HMS Единорог (I72)
![]() Единорог в японском порту (вероятно, Сасебо )
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Единорог |
Тезка | Единорог |
Заказал | 14 апреля 1939 г. |
Строитель | Харланд и Вольф , Белфаст , Северная Ирландия |
Расходы | £2,531,000 |
Номер двора | 1031 [ 1 ] |
Заложен | 26 июня 1939 г. |
Запущен | 20 ноября 1941 г. |
Завершенный | 12 марта 1943 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | Январь 1946 г. |
повторно введен в эксплуатацию | Середина 1949 г. |
Выведен из эксплуатации | 17 ноября 1953 г. |
Идентификация | Номер вымпела : I72 |
Судьба | Списан 15 июня 1959 г. |
Общие характеристики (как завершено) | |
Тип | Техническое обслуживание авианосца |
Смещение |
|
Длина | 640 футов (195,1 м) |
Луч | 90 футов 3 дюйма (27,51 м) |
Черновик | 23 фута (7,0 м) (глубокая нагрузка) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) |
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 13,5 узлов (25,0 км/ч; 15,5 миль в час) |
Дополнить | 1200 (военное время) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | Примерно 33 (оперативное использование) |
HMS Unicorn — авиаремонтный корабль и лёгкий авианосец, построенный для Королевского флота в конце 1930-х годов. Он был построен во время Второй мировой войны и обеспечивал прикрытие с воздуха высадки десанта в Салерно, Италия корабль был передан Восточному флоту , в сентябре 1943 года . В конце года в Индийском океане. Unicorn поддерживала авианосцы флота в их операциях до тех пор, пока в ноябре 1944 года не был сформирован Британский Тихоокеанский флот (BPF). В начале 1945 года он был переведен в Австралию для поддержки операций BPF во время операции «Айсберг» — вторжения союзников на Окинаву в мае. Чтобы сократить время пополнения авианосцев БНФ, корабль базировался на островах Адмиралтейства и Филиппинских островах до капитуляции Японии в августе. «Юникорн» был выведен из эксплуатации и переведен в резерв , когда вернулся в Великобританию в январе 1946 года.
Корабль был повторно введен в строй в 1949 году для поддержки легкого авианосца Дальневосточного флота , поскольку после окончания Второй мировой войны Восточный флот был переименован. Она разгружала самолеты и оборудование в Сингапуре в июне 1950 года, когда началась Корейская война . Большую часть войны она провела, переправляя самолеты, войска, припасы и оборудование для поддержки операций Содружества в Корее. Unicorn поддерживала другие авианосцы во время операций в Корее, но она стала единственным авианосцем, который провел бомбардировку берега своими орудиями во время войны, когда во время войны он атаковал северокорейских наблюдателей на побережье. [ 2 ] Корабль вернулся в Великобританию после окончания войны и снова был выведен в резерв. Он был выставлен на утилизацию в 1958 году и продан на металлолом в 1959 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Абиссинский кризис 1934–1935 годов продемонстрировал Адмиралтейству , что ему нужен корабль-база для поддержки находящихся в активной эксплуатации авианосцев, точно так же, как подводных лодок и тендеры эсминцев поддерживали эти типы. Такой корабль сможет выполнять более широкий спектр задач по ремонту и техническому обслуживанию самолетов, чем авианосцы, и на всем спектре самолетов, эксплуатируемых Королевским флотом, включая амфибии . Адмирал Реджинальд Хендерсон , контролер ВМФ, сыграл важную роль в получении одобрения на корабль и обеспечении полной кабины экипажа, которая позволила бы ему приземляться, обслуживать и запускать самолеты в активные операции. [ 3 ] Он был первым кораблем, построенным в военно-морском флоте, который мог «выполнять весь спектр работ по техническому обслуживанию и ремонту самолетов в дополнение к возможности управлять самолетами из кабины экипажа». [ 4 ] На практике «Юникорн» доказал ценность этой концепции, и два аналогичных корабля поддержки, «Персей» и «Пионер», были переоборудованы в корабли технического обслуживания самолетов путем модификации еще строящихся легких авианосцев. [ 5 ]
Unicorn имел общую длину 640 футов (195,1 м), ширину 90 футов 3 дюйма (27,5 м) и осадку 23 фута (7,0 м) при глубокой нагрузке . В завершенном состоянии он имел несколько больший вес и имел водоизмещение 16 510 длинных тонн (16 770 т) при стандартной нагрузке, а не расчетные 14 750 длинных тонн (14 990 т). [ 6 ] Каждый из двух комплектов Parsons с редуктором паровых турбин приводил в движение один гребной винт длиной 15 футов (4,6 м). [ 7 ] Пар подавался шестью трехбарабанными водотрубными котлами Адмиралтейства, работавшими под давлением 400 фунтов на квадратный дюйм (2758 кПа ; 28 кгс/см). 2 ). Турбины были рассчитаны на общую мощность на валу 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт) и обеспечивали Unicorn скорость 24 узла (44 км / ч; 28 миль в час). [ 6 ] Корабль перевозил 3000 длинных тонн (3000 т) мазута , что давало ему дальность полета 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) при скорости 13,5 узлов (25,0 км/ч; 15,5 миль в час). [ 7 ]
Для посадки самолетов на борт Unicorn был спроектирован с полноразмерной кабиной экипажа длиной 600 футов (180 м) с тормозным механизмом . Он также был оснащен катапультой, способной поднять самолет массой 14 000 фунтов (6 400 кг) на скорость 66 узлов (122 км / ч; 76 миль в час). [ 8 ] На корабле было два ангара , каждый высотой 16 футов 6 дюймов (5,03 м). Размер верхнего ангара составлял 324 на 65 футов, а нижнего — 360 на 62 фута. Транспортировка самолетов между ангарами и полетной палубой осуществлялась двумя авиаподъемниками (лифтами); передний подъемник имел размеры 33 на 45 футов (10,1 м × 13,7 м), а задний - 24 на 46 футов (7,3 м × 14,0 м). Юникорн мог нести около 36 боевых самолетов. Объем хранилища бензина составлял 36 500 британских галлонов (166 000 л; 43 800 галлонов США). [ 9 ] В военное время экипаж корабля насчитывал 1200 человек. [ 10 ] На корабле под задней частью кабины экипажа находился самоходный лихтер , позволяющий перебрасывать неуправляемые самолеты между кораблями или на береговые объекты. Эту лихтеру опускали заподлицо с верхней палубой ангара, чтобы на нее можно было перекатить самолет или поднять на него самолет, когда лихтер окажется в воде. [ 11 ]
«Юникорн» был вооружен четырьмя спаренными установками для QF 45 калибра Mk XVI 4-дюймовой пушки двойного назначения . [ 6 ] Эта установка могла подниматься от −10 до +80°. Орудие Mk XVI выпускало около 12 осколочно-фугасных снарядов массой 35 фунтов (16 кг) в минуту с начальной скоростью 2660 футов/с (810 м/с). По надводным целям он имел дальность действия 19 850 ярдов (18 150 м) и максимальный потолок 39 000 футов (12 000 м), но эффективная дальность действия зенитных систем была намного меньше. [ 12 ] Он также был оснащен четырьмя счетверенными установками для 40-миллиметровой (1,6 дюйма) 2-фунтовой пушки QF Mk VIII («помпон»). [ 10 ] Эти артустановки могли опускаться до −10° и подниматься максимум до +80°. 2-фунтовая пушка Mk VIII выпустила 40-миллиметровый (1,6 дюйма) снаряд массой 0,91 фунта (0,41 кг) с начальной скоростью 1920 футов/с (590 м/с) на расстояние 3800 ярдов (3500 м). Скорострельность орудия составляла примерно 96–98 выстрелов в минуту. [ 13 ] ПВО ближнего боя обеспечивалось двенадцатью Oerlikon 20-мм автопушками , в двух спаренных установках и восьми одиночных. [ 6 ] Oerlikon выпустил снаряд массой 0,272 фунта (0,123 кг) с начальной скоростью 2750 футов/с (840 м/с). Он имел скорострельность 465–480 выстрелов в минуту и максимальную дальность стрельбы 4800 ярдов (4400 м). [ 14 ]
Корабль был оборудован двумя HACS (High Angle Control System) директорами на своем острове , и у каждой установки «помпон» также был свой собственный директор. [ 6 ] «Юникорн» был первым кораблем, на котором была установлена Тип 281В РЛС раннего предупреждения . [ 15 ] и каждый директор HACS был оснащен артиллерийским радаром Тип 285 . [ 6 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Корабль «Юникорн» был заказан 14 апреля 1939 года и заложен на верфи «Харланд энд Вольф» в Белфасте , Северная Ирландия , 29 июня. Его строительство несколько раз откладывалось в пользу более приоритетных проектов, и он был спущен на воду только 20 ноября 1941 года. Корабль был завершен 12 марта 1943 года. [ 6 ] Чтобы ускорить завершение строительства корабля, в 1942 году Адмиралтейство решило, что он не будет оснащен полным набором оборудования для обслуживания и ремонта. [ 16 ] Без учета вооружения «Юникорн» стоил 2 531 000 фунтов стерлингов. [ 7 ] [ Примечание 1 ]
Во время подготовки , 818-я и 824-я эскадрильи поднялись на борт в апреле 1943 года. 818-я эскадрилья имела девять Fairey Swordfish торпедоносцев а 824-я эскадрилья - шесть. 887-я эскадрилья с девятью истребителями Supermarine Seafire IIC . В это время также была принята на вооружение [ 18 ] В конце мая Unicorn сопровождала конвой MKF 15 в Гибралтар , перевозя несколько истребителей Королевских ВВС Bristol Beaufighter , которые она там выгрузила. она сопровождала возвращающийся конвой обратно в Клайд В начале июня . Вместе с авианосцем «Илластриус» корабль совершил прорыв к норвежскому побережью в рамках операции «Губернатор» — диверсии для высадки союзников на Сицилии в начале июля. [ 19 ] Для этой операции 887-я эскадрилья была заменена 800-й эскадрильей с Hawker Sea Hurricanes . [ 20 ]
«Юникорн» был приписан к Force V , флотилии британских авианосцев под командованием адмирала Филиппа Виана , предназначенной для обеспечения воздушного прикрытия операции «Лавина» — высадки союзников в Салерно . Готовясь к этой миссии, корабль высадил все свои Swordfish, за исключением небольшого отряда из трех человек из 818-й эскадрильи для самообороны и Sea Hurricanes из 800-й эскадрильи. На смену им пришли «Сифайры» 809- й и 897-й эскадрилий . В каждой из эскадрилий Seafire было по 10 самолетов, всего 33. [ 21 ] Unicorn присоединился к эскортным авианосцам Force V в августе в Гибралтаре, прежде чем они двинулись в Центральное Средиземноморье для интенсивной подготовки перед началом высадки десанта 9 сентября. [ 22 ]
Корабельные «Сифайры» совершили 75 боевых вылетов в первый день боевых действий и 60 — 10 сентября, но «Сифайр» не очень подходил для посадки авианосцев в условиях слабого ветра, и многие из них были повреждены в результате аварий при приземлении. 11 сентября было совершено 44 боевых вылета, а 12 сентября — только 18, хотя Юникорн механикам за предыдущую ночь удалось отремонтировать десять «Сифайров». Нехватка истребителей во время операции стала настолько острой, что истребители авианосцев «Илластриус» и «Грозный» , предназначенные для обеспечения дальнего прикрытия от попыток итальянского флота помешать вторжению, выдвинулись вперед к «Юникорну» , чтобы обеспечить прикрытие с воздуха высадки. [ 23 ] К 12 сентября ситуация улучшилась, и 887-я эскадрилья смогла перевезти шесть «Сифайров» на временный аэродром на берегу. [ 21 ]
Корабль вернулся в Великобританию 20 сентября с полной загрузкой поврежденных самолетов Seafire, а также собственных самолетов, которые были выгружены в Глазго для ремонта. После этого строители переоборудовали его и переконфигурировали для выполнения предназначенной ему роли авиаремонтного корабля. [ 24 ]
На Дальнем Востоке
[ редактировать ]
В конце декабря 1943 года «Юникорн» присоединился к «Илластриусу» , крейсеру «Слава» линейному и линкорам «Куин Элизабет» и «Валиант» , другим подкреплениям Восточного флота. [ 25 ] В то время на борту находились только четыре Swordfish из 818-й эскадрильи. [ 26 ] Корабль доставил партию самолетов на авиабазу Королевского военно-морского флота Кочин , Индия, 27 января 1944 года, а затем прибыл в Тринкомали , Цейлон , 2 февраля. Помимо ремонтных работ, корабль часто использовался для тренировок по высадке на палубу. В мае ей провели краткий ремонт в Бомбее . [ 25 ] 23 августа 818-я эскадрилья была переведена в Ателинг , а затем расформирована. 7 ноября 817-я эскадрилья поднялась на борт для обеспечения противолодочной защиты с помощью своих Fairey Barracudas. [ 27 ] как Юникорн был отправлен в Дурбан , Южная Африка. Там ее должны были модифицировать с отдельными мастерскими и дополнительным оборудованием для размещения американских двигателей, в которых использовалась другая резьба и электрооборудование. [ 28 ]
В том же месяце Unicorn была переведена в состав недавно сформированного БНФ. Она покинула Дурбан 1 января 1945 года и прибыла в Коломбо , Цейлон, где проводила тренировку по приземлению на палубу для пилотов, впервые поступивших в BPF. Позже в том же месяце корабль загрузил 82 самолета и 120 двигателей для транспортировки в Австралию, опустошив имеющиеся запасы Восточного флота, и 29 января отправился в Сидней. Юникорн прибыла 12 февраля и высадила хранившийся на борту самолет. 28 февраля она отплыла на остров Манус на островах Адмиралтейства, чтобы поддержать подготовку БНФ перед началом операции «Айсберг» . Корабль прибыл в залив Сан-Педро, Филиппины , 27 марта и должен был служить промежуточной базой пополнения запасов БНФ во время поддержки операции «Айсберг». [ 29 ]
БНФ было поручено атаковать японские аэродромы на островах Сакисима и Формоза до и во время ранних этапов вторжения на Окинаву. В это время Unicorn в основном занималась подготовкой самолетов к передаче оперативным эскадрильям на борту авианосцев. [ 30 ] вместо того, чтобы ремонтировать их, но в марте – мае 1945 года она отремонтировала, модифицировала или обслужила 105 самолетов. Корабль отплыл в Австралию 22 мая и прибыл в Сидней 1 июня. 6 июня он отплыл в Брисбен, чтобы очистить днище на верфи Кэрнкросс и загрузить новые самолеты на замену. Unicorn прибыл в Манус 22 июля для подготовки к операциям у берегов Японии . Она все еще была там, когда Япония капитулировала 15 августа. После капитуляции корабль начал переправлять самолеты, оборудование и людей обратно в Австралию, и эта задача завершилась 6 ноября, когда он прибыл в Сидней. «Юникорн» отправился домой в декабре 1945 года и прибыл в Плимут в январе 1946 года. Он был выведен из эксплуатации и переведен в резерв. [ 31 ]
Пост-был
[ редактировать ]
В 1949 году «Юникорн» был возобновлен для службы на Дальнем Востоке для поддержки авианосца «Триумф» . Она отплыла из HMNB Девонпорта 22 сентября с грузом Seafires и Fireflies . Когда в июне 1950 года разразилась Корейская война , корабль выгружал самолеты, оборудование и обслуживающий персонал на авиабазе Королевских ВВС Сембаванг в Сингапуре, готовясь вернуться домой, а затем уйти в резерв. Адмиралтейство приказало использовать его в качестве авианосца для пополнения запасов самолетов и снабжения авианосцев Королевского флота и Содружества, действующих в корейских водах. Unicorn покинул Сингапур 11 июля и прибыл в Сасебо , Япония, 20 июля и передал Triumph семь Seafires и пять Fireflies . В августе корабль переправил 1-й батальон Миддлсексского полка и штаб 27-й бригады из Гонконга в Пусан , прибыв туда 29 августа. Она доставила припасы в Сасебо, а затем вернулась в Сингапур, чтобы начать ремонт. [ 32 ]
Юникорн возобновила свои обязанности в декабре, имея на борту около 400 военнослужащих в дополнение к обычным самолетам, припасам и оборудованию. Пилоты использовали его для тренировок по приземлению на палубу в пути. В марте она переправила реактивные истребители Gloster Meteor из 77-й эскадрильи RAAF в Ивакуни , Япония. Корабль оставался там в течение следующих трех месяцев, чтобы его можно было использовать в качестве жилого корабля . После этого Юникорн возобновила свою роль паромного перевозчика. Проходя проливом Симоносеки 2 октября, он разрушил воздушные кабели электропередачи, протянувшиеся между Хонсю и Кюсю, поскольку из-за сильного снегопада они провисали ниже обычного. 21 ноября «Юникорн» и авианосец « Уорриор» обменялись экипажами в Сингапуре, и вскоре после этого корабль начал ремонт. После завершения ремонта 20 января 1952 года она вернулась к своим переправочным обязанностям. [ 33 ] В апреле он был «принят на вооружение» Миддлсексского полка (возможно, одного из трех кораблей, удостоенных чести армейского полка). [ 34 ] Во время операций Ocean в июле корабль выступал в качестве запасной кабины экипажа, позволяя поврежденным самолетам приземлиться, не мешая ударным операциям. Она вернулась в Сингапур 27 июля, чтобы загрузить дополнительные самолеты на замену, включая «Метеоры», и 9 августа отплыла в Японию. В сентябре Unicorn одолжила четыре Ocean компании истребителя Hawker Sea Fury для боевого воздушного патрулирования флота, в то время как последний корабль проводил ударные операции. В октябре он был пришвартован для технического обслуживания и отправился на борт Первого морского лорда адмирала Родерика МакГригора и главнокомандующего Дальневосточной станции для поездки по силам Содружества в Японии. В какой-то момент «Юникорн» стал единственным авианосцем в истории, который проводил береговую бомбардировку во время войны, когда он задействовал северокорейских береговых наблюдателей в районе мыса Чопекки. [ 35 ]
Корабль вернулся в Сингапур для очередного ремонта 15 декабря и не покидал Сингапур до 17 июля 1953 года. 26 июля по пути в Японию «Юникорн» получил сигнал бедствия от SS Inchkilda к югу от региона Уцю в Тайваньском проливе , в котором говорилось, что она подверглась нападению пиратов — 3 канонерских лодок Китайской Республики Антикоммунистической армии национального спасения (АКНСА) . [ 36 ] [ 37 ] Авианосец на высокой скорости приблизился к позиции грузового судна, и пираты покинули свой приз, когда «Юникорн» облетел грузовое судно со всеми орудиями на расстоянии менее 3000 ярдов (2700 м). Соглашение о перемирии в Корее вступило в силу на следующий день, но корабль сопровождал Оушена в двух патрулях 30 июля и 25–29 августа для контроля за соблюдением Северной Кореей условий перемирия. Она отплыла домой 15 октября и прибыла в Девонпорт 17 ноября, где вернулась в резерв. [ 38 ]
Утилизация
[ редактировать ]В 1951 году «Юникорн» рассматривался для модернизации, чтобы сделать его способным эксплуатировать современные, более тяжелые реактивные самолеты. Это потребовало бы установки паровой катапульты , усиления ее кабины экипажа для обслуживания более тяжелых самолетов, а также перемещения и увеличения ее передней подъемной силы, чтобы освободить место для новой катапульты и более крупных самолетов. новый кран Для обслуживания более тяжелого самолета также потребовался бы . Директор Военно-морского строительства предложил объединить оба ее ангара в один, чтобы устранить проблемы с высотой ангара, но это предложение было отклонено из-за чрезмерной стоимости. Эта реконструкция должна была начаться в июле 1954 года, но вся схема была отменена в ноябре 1952 года, поскольку обеспечить существующие авианосцы наклонными полетными палубами . гораздо важнее было [ 39 ]
В июне 1953 года Unicorn был переименован в паромный перевозчик. [ 40 ] Корабль был переведен в расширенный резерв в марте 1957 года и внесен в список утилизации в 1958 году. «Юникорн» был продан на металлолом в июне 1959 года и прибыл в Далмюр 15 июня, чтобы начать процесс. Ее корпус был разбит в Труне в 1960 году. [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название «Юникорн» уже использовалось на деревянном фрегате «Юникорн» , построенном в 1824 году, который использовался в качестве бурового корабля в Данди , Шотландия. Название фрегата было изменено на Unicorn II в феврале 1939 года, а затем на HMS Cressy 20 ноября 1941 года. Фрегат вернул себе первоначальное имя 14 июля 1959 года после того, как авианосец был списан. [ 17 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б МакКласки, с. 147
- ^ Хоббс 2007, стр. 58–59.
- ^ Фридман, с. 172
- ^ Хоббс 2007, с. 41
- ^ Фридман, стр. 237, 239.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лентон, с. 106
- ^ Jump up to: а б с Браун 1984, с. 23
- ^ Форд, с. 416
- ^ Фридман, с. 367
- ^ Jump up to: а б Шено, с. 21
- ^ Хоббс, с. 43
- ^ Кэмпбелл, с. 56
- ^ Кэмпбелл, стр. 71–74.
- ^ Кэмпбелл, стр. 75–76.
- ^ Хауз, с. 169
- ^ Хоббс, с. 44
- ^ Колледж, с. 365
- ^ Стуртивант, стр. 238, 258, 370.
- ^ Хоббс 2007, с. 45
- ^ Стуртивант, стр. 157–58, 370.
- ^ Jump up to: а б Браун, JD, с. 65
- ^ Хоббс 2007, стр. 45–46.
- ^ Хоббс 2007, стр. 46–47.
- ^ Хоббс 2007, с. 47
- ^ Jump up to: а б Хоббс 2007, с. 48
- ^ Стертивант, с. 238
- ^ Стуртивант, стр. 236, 238.
- ^ Хоббс 2007, стр. 48, 52.
- ^ Хоббс 2007, стр. 52–53.
- ^ Хоббс 2011, с. 165
- ^ Хоббс 2007, стр. 38, 54–55.
- ^ Хоббс 2007, стр. 55–57.
- ^ Хоббс 2007, стр. 57–59, 61.
- ^ Хоббс 2007, с. 61
- ^ Хоббс 2007, стр. 58–59, 61.
- ^ Линь Хун-и (2009). «Глава 4, 1953–1960» (PDF) . Блокада материкового побережья Китая - политика Китайской Республики в Гуаньби , 1949-1960 гг. (Диссертация доктора медицинских наук) (на китайском языке (Тайвань)). Национальный университет Чэнчи .
- ^ С. Свиггам (1999). «Королевская компания по отправке посылок 1888-1967» . Список кораблей.
- ^ Хоббс 2007, стр. 62–63.
- ^ Фридман, с. 314
- ^ Блэкман 1953, с. 20.
- ^ Хоббс 2007, с. 64
Ссылки
[ редактировать ]- Ачинелли, Роберт (23 января 1996 г.). Кризис и обязательства: политика США в отношении Тайваня, 1950-1955 гг . Журнал американской истории . ISBN 0807822590 .
- Браун, ДК (1984). «HMS Unicorn: Развитие конструкции 1937–39». В сером, Рэндал (ред.). Военный корабль VIII . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 19–24. ISBN 0-85177-354-0 .
- Блэкман, Раймонд В.Б. (ред.). Боевые корабли Джейн 1953–54 . Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill.
- Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Форд, Роджер; Гиббонс, Тони; Хьюсон, Роб; Джексон, Боб; Росс, Дэвид (2001). Энциклопедия кораблей . Лондон: Янтарные книги. ISBN 978-1-905704-43-9 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Гарвер, Джон В. (30 апреля 1997 г.). Китайско-американский альянс, националистический Китай и американская стратегия холодной войны в Азии . ME Sharpe, Inc. Армонк: ISBN 9780765600530 .
- Хоббс, Дэвид (2007). Передвижные базы: авианосцы Королевского флота и MONAB . Лискирд, Корнуолл, Великобритания: Морские книги. ISBN 978-1-904459-30-9 .
- Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная группа Королевского флота . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-044-3 .
- Хауз, Дерек (1993). Радар на море: Королевский флот во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-704-Х .
- Лентон, ХТ (1998). Военные корабли Великобритании и стран Содружества времен Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- МакКласки, Том (2013). Взлет и падение Харланда и Вольфа . Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-8861-5 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]