Jump to content

Действия от 16 марта 1917 г.

Координаты : 64 ° 54' с.ш. 00 ° 22' в.д.  /  64,900 ° с.ш. 0,367 ° в.д.  / 64,900; 0,367

Действия от 16 марта 1917 г.
Часть Первой мировой войны

Ахиллес
Дата 16 марта 1917 г.
Расположение
200 миль (320 км) к северо-востоку от Фарерских островов , в Норвежском море.
64 ° 54' с.ш. 00 ° 22' в.д.  /  64,900 ° с.ш. 0,367 ° в.д.  / 64,900; 0,367
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Фрэнсис Мартин-Лик Германская империя Ганс фон Лафферт  
Сила
1 броненосный крейсер
1 вооруженный посадочный пароход
1 вспомогательный крейсер
Жертвы и потери
6 убитых 319 убитых
вспомогательный крейсер затонул
Действие 16 марта 1917 года происходит в Европе.
Действия от 16 марта 1917 г.
Место боя в Норвежском море

Действия 16 марта 1917 года представляли собой военно-морское сражение, в котором британский вооруженный абордажный пароход SS Dundee и HMS Achilles , Warrior класса броненосный крейсер , сражались с немецким вспомогательным крейсером SMS Leopard , который затонул, потеряв все 319 человек и шесть человек. британской абордажной группы.

«Леопард» — бывший британский пароход «Ярроудейл» , захваченный немецким торговым рейдером «Мёве» в 1916 году и доставленный обратно в Германию. Немецкое императорское адмиралтейство превратило «Ярроудейл» в торговый рейдер, вооружив его орудиями, взятыми со списанных кораблей, и оснастив двумя торпедными аппаратами. Корабль был введен в эксплуатацию под названием SMS Leopard , и новый капитан, корветтенкапитан Ганс фон Лафферт , отплыл в начале марта 1917 года, чтобы сменить Мёве .

Британский северный патруль проверял нейтральные корабли, заходящие и выходящие из Северного моря , на предмет контрабандных грузов и следил за немецкими торговыми рейдерами, пытавшимися проскользнуть через север Шотландии в Атлантику. Немецкое Адмиралтейство предупредило Лафферта, что британцы изменили свой беспроводной шифр, что помешало им читать британские беспроводные передачи в Северный патруль и обратно. Лафферт продолжил наступление, но 16 марта «Леопард» был потоплен; Лафферт был убит вместе со своей командой и британской абордажной группой после решительной попытки вступить в бой с британскими кораблями, оказавшимися в серьезном невыгодном положении.

СС Ярроудейл

[ редактировать ]

Немецкий торговый рейдер SMS Möwe отправился в свой третий круиз 23 ноября 1916 года, замаскированный под шведский торговый пароход. Мёве ( Fregattenkapitän Nikolaus zu Dohna-Schlodien ) уклонился от Северного патруля, чему способствовала элементарная подводная беспроводная связь с подводной лодкой. Британцам потребовалось лишь 7 декабря, чтобы осознать, что корабль находится в море, и четыре вооруженных торговых крейсера 10- й крейсерской эскадры при поддержке легкого крейсера HMS Weymouth были отправлены на поиски корабля. В итоге в поисках приняли участие 24 британских и французских военных корабля. За четыре месяца плавания Мёве потопил или захватил 25 кораблей водоизмещением 123 265 брутто-регистровых тонн (GRT). 11 декабря Мёве захватил британский пароход SS Yarrowdale (4652 брт). Ярроудейл перевез 117 автомобилей, 30 000 катушек колючей проволоки, 3300 длинных тонн (3400 т) стальных стержней и 6300 ящиков с боеприпасами для стрелкового оружия. Доне-Шлодиену понравился потенциал Ярроудейла как коммерческого рейдера по размеру, скорости [23 узла (43 км/ч; 26 миль в час)), простору для большого экипажа и его «непримечательности». 13 декабря он перевел 469 заключенных (в том числе 89 граждан США) в Ярроудейл и отправил корабль с призовой командой в Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце). [ 1 ]

СМС Леопард

[ редактировать ]

Под командованием исполняющего обязанности лейтенанта Рейнхольда Бадевица корабль отправился в Германию, чему невольно способствовала забастовка ливерпульских котлостроителей, в результате которой численность Северного патруля в море сократилась с 23 до шести судов. Ярроудейл проскользнул за кордон 24–25 декабря 1916 года и прошел досмотр шведского офицера, когда корабль укрывался от шторма в шведских водах. Бадевиц обманул его, заявив, что это грузовое судно было угольным судном и имело право находиться в шведских водах, в то время как заключенных на дне держали в покое, угрожая пистолетами. Бадевиц благополучно доставил корабль домой, и 5 января 1917 года пленников высадили на берег. [ 2 ] Быстрый современный корабль идеально подходил для переоборудования в торговый рейдер. Ярроудейл был переименован в SMS Leopard 9 января 1917 года и вооружен пятью 150-мм (5,9 дюйма) орудиями вперед и четырьмя 88-мм (3,5 дюйма) орудиями, взятыми со списанных кораблей и спрятанными за ложными дверями и ставнями, а также четырьмя торпедными аппаратами, обращенными вбок. и место для мин. Корабль не имел брони, но было установлено семь водонепроницаемых отсеков, повышающих его устойчивость к затоплению. Вооружение означало, что «Леопард» мог превосходить по вооружению любой корабль меньше современного крейсера. [ 3 ]

Замаскированный под норвежское грузовое судно Rena Norge , «Леопард» ( Korvettenkapitän Hans von Laffert ) отплыл 7 марта 1917 года, чтобы освободить Мёве. Настоящая Рена находилась у берегов Южной Африки, посетив Порт-Наталь в конце февраля. [ 4 ] Kaiserliche Admiralität предоставил Лафферту обширную информацию о численности, дислокации и передвижениях Северного патруля, которая была почерпнута из расшифрованных британских радиосообщений. Ни одна из сторон не осознавала в полной мере вероятность того, что, если они смогут расшифровать сигналы своего противника, то противник, вероятно, сделает с ними то же самое. [ 5 ] 7 марта немецкая радиоразведка сообщила, что британские патрули между Шотландией и Гренландией были усилены, о чем было сообщено Лафферту, который решил продолжить наступление. Леопард прошел через Малый пояс Каттегата 7 марта 1917 года . в сторону Северного моря 10 марта Лафферту сообщили, что британцы изменили свой шифр, и попросили отложить путешествие, если обстоятельства не изменятся; Лафферт ответил: «Телеграмма получена, да здравствует Император» и продолжил путешествие. [ 5 ]

Северный патруль

[ редактировать ]
Карта Норвежского моря с указанием севера Шотландии, Шетландских островов и южной Норвегии.

В марте 1916 года адмирал Джон Джеллико , главнокомандующий Великим флотом , усилил Северный патруль (10-ю крейсерскую эскадру) крейсерами трёх крейсерских эскадрилий Великого флота, чтобы держать на вахте один крейсер между широтами. 62 ° и 65° на меридиане Шетландских островов , через который он предсказал, что немецкие торговые рейдеры пройдут проходить. Дальше на запад патруль дополнял корабли 10-й крейсерской эскадры. Сначала корабли были взяты из 2-й крейсерской эскадры , 3-й крейсерской эскадры и 7-й крейсерской эскадры, но в конечном итоге перешли во 2-ю крейсерскую эскадру. Намерение состояло в том, чтобы нести постоянное дежурство с помощью крейсера и вооруженного абордажного парохода, но к началу 1917 года по три каждого из них находились в море. [ 6 ]

После ложной тревоги, вызванной расшифровкой немецких радиосообщений дешифровщиками комнаты 40 Адмиралтейства, еще одно предупреждение в марте привело к тому, что Адмиралтейство приказало главнокомандующему Великим флотом адмиралу Дэвиду Битти усилить Северный патруль и наблюдать за ним. норвежское побережье. Два крейсера получили приказ патрулировать севернее Шетландских островов вдоль меридиана 1° западной долготы и направили 4-ю крейсерскую эскадру и четыре эсминца для охраны норвежского побережья между Норд-фьордом и Согне-фьордом . Корабли вернулись 14 марта, ничего не увидев, и обратно не отправили. 11 марта 1917 года контр-адмирал сэр Сидней Фримантл , командир 2-й крейсерской эскадры, приказал, чтобы линия патрулирования к северу от Шетландских островов была занята на неопределенный срок кораблями 2-й крейсерской эскадры, идущими из Сварбэкс-Минна на западе. побережье Шетландских островов . [ 7 ]

HMS Achilles (капитан Фрэнсис Мартин-Лик ) и вооруженный абордажный пароход (ABS) SS Dundee (капитан Селвин Дэй ). Данди представлял собой корабль водоизмещением 2187 брт , вооруженный двумя 4-дюймовыми (102-мм) орудиями и двумя 3-фунтовыми орудиями. Минотавр и ABS Royal Scot и герцог Эдинбургский с ABS Fiona также патрулировали. Наблюдения за кораблями были обычным явлением, и с 12 по 15 марта британские корабли каждый день проводили плановые осмотры судов. Патрули шли без происшествий до 16 марта, дня, назначенного для их помощи. [ 6 ] Ахиллес и Данди находились на северном конце линии патрулирования, чтобы повернуть на юг в зимнюю погоду, из-за сложности которой Ахиллес заболел 19 человек. Небо было покрыто тусклыми серыми облаками, гонимыми на север юго-восточным ветром, с редкими более темными пятнами, приносящими снег или ледяной дождь; температура составляла 3,3 ° C (37,9 ° F). [ 8 ] был замечен корабль Около полудня к востоку от Ахилла . [ 6 ]

Прелюдия

[ редактировать ]
Фасад справа и вид сверху из Военно-морского ежегодника Брасси класса Warrior ; заштрихованные области показывают броню.

Лик подал сигнал Данди потребовалось до 14:00 следовать за ним и повернул на восток, но Ахиллесу , в конечном итоге двигаясь со скоростью 18 узлов (21 миль в час; 33 км / ч), чтобы отремонтировать корабль и дать ему сигнал остановиться, а затем повернуть в сторону Данди , который отстал. Дэю было приказано отправить исследовательскую группу для осмотра корабля, что вызвало у него подозрения, поскольку оно шло под норвежским флагом и имело имя « Рена », но на перевернутом корпусе была нарисована большая буква «N». Судно также выглядело намного больше, чем судно водоизмещением 3000 брутто-тонн (GRT), внесенное в Регистр судоходства Ллойда . Дэй мог видеть, что деревянные конструкции были сняты, никакого видимого беспроводного оборудования и что ему удалось идти на скорости 13 узлов (15 миль в час; 24 км/ч) в течение нескольких часов, что необычно для торгового судна. [ 9 ]

Заместитель командира Данди обычно возглавлял абордажную группу, но находился вне корабля вместе с еще одним офицером и одиннадцатью рядовыми. Дэй выразил свои подозрения лейтенанту Королевского военно-морского резерва (RNR) Фредерику Лоусону, австралийцу, который вызвался возглавить абордаж из-за неопытности офицера, который обычно заменял заместителя командира. [ 10 ] [ а ] В 14:45 абордажная группа подплыла к кораблю и скрылась из виду, обогнув корабль по правому борту ( подветренная сторона). Пока Дэй ждал сигнала Ларсона, он переместил Данди , чтобы держаться на ветер (против ветра), под прямым углом к ​​неизвестному кораблю, готовый открыть залп . Позиция была опасной, потому что бортовой залп корабля сразу же потопил бы Данди , и Дэй мог только помешать другому кораблю получить бортовой залп. Через несколько минут Дэй понял, что торговое судно движется в непрерывном развороте. Дэй держал артиллерийские расчеты наготове, и в 15:40 норвежский флаг, нарисованный на борту корабля, упал в воду. [ 12 ]

Действие

[ редактировать ]
Уничтожение немецкого рейдера «Леопард» , замаскированного под норвежский корабль «Рена» , 1917 год (RMG PU6814)

Дэй приказал своим артиллерийским расчетам открыть огонь, и снаряды попали в «Леопард» с кормы с такого близкого расстояния, что каждый выстрел попадал, а над палубой поднимался дым и пар. Две торпеды почти сразу прошли в 20 ярдах (18 м) от кормы Данди . Ахиллес находился на расстоянии 4 миль (4,6 миль; 7,4 км) к востоку-северо-востоку, и Данди находился в серьезной опасности, если бы он открыл огонь по странному кораблю. «Леопард» начал двигаться, и Дэй маневрировал мимо его кормы и обстрелял его из Данди 4-дюймовых орудий и 3-фунтовой пушки, которая была наведена на мостик рейдера, и ее двадцать попаданий, возможно, сразу же убили экипаж мостика. [ 13 ] На таком близком расстоянии артиллеристы «Данди» начал подниматься дым и пар не могли промахнуться, и вскоре над «Леопардом» . Лафферт приказал повернуть на правый борт, но Дэй предвидел это, и Данди повернул влево, чтобы избежать бортового залпа. К этому времени «Леопард» получил сорок ударов, и от «Леопарда» клубились клубы дыма , унесенные ветром на северо-запад. [ 14 ]

Ахиллес открыл огонь по рейдеру примерно через пять минут после Данди , который затем поплыл к Ахиллесу в дыму от Леопарда под градом выстрелов . Немецкий корабль произвел залп, но цель была плохой, и через несколько минут Данди благополучно оказался позади Ахилла . Примерно через пять минут после того, как Данди открыл огонь по «Леопарду» , «Ахиллес» начал фиксировать попадания в «Леопард» , который продолжал исчезать в черном дыме, что вынудило «Ахиллеса» приостановить стрельбу. Перестрелка продолжалась в течение часа, но тяжелые снаряды Ахиллеса и внутренние пожары вызвали взрывы, вызвавшие вспышки пламени сквозь дым; Данди прекратил огонь, так как у него закончились боеприпасы. [ 13 ] Когда «Леопард» начал тонуть, некоторые наблюдатели подумали, что носовая часть корабля раскалена, другие — что она плавится, но экипаж продолжал вести ответный огонь. Чуть позже 16:30 «Леопард» затонул вместе с абордажным отрядом. Поиск выживших не проводился из-за опасений нападения подводных лодок; Лодка, на которой находился абордаж, была возвращена торговым судном несколько месяцев спустя. [ 15 ]

Последствия

[ редактировать ]

Все 319 человек, находившихся на Леопарде, а также шесть человек из британской абордажной группы были убиты; Британские суда получили незначительные повреждения. [ 16 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Ни один корабль не пропал без вести в течение шести дней после гибели «Леопарда» его остановило на южноамериканском торговом пути парусное судно ( SMS Seeadler ). , а затем 22 марта нейтральное судно сообщило, что 25 февраля [ 17 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В состав абордажной группы входили Лоусон, четверо жителей Шетландских островов, известные своим умением управлять небольшими лодками, Генри Андерсон, его брат Роберт и их дальние родственники Генри Джеймс и Магнус Джон Андерсон; пятым членом был ливерпульец Королевского военно-морского добровольческого резерва Альфреда Берчалла (RNVR). [ 11 ]
  1. ^ Данн 2016 , стр. 60, 139.
  2. ^ Данн 2016 , с. 140.
  3. ^ Голдрик 2018 , с. 167; Ньюболт 2003 , стр. 180, 191–192; Данн, 2016 , стр. 143, 149.
  4. ^ Ньюболт 2003 , стр. 192–193; Данн, 2016 , стр. 143, 149.
  5. ^ Jump up to: а б ХМА 1940 , с. 22.
  6. ^ Jump up to: а б с Ньюболт 2003 , стр. 192–193.
  7. ^ Данн 2016 , стр. 144–145.
  8. ^ Данн 2016 , с. 151.
  9. ^ Ньюболт 2003 , с. 193; Данн 2016 , с. 152.
  10. ^ Данн 2016 , стр. 146, 152.
  11. ^ Данн 2016 , стр. 156, 152–153.
  12. ^ Данн 2016 , с. 152; Ньюболт 2003 , с. 194.
  13. ^ Jump up to: а б Голдрик 2018 , с. 167.
  14. ^ Ньюболт 2003 , стр. 193–194.
  15. ^ Ньюболт 2003 , стр. 194–195; Голдрик 2018 , с. 167.
  16. ^ Ньюболт 2003 , стр. 194–195.
  17. ^ Ньюболт 2003 , с. 195.
  • Данн, С. (2016). Блокада: крейсерская война и голод в Германии в Первой мировой войне (1-е изд.). Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-84832-340-7 .
  • Голдрик, Дж. (2018). После Ютландии: Морская война в водах Северной Европы, июнь 1916 г. - ноябрь 1918 г. (изд. электронной книги). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-328-3 .
  • Ньюболт, Х. (2003) [1928]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. IV (факс. представитель Отдела печатных книг и военно-морской прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Лонгманс. стр. 191–195. ISBN  1-84342-492-4 . Проверено 18 января 2016 г.
  • Обзор немецкой крейсерской войны, 1914–1918 гг. (OU 6337 [40]) (онлайн-сканированное издание). Лондон: Ее Величество Адмиралтейство. 1940. OCLC   60210159 . Проверено 21 июля 2021 г. - через Archive Foundation.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги

  • Крэнвелл, JP (1970). Спойлеры моря: Рейдеры военного времени в эпоху Steam . Книги для библиотек Пресса. п. 302. ИСБН  978-0-8369-1563-1 .
  • Халперн, П.Г. (1995) [1994]. Военно-морская история Первой мировой войны (pbk. UCL Press, изд. Лондона). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-85728-498-4 .

Журналы

  • Дэй, С.М. (1922). «Как затонул рейдер Ярроудейл». Морские бризы . Остров Мэн: Pacific Steam Navigation Company. ЛБИ К. 6294.

Веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10d5afb52d2340c77312c12b7659bce5__1701525900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/e5/10d5afb52d2340c77312c12b7659bce5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Action of 16 March 1917 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)