Тондерн рейд
Тондерн Рейд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Семь Sopwith Camel на кабине экипажа HMS Furious по пути на рейд Тондерн | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Германская империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ричард Филлимор | Никто | ||||||
Сила | |||||||
7 самолетов | 2 дирижабля 1 привязной воздушный шар | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 утонул 3 интернированных 1 самолет поврежден 3 самолета интернированы 2 самолета брошены 1 самолет потерян в море | 4 раненых 2 дирижабля уничтожены 1 привязной воздушный шар уничтожен 2 ангара повреждены | ||||||
Рейд Тондерн или операция F.7 — британский бомбардировочный рейд Королевского флота и Королевских военно-воздушных сил против базы дирижаблей Императорского флота Германии в Тондере , Дания , которая тогда была частью Германии . Дирижабли использовались для стратегических бомбардировок Великобритании . Это была первая в истории атака авиации с авианосца . 19 июля 1918 года семь Sopwith Camel взлетели с HMS Furious переоборудованного линейного крейсера . Потеряв одного человека и несколько самолетов, британцы уничтожили цеппелины L 54 , L 60 и привязной аэростат.
Фон
[ редактировать ]Морская авиация
[ редактировать ]Великобритания, Япония и Россия проводили воздушные налеты с кораблей с 1914 года, но это были гидросамолеты, спускаемые на воду с помощью кранов. [1] [2] [3] Furious был разработан для взлета самолетов из носовой кабины экипажа. [4]
HMS Furious
[ редактировать ]В марте 1918 года линейный крейсер HMS Furious присоединился к Великому флоту в Скапа-Флоу под флагом командующего авиацией контр-адмирала (RAA) Ричарда Филлимора . Во время постройки «Фьюриес» был переоборудован для использования в качестве авианосца, с полетной палубой впереди основной надстройки. В 1917 году авианосец был оснащен Sopwith Camel 2F.1a, морским вариантом Sopwith Camel. Они частично заменили Sopwith 1½ Strutter . [5] [6] В конце 1917 года в кормовой части была оборудована вторая полетная палуба, посадка на которую оказалась «почти такой же опасной, как выброска в море». [7] Пока такая необходимость не возникла, ее отправили на разведку у Гельголандского залива для поиска минных полей и доказательств противоминной деятельности немцев. [8]
План
[ редактировать ]Атака на базы дивизии военно-морских дирижаблей Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ) была предложена контр-адмиралу Филлимору штабным офицером его Королевских ВВС подполковником Робертом Кларк-Холлом и одним из его пилотов, командиром эскадрильи Ричардом Беллом. Дэвис , ВК . Кларк-Холл получил одобрение Филлимора и главнокомандующего Великим флотом адмирала Дэвида Битти . [8] [а] Первоначально планировалось использовать для атаки 1½ Strutter, но они были слишком ценны для разведки, и были заменены Sopwith Camel, дальность действия которых означала атаку на базу дирижаблей в Тондере . [8]
Прелюдия
[ редактировать ]Операция F.6 представляла собой план для двух волн по четыре самолета, каждый пилот которых проходил специальную подготовку. [8] Майор Мур был отправлен в командировку до запланированной даты - 29 июня 1918 года, и к тому времени было уже слишком поздно готовить замену. Обучение состояло из бомбардировок аэродрома Тернхаус , где были отмечены очертания трех ангаров дирижаблей Тондерна. Пилотами были капитаны У. Д. Джексон, Уильям Диксон , Бернард Смарт и Т. К. Тайн, а также лейтенанты Н. Е. Уильямс, С. Доусон и У. А. Юлетт. 27 июня «Фьюриес» отплыл из Росайта в сопровождении 1-й эскадры легких крейсеров и восьми эсминцев 13-й флотилии эсминцев . 29 июня корабли достигли точки взлета, но из-за ветра силой 6 [22–27 узлов (41–50 км / ч; 25–31 миль в час)] полет был признан невозможным, и операция была отменена. [8]
Операция Ф.7
[ редактировать ]Еще одна попытка, операция F.7, началась, когда «Форсаж» отплыл в 12:03 17 июля. На этот раз ее сопровождал отряд B, включавший дивизию 1-й боевой эскадры (все новые «Месть» линкоры класса ), 7-ю эскадру легких крейсеров и экран эсминца. Башенные орудия HMS « Resolver » «Y» были снаряжены специальным шрапнельным снарядом для использования против дирижаблей. Во время перехода эсминец HMS Valentine расследовал сообщение о контакте с подводной лодкой, но из этого ничего не вышло. [8]
В 03:04 утра 18 июля «Форсаж» был готов взлететь со своих «Верблюдов», когда разразилась гроза. Вместо того, чтобы отменить операцию, было решено отложить ее на двадцать четыре часа, и «Форсаж» и ее эсминец вернулись к отряду Б. [8] Объединенная эскадрилья курсировала вне поля зрения у датского побережья до утра 19 июля, а в ухудшившихся погодных условиях Furious улетела со своих Camel между 03:13 и 03:21. В первый отряд входили Джексон, Диксон и Уильямс; второй из Смарта, Доусона, Юлетта и Тайна. Тайн был вынужден развернуться из-за неисправности двигателя, прежде чем достичь цели, и бросил свой самолет, прежде чем его удалось подобрать. [10] [б]
Первые три самолета прибыли над Тондерном в 4:35, застигнув базу врасплох. Там было три ангара для дирижаблей, которые немцы имели кодовые названия «Тоска» , «Тобия» и «Тони» . Тоска , самый большой, представляла собой двойной ангар и вмещала дирижабли L.54 и L.60 . Тобиас содержал привязной воздушный шар, а Тони разбирали. Первая волна атаковала Тоску и поразила сарай тремя бомбами, взорвав газовые баллоны L.54 и L.60 , уничтожив их огнем, но не заставив их взорваться и разрушить сарай. Еще одна бомба первой волны попала в Тобиаса и повредила воздушный шар внутри. Вторая волна уничтожила прикованный к огню воздушный шар и несколько раз едва не попала в вагон, нагруженный баллонами с водородом. Несмотря на потерю двух дирижаблей, ранения получили только четыре человека. [10]
Огонь с земли велся по обеим волнам, но единственным повреждением стало колесо ходовой части, отбитое от Camel из второй волны. Уильямс, Джексон и Доусон, сомневаясь, что у них достаточно топлива, чтобы добраться до британской эскадры в море, высадились в Дании. Диксон, Юлетт и Смарт вылетели в море на поиски британских кораблей. Диксон бросил воду в 5:55, а Смарт, у которого возникла проблема с двигателем, бросил воду в 06:30. О Юлетте больше ничего не было слышно, и его считали утонувшим; Предполагалось, что он был вынужден преждевременно покинуть самолет из-за нехватки топлива. Британская эскадрилья ждала других пилотов, пока у «Верблюдов» не кончилось топливо, и после 7:00 корабли развернулись в крейсерском порядке и направились домой. [11]
Последствия
[ редактировать ]Немецкая дивизия военно-морских дирижаблей быстро отремонтировала «Тоску» , но Тондерн был заброшен только для использования в качестве места аварийной посадки. Оборона на других базах была улучшена, а участок сельской местности возле военно-морской авиабазы Нордхольц был сожжен, чтобы предотвратить его поджог от бомб.
Последующие операции
[ редактировать ]С 1917 г. был готов рейд на германский флот открытого моря с использованием нового торпедоносца « Сопвич Кукушка» . «Кукушки» не было в достаточном количестве до начала 1919 года, и план не был реализован. Эта концепция была возрождена во время Второй мировой войны в 1940 году , а в битве при Таранто были атакованы линкоры итальянской Regia Marina , три из которых были потоплены у причала.
Потери и награды
[ редактировать ]Диксон и Юлетт были награждены орденом «За выдающиеся заслуги» , а Смарт получил планку для своего DSO. Тело Юлетта позже было извлечено из моря и похоронено на кладбище церкви Нёрре Хаврвиг в Дании. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ 1 апреля 1918 года Королевская военно-морская авиационная служба была объединена с Королевским летным корпусом и образовала Королевские военно-воздушные силы. Офицеры RNAS, входившие в иерархию ВМФ, стали членами RAF. [9]
- ↑ Несмотря на то, что у Furious была посадочная палуба в кормовой части, ожидалось, что возвращающийся самолет бросится в море, пилот будет спасен эсминцем, а самолет будет восстановлен, если это возможно. [10]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Уоттс и Мюррей 2006 , с. 385.
- ^ Полак 2005 , с. 92.
- ^ Халперн 2012 , стр. 442–443.
- ^ Дженкинс 1972 , стр. 250–252.
- ^ Непрофессионал 1973 , с. 380.
- ^ Дженкинс 1972 , с. 252.
- ^ К 1979 г. , стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мирянин 1973 , с. 381.
- ^ Джонс 2009 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Мирянин 1973 , с. 382.
- ^ Layman 1973 , стр. 382–383.
- ^ Паркер 2019 , с. 375.
Ссылки
[ редактировать ]- Халперн, Пол Г. (11 октября 2012 г.). Военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-172-6 .
- Дженкинс, Калифорния (1972). Вингейт, Джон (ред.). «HMS Furious/Авианосец 1917–1948, Часть I. Первые восемь лет». Профиль военного корабля (23). Виндзор: Профильные публикации. OCLC 249280519 .
- Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. VI (факс. представитель Отдела печатных книг и военно-морской прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN 978-1-84342-417-8 .
- Лейман, Р.Л. (1973). « Форсаж и Тондерн Рейд». Военный корабль Интернешнл . Том. Х, нет. 4. С. 374–385. OCLC 9990388906 .
- Мюррей, Уильямсон; Миллет, Аллан Р., ред. (2006). Военные инновации в межвоенный период (17-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-63760-2 .
- Уоттс, Барри; Мюррей, Уильямсон. «Военные инновации в мирное время». В Мюррее и Милле (2006) .
- Паркер, Нью-Джерси (2019) [2016]. Готт Стрейф, Англия: нападение немецкой авиации на Великобританию 1914–1918 гг . Том. II (2-е пбк. изд.). Уорвик: Гелион. ISBN 978-1-911628-39-2 .
- Полак, Кристиан (2005). Фуде катане: нихон но нака но мо хитоцу но фурансу Японии: 1872–1960 ( Сабля и кисть: другие французы в ). Токио: Японская торгово-промышленная палата. OCLC 718049687 .
- Тилль, Джеффри (1979). ВВС и Королевский флот, 1914–1945: исторический обзор . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-354-01204-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Битти, адмирал сэр Дэвид (1918). Боевые инструкции Великого флота . Лондон: HMSO . OCLC 694732431 .
- Хоббс, Дэвид (2017). Воздушная служба Королевского флота в Великой войне . Барнсли: Издательство Seaforth (Pen & Sword). ISBN 978-1-84832-350-6 .
- Ньюболт, HJ (2003) [1931]. «Военно-морские операции» (с прилагаемым кейсом для карт) . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (факс. представитель Отдела печатных книг, военно-морской и военной прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 184–194. ISBN 978-1-84342-493-2 – через Archive Foundation.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с рейдом Тондерна, на Викискладе?
- «Рейд на Тондерн: 19 июля 1918 года». Архивировано 11 сентября 2011 года в Wayback Machine.
- «Король Георг посещает загадочный корабль; садится на борт авианосца, участвовавшего в рейде на ангары цеппелинов». Нью-Йорк Таймс, 25 июля 1918 г.