Договорный линкор
Договорный линкор — линкор, построенный в 1920-х или 1930-х годах в соответствии с условиями одного из ряда международных договоров, регулирующих строительство военных кораблей . Многие из этих кораблей принимали активное участие во Второй мировой войне, но лишь немногие выжили после нее.
Первым из договоров был Вашингтонский военно-морской договор , подписанный в 1922 году. Пять мировых военно-морских держав согласились соблюдать строгие ограничения на строительство линкоров и линейных крейсеров , чтобы предотвратить гонку вооружений в военно-морском строительстве, которая предшествовала Первой мировой войне . Договор ограничивал количество крупных кораблей, принадлежащих каждой подписавшей стороне, а также общий тоннаж линкоров каждого военно-морского флота. Новые корабли могли быть построены только для замены уцелевших кораблей, вышедших на пенсию после 20 лет службы. Кроме того, любой новый корабль будет ограничен орудиями калибра 16 дюймов и водоизмещением 35 000 тонн.
Ограничения Вашингтонского договора были расширены и изменены Лондонским военно-морским договором 1930 года и Вторым Лондонским военно-морским договором 1936 года. Однако в 1930-е годы эффективность этих соглашений снизилась, поскольку некоторые подписавшие державы (в частности, Япония) вышли из Вашингтонского договора. договорные соглашения, а другие лишь на словах им поклонялись. К 1938 году Великобритания и США применили «положение об эскалаторе» во Втором Лондонском договоре, которое разрешало линкоры водоизмещением до 45 000 тонн, и договор фактически прекратил свое существование.
Строгие ограничения водоизмещения вынуждали проектировщиков линкоров идти на компромиссы, которых они, возможно, хотели бы избежать, если бы у них был выбор. В 1920-е и 1930-е годы в конструкции линкоров появился ряд инноваций, особенно в двигателях, подводной защите и самолетах.
Фон
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны в 1918 году было подписано большое количество договоров, направленных на обеспечение мира. По словам историка Ларри Аддингтона, это была «величайшая попытка того времени контролировать вооружения и предотвращать войну посредством договоров». [1] Эти договоры варьировались от Версальского договора , в котором содержались положения, призванные сделать рейхсвер неспособным к наступательным действиям и способствовать международному разоружению, [2] [3] [4] к Пакту Келлога-Бриана 1928 года, в котором подписавшие его государства обещали не использовать войну для разрешения «споров или конфликтов любого характера и происхождения, которые могут возникнуть между ними». [5] Конкретные военно-морские договоры, возникшие в эту эпоху, включают Вашингтонский военно-морской договор 1921 года и Лондонский военно-морской договор 1930 года. [6] [7]
Во второй половине и после Первой мировой войны Соединенные Штаты приступили к реализации крупной программы строительства линкоров , после принятия Закона о военно-морском флоте 1916 года, разрешающего строительство десяти линкоров. [8] Закон о военно-морских ассигнованиях 1917 года разрешил строительство еще трех линкоров. [9] до такой степени, что прогнозировалось, что к 1923 или 1924 году Соединенные Штаты будут сопоставимы по численности с Королевским флотом. В ответ британский флот начал кампанию за программу кораблестроения, предлагая построить линейные крейсеры G3 . Такие предложения были непопулярны и считались неоправданно дорогостоящими. [10] [11] Японское правительство также приступило к реализации крупной программы строительства военных кораблей . Великобритания стремилась участвовать в переговорах по ограничению военно-морского флота, опасаясь опасности, которую агрессивное судостроение Америки представляло для их империи. Все три страны были открыты для переговоров из-за огромных затрат на строительство и содержание большого военно-морского флота. [12]
Договоры
[ редактировать ]В декабре 1919 года бывший министр иностранных дел Великобритании лорд Грей из Фаллодона и государственный секретарь по иностранным делам лорд Роберт Сесил встретились в Вашингтоне, округ Колумбия, с Эдвардом М. Хаусом , советником Вудро Вильсона . На встрече Соединенные Штаты согласились временно замедлить ход линкора. строительство в обмен на то, что британцы снимут свое несогласие с включением доктрины Монро в Пакт Лиги Наций . [13]
Вашингтонский военно-морской договор
[ редактировать ]С 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. [14] Вашингтонская военно-морская конференция была проведена с целью остановить возникновение гонки военно-морских вооружений. [15] Девять стран приняли участие по просьбе государственного секретаря Чарльза Эванса Хьюза ; США, Япония, Китай, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. [16] Конференция привела к заключению Договора девяти держав , который подтвердил поддержку политики открытых дверей по отношению к Китаю ; Договор четырёх держав , в котором США, Великобритания, Франция и Япония согласились поддерживать статус-кво в Тихом океане, уважая тихоокеанские территории других стран, подписавших соглашение, не стремясь к дальнейшему территориальному расширению и взаимным консультациям с друг друга в случае спора о территориальных владениях. [6] [15]
Самым важным договором, подписанным во время конференции, был Вашингтонский военно-морской договор, или Договор пяти держав, между Соединенными Штатами, Великобританией, Японией, Францией и Италией. [15] Договор строго ограничивал тоннаж и постройку крупных кораблей и авианосцев , а также включал ограничения на размер отдельных кораблей. Пределы тоннажа, определенные статьями IV и VII, ограничивали Соединенные Штаты и Великобританию 525 000 тонн в их основных флотах, Японию - 315 000 тонн, а Францию и Италию - 175 000 тонн. Он установил 10-летний «праздник строительства линкоров». достигнуто не было крейсеров Никаких договоренностей по тоннажу и подводных лодок . [15] Договор ограничивал крупные корабли (линкоры и линейные крейсеры, определяемые как любой военный корабль с орудиями калибра более 8 дюймов и стандартным водоизмещением 10 000 тонн ) стандартным водоизмещением 35 000 тонн и орудиями калибра не более 16 дюймов. [17]
В главе II, часть 2 , подробно описывалось, что нужно было сделать, чтобы сделать корабль неэффективным для военного использования. Помимо затопления или сдачи на слом, ограниченное количество кораблей можно было переоборудовать в корабли-мишени или учебные суда, если с них полностью снять вооружение, броню и другие важные для боя части. Часть 3, раздел II, указывала, какие корабли должны быть списаны в соответствии с договором, а также когда оставшиеся корабли могут быть заменены. [18] В общей сложности Соединенным Штатам пришлось списать 26 существующих или планируемых крупных кораблей, Великобритании — 24 и Японии — 16. [19]
Женевские военно-морские конференции
[ редактировать ]Первая Женевская военно-морская конференция — встреча США, Великобритании и Японии (Франция и Италия отказались участвовать в дальнейших переговорах), созванная Кэлвином Кулиджем в 1927 году. Целью конференции было расширение существующих ограничений на военно-морское строительство. что было согласовано в Вашингтонском военно-морском договоре. Вашингтонский договор ограничивал строительство линкоров и авианосцев, но не ограничивал строительство крейсеров, эсминцев и подводных лодок. [20] Британцы предложили ограничить водоизмещение линкоров до 30 000 тонн с 15-дюймовыми орудиями. Конференция завершилась без достижения соглашения. [21] Вторая Женевская военно-морская конференция 1932 года также завершилась без соглашения после того, как страны зашли в тупик по вопросу перевооружения Германии. [22]
Лондонские договоры
[ редактировать ]Ограничения, установленные Вашингтонским военно-морским договором, были подтверждены Лондонским военно-морским договором, подписанным в 1930 году. Был установлен лимит подводных лодок в 57 000 тонн, а отпуск на постройку линкоров был продлен еще на десять лет. [7] Подписанный в 1936 году Второй Лондонский военно-морской договор дополнительно ограничил использование орудий 14-дюймовым калибром. Второй Лондонский договор содержал пункт, разрешавший строительство линкоров с 16-дюймовыми орудиями, если какая-либо из сторон, подписавших Вашингтонский договор, не ратифицировала новый. В нем содержался дополнительный пункт, который позволял ослаблять ограничения на водоизмещение, если страны, не подписавшие договор, строили суда более мощные, чем позволял договор. [23] [24]
Линкоры
[ редактировать ]Ограничения Вашингтонского и Лондонского военно-морских договоров означали, что в 1919–1939 годах было спущено на воду меньше новых линкоров, чем в 1905–1914 годах, из-за введенного отпуска постройки линкоров, который закончился в 1933 году. Они также препятствовали развитию, устанавливая верхние ограничения на вес кораблей. Такие проекты, как проектируемый британский линкор класса N3 , первый американский South Dakota класс и японский Kii класс — все они продолжали тенденцию к созданию более крупных кораблей с более мощными орудиями и более толстой броней — так и не завершили строительство. [25]
Японский линкор «Муцу» был заложен 1 июня 1918 года. [26] В то время это был один из крупнейших линкоров в мире, и на Вашингтонской военно-морской конференции Великобритания и США призвали отказаться от проекта. Однако это было разрешено при условии, что США и Великобритания получат по два дополнительных 16-дюймовых артиллерийских корабля. В 1920 году Япония начала строительство Амаги и Акаги . В следующем году были спущены на воду «Кага» и «Тоса» водоизмещением около 39 900 тонн. После подписания Вашингтонского военно-морского договора Амаги и Тоса были оставлены, а Кага и Акаги были преобразованы в авианосцы водоизмещением 30 000 тонн. [15] [27] Будучи участницей договора, Япония полностью прекратила строительство линкоров, сосредоточившись вместо этого на линейных крейсерах. Они приступили к реализации обширной программы строительства крейсеров и начали агрессивную модернизацию военно-морской техники. [28] После выхода из договора в 1936 году они планировали построить «Ямато» класс , который стал бы крупнейшим линкором в мире. Два из них были построены во время Второй мировой войны , а третий был переоборудован в авианосец. [27]
Соединенным Штатам было разрешено сохранить три линкора класса «Колорадо» , которые были профинансированы в соответствии с Законом о военно-морском флоте 1916 года, и в общей сложности 500 360 тонн крупных кораблей в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором. Сокращение военно-морских расходов Республиканской партии привело к тому, что размер военно-морского флота остался значительно ниже максимального размера, указанного в договоре. Строительство нескольких других было остановлено, а корпус заброшенного военного корабля США « Вашингтон» использовался для испытаний на устойчивость к бомбам, торпедам и артиллерийскому огню. Технические разработки и исследования линкоров были строго ограничены. USS изначально проектировались как линейные крейсеры водоизмещением 33 000 тонн, но Lexington и Saratoga были переоборудованы в авианосцы во время строительства после принятия договора. [29] Соединенные Штаты вывели из эксплуатации в общей сложности шестнадцать существующих линкоров и прекратили строительство шести кораблей первого класса «Южная Дакота» . Соединенные Штаты модернизировали свой флот, но не достигли договорных ограничений. [30] Праздник броненосца пользовался огромной популярностью среди широкой публики. [31] У кораблей «Невада» класса была увеличена высота орудия, хотя британцы утверждали, что это было нарушением условий Вашингтонского военно-морского договора. [32]
Королевский флот сдал на слом или прекратил строительство шестнадцати кораблей в результате Вашингтонского военно-морского договора. HMS Hood (водоизмещение 40 000 тонн) был освобожден от ограничений, установленных договором. После подписания договора, в результате компромисса с Японией, «Нельсон» два договорных линкора класса были построены , HMS Nelson и Rodney , единственные два, построенные Королевским флотом до 1936 года. [15] [28] [33] [32] Их флот, хотя и оставался крупнейшим в мире до 1933 года, все больше устаревал. Хотя на момент начала Второй мировой войны в Королевском флоте было больше всего линкоров, все они, кроме двух, были датированы Первой мировой войной или раньше. [34] В результате праздника постройки линкоров верфи Армстронга и Бердмора были вынуждены закрыться. [31]
Франция и Италия не приступили к масштабным программам расширения военно-морского флота, хотя французский линкор «Беарн» был переоборудован в авианосец. [28]
Список договорных линкоров
[ редактировать ]Корабль | Страна | Сорт | Водоизмещение (тонны) | Основное орудие | Первый ввод в эксплуатацию | Судьба | Конец обслуживания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Северная Каролина | ВМС США | Северная Каролина | 35,000 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 9 апреля 1941 г. | Списан 27 июня 1947 г.; корабль-музей | |
Вашингтон | ВМС США | Северная Каролина | 35,000 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 15 мая 1941 г. | Списан 27 июня 1947 г., списан в 1960 г. | 27 июня 1947 г. |
Алабама | ВМС США | Южная Дакота | 35,000 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 16 августа 1942 г. | Списан 9 января 1947 г.; корабль-музей | 9 января 1947 г. |
Индиана | ВМС США | Южная Дакота | 35,000 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 30 апреля 1942 г. | Списан 11 сентября 1947 г., списан в 1963 г. | 15 ноября 1945 г. |
Массачусетс | ВМС США | Южная Дакота | 37,970 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 12 мая 1942 г. | Списан 27 марта 1947 г.; корабль-музей | |
Южная Дакота | ВМС США | Южная Дакота | 35,000 | Марк 6 калибра 16 дюймов/45 | 20 марта 1942 г. | Списан 31 января 1947 г., списан в 1962 г. | 31 января 1947 г. |
Нельсон | Королевский флот | Нельсон | 34,000 | BL 16-дюймовый Mk I | 10 сентября 1927 г. | Списан в феврале 1948 г., списан в марте 1949 г. | |
Родни | Королевский флот | Нельсон | 34,000 | BL 16-дюймовый Mk I | 10 ноября 1927 г. | Списан в 1948 г. | |
Энсон | Королевский флот | King George V | 39,000 | BL 14-inch Mk VII | 22 июня 1942 г. | Списан в 1957 г. | 1 ноября 1951 г. |
герцог Йоркский | Королевский флот | King George V | 39,000 | BL 14-inch Mk VII | 28 февраля 1940 г. | Списан в 1957 г. | 1 ноября 1951 г. |
Хау | Королевский флот | King George V | 39,150 | BL 14-inch Mk VII | 28 сентября 1942 г. | Списан в 1958 году. | 1 января 1951 г. |
King George V | Королевский флот | King George V | 39,100 | BL 14-inch Mk VII | 11 декабря 1940 г. | Списан в 1957 г. | 1 июня 1950 г. |
Принц Уэльский | Королевский флот | King George V | 39,000 | BL 14-inch Mk VII | 31 марта 1941 г. | Потоплен 10 декабря 1941 г. | 10 декабря 1941 г. |
Дюнкерк | Французский флот | Дюнкерк | 26,500 | 330 мм (13 дюймов)/50 Модель 1931 г. | 15 апреля 1937 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г. | 1 марта 1942 г. |
Страсбург | Французский флот | Дюнкерк | 26,500 | 330 мм (13 дюймов)/50 Модель 1931 г. | 15 марта 1938 г. | Затоплен 27 ноября 1942 г. | 27 ноября 1942 г. |
Ришелье | Французский флот | Ришелье | 35,000 | 380 мм (15 дюймов)/45 Модель 1935 г. | 15 июля 1940 г. | Списан в 1968 году. | |
Жан Барт | Французский флот | Ришелье | 48,950 | 380 мм (15 дюймов)/45 Модель 1935 г. | 16 января 1949 г. | Спущен во время войны 6 марта 1940 г., списан 24 июня 1970 г. | 1 августа 1957 г. |
Литторио | Королевский флот | Литторио | 41,377 | 381(15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 | 6 мая 1940 г. | Переименован в Италию , списан в 1948 году. | |
Рим | Королевский флот | Литторио | 41,649 | 381(15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 | 14 июня 1942 г. | Потоплен 9 сентября 1943 г. | 9 сентября 1943 г. |
Витторио Венето | Королевский флот | Литторио | 41,337 | 381 (15 дюймов)/50 Ансальдо М1934 | 28 апреля 1940 г. | Списан в 1948 г. | 10 сентября 1943 г. |
Гнейзенау | Военно-морской | Шарнхорст | 32,000 | 28 см (11 дюймов) SK C/34 | 21 мая 1938 г. | Потоплен как блок-корабль в марте 1945 г. | 1 июля 1942 г. |
Шарнхорст | Военно-морской | Шарнхорст | 32,000 | 28 см (11 дюймов) SK C/34 | 7 января 1939 г. | Потоплен 26 декабря 1943 г. | 26 декабря 1943 г. |
Завершено между окончанием Первой мировой войны и подписанием Вашингтонского военно-морского договора.
[ редактировать ]Корабль | Страна | Сорт | Водоизмещение (тонны) | Основное орудие | Первый ввод в эксплуатацию | Судьба | Конец обслуживания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Нагато | Императорский флот Японии | Нагато | 39,130 | 41 см (16 дюймов)/45 Тип для 3-го года обучения | 25 ноября 1920 г. | Потоплен как цель 29 июля 1946 г. | |
Муцу | Императорский флот Японии | Нагато | 39,050 | 41 см (16 дюймов)/45 Тип для 3-го года обучения | 24 октября 1921 г. | Затоплен в гавани в результате внутреннего взрыва 8 июня 1943 г. | 8 июня 1943 г. |
Колорадо | ВМС США | Колорадо | 31,500 | Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 | 30 августа 1923 г. | Продан на металлолом, 23 июля 1959 г. | 23 июля 1959 г. |
Мэриленд | ВМС США | Колорадо | 32,600 | Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 | 21 июля 1921 г. | Списан в 1947 г., списан в 1959 г. | |
Западная Вирджиния | ВМС США | Колорадо | 31,500 | Калибр 16 дюймов/45 Марк 1 | 1 декабря 1923 г. | Списан 9 января 1947 г., списан в 1959 г. | 9 января 1947 г. |
Капюшон | Королевский флот | Адмирал | 42,100 | БЛ 15-дюймовый Mk I | 5 марта 1920 г. | Потоплен 24 мая 1941 г. |
Последствия
[ редактировать ]Вашингтонский военно-морской договор был подписан США, Великобританией, Японией, Францией и Италией — всеми основными военно-морскими державами. На разных этапах Италия и Франция отказывались от дальнейших переговоров; однако их экономические ресурсы не позволяли создавать суперлинкоры. Германия, хотя Версальский договор не разрешил использование линкоров, разработала один в 1930-х годах; это было узаконено англо-германским военно-морским соглашением , которое поставило Германию в те же правовые рамки, что и Великобританию. [35]
Политика Японии в 1930-е годы во многом определялась милитаристами . Частично под влиянием принятия Закона Винсона-Трэммелла в 1934 году и Закона о восстановлении национальной промышленности 1933 года , в 1934 году Япония объявила, что планирует выйти из договорной системы через два года. На Второй лондонской конференции Япония продемонстрировала готовность к переговорам, но покинула конференцию в январе 1936 года, а срок действия других договоров истек 31 декабря 1936 года. [36] [37] , нарушающие договоры Они построили гигантские линкоры класса «Ямато» . [38]
В результате договоров к моменту начала перевооружения в 1930-х годах, до начала Второй мировой войны, мировые линкоры в значительной степени устарели и устарели из-за роста авиации и увеличения использования подводных лодок. В результате технология дредноутов значительно улучшилась, и всерьез началось строительство новых и модернизация старых линкоров. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аддингтон 1994 , с. 172
- ^ Джозеф 2016
- ^ Китчинг 2003 , с. 5
- ^ Версальский договор, преамбула части V
- ^ Пакт Келлога-Бриана 1928 г.
- ^ Jump up to: а б Договор девяти держав 1921 г.
- ^ Jump up to: а б Аддингтон 1994 , стр. 174–175.
- ^ Блазич 2017 , с. 14
- ^ Блазич 2017 , с. 17
- ^ Макбрайд 2000 , стр. 139–140.
- ^ Иордания, 2011 , стр. 29–30.
- ^ Фаннинг, 2015 , стр. 3–4.
- ^ Фаннинг 2015 , с. 3
- ^ Фитцпатрик 2004 , с. 400
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аддингтон 1994 , с. 174
- ^ Основные этапы Государственного департамента (а)
- ^ Статьи V и VI Вашингтонского военно-морского договора.
- ^ Глава II, часть 2 и Часть 3, раздел II Вашингтонского военно-морского договора.
- ^ Британская энциклопедия 2016.
- ^ Основные этапы Государственного департамента (б)
- ^ Фридман 2015 , с. 244
- ^ Всемирная цифровая библиотека, 1933 г.
- ^ Брейер 1973 , стр. 71–3.
- ^ Второй Лондонский военно-морской договор
- ^ Самралл 2004 , стр. 25–28.
- ^ Хакетт, Кингсепп и Альберг, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн 2005 , стр. 86–87.
- ^ Jump up to: а б с Лиллард 2016 , стр. 173–174.
- ^ Макбрайд 2000 , стр. 140–141, 146, 147, 154.
- ^ Лиллард 2016 , стр. 173, 175.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2015 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Фридман 2015 , с. 219.
- ^ Браун 2012 , стр. 25–29.
- ^ Лиллард 2016 , стр. 175–177.
- ^ Брейер 1973 , с. 74
- ^ Кюн 2013 , стр. 58–59.
- ^ Аддингтон 1994 , с. 175
- ^ Самралл 2004 , с. 29
- ^ Аддингтон 1994 , стр. 180–181.
Библиография
[ редактировать ]Книги и журналы
- Аддингтон, Ларри Х. (1994). Модели войны с восемнадцатого века . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253301321 .
- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры мира, 1905–1970 гг . Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-356-04191-9 .
- Браун, ДК (2012). От Нельсона до авангарда: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг . Издательство Сифорт. ISBN 978-1473816695 .
- Фаннинг, Ричард (2015). Мир и разоружение: военно-морское соперничество и контроль над вооружениями, 1922–1933 гг . Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0813156767 .
- Фридман, Норман (2015). Британский линкор: 1906–1946 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1591142546 .
- Фитцпатрик, Дэвид (2004). Ирландская революция Гарри Боланда . Издательство Коркского университета. ISBN 978-1859183861 .
- Гольдштейн, Дональд М. (2005). Документы Тихоокеанской войны: японские документы Второй мировой войны . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-1597974622 .
- Джозеф, Пол (2016). Энциклопедия войны SAGE: перспективы социальных наук . Публикации SAGE. ISBN 978-1483359908 .
- Джордан, Джон (2011). Военные корабли после Вашингтона: развитие пяти основных флотов 1922–1930 гг . Издательство Сифорт. ISBN 978-1848321175 .
- Куэн, Джон Т. (2013). Агенты инноваций: Генеральный совет и конструкция флота, победившего японский флот . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-405-5 .
- Китчинг, Кэролайн Дж. (2003). Великобритания и проблема международного разоружения: 1919–1934 гг . Рутледж. ISBN 978-1134675050 .
- Лиллард, Джон М. (2016). Играем в войну: Wargaming и подготовка ВМС США ко Второй мировой войне . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-1612347738 .
- Макбрайд, Уильям М. (2000). Технологические изменения и ВМС США, 1865–1945 гг . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0801864865 .
- Самралл, Роберт (2004). «Линкор и линейный крейсер». В Гардинере, Р. (ред.). Затмение большой пушки . Конвей Мэритайм. ISBN 0-85177-607-8 .
Веб-сайты
- Блазич, Фрэнк А. (2017). «ВМС США и Первая мировая война: 1914–1922» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 17 марта 2019 г.
- «Конференция по разоружению, Женева, 1933 г.» . Всемирная цифровая библиотека . 1933 год . Проверено 17 июня 2019 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер и Альберг, Ларс (2009). «IJN Муцу: табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 17 июня 2019 г.
- «Пакт Келлога-Бриана» . Проект Авалон . 1928. Архивировано из оригинала 17 декабря 2018 года . Проверено 7 января 2019 г.
- «Вехи: 1921–1936 – Вашингтонская военно-морская конференция (а)» . Офис историка – Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
- «Вехи: 1921–1936 гг. - Женевская военно-морская конвенция (б)» . Кабинет историка . Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- «Договор между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией и Японией, подписанный в Вашингтоне 13 декабря 1921 года» . Проект Авалон . 1921. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года . Проверено 8 февраля 2019 г.
- «Вашингтонская конференция» . Британская энциклопедия . 4 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 г. . Проверено 9 февраля 2019 г.