Jump to content

Вторая битва при Гельголандской бухте

Вторая битва при Гельголандской бухте
Часть Первой мировой войны

HMS Calypso в бою, во время которого он был серьезно поврежден, рисунок Уильяма Лайонела Уилли.
Дата 17 ноября 1917 г.
Расположение 54 ° 10' с.ш., 8 ° 04' в.д.  /  54,167 ° с.ш., 8,067 ° в.д.  / 54,167; 8,067
Результат Нерешительный
Воюющие стороны
 Великобритания  Германская империя
Командиры и лидеры
Великобритания Тревильян Нэпьер
Великобритания Уильям Пакенхэм
Германская империя Людвиг фон Рейтер
Сила
  • 2 линкора
  • 4 легких крейсера
  • 8 эсминцев
  • 14 тральщиков
Жертвы и потери
  • 22 человека убиты
  • 43 раненых
  • 1 легкий крейсер поврежден
  • 21 человек убит
  • 40 раненых
  • 22 ( военнопленный )
  • 1 тральщик затонул
  • 1 легкий крейсер поврежден
Гельголандская бухта расположена в Северном море.
Гельголандская бухта
Гельголандская бухта
Место помолвки

Второе сражение в Гельголандской бухте , а также « Действие в Гельголандской бухте» и « Цвайтское Зеешлахт в Гельголанде » — безрезультатное военно-морское сражение между британскими и немецкими эскадрами 17 ноября 1917 года во время Первой мировой войны .

Британские минные постановки

[ редактировать ]

Британцы использовали морское минирование в оборонительных целях для защиты морских путей и торговых путей, а также в наступательных целях, чтобы препятствовать транзиту немецких подводных лодок и надводных кораблей в Северном море , опасность которого была проиллюстрирована 17 октября 1917 года вылетом немецких Brummer. типа крейсеров СМС Брюммер и СМС Бремзе ( действия у Леруика ) против скандинавского конвоя . (В 1917 году шесть подводных лодок были потоплены британскими минами, а за два года немецкие противоминные силы потеряли около 28 эсминцев, 70 тральщиков и других кораблей.) [ 1 ]

Немцы были вынуждены провести траление на расстоянии до 150 морских миль (170 миль; 280 км) в Гельголандском заливе и на юге Балтийского моря , прикрытые легкими крейсерами и эсминцами, с периодической дистанционной поддержкой линкоров. [ 1 ] После боевых действий у Леруика в Адмиралтействе было рассмотрено несколько предложений об атаках на немецкие тральщики и эскорт. [ 2 ] 31 октября британцы направили в Каттегат крупные силы крейсеров и эсминцев , которые потопили «Кронпринц Вильгельм» и девять траулеров. вооруженное торговое судно [ 3 ] [ 4 ]

Тестовые поездки по Германии

[ редактировать ]

Активная установка британцами мин и сетевых заграждений за пределами главных немецких минных поясов между рифом Хорнс и Терсхеллингом, недалеко от баз Флота открытого моря ( Hochseeflotte ), вынудила Kaiserliche Marine обследовать британские минные поля, чтобы найти маршруты через них для транзита. в Северное море и обратно. Были проведены испытательные рейсы, которые представляли собой значительные операции с кораблями по поиску мин, тральщиков, торпедных катеров (обычно континентальный термин для эсминцев), подводных лодок, барьерных прорывателей и легких крейсеров, а также с воздушной разведкой с помощью дирижаблей и гидросамолетов . Испытательные рейсы также были защищены линкорами на маршрутах, которые, как известно, свободны от мин. [ 3 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Операции в Северном море

[ редактировать ]

20 октября британские дешифровщики комнаты 40 , входящие в состав Отдела военно-морской разведки Адмиралтейства , расшифровали приказ подводной лодке UB-61 провести разведку к северу от Бергена, чтобы найти новый маршрут скандинавского конвоя. В отчетах агентов из Копенгагена говорилось о неизбежной атаке Германии семи легких крейсеров и 36 эсминцев. [ 5 ] В течение недели, закончившейся 11 ноября, британские легкие крейсеры, эсминцы и линейные крейсеры эскорта провели неудачную тралировку вдоль границы минных полей Гельголандской бухты. [ 3 ] К середине ноября Адмиралтейство получило достаточно разведданных, чтобы перехватить одну из крупных немецких операций по тралению, при условии, что корабли, базирующиеся в Росайте в Шотландии, смогут вовремя отплыть. Адмиралтейство решило, что наступательная операция должна начаться 17 ноября. [ 2 ]

Тестовая поездка, 17 ноября

[ редактировать ]
Карта, показывающая расположение Боркума на Восточно-Фризских островах.

Немцы запланировали испытательный поход на 17 ноября 1917 года с участием 2-й и 6-й вспомогательных полуфлотилий тральщиков, 12-й и 14-й полуфлотилий торпедных катеров, IV дивизии прорыва барьеров и легких крейсеров II дивизии разведывательной группы под командованием тыла. Адмирал ( контерадмирал ) Людвиг фон Рейтер из 6-го тральщика Полуфлотилия. Линкоры Kaiser класса , SMS Kaiser и SMS Kaiserin из IV эскадрильи, каждый с десятью 12-дюймовыми (300-мм) орудиями под командованием капитана ( Kapitän zur See ) Курта Грасхоффа в Кайзерине , должны были действовать как силы прикрытия группы. Линкоры должны были достичь точки к западу от Гельголанда к 7.00 утра , в то время как группа испытательного рейса встретилась в Гельголандской бухте примерно на полпути между рифом Хорнс и Терсхеллингом. Из-за плохой погоды, приводившей к посадке цеппелинов на мель и не позволяющей легким крейсерам садиться на гидросамолеты, после того, как они высадились в море, испытательный рейс опирался на разведывательное патрулирование двух гидросамолетов наземного базирования из Боркума на побережье Германии, к востоку от Нидерландов. для ведения разведки впереди группы. [ 6 ]

Британский план

[ редактировать ]
Схема, показывающая Фризские острова , включая Терсхеллинг и Боркум (внизу слева) и Зильт на Северо-Фризских островах (вверху справа), которые являются частью Моря Веддена . архипелага

Немецкая испытательная поездка была раскрыта дешифровщиками комнаты 40, что позволило британцам спланировать засаду. [ 7 ] 16 ноября приказ о нападении на Испытательный рейс был отправлен адмиралу сэру Дэвиду Битти , главнокомандующему Великого британского флота . 17 ноября 1917 года отряд крейсеров под командованием вице-адмирала Тревильяна Нэпьера был отправлен для атаки немецких тральщиков во время их траления. [ 8 ]

Действия начались в 7:30 утра, примерно в 65 морских милях (75 миль; 120 км) к западу от Зильта , когда «Отважный» заметил немецкие корабли. Она открыла огонь в 7:37 утра. Рейтер двинулся с четырьмя легкими крейсерами и восемью эсминцами к британскому кораблю, чтобы прикрыть отход тральщиков, при этом все, кроме траулера «Кединген» (1906 г.) [ де ] , ускользнули от британского отряда. [ а ] Последовала суровая погоня, когда немецкие войска, умело используя дымовые завесы, на максимальной скорости отошли на юго-восток под огнем 1-й эскадры крейсеров , 1-й эскадры легких крейсеров и 6-й эскадры легких крейсеров. «Рипалс» отделился от 1-й эскадры линейных крейсеров и на большой скорости подошел, чтобы вступить в бой. Обеим сторонам в маневрах мешало наличие морских минных полей.

Примерно в то же время легкие крейсера попали под огонь линкоров типа «Кайзер» и «Кайзерин » ; , подошедших на поддержку кораблей Рейтера В Каледон попал снаряд калибра 12,0 дюймов (30,5 см), повредивший орудийную башню; вскоре после этого британские корабли прекратили погоню, достигнув края новых минных полей. Снаряд пробил верхнюю боевую рубку легкого крейсера «Калипсо» , убив экипаж боевой рубки, смертельно ранив капитана Герберта Эдвардса на мостике и потеряв сознание штурмана капитан-лейтенанта МФФ Уилсона. Весь личный состав на нижнем мостике был убит, и командование принял на себя офицер-наводчик лейтенант ХКК Кларк, что осложнялось тем, что снаряд также отключил все электрические коммуникации и снизил скорострельность. [ 9 ] [ б ] линейный крейсер Repulse Около 10:00 ненадолго вступил в бой с немецкими кораблями, поразив легкий крейсер SMS Königsberg , что вызвало серьезный пожар. [ 10 ]

Последствия

[ редактировать ]
Французская карта Ютландской битвы (1916 г.), показывающая (черным цветом) примерную площадь немецких минных полей в Северном море.

В 1984 году Патрик Бизли написал, что британская операция была смелой, но что Нэпьер был несправедливо обвинен в неспособности преследовать немецкие корабли с достаточной энергией. Комната 40 была хорошо осведомлена о позициях немецких минных полей и британских полей, которые немцы пытались очистить. Информация была добавлена ​​к военно-морским картам Комнаты 40, но в ней было отказано Нэпиру, который принимал решения на основе имеющихся у него карт. Нежелание Адмиралтейства раскрыть тот факт, что их информация была получена в результате расшифровки радиоперехватов, привело к тому, что командующий флотом был плохо информирован. Адмиралтейство, по крайней мере, предоставило оперативную информацию командующим ВМФ после того, как Битти сделал экстренный запрос, когда был в море. Через девяносто минут Адмиралтейство проинформировало Напьера о том, что немецкие крупные корабли отплыли в 8:30 утра и о местонахождении немецких крейсеров, что привело к Кенигсберга серьезным повреждениям . По крайней мере, «Комната 40» предотвратила перерастание британской операции из фиаско в катастрофу. [ 7 ]

В 1920 году адмирал Рейнхард Шеер писал, что немцы потеряли 21 человека убитыми, десять тяжело ранеными и тридцать человек легко ранеными. [ 11 ] В коммюнике Адмиралтейства перечислены потери британцев: один офицер и 21 мужчина убиты, четыре офицера и 39 человек ранены; 22 пленных . Было взято [ 12 ]

Виктория Кросс

[ редактировать ]

Опытный матрос Джон Карлесс из Уолсолла, находившийся на борту флагманского корабля коммодора Коуэна «Каледон» , был посмертно награжден Крестом Виктории за храбрость, продолжавшуюся заряжать и стрелять из ружья, несмотря на смертельные осколочные ранения, открывшие его живот. [ 13 ]

Боевые порядки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Два немецких эсминца были отделены, но воссоединились во время боя.
  2. ^ Существует некоторый спор относительно того, был ли снаряд диаметром 15 см (5,9 дюйма) или 12,0 дюйма (30,5 см) повредил Калипсо ; поскольку она была подбита в 9:40 утра, до того, как немецкие линкоры открыли огонь, первое более вероятно.
  3. Основным источником британского боевого порядка является Ньюболт, том V «Военно-морские операции» , стр. 168–169, сноска 2. [ 14 ] Дополнительные организационные подробности взяты из « Дополнения Адмиралтейства (1917 г.) к Ежемесячному военно-морскому списку», ноябрь 1917 г. (Лондон: Харрисон и сыновья). Командиры взяты из Ежемесячного списка военно-морского флота Адмиралтейства (1917 г.), ноябрь 1917 г.
  4. ^ Repulse , который был быстрее и имел меньшую осадку, чем другие британские линейные крейсеры, был выделен для поддержки 1-й эскадры легких крейсеров около 8:00 утра; нанесла 15-дюймовый удар по Кенигсбергу . она вступила в бой около 9:00 утра и в 9:58 утра в конце боя [ 16 ]
  5. ^ Немецкие большие торпедные катера ( großer torpedoboote ) были такого же размера и функций, что и эсминцы Королевского флота, и часто назывались таковыми.
  6. Основной источник немецкого боевого порядка — Gladisch, стр. 56–57. Командиры из Гладиша, Шеер оп. цит. , статьи в немецкой Википедии о крейсерах, Дэйв Альтон, Командиры немецких крупных кораблей 1914–1919 гг . (по состоянию на 29 мая 2013 г.) и Ehrenrangliste der Kaiserlich-Deutschen Marine 1914–18 [1930] ( Контерадмирал А. Д. Альберт Штольцель). [ 17 ]
  • Бизли, П. (1984) [1982]. Комната 40: Британская военно-морская разведка, 1914–1918 (под ред. Oxford University Press). Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN  978-0-19-281468-5 .
  • Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-863-7 .
  • Халперн, П.Г. (1995) [1994]. Военно-морская история Первой мировой войны (pbk. UCL Press, изд. Лондона). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-85728-498-4 .
  • Харкинс, Х. (2015). Легкие линейные крейсеры и вторая битва в Гельголандской бухте: странности лорда Фишера . Глазго: Издательство Centurion. ISBN  978-1-903630-52-5 .
  • Ньюболт, HJ (1931). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (1-е изд.). Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC   220475309 .
  • Ньюболт, HJ (2003) [1931]. «Военно-морские операции» (с прилагаемым кейсом для карт) . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (2-й факс. Реп. Изд. Naval & Military Press и Imperial War Museum). Longmans, Green & Co. Лондон: ISBN  978-1-84342-493-2 . Проверено 11 ноября 2020 г. - через Archive Foundation.
  • Шеер, Р. (1920). Открытый морской флот Германии в мировой войне (англ. пер. изд.). Лондон: Касселл. стр. 304–309. OCLC   495246260 . Проверено 11 ноября 2020 г. - через Archive Foundation.
  • Стельзель, Альберт (1930). Императорского флота Германии 1914–18 список Почётный . Берлин: Ассоциация морских офицеров. OCLC   62432982 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Голдрик, Дж. (2018). После Ютландии: Морская война в водах Северной Европы, июнь 1916 г. - ноябрь 1918 г. (изд. ePub). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-328-3 .
  • Херд, А.С. (2003) [1929]. Торговый флот . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. III (факс. представитель Отдела печатных книг, военно-морской и военной прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-1-84342-567-0 .
  • Мардер, Эй Джей (1969). От дредноута до Скапа-Флоу: Королевский флот в эпоху Фишера, 1904–1919: 1917 год, год кризиса . Том. IV. Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC   1072069754 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: Пимлико. ISBN  978-1-84413-411-3 .
  • О'Хара, В .; Диксон, В. Дэвид; Уорт, Р., ред. (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-269-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 216f0114a381e861f3fa70f39e54af3c__1723718400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/3c/216f0114a381e861f3fa70f39e54af3c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Second Battle of Heligoland Bight - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)