Jump to content

Моторный торпедный катер

МТБ 102 — опытный образец, участвовавший во Второй мировой войне. Во время эвакуации из Дюнкерка он выполнял роль временного флагмана.
Израильское формирование МТБ, ок. 1967 год

Моторный миноносец — быстрый миноносец , особенно середины 20 века. Двигатель авиационных двигателей или их производных, что отличало в обозначении первоначально относился к использованию ими бензиновых двигателей, обычно морских их от других военно-морских кораблей той эпохи, включая другие торпедные катера, которые использовали паровые турбины или поршневые паровые двигатели . Позже появились дизельные торпедные катера, которые в свою очередь или задним числом стали называть «моторными торпедными катерами» из-за их двигателей внутреннего сгорания , в отличие от поршневых или турбинных силовых установок с паровым приводом.

Хотя другие военно-морские силы построили аналогичные суда с бензиновым двигателем, конкретное обозначение «моторный торпедный катер», сокращенно «MTB», обычно используется для кораблей Королевского флота (RN) и Королевского военно-морского флота Канады катеров .

Во время Второй мировой войны ВМС США построили несколько классов морских V-12 с двигателем ПТ-катеров , классификационный индекс корпуса которых «ПТ» означал «патрульный, торпедный», но которые были сгруппированы в эскадрильи моторных торпедных катеров. [1] Немецкие дизельные торпедные катера времен Второй мировой войны назывались S-boote ( Schnellboote , «быстрые катера») у Кригсмарине и « E-лодки » у союзников. Эти большие корабли (общей длиной более 100 футов ) в то время не были известны как моторные торпедные катера, но позже некоторые были сгруппированы с ними. Итальянские МТБ того периода были известны как Motoscafo Armato Silurante катера MAS », моторные лодки с торпедным вооружением). Французские МТБ были известны как vedettes lance torpilles («быстрые торпедные катера»). Советские МТБ были известны как торпедные катеры ( торпедные катеры ; «торпедные катера», часто сокращаемые как ТКА ). Румынские МТБ были известны как vedete torpiloare («быстроходные торпедные катера»).

Роль моторного торпедного катера в современных военно-морских силах перешла к быстроходным ударным кораблям .

МТБ в Средиземноморье, февраль 1945 г.

Торпедные катера были разработаны для задач, которые по-разному включали высокую скорость, работу в ночное время, засаду на низкой скорости и маневренность, позволяющую им подобраться достаточно близко для запуска торпед по кораблям противника. Не имея значительной брони, лодки полагались на внезапность и маневренность на высокой скорости, чтобы избежать попадания под огонь более крупных кораблей.

Королевский флот начал разработку особенно небольших, маневренных и быстрых торпедных катеров с бензиновым двигателем в начале 20 века, незадолго до начала Первой мировой войны . Известные как прибрежные моторные лодки , они весили всего около 15 длинных тонн (15 т). К ним присоединились Италии ВМС катера MAS водоизмещением 20–30 тонн (20–30 т). MAS 15 был единственным в истории моторным торпедным катером, потопившим линкор, австро-венгерское судно «Сент Иштван» в 1918 году. Во время Второй мировой войны Великобритания использовала различные моторные катера (МЛ), моторные торпедные катера (МТБ), моторные катера. канонерские лодки (МГБ) и моторные противолодочные катера (МАСБ), которые находились на вооружении Береговых войск . Лодкой аналогичного размера, игравшей другую роль во Второй мировой войне, был BPB длиной 63 фута (19 м), высокоскоростной катер который использовался ВВС Великобритании для спасательных операций в воздухе и на море. [2] МТБ с дизельными двигателями поступили в Королевский флот вместе с классов Dark и Gay быстроходными патрульными катерами в 1954 году. Последними МТБ в Королевском флоте были два быстроходных патрульных катера класса Brave 1958 года, способные развивать скорость 50 узлов (93 км/ч). час).

Технические характеристики

[ редактировать ]

Многие лодки получили обозначение МТБ. Были приняты и построены различные конструкции. Например, в 1930 году был показан тип длиной 55 футов (17 м), способный развивать скорость 40 узлов (46 миль в час; 74 км / ч). [3]

Британские МТБ

[ редактировать ]

Ниже приводится неполный список британских торпедных катеров:

Воспер "Частное судно"

[ редактировать ]

Командующий Питер Дю Кане CBE , управляющий директор Vosper Ltd , спроектировал моторный торпедный катер как частное предприятие в 1936 году. Он был построен и спущен на воду в 1937 году. Судно было куплено Адмиралтейством и принято на вооружение Королевского флота как MTB. 102.

  • Длина: 68 футов (21 м)
  • Ширина: 19 футов 9 дюймов (6,02 м)
  • Осадка: 3 фута 9 дюймов (1,14 м),

Установленная силовая установка из трёх Isotta Fraschini Asso V-18. [4] 57-литровые бензиновые двигатели мощностью 3300 л.с. (2500 кВт), что давало ей скорость 48 узлов (55 миль в час; 89 км/ч) на легком ходу и 43 узла (49 миль в час; 80 км/ч) при полной нагрузке.

  • Экипаж: 2 офицера, 10 человек.

Вооружение — два торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) ; глубинные бомбы, пулеметы и 20-мм «Эрликон» На ней были опробованы .

MTB 102 был самым быстрым британским военным кораблем, находившимся на вооружении. В 1940 году она находилась в Дюнкерке для эвакуации британских и французских войск , где служила флагманом контр-адмирала Фредерика Уэйк-Уокера после эсминца HMS Keith потопления . На ней находились Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр, когда они проверяли флот перед вторжением в Нормандию в 1944 году.

Британская моторная лодка 60 футов MTB

[ редактировать ]

Они были основаны на ) British Power Boat Company Type Two 63-футовом HSL ( высокоскоростном катере , первоначально разработанном для Королевских ВВС для спасательных операций в воздухе и на море, но уменьшенном до 60 футов (18 м) в длину. Они могли нести две 18-дюймовые (457-мм) торпеды и развивать максимальную скорость 33 узла (38 миль в час; 61 км/ч). [5] Королевский флот заказал свой первый корабль (из 18) в 1936 году. [6] Они поступили на вооружение под номерами МТБ с 1 по 12 и с 14 по 19. В первые дни войны на них были нарисованы разные номера, а фотографии были распространены среди прессы, чтобы создать впечатление, что у Королевского флота было больше, чем на самом деле. была отправлена ​​фотография В американский ежемесячный журнал Popular Science с номером двадцать три. [7]

Британская моторная лодка 72 фута MTB

[ редактировать ]

Первоначально заказан как МГБ в 1941 году; с 1942 года они были переоборудованы в МТБ (412-418, 430-432 и 534-500) путем добавления двух 18-дюймовых орудий и 6-фунтовой пушки. Несмотря на то, что после переоборудования они стали на 10 тонн тяжелее, они все равно развивали скорость 39 узлов. [8]

Воспер 45 футов MTB

[ редактировать ]

Построенные как частное предприятие, 45-футовые MTB представляли собой уменьшенную версию более крупной конструкции Vosper и предназначались для перевозки на более крупных судах. Как МТБ 104–107, они были приняты на вооружение Адмиралтейства, но оказались неудовлетворительными мореходными качествами и не использовались в бою. [9]

Воспер 70 футов MTB

[ редактировать ]

Хотя компания Vosper производила лодки различной длины для Королевского флота, лодка «70 футов» производилась с 1940 года. Конструкция выпускалась с модификациями как MTB 31-40, 57-66, 73-98, 222-245 и 347-. 362.

Используя три судовых двигателя Packard V1-12 , они развивали скорость около 37 узлов (43 миль в час; 69 км/ч). Ранние модели несли два 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата , спаренные 0,50-дюймовые (13-мм) пулеметы в «контейнере» за мостиком и два 0,303-дюймовых (7,7-мм) пулемета. [10] Они также могли нести четыре глубинные бомбы .

Vosper 70 также использовался в других военно-морских силах, например, в румынском , который приобрел три в 1939 году, причем NMS Viscolul был головным кораблем этого класса.

Воспер 73 фута (Тип I и Тип II)

[ редактировать ]

Между 1943 и 1945 годами «Воспер 73 фута» появилась конструкция ; это был тип с ровной палубой и небольшим наклоном вперед, полностью без низкого бака и зубчатой ​​формы, как у большинства «70-футовых» типов. Тип II отличался от Типа I тем, что нес более тяжелое артиллерийское вооружение за счет двух торпедных аппаратов. Лодки, изготовленные по этой конструкции, носили вымпельные номера МТБ 380–395 и МТБ 523–537. Тип II не поступил на вооружение до конца войны, но использовался после войны. [11]

Тип I
Тип II
  • Длина 73 фута (22 м)
  • Двигатель 4200 л.с.
  • Скорость 40 узлов (74 км/ч)
  • Дальность полета 480 миль (890 км) при скорости 20 узлов (37 км/ч)
  • Водоизмещение 49 т
  • Вооружение
    • Две 18-дюймовые (457-мм) торпеды
    • 57-мм 6-фунтовая пушка QF Mark IIA на механизированной установке [12]
    • Спаренная 20-мм пушка Oerlikon на корме
    • Два пистолета Льюиса калибра 0,303 [13]
  • Экипаж 13

Торникрофт 75 футов MTB

[ редактировать ]

Первые два (MTB 24, 25) на самом деле представляли собой 74-футовые прототипы конструкции, заказанной в 1938 году. Оснащенные тремя двигателями Isotti-Franschini, они могли развивать скорость до 37 узлов. Более поздние модели, MTB 49–56, имели четыре двигателя Thornycroft RY12, но были слишком медленными для эксплуатации. [14]

JS White 75 футов MTB

[ редактировать ]

Это развитие конструкции Воспера, которое Уайт строил по субподряду. После постройки перешел ВМС Польши как S5-S10.Вооружен двумя 18-дюймовыми торпедами, 6-фунтовой пушкой в ​​носовой части, спаренной 20-мм пушкой Oerlikon в корме и двумя спаренными пулеметными установками калибра .303. [15]

Фэрмайл Д МТБ

[ редактировать ]

Fairmile D был очень большим британским МТБ, разработанным Биллом Холтом и разработанным Fairmile Marine для Королевского флота. Названные «Лодки-собаки», они были разработаны для борьбы с известными преимуществами немецких электронных лодок перед предыдущими конструкциями британских прибрежных судов. Fairmile D был больше, чем более ранние конструкции MTB или моторно-артиллерийских лодок (MGB), приводился в движение четырьмя 12-цилиндровыми бензиновыми двигателями Packard с наддувом мощностью 1250 лошадиных сил и мог развивать скорость 29 узлов (54 км / ч; 33 мили в час) при полной нагрузке. Лодка перевозила 5200 галлонов 100-октанового топлива на дальность полета при максимальной непрерывной скорости 506 морских миль. Вооружение варьировалось в зависимости от роли, но могло включать четыре 18-дюймовые или две 21-дюймовые торпеды, 6-фунтовые и 2-фунтовые орудия, «Эрликоны», несколько пулеметов и глубинные бомбы. [16]

Канадские МТБ

[ редактировать ]
МТБ-460 Королевского военно-морского флота Канады

Эти лодки были разработаны Хьюбертом Скоттом-Пейном для канадской компании Power Boat Company и использовались Королевского военно-морского флота Канады 29-й флотилией МТБ . Первоначально спроектированные как моторно-артиллерийские катера (МГБ) с 6-фунтовой пушкой (57 мм, 2,24 дюйма) для поражения малых судов противника, они были переименованы в МТБ.

Скотт-Пейн типа G 70-футовая лодка

  • Производитель: British Power Boats, Hythe
  • Водоизмещение: 55 тонн.
  • Общая длина: 72 фута 6 дюймов (21 м)
  • Ширина: 20 футов 7 дюймов (6,3 м)
  • Осадка: 5 футов 8 дюймов (1,7 м)
  • Максимальная скорость: 38–41 узлов (44–47 миль в час; 70–76 км / ч) (новый)
  • Вооружение:
  • Силовая установка – три Rolls-Royce или Packard 14M. двигателя V-12 с наддувом
    три вала
  • Мощность – всего 3750 л.с.
  • Дальность - радиус действия 140 миль (260 км) на скорости 25 узлов (29 миль в час; 46 км / ч) [17]

Послевоенное использование

[ редактировать ]
MTB 71 в бассейне № 1, верфь Портсмута

После окончания Второй мировой войны ряд судов Королевского флота были разобраны и проданы для использования в качестве плавучих домов. В их число входили как МГБ, так и МТБ. Многие из них были пришвартованы в морских местах, таких как Чичестерский канал ( MTB 71 , сейчас восстановлен и выставлен в Королевском военно-морском музее в Госпорте). [18] [19] ), [20] Лэнгстон-Харбор , Литтлхэмптон , Хейлинг-Айленд и Вуттон-Крик , хотя большинство из этих мест сейчас исчезло. [ нужна ссылка ] Другие плавучие дома MTB можно найти в Шорхэм-бай-Си (Западный Суссекс), Кобден-Бридж (Саутгемптон) и Бембридже (остров Уайт). [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «ПЕРВАЯ Эскадрилья моторных торпед, отчет об атаке на Перл-Харбор , командование военно-морской истории и наследия» . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
  2. ^ Канвелл, Дайан; Сазерленд, Джон (2013). Спасательная авиация Королевских ВВС на море 1918–1986 гг . Авиация «Перо и меч». п. 196. ИСБН  978-1-4738-1744-9 .
  3. ^ «Маленький торпедный катер развивает скорость в сорок узлов», Popular Science , апрель 1930 г., стр. 38.
  4. ^ Констам 2003 , стр. 22.
  5. ^ Харвич и Доверкур
  6. ^ Конст стр.6
  7. ^ "Быстрые москитные лодки помогают британскому флоту", научно-популярный журнал , декабрь 1939 г.
  8. ^ Конст стр.9
  9. ^ Постоянство стр. 8
  10. ^ Конст стр. 15
  11. ^ Конст стр. 15
  12. ^ Вариант автоматического заряжания 6-фунтовой противотанковой пушки.
  13. ^ Конст стр. 14
  14. ^ Постоянство стр. 8-9
  15. ^ Конст стр. 16
  16. ^ Конст стр. 17
  17. ^ «Военно-морской музей Манитобы - канадская военно-морская история» . www.naval-museum.mb.ca . Архивировано из оригинала 23 мая 2018 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
  18. ^ Шут, Джо (3 октября 2021 г.). «Познакомьтесь с последним из британских береговых защитников, который был пилотом «Спитфайров моря» » . Телеграф . Проверено 27 мая 2023 г.
  19. ^ «Национальные исторические корабли Великобритании: MTB 71» . Проверено 27 мая 2023 г.
  20. ^ «Крайняя история Олдриджа: MTB 71» . Проверено 27 мая 2023 г.
  21. ^ Саймонс, Филип; Холл, Ник (2006). На пенсии на реке, Краткая история плавучих домов в Шорхэме (3-е изд.). Всемирное общество кораблей, Группа малых судов. п. 3.
  • Констам, Ангус (2003), британский моторный торпедный катер 1939–45 , Osprey Publishing, ISBN  978-1-84176-500-6
  • Ленгерер, Ганс (2007). «Моторные торпедные катера Императорского флота Японии, часть II». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 345–358. ISSN   0043-0374 .
  • Лодки-собаки на войне: история действий моторных торпедных катеров и моторных канонерских лодок Fairmile класса D Королевского флота в 1939–1945 годах , Л. К. Рейнольдс и Лорд Льюин, Sutton Pubns Inc, 2000, ISBN   978-0-7509-2454-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2962c895d22179cb9ea0e957c867a1a2__1721048820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/a2/2962c895d22179cb9ea0e957c867a1a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Motor torpedo boat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)