МС Баторий
![]() М.С. Баторий в 1960-е годы. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Баторий |
Тезка | Король Стефан Баторий |
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки | Гдыня |
Заказал | 29 ноября 1933 г. |
Строитель | Кантьери Риунити дель Адриатико , Монфальконе |
Номер двора | 1127 |
Заложен | 1 мая 1934 г. |
Запущен | 3 июля 1935 г. |
Приобретенный | 23 апреля 1936 г. |
Первое путешествие | 18 мая 1936 г. |
В эксплуатации | 1936 |
Не работает | 1 июля 1969 г. |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) | Счастливый корабль |
Судьба | Стал кораблем-отелем в Гдыне в 1969 году. Продан обратно компании Polish Ocean Lines в 1970 году, списан в период с 1971 по 1972 год в Гонконге. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 160,4 м (526,25 футов) |
Луч | 21,6 м (70,87 футов) |
Черновик | 7,5 м (24,6 футов) |
колоды | 4 + 3 в надстройке |
Установленная мощность | два Sulzer 9-цилиндровых дизеля 2SSA , мощностью 12 680 л.с. (12 500 л.с. с апреля 1947 г.) |
Движение | 2 пропеллера |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж |
|
MS Batory — польский океанский лайнер , флагман линии Гдыня-Америка , названный в честь Стефана Батория шестнадцатого века , короля Польши . Это был однотипный корабль М. С. Пилсудского . После военной службы союзников, в основном в составе Адмиралтейства Великобритании , в 1951 году он стал флагманом Польских океанских линий и польского торгового флота. Ее часто называют « Гордостью польского торгового флота ». Баторий вместе со своей сестрой Пилсудской были двумя самыми популярными океанскими лайнерами Польши.
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Gdynia America Line (Gdynia–Ameryka Linie Żeglugowe, GAL), польско-датское партнерство, базирующееся в Гдыне , было основано в 1934 году как преемник Polskie Transatlantyckie Towarzystwo Okrętowe (PTTO), предприятия, первоначально занимавшегося транспортировкой польских мигрантов в США . Компания переключила свое внимание на туристические путешествия и с этой целью решила ввести в эксплуатацию новое судно. Баторий был построен в 1934–1935 годах на верфи Cantieri Riuniti dell'Adriatico Monfalcone в Триесте , Италия. [1] по соглашению, согласно которому часть комиссии оплачивалась за поставку угля из Польши .
Он был одним из самых известных польских кораблей всех времен. Он был спущен на воду 3 июля 1935 года. Он был оснащен двумя дизельными двигателями Sulzer, приводящими в движение два винта, что обеспечивало скорость 18 узлов (33 км/ч). Он начал регулярные рейсы в мае 1936 года на маршруте Гдыня — Нью-Йорк и к 1939 году перевез более 3000 пассажиров.
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Мобилизованный в начале Второй мировой войны , он служил военным кораблем и госпитальным кораблем ВМС союзников до конца войны. В 1940 году она вместе с «Хробрым» перевозила войска союзников во время Норвежской кампании . Он также был одним из последних кораблей, покинувших Сен-Жан-де-Люз во время последней эвакуации польских войск из Франции . Ее также использовали для тайной перевозки многих ценных польских сокровищ в Канаду на хранение. Она участвовала в эвакуации Дюнкерка в конце мая начале июня, взяв на борт 2500 человек. Позже она перевезла за одну эвакуацию до 6000 человек. В июне-июле она тайно перевезла большую часть золотого запаса Великобритании (40 миллионов фунтов стерлингов) из Гринока , Шотландия, в Монреаль , Канада, на хранение ( Операция «Рыба »). 5 августа 1940 года она покинула Ливерпуль с конвоем WS 2 (Winston's Specials), эвакуировав 477 детей в Сидней, Австралия, под управление Совета по приему детей за рубежом , пока война не закончилась. [2] Она проплыла через Кейптаун, Индия, Сингапур, куда она перевезла 300 солдат, и Сидней. Путешествие было счастливым, с таким количеством музыки и смеха, что « Баторий » был прозван «Поющим кораблем» и стал предметом одноименной книги. [3] В апреле 1942 года британский писатель Роальд Даль поднялся на борт корабля «Баторий» , направлявшегося в Галифакс , Канада .
Она участвовала во вторжении союзников в Оран , Алжир, в 1942 году ( операция «Факел» ). В том же году он переправил войска в Индию, а затем принял участие во вторжении союзников на Сицилию и южную Францию ( операция «Драгун» ), где был флагманом генерала Жана де Латтра де Тассиньи , главнокомандующего французской армией . Она несколько раз подвергалась атакам с земли и воздуха, но сумела избежать серьезных повреждений.
Прозванный « Счастливым кораблем» за свою военную карьеру во время Второй мировой войны, он был родственным кораблем менее удачливого корабля «Пилсудский» , который затонул в ноябре 1939 года у восточного побережья Шотландии.
Послевоенная карьера
[ редактировать ]Вернувшись в послевоенную Польшу в 1946 году, она после ремонта возобновила гражданскую службу, перевозя таких выдающихся людей, как Рышард Капущиньский . С мая 1949 года по январь 1951 года он стал объектом нескольких политических инцидентов, в ходе которых американские докеры и рабочие верфей в Соединенных Штатах отказались разгрузить его груз или обслуживать судно.
После этих инцидентов он был отозван с маршрута по Северной Атлантике, отремонтирован в Хебберне для службы в тропиках и в августе 1951 года отплыл из Гдыни и Саутгемптона в Бомбей и Карачи через Гибралтар , Мальту , Аден и Суэц . В 1957 году она вернулась в бег по Северной Атлантике. Он продолжал служить до 1969 года, когда был выведен из эксплуатации и стал плавучим отелем в Гдыне. Однако примерно через год ее продали обратно компании Polish Ocean Lines, а оттуда на металлолом в Гонконг . Она покинула Гдыню 31 марта 1971 года и прибыла на свалку 26 мая. 2 июня польский флаг был спущен и начался процесс утилизации. К 1972 году корабль был полностью списан.
На смену ей пришло более крупное судно «Стефан Баторий» , работавшее с апреля 1969 по 1988 год.
Галерея
[ редактировать ]- Баторий в Гдыне , 1937 год.
- Баторий прибыл в Нью-Йорк.
- Баторий в 1962 году
- Разгрузка на пристани Гдыни, 1960-е годы.
- Масштабная модель Батория в Гдыне , 2007 г.
- Один из двигателей корабля, вывезенный перед сломом
- Батория Открытка
- Баторий в 1965 году
- Баторий в 1965 году
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1945 год . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Джонс, Хелен, «Дорис Энн Бистон (1897–1940)» , Австралийский биографический словарь , Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , получено 13 ноября 2023 г.
- ^ Маклин, Мета (1941). Поющий корабль: одиссея эвакуированных детей . Сидней: Ангус и Робертсон.
Ссылки
[ редактировать ]- ц/с Стефан Баторий . Гдыня: Польские океанские линии. 1971.
- Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1967). Крейсерские корабли . Нью-Йорк: Даблдей.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Свогер, Гордон (2004). Странная одиссея национальных сокровищ Польши, 1939–1961: польско-канадская история . Торонто: Дандурн Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Петер Веслав Грайда: теплоход BATORY, польский океанский лайнер - история и фотографии
- История теплоходов «Пилсудский» и «Баторий»
- Фотография М.С. Батория в зоне Суэцкого канала, 1953 год.
- Польский океанский лайнер «Баторий» — история и фотографии
