HMS Йорк (90)
![]() Йорк на якоре, 1930 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Йорк |
Заказал | 21 октября 1926 г. |
Строитель | Palmers Shipbuilding and Iron Company , Джарроу |
Заложен | 16 мая 1927 г. |
Запущен | 17 июля 1928 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 мая 1930 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 90 |
Судьба |
|
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Йорк» типа Тяжелый крейсер |
Смещение |
|
Длина | 575 футов (175,3 м) |
Луч | 57 футов (17,4 м) |
Черновик | 20 футов 3 дюйма (6,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала, паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32,25 узла (59,73 км/ч; 37,11 миль в час) |
Диапазон | 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 628 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS York был головным кораблем своего класса из двух тяжелых крейсеров, построенных для Королевского флота в конце 1920-х годов. она в основном служила на станции в Северной Америке и Вест-Индии До Второй мировой войны . В начале войны корабль сопровождал конвои в Атлантике и участвовал в Норвежской кампании в 1940 году. «Йорк» был переведен на Средиземноморский театр военных действий В конце 1940 года , где он сопровождал конвои и более крупные корабли Средиземноморского флота . Он потерпел крушение в результате нападения итальянских моторных лодок 10-й флотилии MAS в заливе Суда на Крите в марте 1941 года. Обломки корабля были спасены в 1952 году и впоследствии сданы на слом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]York . Конструкция была основана на более ранних классах County , но предполагалось, что она будет меньше и дешевле, хотя и будет лучше бронирована Его легко отличить от своего родственного корабля , «Эксетер» поскольку у последнего были прямые мачты и воронки , а у Йорка они были наклонены назад. Кроме того, в Йорке также был очень высокий мост, предназначенный для перехвата авиационной катапульты, которую первоначально планировалось разместить на сверхстрельной («B») артиллерийской башне вперед. [ 1 ]
Водоизмещение Йорка составило 8 250 длинных тонн (8 380 т) при стандартной загрузке и 10 620 длинных тонн (10 790 т) при глубокой загрузке . Корабль имел общую длину 575 футов (175,3 м), ширину 57 футов (17,4 м). [ 2 ] и осадка 20 футов 3 дюйма (6,2 м). [ 3 ] Он был оснащен Parsons с редуктором паровыми турбинами , приводящими в движение четыре вала, которые развивали в общей сложности 80 000 лошадиных сил на валу (60 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 32,25 узла (59,73 км / ч; 37,11 миль в час). Пар для турбин обеспечивали восемь адмиралтейских 3-барабанных водотрубных котлов . Йорк перевозил максимум 1900 длинных тонн (1900 т) мазута, что давало ему дальность полета 13 300 морских миль (24 600 км; 15 300 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час). Состав корабля составлял 628 офицеров и солдат. [ 4 ]
На корабле было установлено шесть калибра 50 калибра 8-дюймовых (203-мм) орудий в трех спаренных башнях. Ее дополнительное вооружение состояло из четырех орудий QF Mk V 4-дюймовых (102-мм) зенитных в одиночных установках. Йорк установил две одиночные 2-фунтовые (40-мм) легкие зенитные пушки («помпы»). Корабль нес две тройные торпедные надводные установки для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 4 ]
У Йорка не было полного по ватерлинии бронепояса . Бока ее котельного и машинного отделений были защищены 3 дюймами (76 мм) брони, а борта магазинов были защищены 4,375 дюймами (111,1 мм) брони. Поперечные переборки в конце машинного отделения имели толщину 3,5 дюйма (89 мм). Верх и концы магазинов были толщиной три дюйма. Нижняя палуба над машинными помещениями и рулевым приводом имела толщину 1,5 дюйма (38 мм). [ 4 ] Пространство и вес были зарезервированы для одной катапульты и ее гидросамолета , но они были установлены только после ее завершения. [ 5 ] Вторая катапульта, предназначенная для установки на башне «В», была исключена из конструкции во время строительства. [ 6 ]
Услуга
[ редактировать ]

York был заложен компанией Palmers Shipbuilding and Iron Company , Джарроу , 18 мая 1927 года, спущен на воду 17 июля 1928 года и завершен 1 мая 1930 года. Он стал флагманом вице-адмирала сэра Реджинальда Дракса, затем его преемника, вице-адмирала. Мэтью Р. Бест из 2-й крейсерской эскадры Флота Метрополии после ввода в строй. [ 7 ] Между 1931 и 1934 годами им командовал капитан Ричард Беван , которого на Бермудских островах сменил капитан Х. П. Боксер. [ 8 ] Он служил флагманом 8-й крейсерской эскадры на станции Америка и Вест-Индия, базирующейся на Королевской военно-морской верфи на острове Ирландия на Бермудских островах . Она покинула Картахену , Колумбия , 29 апреля 1934 года и впервые прибыла на Бермудские острова (вместе со своим однотипным кораблем «Эксетер» с Ямайки ) 4 мая, чтобы начать ремонт. [ 9 ] Йорк был отправлен в состав Средиземноморского флота в 1935 и 1936 годах во время Второй итало-абиссинской войны , а затем вернулся на американскую базу, пока в 1939 году его не заменил в качестве флагмана станции HMS Berwick (флаг главнокомандующего вице-адмирала сэра Сидни Мейрик был переведен 29 марта, но из-за сильного дождя передача Королевского знамени на церемониальном параде на Королевской военно-морской верфи Бермудских островов была отложена до 30 марта), а 31 марта он покинул Бермудские острова для ремонта и повторного ввода в эксплуатацию в Чатеме. [ 10 ] Йорк покинула Чатем 2 августа 1939 года, чтобы принять участие в смотре короля в Спитхеде, прежде чем вернуться через Атлантику для дальнейшей службы на станции Америка и Вест-Индия под командованием капитана Р.Х. Портала, DSC (в число других ее офицеров входили будущие Капитан сэр Дэвид Стэнли Тиббитс, DSC). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Йорк вернулась на свою базу на Бермудских островах 13 августа 1939 года. [ 14 ] Великобритания объявила войну Германии 3 сентября 1939 года. [ 15 ] [ 16 ]
В том же месяце корабль был переведен в Галифакс, Новая Шотландия , для сопровождения конвоев (поскольку окружность периметра одного большого конвоя была относительно меньше для его площади, чем у двух меньших конвоев, что требовало меньшего количества судов сопровождения, конвои, отправляющиеся с Бермудских островов и Галифакс, получивший коды BHX и HX соответственно, перед пересечением Атлантики объединился в конвои HX, часто с единственным эскортом в начале войны, как это было в случае со злополучным конвоем HX 84 ). [ 17 ] В октябре 1939 года Йорк был направлен в отряд F в Галифаксе, который активно охотился за коммерческими рейдерами. [ 15 ] и охрана конвоев. Он был ненадолго переоборудован на Бермудских островах с 31 октября по 22 ноября, а затем вернулся в Великобританию для более тщательного ремонта в декабре. После его завершения 9 февраля Йорк был включен в состав 1-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. 3 марта 1940 года корабль перехватил немецкий блокадник «Арукас» в Датском проливе недалеко от Исландии , но был затоплен собственным экипажем, прежде чем его удалось поймать. [ 15 ]
В начале апреля 1940 года Йорк и остальная часть ее эскадрильи были назначены для перевозки войск в соответствии с Планом R 4 , британским планом вторжения в Норвегию . Войска были высажены 8 апреля, когда британцы узнали о неминуемом вторжении Германии в Норвегию, и эскадра под командованием вице-адмирала Джона Каннингема присоединилась к основной части Флота Метрополии, уже находившейся в море. [ 18 ] 10 апреля эсминец HMS Eclipse был сильно поврежден в результате воздушной атаки, и Йорку было поручено отбуксировать его в Леруик для ремонта. [ 19 ] Корабль и легкие крейсеры HMS Manchester и HMS Birmingham переправили 1-й батальон Зеленых Ховардов и другие войска из Росайта в Ондалснес и Молде 24–25 апреля . Йорк вернулся домой 26 апреля. [ 20 ] «Йорк» был одним из кораблей, использованных для эвакуации британских и французских войск из Намсуса вместе с тремя французскими транспортами и несколькими британскими эсминцами вечером 1/2 мая. [ 21 ]
В Средиземноморье
[ редактировать ]
В августе 1940 года Йорк был направлен в состав Средиземноморского флота, а в конце сентября присоединился к 3-й крейсерской эскадре в Александрии после сопровождения конвоя вокруг мыса Доброй Надежды . Двумя днями позже он участвовал в операции MB.5, где Средиземноморский флот сопровождал легкие крейсеры HMS Liverpool и HMS Gloucester , переправлявшие войска на Мальту . [ 22 ] Во время битвы у мыса Пассеро Йорк потопил выведенный из строя и заброшенный эсминец Artigliere 13 октября после боя эсминца с легким крейсером HMS Ajax накануне вечером. Месяц спустя Йорк и Средиземноморский флот выполнили операцию MB8 , сложную серию маневров, включая операцию «Правосудие» , в ходе которой корабль сопровождал авианосец HMS Illustrious , когда его самолеты атаковали итальянский флот в Таранто вечером 11/12 ноября. Несколько дней спустя Йорк переправил британские войска из Александрии ( Египет ) в Пирей (Греция). 26 ноября «Йорк» и остальная часть 3-й крейсерской эскадры прикрыли небольшой конвой, направлявшийся на Мальту. [ 23 ]
Средиземноморский флот, включая Йорк , 16 декабря совершил боевой вылет для нанесения воздушных ударов по итальянским судам, авиабазам на Родосе и бомбардировке Валоны . [ 24 ] В начале января 1941 года корабль сопровождал танкер RFA Brambleleaf и четыре класса Flower корвета в залив Суда на Крите , а также прикрывал операции в Восточном Средиземноморье во время операции «Эксцесс» . [ 25 ] Она вернулась в Александрию 16 января. Йорк вернулся в залив Суда в начале февраля для операций против итальянского судоходства. [ 26 ] Во время операции «Люстр» в марте она защищала конвои с войсками из Египта в Грецию. [ 25 ]
Тонущий
[ редактировать ]
Йорк был выведен из строя в заливе Суда на Крите двумя итальянскими моторными лодками с взрывчаткой итальянской Regia Marina штурмовой флотилии Decima Flottiglia MAS , спущенными на воду эсминцами Francesco Crispi и Quintino Sella 26 марта 1941 года; два старых эсминца были оснащены специальными кранами для управления десантными кораблями. В бухту вошли шесть моторных лодок под предводительством Тененте ди васселло Луиджи Фаджиони и атаковали три цели парами; первым был «Йорк» , вторым — танкер «Перикл» , а последним — еще один корабль, стоявший на якоре. У трех атакующих лодок возникли различные проблемы, механические или человеческие, из-за экстремальных температурных условий, но три других успешно атаковали свои цели. Две моторные лодки, начиненные 330-килограммовыми (728 фунтами) зарядами в носовой части, врезались в Йорк на миделе корабля, затопив оба котельных и одно машинное отделение. Два британских моряка погибли. [ 27 ] Все итальянские моряки пережили атаку и попали в руки британцев. Корабль посадили на мель, чтобы не допустить его затопления. [ 25 ] Подводная лодка HMS Rover использовалась для подачи электроэнергии для работы орудий крейсера для противовоздушной обороны, пока Rover не был серьезно поврежден воздушной атакой и его не пришлось отбуксировать для ремонта. [ 28 ] 18 мая немецкие бомбардировщики нанесли дальнейшие повреждения, и корабль был поврежден и не подлежал ремонту. Ее основные орудия были повреждены в результате подрыва 22 мая 1941 года, когда союзники начали эвакуацию с Крита. Йорка Обломки были подняты в феврале 1952 года итальянским кораблеломом и отбуксированы в Бари для разборки, начиная с 3 марта. [ 25 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 132–33.
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 133, 414.
- ^ Уитли, с. 92
- ^ Jump up to: а б с Рэйвен и Робертс, с. 414
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 266
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 133
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 139, 414.
- ^ Реклама бала по подписке, который состоится в среду, 24 апреля 1935 года в помощь Фонду сострадания леди Куббит в отеле Princess , стр. 2. The Royal Gazette, город Гамильтон, Бермудские острова. 27 марта 1935 г.
- ^ HMS York и Exeter прибудут сюда в пятницу: Последние пополнения эскадры — современные военные корабли , стр. 1. The Royal Gazette, город Гамильтон, Бермудские острова. 1 мая 1934 г.
- ^ «ЦВЕТА КОРОЛЕВСТВА, ПРИНЯТЫЕ HMS BERWICK. Адмирал Мейрик присутствовал вчера на церемонии. СЕГОДНЯ ЙОРК ОТПРАВЛЯЕТСЯ ДОМОЙ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 31 марта 1939 г. Страницы 1, 2 и 7.
- ^ «МОРСКИЕ И ВОЕННЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ЙОРК КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 12 августа 1939 г. с. 16.
ЛОНДОН, 2 августа. (По почте) – Сегодня HMS York, недавно прошедший капитальный ремонт в Чатеме, отправился в Спитхед, где он примет участие в военно-морском смотре короля перед отправкой на станцию в Америке и Вест-Индии.
- ^ «HMS YORK КОМАНДИРУЕТ КАПИТАН Р.Х. ПОРТАЛ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 15 августа 1939 г. с. 5.
HMS York, который, как сообщалось во вчерашнем выпуске, воссоединился с эскадрой Америки и Вест-Индии в воскресенье, когда он прибыл на верфь HM здесь, под командованием капитана Р.Х. Портала, DSC, и другими офицерами являются: Старший офицер, командир К. Джон : инженер, командир (E) Дж. Х. Роутон: хирург, хирург-командир Т. Б. Линаг: начальник-кандидат, лейтенант-коммандер Б. Д. Рид; артиллерийский офицер капитан-лейтенант Т.Э. Поджер; офицер-торпедист, лейтенант РКБ Бакли: штурман, лейтенант Д.С. Тиббитс: и капитан морской пехоты, капитан Д.Х.В. Сандерс, РМ
- ^ «Некролог капитана сэра Дэвида Тиббитса» . Телеграф . Великобритания. 3 июня 2003 г. Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «ЙОРК СНОВА НА ЭТОЙ СТАНЦИИ ДЛЯ ДЕЖУРСТВА». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 14 августа 1939 г. с. 1.
HMS York, бывший флагманский корабль Американской и Вест-Индской эскадры Королевского флота, вчера вернулся в эти воды после повторного ввода в строй в Англии в Чатеме. Йорк отплыл из Англии 3 августа и вчера утром прибыл на верфь.
- ^ Jump up to: а б с Уитли, с. 94
- ^ «Моряк, ветеран войны сэр Дэвид Тиббитс умирает в 92 года» . Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 21 мая 2003 года . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ «АДМИРАЛА ШЕЕРА» В АТЛАНТИЧЕСКОМ И ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ 23 октября 1940 г. - 1 апреля 1941 г. Справка: Atlantic Kriegfuehrung (Война в Атлантике) PG/36779. Военные дневники «Адмирала Шеера» PG/48430 И 48433" . Командование военно-морской истории и наследия США . ВМС США. 17 января 2018 года . Проверено 13 октября 2021 г.
Приняв другую точку зрения, капитан Кранке рассуждал, что остается вероятность того, что конвои Бермудских островов и Галифакса соберутся у банки Ньюфаундленд, а это означает, что этот объединенный конвой не достигнет района патрулирования до более позднего времени.
- ^ Ровер, стр. 18.
- ^ Она (2009), стр. 289, 357
- ^ Она (2010), стр. 87–88
- ^ Она (2010), стр. 169–72
- ^ Ровер, стр. 43.
- ^ Ровер, стр. 44, 47–49.
- ^ Ровер, стр. 52.
- ^ Jump up to: а б с д Мейсон, Джеффри Б., лейтенант-командир. (17 декабря 2010 г.). «HMS YORK - Тяжелый крейсер класса YORK, включая движение по сопровождению конвоев» . МОРСКАЯ-ИСТОРИЯ.NET . Проверено 8 февраля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ровер, стр. 58.
- ^ Вальдемар Бенедичак, Дебют в заливе Суда в: Okręty Wojenne Nr. 2/1993, стр. 39-40 (на польском языке)
- ^ Мейсон, Джеффри Б., лейтенант-командир. (26 сентября 2010 г.). «HMS ROVER (62 R) — подводная лодка R-класса» . МОРСКАЯ-ИСТОРИЯ.NET . Проверено 8 февраля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]