ОРП Баторий
![]() ОРП Баторий на выставке возле музея Гдыни
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | ОРП Баторий |
Тезка | Стефан Баторий |
Запущен | 23 апреля 1932 г. |
В эксплуатации | 23 июня 1932 г. |
Не работает | 1 октября 1939 г. |
Выведен из эксплуатации | декабрь 1957 г. |
В эксплуатации | 1945 |
Не работает | 1969 |
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Тип | Патрульный катер |
Смещение | 28 LT (26,3 LT в заводском исполнении) |
Длина | 21 м (68 футов 11 дюймов) |
Движение | 2 бензиновых двигателя по 550 л.с. (410 кВт) 1 дизельный двигатель , 175 л.с. (130 кВт) |
Скорость | 24,3 узла (45,0 км/ч; 28,0 миль в час) |
Диапазон | 245 миль на скорости 11 узлов 145 миль на скорости 24 узла |
Дополнить | 10 |
Вооружение | • 2 пулемета MG 08 |

ОРП « Баторий» — патрульный катер Польской пограничной службы , действовавший с 1930-х по 1950-е годы.
История обслуживания
[ редактировать ]Судно было построено на верфи Государственного машиностроительного завода в Модлине , спущено на воду 23 апреля 1932 года и поступило на вооружение Пограничной службы ровно через два месяца в Хель на Балтийском море . Ее основной задачей было пресечение контрабанды в Гданьском заливе . [ 1 ] Это было самое большое и быстрое судно Пограничной службы, классифицировавшееся также как «катер преследования» ( kuter pościgowy ).
Во время немецкого вторжения в Польшу судно было мобилизовано в состав ВМС Польши, воевал при обороне полуострова Хель , отражая воздушные атаки на порт Хель и обеспечивая поддержание связи с базой в Гдыне . 10 сентября катер был разоружен, а экипаж присоединился к защитникам полуострова. [ 1 ]
Сразу после наступления темноты 1 октября, накануне капитуляции полуострова Хель, экипаж, воспользовавшись густым туманом, бежал через Балтику в нейтральную Швецию. Там они и их лодка были интернированы и вернулись в Польшу только 24 октября 1945 года. Баторий вернулся на службу в Армию пограничной обороны. [ 1 ]
После войны она первоначально называлась Хель (город Хель ). В сталинский период она была переименована в 7 Листопада («7 ноября», дата Октябрьской революции ), затем на Дзержинского ( Феликс Дзержинский ). В итоге ей дали нейтральное обозначение КП-1 (от Kuter Patrolowy – Патрульный катер 1). [ 2 ] В 1949 году она захватила в польских водах западногерманское рыболовное судно, вошедшее в строй Польской пограничной армии под обозначением DP-53 . [ 2 ] В декабре 1957 года КП-1 был выведен из эксплуатации и передан военизированной организации Liga Przyjaciół Żołnierza (Лига друзей солдата). [ 2 ]
С 1959 года служил учебно-спасательным судном ЛПЖ на Висле в Варшаве , а затем — новой военизированной организации Liga Obrony Kraju (Союз защиты дома) на Зегжеском водохранилище под названием КП-1 «Баторий» . В 1969 году ее вывели из эксплуатации. [ 2 ] К счастью, « Баторий» избежал сдачи на слом, и в 1970-х годах его установили на памятнике на военно-морской базе Хель (недоступном для публики). Однако в корпусе и надстройке не хватало оборудования. Лишь в декабре 2009 года ее передали в Военно-морской музей Польши в Гдыне , где ее собираются реставрировать. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Себастьян Драга. «ОРП Баторий » . dobroni.pl . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мечислав Кулигевич. Резак преследования Баторий , ТБиУ нет. 28 серия. Издательство Министерства национальной обороны. Варшава 1974 г. (на польском языке)
- ^ Томаш Мегонь. Батория в Гдыню . Моря, корабли и корабли №1/2010
54 ° 30'57 "N 18 ° 32'52" E / 54,51571163456483 ° N 18,547828399737 ° E