ОРП Мазур
ОРП Мазур (ок. 1935–1939)
| |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя | V-105 |
Строитель | |
Заложен | 1914 |
Запущен | 26 августа 1914 г. |
Введен в эксплуатацию | 23 марта 1915 г. |
Судьба | Назначен в Бразилию , 1919 г.; позже продан в Польшу |
Польша | |
Имя | ОРП Мазур |
Приобретенный | 1920 |
Выведен из эксплуатации | 1 сентября 1939 г. |
Судьба | Потоплен 1 сентября 1939 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | V-105 class torpedo boat |
Смещение |
|
Длина | 62,60 м (205 футов 5 дюймов) |
Луч | 6,20 м (20 футов 4 дюйма) |
Черновик | 2,50 м (8 футов 2 дюйма) |
Движение |
|
Скорость | 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) |
Диапазон |
|
Дополнить | 80 |
Вооружение |
|
ОРП «Мазур» — миноносный катер , затем артиллерийский учебный корабль ВМС Польши . Это был бывший немецкий миноносец В-105 . [ 1 ] Принимал участие в Польской оборонительной войне и был потоплен немецкими бомбардировщиками 1 сентября 1939 года как первый боевой корабль, потерянный в войне.
История
[ редактировать ]Она была построена в 1914 году компанией Stettiner Maschinenbau AG Vulcan в Штеттине , Германия (ныне в Польше). Он был задуман для заказа ВМС Нидерландов как Z-1 (вместе с тремя родственными кораблями Z-2 – Z-4 ), но после начала Первой мировой войны был конфискован Германией и введен в эксплуатацию как торпедный катер V-105 . Во время раздела немецких кораблей после войны в декабре 1919 года Польше было выделено всего шесть торпедных катеров из-за нежелания британцев усиливать новорожденные военно-морские силы. [ 2 ] V-105 сначала был передан Бразилии , но затем куплен британской верфью и, наконец, в 1921 году обменян с Польшей на другой торпедный катер ( А-69 ), необходимый на запчасти, за дополнительную плату в размере 900 фунтов стерлингов от поляков. [ 2 ] Польша также получила родственный корабль ( V-108 позже польский ОРП « Кашуб » ) и четыре меньших торпедных катера. V-105 находилась в плохом состоянии и после некоторого ремонта в Росайте в сентябре 1921 года была отбуксирована из Великобритании в Вольный город Данциг , ныне Гданьск .
Польский сервис
[ редактировать ]После ремонта 2 августа 1922 года вошёл в состав ВМФ Польши под названием ОРП « Мазур» (по имени мазурского народа). Она служила в отряде миноносцев ( Dywizjon Torpedowców ) и носила опознавательные знаки MR. В 1931 году его перестроили в учебный артиллерийский корабль, а его вооружение заменили четырьмя 75-мм орудиями вместо торпедных аппаратов. [ 3 ] Силуэт изменился за счет удлинения носовой палубы и удаления колодца перед мостиком. [ 3 ] С 1935 года прошел модернизацию, в ходе которой корабль лишился второй трубы и после мачты, вернувшись в строй в 1937 году. Четвертое орудие было заменено 40-мм 2-фунтовой пушкой «Виккерс» . [ 3 ]
Кончина
[ редактировать ]В первый день Великой Отечественной войны , 1 сентября 1939 года, ОРП « Мазур » под командованием лейтенанта Тадеуша Рутковского находился в порту Оксиве . В 14:00 он был у причала, готовясь покинуть порт, когда на него напали немецкие Юнкерсы Ju 87 из IV./LG.1. [ 4 ] Корабль получил одно близкое попадание и попадание в мидель корабля и затонул, продолжая вести огонь по немецким самолетам. Член экипажа, хотя корабль тонул, продолжал вести огонь, пока волны не смыли его за борт, им оказался старший лейтенант Яцек Денель, дедушка польского поэта и писателя Яцека Денеля . [ 5 ] [ 6 ] Около 40 членов экипажа погибли. Он был одним из первых двух кораблей, затопленных во время войны, другой — вспомогательным судном (водолазным тендером) ОРП « Нурек » . Обломок был утилизирован немцами.
Галерея
[ редактировать ]-
Носовые 75-мм орудия после ремонта
-
ОРП Мазур в 1927-1931 гг.
-
ОРП Мазур в 1932-1934 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» в Google Книгах. Страница
- ^ Jump up to: а б Михал Кочан (на польском языке): Назначение и переоборудование торпедных катеров в Великобритании и их поход в Польшу , в: Okręty Wojenne Nr. 4/2001, стр. 33-34.
- ^ Jump up to: а б с Пивовоньский (1989) , стр. 261–262.
- ^ Юрген Ровер, Хроника морской войны 1939–1945 гг.
- ^ Пертек, Ежи: Маленький великий духом флот , Познань, 1989, страницы 13–17.
- ^ Военно-морской журнал Przeglad Morski, декабрь 2008 г., журнал № 12 в формате PDF.
Библиография
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2019). «За пределами кайзера: эсминцы и торпедные катера IGN после 1918 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 года . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 129–144. ISBN 978-1-4728-3595-6 .
- Пивовоньский, Ян (1989). бело-красного прапорщика Флот (на польском языке). Варшава: Наша Ксенгарня. ISBN 83-10-08902-3 .
См. также
[ редактировать ]
- Корабли, построенные в Штеттине
- Торпедные катера Германии Первой мировой войны
- Военные корабли Польши времен Второй мировой войны
- Торпедные катера ВМС Польши.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море
- корабли 1914 года
- Морские инциденты в сентябре 1939 г.
- Корабли, потопленные немецкой авиацией
- Торпедные катера Императорского флота Германии
- Кораблекрушения Польши