«Атакующий» Эскортный авианосец класса
![]() HMS Атакующий
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | атакующего Класс |
Строители |
|
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | Мстителя Класс |
Преемник | линейки Класс |
Построен | 1941–1943 |
В комиссии | 1942–1946 |
Планируется | 11 |
Завершенный | 11 |
Ушедший на пенсию | 8 |
Списано | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Эскорт-перевозчик |
Смещение |
|
Длина | |
Луч |
|
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 646 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 20 |
Авиационные объекты |
|
Класс Attacker — класс состоявших эскортных авианосцев, на вооружении Британского Королевского флота во время Второй мировой войны .
приобрели ВМС США 22 грузовых корабля C3 Вскоре после нападения на Перл-Харбор для переоборудования в Bogue класс . В связи с ростом потребности в сопровождении конвоев в Северной Атлантике одиннадцать из них были переданы Королевскому флоту и переклассифицированы в класс «Атакующий» в соответствии с условиями программы ленд-лиза .
Первоначально корабли предназначались для выполнения функций авианосцев сопровождения конвоев, оснащенных как противолодочной и истребительной авиацией , так и транспортных носителей, перебрасывающих на передовые базы новые и замещающие самолеты. В ходе успешного использования во время десантного вторжения в Северную Африку для прикрытия наступающих наземных частей до захвата наземных авиабаз несколько кораблей были переоборудованы в ударные авианосцы , оснащенные только истребительной авиацией. При использовании в качестве сопровождения конвоев авиация кораблей успешно удерживала немецкие подводные лодки от атак на конвои союзников, при этом ряд немецких подводных лодок и самолетов были уничтожены или повреждены самолетами. Эти авианосцы, выполнявшие ударную роль, приняли участие в двух крупных высадках в Средиземном море и операции против немецкого линкора «Тирпиц» в водах Норвегии. Восемь кораблей завершили войну на Дальнем Востоке в походах против Японской империи и затем использовались для перевозки домой военнопленных.
Все одиннадцать кораблей пережили войну и в конечном итоге были возвращены ВМС США , которые продали восемь из них для переоборудования обратно в торговые суда. Остальные три корабля были списаны.
Дизайн и описание
[ редактировать ]После нападения на Перл-Харбор приобрели ВМС США 22 торговых корабля C3 , находившихся в разной степени постройки, для переоборудования в эскортные авианосцы . Одиннадцать из них были переданы Королевскому флоту как класс Attacker , а 11, оставшиеся у США, получили название Bogue класса . [ 1 ] [ 2 ] Все они были заложены в 1941 и 1942 годах: Ingalls Shipbuilding и Western Pipe & Steel построили по четыре каждая, а Seattle-Tacoma Shipbuilding Corporation возвела еще три и поставила их по условиям программы ленд-лиза . [ 1 ]
Корабли имели стандартный состав из 646 офицеров и рядовых . Помещения экипажа значительно отличались от обычных для Королевского флота того времени. Вместо того, чтобы готовить пищу в отдельных столовых , ее готовили на камбузе и подавали в столовой в центральной столовой. В отличие от кораблей британской постройки, они были оснащены кондиционером , современной прачечной и парикмахерской. Традиционные гамаки были заменены трехъярусными двухъярусными кроватями, по 18 в каждой кабине, которые были навесными и могли быть связаны, чтобы обеспечить дополнительное пространство, когда они не используются. [ 3 ]
Корабли имели длину по ватерлинии 465 футов (142 м) при общей длине 495 футов 8 дюймов (151,08 м). Их ширина составляла 69 футов 6 дюймов (21,18 м) по ватерлинии , а максимальная ширина - 111 футов 6 дюймов (33,99 м). Осадка составляла 24 фута 8 дюймов (7,52 м) при полной нагрузке и 21 фут (6,4 м) при малой нагрузке. Их водоизмещение 7800 длинных тонн (7900 т ) при стандартной нагрузке и 14 170 длинных тонн (14 400 т) при полной загрузке . [ 4 ]
Энергия обеспечивалась двумя котлами Foster и Wheeler, подающими пар в General Electric паротурбинный двигатель , соединенный с одним валом , мощностью 8500 л.с. (6300 кВт ), который мог развивать скорость корабля 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час). [ 5 ]

Все авианосцы сопровождения имели вместимость до 20 противолодочных или истребительных самолетов , которые могли представлять собой смесь британских Hawker Sea Hurricane , Supermarine Seafire и Fairey Swordfish , а также американских Grumman Wildcat , Vought F4U Corsair и Grumman Avenger . [ 4 ] Точный состав отправляемых эскадрилий зависел от поставленной задачи. Некоторые эскадрильи представляли собой составные эскадрильи для защиты конвоев и должны были быть оснащены противолодочной и истребительной авиацией. [ 6 ] в то время как другие эскадрильи, выполняющие роль ударных авианосцев, будут оснащены только истребительной авиацией. [ 7 ] При использовании в паромной переправе корабли могли перевозить до 90 самолетов между летной и ангарной палубами . Средства самолета состояли из небольшого комбинированного мостика и управления полетом на правом борту над кабиной экипажа размером 442 х 88 футов (135 х 27 м). было девять тормозных тросов На корме корабля и три барьера, а также одна гидравлическая катапульта на носу, которая могла запускать самолет массой 3,5 т (3,4 длинных тонны; 3,9 коротких тонны) на скорости 61 узел (113 км / ч; 70 миль в час). Ангарная палуба имела размеры 262 × 62 фута (80 × 19 м), что было больше, чем у предыдущих авианосцев сопровождения, но сохранила выпуклость в носовой и кормовой части главной палубы торговых судов, на которых они были построены. Поскольку лифты располагались на концах кабины экипажа, требовались шкивы для подъема самолетов на лифты на ангарной палубе и спуска с них, что было затруднительно в нормальных условиях и невозможно в бурном море. [ 8 ]
Корабли поставлялись с орудиями калибра 5 дюймов (130 мм) 51 калибра, установленными на спонсонах, расположенных по обе стороны кормы. Они были заменены более старыми надводными орудиями Mk 9 калибра 4 дюйма (100 мм) / 50, поскольку они были совместимы с британскими боеприпасами. [ 9 ] оборона корабля Противовоздушная состояла из восьми 40-миллиметровых (1,6 дюйма) зенитных орудий Bofors в спаренных установках, восьми 20-миллиметровых (0,79 дюйма) зенитных пушек Oerlikon в спаренных и десяти одиночных установок в стандартной комплектации. . [ 4 ] На практике на всех кораблях было установлено несколько разное вооружение. Attacker , Chaser и Hunter имели только четыре одиночные 20-мм зенитные пушки, остальные были сдвоенными. Из остальных кораблей у Баттлера было два, у Сталкера шесть и у Фенсера семь одиночных 20-мм пушек. У «Преследователя» было четыре дополнительных 40-мм зенитных орудия, а у «Страйкера» — шесть дополнительных вместо спаренных 20-мм установок. [ 10 ]

После прибытия в Великобританию, помимо замены 5-дюймовых орудий на 4-дюймовые, их авиационные топливные бункеры будут сокращены до 44 800 имп галлонов (204 000 л; 53 800 галлонов США) со 186 286 галлонов США (705 170 галлонов США). L 155 116 имп. галлонов) по соображениям безопасности Королевского флота и HF/DF; (RDF) ("Хафф/Дафф") Установлены радиопеленгаторы . [ 9 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Имя медсестры | Вымпел №. | Имя | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Злоумышленник | Д02 | Стальной ремесленник Барнс (ACV-7) |
Вестерн Пайп , Сан-Франциско, Калифорния | 17 апреля 1941 г. | 27 сентября 1941 г. | 10 октября 1942 г. | Вернулся 5 января 1946 года, позже СС Кастель Форте. |
Боец | Д18 | Мормакмейл Альтамаха (ACV-6) |
Ingalls Shipbuilding , Паскагула, Миссисипи | 15 апреля 1941 г. | 4 апреля 1942 г. | 15 ноября 1942 г. | Списан в 1946–48 гг. |
Чейзер | Д32 | Мормакгалф Бретон (ACV-10) |
Ingalls Shipbuilding, Паскагула, Миссисипи | 28 июня 1941 г. | 15 января 1942 г. | 9 апреля 1943 г. | Вернулся 12 мая 1946 года, СС Аагтекерк. |
Фехтовальщик | Д64 | Кроатан (ACV-14) | Вестерн Пайп, Сан-Франциско, Калифорния | 5 сентября 1941 г. | 4 апреля 1942 г. | 20 февраля 1943 г. | Вернулся 11 декабря 1946 года, СС Сидней. |
Охотник | Д80 | Мормакпенн Блок-Айленд (ACV-8) |
Ingalls Shipbuilding, Паскагула, Миссисипи | 15 мая 1941 г. | 22 мая 1942 г. | 11 января 1943 г. | Вернулся 29 декабря 1946 года, СС Альмдейк. |
Преследователь | Д73 | Мормакленд Святой Георгий (ACV-17) |
Ingalls Shipbuilding, Паскагула, Миссисипи | 31 июля 1941 г. | 18 июля 1942 г. | 14 июня 1943 г. | Списан в 1946–48 гг. |
опустошение | Д70 | АЦВ-24 | Судостроительная корпорация Сиэтл-Такома , Такома, Вашингтон | 11 апреля 1942 г. | 16 июля 1942 г. | 25 апреля 1943 г. | Продан на торговую службу как SS Robin Trent . Списан в 1973 году. |
Искатель | Д40 | АЦВ-22 | Судостроительная корпорация Сиэтл-Такома, Такома, Вашингтон | 20 февраля 1942 г. | 20 июня 1942 г. | 7 апреля 1943 г. | Продан на торговую службу как капитан СС Тео . Списан в 1976 году. |
Сталкер | Д91 | Хэмлин (ACV-14) | Вестерн Пайп, Сан-Франциско, Калифорния | 6 октября 1941 г. | 5 марта 1942 г. | 30 декабря 1943 г. | Вернулся 29 декабря 1945 г., СС Риув. |
нападающий | Д12 | Принц Уильям (ACV-19) | Вестерн Пайп, Сан-Франциско, Калифорния | 15 декабря 1941 г. | 7 мая 1942 г. | 29 апреля 1943 г. | Списан в 1946–48 гг. |
Трекер | Д24 | Мормакмейл БАКВ-6 |
Судостроительная корпорация Сиэтл-Такома, Такома, Вашингтон | 3 ноября 1941 г. | 7 марта 1942 г. | 31 января 1943 г. | Продан торговцам как SS Corrientes . Списан в 1964 году. |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]
Эскортные авианосцы предназначались для сопровождения других кораблей, образуя эскорт конвоев . [ 11 ] Первоначально использовались противолодочные самолеты Fairey Swordfish, а затем Grumman Avengers, которые могли быть вооружены торпедами, глубинными бомбами , 250-фунтовыми (110 кг) бомбами или RP-3 . реактивным снарядом [ 12 ] Эти самолеты не только совершали собственные атаки на подводные лодки, но и определяли целевые точки для атаки конвоя. [ 13 ] Обычно противолодочные патрули осуществляются между рассветом и закатом. Один самолет должен был лететь примерно на 10 миль (16 км) впереди конвоя, а другой патрулировал позади. Патрули продолжались от двух до трех часов, используя как радары , так и визуальное наблюдение при поиске подводных лодок. [ 14 ] К 1944 году обычно было два эскортных авианосца, работавших парой в сопровождении конвоев. Опыт показал, что лучше всего иметь две составные эскадрильи. В одну эскадрилью входили истребители и устаревшие к тому времени Fairey Swordfish, оснащенные радаром класса «воздух-поверхность» (ASV) для ночного патрулирования. Другая эскадрилья будет оснащена истребителями и Grumman Avenger для дневного патрулирования на большие расстояния, поскольку они не могут быть оснащены радаром ASV. [ 15 ]

, Эскадрильи авиации флота летавшие с эскортных авианосцев класса Attacker, действительно добились некоторых собственных успехов. Первая из шести подтвержденных подводных лодок, уничтоженных самолетами, летевшими с кораблей класса Attacker, произошла 10 февраля 1944 года, когда две Fairey Swordfish из 842-й морской авиационной эскадрильи на борту Fencer потопили U-666 к западу от Исландии. [ 13 ] [ 16 ] 4 марта во время патрулирования арктического конвоя Фейри Свордфиш из 816-й военно-морской авиационной эскадрильи на борту «Чейзера» настолько сильно повредила U-472 залпом ракет RP-3, что она не смогла погрузиться в воду и была потоплена HMS Onslaught . В течение оставшейся части дня -меч-рыба» Чейзера « Фейри сдерживала подводные лодки, сообщая их местонахождение своему сопровождающему. Они также сами повредили две другие подводные лодки. [ 13 ] [ 17 ] U -366 была потоплена ракетой РП-3, выпущенной с корабля Fairey Swordfish 5 марта. [ 13 ] и U-973 6 марта. Трем другим замеченным подводным лодкам удалось уклониться от атаки в условиях тумана. [ 18 ] [ 19 ] Действуя с базы «Фенсер» , 842-я эскадрилья потопила свою вторую подводную лодку U-277 1 мая и потопила U-959 и U-674 2 мая 1944 года. [ 20 ]

Авиация авианосцев также могла претендовать на определенные успехи в борьбе с . дальними бомбардировщиками Люфтваффе 1 декабря 1943 года два Grumman Wildcats из 842-й морской авиационной эскадрильи на борту Fencer сбили Focke-Wulf Fw 200 , который следил за Convoy OS 60 . [ 21 ] Следующий подтвержденный успех в воздухе произошел 24 февраля 1944 года, когда четыре Grumman Wildcats из 881-й морской авиационной эскадрильи на борту Pursuer были подняты в воздух после того, как радар корабля обнаружил как минимум три приближающихся самолета. Приближающиеся бомбардировщики состояли из смешанной группы из семи самолетов Focke-Wulf Fw 200 и Heinkel He 177, несущих планерные бомбы . Один Fw 200 и один He 177 были сбиты Grumman Wildcats. Остальные немцы держались на расстоянии благодаря совместным усилиям истребителей и зенитному огню кораблей. [ 22 ] У мыса Финистерре в марте 1944 года истребители Grumman Wildcat из преследователя сбили Heinkel He 177 и Focke-Wulf Fw 200 и повредили Fw 200. [ 23 ] См. также [ 24 ]
В августе 1944 года арктические конвои снова отправились в путь, первый из них сопровождали «Страйкер» и HMS Vindex , эскортный авианосец британской постройки. На борту «Страйкера» находилась 824-я военно-морская авиационная эскадрилья с двенадцатью Fairey Swordfish II, десятью Grumman Wildcat V и двумя запасными. группа Grumman Wildcats сбила самолет Blohm & Voss BV 138 22 августа . В ходе операции «Нептун» с 5 июня 1944 года до середины месяца пять истребительных авианосцев сопровождения, включая «Фенсер» , обеспечивали прикрытие с воздуха для защиты противолодочных групп на флангах флота вторжения в Нормандию. [ 25 ]
Забастовочные операции
[ редактировать ]
Во время высадки в Салерно отряд V под командованием адмирала Филиппа Виана в составе «Атакера» , «Батлера» , «Хантера » и «Сталкера» вместе с легким авианосцем «Юникорн » обеспечивал прикрытие с воздуха. Ожидалось, что пять авианосцев будут держать над районом приземления истребительную авиацию из 22 самолетов Supermarine Seafire до тех пор, пока сухопутные войска не захватят итальянский аэродром для использования самолетами наземного базирования. [ 26 ] В первый день, 9 сентября 1943 года, они совершили 265 боевых вылетов. Они ожидали, что их сменят к 10 сентября, но подходящий аэродром был захвачен только 12 сентября. Из 105 истребителей авианосца десять были потеряны в боях и 33 списаны в результате аварий. Взамен они заявили, что два немецких самолета уничтожены и еще четыре, вероятно, уничтожены. [ 27 ] Для высадки на юге Франции 15 августа 1944 года «Атакер» , «Сталкер» и «Хантер» , каждый из которых был оснащен 24 «Супермаринами Сифайр» и «Преследователь» , а также 24 «Грумман Уайлдкэты», вошли в состав авианосных сил, получивших название Task Force 88 . [ 7 ]
Успех военно-морских сил союзников в борьбе с подводными лодками в Атлантике вынудил немцев перебросить часть из них в Индийский океан. Для противодействия этой угрозе была сформирована оперативная группа в составе HMS Battler , крейсеров Suffolk и Newcastle , а также эсминцев Quadrant и Roebuck . Их целью было обнаружить и уничтожить подводные лодки и корабли снабжения, а также защитить морские пути между Индией, Аденом и Южной Африкой. В марте 1944 года один из Баттлера самолетов заметил немецкий корабль снабжения «Брейк» и три надводные подводные лодки. Они направили « Робак» к кораблю снабжения, который был затоплен ее капитаном. Три подводные лодки затонули еще до начала боя. [ 28 ]

В апреле 1944 года самолеты «Фенсер» и «Погоня» приняли участие в операции «Вольфрам» : атаке немецкого линкора «Тирпиц» в Каафьорде и у Тромсё . [ 29 ] Бомбардировщики Fairey Barracuda с HMS Victorious сопровождали Supermarine Seafires, Vought Corsairs, Grumman Hellcats , а с двух эскортных авианосцев Grumman Wildcats. «Адские кошки» атаковали средства противовоздушной обороны, а «Уайлдкэтс» атаковали « Тирпиц» пулеметным огнем незадолго до бомбардировки «Фейри Барракуды». [ 30 ] Тирпиц Во время атаки получила несколько ранений, в результате чего более 100 человек из ее экипажа погибли и более 300 были ранены. Надстройка получила некоторые повреждения, но бронепалубу ни одна бомба не пробила. [ 31 ] См. также [ 32 ]
26 апреля 1944 года Преследователя самолет успешно атаковал немецкий конвой у Будё на севере Норвегии. Конвой состоял из четырех торговых судов и пяти эскортов; из них все торговые суда и один из эскортов подверглись бомбардировке, а три торговых судна были подожжены. В то же время другие самолеты разбомбили и подожгли большое торговое судно в гавани Будё. [ 33 ] См. также [ 34 ]
6 мая 1944 года во время противокорабельной зачистки в том же районе компания Grumman Wildcats из 882-й военно-морской авиационной эскадрильи с авиабазы Searcher сбила два гидросамолета Blohm & Voss BV 138. [ 35 ]

В начале 1944 года существовала тенденция перемещения ударного авианосца на восток. Сначала Атакующий , Охотник и Преследователь были отправлены в Эгейское море для проведения операций против гарнизонов Оси в этом районе. Затем они двинулись в Индийский океан, присоединившись к Фенсеру и Сталкеру в поддержке союзных армий в Бирме. Здесь они поддерживали 14-й армии десант и препятствовали японскому судоходству в Бенгальском заливе и Малаккском проливе . По мере развития войны на востоке Тихоокеанские флоты Великобритании и США объединились. еще два корабля класса «Атакующий» В этот район прибыли , «Чейзер» и «Страйкер» . Они использовались для переправки самолетов на замену другим авианосцам, а после капитуляции Японии получили еще одну роль: репатриацию военнопленных. [ 11 ]
Когда война закончилась, уцелевшие корабли по ленд-лизу были возвращены ВМС США, у которых теперь был избыток этих кораблей, поэтому некоторые из них были проданы на торговую службу. HMS Attacker стал Costel Forte , HMS Chaser Aagtekerk , HMS Fencer Sydney , HMS Hunter Almdijk , HMS Ravager Robin Trent , HMS Searcher Captain Theo , HMS Stalker Rionw и HMS Tracker Corrientes . Остальные три корабля класса Attacker , HMS Battler , HMS Pursuer и HMS Striker , не были проданы на торговую службу; все три были списаны в период с 1946 по 1948 год. [ 11 ] [ 36 ]
Боевые почести
[ редактировать ]Все одиннадцать кораблей были награждены боевыми наградами Королевского флота.
- HMS Attacker : Атлантика 1943–1944 гг., Салерно 1943 г., Южная Франция 1944 г., Эгейское море 1944 г.
- HMS Battler : Атлантика, 1942–1945 гг., Салерно, 1943 г.
- HMS Chaser : Атлантика, 1943 г., Арктика, 1944 г., Окинава, 1945 г.
- HMS Fencer : Атлантика 1943–1944 гг., Норвегия 1944 г., Арктика 1944 г.
- HMS Hunter : Атлантика 1942–1944 гг., Салерно 1943 г., Южная Франция 1944 г., Эгейское море 1944 г., Бирма 1945 г., Малайя 1945 г.
- HMS Pursuer : Атлантика 1943–1945 гг., Норвегия 1944 г., Нормандия 1944 г., Южная Франция 1944 г., Эгейское море 1944 г., Атлантика 1944 г., Норвегия 1945 г., Арктика 1945 г.
- HMS Ravager : Атлантика, 1943 г.
- HMS Searcher : Атлантика, 1943–1944 гг., Южная Франция, 1944 г., Эгейское море, 1944 г., Норвегия, 1944–1945 гг.
- HMS Stalker : Атлантика 1943–1944 гг., Салерно 1943 г., Южная Франция 1944 г., Эгейское море 1944 г., Бирма 1945 г.
- HMS Striker : Атлантика 1943–1944 гг., Арктика 1944 г., Норвегия 1944 г., Окинава 1945 г.
- HMS Tracker : Атлантика 1943–1944 гг., Арктика 1944 г., Нормандия 1944 г. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кокер 2008 , с. 79.
- ^ Морисон 2002 , с. 344.
- ^ Пулман 1972 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б с Кокер 2008 , с. 80.
- ^ Кокер 2008 , стр. 80–81.
- ^ Пулман 1972 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Морисон 2002 , с. 342.
- ^ Констам 2019 , стр. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2019 , стр. 27.
- ^ Фридман 1988 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с Пулман 1972 , с. 155.
- ^ Пулман 1972 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кокер 2008 , с. 147.
- ^ Пулман 1972 , с. 79.
- ^ Пулман 1972 , с. 118.
- ^ Пулман 1972 , с. 116.
- ^ Пулман 1972 , с. 127.
- ^ Кокер 2008 , с. 148.
- ^ Пулман 1972 , с. 128.
- ^ Кокер 2008 , стр. 146–148.
- ^ Пулман 1972 , с. 109.
- ^ Пулман 1972 , с. 117.
- ^ IWM 2013а .
- ^ И т. д. 2013б .
- ^ Пулман 1972 , стр. 142–143.
- ^ Спеллер 2004 , с. 99.
- ^ Пулман 1972 , с. 91–92.
- ^ Морисон 2002 , с. 278.
- ^ Кокер 2008 , с. 146.
- ^ Пулман 1972 , с. 12.
- ^ И т. д. 2013c .
- ^ И т. д. 2013г .
- ^ И т. д. 2013e .
- ^ И т. д. 2013f .
- ^ Томас 2007 , с. 62.
- ^ ДАНФС .
- ^ НАСЛАЖДАЙТЕСЬ .
Ссылки
[ редактировать ]- Констам, Ангус (2019). Британские эскортные авианосцы 1941-45 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-3625-0 .
- Кокер, Морис (2008). Авианесущие корабли Королевского флота . Страуд, Глостершир: The History Press. ISBN 978-0-7524-4633-2 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института . ISBN 978-0-870-21054-9 .
- Морисон, Сэмюэл (2002). История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07062-4 .
- Пулман, Кеннет (1972). Эскортный авианосец 1941–1945 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0273-8 .
- Спеллер, Ян (2004). Королевский флот и морская держава в двадцатом веке . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-35004-4 .
- Томас, Эндрю (2007). Асы Королевского флота Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-178-6 .
- Имперский военный музей. «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 22179)» . archive.iwm.org.uk . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Имперский военный музей (2013). «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 22179)» . Поиск коллекции IWM . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Имперский военный музей. «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 22631)» . archive.iwm.org.uk . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Имперский военный музей (2013). «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 22631)» . Поиск коллекции IWM . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Имперский военный музей. «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 23059)» . archive.iwm.org.uk . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Имперский военный музей (2013). «КОРОЛЕВСКИЙ Флот ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (А 23059)» . Поиск коллекции IWM . Проверено 3 апреля 2013 г.
- «Альтамаха I (АВГ-6)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Военно-исторический центр. 7 апреля 2020 г. Проверено 4 января 2021 г.
- «Корабли» . Ассоциация офицеров авиации флота . Проверено 7 октября 2010 г.