Взрывоопасная моторная лодка МТ
MT ( Туристическая моторная лодка ) | |
---|---|
![]() Взрывоопасная моторная лодка МТ | |
Тип | Взрывоопасная моторная лодка |
Место происхождения | ![]() |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1940–1949 |
Используется | ![]() ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война 1948 года. |
История производства | |
№ построено | ок. 20 |
Варианты | МТ МТМ ССО |
Технические характеристики | |
Руководство система | Ручное управление, гироскопическая стабилизация и автоматический ход. |
Запуск платформа | Надводный корабль , подводная лодка |
Взрывоопасная моторная лодка МТ ( Motoscafo da Turismo ), также известная как barchino (по-итальянски «маленькая лодка»), представляла собой серию небольших взрывоопасных моторных лодок, разработанных итальянским Королевским флотом и основанных на своих предшественниках, прототипе лодки MA ( Motoscafo) . d'Assalto ) и MAT ( Motoscafo Avio Trasportato ), прототип бортового самолета. Лодки со взрывчаткой были спроектированы таким образом, чтобы бесшумно приближаться к пришвартованному военному кораблю, устанавливать курс на столкновение и двигаться на полной скорости до последних 200 или 100 ярдов до цели, когда пилот катапультировался после блокировки руля направления. При ударе корпус корабля был разрушен небольшим зарядом взрывчатого вещества, затопив лодку и боеголовку, которая была оснащена взрывателем, работающим под давлением воды, который срабатывал на глубине одного метра. [1]
К концу сентября 1938 года военно-морское ведомство заказало шесть катеров-взрывотехников. Однолоцманские суда были построены компаниями Baglietto из Варацце и CABI из Милана , которые также должны были поставлять двигатели. [2] Небольшие суда использовались ВМС Италии как минимум в двух крупных операциях на Средиземном море во время Второй мировой войны и потопили ряд кораблей, в том числе британский тяжелый крейсер HMS York .
Доставка и испытания
[ редактировать ]Первые шесть лодок были поставлены в начале 1939 года, сразу после чего были проведены испытательные испытания у Ла Специи . Взрывоопасная моторная лодка МТ выявила некоторые слабые места. Палуба была сделана из брезента , что подвергало корпус протечкам от брызг на большой скорости. Морское командование потребовало добавления прочной деревянной палубы и увеличенного надводного борта в 0,9 м (позже увеличенного до 1,1 м) и отправило лодки и детали машин обратно изготовителю для выполнения требований. В марте 1939 года военно-морское ведомство заказало еще 12 катеров со взрывчаткой, увеличив общее количество до 18. [2]
развертывание МТ
[ редактировать ]18 моторных лодок не были в строю до ноября 1940 года, когда были проведены полноценные испытания с уменьшенной боевой частью против старого военного корабля . [3] Это произошло всего через шесть месяцев после вступления Италии во Вторую мировую войну в качестве союзника нацистской Германии . Более обширные испытания перед официальным составом еще раз показали, что эксплуатационные характеристики лодки ограничены. [2] В результате была разработана улучшенная морская версия, которая также включала реверс-редуктор, — MTM ( Motoscafo da Turismo Modificato ). [3]
Технические характеристики
[ редактировать ]МТ имели длину 5,62 м (18,4 фута) и ширину 1,62 м (5,3 фута). мощностью 71 кВт (95 л.с.). Alfa Romeo AR 6cc Они приводились в движение бортовым двигателем [2] и развивал максимальную скорость 61 км/ч (33 узла) при полной нагрузке. [3] Лодки были специально оборудованы для запуска с надводного корабля-носителя и последующего преодоления таких препятствий, как торпедные сети . Пилот должен был направить штурмовой корабль на курс столкновения с кораблем-целью, а затем выпрыгнуть из лодки до удара и взрыва боеголовки. [4] Кабина пилота располагалась сзади, чтобы обеспечить равномерное распределение веса при 330-килограммовом заряде взрывчатого вещества внутри носовой части. [3]
В отличие от японских Shinyo моторных лодок класса , лодки МТ, хотя и были очень опасны для использования в бою, не были спроектированы как оружие смертника: установленное над транцем пилот имело грубое катапультируемое кресло, и после катапультирования сиденье действовало как миниатюрный плот. удержать пилота вне воды и защитить от смертельного шока от подводного взрыва. [5] Еще одной очень инновационной конструкцией была система трансмиссии Isotta-Fraschini Z-drive с внутренним двигателем и двумя внешними винтами противоположного вращения. [6]
Операционная история
[ редактировать ]
25 марта 1941 года эсминцы Francesco Crispi и Quintino Sella отправились с Лерос острова в Эгейском море ночью на военно-морскую базу союзников в заливе Суда , на Крите каждый из которых нес по три МТ. Эсминцы выпустили свои МТ примерно в 10 морских милях от залива Суда. Оказавшись внутри бухты, шесть лодок обнаружили свои цели: британский тяжелый крейсер HMS York , норвежский танкер «Перикл» водоизмещением 8300 тонн, еще один танкер и грузовое судно. Два МТ ударили по Йорку в миделе корабля, затопив его кормовые котлы и погреба. « Перикл » получил серьезные повреждения и осел на дно. Остальные барчини , очевидно, не достигли намеченной цели, и один из них застрял на пляже. Все шесть итальянских пилотов попали в плен. Инвалид "Йорк" был позже затоплен своей командой перед немецким завоеванием Крита , а инвалид "Перикл" затонул в апреле 1941 года, когда его буксировали в Александрию . [7]
26 июля 1941 года две человеко-торпеды ( «Майале» ) и десять катеров МАС (в том числе шесть МТ) предприняли неудачную атаку на британскую военно-морскую базу в Валлетте , Мальта . МТ были перевезены и спущены с Ла-Валетты на шлюпе «Диана» . Эти силы были обнаружены на ранней стадии британским радаром , но британские береговые батареи сдерживали огонь, пока итальянцы не приблизились на близкое расстояние. Пятнадцать членов экипажа Decima MAS были убиты и 18 взяты в плен. Все шесть МТ, как человеко-торпеды, так и два катера МАС (MAS 451 и MAS 452 [8] ) были потеряны либо от береговой артиллерии, либо от авиации. Один из МТ врезался в сваю моста , соединяющего форт Сен-Эльмо с волноломом, который обрушился от взрыва, заблокировав вход в гавань. Мост так и не был восстановлен, а новый был построен только в 2012 году. [9]
Осенью 1941 года МТ были заменены МТМ. [3] МТМ были переброшены на Черное море по просьбе Германии для поддержки операции «Барбаросса» с марта 1942 по май 1943 года и вдоль ливийско - египетского побережья с августа по сентябрь 1942 года, в обоих случаях без особого успеха. [10] 29 июня 1942 года, в ходе Черноморской кампании, ряд МТМ поддержал диверсионный немецкий десант под Балаклавой . Одна из взрывоопасных лодок была намеренно села на мель и выброшена на берег, занятый советскими войсками, чтобы создать путаницу относительно основной точки высадки. [11]
Позже во время войны ВМС Италии разработали третий тип моторной лодки со взрывчаткой, MTR ( Motoscafo da Turismo Ridotto ), облегченную версию MTM для доставки к намеченной цели на подводной лодке. [3] [12] на тех же контейнерах, которые используются для перевозки человеко-торпед . [13] Попытка атаковать военно-морские силы союзников в Мессинском проливе была прервана, когда подводная лодка с ССО « Амбра » 25 июля 1943 года подверглась глубинной бомбардировке авиацией союзников. Контейнеры были деформированы взрывами, и лодки застряли внутри. [14]
После того, как Италия подписала перемирие с союзниками , Итальянская Социальная Республика , фашистское марионеточное государство на севере Италии, которое оставалось частью Оси, продолжало строить и использовать МТМ. В последние дни войны в Европе, 16 апреля 1945 года, один МТМ подбил и сильно повредил французский эсминец «Тромбе» у берегов Лигурии . [10]
Израильский флот
[ редактировать ]По крайней мере четыре MTM пережили Вторую мировую войну и использовались Shayetet 13 , военно-морскими коммандос ВМС Израиля , во время Войны за независимость . Три из них, перевезенные бывшей ВМС США патрульной яхтой INS Ma’oz (K 24) , атаковали египетский шлюп «Эль-Амир Фарук» и класса BYMS тральщик в Средиземном море 22 октября 1948 года у Синайского полуострова . Шлюп затонул за пять минут, а тральщик получил серьезные повреждения и его пришлось списать. В отличие от итальянской процедуры, израильтяне выделили для спасения пилотов четвертую лодку. [15] [16] Еще одно МТМ было отправлено в Красное море секретных агентов , ему было поручено проникнуть в Иорданию . [15]
См. также
[ редактировать ]- Десятая флотилия МАС
- FL-boat , немецкие лодки Первой мировой войны.
- человеческая торпеда
- МАС (лодка)
- Моторный торпедный катер МЦМ
- Рейд на залив Суда
- Синё (моторная лодка-самоубийца)
- Беспилотный надводный аппарат
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боргезе, Валерио (1995). Морские дьяволы: коммандос итальянского флота во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института, с. 28. ISBN 1-55750-072-X
- ^ Jump up to: а б с д Фок, Харальд (1996). Морская стрелковая артиллерия. Пилотируемые торпеды, малые подводные лодки, небольшие катера, катера-ВВ вчера-сегодня-завтра . Никол, стр. 110–111. ISBN 3-930656-34-5 (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грин и Массиньяни (2004), стр. 38–39
- ^ Грин и Массиньяни (2004), с. 141
- ^ «HistoQuiz/la Decima MAS» . www.histoquiz-contemporain.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ «МОДИФИЦИРОВАННАЯ ВЗРЫВНАЯ ЛОДКА RIVA | Эдоардо Наподано» . www.edoardonapodano.it . Проверено 12 ноября 2015 г.
- ^ Боргезе, стр. 74–84.
- ^ Вернон, Кэролайн (1992). Наше имя не было написано — мальтийские мемуары . Имиджкрафт, с. 36. ISBN 0-646-07198-X
- ↑ Форт Сент-Эльмо наконец-то связан с волнорезом. Архивировано 18 октября 2018 года в Wayback Machine Аннетт Велла, 25 июля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Italeri 1/35 MTM Barchino, автор Рэй Мельбергер. Архивировано 19 октября 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Боргезе, стр. 178–179.
- ^ Боргезе, Валерио (1952). Морские дьяволы: коммандос итальянского флота во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института, с. 28. ISBN 1-55750-072-X
- ^ Боргезе, с. 48
- ^ Боргезе, с. 256
- ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни (2004), с. 199
- ^ Гудман, Хирш; Манн, Шломо (1982). "Военно-морской". ЦАХАЛ в своем корпусе: Энциклопедия армии и безопасности (на иврите). Том. 10. Издательство Ревивим. п. 44.
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Децима Мас . Да Капо Пресс. ISBN 0306813114 .