Моторный торпедный катер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2013 г. ) |
Моторный миноносец — быстрый миноносец , особенно середины 20 века. Двигатель авиационных двигателей или их производных, что отличало в обозначении первоначально относился к использованию ими бензиновых двигателей, обычно морских их от других военно-морских кораблей той эпохи, включая другие торпедные катера, которые использовали паровые турбины или поршневые паровые двигатели . Позже появились дизельные торпедные катера, которые в свою очередь или задним числом стали называть «моторными торпедными катерами» из-за их двигателей внутреннего сгорания , в отличие от поршневых или турбинных силовых установок с паровым приводом.
Хотя другие военно-морские силы построили аналогичные суда с бензиновым двигателем, конкретное обозначение «моторный торпедный катер», сокращенно «MTB», обычно используется для кораблей Королевского флота (RN) и Королевского военно-морского флота Канады катеров .
Во время Второй мировой войны ВМС США построили несколько классов морских V-12 с двигателем ПТ-катеров , классификационный индекс корпуса которых «ПТ» означал «патрульный, торпедный», но которые были сгруппированы в эскадрильи моторных торпедных катеров. [1] Немецкие дизельные торпедные катера времен Второй мировой войны назывались S-boote ( Schnellboote , «быстрые катера») у Кригсмарине и « E-лодки » у союзников. Эти большие корабли (общей длиной более 100 футов ) в то время не были известны как моторные торпедные катера, но позже некоторые были сгруппированы с ними. Итальянские МТБ того периода были известны как Motoscafo Armato Silurante (« катера MAS », моторные лодки с торпедным вооружением). Французские МТБ были известны как vedettes lance torpilles («быстрые торпедные катера»). Советские МТБ были известны как торпедные катеры ( торпедные катеры ; «торпедные катера», часто сокращаемые как ТКА ). Румынские МТБ были известны как vedete torpiloare («быстроходные торпедные катера»).
Роль моторного торпедного катера в современных военно-морских силах перешла к быстроходным ударным кораблям .
История
[ редактировать ]Торпедные катера были разработаны для задач, которые по-разному включали высокую скорость, работу в ночное время, засаду на низкой скорости и маневренность, позволяющую им подобраться достаточно близко для запуска торпед по кораблям противника. Не имея значительной брони, лодки полагались на внезапность и маневренность на высокой скорости, чтобы избежать попадания под огонь более крупных кораблей.
Королевский флот начал разработку особенно небольших, маневренных и быстрых торпедных катеров с бензиновым двигателем в начале 20 века, незадолго до начала Первой мировой войны . Известные как прибрежные моторные лодки , они весили всего около 15 длинных тонн (15 т). К ним присоединились Италии ВМС катера MAS водоизмещением 20–30 тонн (20–30 т). MAS 15 был единственным в истории моторным торпедным катером, потопившим линкор, австро-венгерское судно «Сент Иштван» в 1918 году. Во время Второй мировой войны Великобритания использовала различные моторные катера (МЛ), моторные торпедные катера (МТБ), моторные катера. канонерские лодки (МГБ) и моторные противолодочные катера (МАСБ), которые находились на вооружении Береговых войск . Лодкой аналогичного размера, игравшей другую роль во Второй мировой войне, был BPB длиной 63 фута (19 м), высокоскоростной катер который использовался ВВС Великобритании для спасательных операций в воздухе и на море. [2] МТБ с дизельными двигателями поступили в Королевский флот вместе с классов Dark и Gay быстроходными патрульными катерами в 1954 году. Последними МТБ в Королевском флоте были два быстроходных патрульных катера класса Brave 1958 года, способные развивать скорость 50 узлов (93 км/ч). час).
Технические характеристики
[ редактировать ]Многие лодки получили обозначение МТБ. Были приняты и построены различные конструкции. Например, в 1930 году был показан тип длиной 55 футов (17 м), способный развивать скорость 40 узлов (46 миль в час; 74 км / ч). [3]
Британские МТБ
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список британских торпедных катеров:
Воспер "Частное судно"
[ редактировать ]Командующий Питер Дю Кане CBE , управляющий директор Vosper Ltd , спроектировал моторный торпедный катер как частное предприятие в 1936 году. Он был построен и спущен на воду в 1937 году. Судно было куплено Адмиралтейством и принято на вооружение Королевского флота как MTB. 102.
- Длина: 68 футов (21 м)
- Ширина: 19 футов 9 дюймов (6,02 м)
- Осадка: 3 фута 9 дюймов (1,14 м),
Установленная силовая установка из трёх Isotta Fraschini Asso V-18. [4] 57-литровые бензиновые двигатели мощностью 3300 л.с. (2500 кВт), что давало ей скорость 48 узлов (55 миль в час; 89 км/ч) на легком ходу и 43 узла (49 миль в час; 80 км/ч) при полной нагрузке.
- Экипаж: 2 офицера, 10 человек.
Вооружение — два торпедных аппарата диаметром 21 дюйм (533 мм) ; глубинные бомбы, пулеметы и 20-мм «Эрликон» На ней были опробованы .
MTB 102 был самым быстрым британским военным кораблем, находившимся на вооружении. В 1940 году она находилась в Дюнкерке для эвакуации британских и французских войск , где служила флагманом контр-адмирала Фредерика Уэйк-Уокера после эсминца HMS Keith потопления . На ней находились Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр, когда они проверяли флот перед вторжением в Нормандию в 1944 году.
Британская моторная лодка 60 футов MTB
[ редактировать ]Они были основаны на ) British Power Boat Company Type Two 63-футовом HSL ( высокоскоростном катере , первоначально разработанном для Королевских ВВС для спасательных операций в воздухе и на море, но уменьшенном до 60 футов (18 м) в длину. Они могли нести две 18-дюймовые (457-мм) торпеды и развивать максимальную скорость 33 узла (38 миль в час; 61 км/ч). [5] Королевский флот заказал свой первый корабль (из 18) в 1936 году. [6] Они поступили на вооружение под номерами МТБ с 1 по 12 и с 14 по 19. В первые дни войны на них были нарисованы разные номера, а фотографии были распространены среди прессы, чтобы создать впечатление, что у Королевского флота было больше, чем на самом деле. была отправлена фотография В американский ежемесячный журнал Popular Science с номером двадцать три. [7]
Британская моторная лодка 72 фута MTB
[ редактировать ]Первоначально заказан как МГБ в 1941 году; с 1942 года они были переоборудованы в МТБ (412-418, 430-432 и 534-500) путем добавления двух 18-дюймовых орудий и 6-фунтовой пушки. Несмотря на то, что после переоборудования они стали на 10 тонн тяжелее, они все равно развивали скорость 39 узлов. [8]
Воспер 45 футов MTB
[ редактировать ]Построенные как частное предприятие, 45-футовые MTB представляли собой уменьшенную версию более крупной конструкции Vosper и предназначались для перевозки на более крупных судах. Как МТБ 104–107, они были приняты на вооружение Адмиралтейства, но оказались неудовлетворительными мореходными качествами и не использовались в бою. [9]
Воспер 70 футов MTB
[ редактировать ]Хотя компания Vosper производила лодки различной длины для Королевского флота, лодка «70 футов» производилась с 1940 года. Конструкция выпускалась с модификациями как MTB 31-40, 57-66, 73-98, 222-245 и 347-. 362.
Используя три судовых двигателя Packard V1-12 , они развивали скорость около 37 узлов (43 миль в час; 69 км/ч). Ранние модели несли два 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата , спаренные 0,50-дюймовые (13-мм) пулеметы в «контейнере» за мостиком и два 0,303-дюймовых (7,7-мм) пулемета. [10] Они также могли нести четыре глубинные бомбы .
Vosper 70 также использовался в других военно-морских силах, например, в румынском , который приобрел три в 1939 году, причем NMS Viscolul был головным кораблем этого класса.
Воспер 73 фута (Тип I и Тип II)
[ редактировать ]Между 1943 и 1945 годами «Воспер 73 фута» появилась конструкция ; это был тип с ровной палубой и небольшим наклоном вперед, полностью без низкого бака и зубчатой формы, как у большинства «70-футовых» типов. Тип II отличался от Типа I тем, что нес более тяжелое артиллерийское вооружение за счет двух торпедных аппаратов. Лодки, изготовленные по этой конструкции, носили вымпельные номера МТБ 380–395 и МТБ 523–537. Тип II не поступил на вооружение до конца войны, но использовался после войны. [11]
- Тип I
- Длина: 73 фута (22 м)
- Двигатель: 3 двигателя Packard 4M V12 общей мощностью 4200 л.с.
- Скорость: 40 узлов (74 км/ч)
- Дальность: 470 миль (870 км) при 20 узлах (37 км/ч)
- Водоизмещение: 47 т.
- Вооружение:
- Четыре 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппарата
- 20-мм пушка Эрликон
- Два 0,303 дюйма пулемета Vickers K калибра (опционально два пулемета Vickers калибра .50 )
- Экипаж: 13 человек
- Тип II
- Длина 73 фута (22 м)
- Двигатель 4200 л.с.
- Скорость 40 узлов (74 км/ч)
- Дальность полета 480 миль (890 км) при скорости 20 узлов (37 км/ч)
- Водоизмещение 49 т
- Вооружение
- Две 18-дюймовые (457-мм) торпеды
- 57-мм 6-фунтовая пушка QF Mark IIA на механизированной установке [12]
- Спаренная 20-мм пушка Oerlikon на корме
- Два пистолета Льюиса калибра 0,303 [13]
- Экипаж 13
Торникрофт 75 футов MTB
[ редактировать ]Первые два (MTB 24, 25) на самом деле представляли собой 74-футовые прототипы конструкции, заказанной в 1938 году. Оснащенные тремя двигателями Isotti-Franschini, они могли развивать скорость до 37 узлов. Более поздние модели, MTB 49–56, имели четыре двигателя Thornycroft RY12, но были слишком медленными для эксплуатации. [14]
JS White 75 футов MTB
[ редактировать ]Это развитие конструкции Воспера, которое Уайт строил по субподряду. После постройки перешел ВМС Польши как S5-S10.Вооружен двумя 18-дюймовыми торпедами, 6-фунтовой пушкой в носовой части, спаренной 20-мм пушкой Oerlikon в корме и двумя спаренными пулеметными установками калибра .303. [15]
Фэрмайл Д МТБ
[ редактировать ]Fairmile D был очень большим британским МТБ, разработанным Биллом Холтом и разработанным Fairmile Marine для Королевского флота. Названные «Лодки-собаки», они были разработаны для борьбы с известными преимуществами немецких электронных лодок перед предыдущими конструкциями британских прибрежных судов. Fairmile D был больше, чем более ранние конструкции MTB или моторно-артиллерийских лодок (MGB), приводился в движение четырьмя 12-цилиндровыми бензиновыми двигателями Packard с наддувом мощностью 1250 лошадиных сил и мог развивать скорость 29 узлов (54 км / ч; 33 мили в час) при полной нагрузке. Лодка перевозила 5200 галлонов 100-октанового топлива на дальность полета при максимальной непрерывной скорости 506 морских миль. Вооружение варьировалось в зависимости от роли, но могло включать четыре 18-дюймовые или две 21-дюймовые торпеды, 6-фунтовые и 2-фунтовые орудия, «Эрликоны», несколько пулеметов и глубинные бомбы. [16]
Канадские МТБ
[ редактировать ]Эти лодки были разработаны Хьюбертом Скоттом-Пейном для канадской компании Power Boat Company и использовались Королевского военно-морского флота Канады 29-й флотилией МТБ . Первоначально спроектированные как моторно-артиллерийские катера (МГБ) с 6-фунтовой пушкой (57 мм, 2,24 дюйма) для поражения малых судов противника, они были переименованы в МТБ.
Скотт-Пейн типа G 70-футовая лодка
- Производитель: British Power Boats, Hythe
- Водоизмещение: 55 тонн.
- Общая длина: 72 фута 6 дюймов (21 м)
- Ширина: 20 футов 7 дюймов (6,3 м)
- Осадка: 5 футов 8 дюймов (1,7 м)
- Максимальная скорость: 38–41 узлов (44–47 миль в час; 70–76 км / ч) (новый)
- Вооружение:
- самозарядная пушка QF 6-фунтовая (57 мм, 2,24 дюйма)
- Два 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата (две торпеды)
- .303 или .50 Пулеметы Vickers
- 20-мм пушка Эрликон или 40-мм пушка Бофорс
- Силовая установка – три Rolls-Royce или Packard 14M. двигателя V-12 с наддувом
три вала - Мощность – всего 3750 л.с.
- Дальность - радиус действия 140 миль (260 км) на скорости 25 узлов (29 миль в час; 46 км / ч) [17]
Послевоенное использование
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны ряд судов Королевского флота были разобраны и проданы для использования в качестве плавучих домов. В их число входили как МГБ, так и МТБ. Многие из них были пришвартованы в морских местах, таких как Чичестерский канал ( MTB 71 , сейчас восстановлен и выставлен в Королевском военно-морском музее в Госпорте). [18] [19] ), [20] Лэнгстон-Харбор , Литтлхэмптон , Хейлинг-Айленд и Вуттон-Крик , хотя большинство из этих мест сейчас исчезло. [ нужна ссылка ] Другие плавучие дома MTB можно найти в Шорхэм-бай-Си (Западный Суссекс), Кобден-Бридж (Саутгемптон) и Бембридже (остров Уайт). [21]
См. также
[ редактировать ]- Битва за побережье Румынии - битва с участием МТБ в израильско-египетском конфликте
- Береговые войска Королевского флота
- Электронная лодка
- Моторный торпедный катер Fairmile D – британские «лодки-собаки».
- Быстрое атакующее судно
- HNoMS Противный
- Моторная канонерская лодка
- Моторный запуск
- Соглашение об эксплуатации - операция с участием МТБ во Второй мировой войне.
- Быстрая лодка
- США Nasty Патрульный катер класса
- Деревянные лодки времен Второй мировой войны.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «ПЕРВАЯ Эскадрилья моторных торпед, отчет об атаке на Перл-Харбор , командование военно-морской истории и наследия» . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Канвелл, Дайан; Сазерленд, Джон (2013). Спасательная авиация Королевских ВВС на море 1918–1986 гг . Авиация «Перо и меч». п. 196. ИСБН 978-1-4738-1744-9 .
- ^ «Маленький торпедный катер развивает скорость в сорок узлов», Popular Science , апрель 1930 г., стр. 38.
- ^ Констам 2003 , стр. 22.
- ^ Харвич и Доверкур
- ^ Конст стр.6
- ^ "Быстрые москитные лодки помогают британскому флоту", научно-популярный журнал , декабрь 1939 г.
- ^ Конст стр.9
- ^ Постоянство стр. 8
- ^ Конст стр. 15
- ^ Конст стр. 15
- ^ Вариант автоматического заряжания 6-фунтовой противотанковой пушки.
- ^ Конст стр. 14
- ^ Постоянство стр. 8-9
- ^ Конст стр. 16
- ^ Конст стр. 17
- ^ «Военно-морской музей Манитобы - канадская военно-морская история» . www.naval-museum.mb.ca . Архивировано из оригинала 23 мая 2018 года . Проверено 12 апреля 2010 г.
- ^ Шут, Джо (3 октября 2021 г.). «Познакомьтесь с последним из британских береговых защитников, который был пилотом «Спитфайров моря» » . Телеграф . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Национальные исторические корабли Великобритании: MTB 71» . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ «Крайняя история Олдриджа: MTB 71» . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Саймонс, Филип; Холл, Ник (2006). На пенсии на реке, Краткая история плавучих домов в Шорхэме (3-е изд.). Всемирное общество кораблей, Группа малых судов. п. 3.
Ссылки
[ редактировать ]- Констам, Ангус (2003), британский моторный торпедный катер 1939–45 , Osprey Publishing, ISBN 978-1-84176-500-6
- Ленгерер, Ганс (2007). «Моторные торпедные катера Императорского флота Японии, часть II». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 345–358. ISSN 0043-0374 .
- Лодки-собаки на войне: история действий моторных торпедных катеров и моторных канонерских лодок Fairmile класса D Королевского флота в 1939–1945 годах , Л. К. Рейнольдс и Лорд Льюин, Sutton Pubns Inc, 2000, ISBN 978-0-7509-2454-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с торпедным катером , на Викискладе?
- Краткая история HMS St Christopher
- Британская военная команда моторных лодок
- «Маленький торпедный катер развивает скорость в сорок узлов», научно-популярный журнал , апрель 1934 г.
- База данных МТБ/МГБ Бои 1940-1945 гг. Исторический военно-морской архив (немецкий/английский)