Вторая битва при Гельголандской бухте
Вторая битва при Гельголандской бухте | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны | |||||||
![]() HMS Calypso в бою, во время которого он был серьезно поврежден, рисунок Уильяма Лайонела Уилли. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
| ||||||
Место помолвки |
Второе сражение в Гельголандской бухте , а также « Действие в Гельголандской бухте» и « Цвайтское Зеешлахт в Гельголанде » — безрезультатное военно-морское сражение между британскими и немецкими эскадрами 17 ноября 1917 года во время Первой мировой войны .
Фон
[ редактировать ]Британские минные постановки
[ редактировать ]Британцы использовали морское минирование в оборонительных целях для защиты морских путей и торговых путей, а также в наступательных целях, чтобы препятствовать транзиту немецких подводных лодок и надводных кораблей в Северном море , опасность которого была проиллюстрирована 17 октября 1917 года вылетом немецких Brummer. типа крейсеров СМС Брюммер и СМС Бремзе ( действия у Леруика ) против скандинавского конвоя . (В 1917 году шесть подводных лодок были потоплены британскими минами, а за два года немецкие противоминные силы потеряли около 28 эсминцев, 70 тральщиков и других кораблей.) [ 1 ]
Немцы были вынуждены провести траление на расстоянии до 150 морских миль (170 миль; 280 км) в Гельголандском заливе и на юге Балтийского моря , прикрытые легкими крейсерами и эсминцами, с периодической дистанционной поддержкой линкоров. [ 1 ] После боевых действий у Леруика в Адмиралтействе было рассмотрено несколько предложений об атаках на немецкие тральщики и эскорт. [ 2 ] 31 октября британцы направили в Каттегат крупные силы крейсеров и эсминцев , которые потопили «Кронпринц Вильгельм» и девять траулеров. вооруженное торговое судно [ 3 ] [ 4 ]
Тестовые поездки по Германии
[ редактировать ]Активная установка британцами мин и сетевых заграждений за пределами главных немецких минных поясов между рифом Хорнс и Терсхеллингом, недалеко от баз Флота открытого моря ( Hochseeflotte ), вынудила Kaiserliche Marine обследовать британские минные поля, чтобы найти маршруты через них для транзита. в Северное море и обратно. Были проведены испытательные рейсы, которые представляли собой значительные операции с кораблями по поиску мин, тральщиков, торпедных катеров (обычно континентальный термин для эсминцев), подводных лодок, барьерных прорывателей и легких крейсеров, а также с воздушной разведкой с помощью дирижаблей и гидросамолетов . Испытательные рейсы также были защищены линкорами на маршрутах, которые, как известно, свободны от мин. [ 3 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Операции в Северном море
[ редактировать ]20 октября британские дешифровщики комнаты 40 , входящие в состав Отдела военно-морской разведки Адмиралтейства , расшифровали приказ подводной лодке UB-61 провести разведку к северу от Бергена, чтобы найти новый маршрут скандинавского конвоя. В отчетах агентов из Копенгагена говорилось о неизбежной атаке Германии семи легких крейсеров и 36 эсминцев. [ 5 ] В течение недели, закончившейся 11 ноября, британские легкие крейсеры, эсминцы и линейные крейсеры эскорта провели неудачную тралировку вдоль границы минных полей Гельголандской бухты. [ 3 ] К середине ноября Адмиралтейство получило достаточно разведданных, чтобы перехватить одну из крупных немецких операций по тралению, при условии, что корабли, базирующиеся в Росайте в Шотландии, смогут вовремя отплыть. Адмиралтейство решило, что наступательная операция должна начаться 17 ноября. [ 2 ]
Тестовая поездка, 17 ноября
[ редактировать ]
Немцы запланировали испытательный поход на 17 ноября 1917 года с участием 2-й и 6-й вспомогательных полуфлотилий тральщиков, 12-й и 14-й полуфлотилий торпедных катеров, IV дивизии прорыва барьеров и легких крейсеров II дивизии разведывательной группы под командованием тыла. Адмирал ( контерадмирал ) Людвиг фон Рейтер из 6-го тральщика Полуфлотилия. Линкоры Kaiser класса , SMS Kaiser и SMS Kaiserin из IV эскадрильи, каждый с десятью 12-дюймовыми (300-мм) орудиями под командованием капитана ( Kapitän zur See ) Курта Грасхоффа в Кайзерине , должны были действовать как силы прикрытия группы. Линкоры должны были достичь точки к западу от Гельголанда к 7.00 утра , в то время как группа испытательного рейса встретилась в Гельголандской бухте примерно на полпути между рифом Хорнс и Терсхеллингом. Из-за плохой погоды, приводившей к посадке цеппелинов на мель и не позволяющей легким крейсерам садиться на гидросамолеты, после того, как они высадились в море, испытательный рейс опирался на разведывательное патрулирование двух гидросамолетов наземного базирования из Боркума на побережье Германии, к востоку от Нидерландов. для ведения разведки впереди группы. [ 6 ]
Британский план
[ редактировать ]Немецкая испытательная поездка была раскрыта дешифровщиками комнаты 40, что позволило британцам спланировать засаду. [ 7 ] 16 ноября приказ о нападении на Испытательный рейс был отправлен адмиралу сэру Дэвиду Битти , главнокомандующему Великого британского флота . 17 ноября 1917 года отряд крейсеров под командованием вице-адмирала Тревильяна Нэпьера был отправлен для атаки немецких тральщиков во время их траления. [ 8 ]
Боевой
[ редактировать ]Действия начались в 7:30 утра, примерно в 65 морских милях (75 миль; 120 км) к западу от Зильта , когда «Отважный» заметил немецкие корабли. Она открыла огонь в 7:37 утра. Рейтер двинулся с четырьмя легкими крейсерами и восемью эсминцами к британскому кораблю, чтобы прикрыть отход тральщиков, при этом все, кроме траулера «Кединген» (1906 г.) , ускользнули от британского отряда. [ а ] Последовала суровая погоня, когда немецкие войска, умело используя дымовые завесы, на максимальной скорости отошли на юго-восток под огнем 1-й эскадры крейсеров , 1-й эскадры легких крейсеров и 6-й эскадры легких крейсеров. «Рипалс» отделился от 1-й эскадры линейных крейсеров и на большой скорости подошел, чтобы вступить в бой. Обеим сторонам в маневрах мешало наличие морских минных полей.
Примерно в то же время легкие крейсера попали под огонь линкоров типа «Кайзер» и «Кайзерин » ; , подошедших на поддержку кораблей Рейтера В Каледон попал снаряд калибра 12,0 дюймов (30,5 см), повредивший орудийную башню; вскоре после этого британские корабли прекратили погоню, достигнув края новых минных полей. Снаряд пробил верхнюю боевую рубку легкого крейсера «Калипсо» , убив экипаж боевой рубки, смертельно ранив капитана Герберта Эдвардса на мостике и потеряв сознание штурмана капитан-лейтенанта МФФ Уилсона. Весь личный состав на нижнем мостике был убит, и командование принял на себя офицер-наводчик лейтенант ХКК Кларк, что осложнялось тем, что снаряд также отключил все электрические коммуникации и снизил скорострельность. [ 9 ] [ б ] линейный крейсер Repulse Около 10:00 ненадолго вступил в бой с немецкими кораблями, поразив легкий крейсер SMS Königsberg , что вызвало серьезный пожар. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
В 1984 году Патрик Бизли написал, что британская операция была смелой, но что Нэпьер был несправедливо обвинен в неспособности преследовать немецкие корабли с достаточной энергией. Комната 40 была хорошо осведомлена о позициях немецких минных полей и британских полей, которые немцы пытались очистить. Информация была добавлена к военно-морским картам Комнаты 40, но в ней было отказано Нэпиру, который принимал решения на основе имеющихся у него карт. Нежелание Адмиралтейства раскрыть тот факт, что их информация была получена в результате расшифровки радиоперехватов, привело к тому, что командующий флотом был плохо информирован. Адмиралтейство, по крайней мере, предоставило оперативную информацию командующим ВМФ после того, как Битти сделал экстренный запрос, когда был в море. Через девяносто минут Адмиралтейство проинформировало Напьера о том, что немецкие крупные корабли отплыли в 8:30 утра и о местонахождении немецких крейсеров, что привело к Кенигсберга серьезным повреждениям . По крайней мере, «Комната 40» предотвратила перерастание британской операции из фиаско в катастрофу. [ 7 ]
Потери
[ редактировать ]В 1920 году адмирал Рейнхард Шеер писал, что немцы потеряли 21 человека убитыми, десять тяжело ранеными и тридцать человек легко ранеными. [ 11 ] В коммюнике Адмиралтейства перечислены потери британцев: один офицер и 21 мужчина убиты, четыре офицера и 39 человек ранены; 22 пленных . Было взято [ 12 ]
Виктория Кросс
[ редактировать ]Опытный матрос Джон Карлесс из Уолсолла, находившийся на борту флагманского корабля коммодора Коуэна «Каледон» , был посмертно награжден Крестом Виктории за храбрость, продолжавшуюся заряжать и стрелять из ружья, несмотря на смертельные осколочные ранения, открывшие его живот. [ 13 ]
Боевые порядки
[ редактировать ]
Британские войска[ редактировать ]1-я крейсерская эскадра
6-я эскадра легких крейсеров
1-я эскадра легких крейсеров
1-я эскадра линейных крейсеров (отряд)
Другие силы на море для поддержки (ни одна из них не участвовала)
|
Немецкие войска[ редактировать ]2-я разведывательная группа
7-я флотилия торпедных катеров
Тральщики
4-я боевая эскадрилья (отряд)
Другие силы на море для поддержки (ни одна из которых не была задействована)
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Два немецких эсминца были отделены, но воссоединились во время боя.
- ^ Существует некоторый спор относительно того, был ли снаряд диаметром 15 см (5,9 дюйма) или 12,0 дюйма (30,5 см) повредил Калипсо ; поскольку она была подбита в 9:40 утра, до того, как немецкие линкоры открыли огонь, первое более вероятно.
- ↑ Основным источником британского боевого порядка является Ньюболт, том V «Военно-морские операции» , стр. 168–169, сноска 2. [ 14 ] Дополнительные организационные подробности взяты из « Дополнения Адмиралтейства (1917 г.) к Ежемесячному военно-морскому списку», ноябрь 1917 г. (Лондон: Харрисон и сыновья). Командиры взяты из Ежемесячного списка военно-морского флота Адмиралтейства (1917 г.), ноябрь 1917 г.
- ^ Repulse , который был быстрее и имел меньшую осадку, чем другие британские линейные крейсеры, был выделен для поддержки 1-й эскадры легких крейсеров около 8:00 утра; нанесла 15-дюймовый удар по Кенигсбергу . она вступила в бой около 9:00 утра и в 9:58 утра в конце боя [ 16 ]
- ^ Немецкие большие торпедные катера ( großer torpedoboote ) были такого же размера и функций, что и эсминцы Королевского флота, и часто назывались таковыми.
- ↑ Основной источник немецкого боевого порядка — Gladisch, стр. 56–57. Командиры из Гладиша, Шеер оп. цит. , статьи в немецкой Википедии о крейсерах, Дэйв Альтон, Командиры немецких крупных кораблей 1914–1919 гг . (по состоянию на 29 мая 2013 г.) и Ehrenrangliste der Kaiserlich-Deutschen Marine 1914–18 [1930] ( Контерадмирал А. Д. Альберт Штольцель). [ 17 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бизли 1984 , с. 268.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюболт 2003 , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б с Харкинс 2015 , с. 32.
- ^ Халперн 1995 , стр. 376–377; Ньюболт 2003 , стр. 164–165.
- ^ Бизли 1984 , с. 279.
- ^ Харкинс 2015 , стр. 32–33.
- ^ Перейти обратно: а б Бизли 1984 , с. 280.
- ^ Халперн 1995 , стр. 376–377.
- ^ Ньюболт 2003 , стр. 175.
- ^ Ньюболт 1931 , стр. 175–176; Берт 1986 , с. 302.
- ^ Шеер 1920 , с. 308.
- ^ Харкинс 2015 , стр. 38–39.
- ^ Карлесс, Джон Генри , Комиссия Содружества по военным захоронениям
- ^ Ньюболт 1931 , стр. 168–169.
- ^ Перейти обратно: а б с Харкинс 2015 , с. 42.
- ^ Ньюболт 2003 , с. 176.
- ^ Стельзель 1930 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бизли, П. (1984) [1982]. Комната 40: Британская военно-морская разведка, 1914–1918 (под ред. Oxford University Press). Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-19-281468-5 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-863-7 .
- Халперн, П.Г. (1995) [1994]. Военно-морская история Первой мировой войны (pbk. UCL Press, изд. Лондона). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-85728-498-4 .
- Харкинс, Х. (2015). Легкие линейные крейсеры и вторая битва в Гельголандской бухте: странности лорда Фишера . Глазго: Издательство Centurion. ISBN 978-1-903630-52-5 .
- Ньюболт, HJ (1931). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (1-е изд.). Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 220475309 .
- Ньюболт, HJ (2003) [1931]. «Военно-морские операции» (с прилагаемым кейсом для карт) . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (2-й факс. Реп. Изд. Naval & Military Press и Imperial War Museum). Longmans, Green & Co. Лондон: ISBN 978-1-84342-493-2 . Проверено 11 ноября 2020 г. - через Archive Foundation.
- Шеер, Р. (1920). Открытый морской флот Германии в мировой войне (англ. пер. изд.). Лондон: Касселл. стр. 304–309. OCLC 495246260 . Проверено 11 ноября 2020 г. - через Archive Foundation.
- Стельзель, Альберт (1930). Императорского флота Германии 1914–18 список Почётный . Берлин: Ассоциация морских офицеров. OCLC 62432982 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голдрик, Дж. (2018). После Ютландии: Морская война в водах Северной Европы, июнь 1916 г. - ноябрь 1918 г. (изд. ePub). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-328-3 .
- Херд, А.С. (2003) [1929]. Торговый флот . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. III (факс. представитель Отдела печатных книг, военно-морской и военной прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-1-84342-567-0 .
- Мардер, Эй Джей (1969). От дредноута до Скапа-Флоу: Королевский флот в эпоху Фишера, 1904–1919: 1917 год, год кризиса . Том. IV. Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 1072069754 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: Пимлико. ISBN 978-1-84413-411-3 .
- О'Хара, В .; Диксон, В. Дэвид; Уорт, Р., ред. (2013). Чтобы увенчать волны: Великие флоты Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-269-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при Гельголандской бухте (1917 г.) на Викискладе?