмирал 42,100 БЛ 15-дюймовый Mk I 5 марта 1920 г. Потоплен 24 мая 1941 г.

Последствия

[ редактировать ]

Вашингтонский военно-морской договор был подписан США, Великобританией, Японией, Францией и Италией — всеми основными военно-морскими державами. На разных этапах Италия и Франция отказывались от дальнейших переговоров; однако их экономические ресурсы не позволяли создавать суперлинкоры. Германия, хотя Версальский договор не разрешил использование линкоров, разработала один в 1930-х годах; это было узаконено англо-германским военно-морским соглашением , которое поставило Германию в те же правовые рамки, что и Великобританию. [35]

Политика Японии в 1930-е годы во многом определялась милитаристами . Частично под влиянием принятия Закона Винсона-Трэммелла в 1934 году и Закона о восстановлении национальной промышленности 1933 года , в 1934 году Япония объявила, что планирует выйти из договорной системы через два года. На Второй лондонской конференции Япония продемонстрировала готовность к переговорам, но покинула конференцию в январе 1936 года, а срок действия других договоров истек 31 декабря 1936 года. [36] [37] , нарушающие договоры Они построили гигантские линкоры класса «Ямато» . [38]

В результате договоров к моменту начала перевооружения в 1930-х годах, до начала Второй мировой войны, мировые линкоры в значительной степени устарели и устарели из-за роста авиации и увеличения использования подводных лодок. В результате технология дредноутов значительно улучшилась, и всерьез началось строительство новых и модернизация старых линкоров. [39]

  1. ^ Аддингтон 1994 , с. 172
  2. ^ Джозеф 2016
  3. ^ Китчинг 2003 , с. 5
  4. ^ Версальский договор, преамбула части V
  5. ^ Пакт Келлога-Бриана 1928 г.
  6. ^ Jump up to: а б Договор девяти держав 1921 г.
  7. ^ Jump up to: а б Аддингтон 1994 , стр. 174–175.
  8. ^ Блазич 2017 , с. 14
  9. ^ Блазич 2017 , с. 17
  10. ^ Макбрайд 2000 , стр. 139–140.
  11. ^ Иордания, 2011 , стр. 29–30.
  12. ^ Фаннинг, 2015 , стр. 3–4.
  13. ^ Фаннинг 2015 , с. 3
  14. ^ Фитцпатрик 2004 , с. 400
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Аддингтон 1994 , с. 174
  16. ^ Основные этапы Государственного департамента (а)
  17. ^ Статьи V и VI Вашингтонского военно-морского договора.
  18. ^ Глава II, часть 2 и Часть 3, раздел II Вашингтонского военно-морского договора.
  19. ^ Британская энциклопедия 2016.
  20. ^ Основные этапы Государственного департамента (б)
  21. ^ Фридман 2015 , с. 244
  22. ^ Всемирная цифровая библиотека, 1933 г.
  23. ^ Брейер 1973 , стр. 71–3.
  24. ^ Второй Лондонский военно-морской договор
  25. ^ Самралл 2004 , стр. 25–28.
  26. ^ Хакетт, Кингсепп и Альберг, 2009 г.
  27. ^ Jump up to: а б Гольдштейн 2005 , стр. 86–87.
  28. ^ Jump up to: а б с Лиллард 2016 , стр. 173–174.
  29. ^ Макбрайд 2000 , стр. 140–141, 146, 147, 154.
  30. ^ Лиллард 2016 , стр. 173, 175.
  31. ^ Jump up to: а б Фридман 2015 , с. 218.
  32. ^ Jump up to: а б Фридман 2015 , с. 219.
  33. ^ Браун 2012 , стр. 25–29.
  34. ^ Лиллард 2016 , стр. 175–177.
  35. ^ Брейер 1973 , с. 74
  36. ^ Кюн 2013 , стр. 58–59.
  37. ^ Аддингтон 1994 , с. 175
  38. ^ Самралл 2004 , с. 29
  39. ^ Аддингтон 1994 , стр. 180–181.

Библиография

[ редактировать ]

Книги и журналы

Веб-сайты

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38b78dd51f78885c81ee7cfe5df95797__1712822040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/97/38b78dd51f78885c81ee7cfe5df95797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Treaty battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)