«Непримиримый » Авианосец класса
![]() «Неутомимый» на ходу, 7 ноября 1944 г.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Непримиримый класс |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Прославленный класс |
Преемник | Дерзкий класс |
Построен | 1939–1944 |
В эксплуатации | 1944–1955 |
Завершенный | 2 |
Списано | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Авианосец |
Смещение | 32 110 длинных тонн (32 630 т ) ( глубокая загрузка ) |
Длина |
|
Луч | 95 футов 9 дюймов (29,2 м) |
Черновик | 29 футов 4 дюйма (8,9 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 12 000 миль (22 000 км; 14 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 2,300 (1945) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 81 |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Авианосец Implacable класса состоял из двух авианосцев, построенных для Королевского флота во время Второй мировой войны . Созданные на основе конструкции Illustrious класса , они были быстрее и имели на борту больше самолетов, чем старые корабли. Первоначально они были переданы Флоту Метрополии после завершения строительства в 1944 году и атаковали цели в Норвегии, а также немецкий линкор «Тирпиц» . Впоследствии они были приписаны к Британскому Тихоокеанскому флоту (БТФ).
Indefatigable был первым кораблем, отправившимся в Тихий океан и по пути атаковавшим контролируемые японцами нефтеперерабатывающие заводы на Суматре . Она участвовала в операции «Айсберг» — вторжении на Окинаву в марте-апреле 1945 года. Прибытие «Неумолимого » в Тихий океан было отложено из-за переоборудования, и он не начал операции против японцев до июня. Сестринские корабли участвовали в атаках на Японские острова в июле и августе. Indefatigable был единственным авиаперевозчиком, выбранным для продолжения операций после того, как большая часть BPF отошла для подготовки к дальнейшим операциям в начале августа. После официальной капитуляции Японии в сентябре «Неумолимый» до конца года переправлял войска союзников и военнопленных обратно в Австралию и Канаду.
Сестры вернулись домой в 1946 году; Indefatigable До конца года использовался для перевозки войск, а затем был переведен в резерв в 1947 году, а Implacable стал учебным авианосцем для Флота Метрополии. Indefatigable был переоборудован в учебный корабль и в 1950 году вновь введен в эксплуатацию для службы на флоте Метрополии. В том же году Implacable был выведен в резерв и в 1952 году переоборудован в учебный корабль. Модернизация сестер планировалась в середине 1950-х годов, но ее отменили, так как модернизация стоявшего впереди авианосца оказалась слишком сложной. дорого и долго. Сестры были списаны в 1954 году и проданы на металлолом в 1955–1956 годах.
Предыстория и описание
[ редактировать ]Класс Implacable возник как улучшенная версия авианосцев класса Illustrious для военно-морской программы 1938 года, при этом оставаясь в пределах 23 000 длинных тонн (23 000 тонн ), доступных из тоннажа, разрешенного Вторым Лондонским военно-морским договором . Первоначальное изменение заключалось в увеличении скорости авианосцев не менее чем до 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час), что потребовало добавления четвертой паровой турбины и связанного с ней гребного вала . Компенсация дополнительного веса техники подразумевала уменьшение толщины брони палубы ангара и переборок в концах ангара. В то же время директор по военно-морскому строительству (DNC) разрабатывал другую модифицированную конструкцию Illustrious (проект D) для перевозки еще дюжины самолетов (всего 48) в нижнем ангаре, который также включал в себя дополнительную технику первоначальной конструкции с жертвование еще большим количеством доспехов. Первоначально планировалось, что высота ангара составит 13 футов 6 дюймов (4,1 м) в верхнем ангаре для размещения нового Fairey Albacore Торпедоносец и 16 футов (4,9 м) в нижнем ангаре для размещения более высоких самолетов-амфибий , но более позднее изменение политики увеличило высоту верхнего ангара до 14 футов (4,3 м). Проект D был представлен Адмиралтейскому совету 2 августа 1938 года и одобрен 17 ноября. В апреле 1939 года высота нижнего ангара была уменьшена до 14 футов, чтобы компенсировать утолщение бортовой брони ангара до 2 дюймов (51 мм), и от идеи перевозки амфибий в ангаре отказались. [ 1 ]
Корабли класса «Неумолимый» 766 футов 6 дюймов (233,6 м) имели общую длину и длину 730 футов (222,5 м) по ватерлинии . Их ширина составляла 95 футов 9 дюймов (29,2 м). [ 2 ] по ватерлинии и осадка при составляла 29 футов 4 дюйма (8,9 м) глубокой загрузке . Корабли имели значительный вес и водоизмещение 32 110 длинных тонн (32 630 т) при глубокой загрузке. [ 3 ] В 1945 году их состав составлял около 2300 офицеров и рядовых. [ 4 ] Их метацентрическая высота составляла 4,06 фута (1,2 м) при легкой нагрузке и 6,91 фута (2,1 м) при глубокой нагрузке в завершенном состоянии. [ 5 ]
Корабли были оснащены четырьмя Парсонс с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, подаваемый восемью трехбарабанными котлами Адмиралтейства . [ 6 ] Турбины были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 148 000 лошадиных сил на валу (110 000 кВт ), что достаточно для обеспечения максимальной скорости 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). [ 7 ] На ходовых испытаниях корабли достигли скорости 31,89–32,06 узлов (59,06–59,38 км/ч; 36,70–36,89 миль в час) и мощностью 150 935–151 200 л.с. (112 552–112 750 кВт). Класс Implacable перевозил максимум 4690–4810 длинных тонн (4770–4890 т) мазута , что давало им дальность полета 6720–6900 морских миль (12450–12780 км; 7730–7940 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч). ч; 23 мили в час). [ 3 ]
Бронированная кабина экипажа длиной 760 футов (231,6 м) имела максимальную ширину 102 фута (31,1 м). [ 8 ] Аварийные тросы , аварийные баррикады, авиационная катапульта и подъемники были предназначены для обслуживания самолетов массой до 20 000 фунтов (9 100 кг). Авианосцы были оснащены девятью тормозными тросами на корме, которые были предназначены для остановки приземления на скорости до 60 узлов (110 км/ч; 69 миль в час). Их поддерживали три аварийные баррикады, чтобы предотвратить столкновение приземляющихся самолетов с самолетами, припаркованными на носовой части корабля. На случай повреждения задней полетной палубы корабли класса «Неумолимый» также установили три дополнительных передних тормозных троса, позволяющих самолету приземлиться над носовой частью. Единственная гидравлическая катапульта BH3 была установлена в носовой части кабины экипажа для запуска самолетов массой 20 000 фунтов со скоростью 56 узлов (104 км / ч; 64 миль в час); более легкие самолеты могли запускаться с максимальной скоростью 66 узлов (122 км/ч; 76 миль в час). Корабли были оборудованы двумя лифтами по диаметральной плоскости, передний из которых имел размеры 45 на 33 фута (13,7 на 10,1 м) и обслуживал только верхний ангар, а также кормовой лифт (45 на 22 фута (13,7 на 6,7 м)), который обслуживал оба ангара. Верхний ангар имел длину 458 футов (139,6 м), а нижний ангар - 208 футов (63,4 м); оба имели одинаковую ширину 62 фута (18,9 м). [ 9 ] Оба ангара имели высоту всего 14 футов, что не позволяло хранить предоставленные по ленд-лизу истребители Vought F4U Corsair, а также многие послевоенные самолеты и вертолеты . В случае пожара верхний ангар мог быть разделен двумя противопожарными завесами, а нижний ангар имел одну противопожарную завесу. Разработанный для размещения 48 самолетов в ангарах, использование постоянного палубного парка позволило классу Implacable вместить до 81 самолета. Члены экипажа, обслуживающий персонал и средства, необходимые для обслуживания этих дополнительных самолетов, размещались в нижнем ангаре. Кораблям было предоставлено 94 650 британских галлонов (430 300 л; 113 670 галлонов США) бензина. [ 10 ] хватит примерно на пять боевых вылетов на самолет. [ 11 ] [ Примечание 1 ]
Вооружение, электроника и броня
[ редактировать ]Основное вооружение кораблей состояло из шестнадцати 4,5-дюймовых (110-мм) орудий двойного назначения RP 10 Mk II** QF Mark II в восьми моторных двухорудийных башнях , по четыре в спонсонах на каждом борту корпуса. В отличие от кораблей класса «Прославленный» , крыши орудийных башен были плоскими и находились на одном уровне с полетной палубой. Орудие имело максимальную дальность стрельбы 20 760 ярдов (18 980 м) при высоте +45° и потолке 41 000 футов (12 000 м). [ 4 ] [ 12 ] Их легкая противовоздушная оборона включала пять восьмиместных установок для QF («помпов») 2-фунтовых зенитных орудий : две на полетной палубе в носовой части острова, одну в кормовой части острова и две в спонсонах на левый борт корпуса. На левом борту корпуса также была установлена одиночная счетверенная 2-фунтовая установка. [ 13 ] 2-фунтовая пушка имела максимальную дальность стрельбы 6800 ярдов (6200 м). [ 14 ] Оба корабля также были оснащены примерно шестьюдесятью Oerlikon 20-мм автоматическими пушками в разном количестве одиночных и спаренных артиллерийских установок. [ 3 ] Максимальная дальность этих орудий составляла 4800 ярдов (4400 м), но многие из них были заменены 40-мм зенитными орудиями Bofors, когда корабли были переведены на Тихоокеанскую войну , поскольку 20-мм снаряд вряд ли мог уничтожить камикадзе до того, как он поразит корабль. Пушка Бофорс имела максимальную дальность стрельбы 10 750 ярдов (9 830 м). [ 15 ] Две дополнительные счетверенные установки «помпоны» были добавлены к Implacable перед тем, как он присоединился к Британскому Тихоокеанскому флоту в 1945 году. После войны еще несколько Oerlikon были обменены на орудия Bofors. К апрелю 1946 года сестры имели по 11–12 орудий «Бофорс» и по 19–30 «Эрликонов» каждая. [ 16 ]
Управление 4,5-дюймовыми орудиями осуществлялось четырьмя директорами управления огнем Mk V*(M) , на каждой из которых был установлен Тип 285 артиллерийский радар . Два директора располагались на кабине экипажа, по одному в носовой и кормовой части острова, третий находился на острове, в кормовой части трубы , а четвертый директор находился на левом борту корпуса, под кабиной экипажа. Каждый директор отправлял свои данные в Fuze Keeping Clock систему управления огнем AA для расчетов артиллерийского огня. Каждый «помпон» был снабжен собственным наводчиком Mk IV только дальнего действия , оснащенным артиллерийским радаром типа 282 . [ 17 ]
Особенности радиолокационного комплекса кораблей класса « Неумолимый » в опубликованных источниках отсутствуют. Они были оснащены Тип 277 радаром надводного поиска и определения высоты на верхней части мостика и Тип 293 радаром-указателем цели на фок-мачте . Корабли, вероятно, имели Тип 279 и Тип 281 B радары раннего предупреждения , основанные на радарах, установленных на борту «Прославленный авианосца класса Победоносец» в конце войны. [ 18 ]
Корабли класса «Неумолимый» имели полетную палубу, защищенную 3-дюймовой (76 мм) броней. [ 4 ] Стенки ангаров были спроектированы толщиной 1,5 дюйма (38 мм) для защиты ангара от атак с малых высот 500-фунтовыми (230 кг) полубронебойными бомбами, но предположительно были утолщены до 2 дюймов (51 мм). ) поздно в процессе проектирования за счет уменьшения высоты нижнего ангара. Историк военно-морского флота Норман Фридман писал: «По иронии судьбы, похоже, что корабли на самом деле были построены с 1,5-дюймовой… броней». [ 19 ] Торцы ангаров были защищены 2-дюймовыми переборками. [ 4 ] а толщина брони ангара составляла от 1,5 до 2,5 дюймов (от 38 до 64 мм). [ 20 ]
по ватерлинии Броневой пояс имел толщину 4,5 дюйма (114 мм), но закрывал только центральную часть корабля, образуя броневую цитадель. Пояс закрывался поперечными переборками шириной 1,5–2 дюйма в носовой и кормовой части. Система подводной защиты представляла собой многоуровневую систему отсеков, заполненных жидкостью и воздухом, как и в классе Illustrious , и, по оценкам, была способна противостоять заряду взрывчатого вещества массой 750 фунтов (340 кг). Магазины . для 4,5-дюймовых орудий находились за пределами бронированной цитадели и были защищены крышами толщиной 2–3 дюйма, бортами толщиной 4,5 дюйма и концами толщиной 1,5–2 дюйма [ 21 ]
Плановая модернизация
[ редактировать ]Два Implacable предварительно планировалось модернизировать в 1953–55 годах, а Implacable следует за Victorious . Проект требований к персоналу был составлен в июле 1951 года. Он включал объединение двух ангаров в один ангар высотой 17 футов 6 дюймов (5,33 м), усиление кабины экипажа и погрузочно-разгрузочного оборудования для работы с массой 30 000 фунтов (14 000 кг). ) самолета, увеличив лифты до 55 на 32 фута (16,8 на 9,8 м), добавив галерею между ангаром и кабиной экипажа, чтобы разместить необходимый дополнительный персонал, добавить паровые катапульты и увеличить запас авиационного топлива до 240 000 британских галлонов (1 100 000 л; 290 000 галлонов США). Другими желаемыми улучшениями были новые котлы для увеличения ее выносливости, больше места для новейших радаров и замена ее зенитного вооружения британской версией пушки Mark 26 калибра 3 дюйма/70 и шестиместными установками для орудий Bofors. [ 22 ]
К октябрю 1951 года предполагаемая дата завершения Victorious модернизации уже была на год позже первоначальной оценки на апрель 1954 года. Implacable планировалось начать модернизацию в апреле 1953 года и завершить в 1956 году, но директор верфей отметил, что существующие графики не позволило начать ее раньше апреля 1955 года, если только модернизация двух крейсеров и испытательного корабля управляемых ракет RFA Girdle Ness не была отложена. Главнокомандующий ВМФ спросил, можно ли сократить время и стоимость реконструкции, но минимальные модификации были самыми дорогими, поскольку включали структурные изменения. Контролер приказал директору верфей составить план восстановления «Неумолимого» в период с июня 1953 года по декабрь 1956 года, даже после того, как последний возразил, что даже ограниченная модернизация потребует около трех четвертей структурных работ первоначального плана и что нехватка квалифицированных рабочих ( уже недостаточно для Победоносной самой ) задержало бы работы над обоими кораблями. Чтобы сократить объем конструктивных работ, требование о замене котлов было отменено, и корабль получил существующие радары вместо систем, которые тогда еще находились в разработке. В январе 1952 года новое вооружение корабля было окончательно доработано и состояло из шести двухорудийных установок калибра 3 дюйма/70 и трех шестиместных установок «Бофорс». Пять месяцев спустя Адмиралтейство решило, что Victorious станет последним модернизированным авианосцем, поскольку опыт показал, что этот процесс займет больше времени и будет стоить дороже, чем это было практически возможно. [ 23 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 24 ] | Заложен [ 24 ] | Запущен [ 24 ] | Завершенный [ 25 ] | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
HMS Неумолимый | Fairfield Shipbuilding and Engineering Co. , Гован , Шотландия | 21 марта 1939 г. | 10 декабря 1942 г. | 28 августа 1944 г. | Продан на металлолом, 27 октября 1955 г. [ 26 ] |
HMS Неутомимый | Джон Браун и компания , Клайдбанк , Шотландия | 3 ноября 1939 г. | 8 декабря 1942 г. | 3 мая 1944 г. | Продан на металлолом, сентябрь 1956 г. [ 27 ] |
Строительство и сервис
[ редактировать ]
Первоначально планировалось два корабля, но только один авианосец был включен в военно-морскую программу 1938 года, поскольку строительство второго было отложено правительством на год. Во время строительства у кораблей была увеличена передняя подъемная сила, чтобы принимать нескладывающиеся самолеты, такие как Hawker Sea Hurricane и ранние модели Supermarine Seafire , кабина экипажа была расширена рядом с передней подъемной силой, была добавлена защита от осколков, а также семь дизельных генераторов. , каждый в своем водонепроницаемом отсеке . Все эти изменения увеличили водоизмещение кораблей на 540 длинных тонн (550 т) при глубокой загрузке. [ 19 ]
Строительство « Неумолимого » было приостановлено в 1940 году в пользу эскорта, необходимого в битве за Атлантику, так что два авианосца были спущены на воду с разницей в несколько дней. В конце августа она отправила части своего авиакрыла была направлена во флот метрополии в Скапа-Флоу для обучения и 7 октября после отработки . она присоединилась к кораблям, искавшим Тирпиц Неделю спустя , и некоторые из ее Fairey Fireflies заметили линкор у Хокойя острова недалеко от Тромсё . Впоследствии ее «Светлячки» успешно атаковали цели в Норвегии. [ 28 ] В конце октября прибыл авианосец Seafires, который принял участие в операции «Атлетик» у норвежского побережья, потопив четыре военных корабля и два торговых судна и повредив немецкую подводную лодку. [ 29 ] В ноябре и декабре Implacable обеспечивала прикрытие с воздуха операций по постановке мин и атаковала немецкие корабли у норвежского побережья. 15 декабря она начала ремонт в Росайте перед переводом в BPF, который включал увеличение ее легкого зенитного вооружения. [ 30 ]
Когда ремонт был завершен 10 марта 1945 года, корабль принял на вооружение расширенное авиакрыло с 81 самолетом (48 Seafires, 12 Fireflies и 21 Grumman TBF Avenger торпедоносцем ), что являлось самым большим количеством самолетов на борту британского авианосца на тот момент. [ 30 ] Implacable прибыл в Сидней, Австралия, в мае и присоединился к другим авианосцам 1-й авианосной эскадрильи (1-й ACS) на острове Манус после их возвращения после вторжения на Окинаву в июне. [ 30 ] 14–15 июня авианосец атаковал японскую военно-морскую базу Трук . [ 31 ] После работы с другими авианосцами корабль 6 июля отправился в составе 1-й БАС на встречу с американскими авианосцами оперативной группы 38 у родного японского острова Хонсю десять дней спустя. Британские авианосцы начали боевые вылеты против японских целей на Хонсю 17 июля, а Implacable самолеты , прежде чем покинуть этот район 11 августа для пополнения запасов, совершили более 1000 боевых вылетов. Она прибыла в Сидней 24 августа и большую часть оставшегося года провела, переправляя союзников военнопленных и солдат обратно в Австралию и Канаду. В январе 1946 года вместе со своей сестрой Indefatigable и несколькими другими кораблями он совершил ряд заходов в порты Австралии и Новой Зеландии. Корабль был переоборудован в Сиднее в рамках подготовки к возвращению домой 3 июня, где он стал учебным авианосцем для десантирования Флота Метрополии. [ 30 ]
Implacable временно стал испытательным авианосцем в октябре 1947 года, поскольку ее собственная авиагруппа еще не была готова, и с октября по декабрь 1948 года он был переоборудован для подготовки к службе в качестве флагмана Флота Метрополии. В апреле 1949 года она вошла в состав эскадры de Havilland Sea Hornets и Blackburn Firebrands стала флагманом адмирала сэра Филипа Виана и 29 апреля . Позже в том же году с ее палубы вылетела эскадрилья « Морских вампиров» Де Хэвилленд ее авиагруппа была пополнена эскадрильей « Фейри Барракуд» , а в 1950 году . В сентябре 1950 года «Неумолимый» был переведен в резерв и постепенно преобразован в учебный корабль путем добавления дополнительных жилых помещений. и классы, включая добавление рубки на ее летной палубе. Он был повторно введен в строй в январе 1952 года в качестве флагмана учебной эскадрильи флота метрополии. Вместе с Indefatigable она присутствовала во время коронационного смотра флота королевы Елизаветы II 15 июня 1953 года. Четыре месяца спустя Implacable переправила батальон войск из Плимута. в Тринидад в ответ на кризис в Британской Гвиане . Выведен из эксплуатации 1 сентября 1954 года и продан на разборку 27 октября 1955 года. [ 32 ]

Пока Indefatigable все еще проводил заводские испытания, [ 33 ] 25 марта 1944 года на борт приземлился самолет de Havilland Mosquito , пилотируемый лейтенантом Эриком Брауном . Это была первая посадка двухмоторного самолета на авианосец. [ 34 ] После доработки в начале июля 1944 года корабль был передан в состав Флота Метрополии в составе авиагруппы «Сифайры», «Светлячки» и «Барракуды». [ 35 ] 17 июля она участвовала в операции «Талисман» — нападении на Тирпиц , которому помешали немецкие дымовые завесы . В следующем месяце Indefatigable самолеты обеспечивали прикрытие с воздуха операций по постановке мин и атаковали цели в Норвегии. Ему также было поручено участвовать в серии атак на Тирпиц в рамках операции «Гудвуд» в конце августа, в ходе которой линкору не удалось нанести существенных повреждений. [ 36 ]
Indefatigable была назначена в BPF в ноябре и 10 декабря прибыла в Коломбо , Цейлон , где присоединилась к 1-му ACS. Вместе с другими авианосцами БНФ он атаковал нефтеперерабатывающие заводы на Суматре в январе 1945 года ( операция «Чечевица» и «Меридиан» ), прежде чем отправиться в Сидней для подготовки к операциям в Тихом океане. [ 35 ] БНФ присоединился к Пятому американскому флоту в Улити 20 марта и атаковал аэродромы на островах Сакишима , к югу от Окинавы, начиная с 26 марта, в рамках подготовки к операции «Айсберг». В ходе этих операций Indefatigable стал первым британским авианосцем, пострадавшим от камикадзе, когда один из них проник в боевой воздушный патруль (CAP) и нанес удар по базе ее острова 1 апреля. Бомба, которую несли камикадзе, не взорвалась, в результате чего потери составили 21 убитый и 27 раненых. [ 37 ] Повреждения корабля были минимальными, и через тридцать минут летная палуба снова заработала. После того, как Окинава была взята под контроль, BPF вернулся в Сидней 7 июня, а возобновление работы Indefatigable было отложено, поскольку ей требовался ремонт ее оборудования. Она покинула Манус 12 июля и через восемь дней достигла побережья Японии. Ее самолет начал атаковать цели во Внутреннем море 24 июля. Большая часть БНФ вышла, как и планировалось, 10 августа для подготовки к операции «Олимпик» — вторжению на Кюсю , запланированному на ноябрь, но «Неустанный» и несколько других кораблей остались представлять Британию по окончании операции. Самолеты корабля выполняли боевые задания 13 и 15 августа; во время последней из этих миссий ее Seafires сбили восемь из двенадцати Mitsubishi A6M Zero, потеряв при этом один свой, а стрелок Avenger сбил еще один японский самолет. После прекращения огня ее самолет продолжал летать CAP и выполнял разведывательные миссии в поисках военнопленных союзников. [ 38 ]
Indefatigable прибыл в Сидней 18 сентября и начал неторопливый ремонт, который длился до 15 ноября. После тура по Австралии и Новой Зеландии он прибыл в Спитхед 15 марта 1946 года, где был модифицирован для размещения более 1900 пассажиров. она переправляла войска в Австралию, Цейлон, Сингапур и Америку и обратно, а в начале 1947 года была переведена в резерв. До конца года [ 39 ] Корабль был модифицирован для использования в качестве учебного корабля и повторно введен в эксплуатацию в 1950 году для службы в Учебной эскадрилье флота метрополии. [ 38 ] Он был выведен из эксплуатации в Росайте в октябре 1954 года и в июне 1955 года отбуксирован в Гарелох , где был выставлен на утилизацию. Indefatigable был продан на металлолом в сентябре 1956 года и впоследствии разобран. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Простой расчет запаса топлива для 48 Supermarine Seafire III (48 × 175 британских галлонов (включая откидной бак на 90 галлонов)), 12 Fairey Fireflys (12 × 191 британских галлонов) и 21 Grumman Avengers (21 × 278 британских галлонов) показывает, что 94 650 британских галлонов топлива должно хватить на 5,7 боевых вылетов на самолет. Поскольку самолеты не вернутся с полностью пустыми баками, представляется более вероятной цифра в 6-7 самолето-вылетов на самолет.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Фридман, стр. 141–144.
- ^ Фридман, с. 366
- ^ Jump up to: а б с Браун 1977, с. 49
- ^ Jump up to: а б с д Хоббс, с. 109
- ^ Фридман, с. 151
- ^ Шено 1980, с. 20
- ^ Фридман, с. 367
- ^ Фридман, с. 154
- ^ Робертс, стр. 62–64.
- ^ Браун 1977, стр. 48–49, Фридман, стр. 48–49. 144
- ^ Браун 1977, стр. 48–49, Хоббс, стр. 108
- ^ Кэмпбелл, стр. 52, 55.
- ^ Фридман, стр. 144, 367.
- ^ Кэмпбелл, с. 71
- ^ Кэмпбелл, стр. 67, 75.
- ^ Фридман, стр. 149, 154.
- ^ Кэмпбелл, стр. 15–16, 18–19, Фридман, стр. 144, Хоббс, с. 111
- ^ Фридман, стр. 145, 149, 151, Хоббс, стр. 111, 113.
- ^ Jump up to: а б Фридман, стр. 142–143.
- ^ Фридман, с. 142
- ^ Фридман, стр. 134, 139, 142.
- ^ Фридман, стр. 305–310.
- ^ Фридман, стр. 310–311, Хоббс, стр. 310–311. 109
- ^ Jump up to: а б с Шено 1995, с. 128
- ^ Хоббс, стр. 109, 112.
- ^ Хоббс, стр. 111.
- ^ Jump up to: а б Маккарт, с. 168
- ^ Хоббс, стр. 109–110.
- ^ Ровер, стр. 368–369.
- ^ Jump up to: а б с д Хоббс, с. 110
- ^ Ровер, стр. 420.
- ^ Хоббс, стр. 110–111.
- ^ Маккарт, с. 149
- ^ Хоу, с. 106
- ^ Jump up to: а б Хоббс, с. 112
- ^ Ровер, стр. 349–350.
- ^ Маккарт, с. 155
- ^ Jump up to: а б Хоббс, с. 113
- ^ Маккарт, стр. 156–165.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Нью-Йорк: Издательство Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер (1995). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия (новое, исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-902-2 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-138-0 .
- Хау, Стюарт (1992). Комар Де Хэвилленда: иллюстрированная история . Борн-Энд, Великобритания: Aston Publications. ISBN 0-946627-63-0 .
- Маккарт, Нил (2000). Прославленные и непримиримые классы авианосцев 1940–1969 гг . Челтнем, Великобритания: Публикации фанатов. ISBN 1-901225-04-6 .
- Робертс, Джон (2000). Британские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-220-Х .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]