«Кентавр» Авианосец класса
![]() HMS Centaur в 1965 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Кентавр Класс |
Строители | |
Операторы | |
Предшественник | Легкий авианосец конструкции 1942 г. |
Преемник | Непобедимый класс |
Подклассы | Гермес (выполнен по измененному дизайну) |
Построен | 1944-1959 |
В комиссии |
|
Планируется | 8 |
Завершенный | 4 |
Отменено | 4 |
Ушедший на пенсию | 4 |
Общие характеристики образца 1947 года. | |
Тип | Легкий авианосец |
Смещение | |
Длина | 736 футов (224,3 м) [ 1 ] |
Луч | 120,6 футов (36,8 м) [ 1 ] |
Черновик | 27,2 футов (8,3 м) [ 1 ] |
Установленная мощность | 76000 л.с. (57000 кВт) [ 1 ] |
Движение | 2 паровые турбины с валом-редуктором, 4 Адмиралтейских 3-барабанных котла. [ 2 ] |
Скорость | 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час) [ 1 ] |
Диапазон | 6000 морских миль (11000 км; 6900 миль) на скорости 20 узлов [ 1 ] |
Дополнить | 227 офицеров, 1596 рядовых [ 1 ] |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | 32 40-мм орудия Bofors (2×6), (8×2), (4×1) [ 1 ] |
Броня | Кабина экипажа толщиной 1 дюйм (25 мм) |
Самолет перевезен | 50 [ 1 ] |
Авиационные объекты |
Авианосец Кентавр» класса « был последней версией легкого авианосца конструкции 1942 года, разработанного Соединенным Королевством для Королевского флота во время Второй мировой войны . Они были разработаны в 1943 году для эксплуатации самолетов с более высокими характеристиками, чем предыдущий Majestic класса авианосец . Четыре корабля были заложены в 1944–1945 годах и достроены в 1953–1959 годах. Быстрое развитие авианосной войны и технологий охватило корабли еще во время их постройки, а связанные с этим затраты на модернизацию привели к тому, что корабли были достроены по другим спецификациям. Только последний корабль, HMS Hermes (R12) , был оборудован как современный авианосец; она также была последней из класса, вышедшей на пенсию в 2017 году под именем INS Viraat .
Разработка
[ редактировать ]Великобритания надеялась заказать в 1943 году восемь легких авианосцев в дополнение к «Мальта» типа авианосцу . Ситуация осложнялась необходимостью эксплуатировать более крупные и высокопроизводительные самолеты; в конце 1942 года Объединенный технический комитет рекомендовал авианосцам иметь возможность эксплуатировать самолеты массой 30 000 фунтов (14 000 кг) со посадочной скоростью 75 узлов (139 км/ч). Требовалась новая конструкция легкого авианосца, поскольку Majestic класса авианосец не мог быть модифицирован для удовлетворения новых требований; он стал первым британским авианосцем, в котором доминировали самолеты. [ 2 ] Эскизный проект был подготовлен к концу мая 1943 года, а окончательный проект был утвержден в марте 1944 года; он был пересмотрен в 1947 году. [ 3 ]
Восемь новых легких авианосцев были заказаны в 1943 году. Быстро стало очевидно, что требования военного времени к мощностям верфей сделали невозможным завершение строительства кораблей в 1946 году. Только три — «Альбион» , «Кентавр» , «Элефант» — начали строительство в 1944 году; Bulwark стартовал в 1945 году; остальные были отменены 15 октября 1945 года, а «Элефант» был переименован в «Гермес» в честь одного из отмененных кораблей. [ 2 ] Остальные были завершены в 1950-х годах. [ 2 ] [ 4 ]
Стоимость модернизации привела к тому, что корабли стали различаться по возможностям еще до завершения. «Альбион» и «Булварк» были оснащены промежуточными наклонными полетными палубами и гидравлическими катапультами. Они не были модернизированы для эксплуатации современных самолетов, а были преобразованы в десантные вертолетные корабли («авианосцы-коммандос»). [ 2 ] «Кентавр» частично модернизировали паровыми катапультами. [ 3 ] [ 5 ] вскоре после ввода в эксплуатацию [ 2 ] и ограничивался эксплуатацией в основном истребителей de Havilland Sea Vixen до выхода на пенсию в 1965 году. [ 2 ] [ 5 ] «Гермес» был последним кораблем, построенным в 1959 году, и единственным, прошедшим полную модернизацию. [ 4 ] Ее карьера обычного авиаперевозчика закончилась в 1970 году, когда она управляла Sea Vixens и Blackburn Buccaneers ; [ 6 ] после этого она служила вертолетоносцем, а затем авианосцем V / STOL, эксплуатирующим истребители Sea Harrier . Hermes был продан Индии как INS Viraat и продолжал эксплуатировать Sea Harrier с 1987 года. [ 4 ] до выхода на пенсию в 2017 году. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Легкий авианосец 1942 года был задуман как средство военного времени, чтобы ответить на отчаянную потребность Королевского флота в быстрых авианосцах. Конструкция была безжалостно упрощена, чтобы сократить стоимость и сроки строительства; Корпус был небронирован и построен по торговым стандартам, вооружение ограничивалось легкими зенитными орудиями, использовалась имеющаяся крейсерская техника. В ходе обсуждения требований было высказано предположение, что долговечность необходима всего на три года службы. [ 8 ] [ 9 ]
Судя по первоначальным эскизам 1943 года, « Кентавр» был рассчитан на более длительную послевоенную карьеру. [ 2 ] гибриду торговых и военных стандартов. [ 10 ] Кабина экипажа, продольная защитная переборка, средняя палуба над механизмами и нижние палубы над авиационным топливом. [ 10 ] [ 2 ] были построены из закаленной стали. [ 2 ] Погреба и бомбовые помещения были прикрыты 2-дюймовой нецементированной броней. Остальная часть корпуса была изготовлена из мягкой стали. [ 10 ] Корпус был увеличен для размещения более крупных самолетов; 1-дюймовая конструкция кабины экипажа из закаленной стали также выдерживала более тяжелые самолеты. [ 2 ] Осевая полетная палуба включала одну катапульту. [ 3 ] Оборудование составляло половину того оборудования, которое использовалось на Audacious класса авианосце , мощностью 76 000 лошадиных сил на двух валах; не было возможностей для разработки новой техники. [ 2 ] Вооружение приблизилось к нормам авианосца флота [ 10 ] с четырьмя спаренными 4,5-дюймовыми пушками БД. [ 11 ]
Проект был изменен в 1947 году. Условия проживания были модернизированы до стандартов мирного времени и включали централизованный беспорядок; кормовой ангар был переоборудован в дополнительное жилое помещение. Добавление второй катапульты, возможно, также способствовало уменьшению длины ангара с 501 фута (153 м) до 381 фута. 4,5-дюймовые орудия были удалены. Остров был перепроектирован, чтобы добавить новую двухпалубную конфигурацию для организации информации о действиях. Предполагаемый радиолокационный комплекс включал в себя систему воздушного предупреждения Тип 980, артиллерийский воздушный поиск Тип 293 и две пары систем управления воздушным движением Тип 277Q; ни один из них фактически не использовался. [ 3 ]
Корабли
[ редактировать ]имя | ИДЕНТИФИКАТОР | строитель | Заложен | Запуск | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
HMS Кентавр | Р06 | Харланд и Вольф | 30 мая 44 г. | 22 апреля 47 г. | 01 сентября 53 г. | 1965 | Списан в 1972-73 гг. |
HMS Гермес | 61/
Р12 |
Викерс-Армстронг | 21 июня 44 г. | 16 февраля 53 г. | 25 ноября 59 г. | 1984 | Продан в Индию, 1986 г. |
HMS Bulwark | Р08 | Харланд и Вольф | 10 мая 45 г. | 22 июня 48 г. | 04 ноября 54 г. | Апрель 81 г. | Списан в 1984 г. |
HMS Альбион | Р07 | Лебединый охотник, | 22 марта 44 г. | 16 мая 47 г. | 26 мая 54 г. | 1973 | Списан в 1973 г. |
переименован
Гермес (отменено)
[ редактировать ]Гермес был первоначальным названием корабля этого класса. Он был заказан компанией Cammell Laird из Биркенхеда 12 июля 1943 года. Никаких работ не велось, когда в начале 1944 года было приказано отложить строительство. Корабль был списан 15 октября 1945 года. Название было передано Elephant . [ 2 ]
Кентавр
[ редактировать ]«Кентавр» был первым и единственным построенным кораблем по оригинальному проекту. Он был заказан компанией Harland & Wolff 12 июля 1943 года и заложен 30 мая 1944 года. Строительство было остановлено на два года. Корабль был построен 1 сентября 1953 года и введен в эксплуатацию 17 сентября. Временная палуба под углом 5,5 градусов была установлена на верфи Портсмута с октября 1953 года по май 1954 года. [ 2 ] «Кентавр» прошел ограниченную модернизацию. [ 5 ] с сентября 1956 г. по сентябрь 1958 г., в ходе которого гидрокатапульты были заменены паровыми катапультами БС-4; [ 3 ] функции, необходимые для эксплуатации современных ударных самолетов, такие как полностью наклоненная кабина экипажа, не были установлены из-за проблем с вместимостью верфи. [ 5 ] После этого она ограничивалась в основном истребителями Sea Vixen и самолетами Fairey Gannet противолодочными . [ 2 ] [ 5 ]
«Кентавр» действовал как авианосец и десантный вертолет во время подавления Танганьикских стрелков в 1964 году. [ 2 ] [ 12 ] В последний раз она выведена из эксплуатации 27 сентября 1965 года и на всю оставшуюся жизнь стала жилым кораблем. [ 2 ] Планы переоборудовать корабль в вертолетоносец были отменены в 1966 году. [ 12 ] [ 2 ] Халк был продан на слом 11 августа 1972 года. [ 2 ]
Альбион
[ редактировать ]Альбион был заказан у Swan Hunter 12 июля 1943 года и заложен в Уоллсенд-он-Тайн 23 марта 1944 года. После 1945 года работы замедлились. Корпус был спущен на воду 6 мая 1947 года, а затем поставлен на прикол с установленным оборудованием; строительство возобновилось после августа 1949 года. Он был введен в эксплуатацию 26 мая 1954 года как первый авианосец, когда-либо оснащенный наклонной полетной палубой - временной 5,5 градусов - и зеркальными средствами посадки . [ 2 ] Она участвовала в операции «Мушкетер» во время Суэцкого кризиса в 1956 году. [ 2 ]
«Альбион» должен был быть модернизирован паровыми катапультами После «Кентавра» , но это было отменено после пересмотра оборонной политики 1957 года . [ 3 ] Вместо этого он стал вторым кораблем этого класса - после Bulwark - переоборудованным в десантный вертолетный корабль; ремонт был произведен на верфи Портсмута с февраля 1961 по июль 1962 года. Альбион мог нести 900 военнослужащих, что больше, чем у ее сестры, из-за более обширного переоборудования; Позже Bulwark был переоборудован по аналогичному стандарту. [ 12 ] Еще один пересмотр оборонной политики в 1973 году привел к тому, что Альбион был списан, а не переоборудован, чтобы заплатить за HMS Invincible (R05) . [ 13 ] В последний раз выведена из эксплуатации 2 марта 1973 года. [ 2 ] будет заменен на HMS Hermes (R12) , когда в августе 1973 года будет завершено переоборудование последнего в десантный вертолетный корабль. [ 13 ] Альбион был продан 22 октября 1973 года для переоборудования в кран-тяжеловоз для поддержки нефтяной промышленности Северного моря ; схема провалилась [ 13 ] [ 2 ] а через несколько недель корпус был продан на слом. [ 2 ]
оплот
[ редактировать ]Заказ Bulwark был заказан компанией Harland & Wolff 12 июля 1943 года, но отложен в начале 1944 года. Он был заложен 10 мая 1945 года, став четвертым кораблем этого класса вместо Monmouth , строительство которого Фэрфилд не смог начать в 1944 году. после войны замедлился. Авианосец был введен в эксплуатацию 29 октября 1954 года, а 4 ноября он был оснащен временной кабиной экипажа, наклоненной под углом 5,5 градусов. [ 2 ] Bulwark служил авианосцем для испытаний и тренировок в 1955 и 1956 годах. [ 2 ] заменяет HMS Illustrious (87) , который был поставлен на прикол в декабре 1954 года и продан на слом в ноябре 1956 года. [ 14 ] Авианосец вернулся в строй в августе 1956 года и участвовал в операции «Мушкетер» во время Суэцкого кризиса в ноябре. [ 2 ]
Обзор оборонной политики 1957 года привел к тому, что Bulwark был преобразован в десантный вертолетный корабль, а не модернизирован для самолетов. [ 3 ] Первоначальная переоборудование проводилось на верфи Портсмута с января 1959 по январь 1960 года, а еще одно переоборудование произошло в 1963 году, чтобы соответствовать более масштабному переоборудованию Альбиона . [ 12 ] В июне 1968 года [ 2 ] она продемонстрировала - впервые - усиление Норвегии штурмовыми авианосцами [ 15 ] во время НАТО учений «Полярный экспресс» . [ 2 ]
Авианосец был выведен в резерв в апреле 1976 года. [ 2 ] В 1978 году HMS Ark Royal (R09) был выведен из эксплуатации до того, как «Инвинсибл» класса в строй вступили авианосцы ; [ 16 ] [ 2 ] Бастион был переоборудован в 1977-1979 гг. [ 16 ] и вернулся в строй 23 февраля 1979 года, чтобы восполнить пробел. [ 16 ] [ 2 ] В марте 1980 года на корабле произошел пожар в котельной; повреждения не были полностью устранены, а ее максимальная скорость была снижена. Еще один крупный пожар в сочетании с плохим материальным состоянием корабля привел к его выводу на пенсию на шесть месяцев раньше, чем планировалось; в последний раз она выведена из эксплуатации 27 марта 1981 года. Корпус использовался Королевской морской пехотой для тренировок по сносу . Предложение переоборудовать корпус в авианосец для Фолклендской войны было отклонено из-за его плохого состояния и недостаточного оснащения. Bulwark был продан на слом в 1984 году. [ 2 ]
Гермес (бывший Слон )
[ редактировать ]Elephant был заказан компанией Vickers-Armstrongs 12 июля 1943 года и заложен в Барроу-ин-Фернесс 21 июня 1944 года. 5 ноября 1945 года он был переименован в Hermes после отмены названия корабля этого класса. [ 2 ] Строительство было затянуто из-за работ над высокоприоритетным HMAS Melbourne (R21) и серьезных изменений в проекте. Корабль был спущен на воду в 1953 году только для прохождения полной модернизации, потребовавшей частичной разборки и реконструкции; паровые катапульты, полная наклонная под углом 8 градусов кабина экипажа, боковой подъемник вместо переднего центрального подъемника, комплексная система индикации (CDS) и радар Тип 984 были установлены . Гермес завершил заводские испытания 18 ноября 1959 года и был введен в эксплуатацию 25 ноября. [ 4 ]
Гермес был переоборудован в десантный вертолетоносец на верфи Портсмута с 1 марта 1971 года по 14 августа 1973 года; [ 13 ] паровые катапульты, тормозной механизм, СДУ и Тип 984 были сняты. В 1977 году переоборудован в противолодочный авианосец. [ 4 ] Авианосец испытывал Sea Harrier в 1977-1978 годах. [ 13 ] С мая 1980 г. по 9 мая 1981 г. [ 13 ] ее переоборудовали в Портсмуте в авианосец общего назначения, эксплуатирующий «Си Харриеры», противолодочные и десантно-штурмовые вертолеты; углом 12 градусов трамплин под [ 4 ] и Ferranti 1600E. компьютер [ 13 ] Он был флагманом британской оперативной группы во время Фолклендской войны в 1982 году. [ 4 ]
В последний раз Hermes окупился 22 ноября 1983 года и был продан Индии после завершения строительства HMS Ark Royal (R07) . Он был переоборудован на верфи Девонпорта в течение года, а затем принят в состав ВМС Индии как INS Viraat . 12 мая 1987 года [ 4 ] Вираат выведен из эксплуатации 6 марта 2017 года. [ 7 ] и списан с 2020 года. [ 17 ]
Высокомерный
[ редактировать ]Заказ Arrogant был заказан у Swan Hunter 12 июля 1943 года, отложен в начале 1944 года, а затем отменен 15 октября 1945 года. Судя по всему, никаких работ не велось. Ее должны были построить в Уолсенд-он-Тайн. [ 2 ]
Монмут
[ редактировать ]Заказ «Монмут» был заказан компанией Fairfield Shipbuilding & Engineering Company 12 июля 1943 года. Он должен был стать одним из четырех кораблей, строительство которых должно было начаться в 1944 году, но Fairfield был слишком перегружен, чтобы это сделать; Bulwark заменил Монмут в качестве четвертого корабля в 1945 году. Монмут был отменен 15 октября 1945 года, очевидно, никаких работ не проводилось. [ 2 ]
Полифем
[ редактировать ]«Полифем» 11 августа 1943 года с верфи Девонпорта было приказано построить после HMS Terrible . Строительство было отложено в конце 1943 года и отменено 15 октября 1945 года. Компания Parsons Marine Engineering получила заказы на технику до отсрочки; заказы были отменены до прибытия корабля. ; стапеля Для постройки авианосца потребовалось бы небольшое расширение Фор-стрит была куплена, чтобы освободить место, огорожена стеной и возвращена Плимуту только в 2005 году. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Легкий авианосец конструкции 1942 г.
- Легкий авианосец
- «Инвинсибл » Авианосец класса
- Список авианосцев Королевского флота
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Фридман 1988 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Хоббс 2014: глава 25: Класс Гермеса
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фридман 1988 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хоббс 2014: глава 28: Реконструкция - Победоносец, Гермес и Орел
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фридман 1988 , с. 312.
- ^ Дайсон 1984 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б «INS Viraat выведена из эксплуатации» . Индийский флот . 6 марта 2017 года . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Фридман 1988 , стр. 222–226.
- ^ Хоббс 2014: глава 20: Класс Колосса
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридман 1988 , с. 258.
- ^ Фридман 1988 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фридман 1988 , с. 346.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фридман 1988 , с. 347.
- ^ Хоббс 2014: глава 11: Выдающийся класс - первая группа
- ^ Фридман 1988 , стр. 346–347.
- ^ Перейти обратно: а б с Фридман 1988 , с. 349.
- ^ Наир, Авинаш (26 января 2021 г.). «Демонтаж INS Viraat в Аланге, одна часть истории за другой» . Индийский экспресс . Проверено 18 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Дайсон, Тони (1984). HMS Hermes, 1959–1984 гг . Морские книги. ISBN 978-0907771166 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Хоббс, Дэвид (2014). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Англия: Издательство Seaforth. ISBN 9781473853515 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с авианосцами класса «Кентавр» , на Викискладе?