Канонерская лодка класса «Насекомое»
![]() HMS Ladybird у берегов Бардии в декабре 1940 года демонстрирует свою конфигурацию времен Второй мировой войны с более длинными 6-дюймовыми орудиями 50-го калибра, установленными в 1939 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Класс насекомых |
Операторы | ![]() |
Завершенный | 12 |
Потерянный | 3 |
Ушедший на пенсию | 9 |
Общие характеристики | |
Тип | Канонерская лодка [ 1 ] |
Смещение | 625 длинных тонн (635 т) |
Длина | 237 футов 6 дюймов (72,39 м) |
Луч | 36 футов (11 м) |
Черновик | 4 фута (1,2 м) |
Движение | 2 вальных двигателя ВТЭ, 2 котла смешанного типа «Ярроу» мощностью 2000 л.с. |
Скорость | 14 узлов (16 миль в час; 26 км / ч) |
Дополнить | 55 |
Вооружение |
|
Броня | Импровизированный |
Канонерские лодки класса «Насекомое» (или большие китайские канонерские лодки ) представляли собой класс небольших, но хорошо вооруженных кораблей Королевского флота , предназначенных для использования на мелководных реках или у берега. [ а ] Они предназначались для использования на Дунае против Австро-Венгрии (китайское название должно было скрыть их назначение; однако они действительно несли службу на реке Янцзы в Китае). Первые четыре корабля — «Комар» , «Богомол» , «Мотылек» и «Тарантул» — впервые использовались во время Месопотамской кампании Первой мировой войны на реках Евфрат и Тигр .
Дизайн
[ редактировать ]
Корабли были спроектированы Ярроу для работы на мелководных реках с быстрым течением, с небольшой осадкой и хорошим поворотом скорости для противодействия речному течению. Они были оснащены двумя вертикальными двигателями тройного расширения, приводящими в движение два гребных вала, чтобы обеспечить некоторую избыточность. Винты размещались в туннелях, чтобы минимизировать рабочую осадку. Основное вооружение состояло из двух 6-дюймовых орудий в одиночных установках в носовой и кормовой части.
Развертывание
[ редактировать ]Тля , пчела, божья коровка и скарабей были переброшены в Порт-Саид, Египет, в 1915–1916 годах, комар , богомол , мотылек и тарантул были отправлены в Персидский залив в 1916 году. Светлячок , цикала , жук и сверчок были переброшены на восточное побережье Англия в 1916 году, и их основные установки вооружения были модифицированы, чтобы обеспечить большую высоту для борьбы с цеппелинами.
В 1919 году во время Гражданской войны в России Светлячок , Цикала , Жук , Сверчок , Мотылек и Богомол служили на реке Двина (север России, в Архангельской области ), сражаясь на стороне белогвардейских войск. Капитан « Светлячка » и некоторые другие члены экипажа погибли в результате взрыва находившейся неподалеку баржи с боеприпасами. Экипаж Чикалы поднял мятеж в рамках более широкой волны беспорядков в Королевском флоте, и пять «зачинщиков» были приговорены к смертной казни, которая позже была заменена пятью годами тюремного заключения.
В период между двумя мировыми войнами этот класс в основном использовался на Дальнем Востоке и присутствовал во время японского вторжения в Китай. В 1937 году на реке Янцзы японцы атаковали «Божью коровку» , обстреляв ее с береговой батареи. Американская канонерская лодка USS Panay также подверглась нападению японской авиации и затонула. Божья коровка проплыла 20 миль (32 км) к месту затопления, спасла некоторых выживших Панай и отвезла их в Шанхай . «Скарабей» и «Сверчок» покинули Нанкин в 1937 году, когда японцы начали бомбить город.
В 1939 году оригинальные две 6-дюймовые пушки Mk VII 45-го калибра на Aphis и Ladybird были заменены более современными и на 30 дюймов (76 см) длиннее 6-дюймовыми пушками Mk XIII 50-го калибра со списанного линкора Agincourt .
В начале Второй мировой войны три судна, «Сверчок» , «Комар» и «Божья коровка» , были переданы в состав Береговой эскадры Средиземноморского флота. Они присоединились к монитору террора и обеспечивали бомбардировочную поддержку 8-й армии . Небольшая осадка позволяла им действовать также как суда снабжения и десантные суда, способные приближаться к пляжам. В июне 1943 года «Афис» принял участие в бомбардировке Пантеллерии ( операция «Штопор» ).
Корабли в классе
[ редактировать ]- Aphis : построен судостроительной компанией Ailsa , сдан на слом в Сингапуре , 1947 год.
- Пчела : построена судостроительной компанией Ailsa , флагман контр-адмирала Янцзы (RAY), продана в марте 1939 года.
- Cicala : построен компанией Barclay Curle , потоплен японскими бомбами 21 декабря 1941 года.
- Cockchafer : построен компанией Barclay Curle , продан на слом в 1949 году, последний выживший представитель этого класса.
- Cricket : построен компанией Barclay Curle , сильно поврежден бомбами 29 июня 1941 года; использовался в качестве цели Королевским флотом и затонул у берегов Кипра в 1944 году.
- Светлячок : построен компанией Barclay Curle , списан в сентябре 1928 года.
- Gnat : построен Лобницем , поврежден подводной лодкой 21 октября 1941 года, объявлен полностью уничтоженным, затем использовался в качестве зенитной платформы. Списан в 1946 году.
- Божья коровка : построена Лобницем , затоплена 12 мая 1941 года у Тобрука во время Второй мировой войны, затем использовалась как зенитная позиция.
- Mantis : построен компанией Sunderland Shipbuilding Company Ltd, продан в январе 1940 года и впоследствии сдан на слом.
- Мотылек : построен компанией Sunderland Shipbuilding Company Ltd, затоплен в Гонконге в 1941 году, захвачен и отремонтирован японцами и переименован в Суму , затоплен на минах в реке Янцзы 19 марта 1945 года.
- Scarab : построен компанией Wood, Skinner & Co, списан в 1948 году.
- Tarantula, построенный компанией Wood, Skinner & Co, некоторое время являвшийся флагманом Британского Тихоокеанского флота , был использован в качестве цели в 1946 году.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Канонерские класса Fly лодки были «маленькими китайскими канонерскими лодками».
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 405.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 – через Archive Foundation.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Краткое описание китайских канонерских лодок разных стран
- Больше фотографий
- «Журналы Королевского флота времен Первой мировой войны» . naval-history.net . Проверено 15 декабря 2013 г. Расшифровка корабельных журналов доступна нескольким членам класса.