Действия от 16 марта 1917 г.
Действия от 16 марта 1917 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой мировой войны | |||||||
![]() Ахиллес | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 броненосный крейсер 1 вооруженный посадочный пароход | 1 вспомогательный крейсер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
6 убитых |
319 убитых вспомогательный крейсер затонул | ||||||
Место боя в Норвежском море |
Действия 16 марта 1917 года представляли собой военно-морское сражение, в котором британский вооруженный абордажный пароход SS Dundee и HMS Achilles , Warrior класса броненосный крейсер , сражались с немецким вспомогательным крейсером SMS Leopard , который затонул, потеряв все 319 человек и шесть человек. британской абордажной группы.
«Леопард» — бывший британский пароход «Ярроудейл» , захваченный немецким торговым рейдером «Мёве» в 1916 году и доставленный обратно в Германию. Немецкое императорское адмиралтейство превратило «Ярроудейл» в торговый рейдер, вооружив его орудиями, взятыми со списанных кораблей, и оснастив двумя торпедными аппаратами. Корабль был введен в эксплуатацию под названием SMS Leopard , и новый капитан, корветтенкапитан Ганс фон Лафферт , отплыл в начале марта 1917 года, чтобы сменить Мёве .
Британский северный патруль проверял нейтральные корабли, заходящие и выходящие из Северного моря , на предмет контрабандных грузов и следил за немецкими торговыми рейдерами, пытавшимися проскользнуть через север Шотландии в Атлантику. Немецкое Адмиралтейство предупредило Лафферта, что британцы изменили свой беспроводной шифр, что помешало им читать британские беспроводные передачи в Северный патруль и обратно. Лафферт продолжил наступление, но 16 марта «Леопард» был потоплен; Лафферт был убит вместе со своей командой и британской абордажной группой после решительной попытки вступить в бой с британскими кораблями, оказавшимися в серьезном невыгодном положении.
Фон
[ редактировать ]СС Ярроудейл
[ редактировать ]Немецкий торговый рейдер SMS Möwe отправился в свой третий круиз 23 ноября 1916 года, замаскированный под шведский торговый пароход. Мёве ( Fregattenkapitän Nikolaus zu Dohna-Schlodien ) уклонился от Северного патруля, чему способствовала элементарная подводная беспроводная связь с подводной лодкой. Британцам потребовалось лишь 7 декабря, чтобы осознать, что корабль находится в море, и четыре вооруженных торговых крейсера 10- й крейсерской эскадры при поддержке легкого крейсера HMS Weymouth были отправлены на поиски корабля. В итоге в поисках приняли участие 24 британских и французских военных корабля. За четыре месяца плавания Мёве потопил или захватил 25 кораблей водоизмещением 123 265 брутто-регистровых тонн (GRT). 11 декабря Мёве захватил британский пароход SS Yarrowdale (4652 брт). Ярроудейл перевез 117 автомобилей, 30 000 катушек колючей проволоки, 3300 длинных тонн (3400 т) стальных стержней и 6300 ящиков с боеприпасами для стрелкового оружия. Доне-Шлодиену понравился потенциал Ярроудейла как коммерческого рейдера по размеру, скорости [23 узла (43 км/ч; 26 миль в час)), простору для большого экипажа и его «непримечательности». 13 декабря он перевел 469 заключенных (в том числе 89 граждан США) в Ярроудейл и отправил корабль с призовой командой в Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце). [ 1 ]
СМС Леопард
[ редактировать ]Под командованием исполняющего обязанности лейтенанта Рейнхольда Бадевица корабль отправился в Германию, чему невольно способствовала забастовка ливерпульских котлостроителей, в результате которой численность Северного патруля в море сократилась с 23 до шести судов. Ярроудейл проскользнул за кордон 24–25 декабря 1916 года и прошел досмотр шведского офицера, когда корабль укрывался от шторма в шведских водах. Бадевиц обманул его, заявив, что это грузовое судно было угольным судном и имело право находиться в шведских водах, в то время как заключенных на дне держали в покое, угрожая пистолетами. Бадевиц благополучно доставил корабль домой, и 5 января 1917 года пленников высадили на берег. [ 2 ] Быстрый современный корабль идеально подходил для переоборудования в торговый рейдер. Ярроудейл был переименован в SMS Leopard 9 января 1917 года и вооружен пятью 150-мм (5,9 дюйма) орудиями вперед и четырьмя 88-мм (3,5 дюйма) орудиями, взятыми со списанных кораблей и спрятанными за ложными дверями и ставнями, а также четырьмя торпедными аппаратами, обращенными вбок. и место для мин. Корабль не имел брони, но было установлено семь водонепроницаемых отсеков, повышающих его устойчивость к затоплению. Вооружение означало, что «Леопард» мог превосходить по вооружению любой корабль меньше современного крейсера. [ 3 ]
Замаскированный под норвежское грузовое судно Rena Norge , «Леопард» ( Korvettenkapitän Hans von Laffert ) отплыл 7 марта 1917 года, чтобы освободить Мёве. Настоящая Рена находилась у берегов Южной Африки, посетив Порт-Наталь в конце февраля. [ 4 ] Kaiserliche Admiralität предоставил Лафферту обширную информацию о численности, дислокации и передвижениях Северного патруля, которая была почерпнута из расшифрованных британских радиосообщений. Ни одна из сторон не осознавала в полной мере вероятность того, что, если они смогут расшифровать сигналы своего противника, то противник, вероятно, сделает с ними то же самое. [ 5 ] 7 марта немецкая радиоразведка сообщила, что британские патрули между Шотландией и Гренландией были усилены, о чем было сообщено Лафферту, который решил продолжить наступление. Леопард прошел через Малый пояс Каттегата 7 марта 1917 года . в сторону Северного моря 10 марта Лафферту сообщили, что британцы изменили свой шифр, и попросили отложить путешествие, если обстоятельства не изменятся; Лафферт ответил: «Телеграмма получена, да здравствует Император» и продолжил путешествие. [ 5 ]
Северный патруль
[ редактировать ]
В марте 1916 года адмирал Джон Джеллико , главнокомандующий Великим флотом , усилил Северный патруль (10-ю крейсерскую эскадру) крейсерами трёх крейсерских эскадрилий Великого флота, чтобы держать на вахте один крейсер между широтами. 62 ° и 65° на меридиане Шетландских островов , через который он предсказал, что немецкие торговые рейдеры пройдут проходить. Дальше на запад патруль дополнял корабли 10-й крейсерской эскадры. Сначала корабли были взяты из 2-й крейсерской эскадры , 3-й крейсерской эскадры и 7-й крейсерской эскадры, но в конечном итоге перешли во 2-ю крейсерскую эскадру. Намерение состояло в том, чтобы нести постоянное дежурство с помощью крейсера и вооруженного абордажного парохода, но к началу 1917 года по три каждого из них находились в море. [ 6 ]
После ложной тревоги, вызванной расшифровкой немецких радиосообщений дешифровщиками комнаты 40 Адмиралтейства, еще одно предупреждение в марте привело к тому, что Адмиралтейство приказало главнокомандующему Великим флотом адмиралу Дэвиду Битти усилить Северный патруль и наблюдать за ним. норвежское побережье. Два крейсера получили приказ патрулировать севернее Шетландских островов вдоль меридиана 1° западной долготы и направили 4-ю крейсерскую эскадру и четыре эсминца для охраны норвежского побережья между Норд-фьордом и Согне-фьордом . Корабли вернулись 14 марта, ничего не увидев, и обратно не отправили. 11 марта 1917 года контр-адмирал сэр Сидней Фримантл , командир 2-й крейсерской эскадры, приказал, чтобы линия патрулирования к северу от Шетландских островов была занята на неопределенный срок кораблями 2-й крейсерской эскадры, идущими из Сварбэкс-Минна на западе. побережье Шетландских островов . [ 7 ]
HMS Achilles (капитан Фрэнсис Мартин-Лик ) и вооруженный абордажный пароход (ABS) SS Dundee (капитан Селвин Дэй ). Данди представлял собой корабль водоизмещением 2187 брт , вооруженный двумя 4-дюймовыми (102-мм) орудиями и двумя 3-фунтовыми орудиями. Минотавр и ABS Royal Scot и герцог Эдинбургский с ABS Fiona также патрулировали. Наблюдения за кораблями были обычным явлением, и с 12 по 15 марта британские корабли каждый день проводили плановые осмотры судов. Патрули шли без происшествий до 16 марта, дня, назначенного для их помощи. [ 6 ] Ахиллес и Данди находились на северном конце линии патрулирования, чтобы повернуть на юг в зимнюю погоду, из-за сложности которой Ахиллес заболел 19 человек. Небо было покрыто тусклыми серыми облаками, гонимыми на север юго-восточным ветром, с редкими более темными пятнами, приносящими снег или ледяной дождь; температура составляла 3,3 ° C (37,9 ° F). [ 8 ] был замечен корабль Около полудня к востоку от Ахилла . [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]
Лик подал сигнал Данди потребовалось до 14:00 следовать за ним и повернул на восток, но Ахиллесу , в конечном итоге двигаясь со скоростью 18 узлов (21 миль в час; 33 км / ч), чтобы отремонтировать корабль и дать ему сигнал остановиться, а затем повернуть в сторону Данди , который отстал. Дэю было приказано отправить исследовательскую группу для осмотра корабля, что вызвало у него подозрения, поскольку оно шло под норвежским флагом и имело имя « Рена », но на перевернутом корпусе была нарисована большая буква «N». Судно также выглядело намного больше, чем судно водоизмещением 3000 брутто-тонн (GRT), внесенное в Регистр судоходства Ллойда . Дэй мог видеть, что деревянные конструкции были сняты, никакого видимого беспроводного оборудования и что ему удалось идти на скорости 13 узлов (15 миль в час; 24 км/ч) в течение нескольких часов, что необычно для торгового судна. [ 9 ]
Заместитель командира Данди обычно возглавлял абордажную группу, но находился вне корабля вместе с еще одним офицером и одиннадцатью рядовыми. Дэй выразил свои подозрения лейтенанту Королевского военно-морского резерва (RNR) Фредерику Лоусону, австралийцу, который вызвался возглавить абордаж из-за неопытности офицера, который обычно заменял заместителя командира. [ 10 ] [ а ] В 14:45 абордажная группа подплыла к кораблю и скрылась из виду, обогнув корабль по правому борту ( подветренная сторона). Пока Дэй ждал сигнала Ларсона, он переместил Данди , чтобы держаться на ветер (против ветра), под прямым углом к неизвестному кораблю, готовый открыть залп . Позиция была опасной, потому что бортовой залп корабля сразу же потопил бы Данди , и Дэй мог только помешать другому кораблю получить бортовой залп. Через несколько минут Дэй понял, что торговое судно движется в непрерывном развороте. Дэй держал артиллерийские расчеты наготове, и в 15:40 норвежский флаг, нарисованный на борту корабля, упал в воду. [ 12 ]
Действие
[ редактировать ]
Дэй приказал своим артиллерийским расчетам открыть огонь, и снаряды попали в «Леопард» с кормы с такого близкого расстояния, что каждый выстрел попадал, а над палубой поднимался дым и пар. Две торпеды почти сразу прошли в 20 ярдах (18 м) от кормы Данди . Ахиллес находился на расстоянии 4 миль (4,6 миль; 7,4 км) к востоку-северо-востоку, и Данди находился в серьезной опасности, если бы он открыл огонь по странному кораблю. «Леопард» начал двигаться, и Дэй маневрировал мимо его кормы и обстрелял его из Данди 4-дюймовых орудий и 3-фунтовой пушки, которая была наведена на мостик рейдера, и ее двадцать попаданий, возможно, сразу же убили экипаж мостика. [ 13 ] На таком близком расстоянии артиллеристы «Данди» начал подниматься дым и пар не могли промахнуться, и вскоре над «Леопардом» . Лафферт приказал повернуть на правый борт, но Дэй предвидел это, и Данди повернул влево, чтобы избежать бортового залпа. К этому времени «Леопард» получил сорок ударов, и от «Леопарда» клубились клубы дыма , унесенные ветром на северо-запад. [ 14 ]
Ахиллес открыл огонь по рейдеру примерно через пять минут после Данди , который затем поплыл к Ахиллесу в дыму от Леопарда под градом выстрелов . Немецкий корабль произвел залп, но цель была плохой, и через несколько минут Данди благополучно оказался позади Ахилла . Примерно через пять минут после того, как Данди открыл огонь по «Леопарду» , «Ахиллес» начал фиксировать попадания в «Леопард» , который продолжал исчезать в черном дыме, что вынудило «Ахиллеса» приостановить стрельбу. Перестрелка продолжалась в течение часа, но тяжелые снаряды Ахиллеса и внутренние пожары вызвали взрывы, вызвавшие вспышки пламени сквозь дым; Данди прекратил огонь, так как у него закончились боеприпасы. [ 13 ] Когда «Леопард» начал тонуть, некоторые наблюдатели подумали, что носовая часть корабля раскалена, другие — что она плавится, но экипаж продолжал вести ответный огонь. Чуть позже 16:30 «Леопард» затонул вместе с абордажным отрядом. Поиск выживших не проводился из-за опасений нападения подводных лодок; Лодка, на которой находился абордаж, была возвращена торговым судном несколько месяцев спустя. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]Потери
[ редактировать ]Все 319 человек, находившихся на Леопарде, а также шесть человек из британской абордажной группы были убиты; Британские суда получили незначительные повреждения. [ 16 ]
Последующие операции
[ редактировать ]Ни один корабль не пропал без вести в течение шести дней после гибели «Леопарда» его остановило на южноамериканском торговом пути парусное судно ( SMS Seeadler ). , а затем 22 марта нейтральное судно сообщило, что 25 февраля [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В состав абордажной группы входили Лоусон, четверо жителей Шетландских островов, известные своим умением управлять небольшими лодками, Генри Андерсон, его брат Роберт и их дальние родственники Генри Джеймс и Магнус Джон Андерсон; пятым членом был ливерпульец Королевского военно-морского добровольческого резерва Альфреда Берчалла (RNVR). [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Данн 2016 , стр. 60, 139.
- ^ Данн 2016 , с. 140.
- ^ Голдрик 2018 , с. 167; Ньюболт 2003 , стр. 180, 191–192; Данн, 2016 , стр. 143, 149.
- ^ Ньюболт 2003 , стр. 192–193; Данн, 2016 , стр. 143, 149.
- ^ Jump up to: а б ХМА 1940 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Ньюболт 2003 , стр. 192–193.
- ^ Данн 2016 , стр. 144–145.
- ^ Данн 2016 , с. 151.
- ^ Ньюболт 2003 , с. 193; Данн 2016 , с. 152.
- ^ Данн 2016 , стр. 146, 152.
- ^ Данн 2016 , стр. 156, 152–153.
- ^ Данн 2016 , с. 152; Ньюболт 2003 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Голдрик 2018 , с. 167.
- ^ Ньюболт 2003 , стр. 193–194.
- ^ Ньюболт 2003 , стр. 194–195; Голдрик 2018 , с. 167.
- ^ Ньюболт 2003 , стр. 194–195.
- ^ Ньюболт 2003 , с. 195.
Ссылки
[ редактировать ]- Данн, С. (2016). Блокада: крейсерская война и голод в Германии в Первой мировой войне (1-е изд.). Барнсли: Сифорт. ISBN 978-1-84832-340-7 .
- Голдрик, Дж. (2018). После Ютландии: Морская война в водах Северной Европы, июнь 1916 г. - ноябрь 1918 г. (изд. электронной книги). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-328-3 .
- Ньюболт, Х. (2003) [1928]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. IV (факс. представитель Отдела печатных книг и военно-морской прессы Имперского военного музея, изд. Акфилда). Лондон: Лонгманс. стр. 191–195. ISBN 1-84342-492-4 . Проверено 18 января 2016 г.
- Обзор немецкой крейсерской войны, 1914–1918 гг. (OU 6337 [40]) (онлайн-сканированное издание). Лондон: Ее Величество Адмиралтейство. 1940. OCLC 60210159 . Проверено 21 июля 2021 г. - через Archive Foundation.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Крэнвелл, JP (1970). Спойлеры моря: Рейдеры военного времени в эпоху Steam . Книги для библиотек Пресса. п. 302. ИСБН 978-0-8369-1563-1 .
- Халперн, П.Г. (1995) [1994]. Военно-морская история Первой мировой войны (pbk. UCL Press, изд. Лондона). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-85728-498-4 .
Журналы
- Дэй, С.М. (1922). «Как затонул рейдер Ярроудейл». Морские бризы . Остров Мэн: Pacific Steam Navigation Company. ЛБИ К. 6294.
Веб-сайты
- Энрайт, П.Дж. «Ярроудейл - Корабли - Граф Дона и его чайка» . smsmoewe.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 12 ноября 2015 г.