Битва при Доггер-банке (1916)
Битва при Доггер-банке | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
4 шлюпа | 25 торпедных катеров | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 шлюп затонул 56 погибших 14 взято в плен | никто | ||||||
Место боя в Северном море |
Битва при Доггер-Банке 10 февраля 1916 года — морское сражение между Кайзерлихской морской пехотой Германской империи и Королевским флотом Великобритании Первой мировой во время войны . Три немецких флотилии торпедных катеров вышли в Северное море и столкнулись с 10-й британской шлюповой флотилией возле Доггер-Бэнка . Немецкие корабли в конечном итоге вступили в бой с британскими судами, приняв их за крейсеры, а не за шлюпы -тральщики . Зная, что у них меньше вооружения, британцы попытались бежать, и в ходе погони шлюп HMS Arabis был потоплен, прежде чем британская эскадра скрылась. Когда крейсеры Harwich Force вернулись в порт, легкий крейсер HMS Arethusa подорвался на мине, сел на мель и разломился надвое. Хотя немцы и одержали победу, они раздули свою победу, сообщив, что потопили два крейсера.
Фон
[ редактировать ]Под командованием адмирала Гуго фон Поля немецкая военно-морская стратегия заключалась в сохранении флота открытого моря от более крупного Королевского флота и одновременном ведении войны против британского торгового судоходства на подводных лодках. В начале 1916 года Поль смертельно заболел; Адмирал Рейнхард Шеер принял командование Флотом открытого моря 18 января 1916 года, и немцы начали рассматривать наступательную стратегию в Северном море. До сих пор немецкий флот избавлял армию от бремени береговой обороны и поощрял нейтралитет Нидерландов и Скандинавии . Британская военно-морская блокада Германии вызывала нехватку продовольствия и сырья, и Шеер хотел найти какие-то средства противодействия британской морской мощи. [ 1 ]
Флот открытого моря мог одержать победу над Великим флотом только в исключительных обстоятельствах, чего его командующий адмирал Джеллико никогда не допустил бы, но Шеер считал, что он может утомить британцев войной; Немецкие набеги в Северном море участились. 9 февраля Адмиралтейство предупредило Великий флот, что немцы готовят вылазку, и флоту было приказано идти на юг, а крейсерам Harwich Force было приказано плыть в Тексель . Через несколько часов тревога была отменена, но на следующий день было обнаружено, что отряд немецких легких крейсеров и эсминцев отплыл на запад от реки Нефрит . [ 1 ]
Немцы отправили 25 кораблей из 2-й, 6-й и 9-й флотилий миноносцев (термин эсминец в немецком флоте не использовался). [ нужна ссылка ] ) в вылазке на Доггер-Бэнк под командованием коммодора Йоханнеса Хартога с целью перехвата кораблей союзников. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Британская 10-я шлюповая флотилия была единственной британской силой в этом районе и состояла из HMS Arabis , Poppy , Buttercup и Alyssum . [ 5 ] Каждый из этих 1250 -тонных (1270 -тонных ) «Арабис» шлюпов класса был вооружен двумя 4,7-дюймовыми (120-мм) орудиями и двумя 3-фунтовыми зенитными орудиями и мало что мог сравниться с большим количеством немецких торпедных катеров, сражавшихся против их. [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]«Арабис» вместе с тремя другими шлюпами своей дивизии занималась прочесыванием свободного канала к востоку от Доггер-банки, когда их заметило большое количество немецких торпедных катеров. [ 7 ] Когда британские шлюпы были впервые замечены, немцы не решались атаковать, поскольку новые суда класса «Арабис» не могли быть сразу идентифицированы. Корабли союзников были приняты за гораздо более мощные крейсеры, но немцы все равно решили продолжить атаку, поскольку их было больше. После нападения британцы попытались бежать в безопасное место на побережье. Хотя Поппи , Лютик и Алиссум смогли спастись, Арабису не повезло, и он был пойман и атакован тремя немецкими торпедными катерами. После отражения этой атаки «Арабис» был атакован шестью немецкими лодками и потоплен торпедами. [ 8 ] Немцы спасли лейтенант-коммандера Хэллоуэлл-Кэрью и 13 членов экипажа с «Арабиса» . [ 9 ]
Последствия
[ редактировать ]Помимо небольшого повреждения нескольких немецких эсминцев, единственными потерями в результате боя стал «Арабис» : 56 членов экипажа были убиты и 14 взяты в плен немцами, включая капитана и двух других офицеров. За свои действия во время боя командир «Арабиса » лейтенант-коммандер Роберт Рэймонд Хэллоуэлл-Кэрью был удостоен ордена «За выдающиеся заслуги» . [ 10 ] Несмотря на то, что они потопили всего лишь тральщик, немцы утверждали, что вступили в бой с эскадрой из четырех новых крейсеров и потопили два из них торпедами. Адмиралтейство быстро отреагировало, сославшись на правду о том, что никакие другие силы союзников не участвовали в боевых действиях, кроме 10-й шлюповой флотилии, и что ни один крейсер в бою не был потоплен. [ 8 ]
После боя у Доггер-Бэнка отплыли линейный крейсерский флот из Росайта , 5-я эскадра легких крейсеров из Харвича и другие элементы Великого флота. Войска собрались в Северном море и двинулись на юг, но прекратили свои усилия 11 февраля, когда стало ясно, что единственными немецкими силами на море были торпедные катера и что они уже вернулись на базу. [ 11 ] Возвращаясь с зачистки, легкий крейсер HMS Arethusa подорвался на немецкой мине , заложенной накануне вечером в канале Следвей возле буя Норт-Катлер подводной лодкой SM UC-7 . В результате взрыва погибли шесть человек, корабль начал тонуть; несколько попыток буксировать корабль не увенчались успехом из-за сильного волнения на море, и Аретуза была выброшена на мелководье Катлера и разломилась надвое. [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Корбетт 2009 , стр. 274–275.
- ^ Сондхаус 2014 , с. 482.
- ^ Таррант 1995 , с. 45.
- ^ Уилсон 1926 , с. 120.
- ^ Уилсон 1926 , с. 119.
- ^ Гардинер 1985 , с. 95.
- ^ Халперн 1995 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б Первая мировая война на море 2010 .
- ^ Корбетт 2009 , стр. 275–276.
- ^ Лондонская газета, 1919 год .
- ^ Джеллико 1919 , стр. 269–270.
- ^ Корбетт 2009 , с. 276.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Корбетт, Дж. С. (2009) [1940]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. III (2-е изд.). Лондон: Лонгманс, Грин. OCLC 867968279 . Проверено 23 января 2016 г.
- Гардинер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США. ISBN 1-55750-352-4 .
- Джеллико, Джон Рашворт (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Джордж Х. Доран. OCLC 858560823 . Проверено 23 января 2016 г. - через Archive Foundation.
- Сондхаус, Лоуренс (2014). Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03690-1 .
- «№31360» . Лондонская газета (Приложение). 23 мая 1919 г. с. 6504.
- Таррант, В.Е. (1995). Ютландия, немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-408-3 .
- Уилсон, Герберт Ригли (1926). Линкоры в действии . Том. II. Нью-Йорк: Литтл, Браун. ОСЛК 3581564 .
Веб-сайты
- «Сопровождение британских конвоев» . Первая мировая война на море . Проверено 16 января 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корбетт, Дж. С. (2009a) [1938]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. I (2-е издание. Имперский военный музей и редакция Naval & Military Press). Лондон: Лонгманс, Грин. ISBN 978-1-84342-489-5 . Проверено 23 января 2016 г.
- Мардер, Эй-Джей (1965). От дредноута до Скапа-Флоу, Королевский флот в эпоху Фишера, 1904–1919: годы войны до кануна Ютландии 1914–1916 гг . Том. II. Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 865180297 .
- Мэсси, РК (2004) [2005]. Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море (под ред. Пимлико). Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 1-8441-3411-3 .