Jump to content

Кампания Намсо

Координаты : 64 ° 28'09 "N 11 ° 29'42" E  /  64,4693 ° N 11,4949 ° E  / 64,4693; 11.4949
(Перенаправлено из кампании Намсус )
Кампания Намсо
Часть Норвежской кампании Второй мировой войны.

Британские войска разбирают руины Намсуса после налета немецкой авиации, апрель 1940 года.
Дата Апрель – май 1940 г.
Расположение 64 ° 28'09 "N 11 ° 29'42" E  /  64,4693 ° N 11,4949 ° E  / 64,4693; 11.4949
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Великобритания
Франция
 Норвегия
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Адриан Картон Де Виарт
Франция Сильвестр-Жерар Оде [ фр ]
Норвегия Оле Берг Гетц [ нет ]
Сила
3500 британцев
2500 французских
500 норвежских [ нужна ссылка ]
6,000
Жертвы и потери
Британский:
19 убитых
42 раненых
96 пропавших без вести

Намсусская кампания в Намсусе , Норвегия , и ее окрестностях произошла между англо-французскими и норвежскими военно-морскими и военными силами против немецких вооруженных сил, военно-морских и военно-воздушных сил в апреле и начале мая 1940 года. Это был один из первых случаев во время Второй мировой войны. когда сухопутные войска Великобритании и Франции сражались с немецкой армией .

Когда Вторая мировая война в сентябре 1939 года разразилась , Норвегия следовала политике нейтралитета , как это было во время Первой мировой войны , надеясь остаться в стороне от войны, снова охватившей Европу. Итак, в апреле 1940 года в Норвегии царил мир, когда на нее внезапно напали военно-морские, воздушные и военные силы нацистской Германии . В отличие от Первой мировой войны, норвежские вооруженные силы были мобилизованы лишь частично: Королевский флот Норвегии и береговая артиллерия были укомплектованы базовым составом. Норвежская армия задействовала лишь несколько батальонов в Северной Норвегии (среди прочих батальон Альта ) в качестве меры предосторожности в связи с советской зимней войной против Финляндии . Хотя норвежское правительство провело поспешную модернизацию вооруженных сил во второй половине 1930-х годов, вооруженные силы были дезорганизованы. Эффекты широкомасштабных сокращений бюджета, проведенных во время пацифистской политики конца 1920-х и начала 1930-х годов, все еще были очевидны. В 1940 году норвежские вооруженные силы были одними из самых слабых в Европе.

Причин немецкого нападения было несколько. было желание обеспечить поток железной руды из рудников Кируны Не в последнюю очередь на севере Швеции в военную промышленность Германии. В северной части Балтийского моря , называемой Ботническим заливом , находился главный шведский порт Лулео, откуда летом отправлялось некоторое количество руды. Зимой она была замерзшей, поэтому в течение нескольких месяцев в году шведы отправляли большую часть своей железной руды по железной дороге через порт Нарвик незамерзающий на крайнем севере Норвегии. В обычный год 80 процентов железной руды экспортировалось через Нарвик. Единственной альтернативой зимой была долгая поездка по железной дороге до Окселёсунда на Балтийском море, к югу от Стокгольма , где не было препятствий со льдом. Британская информация предполагала, что Окселёсунд сможет отправить лишь пятую часть того количества, которое требовалось Германии. Без поставок шведской железной руды через Нарвик немецкая военная промышленность не могла бы производить столько танков, орудий, подводных лодок и другого вооружения.

Адмиралтейство ) изучало возможность отправки кораблей в Балтийское море весной 1940 года ( операция «Екатерина» для пресечения немецкой морской торговли в летние месяцы. Операция была бы бессмысленной, если бы Нарвикский маршрут оставался открытым. Немцы справедливо подозревали, что британцы планировали заминировать норвежские прибрежные воды, используемые немецкими судами с рудой. Британские планы были хорошо развиты, но немцы первыми добрались до Норвегии.

Планы контратаки союзников

[ редактировать ]

Нарвик, Тронхейм , Осло , Берген и другие норвежские города были захвачены в первый день кампании в результате внезапного нападения. Части норвежской армии сражались с немцами к северу от Осло. Великобритании и Франции, Премьер-министры а также их военные советники были едины в решении вернуть Тронхейм, соединиться с норвежцами и заблокировать продвижение Германии на север. Это позволило бы союзникам перерезать большую часть маршрутов поставок железной руды в Германию. Бонусом будут авиационные и военно-морские базы на севере Норвегии.

Именно в Тронхейме Норвегия сужается, поэтому блокировать немцев легче, чем южнее. Чтобы переломить ситуацию, Германии пришлось бы атаковать через Швецию, вовлекая эту страну в войну на стороне союзников. Отставной адмирал флота сэр Роджер Киз , член парламента , неоднократно призывал Черчилля отобрать у немцев Тронхейм, используя в случае необходимости устаревшие линкоры, и предлагал возглавить атаку.

планировалось форсировать Вход в Тронхеймс-фьорд линкорами, выбивая на входе норвежские береговые форты, недавно захваченные немцами; десантный десант возьмет город. Было также решено высадить войска к северу и югу от фьорда для клещевой атаки на город. Офицерами, ответственными за эти решения, были начальники штабов вооруженных сил сэр Дадли Паунд из Королевского флота , генерал сэр Эдмунд Айронсайд из британской армии и главный маршал авиации сэр Сирил Ньюолл из Королевских ВВС (RAF).

Начальники штабов передумал; Продавливание узкостей было сведено к демонстрации, при этом основной удар приходился на две клешни. Это исключило возможность немедленного использования британскими ВВС аэродромов Тронхейма. Это также означало, что вооруженные силы столкнутся с немецкими военно-морскими подразделениями во фьорде, а также с подразделениями Люфтваффе в воздухе. Черчилль был разочарован, но столкнулся с совместным сопротивлением своих военно-морских советников, а также глав армии и Королевских ВВС, и ему пришлось отступить. Киз был в апоплексическом состоянии, и это событие больше, чем любое другое, убедило его присоединиться к атаке на правительство в конце норвежской кампании .

Намсус, в то время город с населением 3615 человек, считался логичным местом для высадки войск, приписанных к северным клешням, из-за его местоположения и возможностей. Гавань и подходы к Намсусу свободны ото льда круглый год. Из-за торговли лесоматериалами к 1940 году порт Намсуса был оборудован тремя хорошими пристанями (одна каменная) глубиной у борта 18–30 футов (5,5–9,1 м) и длиной 320–770 футов (98–235 м). . Это сделало его пригодным для причаливания небольших военных кораблей и транспортных средств и высадки войск и припасов для возвращения Тронхейма . Намсус находился на ветке, соединяющейся с линией Нурланд . Гравийная дорога вела примерно в 130 милях (210 км) на юг, в Тронхейм.

Просеивающая сила

[ редактировать ]

Капитан Фрэнк Пеграм с крейсера HMS Glasgow в сопровождении крейсера HMS Sheffield и десяти эсминцев 14 апреля 1940 года высадил небольшой отряд королевской морской пехоты в Намсусе. Десант находился под командованием капитана Эддса и занял блокирующие позиции в холмы за пределами города, которые вскоре привлекли немецкую авиацию. Командир, генерал-лейтенант сэр Адриан Картон Де Виарт , вице-президент, прилетел на следующий день, и его летающая лодка «Шорт Сандерленд» была обстреляна немецкими самолетами при приземлении. Его помощник был ранен и был вынужден вернуться в Великобританию. Де Виарт был энергичным и компетентным командиром, который вдохновлял свои войска своей храбростью во время воздушных атак, но над Намсусом не было самолетов союзников, которые могли бы обеспечить защиту от Люфтваффе .

Де Виарт принял решение, из-за беспрепятственной активности вражеской авиации, направить свои большие, медленные и уязвимые военные корабли на 100 миль (160 км) к северу, к Лиллесхоне в Несне , где они будут перегружены на эсминцы для быстрого броска в Намсус. Он прибыл туда 16 апреля, чтобы контролировать перегрузку, но менее чем через час после начала процесса прибыли немецкие бомбардировщики, и командующий британским военно-морским флотом приказал эсминцам отплыть с войсками и оборудованием, находившимися на борту. HMS Afridi , Nubian , Matabele , Mashona и Sikh отправились в Намсус, на борту находились Де Виарт с 36 офицерами и 1208 другими чинами. Хотя во время путешествия они неоднократно подвергались нападениям, они прибыли невредимыми, если не отдохнувшими, и добрались до Намсуса около 21:00 16 апреля.

На берегу и на юге

[ редактировать ]
Британские военнопленные в Тронхейме, апрель 1940 года.

Де Виарт проявил значительную энергичность в организации высадки и рассредоточения войск и припасов, доставив их в холмы в течение пяти часов темноты в Намсусе в конце апреля. Немецкие экипажи воздушной разведки не смогли обнаружить приземление, произошедшее накануне вечером. Он, не теряя времени, разместил штаб в Намсусе и выслал охрану к длинному мосту через Намсос-фьорд, важному для одной из двух дорог на юг, а другие переместил, чтобы занять деревню Бангсунд дальше на юг. Он также направил 300 солдат на восток по второму, менее прямому маршруту на юг, к Гронгу , где они соединились с небольшим количеством норвежских войск под командованием полковника Оле Гетца. Меньшие группы были отправлены к югу от Бангсунда, чтобы достичь Бейтстад-фьорда , во главе Тронхеймс-фьорда.

Де Виарт понимал, что скорость имеет решающее значение и что войска должны достичь Стейнхьера , где пересекаются две дороги на юг, до того, как туда доберутся немцы из Тронхейма. Командующий флотом адмирал Джеффри Лейтон решил, что ввод его эсминцев в Намсус слишком рискован. Он должен был отправить войска и припасы на польском транспорте MS Chrobry . Поскольку большая часть оставшихся войск в Лиллесионе находилась на борту RMS Empress of Australia , много времени было потрачено впустую на дальнейшую перегрузку, и Хробри в сопровождении HMS Vanoc добрался до Намсуса незадолго до восхода солнца 17 апреля. Спеша уйти до прибытия немецких бомбардировщиков, солдаты приземлились без большей части своего снаряжения, но Де Виарт рассеял войска до прибытия самолета-разведчика. Де Виарт не знал, что атака непосредственно на Тронхеймс-фьорд была отменена. На протяжении всего времени своего пребывания в Намсусе он оставался в неведении о том, что происходило в других частях Норвегии.

Французское прибытие

[ редактировать ]

Два батальона французских Chasseurs Alpins (горные войска) высадились 19 апреля под атакой с воздуха. Один из транспортов, перевозивших французов, оказался слишком длинным, чтобы войти в гавань, и вернулся в Соединенное Королевство, не выгрузив большую часть французских грузов, в результате чего войска остались без ремней для лыж или мулов, которые они использовали для перевозки. Французы остались в Намсусе, выдержав воздушные бомбардировки, от которых у них было мало защиты. Французский крейсер «Эмиль Бертен» был поврежден в результате бомбардировки при высадке (без потерь) и был заменен французским крейсером «Монкальм» (1935 г.) . Около 6000 солдат союзников были высажены на берег. Французские войска по большей части не использовались в короткой кампании из-за нехватки припасов. Ближе к концу они были вовлечены в бой, поскольку войска союзников отступили к Намсусу, готовясь к эвакуации.

Столкновение на юге

[ редактировать ]
Разбомбленный город Стейнхьер

К 21 апреля британские войска быстро продвинулись на юг до деревни Вердал , где автомобильный и железнодорожный мосты пересекали реку Инна, в нескольких милях от Тронхеймс-фьорда. Это было примерно на полпути между Тронхеймом и Намсусом, в нескольких милях вниз по фьорду. Они заметили во фьорде, на своих флангах, немецкую канонерскую лодку, два вооруженных траулера и эсминец, вполне способные высадить десант позади себя и вести по ним огонь прямой наводкой, на что у них не было средств для ответа.

Когда де Виарт высадился в Намсусе 15 апреля, у немцев было около 1800 солдат в районе Тронхейма, часть в городе, а часть вдоль железной дороги, ведущей в Швецию. Владение аэродромом Вернес позволило им ежедневно перебрасывать дополнительные войска, и к 18 апреля в этом районе у них было 3500 человек, а на следующий день - 5000. В целом они были хорошо оснащены, но не имели полевой артиллерии. Некоторые немецкие войска были переброшены в Хегру , где импровизированный отряд из 251 норвежца удерживал крепость Хегра, старый пограничный форт. [ 1 ] Они начали продвигаться вверх по фьорду, и 16 апреля патрули достигли Вердаля.

Мост Вердал защищали около 80 норвежских солдат, вооруженных винтовками Краг-Йоргенсена и Кольт М/29 крупнокалиберными пулеметами . Когда немцы атаковали утром 21 апреля, норвежцев поддержала часть королевских инженеров, оказавшаяся в этом районе. В течение полутора часов эти силы сдерживали немецкую атаку. Большая часть британских войск отошла немного дальше. Немцы высадили войска в нескольких точках позади себя, чтобы обойти их с фланга, замеченные основными британскими силами. Опасаясь быть отрезанными, норвежцы и королевские инженеры отступили. Развернулось сражение. Преимущество было на стороне немцев, которые были вооружены снегоступами и лыжами, тяжелыми минометами на санях и легкими полевыми орудиями. Они имели поддержку с воздуха с аэродрома в 35 милях от него и вели поддерживающий огонь морской артиллерии . Среди британских и норвежских войск не было паники, и им удалось отразить первые шаги немцев. Тяжелые бои произошли вокруг небольшого села Вист . Первые атаки были отражены, но немцы обошли британские позиции на лыжах по глубокому снегу.

21 апреля Люфтваффе . атаковали и разрушили британскую передовую базу в Стейнхьере , в результате чего была потеряна большая часть их запасов и разрушены 242 дома, в результате чего более 1800 норвежских мирных жителей остались без крова [ 2 ] Хотя в результате нападения было разрушено 80% города, погибших в результате бомбардировок не было. [ 3 ]

Воздушные атаки

[ редактировать ]
HMS Bittern загорелся во фьорде Намсус после прямого попадания авиабомбы в корму.
Войска союзников осматривают неразорвавшуюся немецкую бомбу на станции Гронг в апреле 1940 года.

20 апреля немецкие бомбардировщики разрушили большую часть деревянного города Намсус. Атаки продолжались в течение дня, были сожжены большая часть домов, а также железнодорожный вокзал, церковь, французский штаб и две деревянные пристани. Каменная пристань была повреждена. Норвежцы дорого заплатили за помощь, оказанную союзниками. В момент нападения в гавани находился только один корабль союзников. Четырнадцать немецких бомбардировщиков преследовали крошечный противолодочный траулер HMT « Ратландшир» и серьезно повредили его недалеко от залива Намсус. Корабль выбросили на берег, а выживших расстреляли в воде. Никто не погиб и только двое получили ранения. Позже они были спасены эсминцем HMS Nubian , однотипным кораблем HMS Afridi . Воздушные атаки на Намсус продолжались на протяжении всей кампании.

Британцы почувствовали необходимость обеспечить защиту от нападения подводных лодок своих кораблей, заходящих в Намсус и покидающих его. Не имея прикрытия с воздуха, использованные небольшие и медленные противолодочные шлюпы и траулеры были очень уязвимы для атак с воздуха. 30 апреля шлюп HMS Bittern был потоплен пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 у берегов Намсуса. 1 мая три британских противолодочных траулера у входа в Намсфьорд: HMS Gaul , HMS St. Goran и HMS Aston Villa были уничтожены авиацией, последний сумел вернуться в Намсус, где сгорел. HMT Arab эвакуировал экипаж «Сент-Горана» . С 28 апреля по 2 мая Араб пережил 31 воздушную атаку; ее капитан Ричард Стэннард получил Крест Виктории за свои действия в течение этих пяти дней.

Воздушная служба норвежской армии и Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии не имели поблизости никаких подразделений. Единственные самолеты союзников присутствовали во время первой британской высадки. Кратковременный патруль был организован вдали от берега компанией Gloster Gladiators , действовавшей с авианосца HMS Glorious . Они заявили, что сбиты три немецких самолета. Около восемнадцати «Гладиаторов» были отправлены с « Славного» и некоторое время действовали с замерзшего озера Лесяскогсватнет в Лесяскоге , но они находились слишком далеко на юге, чтобы помочь Намсусу.

Эвакуация

[ редактировать ]
Британские войска собрались для эвакуации из Намсуса 2 мая 1940 года.

Де Виарт получил приказ 28 апреля эвакуировать Намсус, а 29 апреля эвакуационный конвой из эсминцев, трёх британских и одного французского, покинул Скапа-Флоу в Шотландии под командованием лорда Луи Маунтбеттена . Более крупные военно-морские силы следовали на расстоянии, чтобы защитить их от нападения немецких военных кораблей. Их разбомбили 1 мая, когда они пересекали Северное море . В тот вечер они столкнулись с густым туманом в 40 милях от места встречи у маяка Кья, который находился в 40 милях по морю от Намсуса. Планы эвакуации той ночью пришлось отменить. Тем временем немецкие войска приближались к арьергарду на холмах возле Намсуса, и корабли конвоя были уязвимы для атак с воздуха, если туман рассеется днем.

Вместо того, чтобы ждать вечера, Маунтбаттен 2 мая принял свои корабли, переходя от одного берега тумана к другому. Это было очень опасное предприятие на скалистом берегу. Несмотря на туман, корабли подверглись бомбардировке. Мачты кораблей торчали из тумана, давая немецким бомбардировщикам приблизительную цель. Когда они достигли Намсуса, туман рассеялся, открыв горящий город и рой немецких бомбардировщиков. Поскольку войти в такие условия было бы самоубийством, британские корабли нырнули в туман и вернулись в бухту.

На следующий день, 3 мая, последний возможный для эвакуации день, выдался таким же туманным, как и прежде. Адмирал Джон Каннингем , командующий военно-морскими силами в этом районе, прикрыл эвакуационный конвой с двумя крейсерами и четырьмя эсминцами в Кайа Лайт и направил туда крейсер HMS York , пять эсминцев и три транспорта. Маунтбеттен вел HMS Kelly на скорости 26 узлов, когда солнце шел вниз. Когда они обогнули последний изгиб фьорда, они увидели горящий Намсус. Маунтбаттен в этот момент не знал, владеют ли городом немцы. горящий противолодочный траулер HMS Aston Villa Прямо впереди лежал . Закрывая причалы, Маунтбеттен увидел, что все горит. Но де Виарт находился там с 5500 солдатами, выстроенными в хорошем порядке и ожидающими выхода.

Эвакуация началась в 22:30. Два транспорта смогли подойти к поврежденной пристани и погрузить войска. Эсминцы сняли остальных людей и переправили их в Йорк и третий транспорт, прежде чем сами забрали последний груз. Тем временем арьергард задействовал немцев для прикрытия эвакуации. Последовал сложный выход из боя и бросок к последнему кораблю, HMS Afridi . Времени уничтожать запасы, оставшиеся на причалах, не было, поэтому Африди обстреляла оборудование, отходя от Намсуса в 2:20 ночи 4 мая. В 4:30 тыл британского конвоя был замечен немецкими самолетами-разведчиками, и вскоре за ними последовали бомбардировщики. Войска подвергались постоянным атакам до позднего вечера.

Во время третьей атаки за день французский эсминец «Бизон» получил попадание в передний магазин и взорвался, в результате чего погибло 136 человек. Остальные эсминцы повернули назад, чтобы подобрать выживших, по которым в воде стреляли из пулеметов. После того, как « Африди» подобрал несколько французских моряков и солдат союзников, он был поражен двумя тяжелыми бомбами и перевернулся, потеряв сотню человек, включая некоторых арьергардов и раненых с « Бизона» . Британский зенитный огонь уничтожил несколько немецких самолетов. Конвой прибыл в Скапа-Флоу 5 мая, в день 60-летия Де Виарта.

См. также

[ редактировать ]
Британские и французские врачи и норвежская медсестра ухаживают за ранеными британцами в больнице Намсуса, апрель 1940 года.
  1. ^ Домашняя страница крепости Хегра (на норвежском языке)
  2. ^ Энциклопедия Steinkjer: Steinkjer во время Второй мировой войны (на норвежском языке)
  3. ^ Энциклопедия Steinkjer: Бомбардировочное воскресенье (на норвежском языке)

Библиография

[ редактировать ]
  • Бакли, Кристофер (1977) [1952]. Норвегия, Коммандос, Дьепп . Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-772194-4 .
  • Черчилль, Уинстон С. (1961). Вторая мировая война: надвигающаяся буря . Том. Я. Нью-Йорк: Bantam Books.
  • Де Виарт, Адриан Картон (1950). Счастливая одиссея: Мемуары генерал-лейтенанта сэра Адриана Картона де Виарта с предисловием Уинстона С. Черчилля . Лондон: Джонатан Кейп. OCLC   1161102433 .
  • Джексон, Роберт (2001) [1972]. Перед бурей, История бомбардировочного командования, 1939–1942 годы . Лондон: Cassell Military. ISBN  978-0-304-35976-9 .
  • Керсоди, Франсуа (1987). Норвегия, 1940 год . Нью-Йорк: Св. Мартинс Пресс. ISBN  0-312-06427-6 .
  • Норвегия . Том. II. Лондон: Отдел военно-морской разведки. 1943. OCLC   632079079 .
  • Пулман, Кеннет (1980). HMS Kelly: История военного корабля Маунтбеттена . Лондон: Новая английская библиотека. ISBN  978-0-450-04784-8 .
  • Террейн, Джон (1988). Справа от линии . Семь Дубов: Скипетр. ISBN  978-0-340-41919-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны, Военная серия (представительство Facs. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN  978-1-84574-057-3 .
  • Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-84832-140-3 .
  • Хинсли, Фрэнсис Гарри; Томас, Эдвард Истэуэй; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1979). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. Я. Лондон: HMSO. ISBN  0-11-630933-4 .
  • Кисели, Джон (2019). Анатомия кампании: британское фиаско в Норвегии, 1940 год . Кембриджские военные истории. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-316-64642-7 .
  • Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-873834-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae9d20ee460843299a648b3b9fdaf291__1721348340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/91/ae9d20ee460843299a648b3b9fdaf291.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Namsos campaign - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)