СС Клемент
![]() СС Клемент
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Клемент |
Тезка | Климент Александрийский |
Владелец | Бут Стимшип Ко |
Оператор | ![]() |
Порт приписки | Ливерпуль |
Маршрут | Ливерпуль – Бразилия |
Заказал | 1934 |
Строитель | Каммелл, Лэрд , Биркенхед |
Номер двора | 1000 |
Запущен | 11 октября 1934 г. |
Завершенный | декабрь 1934 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен артиллерийским обстрелом: 30 сентября 1939 г. |
Общие характеристики | |
Тип | грузовой лайнер |
Тоннаж | 5051 брт , 3082 нрт |
Длина | 412,2 футов (125,6 м) |
Луч | 55,7 футов (17,0 м) |
Черновик | 25 футов 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (7,81 м) |
Глубина | 26,0 футов (7,9 м) |
Установленная мощность | 653 НХП |
Движение |
|
Скорость | 13 узлов (24 км/ч) |
Экипаж | 50 |
Датчики и системы обработки | беспроводная пеленгация |
Примечания | родственный корабль : Криспин |
SS Clement — британский турбинный пароход, которым управляла компания «Альфред Бут и компания» с 1934 по 1939 год, пока он не был перехвачен и потоплен немецким карманным линкором «Адмирал Граф Шпее» у восточного побережья Бразилии, став первой жертвой Шпее. коммерческого рейда графа [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Строительство
[ редактировать ]Серьезным последствием Великой депрессии стал глобальный спад торгового судоходства. В ответ компания Booth Line обновила свой флот, продав 11 старых кораблей и заменив их меньшим количеством новых. Часть этой стратегии привела к тому, что в 1934 году компания Line заказала два грузовых корабля на в Биркенхеде верфях Каммелл-Лэрд . [ 5 ] «Клемент» был спущен на воду 11 октября 1934 года и завершен в декабре того же года. [ 6 ] Ее родственный корабль Crispin был спущен на воду 7 декабря 1934 года и завершен в марте 1935 года. [ 7 ]
« Клемент» стал тысячным судном, спущенным на воду компанией Cammel Laird's в Биркенхеде. [ 8 ]
Основным двигателем Клемента была трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, приводившая в движение один гребной винт . Выхлопной пар из цилиндра низкого давления приводил в действие паровую турбину Bauer-Wach , которая приводила в движение тот же карданный вал через двойную понижающую передачу и Föttinger гидромуфту . Суммарная мощность ее поршневого двигателя и турбины составляла л.с. 653 [ 9 ] и дал ей скорость 13 узлов (24 км/ч). [ 10 ] Экипаж «Клемента» насчитывал около 50 человек, и он предоставил размещение 12 пассажирам. [ 8 ]
Зарегистрированная в порту Ливерпуля , Клемент в Великобритании официальный номер был 162414, а ее позывной — MBBL. [ 9 ]
Перехват
[ редактировать ]
Примерно в 12:00. [ 8 ] В субботу 30 сентября 1939 года адмирал граф Шпее перехватил «Клемент» в 50 морских милях к юго-востоку от Пернамбуку . [ примечание 1 ]
Граф Шпее передал «Клементу » , что ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться корабельной радиосвязью. Однако радист проигнорировал указание и приступил к передаче сигнала « РРР » («Меня атакует рейдер») , а также сообщению местоположения « Клемента», в дополнение к чему его капитан , капитан Фредерик Харрис, заверил, что это важно. Документация была сброшена за борт в соответствии с приказом Британского Адмиралтейства . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 11 ]
В рамках перехвата Граф Шпее запустил свой Arado Ar 196 гидросамолет , который совершил несколько проходов над «Клементом» , стреляя по его верхним сооружениям из пулемета MG 15, в ходе чего старший офицер « Клемента» получил легкое ранение. в одну из его рук. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 11 ]
Адмиралу графу Шпее было строго приказано соблюдать закон о призах . Это требовало от нее обыска любого перехваченного корабля на предмет контрабанды и обеспечения безопасности экипажа захваченного корабля. Если бы ее командир решил потопить захваченный корабль, ему также пришлось бы обеспечить безопасную эвакуацию его экипажа, прежде чем предпринимать какие-либо действия. [ 4 ] [ 11 ]
Капитан Лангсдорф отправил абордажный отряд к Клементу . В состав группы вошли капитан Харрис и его главный инженер Уолтер Брайант. [ 12 ] пленника и передал их адмиралу графу Шпее . Остальные 47 членов Клемента команды покинули корабль в четырех спасательных шлюпках , и офицер, командующий немецким абордажным отрядом, дал им курс на курс на бразильский порт Масейо . [ 4 ]
Затем граф Шпее отправил по радио общее сообщение: «Пожалуйста, сохраните спасательные шлюпки Клемента в точке 09°04’ южной широты и 34°04’ западной долготы». Пытаясь уловить союзников, адмирал Граф Шпее использовал позывной своего однотипного корабля «Адмирал Шеер» . [ 4 ]
Одна спасательная шлюпка с шестнадцатью членами экипажа « Клемента» была подобрана бразильским пароходом «Итатинга» на позиции между Пернамбуку и Алагоасом . [ 13 ] Члены экипажа первоначально высадились в Масейо. Однако позже они снова погрузились на борт и были доставлены в Баию . [ примечание 1 ] Вторая спасательная шлюпка успешно достигла Масейо, а остальных членов экипажа подобрал грузовой корабль компании Lloyd Brasileiro . [ 14 ] [ 8 ]
Тонущий
[ редактировать ]После эвакуации «Клемента » граф Шпее приступил к потоплению судна. Однако это оказалось более сложной задачей, чем предполагалось изначально. Абордажная группа установила затопленные заряды на борт «Клемента» и открыла его забортные краны , но это не принесло желаемого результата. Две торпеды были выпущены, но не достигли цели. После этого граф Шпее открыл огонь по « Клементу» с расстояния примерно 300 ярдов. [ 8 ] используя часть своего дополнительного вооружения - 15-сантиметровые (5,9 дюйма) орудия SK C/28, в ходе которых она произвела 25 выстрелов. В конце концов Граф Шпее прибегнул к использованию части своего основного вооружения - 28-см (11,0 дюймов) орудий SK C/28, и, израсходовав 11 выстрелов из своих основных орудий, «Клемент» наконец затонул в 16:40. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 11 ] «Клемент» был первым торговым судном союзников, потопленным немецким надводным кораблем во Второй мировой войне. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]Отправив большую часть команды «Клемента» в Масейо , вечером 30 сентября граф Шпее впоследствии остановил греческий трамповый пароход «Папалемос» . По просьбе капитана Лангсдорфа капитан «Папалемоса » согласился не посылать никаких беспроводных сигналов относительно «Клемента» до тех пор, пока он не окажется примерно в 600 морских милях к востоку от места остановки, после чего капитан Харрис и старший офицер Джонс [ 12 ] были переданы торговому кораблю , который продолжил свой путь, позволив графу Шпее возобновить свой боевой вылет. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Капитан свое сдержал «Папалемос» обещание до тех пор, пока они не достигли Кабо-Верде 9 октября, а по прибытии в Сан-Висенте капитан Харрис и его старший офицер были освобождены. [ 4 ]
Официальный номер и кодовые буквы
[ редактировать ]Официальные номера выдаются отдельными государствами флага. Их не следует путать с идентификационными номерами судов ИМО . У Клемента был официальный номер в Великобритании 125122, и он использовал кодовые буквы MBBL. .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В XIX и XX веках названия некоторых соответствующих бразильских штатов использовались в английских и других иностранных источниках в качестве названий основного порта или города в этих штатах. Таким образом, Пернамбуко = Ресифи , Баия = Сальвадор .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «СС Клемент [+1939]» . Место крушения .
- ^ Jump up to: а б с д и «Адмирал граф Шпее» . Морской квест .
- ^ Jump up to: а б с д и «GRAF SPEE и ALTMARK в Южной Атлантике, 1939 год – затонувшие торговые суда» . Часть архива Acorn — Hearts of Oak .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Миллер 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Джон 1959 , стр. 139, 190.
- ^ «Клемент» . Судоходство и судостроение . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Криспин» . Судоходство и судостроение . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ливерпульский пароход CLEMENT и шведский пароход GUN затонули» . old-merseytimes.co.uk .
- ^ Jump up to: а б «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 17 февраля 2021 г. - через городской совет Саутгемптона .
- ^ Влеггерт, Нико; Леттенс, январь (14 января 2017 г.). «СС Клемент [+1939]» . Место крушения . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Покок, Майкл В. «Адмирал граф Шпее» . Морской квест . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Список экипажа ливерпульского парохода CLEMENT» . old-merseytimes.co.uk .
- ^ «Экипаж затонувшего корабля Л'пул — все на берегу, кроме двух пленников» . Ливерпульское Эхо . № 19629. 3 октября 1939 г. с. 5 . Проверено 21 апреля 2024 г. - из архива британских газет.
- ^ «Немецкий рейдер взял в плен шкипера» . Бирмингемская газета . № 29779. 3 октября 1939 г. с. 1 . Проверено 21 апреля 2024 г. - из архива британских газет.
- ^ Джордан, Роджер (1999). Торговые суда мира, 1939 год . Лондон: Чатем-Хаус. п. 94. ИСБН 1-86176-023-Х .
Библиография
[ редактировать ]- Джон, AH (1959). Ливерпульский торговый дом . Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд.
- Миллер, Дэвид (2013). Решения командования: Лангсдорф и битва у реки Плейт . Барнсли: Книги о пере и мече . ISBN 978-1473821385 .
09 ° 01' ю.ш., 34 ° 17' з.д. / 9,017 ° ю.ш., 34,283 ° з.д.
- корабли 1934 года
- Грузовые лайнеры
- Морские инциденты 1939 года
- Морские инциденты в Бразилии
- Корабли пароходства «Бут»
- Корабли, построенные на реке Мерси
- Пароходы Соединенного Королевства
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане