Jump to content

Линкор класса King George V (1939 г.)

HMS King George V в 1945 году.
Обзор класса
Имя King George V Линкор класса
Операторы  Королевский флот
Предшественник Нельсона класс
Преемник
Построен 1937–1940
В комиссии 1940–1951
Завершенный 5
Потерянный 1
Списано 4
Общие характеристики
Тип Линкор
Смещение 36 727–40 000 длинных тонн (37 316–40 642 т ) ( стандарт )
Длина
  • 745 футов 1 дюйм (227,1 м) ( о/а )
  • 700 футов 1 дюйм (213,4 м) (между перпендикулярами)
Луч 103 фута 2,5 дюйма (31,5 м)
Черновик 33 фута 7,5 дюйма (10,2 м)
Установленная мощность
Движение 4 вала; 4 паротурбинных агрегата с редуктором
Скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час)
Диапазон 15 600 миль (28 900 км; 18 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить 1422 (1941)
Датчики и
системы обработки
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × Supermarine Walrus гидросамолета
Авиационные объекты 1 × катапульта (снята в начале 1944 г.)

Линкоры King George V типа были самыми современными британскими линкорами, находившимися в эксплуатации во время Второй мировой войны . Было построено пять кораблей этого класса: HMS King George V (вступил в строй в 1940 г.), HMS Prince of Wales (1941 г.), HMS Duke of York (1941 г.), HMS Anson (1942 г.) и HMS Howe (1942 г.). Имена были даны в честь короля Георга V и его сыновей, Эдуарда VIII , который был принцем Уэльским , и Георга VI , который был герцогом Йоркским до восхождения на престол; Последние два корабля этого класса были названы в честь выдающихся адмиралов Королевского флота XVIII века.

Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничил все количество, водоизмещение и вооружение военных кораблей, построенных после его ратификации, и это действие было продлено Первым Лондонским военно-морским договором , но срок действия этих договоров истекал в 1936 году. В США, Японии, Франции и Италии проектировщики этих линкоров предполагали, что договор не может быть продлен, и корабли класса «Король Георг V» проектировались с учетом этой возможности.

Все пять кораблей участвовали в боях во время Второй мировой войны, причем король Георг V и принц Уэльский с 24 по 27 мая 1941 года в боях участвовали , в результате которых был потоплен немецкий линкор «Бисмарк» . После этого, 25 октября 1941 года, «Принц Уэльский» был отправлен в Сингапур , прибыл туда 2 декабря и стал флагманом Z. Force 10 декабря «Принц Уэльский» подвергся нападению японских бомбардировщиков и затонул , потеряв 327 человек. После затопления король Георг V , герцог Йоркский , Хоу и Энсон обеспечивали сопровождение конвоев, направлявшихся в Советский Союз . 1 мая 1942 года король Георг V столкнулся с эсминцем HMS Punjabi , в результате чего 9 мая король Георг V был отправлен в доки Гладстона для ремонта, а затем вернулся в эскортную службу 1 июля 1942 года. В октябре 1942 года герцог Йоркский был отправлен в Гибралтар в качестве нового флагмана Force H и поддержал высадку союзников в Северной Африке в ноябре. Энсон и Хоу также будут обеспечивать прикрытие нескольких конвоев, направляющихся в Советский Союз. с конца 1942 года по 1 марта 1943 года, когда Хоу в последний раз обеспечивал прикрытие конвоя. В мае 1943 года король Георг V и Хоу были переведены в Гибралтар для подготовки к операции «Хаски» . Два корабля обстреляли военно-морскую базу Трапани и Фавиньяну 11–12 июля, а также обеспечивали прикрытие операции «Лавина» с 7 по 14 сентября. В это время герцог Йоркский и Энсон участвовали в операции «Коробка передач», целью которой было отвлечь внимание от операции «Хаски». Герцог Йоркский также сыграл важную роль в потоплении немецкого линкора «Шарнхорст» 26 декабря 1943 года. Это сражение также было последним разом, когда британские и немецкие крупные корабли сражались друг с другом.

В конце марта 1945 года «Король Георг V и Хау» ВМС США. » были отправлены в Тихий океан вместе « с другими кораблями Королевского флота в качестве отдельной группы для работы в составе 57-й оперативной группы минутная бомбардировка японских авиационных объектов на островах Рюкю . Король Георг V в гневе в последний раз выстрелил из своего оружия во время ночной бомбардировки Хамамацу 29 и 30 июля 1945 года. Герцог Йоркский и Ансон также были отправлены в Тихий океан, но прибыли слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях. 15 августа герцог Йоркский и Энсон приняли капитуляцию японских войск, оккупировавших Гонконг, и вместе с королем Георгом V присутствовали на официальной капитуляции Японии в Токийском заливе . После окончания Второй мировой войны корабли были выведены из эксплуатации, и к 1957 году все корабли были проданы на металлолом , и этот процесс был завершен к 1958 году.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Класс «Король Георг V» стал результатом процесса проектирования, начавшегося в 1928 году. По условиям Вашингтонского военно-морского договора 1922 года «каникулы» от строительства крупных кораблей действовали до 1931 года. Линкоры британского флота состояли из только из тех старых линкоров, которые сохранились после окончания Первой мировой войны , плюс два новых, но медленных «Нельсон» типа линкора . В 1928 году Королевский флот приступил к рассмотрению требований к военным кораблям, строительство которых предполагалось начать в 1931 году. [ 1 ]

Первый Лондонский военно-морской договор 1930 года продлил «каникулы кораблестроения» до 1937 года. Планирование началось снова в 1935 году, опираясь на предыдущие проектные работы. Новый класс будет построен до максимального водоизмещения, предусмотренного Договором, в 35 000 тонн. Рассматривались варианты с 16-дюймовым, 15-дюймовым и 14-дюймовым основным орудием, и тогда было выбрано 15-дюймовое вооружение. Большинство конструкций предполагалось развивать скорость 27 узлов на полной мощности, и было решено, что вероятная решающая дальность боя будет составлять от 12 000 до 16 000 ярдов. Броня и торпедная защита составляли гораздо большую часть конструкции, чем у предыдущих линкоров Королевского флота . [ 2 ]

В октябре 1935 года было принято решение об использовании 14-дюймовых орудий. В то время Соединенное Королевство вело переговоры о продлении военно-морских договоров с другими сторонами Лондонского договора. Британское правительство выступало за сокращение максимального калибра линкорных орудий до 14 дюймов, и в начале октября правительство узнало, что Соединенные Штаты поддержат эту позицию, если удастся убедить японцев сделать это. Поскольку большие морские орудия необходимо было заказать к концу года, британское Адмиралтейство остановило свой выбор на 14-дюймовых орудиях класса «Король Георг V» . [ 2 ] Второй Лондонский военно-морской договор , ставший результатом Второй Лондонской военно-морской конференции, начавшейся в декабре 1935 года, был подписан в марте 1936 года Соединенными Штатами, Францией и Великобританией, и в нем в качестве ограничения была установлена ​​главная батарея из 14-дюймовых морских орудий. [ 3 ]

Движение

[ редактировать ]

«Король Георг V » был первым британским линкором, который чередовал машинные отделения и котлы в машинных отделениях, что снижало вероятность того, что одно попадание приведет к потере всей мощности. [ 4 ] Машины размещались в четырех машинных (турбинных) отделениях и четырех котельных отделениях, при этом восемь машинных отделений чередовались попарно машинными и котельными отделениями. Каждая пара котельных составляла блок с парой машинных отделений. Номинальная полная мощность составляла 110 000 лошадиных сил на валу (82 000 кВт ) при 400 фунтах на квадратный дюйм (28 кг/см). 2 ; 2800 кПа ) пар при температуре 700 °F (371 °C). [ 5 ] Машины были спроектированы для работы с перегрузочной мощностью 125 000 л.с. (93 000 кВт), и принц Уэльский « ...главные механизмы работали при перегрузочной мощности от 128 000 до 134 000 л.с. (95 000–100 000 кВт) без каких-либо затруднений...» [ 6 ] во время охоты на « Бисмарк» . работали Трехбарабанные котлы Адмиралтейства очень эффективно, а аналогичные котлы почти такой же мощности, установленные на более старом линкоре « Варспайт» во время его перестройки в 1937 году, достигли удельного расхода топлива на полной мощности. [ а ] на испытаниях он выгодно отличался от современных линкоров. [ 7 ] [ 8 ] Во время испытаний на полную мощность 10 декабря 1940 года King George V при водоизмещении 41 630 длинных тонн (42 300 т) достиг скорости 28 узлов, мощности 111 700 л.с. при 230 об/мин и удельного расхода топлива 0,715 фунта на л.с. [ 9 ] короля Георга V были отключены параваны, что привело к потере скорости примерно на 0,7 узла. Во время испытаний на полной мощности у [ 10 ] «Герцог Йоркский» на испытаниях 1 ноября 1941 года водоизмещением 42 970 тонн (море слабое, ветер умеренный) достиг скорости 20,6 узла при 115 об/мин и мощности 28 720 л.с. и 28,6 узла при 232 об/мин и 111 200 л.с. [ 11 ] После 1942 года Королевский флот был вынужден использовать мазут со значительно более высокой вязкостью и большим содержанием морской воды, чем могли эффективно использовать эти котлы. [ 12 ] Низкое качество нефтяного топлива в сочетании с загрязнением морской воды снизило эффективность паровой электростанции и увеличило необходимость технического обслуживания. [ 13 ] К 1944 году удельный расход топлива при полной мощности увеличился до 0,8 фунта на л.с., а обслуживание котла становилось все труднее. [ 14 ] Адмиралтейство знало об этой проблеме и разрабатывало новые типы маслораспылителей и горелок, которые могли бы сжигать имеющееся мазут гораздо эффективнее, и где-то после 1944 г. [ 15 ] Герцог Йоркский и Энсон были оснащены новыми масляными распылителями и горелками более высокого давления, которые восстановили полную эффективность котлов. [ 14 ] Эти же маслораспылители и горелки использовались в HMS Vanguard вместе с другими улучшениями в деталях, так что Vanguard достиг удельного расхода топлива на полной мощности 0,63 фунта на л.с. [ 16 ] при этом используются те же давления и температуры пара, что и в King George V. классе [ 17 ]

хорошо виден внешний вертикальный броневой пояс. Здесь, на Хоу,

Броневая защита линкоров класса King George V была разработана с учетом опыта Королевского флота Первой мировой войны и испытаний между войнами. [ 18 ] В конструкции этого класса преобладала защита. [ 19 ] Защита журналов получила приоритет [ 20 ] за счет установки толстого пояса и палубной брони, а также размещения магазинов на самых нижних уровнях корабля. [ 21 ]

Горизонтальная защита магазинов состояла из трех слоев общей толщиной 9,13 дюйма (232 мм); верхняя палуба состояла из стали Ducol (D) толщиной 1,25 дюйма, [ б ] Основная бронепалуба состояла из нецементированной стальной брони толщиной 5,88 дюйма (149 мм) и диаметром D 0,5 дюйма. [ 22 ] стальная палуба, а над снарядными помещениями располагалась еще одна 1,5-дюймовая осколочная палуба. [ 23 ] [ 24 ] Пороховые погреба располагались под снарядными отсеками для дополнительной защиты — практика, которая началась с линкоров класса «Нельсон» . [ 21 ] Толщина флюгера в машинных отделениях была такой же, но там основная бронепалуба была уменьшена до 4,88 дюйма (124 мм) по сравнению со стальной палубой D толщиной 0,5 дюйма. Основная бронепалуба была продолжена впереди носовой бронепереборки и постепенно уменьшена с полной толщины до 2,5 дюймов, в то время как в кормовой части кормовых магазинов бронированная палуба с черепаховой спиной закрывала рулевой механизм броней толщиной 4,5–5 дюймов, а также обеспечивала защиту вдоль ватерлиния. [ 23 ]

Главный броневой пояс имел высоту 23,5 футов (7,2 м) и закрывал борт корпуса от главной бронепалубы до конечной высоты 15 футов (4,6 м). [ 20 ] ниже глубоководной ватерлинии. [ 25 ] Исследования, проведенные после Первой мировой войны, показали, что бронебойные снаряды замедленного действия могли нырять под неглубокий пояс и проникать в жизненно важные зоны корабля, поэтому основной пояс был сделан так, чтобы простираться как можно дальше ниже ватерлинии. [ 26 ] Вдоль корабля пояс начинался прямо перед носовой башней и заканчивался сразу за кормовой башней. Броня состояла из трех полос одинаковой глубины. Ремни были скреплены вместе шпунтованно, и каждая отдельная пластина в реке была соединена с соседними пластинами. [ 27 ] [ 28 ] Пояс был самым толстым выше и у ватерлинии. В большинстве вторичных и некоторых первичных источниках максимальная толщина поясной брони варьируется от 14 до 15 дюймов (возможно, из-за округления до ближайшего дюйма). [ 27 ] [ 29 ] [ 30 ] Некоторые источники дают более подробную информацию: вдоль магазинов пояс представлял собой цементированную броню толщиной 14,7 дюйма (373 мм), ламинированную на 1 дюйм (25,4 мм) «композиционного материала» (цемента) и дополнительные 0,875 дюйма (22,2 мм) Ducol. стальная обшивка корпуса (эта сталь также эффективна в качестве брони), [ 22 ] [ 31 ] над машинными отделениями ширина ленты составляла 13,7 дюйма (349 мм). Нижняя часть ремня сужается до толщины от 4,5 до 5,5 дюймов. [ 2 ] [ 32 ] Броневая защита была даже лучше, чем можно было бы судить по толщине брони, за счет улучшенных качеств британских цементированных [ с ] броня, которая обеспечивала отличную стойкость. [ 33 ] [ 34 ] Броневой пояс вместе с броневыми переборками в носовой и кормовой части и бронированной главной палубой образовывал «бронированную цитадель», защищающую склады и технику. Броневая переборка имела толщину 12 дюймов (305 мм) в носовой части и 10 дюймов (254 мм) в кормовой части цитадели. [ 23 ] Главный броневой пояс простирался вперед и назад от главных бронепереборок, имел уменьшенную высоту для защиты ватерлинии и постепенно уменьшался в толщине с 13 до 5,5 дюймов. [ 23 ] Расчеты иммунных зон сильно различаются от источника к источнику. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Бронирование было разработано для обеспечения защиты от орудий большего калибра, чем установленный на нем класс, и на момент проектирования кораблей оно было непревзойденным по своим масштабам. Действительно, бронезащиту этих кораблей впоследствии должны были превзойти только японские линкоры класса Ямато» « . [ 39 ]

Башни ГК были относительно слабо защищены по сравнению с современными линкорами. [ 24 ] Были использованы обширные уровни защиты от вспышки. Максимальная броня башни и барбета в этом классе была уменьшена до 12,75 дюймов с 16 дюймов у класса «Нельсон» . Лица башни имели лобовую броню 12,75 дюйма (324 мм); Борта 8,84 дюйма (225 мм) (в патроннике); 6,86 дюйма (284–174 мм) по бокам и сзади; Пластина крыши имела толщину 5,88 дюйма (149 мм). Барбеты основного вооружения имели разную толщину: 12,75 дюйма (324 мм) по бокам, 11,76 дюйма (298 мм) в носовой части и 10,82 дюйма (275 мм) в кормовой части башни. В некоторой степени более высокое качество брони минимизировало потерю защиты, а плоская поверхность башни улучшила баллистическую стойкость на больших дистанциях, а низкий профиль башни минимизировал площадь поражения цели на более близких дистанциях. Уменьшение брони башни и барбета стало компромиссом в пользу максимально толстой защиты магазинов. [ 20 ] Обширная противоосколочная защита в турелях и барбетах была разработана для того, чтобы гарантировать, что магазины останутся в безопасности даже в случае пробития турелей и/или барбетов. [ 21 ] Вспомогательные артиллерийские установки, створки и помещения для обслуживания получили только легкую обшивку толщиной 0,98 дюйма (25 мм) для защиты от осколков. [ 23 ] [ 24 ]

В отличие от современных иностранных линкоров и предыдущих линкоров класса «Нельсон» , класс «Кинг Георг V» имел сравнительно легкую защиту боевой рубки со бортами 4 дюйма (102 мм), носовой и кормовой частью 3 дюйма (75 мм) и 1,47 дюйма (38 мм). пластина крыши. [ 23 ] [ 40 ] [ 41 ] Анализ Первой мировой войны, проведенный RN, показал, что командный состав вряд ли будет использовать бронированную боевую рубку, предпочитая превосходную видимость небронированных позиций на мостике. [ 20 ] [ 42 ] Соображения стабильности и веса явно сыграли важную роль в решении британцев ограничить броню надстройки. Бронирования боевой рубки было достаточно для защиты от более мелких корабельных орудий и осколков снарядов. [ 43 ]

Подводная защита

[ редактировать ]
Броня и подводная защита короля Георга V

Корпус ниже ватерлинии, по основному бронепоясу, образовывал систему бортовой защиты (СПС). Он был разделен на ряд продольных отсеков по схеме «пустота-жидкость-пустота»; внешний и внутренний отсек были заполнены воздухом, а средний отсек жидкостью (топливом или водой). Внешняя обшивка корпуса в районе СПС была тонкой, чтобы уменьшить потенциальное повреждение осколками торпеды. Внешний отсек СПС обычно представлял собой пустое или «пустое» пространство (содержащее только воздух), и это позволяло первоначальному взрыву торпеды расширяться, сводя при этом к минимуму ущерб кораблю. Центральный отсек был заполнен нефтью или морской водой, и это распространяло импульс давления на большую площадь, в то время как жидкость содержала любые металлические осколки, образовавшиеся в результате взрыва торпеды. Внутренний отсек представлял собой еще одно пустое пространство и служил для сдерживания любой жидкости, вытекающей из слоя жидкости, и любого оставшегося импульса давления от взрыва торпеды. Внутри последнего пустого пространства находилась броневая переборка, толщина которой варьировалась от 1,5 дюйма (37 мм) над машинными помещениями до 1,75 дюйма (44 мм) над магазинами. Эта переборка образовывала «удерживающую переборку» и была спроектирована так, чтобы противостоять остаточным эффектам взрыва от попадания торпеды. Если бы эта последняя внутренняя переборка была пробита, в следующем наборе разделенных отсеков были бы любые утечки; Внутри удерживающей переборки корабль был разделен на небольшие отсеки, в которых находились вспомогательные машинные помещения. Слой пустот-жидкостей-пустот SPS обычно имел ширину около 13 футов, а вспомогательные машинные помещения добавляли примерно еще 8 футов пространства от внешней обшивки корпуса до основных машинных помещений. Единственным исключением из этого правила были машинные отделения A и B, где вспомогательные машинные помещения были исключены, но вместо них было заменено другое пустое помещение шириной около трех футов. [ 44 ] Над СПС и непосредственно за бронепоясом находился ряд отсеков, обычно используемых для туалетов или складских помещений, которые предназначались для стравливания вверх избыточного давления от попадания торпеды. Эта схема была разработана для защиты от боеголовки массой 1000 фунтов, была проверена и признана эффективной в ходе полномасштабных испытаний. [ 45 ] SPS также был ключевым компонентом системы контроля повреждений корабля, поскольку крены, возникшие в результате затопления, можно было исправить путем затопления пустых пустот и / или осушения отсеков, обычно заполненных жидкостью. В случае гибели принца Уэльского эти места использовались для противозатопления с целью уменьшения крена. [ 46 ]

HMS Prince of Wales затонул 10 декабря 1941 года в результате попадания шести торпед, выпущенных с воздуха. [ 47 ] и 500-кг бомба. Однако обширное обследование дайверами затонувшего корабля « Принц Уэльский» в 2007 году окончательно установило, что было всего четыре попадания торпед. [ 48 ] Три из этих четырех попаданий попали в корпус за пределами зоны, охраняемой СПС. В случае с четвертым, удерживающая переборка СПС оказалась неповрежденной рядом с местом поражения корпуса. [ 49 ] Заключение последующего документа и анализа 2009 г. [ 50 ] заключалось в том, что основной причиной затопления было неконтролируемое затопление гребного вала «В». [ д ] Кронштейн внешнего вала гребного вала вышел из строя, и движение неподдерживаемого вала разорвало переборки на всем протяжении от внешнего сальника гребного вала до самого машинного отделения B. Это привело к затоплению основных машинных помещений. Ущерб и наводнение усугубились из-за плохой борьбы с ущербом и преждевременного отказа от кормовых магазинов и коммутатора телефонной связи. [ 51 ] Гребной вал «Б» был остановлен, а затем снова запущен через несколько минут после попадания торпеды. [ 52 ] Последующие расследования ее потери в то время [ 53 ] выявила необходимость ряда конструктивных усовершенствований, которые в той или иной степени были реализованы на остальных четырех кораблях этого класса. [ 54 ] Были улучшены вентиляция и водонепроницаемость вентиляционной системы, перепроектированы внутренние переходы машинных помещений, а система связи стала более прочной. [ 55 ] Были внедрены усовершенствованные сальники карданного вала и механизм блокировки вала. [ 43 ] Тем не менее некоторые из предполагаемых отказов корабля были основаны на предположении, что торпеда попала в СПС и вывела его из строя на кадре 206 или около него. [ 56 ] [ 57 ] одновременно с ударом, повредившим карданный вал B. Исследование 2007 года [ 58 ] Однако видеозаписи показали, что корпус в этом районе практически не поврежден. [ 59 ] Невозможность обследовать затонувшие корабли во время войны, несомненно, свела на нет все усилия. [ 60 ] прийти к окончательной причине потери принца Уэльского и, как следствие, к этому несколько ошибочному анализу [ 61 ] привело к тому, что на протяжении многих лет непреднамеренно распространялось множество неверных теорий относительно причин затопления. [ 62 ]

При осмотре « Принца Уэльского» после его столкновения с немецким линкором «Бисмарк» и тяжелым крейсером «Принц Ойген» были обнаружены три разрушительных попадания, в результате которых на корабль из всех трех попаданий попало около 400 тонн воды. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] Одно из этих попаданий, выпущенное с «Бисмарка» , пробило внешнюю переборку торпедной защиты в районе, очень близком к вспомогательному машинному помещению, вызвав локальное затопление внутри СПС, а внутренняя, 1,5-дюймовая (2×19 мм), попала в цель. [ 23 ] [ 66 ] [ 67 ] Однако удерживающая переборка из D-стали осталась неповрежденной, поскольку немецкий снаряд оказался неразорвавшимся. Немецкий снаряд действительно взорвался бы в воде, если бы его взрыватель сработал правильно. [ 68 ] из-за глубины, на которую снаряду пришлось нырнуть, прежде чем поразить принца Уэльского под его бронепояс. [ 69 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Основное вооружение

[ редактировать ]
Британская 14-дюймовая военно-морская пушка, использовавшаяся на King George V. линкорах класса Этот экземпляр, так и не установленный, сейчас выставлен в Королевской оружейной палате Форт-Нельсон, Хэмпшир, Великобритания.

«Король Георг V» и четыре других корабля этого класса в том виде, в каком они были построены, несли десять 14-дюймовых морских орудий BL Mk VII в двух четырехместных башнях в носовой и кормовой части и в одной сдвоенной башне позади и над носовой башней. [ 70 ] В Адмиралтействе шли споры по поводу выбора калибра орудия. [ 71 ] В Адмиралтействе велись обычные дебаты по поводу размеров орудий, брони, скорости, торпедной защиты и огневой мощи ПВО, а также правильного соотношения между этими характеристиками для линкоров «Король Георг V» ; другие европейские державы предпочитали 15-дюймовые и 16-дюймовые орудия США. [ 72 ] Адмиралтейство выбрало корабль с высокой скоростью хода, усиленной защитой, тяжелой зенитной артиллерией и десятью 14-дюймовыми орудиями. Контролер Адмиралтейства писал, что переход на 15-дюймовые орудия повлечет за собой 18-месячную задержку (что означало бы отсутствие новых линкоров RN до 1942 года). Стивен Роскилл отметил, что Лондонский военно-морской договор предусматривал максимальный размер орудия 14 дюймов с оговоркой об отказе от него, которую Великобритания очень неохотно выполняла, поскольку Адмиралтейство надеялось убедить другие военно-морские державы придерживаться 14-дюймовых орудий. хотя в парламенте дебатов велось мало или вообще не было. [ 73 ] Адмиралтейство изучало суда, вооруженные различным основным вооружением, включая девять 15-дюймовых (381-мм) орудий в трех башнях: двух носовых и одной кормовой. [ 74 ] Хотя это было вполне по силам британским верфям, проект был быстро отвергнут, поскольку они чувствовали себя вынужденными присоединиться ко Второму Лондонскому военно-морскому договору 1936 года, и существовала серьезная нехватка квалифицированных технических специалистов и проектировщиков боеприпасов, а также непреодолимое давление с целью снижения веса. . [ 75 ]

Этот класс был спроектирован для перевозки двенадцати 14-дюймовых орудий в трех счетверенных башнях, и эта конфигурация имела более тяжелый залп, чем девять 15-дюймовых орудий. Уместить такую ​​огневую мощь и желаемый уровень защиты при водоизмещении 35 000 тонн оказалось невозможным, а вес наложенной четырехместной башни ставил под сомнение устойчивость корабля. [ 75 ] Вторая передняя башня была заменена на меньшую по размеру двухорудийную башню в обмен на лучшую броневую защиту, в результате чего вес бортового залпа стал ниже, чем у девятиорудийной установки. [ 75 ] 14-дюймовый бронебойный снаряд (AP) также нес пропорционально большой разрывной заряд - 39,8 фунта (18,1 кг). [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Бронебойность орудия и боеприпасов к нему демонстрирует боевая рубка затонувшего немецкого линкора «Бисмарк» , снабженная бронёй толщиной 14 дюймов, которая, как говорят, напоминает «швейцарский сыр». [ 79 ] В последнем военно-морском договоре была статья об эскалаторе, которая разрешала переход на 16-дюймовые орудия, если другая подписавшая сторона не выполнила его к 1 января 1937 года. разумнее строить с 14-дюймовками, чем остаться без новых линкоров. США решили компенсировать задержку и построили свои корабли с более мощными орудиями. [ 80 ] При сравнении британской 14-дюймовой пушки с более тяжелыми орудиями, установленными на современных иностранных линкорах, более толстая броня британских линкоров имела тенденцию приводить к выравниванию относительной пробивной способности соответствующих снарядов. [ 81 ]

В эксплуатации счетверенные башни оказались менее надежными, чем ожидалось. Спешка при строительстве во время войны, недостаточный зазор между вращающейся и неподвижной конструкцией башни, недостаточные упражнения по стрельбе из полного калибра и обширные меры по предотвращению попадания вспышки в магазины сделали ее механически сложной. [ 82 ] приводящие к проблемам при длительных действиях. Для подачи боеприпасов в башню при любой степени подготовки в конструкцию было включено передаточное кольцо между магазином и башней; у него не было достаточного зазора, чтобы позволить кораблю изгибаться и изгибаться. [ 83 ] Улучшенные зазоры, улучшенные механические связи и лучшая подготовка. [ 82 ] привело к повышению надежности четырехместных башен, но они оставались проблематичными.

Во время боя в Датском проливе против немецкого линкора «Бисмарк» у главной батареи только что вошедшего в строй «Принца Уэльского» возникли механические проблемы: она начала давать трехзарядные залпы вместо пятизарядных, причем проблемы были во всех, кроме спаренная башня «Б». [ 84 ] Мощность главной батареи была снижена до 74 процентов ( Бисмарк и Принц Ойген достигли мощности 89% и 85% соответственно) во время боя, поскольку из семидесяти четырех приказанных выстрелов было возможно только пятьдесят пять. [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] Башня «А» набирала воду, что доставляло дискомфорт экипажу. [ 89 ] и башня «Y» заклинила на 20-м залпе. [ 86 ] [ 90 ] Количество известных дефектов основного вооружения, затруднявших 14-дюймовый огонь, полученные повреждения и ухудшение тактической обстановки вынудили капитана Лича выйти из боя. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ] Уменьшив дальность действия до 14 500 ярдов и выведя из строя пять своих 14-дюймовых орудий, Лич решил прервать бой с превосходящим противником. [ 96 ] Стивен Роскилл в книге «Война на море» ( официальная британская история Второй мировой войны на море), том 1, описывает решение отвернуться: «В дополнение к неисправному орудию в ее передней башне, еще одна 4-орудийная башня была временно выведенный из строя из-за механических поломок. В этих обстоятельствах Лич решил прекратить боевые действия и в 06:13 отвернулся под прикрытием дыма». [ 97 ] [ 98 ] Во время более позднего боя с «Бисмарком» у HMS King George V также были проблемы с главной батареей, и к 09:27 каждое орудие пропустило как минимум один залп из-за сбоев в предохранительных блокировках для защиты от вспышки. [ 99 ] Джон Робертс писал об основных артиллерийских проблемах, с которыми столкнулся король Георг V :

Первоначально «Король Георг V» преуспел, достигнув скорости 1,7 залпов в минуту при использовании радиолокационного управления, но с 09:20 у нее начались серьезные проблемы. 09:13, когда вышел из строя радар Тип 284, но до 09:20 не было зафиксировано потери мощности 14-дюймовой пушки. [ 100 ] ]. Башня «А» была полностью выведена из строя на 30 минут после стрельбы примерно по 23 выстрела на орудие из-за заклинивания между неподвижной и вращающейся конструкцией в боеукладке, а башня «Y» вышла из строя на 7 минут из-за ошибок в учении. ... Оба орудия в башне «Б», орудия 2 и 4 в башне «А» и орудие 2 в башне «Y» были выведены из строя из-за заклинивания и оставались таковыми до окончания боя – 5 орудий из 10! Было множество других проблем с механическими неисправностями и ошибками в тренировках, которые приводили к задержкам и пропускам залпов. Были и осечки: одно орудие (3 башни «А») дало осечку дважды и вышло из строя на 30 минут, прежде чем открытие затвора было признано безопасным. [ 101 ]

В начале боя против немецкого крупного корабля «Шарнхорст» в битве у Нордкапа 26 декабря 1943 года «Герцог Йоркский» , ведя огонь под контролем радара в плохую погоду, совершил 31 выстрел из 52 залпов, а во второй части боя она набрала 21 результат из 25 залпов, что является очень достойным артиллерийским результатом. Всего «Герцог Йоркский» выпустил 450 снарядов 77 залпами. «Тем не менее, « Герцог Йоркский» все же выстрелил менее 70% от возможной мощности во время этого боя из-за механических проблем и «ошибок в тренировке». [ 102 ]

« Король Георг V » был единственным линкором, спроектированным для Королевского флота и оснащенным 14-дюймовыми орудиями и башнями. ( HMS Canada , первоначально спроектированный для Чили, использовал 14-дюймовые орудия во время Первой мировой войны.)

Вторичное вооружение

[ редактировать ]
ПМК 5,25-дюймовая башня двойного назначения King George V

QF 5,25 дюйма Mark I Пистолет двойного назначения также вызывает споры. В «Карманном справочнике RN Gunnery Pocket Book», изданном в 1945 году, говорится: « Максимальная скорострельность должна составлять 10–12 выстрелов в минуту ». [ 103 ] [ 104 ] Опыт военного времени показал, что максимальный вес, с которым могли комфортно справиться заряжающие, был намного ниже 80–90 фунтов, а вес 5,25-дюймовых боеприпасов вызывал серьезные трудности, позволяя им развивать скорость всего 7–8 об/мин вместо проектных 10–10. 12 об/мин. [ 105 ] [ 106 ] Установка имела максимальный угол возвышения +70 градусов, а медленная скорость подъема и подготовки установок была недостаточна для поражения современных скоростных самолетов. [ 106 ] [ 107 ] Несмотря на это, принцу Уэльскому приписывают несколько сбитых 5,25-дюймовых самолетов во время операции «Алебарда» и повредивших 10 из 16 бомбардировщиков высокого уровня в двух группах во время ее последнего боя, два из которых совершили аварийную посадку. [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] Энсон модернизировала свои 5,25-дюймовые турели до управления RP10, что увеличило скорость обучения и повышения скорости до 20 градусов в секунду. [ 111 ] [ и ] Эти корабли были оснащены системой управления огнем HACS AA и часами управления огнем Адмиралтейства для управления огнем надводного вооружения.

Зенитная батарея

[ редактировать ]

Конструкция класса King George V имела четыре четверные пулеметные установки диаметром 0,5 дюйма, но в 1939 году они были заменены двумя помпонами Mark VI. В 1940 году для борьбы с воздушным нападением были установлены четыре невращающиеся снарядные (ракетные) установки: одна на башне «B», две на башне «Y» и одна вместо помпона, добавленного в 1939 году на корме. Помпоны в «Короле Георге V» были разработаны и произведены компанией Vickers Armstrongs в результате требований после Первой мировой войны к многоместной установке, которая была эффективна против бомбардировщиков ближнего действия или самолетов-торпедоносцев. Первая модель, испытанная в 1927 году, была очень совершенным оружием для своего времени, а в 1938 году Mark VI* имел начальную скорость 2400 футов в секунду, диаметр ствола 1,6 дюйма и длину ствола 40 калибров. [ 112 ] Помпоны стреляли 1,8-фунтовыми снарядами со скорострельностью 96–98 выстрелов в минуту для управляемого огня и 115 выстрелов в минуту для автоматического огня. [ 113 ] Дальность стрельбы Mark VI* составляла 6800 ярдов при начальной скорости 2300 футов в секунду. [ 113 ] Восьмеричная установка Mark VI весила 16 тонн, а четырехместная установка Mark VII весила 10,8 тонны при работе от электросети; его можно было поднять до 80 градусов и опустить до 10 градусов со скоростью 25 градусов в секунду, что также было скоростью поезда. Обычный боекомплект для Mark VI составлял 1800 патронов на ствол. [ 114 ] Король Георг V представил директор Mk IV Pom-pom Королевскому флоту в 1940 году, став первым кораблем в мире, оснащенным гироскопическим сопровождением цели в тахиметрических зенитных устройствах управления. [ 115 ] [ 116 ] Зенитная батарея этих кораблей на протяжении всей войны постепенно пополнялась. Количество и расположение орудий варьировалось от корабля к кораблю. Король Георг V в сентябре 1945 года нес на борту: 8 восьмиместных помпонов Mark VI, 2 счетверенных 40-мм Bofors Mk II (США) , 2 одиночных 40-мм Bofors и 24 одиночных 20-мм. Пушка Эрликон . [ 117 ]

Управление огнем

[ редактировать ]

Управление главными орудиями кораблей класса «Кинг Георг V» осуществлялось через две диспетчерские башни, одну на вершине надстройки мостика и одну в кормовой части грот-мачты. Каждая из диспетчерских вышек была оборудована 15-футовыми дальномерами и передавала информацию о целях на стол управления огнем Адмиралтейства Mk IX. На случай отключения диспетчерских вышек обе башни «A» и «Y» имели внутренние 41-футовые дальномеры, а башня «B» имела 30-футовые дальномеры. Первые два корабля этого класса, которые должны были быть построены, «Король Георг V» и «Принц Уэльский» , имели четыре помповых директора HACS Mk IVGB для вторичных 5,25-дюймовых орудий корабля, а также шесть помпоновых постановщиков Mk IV; все десять из этих директоров имели гироскопический блок управления огнем. У герцога Йоркского и Хоу были директора HACS Mk V, а у Энсона директора Mk V были заменены обновленными Mk VI. [ 23 ]

Данные о строительстве
Имя Тезка Строитель Заказал Заложен Запущен Введен в эксплуатацию Судьба
King George V Его Величество король Георг V Викерс-Армстронг , Ньюкасл-апон-Тайн 29 июля 1936 г. 1 января 1937 г. 21 февраля 1939 г. 1 октября 1940 г. Расставание в Далмюре , 1959 год.
Принц Уэльский
(бывший король Эдуард VIII )
Принц Уэльский Кэммелл Лэрд , Биркенхед 3 мая 1939 г. 19 января 1941 г. Потоплен в результате воздушной атаки в Южно-Китайском море , 10 декабря 1941 г.
герцог Йоркский
(бывший Энсон )
герцог Йоркский Джон Браун и компания , Клайдбанк 16 ноября 1936 г. 5 мая 1937 г. 28 февраля 1940 г. 19 августа 1941 г. Расставание в Фаслейне , 1958 год.
Энсон
(бывший Джеллико )
Адмирал флота Джордж Энсон, первый барон Энсон Лебединый охотник , Уоллсенд 28 апреля 1937 г. 20 июля 1937 г. 24 февраля 1940 г. 14 апреля 1942 г. Расставание в Фаслейне , 1958 год.
Хау
(бывший Битти )
Адмирал флота Ричард Хоу, первый граф Хоу Фэрфилдс , Гован 1 июня 1937 г. 9 апреля 1940 г. 17 июня 1942 г. Расставание в Инверкейтинге , 1958 год.

История обслуживания

[ редактировать ]

Битва в Датском проливе (действия против Бисмарка )

[ редактировать ]

King George V был первым кораблем этого класса, присоединившимся к Флоту Метрополии 11 декабря 1940 года, и его первым действием было обеспечение дальнего прикрытия операции «Клеймор» в феврале 1941 года, а затем сопровождение атлантических конвоев HX 114 и HX 115 в марте. [ 118 ] Из-за угрозы со стороны немецкого линкора «Бисмарк » Флот метрополии направил «Короля Георга V» и недавно построенный «Принц Уэльский», 22 мая чтобы помочь найти «Бисмарк» , а также линейный крейсер HMS «Худ» и шесть эсминцев . [ 119 ] 24 мая принц Уэльский и Худ вступили в контакт с Бисмарком и открыли огонь с расстояния 26 000 ярдов. [ 120 ] Принца Уэльского залп оседлал Бисмарк , и именно во время этого и еще одного залпа она нанесла два решающих попадания, пробоив носовую часть Бисмарка Шестой , затопив генераторную и вспомогательную котельную, а также вызвав критическое отключение двух из ее котлы, что привело к тому, что Бисмарк принял судьбоносное решение попытаться вернуться в порт. [ 121 ] В это время «Бисмарк» и «Принц Ойген» были нацелены исключительно на «Худ» , и в 06:01 «Худ» взорвался и затонул, потеряв всех, кроме трех, из своего состава, состоящего из 1419 офицеров и солдат. [ 122 ] Вслед за этим капитан Лич ( капитан Принца Уэльского ) отдал приказ о выходе из боя, поставив тяжелую дымовую завесу, чтобы облегчить отступление. Принц Уэльский пытался повторно вступить в бой с Бисмарком еще два раза, но из-за того, что расстояние превышало 20 000 ярдов, он не смог нанести больше ударов, а затем был вынужден вернуться в Исландию для дозаправки и больше не играл никакой роли в действиях против Бисмарк . [ 123 ] Между тем, 24 мая король Георг V все еще находился на расстоянии 300–400 миль от Бисмарка , и только 27 мая король Георг V и HMS Rodney смогли вступить в бой с Бисмарком из-за того, что Swordfish торпедоносец вывел из строя Бисмарка рулевое управление . 26 мая. [ 124 ] Во время боя король Георг V и Родни смогли относительно быстро вывести из строя башни главного вооружения и системы управления огнем «Бисмарка» , что сделало его неспособным эффективно поражать британские корабли; позже они приблизились в упор. После 32 минут стрельбы король Георг V выпустил по «Бисмарку» 335 14-дюймовых снарядов , добившись нескольких попаданий, которые «Бисмарка» . вскоре способствовали затоплению [ 125 ] [ 126 ]

Затопление принца Уэльского

[ редактировать ]
Принц Уэльский

После ремонта в Росайте перевез принц Уэльский премьер-министра Уинстона Черчилля в Канаду на конференцию с президентом Франклином Д. Рузвельтом , в результате которой была провозглашена Атлантическая хартия , в которой изложено, как союзники намеревались поступать в послевоенном мире. , 14 августа 1941 года. [ 127 ] После объявления хартии 24 сентября принц Уэльский обеспечил сопровождение операции «Алебарда», а принц Уэльский сбил несколько итальянских самолетов. 27 сентября [ 108 ] [ 127 ] 25 октября 1941 года принц Уэльский покинул свои воды, направляясь в Сингапур, получив приказ встретиться с линейным крейсером Repulse и авианосцем Indomitable ; однако Indomitable сел на мель на Ямайке и не смог продолжить движение. 2 декабря группа пришвартовалась в Сингапуре, и «Принц Уэльский» стал флагманом злополучного Force Z под командованием адмирала сэра Тома Филлипса . Затем силы направились в Британскую Малайю, поскольку они получили сведения о высадке там японских войск, однако это была диверсия, и 10 декабря силы были замечены японской подводной лодкой . [ 128 ] В 11:00 против этих сил началась первая воздушная атака японцев, а в 11:30 «Принц Уэльский» был поражен торпедой. Это привело к быстрому затоплению, поскольку левый внешний карданный вал был поврежден; Высокоскоростное вращение этого безопорного гребного вала разрушило окружающие его уплотнительные сальники, в результате чего вода попала в корпус. Впоследствии корабль стал набирать тяжелый крен. Принц Уэльский был поражен еще тремя торпедами, прежде чем 500-килограммовая (1100 фунтов) бомба попала в катапультную палубу, проникла на главную палубу и взорвалась в импровизированном центре помощи, вызвав многочисленные жертвы. Несколько других бомб в результате этой атаки были очень «близкими к попаданию»: они повредили корпус, лопнули заклепки и заставили листы корпуса «расколоться» по швам, что усилило наводнение на борту « Принца Уэльского» . В 13:15 был отдан приказ покинуть корабль, а в 13:20 «Принц Уэльский» перевернулся и затонул, среди 327 погибших адмирал Филлипс и капитан Лич. [ 129 ] Обломок лежит перевернутым на глубине 223 футов (68 м) в 3 ° 33'36 "N 104 ° 28'42" E  /  3,56000 ° N 104,47833 ° E  / 3,56000; 104.47833 . [ 130 ]

Конвойная обязанность

[ редактировать ]
герцог Йоркский

В октябре король Георг V участвовал в операции EJ, которая включала сопровождение авианосца HMS Victorious , самолеты которого атаковали немецкие корабли в Глом-фьорде . [ 131 ] «Герцог Йоркский» , третий корабль этого класса, впервые участвовал в боевых действиях 1 марта 1942 года, когда он обеспечивал непосредственную охрану конвоя PQ 12, а позже к нему присоединился король Георг V , 6 марта, , поскольку адмирал Джон Тови считал, что немецкий линкор « Тирпиц» попытается перехватить конвой; однако самолеты Victorious смогли помешать Тирпицу покинуть ее базу в Норвегии. [ 132 ] Во время службы по сопровождению 1 мая 1942 года король Георг V столкнулся с эсминцем «Панджаби» , разрезав «Панджаби» на две части и повредив 40 футов ее собственного носа, в результате чего 9 мая король Георг V был отправлен в док Гладстон для ремонта, а затем возобновил службу по сопровождению 1 мая 1942 года. Июль 1942 года. [ 126 ] Когда в конце 1942 года были построены два последних корабля этого класса, «Хоу» и «Энсон» , им было поручено обеспечивать прикрытие конвоев, направлявшихся в Россию. 12 сентября к Энсону присоединился герцог Йоркский , который обеспечивал дальнее прикрытие конвоя QP. 14. В октябре герцог Йоркский был отправлен в Гибралтар для поддержки высадки союзников в Северной Африке в ноябре. [ 133 ] 31 декабря Хоу и король Георг V обеспечили дальнее прикрытие арктического конвоя RA 51. [ 134 ]

Битва за Нордкап

[ редактировать ]
Орудийные расчеты «Дюка Йоркского» под 14-дюймовыми орудиями корабля в Скапа-Флоу после затопления немецкого линкора «Шарнхорст» 26 декабря 1943 года.
Хау

Энсон прикрывал свой последний конвой 29 января 1943 года, прежде чем его вместе с герцогом Йоркским перебросили в Средиземное море. В июне 1943 года два линкора приняли участие в операции «Коробка передач» , призванной отвлечь внимание от операции «Хаски» . [ 135 ] [ 136 ] В то же время король Георг V и Хоу также были переселены в Средиземное море. 12 июля они обстреляли военно-морскую базу Трапани и защитили Алжир от воздушного налета, прежде чем отправиться для участия в операции «Лавина» . С 9 по 11 сентября они оказывали поддержку операции «Фарас» , а затем сопровождали сдавшийся итальянский флот на Мальту. [ 137 ] [ 138 ] [ 139 ]

Когда немецкий линкор «Шарнхорст» был перебазирован в Норвегию, было сочтено необходимым обеспечить надежную защиту всех конвоев, направлявшихся в Россию. 25 декабря , что «Шарнхорст» сообщалось находился в море. Первоначальный контакт был установлен на следующий день крейсерами Отряда 1 ( «Белфаст» , «Норфолк» и «Шеффилд» ), но после короткого боя «Шарнхорст» смог обогнать крейсеры. [ 140 ] Тем временем Отряд 2, в который входил Герцог Йоркский , смог приблизиться на расстояние, и Герцог Йоркский открыл огонь по Шарнхорсту , нанеся несколько попаданий на дистанции более 12 000 ярдов. Во время боя «Шарнхорст» дважды попал в «Герцог Йоркский» , оба из которых попали в мачты и не взорвались. Один из «Дюка оф Йоркского » снарядов «Шарнхорста » , значительно замедлив его и позволив британским эсминцам приблизиться на расстояние досягаемости торпед. взорвался в первой котельной [ 141 ] [ 142 ] Их торпедные попадания позволили Герцогу Йоркскому приблизиться на расстояние 10 400 ярдов, прежде чем снова открыть огонь. Все «Шарнхорста » башни замолчали, и вскоре после этого «Шарнхорст» затонул, потеряв более 1700 человек. [ 132 ] [ 143 ] [ 144 ]

Вслед за этим, 29 марта 1944 года, «Дюк Йоркский» обеспечивал прикрытие конвоя JW 58, а в августе «Дюк оф Йоркский и Энсон» обеспечивали прикрытие авианосца «Фьюриос» , в то время как он наносил воздушные удары по немецким объектам в Норвегии в рамках операции «Бейлиф» . 3 апреля «Герцог Йоркский» прикрывал операцию «Вольфрам» , в ходе которой удалось повредить немецкий линкор «Тирпиц» . [ 145 ] [ 146 ] [ 147 ]

Развертывание на Дальнем Востоке

[ редактировать ]
Энсон

В конце марта 1945 года король Георг V и Хоу начали операции на Тихом океане в составе 57-й оперативной группы . Первой крупной операцией, которую предприняла оперативная группа, была операция «Айсберг» — морская поддержка высадки США на Окинаве, которая началась 1 апреля. [ 148 ] [ 149 ] В ходе операции король Георг V и Хоу подвергались спорадическим атакам японских камикадзе , однако эти атаки не причинили им никакого ущерба, а Хоу удалось сбить атакующий самолет камикадзе. 4 мая два линкора провели сорокапятиминутную бомбардировку японских авиабаз на островах Рюкю . [ 150 ]

В середине июля они присоединились к линкорам США в бомбардировке промышленных объектов Хитачи . Во время кампании на Окинаве пара поддерживала британских авианосцев. Их последним наступательным действием стала ночная бомбардировка Хамамацу с 29 по 30 июля 1945 года. Герцог Йоркский и Ансон прибыли слишком поздно, чтобы принять участие в боевых действиях, но 15 августа приняли капитуляцию японских войск, оккупировавших Гонконг. [ 136 ] Король Георг V и герцог Йоркский присутствовали на официальной капитуляции Японии в Токийском заливе. После окончания Второй мировой войны « Король Георг V» стал флагманом Флота Метрополии до декабря 1946 года, когда он стал учебным судном, а затем был списан в 1957 году. [ 151 ] Duke of York стал флагманом Флота метрополии после короля Георга V до апреля 1949 года, а затем был списан в 1957 году. [ 146 ] Хоу вернулась в Портсмут в январе 1946 года и провела там остаток своей карьеры, прежде чем была списана в 1957 году. [ 147 ] Энсон некоторое время служил флагманом 1-й боевой эскадры Британского Тихоокеанского флота и помог повторно оккупировать Гонконг. В 1949 году был выведен в резерв, а в 1957 году списан на слом. [ 152 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Удельный расход топлива при полной мощности является мерой эффективности электростанции. Он рассчитывается путем деления расхода топлива в фунтах в час на мощность на валу, вырабатываемую турбинами.
  2. ^ Сталь Ducol — это сверхпрочная кремний-марганцевая высокопрочная конструкционная сталь, разработанная в 1920-х годах. Он имел очень хорошие броневые свойства и широко использовался на линкорах класса King George V в качестве опоры для палубной и поясной брони, а также для защиты корпуса, палубы и противоосколочной обшивки. [ 22 ]
  3. ^ лицо ожесточилось
  4. ^ B была самой внешней шахтой с левого борта.
  5. ^ Без изменений скорость тренировки составляла 10 градусов в секунду.
  1. ^ Браун 2000, с. 25
  2. ^ Jump up to: а б с Браун 2000, стр. 28–29.
  3. ^ Рэйвен и Робертс, с. 275
  4. ^ Браун 2000, стр. 164–165.
  5. ^ Журнал военно-морской техники
  6. ^ Гарцке и Дулин, с. 206
  7. ^ Ворон, с. 34
  8. ^ Гарцке и Дулин, с. 66. Французский линкор Dunkerque достиг скорости 0,753 фунта в час и 0,816 фунта в час на предварительных и полномасштабных испытаниях соответственно в 1936 году.
  9. ^ Браун 1995, с. 28
  10. ^ Фридман 2015, стр.313.
  11. ^ Берт (2012), стр.402
  12. ^ Грей и Киллнер, JNE , Том 2, Книга 4, январь 1949 г., Загрязнение морской воды котельным мазутом - Часть II
  13. ^ JNE , Последние улучшения в оборудовании для сжигания нефти , части I, II и III. Высокое содержание морской воды было вызвано рядом факторов; В классе « Кинг Георг V» в качестве части системы боковой защиты в жидких слоях СПС использовался мазут. По мере расходования топлива вода попадала в нижнюю часть слоя, чтобы сохранить его защитные свойства. Топливо с низкой вязкостью, использовавшееся в начале войны, не смешивалось с морской водой, и все загрязнения морской воды можно было легко удалить. Кроме того, британский танкерный флот остался относительно нетронутым. После 1942 года потери танкеров от атак противника увеличились, а потребность в большем объеме авиационного топлива привела к ухудшению качества бункерного топлива, используемого на паровых военно-морских кораблях. Это топливо легко поглощало морскую воду из старых нефтяных танкеров, которые имели повышенную склонность к утечкам морской воды, а также из-за контакта с морской водой в системе SPS. Кроме того, было гораздо труднее удалить морскую воду, если это топливо более низкого качества было загрязнено.
  14. ^ Jump up to: а б JNE , Последние усовершенствования в оборудовании для сжигания нефти
  15. ^ JNE , Последние улучшения в оборудовании для сжигания нефти . Возможно, послевоенное.
  16. ^ Рэйвен и Робертс, с. 339
  17. ^ Гарцке и Дулин, стр. 236–297
  18. ^ Рэйвен и Робертс, с. 263
  19. ^ Браун 2000, с. 29
  20. ^ Jump up to: а б с д Рэйвен и Робертс, с. 415
  21. ^ Jump up to: а б с Рэйвен и Робертс, с. 285
  22. ^ Jump up to: а б с Окунь, Натан. Броневая защита линкора КМ Бисмарк.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рэйвен и Робертс, с. 284
  24. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин, стр. 252–255
  25. ^ Рэйвен и Робертс, с. 154.
  26. ^ Гарцке и Дулин, с. 230: «Толщина брони и схема подводной защиты были разработаны в результате испытаний, проведенных до начала проектных работ... испытания на SMS Baden , HMS Superb , HMS Monarch и Empress of India [так в оригинале] привели к выводу, что бортовая броня должна простираться настолько далеко, насколько это возможно. ниже стандартной грузовой ватерлинии, насколько это практически возможно».
  27. ^ Jump up to: а б Браун 2000, стр. 29–30.
  28. ^ Рэйвен и Робертс, с. 293
  29. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 283, 293.
  30. ^ Штаб Адмиралтейства ВМС, Великобритания PRO ADM 239/269, Приложение 2
  31. ^ Гарцке и Дулин, стр. 247–249
  32. ^ Брейер, стр. 182–184.
  33. ^ Гарцке и Дулин, с. 247: «Боковая броня этих кораблей была лучше, чем указано в простых таблицах толщины, поскольку превосходное качество британской цементированной брони обеспечивало стойкость примерно на 25% большей толщины американской брони класса «А».
  34. ^ «Доспехи Бисмарка» . Архивировано из оригинала 17 октября 2017 года . Проверено 19 февраля 2010 г. Испытания на полигоне после Второй мировой войны показали, что KC лишь немного менее устойчив, чем британская цементированная броня (CA), и заметно превосходит американские пластины класса A.
  35. ^ «ADM 239/268: CB04039, Броневая защита (1939)» . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 5 марта 2010 г.
  36. ^ Рэйвен и Робертс, с. 293 говорится: «...было подсчитано, что поясная броня выдержит 15-дюймовые снаряды на дальности около 13 500 ярдов (15-дюймовая броня) и 15 600 ярдов (14-дюймовая броня) при нормальном наклоне...». Было заявлено, что магазины выдерживают 15-дюймовый огонь на расстоянии до 33 500 ярдов.
  37. ^ Гарцке и Дулин, с. 251, штат: против британской 15-дюймовой военно-морской пушки Mark I , стрелявшей снарядом массой 1938 фунтов, эта схема защиты обеспечивала зону иммунитета от 17 200 до 32 000 ярдов над магазинами и от 19 500 до 28 000 ярдов над оборудованием.
  38. ^ Окунь, Натан. Броневая защита линкора КМ Бисмарк. Натан Окунь подсчитал, что по сравнению с немецкой 38-см корабельной пушкой SK C/34 (15 дюймов), установленной на современных «Бисмарк» линкорах типа , зона иммунитета составляла от 21 500 до 36 600 ярдов над магазинами и от 23 800 до 33 200 ярдов над механизмами. В расчетах Окуня не учитывается 1,5-дюймовая осколочная платформа над магазином, поскольку в его статье говорится, что над магазинами ниже 5,88-дюймовой брони нет брони.
  39. ^ Берт, с. 395
  40. ^ Берт, с. 389. Боковые и фронтальные данные от Берта, остальные от Гарцке и Дулина.
  41. ^ Гарцке и Дулин, с. 252
  42. ^ Свидетельство Теда Бриггса . Например, капитан Керр и адмирал Холланд командовали « Худом» с ее небронированного мостика.
  43. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 247
  44. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 294–297.
  45. ^ Браун 2000, стр. 30–31.
  46. ^ Гибель линкора , с. 17
  47. ^ Миддлбрук и Махони, с. 288. Цифра в шесть попаданий, по-видимому, основана на анализе после затопления, вероятно, проведенном Комитетом Бакнилла, и некоторых отчетах выживших. Однако в Приложении 1 « Рассказ о платформе «Компас» принца Уэльского (записанном во время боя) на стр. 329–30 говорится о четырех попаданиях торпед: одно по левому борту и три по правому борту. В Приложении 4, «Заявление артиллерийского офицера HMS Prince of Wales» , стр. 338–39, составленное лейтенантом Макмалленом, также говорится об одном попадании торпеды по левому борту и трех по правому борту.
  48. ^ «Экспедиция «Иов 74», страница 10» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 апреля 2021 года . Проверено 17 марта 2010 г.
  49. ^ Гарцке, Дулин и Денли. «Гибель линкора» (PDF) . п. 35. [ постоянная мертвая ссылка ]
  50. ^ Смерть линкора , Гарцке, Дулин и Денли
  51. ^ Гарцке, Дулин и Денли, стр. 15–20
  52. ^ Гарцке, Дулин и Денли,
  53. ^ Миддлбрук, с. 310: «...Второй комитет Бакнилла начал свои заседания... 16 марта 1942 года».
  54. ^ Рэйвен и Робертс, с. 388
  55. ^ Рэйвен и Робертс, с. 297
  56. ^ Гарцке и Дулин, с. 368. Шпангоут 206 — это место расположения переборки, которая проходит поперек корабля от левого до правого борта, примерно на 1/3 его длины от кормы и отделяет машинное отделение Y Action от помещения портовой дизельной динамо-машины. Машинное отделение «B» начинается примерно в 20 футах вперед от шпангоута 206.
  57. ^ Миддлбрук, стр. 198–203 Миддлбрук также предположил попадание в фрейме 206 на основе анализа комитета Бакнилла, но не учел вероятность поражения SPS.
  58. ^ «Экспедиция 'Иова 74' » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 апреля 2021 года . Проверено 17 марта 2010 г.
  59. ^ Смерть линкора, Гарцке, Дулин и Денли. Несмотря на то, что область корпуса вокруг шпангоута 206 имеет вмятины, разделенные швы и выскочившие заклепки, торпедного отверстия нет. Посмотрите 3D-изображения, сделанные на основе изучения видеоматериалов экспедиции «Иов 74». [ постоянная мертвая ссылка ]
  60. ^ Миддлбрук, с. 311: «Комитет не мог знать двух вещей: во-первых, что японские торпеды содержали только 330 или 450 фунтов заряда взрывчатого вещества (знание этого только усугубило бы их дилемму) и, во-вторых, что значительный ущерб и затопление были причинены не из-за взрыва, замеченного на левом борту «Принца Уэльского » рядом с шпангоутом 206, но из-за попадания невидимой торпеды под корму. Это была торпеда, которая повредила кронштейн левого внешнего вала, деформировала сам вал и позволила совершить мощный рывок. воды. Неудивительно, что комитет был сбит с толку...»
  61. Расследование комитета Бакнилла, 1942 г.
  62. ^ Гарцке и Дулин, с. 241. В этом томе, например, предложены три альтернативные теории, основанные на попадании торпеды или попаданиях в кадр 206, которые привели к поражению СПС.
  63. ^ ADM267/111 Боевые повреждения, полученные HMS Prince of Wales, 24 мая 1941 г .: «Около 400 тонн воды в корабле, в основном позади переборки»
  64. ^ Гарцке и Дулин, с. 190, говорится, что капитан Лич сообщил адмиралу Уэйк-Уокеру: «...лучшая скорость составила 27 узлов из-за 600 тонн паводковой воды...», но это противоречит официальному отчету о повреждениях ADM 267/111 .
  65. Затопление «Бисмарка», 27 мая 1941 года: Официальные депеши , параграф 24: «Влияние всего этого на ее артиллерийские орудия было засвидетельствовано контр-адмиралом (Вейк-Уокером), командующим первой эскадрой крейсеров, и он знал: кроме того, что у нее серьезно поврежден мостик, что она приняла на корму 400 тонн воды..."
  66. ^ Гарцке и Дулин, стр. 252, 234: «* Конструкция из двух пластин»
  67. ^ Таррант, с. 31
  68. ^ Натан Окунь. «Попадания подводных снарядов» .
  69. ^ Берт, с. 415
  70. ^ Гарцке и Дулин, с. 176
  71. ^ Роскилл, Военно-морская политика между войнами, том II, стр. 327–329.
  72. ^ Гарцке и Дулин, с. 227
  73. ^ Hansard HC Deb, 20 июля 1936 г., том 315 cc32-3
    Hansard HC Deb, 20 июля 1937 г., том 326 cc2001-53
    Hansard HC Deb, 20 июля 1937 г., том 326 cc2054-65, Законопроект о Лондонском военно-морском договоре.
    Член от Эппинга г-н Черчилль раскритиковал выбор 14-дюймового основного вооружения, поскольку считалось, что США и Япония выбрали 16-дюймовые орудия для своих новых кораблей, см. также: Garzke & Dulin, p. 227
  74. ^ Гарцке и Дулин, стр. 167–170
  75. ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин, с. 175
  76. ^ Индекс военно-морского вооружения , KM 38 cm/52 SK C/34 нес разрывной заряд массой 41,4 фунта, а 16-дюймовый бронебойный снаряд USN Mk VI массой 2700 фунтов нес разрывной заряд массой 40,9 фунта.
  77. ^ USN Bureau of Ordnance , Naval Ordnance, издание 1937 года , параграф 1318: «Урон от удара, который наносит сам снаряд, полностью вторичен по сравнению с тем, что возникает в результате его взрыва. Конструкция большинства военно-морских снарядов основана в первую очередь на использовании снаряда в качестве транспортного средства. с помощью которых можно доставить на корабль определенное количество взрывчатки и, во-вторых, предоставить ракеты, с помощью которых можно передать силу взрыва».
  78. ^ Тони ДиДжулиан. «Британский 14»/45 (35,6 см) Mark VII» . NavWeaps .
  79. ^ Brown 2000, стр. 31, 35. Недавнее подводное обследование затонувшего «Бисмарка» показало, что 14-дюймовые орудия показали себя в этом бою как минимум адекватно. Боевая рубка «Бисмарка» имела большую бронезащиту, чем ее основной пояс, максимальная толщина которого составляла 12,6 дюйма.
  80. ^ Фридман, стр. 270–271.
  81. ^ Рэйвен и Робертс, с. 408
  82. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 228
  83. ^ Браун 2000, с. 31
  84. ^ Таррант, с. 59 Таррант отмечает на странице 63, что «Информация о артиллерийской стрельбе Принца Уэльского взята из PRO Adm 234/509»
  85. ^ Асмуссен, Джон. «Битва в Датском проливе» . «Бисмарк» и «Принц Ойген» также понесли потери в производстве. У Бисмарка было «всего 104 возможных выстрела, фактически произведенных = 93». Принц Ойген "Всего 184 возможных выстрела. Фактически произведено = 157"
  86. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 189–190.
  87. ^ Таррант, с. 59
  88. ^ ADM 234/509: Артиллерийские аспекты преследования «Бисмарка» HMS Prince of Wales . hmshood.org.uk. Этот документ представляет собой современную расшифровку части протокола Адмиралтейства ADM 234/509.
  89. ^ Таррант, с. 54
  90. ^ ADM 234/509: Артиллерийские аспекты преследования «Бисмарка» HMS Prince of Wales . Проблемы с Принца Уэльского башнями во время ее первого боя против Бисмарка , согласно ее отчету о артиллерийских аспектах: Башня «А»: орудие № 1 вышло из строя после первого залпа из-за ранее известного дефекта. № 2 и нет. У 4 орудий периодически возникали проблемы с предохранительной блокировкой. Башня «А» пострадала от попадания воды в нижнюю часть конструкции башни/барбета, но нет никаких признаков того, что это вызвало какие-либо проблемы, кроме дискомфорта для экипажа. В 18-м залпе, когда «Принц Уэльский» отвернулся, 3 орудия башни «А» работали. Турель «B»: О проблемах не сообщалось. В 18-м залпе, когда «Принц Уэльский» отвернулся, обе (2) орудия башни «В» были в работе. У орудия башни № 2 «Y» возникли проблемы с заряжанием, и он пропустил залп 14 и далее. У орудия № 3 были проблемы с предохранительными блокировками, из-за чего оно пропускало от 15 до 20 залпов. При 18-м залпе 2 орудия башни «Y» работали. Кольцо переноса снарядов башни «Y» заклинило на 20-м залпе из-за выскальзывания снаряда из лотка из-за движения корабля при повороте.
  91. ^ Гарцке и Дулин, с. 190.
  92. ^ Эпизод Бисмарка Рассела Гренфелла, с. 54
  93. Гибель «Бисмарка» , Грэм Рис-Джонс, стр. 119–120.
  94. ^ Немецкие крупные корабли и рейдеры во Второй мировой войне, История военно-морского штаба , Сводка боев 5, стр. 8
  95. ^ Антонио Бономи и перевод Фила Айзекса (23 сентября 2006 г.), Битва в Датском проливе, 24 мая 1941 г., Часть 2 - Битва , hmshood.org.uk
  96. ^ Беннетт, Морские сражения Второй мировой войны , с. 141
  97. ^ Роскилл SW, Война на море , Том 1: Оборона , 1954 стр. 406
  98. ^ Линкоры Оси Второй мировой войны , Гарцке и Дулин, с. 190, говорится: «Когда принц Уэльский отвернулся в 06:13, Y-образную башню заклинило, временно оставив в рабочем состоянии только два из десяти 14-дюймовых орудий». Это не поддерживается Беннеттом, Роскиллом и ADM 234–509.
  99. попал снаряд Гарцке и Дулин, стр. 213–214: «В 09:27 в «Бисмарк» … К тому времени у КГВ были проблемы с главной батареей, и каждое орудие пропустило хотя бы один залп…»
  100. ^ Робертс, стр. 264–268.
  101. ^ Робертс, стр. 268–269.
  102. ^ Британский 14 дюймов/45 (35,6 см) Mark VII navweaps.com
  103. ^ Карманный справочник по артиллерийскому делу . 1945. с. 51.
  104. ^ Карманный справочник по артиллерийскому делу . 1945. с. 51. Эти орудия представляют собой комбинацию орудий с большим и малым углом обзора. Крепление Mark II имеется на всех Dido крейсерах класса . Установка Mark I встречается на линкорах класса King George V , где они выполняют совмещенные функции HA дальнобойного вооружения и дополнительного вооружения против надводных кораблей. Основные различия между двумя установками заключаются в расположении гильз и магазинов, а также в подаче боеприпасов к орудиям. только установка Mark II, установленная на крейсерах класса Dido В этой главе обсуждается . Калибр 5,25 дюйма с отдельными боеприпасами используется для двойного вооружения с большим и малым углом наклона, поскольку он обеспечивает разумный максимальный вес снаряда, который может заряжать средний расчет орудия в течение длительного периода времени при всех углах возвышения. Максимальная скорострельность должна составлять 10–12 выстрелов в минуту.
  105. ^ Кэмпбелл, Джон, с. 44
  106. ^ Jump up to: а б Уильямс, Энтони Г. «Пушки среднего калибра Королевского флота во Второй мировой войне» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 16 мая 2009 г.
  107. ^ Военно-морское вооружение мира с 1880 года по сегодняшний день - британский калибр 5,25 дюйма/50 (13,4 см) QF Mark I.
  108. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 191
  109. ^ Гарцке и Дулин, с. 195
  110. ^ Гарцке и Дулин, стр. 206–207
  111. ^ Кэмпбелл, Джон, с. 45
  112. ^ Кэмпбелл, Джон, с. 20
  113. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Джон, с. 71
  114. ^ Гарцке и Дулин, с. 229
  115. ^ Кэмпбелл, Джон, с. 33
  116. ^ Рэйвен и Робертс, с. 291
  117. ^ Рэйвен и Робертс, стр. 287–288.
  118. ^ Шено, с. 7
  119. ^ Гарцке и Дулин, стр. 177–179
  120. ^ Гарцке и Дулин, с. 209
  121. ^ Гарцке и Дулин, с. 177
  122. ^ Гарцке и Дулин, с. 179
  123. ^ Гарцке и Дулин, с. 190
  124. ^ Гарцке и Дулин, с. 180
  125. ^ Рэйвен и Робертс, с. 351
  126. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 214
  127. ^ Jump up to: а б Шено, с. 12
  128. ^ Шено, стр. 12–13.
  129. ^ Шено, с. 13
  130. ^ Бритва, с. 98
  131. ^ HMS King George V - 14-дюймовый артиллерийский линкор класса King George V
  132. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 216
  133. ^ Констам, стр. 43.
  134. ^ Ровер, стр. 195, 219, 221, 233.
  135. ^ Ровер, стр. 226.
  136. ^ Jump up to: а б Шено, с. 15
  137. ^ Шено (2004), с. 16
  138. ^ Констам, стр. 44.
  139. ^ Гарцке и Дулин, с. 224
  140. ^ Гарцке и Дулин, с. 218
  141. ^ Операция «Остфронт» — бой у Нордкапа (25–26 декабря 1943 г.) .
  142. ^ Гарцке и Дулин, с. 219
  143. ^ Гарцке и Дулин, с. 220
  144. ^ Шено, стр. 14–15.
  145. ^ Ровер, стр. 314.
  146. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 221
  147. ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин, с. 222
  148. ^ Шено, с. 10
  149. ^ Гарцке и Дулин, с. 215
  150. ^ Гарцке и Дулин, с. 225
  151. ^ Шено, с. 215
  152. ^ Гарцке и Дулин, с. 223

Библиография

[ редактировать ]
  • Брейер, Зигфрид (1974) [1973]. Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Co. OCLC   613091012 .
  • Браун, Дэвид К. (1995). Проектирование и постройка британских военных кораблей 1939–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-160-2 .
  • Браун, Дэвид К. (2000). От Нельсона до авангарда : проектирование и разработка военного корабля 1923-1945 гг . Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-55750-492-Х .
  • Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-052-8 .
  • Бакстон, Ян и Джонстон, Ян (2021). Линкор Герцог Йоркский : Анатомия от строительства до разрушения . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-5267-7729-4 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN  0-8317-0303-2 .
  • Шено, Роджер. (2004). Ship Craft 2: Линкоры класса King George V. Лондон: Издательство Чатем. ISBN   1-86176-211-9
  • Кромптон, Сэмюэл Уиллард (2004). Затопление «Бисмарка» . Дом Челси. ISBN  0-7910-7438-2 .
  • Фридман, Норман. Линкоры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1985. ISBN   0-87021-715-1 .
  • Фридман, Норман (2015). Британский линкор 1906–1946 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  9781591145622 .
  • Гарцке, Уильям Х. младший и Дулин, Роберт О. младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры Второй мировой войны . Лондон: Джейн. ISBN  0-7106-0078-Х .
  • Гарцке, Дулин и Денли (2009). Гибель линкора . Комитет морской криминалистики SNAME.
  • Кеннеди, Людовик (1974). Преследование . Нью-Йорк: Viking Press. ISBN  0-670-58314-6 .
  • Марриотт, Лео (2004). Важнейшее руководство по боевым кораблям Второй мировой войны . Рамсбери, Англия: Airlife Crowood Press. ISBN  1-84037-416-0 .
  • Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (1979). Линкор: затопление принца Уэльского и отпор . История пингвинов. ISBN  0-7139-1042-9 .
  • Миллер, Натан (1995). Война на море . Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN  978-0-684-80380-7 .
  • Констам, Ангус (2009). Британские линкоры 1939–45 (1) «Королева Елизавета» и «Королевский суверен» Классы . Новый Авангард. Том. 154. Оспри Паблишинг. ISBN  978-1-84603-388-9 .
  • Расор, Юджин Л. (1998). Кампания Китая-Бирмы-Индии, 1931–1945: историография и аннотированная библиография . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  0-313-28872-0 .
  • Рэйвен, Алан (1972). Линкоры «Король Георг пятого класса» . [Лондон]: Книги бивуака. ISBN  0-85680-002-3 .
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: развитие и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-817-4 .
  • Робертс, Джон (1983). «Последнее действие: затопление Бисмарка » . Робертс, Джон (ред.). Военный корабль . Том. VII. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 262–271. ISBN  0-87021-982-0 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Роскилл, Стивен (1976). Военно-морская политика между войнами. Том II: Период неохотного перевооружения 1930–1939 гг . Лондон: Коллинз. ISBN  0-00-211561-1 .
  • Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-556-6 .
  • Таррант, В.Е. (1991). Линкоры типа «Кинг Георг V» . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-026-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0b92e9d9a5368d81f7f65ffbc8a69f1__1719507240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/f1/a0b92e9d9a5368d81f7f65ffbc8a69f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
King George V-class battleship (1939) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)