Jump to content

Тондерн рейд

Координаты : 54 ° 56' с.ш. 8 ° 51' в.д.  /  54,933 ° с.ш. 8,850 ° в.д.  / 54,933; 8850

Тондерн Рейд

Семь Sopwith Camel на кабине экипажа HMS Furious по пути на рейд Тондерн
Дата 19 июля 1918 г.
Расположение
Тондерн, Германская империя
(ныне Тёндер , Дания )
54 ° 56' с.ш. 8 ° 51' в.д.  /  54,933 ° с.ш. 8,850 ° в.д.  / 54,933; 8850
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Великобритания Великобритания Германская империя Германская империя
Командиры и лидеры
Великобритания Ричард Филлимор Никто
Сила
7 самолетов 2 дирижабля
1 привязной воздушный шар
Жертвы и потери
1 утонул
3 интернированных
1 самолет поврежден
3 самолета интернированы
2 самолета брошены
1 самолет потерян в море
4 раненых
2 дирижабля уничтожены
1 привязной воздушный шар уничтожен
2 ангара повреждены
Рейд Тондерн расположен в Северном море.
Тондерн рейд
Расположение Тондерн (ныне Тёндер, Дания)

Рейд Тондерн или операция F.7 — британский бомбардировочный рейд Королевского флота и Королевских военно-воздушных сил против базы дирижаблей Императорского флота Германии в Тондере , Дания , которая тогда была частью Германии . Дирижабли использовались для стратегических бомбардировок Великобритании . Это была первая в истории атака авиации с авианосца . 19 июля 1918 года семь Sopwith Camel взлетели с HMS Furious переоборудованного линейного крейсера . Потеряв одного человека и несколько самолетов, британцы уничтожили цеппелины L 54 , L 60 и привязной аэростат.

[ редактировать ]

Великобритания, Япония и Россия проводили воздушные налеты с кораблей с 1914 года, но это были гидросамолеты, спускаемые на воду с помощью кранов. [1] [2] [3] Furious был разработан для взлета самолетов из носовой кабины экипажа. [4]

В марте 1918 года линейный крейсер HMS Furious присоединился к Великому флоту в Скапа-Флоу под флагом командующего авиацией контр-адмирала (RAA) Ричарда Филлимора . Во время постройки «Фьюриес» был переоборудован для использования в качестве авианосца, с полетной палубой впереди основной надстройки. В 1917 году авианосец был оснащен Sopwith Camel 2F.1a, морским вариантом Sopwith Camel. Они частично заменили Sopwith 1½ Strutter . [5] [6] В конце 1917 года в кормовой части была оборудована вторая полетная палуба, посадка на которую оказалась «почти такой же опасной, как выброска в море». [7] Пока такая необходимость не возникла, ее отправили на разведку у Гельголандского залива для поиска минных полей и доказательств противоминной деятельности немцев. [8]

Атака на базы дивизии военно-морских дирижаблей Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine ) была предложена контр-адмиралу Филлимору штабным офицером его Королевских ВВС подполковником Робертом Кларк-Холлом и одним из его пилотов, командиром эскадрильи Ричардом Беллом. Дэвис , ВК . Кларк-Холл получил одобрение Филлимора и главнокомандующего Великим флотом адмирала Дэвида Битти . [8] [а] Первоначально планировалось использовать для атаки 1½ Strutter, но они были слишком ценны для разведки, и были заменены Sopwith Camel, дальность действия которых означала атаку на базу дирижаблей в Тондере . [8]

Прелюдия

[ редактировать ]
Пример Sopwith Camel F.1, аналогичный тем, что на рейде.

Операция F.6 представляла собой план для двух волн по четыре самолета, каждый пилот которых проходил специальную подготовку. [8] Майор Мур был отправлен в командировку до запланированной даты - 29 июня 1918 года, и к тому времени было уже слишком поздно готовить замену. Обучение состояло из бомбардировок аэродрома Тернхаус , где были отмечены очертания трех ангаров дирижаблей Тондерна. Пилотами были капитаны У. Д. Джексон, Уильям Диксон , Бернард Смарт и Т. К. Тайн, а также лейтенанты Н. Е. Уильямс, С. Доусон и У. А. Юлетт. 27 июня «Фьюриес» отплыл из Росайта в сопровождении 1-й эскадры легких крейсеров и восьми эсминцев 13-й флотилии эсминцев . 29 июня корабли достигли точки взлета, но из-за ветра силой 6 [22–27 узлов (41–50 км / ч; 25–31 миль в час)] полет был признан невозможным, и операция была отменена. [8]

Операция Ф.7

[ редактировать ]
HMS Furious с передней взлетной палубой

Еще одна попытка, операция F.7, началась, когда «Форсаж» отплыл в 12:03 17 июля. На этот раз ее сопровождал отряд B, включавший дивизию 1-й боевой эскадры (все новые «Месть» линкоры класса ), 7-ю эскадру легких крейсеров и экран эсминца. Башенные орудия HMS « Resolver » «Y» были снаряжены специальным шрапнельным снарядом для использования против дирижаблей. Во время перехода эсминец HMS Valentine расследовал сообщение о контакте с подводной лодкой, но из этого ничего не вышло. [8]

В 03:04 утра 18 июля «Форсаж» был готов взлететь со своих «Верблюдов», когда разразилась гроза. Вместо того, чтобы отменить операцию, было решено отложить ее на двадцать четыре часа, и «Форсаж» и ее эсминец вернулись к отряду Б. [8] Объединенная эскадрилья курсировала вне поля зрения у датского побережья до утра 19 июля, а в ухудшившихся погодных условиях Furious улетела со своих Camel между 03:13 и 03:21. В первый отряд входили Джексон, Диксон и Уильямс; второй из Смарта, Доусона, Юлетта и Тайна. Тайн был вынужден развернуться из-за неисправности двигателя, прежде чем достичь цели, и бросил свой самолет, прежде чем его удалось подобрать. [10] [б]

Sopwith Camel в Имперском военном музее

Первые три самолета прибыли над Тондерном в 4:35, застигнув базу врасплох. Там было три ангара для дирижаблей, которые немцы имели кодовые названия «Тоска» , «Тобия» и «Тони» . Тоска , самый большой, представляла собой двойной ангар и вмещала дирижабли L.54 и L.60 . Тобиас содержал привязной воздушный шар, а Тони разбирали. Первая волна атаковала Тоску и поразила сарай тремя бомбами, взорвав газовые баллоны L.54 и L.60 , уничтожив их огнем, но не заставив их взорваться и разрушить сарай. Еще одна бомба первой волны попала в Тобиаса и повредила воздушный шар внутри. Вторая волна уничтожила прикованный к огню воздушный шар и несколько раз едва не попала в вагон, нагруженный баллонами с водородом. Несмотря на потерю двух дирижаблей, ранения получили только четыре человека. [10]

Огонь с земли велся по обеим волнам, но единственным повреждением стало колесо ходовой части, отбитое от Camel из второй волны. Уильямс, Джексон и Доусон, сомневаясь, что у них достаточно топлива, чтобы добраться до британской эскадры в море, высадились в Дании. Диксон, Юлетт и Смарт вылетели в море на поиски британских кораблей. Диксон бросил воду в 5:55, а Смарт, у которого возникла проблема с двигателем, бросил воду в 06:30. О Юлетте больше ничего не было слышно, и его считали утонувшим; Предполагалось, что он был вынужден преждевременно покинуть самолет из-за нехватки топлива. Британская эскадрилья ждала других пилотов, пока у «Верблюдов» не кончилось топливо, и после 7:00 корабли развернулись в крейсерском порядке и направились домой. [11]

Последствия

[ редактировать ]
Черно-белое фото скелета цеппелина
Обломки цеппелинов LZ 99 (L 54) и LZ 108 (L 60) в их ангарах

Немецкая дивизия военно-морских дирижаблей быстро отремонтировала «Тоску» , но Тондерн был заброшен только для использования в качестве места аварийной посадки. Оборона на других базах была улучшена, а участок сельской местности возле военно-морской авиабазы ​​​​Нордхольц был сожжен, чтобы предотвратить его поджог от бомб.

Последующие операции

[ редактировать ]

С 1917 г. был готов рейд на германский флот открытого моря с использованием нового торпедоносца « Сопвич Кукушка» . «Кукушки» не было в достаточном количестве до начала 1919 года, и план не был реализован. Эта концепция была возрождена во время Второй мировой войны в 1940 году , а в битве при Таранто были атакованы линкоры итальянской Regia Marina , три из которых были потоплены у причала.

Потери и награды

[ редактировать ]

Диксон и Юлетт были награждены орденом «За выдающиеся заслуги» , а Смарт получил планку для своего DSO. Тело Юлетта позже было извлечено из моря и похоронено на кладбище церкви Нёрре Хаврвиг в Дании. [12]

Примечания

[ редактировать ]
  1. 1 апреля 1918 года Королевская военно-морская авиационная служба была объединена с Королевским летным корпусом и образовала Королевские военно-воздушные силы. Офицеры RNAS, входившие в иерархию ВМФ, стали членами RAF. [9]
  2. Несмотря на то, что у Furious была посадочная палуба в кормовой части, ожидалось, что возвращающийся самолет бросится в море, пилот будет спасен эсминцем, а самолет будет восстановлен, если это возможно. [10]
  • Халперн, Пол Г. (11 октября 2012 г.). Военно-морская история Первой мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-172-6 .
  • Дженкинс, Калифорния (1972). Вингейт, Джон (ред.). «HMS Furious/Авианосец 1917–1948, Часть I. Первые восемь лет». Профиль военного корабля (23). Виндзор: Профильные публикации. OCLC   249280519 .
  • Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе: история роли Королевских ВВС в Великой войне . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. VI (факс. представитель Отдела печатных книг и военно-морской прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-417-8 .
  • Лейман, Р.Л. (1973). « Форсаж и Тондерн Рейд». Военный корабль Интернешнл . Том. Х, нет. 4. С. 374–385. OCLC   9990388906 .
  • Мюррей, Уильямсон; Миллет, Аллан Р., ред. (2006). Военные инновации в межвоенный период (17-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-63760-2 .
  • Паркер, Нью-Джерси (2019) [2016]. Готт Стрейф, Англия: нападение немецкой авиации на Великобританию 1914–1918 гг . Том. II (2-е пбк. изд.). Уорвик: Гелион. ISBN  978-1-911628-39-2 .
  • Полак, Кристиан (2005). Фуде катане: нихон но нака но мо хитоцу но фурансу Японии: 1872–1960 ( Сабля и кисть: другие французы в ). Токио: Японская торгово-промышленная палата. OCLC   718049687 .
  • Тилль, Джеффри (1979). ВВС и Королевский флот, 1914–1945: исторический обзор . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  978-0-354-01204-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Битти, адмирал сэр Дэвид (1918). Боевые инструкции Великого флота . Лондон: HMSO . OCLC   694732431 .
  • Хоббс, Дэвид (2017). Воздушная служба Королевского флота в Великой войне . Барнсли: Издательство Seaforth (Pen & Sword). ISBN  978-1-84832-350-6 .
  • Ньюболт, HJ (2003) [1931]. «Военно-морские операции» (с прилагаемым кейсом для карт) . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. V (факс. представитель Отдела печатных книг, военно-морской и военной прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 184–194. ISBN  978-1-84342-493-2 – через Archive Foundation.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с рейдом Тондерна, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89a6b48c370a38ae964478d36f13afc5__1714039560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/c5/89a6b48c370a38ae964478d36f13afc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tondern raid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)