HMS Отважный (50)
![]() Мужественный вскоре после завершения в 1916 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Смелый |
Заказал | 14 марта 1915 г. |
Строитель | Армстронг Уитворт |
Расходы | £ 2,038,225 |
Номер двора | 895 |
Заложен | 26 марта 1915 г. |
Запущен | 5 февраля 1916 г. |
Завершенный | 4 ноября 1916 г. |
реклассифицирован | Переоборудован в авианосец, июнь 1924 г. - февраль 1928 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 50 |
Псевдоним(а) | Возмутительный [1] |
Судьба | Потоплен U-29 17 сентября 1939 г. |
Общие характеристики как линейного крейсера | |
Класс и тип | «Отважный» класса Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 786 футов 9 дюймов (239,8 м) |
Луч | 81 фут (24,7 м) |
Черновик | 25 футов 10 дюймов (7,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 6000 миль (11000 км; 6900 миль) на скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 842 |
Вооружение |
|
Броня |
|
![]() Отважный авианосец в 1935 году.
| |
Общие характеристики как авианосец | |
Класс и тип | «Отважный» класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 90 футов 6 дюймов (27,6 м) (по ватерлинии ) |
Черновик | 27 футов 9 дюймов (8,5 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала, 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 5860 морских миль (10850 км; 6740 миль) при скорости 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 814+403 авиагруппа (1938 г.) |
Вооружение | 16 одиночных калибра 4,7 дюйма (120 мм) зенитных орудий |
Броня |
|
Самолет перевезен | 48 |
HMS Courageous был головным кораблем своего класса из трех линейных крейсеров, построенных для Королевского флота во время Первой мировой войны . Созданный для поддержки Балтийского проекта, продвигаемого Первым морским лордом Джоном Фишером , корабль был очень легкобронирован и вооружен лишь несколькими тяжелыми орудиями. «Отважный» был построен в конце 1916 года и всю войну патрулировал Северное море . Она участвовала во втором сражении в Гельголандской бухте в ноябре 1917 года и присутствовала при капитуляции немецкого флота открытого моря год спустя.
Courageous был выведен из эксплуатации После войны перестроен в авианосец , а в середине 1920-х годов . Он мог нести 48 самолетов по сравнению с 36, которые имел ее сводная сестра Furious примерно такого же водоизмещения. После повторного ввода в строй она провела большую часть своей карьеры, работая у берегов Великобритании и Ирландии. время он стал кораблем своей обычной роли за несколько месяцев до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года , но вернулся к учебным На короткое . экипаж.
Происхождение и конструкция
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны адмирал Фишер не мог заказать улучшенную версию предыдущих «Слава» класса линейных крейсеров из-за ограничений военного времени, запрещавших в 1915 году строительство кораблей крупнее легких крейсеров . Чтобы получить корабли, подходящие для доктринальной роли линейных крейсеров, такие в качестве разведки флотов и охоты на вражеских рейдеров он остановился на кораблях с минимальным бронированием легкого крейсера и вооружением линейного крейсера. Он оправдывал их существование тем, что ему нужны быстрые мелкосидящие корабли для его Балтийского проекта — плана вторжения в Германию через ее балтийское побережье. [1] [2]
Courageous имел общую длину 786 футов 9 дюймов (239,8 м), ширину 81 фут (24,7 м) и осадку 25 футов 10 дюймов (7,9 м) при глубокой загрузке . Его водоизмещение 19 180 длинных тонн (19 490 т) при нагрузке и 22 560 длинных тонн (22 922 т) при глубокой загрузке. [3] «Отважный» и «ее сестры» были первыми крупными военными кораблями Королевского флота, оснащенными паровыми турбинами с приводом . Для экономии времени проектирования установку, использованную на легком крейсере «Чемпион» , первом крейсере флота с редукторными турбинами, просто продублировали для четырех турбинных агрегатов. Турбины Парсонса приводились в движение восемнадцатью Ярроу малотрубными котлами . Они были разработаны для выработки в общей сложности 90 000 лошадиных сил на валу (67 МВт) при рабочем давлении 235 фунтов на квадратный дюйм (1620 кПа ; 17 кгс/см). 2 ). корабль достиг скорости 30,8 узла (57,0 км/ч; 35,4 миль в час) На ходовых испытаниях . [4]
Нормальная проектная загрузка корабля составляла 750 длинных тонн (762 т) мазута , но он мог перевозить максимум 3160 длинных тонн (3211 т). На полной мощности он мог проехать около 6000 морских миль (11 110 км; 6900 миль) со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). [5]
Courageous нес четыре 15-дюймовые орудия BL Mk I в двух спаренных орудийных башнях с гидравлическим приводом , обозначенных буквами «A» и «Y» спереди назад. Вспомогательное вооружение состояло из восемнадцати 4-дюймовых орудий BL Mk IX, установленных в шести установках с ручным приводом. [5] Установка разместила три затвора слишком близко друг к другу, из-за чего 23 заряжающих мешали друг другу и не позволяли обеспечить запланированную высокую скорострельность. [6] Пара QF 3-дюймовых 20 центнеров [Примечание 1] Зенитные орудия были установлены рядом с грот-мачтой на Courageous . На ней были установлены два подводных аппарата для 21-дюймовых торпед и нести к ним 10 торпед. [5]
Первая мировая война
[ редактировать ]«Отважный» был заложен 26 марта 1915 года, спущен на воду 5 февраля 1916 года и завершен 4 ноября. Позже в том же месяце во время ходовых испытаний он получил структурные повреждения, двигаясь на полной скорости в сильном волнении ; точная причина неясна. [7] Палуба бака была глубоко прогнута в трех местах между волноломом и носовой башней. [8] Бортовая обшивка между баком и верхними палубами была заметно прогнута. сломались заклепки . Вода попала в затопленный торпедный отсек, и в угловых железах, удерживающих броню палубы, [9] В ответ корабль был усилен 130 длинными тоннами (130 т) стали. [7] По состоянию на 23 ноября 1916 года его постройка обошлась в 2 038 225 фунтов стерлингов. [10]
После ввода в строй «Courageous» был приписан к 3-й эскадре лёгких крейсеров Великого флота . Он стал флагманом 1- й крейсерской эскадры ближе к концу 1916 года, когда это подразделение было переформировано после того, как большая часть его кораблей была потоплена в Ютландском сражении в мае. [11] В апреле 1917 года корабль был временно приспособлен в качестве минного заградителя путем добавления на его квартердек минных рельсов, которые могли вместить более 200 мин , но так и не заложили мин. В середине 1917 года он получил полдюжины торпедных установок, каждая с двумя аппаратами: по одной установке с каждого борта грот-мачты на верхней палубе и по две с каждого борта задней башни на юте . [12] [13] 30 июля 1917 года контр-адмирал Тревильян Нэпьер принял командование 1-й крейсерской эскадрой и был назначен исполняющим обязанности вице-адмирала, командующего легкими крейсерскими силами, пока не был освобожден от должности 26 октября 1918 года. [14]
16 октября 1917 года Адмиралтейство получило известие о движении немецких кораблей, что, возможно, указывает на рейд. Адмирал Битти , командующий Великим флотом, приказал большинству своих легких крейсеров и эсминцев выйти в море, чтобы обнаружить вражеские корабли. «Отважные» и «Славные» изначально не входили в их число, но позже в тот же день были отправлены для усиления 2-й эскадры легких крейсеров, патрулирующей центральную часть Северного моря . [15] Двум немецким «Бруммер» типа легким крейсерам утром 17 октября удалось проскользнуть сквозь бреши между британскими патрулями и уничтожить конвой, направлявшийся в Норвегию, но до полудня о бое не поступало никаких известий. 1-й крейсерской эскадре было приказано перехватить, но это не удалось, поскольку немецкие крейсеры были быстрее, чем ожидалось. [16]
Вторая битва при Гельголандской бухте
[ редактировать ]На протяжении 1917 года Адмиралтейство все больше беспокоило усилия Германии по прочесыванию путей через установленные британцами минные поля, призванные ограничить действия Флота открытого моря и немецких подводных лодок . Предварительный налет легких сил на немецкие тральщики 31 октября уничтожил десять малых кораблей. По данным разведки, 17 ноября 1917 года Адмиралтейство выделило 1-ю эскадру крейсеров под прикрытием усиленной 1-й эскадры линейных крейсеров и дальним прикрытием линкоров 1 - й эскадры для уничтожения тральщиков и сопровождающих их легких крейсеров. [17]
Немецкие корабли — четыре легких крейсера 2-го разведывательного отряда, восемь эсминцев, три дивизии тральщиков, восемь Sperrbrecher (траулеры с пробковым наполнением) и два других траулера для обозначения пройденного маршрута — были замечены в 7:30 утра. [Примечание 2] Через семь минут «Отважный» и легкий крейсер «Кардифф» открыли огонь из передних орудий. Немцы ответили постановкой эффективной дымовой завесы . Британцы продолжили преследование, но потеряли в дыму большинство мелких кораблей и сосредоточили огонь на легких крейсерах. Отважный выпустил за бой 92 пятнадцатидюймовых снаряда и 180 четырехдюймовых снарядов. [18] и единственный урон, который она получила, был от ее собственного дульного выстрела . [19] Один пятнадцатидюймовый снаряд попал в орудийный щит легкого крейсера «СМС Пиллау» , но не повлиял на его скорость. В 9:30 1-я крейсерская эскадра прекратила преследование, чтобы не попасть на минное поле, отмеченное на их картах; корабли повернули на юг, не играя дальнейшей роли в сражении. [20]
После боя минное оборудование с «Отважного» было снято, и остаток войны он провел, периодически патрулируя Северное море. В 1918 году короткие взлетные платформы были установлены на Sopwith Camel и Sopwith 1½ Strutter на обеих 15-дюймовых (380-мм) башнях. [21] Корабль присутствовал при капитуляции немецкого флота в открытом море 21 ноября 1918 года. [13] 1 февраля 1919 года Courageous был переведен в резерв в Росайте и снова стал флагманом Нейпира, поскольку он был назначен вице-адмиралом, командующим резервом Росайта до 1 мая. [14] В следующем году корабль был направлен в Артиллерийскую школу в Портсмуте в качестве башенного бурового корабля. В марте 1920 года он стал флагманом контр-адмирала, командующего резервом в Портсмуте. [22] Капитан Сидни Мейрик стал ее капитаном флага в 1920 году. [23] В августе 1921 года его сменил капитан Джон Кейсмент. [24]
Между войнами
[ редактировать ]Конверсия
[ редактировать ]Вашингтонский военно-морской договор 1922 года строго ограничил тоннаж крупных кораблей, и Королевский флот был вынужден сдать на слом многие из своих старых линкоров и линейных крейсеров. Договор позволял переоборудовать существующие корабли общим водоизмещением до 66 000 длинных тонн (67 059 т) в авианосцы, а Courageous сочетание большого корпуса и высокой скорости класса сделало эти корабли идеальными кандидатами. Преобразование Courageous началось 29 июня 1924 года в Девонпорте. [25] Ее пятнадцатидюймовые башни были отправлены на хранение и повторно использованы во время Второй мировой войны для HMS Vanguard , последнего линкора Королевского флота. [26] Преобразование в авианосец обошлось в 2 025 800 фунтов стерлингов. [27]
Новая конструкция корабля усовершенствовала его сводного брата HMS Furious , у которого отсутствовал остров и обычная воронка . Вся надстройка, орудия, торпедные аппараты и арматура до главной палубы были сняты. Над оставшимся корпусом был построен двухэтажный ангар; каждый уровень имел высоту 16 футов (4,9 м) и длину 550 футов (167,6 м). Верхний уровень ангара выходил на короткую взлетную палубу , расположенную ниже и вперед от основной полетной палубы. Взлетная палуба улучшала гибкость цикла запуска и восстановления , пока в 1930-х годах новые истребители, требующие более длительных разбегов, не сделали нижнюю палубу устаревшей. [28] Два лифта размером 46 на 48 футов (14,0 × 14,6 м) были установлены в носовой и кормовой части кабины экипажа. По правому борту был добавлен остров с мостиком , станцией управления полетом и воронкой, поскольку было обнаружено, что острова не вносят существенного вклада в турбулентность. К 1939 году корабль мог перевозить 34 500 британских галлонов (157 000 л; 41 400 галлонов США) бензина для своих самолетов. [29]
Courageous получил вооружение двойного назначения из шестнадцати 4,7-дюймовых орудий QF Mk VIII в одиночных установках HA Mark XII. На каждом борту нижней полетной палубы имелись крепления, а две находились на квартердеке. Остальные двенадцать креплений были распределены по бортам корабля. [30] В ходе ремонта в середине 1930-х годов Courageous получил три счетверенные установки Mk VII для 40-миллиметровых (1,6 дюйма) «пом-пом» 2-фунтовых зенитных орудий , две из которых были переданы с линкора Royal Sovereign . На каждой стороне взлетной палубы была установлена установка перед 4,7-дюймовыми орудиями, а одна находилась за островом на полетной палубе. Mk III с водяным охлаждением калибра .50 Она также получила четыре зенитных пулемета в единой счетверенной установке. Он был помещен в спонсон по левому борту в кормовой части. [31]
Реконструкция была завершена 21 февраля 1928 года, и следующие несколько месяцев корабль провел на испытаниях и тренировках, прежде чем был направлен в состав Средиземноморского флота со штаб-квартирой на Мальте, где он служил с мая 1928 года по июнь 1930 года. [32] В августе 1929 года беспорядки в Палестине вспыхнули , и «Отважному» было приказано отреагировать. Когда она прибыла из Палестины, ее авиакрыло было высажено для проведения операций по подавлению беспорядков. [33] Корабль был выведен из Средиземного моря компанией Glorious и переоборудован с июня по август 1930 года. Он находился в составе Атлантического флота и флота метрополии с 12 августа 1930 года по декабрь 1938 года, не считая временного присоединения к Средиземноморскому флоту в 1936 году. В начале 1930-х годов , был установлен траверсный тормозной механизм, и до марта 1934 года он получил две гидравлические авиационные катапульты на верхней кабине экипажа. В период с октября 1935 года по июнь 1936 года Courageous был снова переоборудован с помощью помпонов. Она присутствовала на смотре коронационного флота в Спитхеде 20 мая 1937 года в честь короля Георга VI . Корабль стал учебным авианосцем в декабре 1938 года, когда «Арк Ройал» присоединился к Флоту Метрополии. ее освободила от этой обязанности ее сводная сестра Форсаж. В мае 1939 года Мужественный участвовал в обзоре Портлендского флота 9 августа 1939 года. [32]
Авиационная группа
[ редактировать ]

Courageous мог нести до 48 самолетов; После завершения испытаний и загрузки припасов и персонала он отплыл в Спитхед 14 мая 1928 года. На следующий день Blackburn Dart рейса 463 совершил первую посадку на палубу корабля. За «Дартом» последовали «Fairey Flycatcher» из 404 и 407 рейсов, Fairey IIIF из 445 и 446 рейсов и «Дартс» из 463 и 464 рейсов. 2 июня корабль отплыл на Мальту, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту. [34]
С 1933 по конец 1938 года в состав Courageous входила 800-я эскадрилья , в состав которой входили девять истребителей Hawker Nimrod и три истребителя Hawker Osprey . [35] 810-я , 820-я и 821-я эскадрильи В тот же период для выполнения разведывательных и противокорабельных задач были отправлены . Они летали на Blackburn Baffin , Blackburn Shark , Blackburn Ripon и Fairey Swordfish бомбардировщиках-торпедоносцах , а также Fairey Seal . на самолетах-разведчиках [36] В качестве палубного учебного авианосца в начале 1939 года Courageous принял на борт истребители Blackburn Skua и Gloster Sea Gladiator из 801-й эскадрильи и торпедоносцы Swordfish из 811-й эскадрильи , хотя обе эти эскадрильи были высажены, когда в мае корабль был освобожден от тренировочных обязанностей. . [37]
Вторая мировая война и затопление
[ редактировать ]
«Отважный» служил в составе Флота Метрополии в начале Второй мировой войны в составе 811-й и 822-й эскадрилий на борту, каждая из которых была оснащена дюжиной «Фейри-меч-рыб». [38] В первые дни войны группы охотников-убийц вокруг авианосцев флота были сформированы для поиска и уничтожения подводных лодок. 31 августа 1939 года он отправился на свою военную базу в Портленде и погрузился на борт двух эскадрилий Swordfish. «Отважный» покинул Плимут вечером 3 сентября 1939 года для противолодочного патрулирования на западных подходах в сопровождении четырех эсминцев. [34] Вечером 17 сентября 1939 года она находилась в одном из таких патрулей у берегов Ирландии. Два из четырех ее эсминцев сопровождения были отправлены на помощь атакованному торговому кораблю , и все ее самолеты вернулись из патрулирования. U-29 под командованием капитана-лейтенанта Отто Шухарта преследовала «Отважного» более двух часов. Затем авианосец повернул против ветра, чтобы запустить свой самолет. В результате корабль попал прямо в нос подводной лодки, которая выпустила три торпеды. Две торпеды попали в корабль с левого борта еще до того, как какой-либо самолет взлетел, выведя из строя всю электроэнергию, он перевернулся и затонул через 20 минут, потеряв 519 членов экипажа, включая капитана. [39] Американское грузовое судно Collinsgworth , компании Ellerman Lines грузовое судно Dido и голландский океанский лайнер Veendam спасли выживших. Два эсминца сопровождения в течение четырех часов контратаковали U-29 , но субмарина скрылась. [40]

Более ранняя неудачная атака U-39 на 14 Арк Ройал сентября, за которой последовало затопление Courageous три дня спустя, побудила Королевский флот отозвать свои авианосцы из противолодочного патрулирования. Courageous был первым британским военным кораблем, потопленным немецкими войсками. (Подводная лодка «Оксли» была потоплена неделей ранее дружественным огнем британской подводной лодки «Тритон» .) [41] Командующий немецкими подводными силами коммодор Карл Дёниц считал затопление «Отважного» «чудесным успехом», что вызвало широкое ликование в Кригсмарине (немецком военно-морском флоте). Гранд-адмирал Эрих Редер , командующий Кригсмарине , распорядился наградить Шухарта Железным крестом первой степени , а все остальные члены экипажа — Железным крестом второй степени. [42]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «центнер» — это аббревиатура от центнера , 30 центнеров относятся к весу ружья.
- ^ Время, использованное в этой статье, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Берт 1986, с. 303
- ^ Робертс, стр. 50–51.
- ^ Робертс, стр. 64–65.
- ^ Робертс, стр. 71, 76, 79.
- ^ Jump up to: а б с Берт 1986, с. 306
- ^ Берт 1986, стр. 294
- ^ Jump up to: а б Робертс, с. 54
- ^ Берт 1986, стр. 309
- ^ Берт 1986, стр. 309, 313.
- ^ Берт 1986, стр. 307
- ^ Паркс, с. 621
- ^ Макбрайд, с. 109
- ^ Jump up to: а б Берт 1986, с. 314
- ^ Jump up to: а б «Частные бумаги сэра Тревильяна Нэпьера» . Имперский военный музей . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Ньюболт, стр. 150–51.
- ^ Ньюболт, стр. 156–57.
- ^ Ньюболт, стр. 164–65.
- ^ Кэмпбелл, с. 67
- ^ Макбрайд, с. 115
- ^ Макбрайд, стр. 110–12.
- ^ Кэмпбелл, с. 66
- ^ Берт 1986, стр. 315
- ^ «Мейрик, сэр Сидней Джулиус (1879–1973), адмирал» . Центр военных архивов Лидделла Харта . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Список ВМФ 1921 г.
- ^ Берт 1993, стр. 273, 285.
- ^ Паркс, с. 647
- ^ «Устаревший корабль более уязвим, чем новейшие конструкции». Новости. Таймс . № 48414. Лондон. 19 сентября 1939 г. полковник С, с. 8.
- ^ Браун, Д., с. 2
- ^ Фридман, стр. 103, 105–06.
- ^ Берт 1993, стр. 274–78.
- ^ Берт 1993, стр. 165, 278, 281.
- ^ Jump up to: а б Берт 1993, стр. 281, 285.
- ^ Sturtivant Air Enthusiast , сентябрь – декабрь 1988 г., стр. 13.
- ^ Jump up to: а б «HMS Courageous». Эйр-Британия Аэромилтария (3). Шеппертон, Миддлсекс: Air-Britain : 59–64. 1980. ISSN 0262-8791 .
- ^ Стертивант, стр. 155, 157–58.
- ^ Стертивант, стр. 197, 200, 243, 247, 250, 252.
- ^ Стертивант, стр. 161, 164–65, 203–04.
- ^ Браун, JD, с. 12
- ^ Берт 1993, стр. 286–88.
- ^ Блэр, стр. 90–91.
- ^ Ровер, стр. 1–3.
- ^ Блэр, с. 91
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 0-394-58839-8 .
- Браун, Дэвид (1977). Авианосцы . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0-668-04164-1 .
- Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Берт, Р.А. (1993). Британские линкоры, 1919–1939 гг . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-068-2 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Линейные крейсеры: проектирование и развитие британских и немецких линейных крейсеров эпохи Первой мировой войны . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Макбрайд, Кейт (1990). «Странные сестры». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль 1990 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 93–101. ISBN 1-55750-903-4 .
- Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Стертивант, Рэй (сентябрь – декабрь 1988 г.). «Первый истребитель флота Фейри». Любитель воздуха . № 37. С. 1–14. ISSN 0143-5450 .
- Стертивант, Рэй (1984). Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-120-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотогалерея Мужественных и Славных
- Данные о готовой конструкции и оборудовании
- Интервью IWM с выжившим Уолтером Янгом
- Интервью IWM с выжившим Гордоном Смердоном
- Интервью IWM с выжившим Патриком Кэнноном
50 ° 10' с.ш. 14 ° 45' з.д. / 50,167 ° с.ш. 14,750 ° з.д.
- корабли 1916 года
- Корабли, построенные Армстронгом Уитвортом
- Авианосцы класса «Отважный»
- Морские инциденты в сентябре 1939 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Линейные крейсеры Великобритании времен Первой мировой войны
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане