МС Храбрый
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Бесстрашный |
Тезка | Болеслав I Храбрый |
Владелец | Линия Гдыня-Америка – GAL |
Порт приписки | ![]() |
Строитель | Наксков SW |
Номер двора | 89 |
Запущен | 24 февраля 1939 г. |
Завершенный | июль 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 1939 |
Не работает | 14 мая 1940 г. |
Судьба | Затоплен в 1940 году британской торпедой с корабля HMS Ark Royal после повреждения немецким самолетом накануне. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | |
Длина | 154,2 м (505 футов 11 дюймов) |
Луч | 20,3 м (66 футов 7 дюймов) |
Черновик | 8,3 м (27 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность | 11250 л.с. |
Скорость | 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) |
Емкость | Всего 1167 пассажиров |
MS Chrobry — трансатлантический пассажирский лайнер, последняя довоенная новостройка Польского торгового флота . Он был построен для линии Гдыня-Америка Linie Żeglugowe SA ( линия Гдыня-Америка – GAL ).
Цель
[ редактировать ]Корабль предназначался для маршрута Польша – Южная Америка, чтобы заменить стареющие SS Kościuszko и SS Pułaski . Построенный в Дании, он был вторым (и более крупным) из пары кораблей, вторым был MS Sobieski . MS Chrobry был назван в честь первого польского короля Болеслава I Хроброго . Имя короля означает «Храброе сердце».
Первое путешествие и изгнание
[ редактировать ]Во время своего первого рейса из Гдыни в Буэнос-Айрес он перевез 1167 пассажиров. Корабль отплыл 29 июля 1939 года и без происшествий прибыл в Буэнос-Айрес 19 августа 1939 года. Среди польских деятелей на борту были сенатор Ян Рембелиньский, посол Владислав Мазуркевич, писатель Богдан Павлович и молодые писатели Витольд Гомбрович и Чеслав Страшевич. которого пригласили для продвижения корабля. [ 1 ] [ 2 ]
Корабль покинул Буэнос-Айрес 24 августа на обратном пути своего первого пассажирского рейса и находился недалеко от Пернамбуку в Бразилии , когда Вторая мировая война разразилась . Первоначально судно простояло в бразильском порту 40 дней, пассажиры высадились в Бразилии, а не вернулись в Польшу. Затем корабль, по сути, не имеющий гражданства, отплыл с экипажем из 264 человек. В составе группы было 20 женщин и 14 мальчиков-учеников польской морской школы в возрасте от 16 до 18 лет. [ 3 ] После трехнедельного блуждания по Атлантике корабль направился в Саутгемптон в Великобритании. [ 4 ]
В качестве трансатлантического лайнера она совершила только один трансатлантический рейс, так и не вернувшись в свой порт приписки Гдыню.
Служба во время войны и судьба
[ редактировать ]Во время войны корабль был перестроен в Великобритании и стал военным транспортом. Корабль использовался для перевозки полка Западной Новой Шотландии из Галифакса, Новая Шотландия, Канада, в Великобританию, отправившись на борт 21 декабря 1939 года, отплыв на следующий день и прибыв в Гурок на реке Клайд, Шотландия, 29 декабря 1939 года. [ 5 ]
Корабль использовался во время Норвежской кампании в районе Нарвика . 14 мая 1940 года он отплыл из Тьельдсундета, переправляя британские войска в Будё . [ 6 ] Незадолго до полуночи немецкие пикирующие бомбардировщики трижды атаковали корабль посреди Вест-фьорда , подожгли корабль, взорвали боеприпасы и убили несколько армейских офицеров и солдат. [ 6 ] Один из эскортов, эсминец HMS Wolverine , снял с корабля 700 выживших, тогда как другой эскорт, шлюп HMS Stork , стоял на страже и отгонял другие немецкие самолеты, затем снял оставшихся в живых. [ 6 ] Оба эскорта, нагруженные выжившими, отплыли в Харстад .
Заброшенный «Хробри» был потоплен самолетами авианосца HMS Ark Royal 16 мая. [ 6 ] Вместе с кораблем затонуло значительное количество оборудования. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суханов, Клементина (2008–2011). «Путешествие храбрых» . Витольд Гомбрович . Рита Гомбрович . Проверено 2 ноября 2013 г.
- ^ «Список пассажиров МС Хробры» . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «ПОЛЬСКИЙ КОРАБЛЬ В МОРЕ» . Launceston Examiner, четверг, 21 декабря 1939 г. Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «68 лет назад Гомбрович покинул Польшу» . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «Военный дневник полка Западной Новой Шотландии, декабрь 1939 года» . Военный дневник полка Западной Новой Шотландии . 21 декабря 1939 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография М.С. Хроброго за июль 1939 года, из архива НАК: [1]
68 ° 03' с.ш., 14 ° 46' в.д. / 68,050 ° с.ш., 14,767 ° в.д.