Jump to content

Минный заграждение в Северном море

Минный заграждение в Северном море
Часть Первой мировой войны
Дата Июнь - 26 октября 1918 г.
Расположение
Воюющие стороны
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Германия

Минный заграждение в Северном море , также известное как Северный заграждение, — большое минное поле, заложенное к востоку от Оркнейских островов до Норвегии ВМС США (при содействии Королевского флота ) во время Первой мировой войны . Целью было воспрепятствовать передвижению подводных лодок с баз в Германии на судоходные пути в Атлантическом океане , доставляющие припасы на Британские острова . Контр-адмирал Льюис Клинтон-Бейкер , командующий в то время минными силами Королевского флота, назвал этот заграждение «крупнейшим минным трюком в мировой истории». [1] были заложены более крупные поля с большим количеством мин Во время Второй мировой войны . [2]

Концепция

[ редактировать ]

Идея минного заграждения через Северное море была впервые предложена летом 1916 года адмиралом Реджинальдом Бэконом и одобрена на военно-морской конференции союзников 5 сентября 1917 года. Королевский флот, и в частности адмирал Битти в качестве главнокомандующего Гранд Флит - скептически относился к ценности операции и не считал, что она оправдывает необходимые значительные логистические и производственные затраты. Для минного поля в Северном море потребуется шахтная вода глубиной 900 футов (270 м), в то время как ни одно ранее минное поле не устанавливалось в водах глубиной более 300 футов (91 м). [1] По оценкам, для минного поля в Северном море потребуется 400 000 обычных заякоренных мин. «Антенная» мина, разработанная в июле 1917 года, была эффективна при предполагаемой максимальной глубине подводной лодки 200 футов (61 м), и 100 000 этих новых мин Mk 6 было бы достаточно для образования минного заграждения в Северном море. [3]

Соединенные Штаты в целом отнеслись к операции с большим энтузиазмом, поскольку потеря трансатлантического судоходства была серьезной внутренней проблемой, и этот план позволял Соединенным Штатам играть активную роль в решении этой проблемы, используя при этом свою промышленную мощь и с минимальным риском. американских жертв. Помощник министра военно-морского флота Франклин Д. Рузвельт обратился непосредственно к президенту Вудро Вильсону. [4] преодолеть противодействие проекту со стороны вице-адмирала Уильяма Симса , командовавшего всеми военно-морскими силами США в Европе. [5] В октябре 1917 года ВМС США подали заказ на мины Mk 6, включающие длиной 80 000 000 футов (15 000 миль ; 24 000 км ), стальной трос необходимый для швартовки мин к морскому дну. Расходы на проект в размере 40 миллионов долларов были разделены между 140 производственными подрядчиками и более чем 400 субподрядчиками. Все компоненты мины, кроме троса, взрывчатки и детонирующей схемы, были изготовлены фирмами Детройта автомобильными . [6] Восемь гражданских пароходов были переоборудованы в минные заградители; и еще 24 минных грузовых судна, курсирующих по два-три судна в неделю, должны были перевозить изготовленные компоненты мин на сборочные склады в Шотландии. [1]

Цель заключалась в том, чтобы помешать подводным лодкам действовать в Северной Атлантике и преследовать трансатлантические суда. Подобный заградительный огонь уже был установлен через Ла-Манш , в результате чего подводные лодки отклонились на север, вокруг Шотландии. Минный заграждение в Северном море было предназначено для закрытия этого альтернативного маршрута, а также затрудняло доставку подводным лодкам припасов.

Марк 6 Мины

[ редактировать ]
Мина Mk 6 на якоре. Видны два рупорных взрывателя, но на этом изображении не виден антенный взрыватель.

Мина Mk 6 представляла собой стальную сферу диаметром 34 дюйма (86 см), содержащую камеру плавучести и 300 фунтов (140 кг) тротила . [7] Каждая мина представляла собой две сваренные вместе стальные полусферы. В нижнюю полусферу был брошен разрывной заряд токсила. Токсил представлял собой смесь 60% тринитроксилола ( TNX) и 40% тротила, которая использовалась, поскольку армия Соединенных Штатов контролировала производство тротила в Соединенных Штатах и ​​​​не выпускала достаточное количество для заграждения военно-морских мин. [6] При транспортировке мина опиралась на стальной якорь коробчатой ​​формы площадью примерно 30 дюймов (76 см). Якорный ящик имел колеса, позволяющие перемещать минный агрегат по системе рельсов на борту минного заградителя. Шахта была соединена с якорным ящиком массой 800 фунтов (360 кг) с помощью швартовного троса, хранящегося на барабане. [1] Глубина залегания мины под поверхностью воды контролировалась путем разматывания стального швартовного троса при сбрасывании мины с минного заградителя до тех пор, пока датчик, подвешенный под якорем, не достигал дна. Датчик заблокировал кабельную катушку, чтобы падающий якорь утащил плавучую мину под поверхность; и поплавок выдвинул антенну над миной. [1]

Каждая мина имела два гидростатических устройства безопасности, предназначенных для обеспечения безопасности мины, если она отсоединится от швартовного троса и всплывет на поверхность. Первый представлял собой разомкнутый переключатель в детонационной цепи, замкнутой гидростатическим давлением. Вторая представляла собой пружину , отталкивающую детонатор от заряда взрывчатого вещества в камеру плавучести, если она не сжимается гидростатическим давлением. Мины должны были быть безопасными на глубине менее 25 футов (7,6 м). [6] Мины содержали батарею сухих элементов, каждая из которых имела электрическую детонирующую цепь, которая могла быть инициирована любым из пяти параллельных взрывателей . Четыре взрывателя представляли собой обычные рожки в плавучей верхней полусфере мины. В каждом рожке находилась стеклянная ампула с электролитом , которая замыкала разомкнутую цепь, если ампула разбивалась при изгибе мягкого металлического рожка. [6] Новый пятый взрыватель представлял собой антенну из медной проволоки с поплавком, позволяющим выдвигать ее над миной. корпус корабля, Стальной соприкасающийся с медной антенной, образует батарею , а морская вода действует как электролит, замыкая цепь с изолированной медной пластиной на поверхности мины, чтобы активировать детонирующее реле внутри мины. [8] реле Якорь изначально был настроен на замыкание детонационной цепи при напряжении от 25 до 40 милливольт . Впоследствии Управление боеприпасов увеличило чувствительность до 10–25 милливольт, но позже это значение было скорректировано на основе полевого опыта. [9] Каждая мина имела пять отдельных подпружиненных предохранительных выключателей в детонационной цепи, которые удерживались в открытом состоянии с помощью соляных гранул, растворение которых в морской воде занимало около 20 минут после того, как мина была сброшена за борт с минного заградителя. [1] Срок службы батареи детонирующей цепи оценивался более чем в два года. [10]

Установка минного поля

[ редактировать ]

Минный заграждение располагалось в пределах полосы длиной от 230 миль (200 миль; 370 км) и шириной от 15 миль (13 миль; 24 км) до 35 миль (30 миль; 56 км). [11] разделен на зону B у восточного побережья Оркнейских островов, зону C у норвежского побережья между Утсирой и Бергеном и самую длинную центральную зону A, соединяющую две прибрежные зоны между 0°50′ западной долготы и 3°10′ восточной долготы. Королевский флот заминировал районы B и C, в то время как ВМС США заминировали район A. Королевский флот оставил открытым для судоходства канал длиной 10 миль (8,7 морских миль; 16 км), прилегающий к Оркнейским островам. Из-за правил нейтралитета в норвежских территориальных водах мины не устанавливались. [12] Минными силами Северного моря США командовал контр-адмирал Джозеф Штраус на борту флагманского корабля Минных сил Атлантического флота USS Black Hawk . Штраус был специалистом по артиллерийскому вооружению и возглавлял Управление артиллерийского вооружения с 1913 по 1916 год. Первая минная эскадрилья под командованием капитана Реджинальда Р. Белкнапа собралась в Инвернессе, Шотландия, в июне 1918 года. В течение следующих пяти месяцев эти корабли заложило 56 571 из 70 177 мин, образующих минный заграждение в Северном море. [3]

Мемориал шахтам Первой мировой войны в Бостон-Коммон, Массачусетс, США. [13]

Только два самых маленьких из восьми пароходов, переоборудованных для постановки заграждения, остались в эксплуатации для обычных минных постановок. Военный корабль США « Шаумут» , показанный устанавливающим минный заграждение в Северном море, затонул 23 года спустя во время атаки на Перл-Харбор после того, как был переименован в «Оглала» .
  • Военный корабль США Сан-Франциско (старый защищенный крейсер, переоборудованный в 1911 году для перевозки 170 мин) (флагман) [1]
  • USS Baltimore (старый защищенный крейсер, переоборудованный в 1915 году, несущий 180 мин) [1]
  • USS Aroostook (бывший восточный пароход «Банкер Хилл» нес на одной палубе 320 мин) [1]
  • USS Shawmut (бывший Восточный пароход «Массачусетс» нес на одной палубе 320 мин) [1]
  • USS Canandaigua (бывший южнотихоокеанский грузовой корабль El Siglo нес 830 мин на 3 палубах) [1]
  • Военный корабль США « Роанок» (бывший грузовой корабль « Эль Диа» из южной части Тихого океана нес 830 мин на 3 палубах) [1]
  • USS Canonicus (бывший южнотихоокеанский грузовой корабль El Cid нес 830 мин на 3 палубах) [1]
  • USS Housatonic (бывший южнотихоокеанский грузовой корабль El Rio нес 830 мин на 3 палубах) [1]
  • USS Saranac (бывший пароход Old Dominion Hamilton нес 612 мин на 2 палубах) [1]
  • USS Quinnebaug (бывший пароход Old Dominion Jefferson нес 612 мин на 2 палубах) [1]

Минный заграждение состояло из 18 рядов мин, установленных в направлении восток-запад. Десять рядов мин были заложены на глубине 80 футов (24 м), чтобы их могли взорвать корабли, идущие по поверхности. Затопленные подводные лодки были поражены четырьмя рядами мин на высоте 160 футов (49 м) и еще четырьмя рядами мин на высоте 240 футов (73 м). Поскольку Уцира находится немного севернее Оркнейских островов, расположение минных полей в центральной зоне А было смещено на восток-северо-восток от Оркнейских островов. Там, где это было возможно, долгота определялась по калиброванной тугой проволоке, закрепленной рядом с ориентиром и размотанной с катушки фортепианной проволоки длиной 140 миль (230 км) на борту одного из крейсеров, действовавшего в качестве ориентира для постановки минных закладок. Широта проверялась по высоте Солнца, когда позволяли атмосферные условия. Минный заграждение потребовало нескольких миссий, называемых «экскурсиями», по установке параллельных рядов мин на полпути через Северное море между Норвегией и Оркнейскими островами. Первая минная эскадрилья совершила тринадцать двухдневных вылазок по постановке мин, устанавливая параллельные ряды мин, двигаясь колоннами на расстоянии 500 ярдов (460 м) друг от друга, причем последний корабль в каждой колонне сбрасывал мины с интервалом в 100 ярдов (91 м). [9] Когда у минного заградителя заканчивался запас мин, другой минный заградитель в этой колонне возвращался на последнюю позицию, чтобы продолжить последовательность минных постановок. Минным заградителям предшествовали эсминцы Королевского флота, искавшие вражеские мины и подводные лодки. Силы прикрытия из линкоров Королевского флота и эскадр крейсеров маневрировали поблизости, чтобы защитить минный строй, но ни один немецкий надводный корабль не предпринял попыток вступить в бой. Буи были временно сброшены, обозначая конечную точку добычи полезных ископаемых, чтобы не оставлять незаминированный пробел перед началом следующей экскурсии. Эти буи могли потенциально сдвинуться из-за шторма или действий противника. [1]

От трех до пяти процентов новых мин, сброшенных в Северное море, взорвались, как только растворились соляные гранулы; а гидрофоны зафиксировали преждевременные взрывы, продолжавшиеся в течение недели после постановки мин. Первоначально эти преждевременные взрывы объяснялись активацией цепей детонации рупорных взрывателей из-за утечки морской воды в мины; а расстояние между минами было увеличено с 250 футов (76 м) при первой минной постановке до 300 футов (91 м) при последующих экскурсиях, чтобы минимизировать утечку, вызванную детонацией близлежащих мин. Около одного процента мин, установленных во время первой экскурсии, оторвались от швартовочных тросов и в течение месяца были выброшены на берег Норвегии. В шахтах, использованных в последних одиннадцати походах, в точках крепления швартовых тросов были установлены пружины для смягчения волновой нагрузки во время штормов. Преждевременные детонации увеличились до 14 процентов во время четвертой минной постановки, потому что некоторые мины были собраны с более чувствительными настройками реле-антенны-взрывателя, сделанными Управлением по артиллерийскому вооружению. Пятая минная постановка была остановлена, когда 19 процентов мин взорвались преждевременно. Сан-Франциско определил чувствительность якоря реле как основную причину преждевременных детонаций во время сравнительных полевых испытаний по установке мин 12 августа. Последующие исследования показали, что отложения сульфата меди, вызванные коррозией антенны , создают слабую батарею, увеличивая вероятность активации реле из-за ударной волны ускорения при взрыве близлежащих мин. Преждевременные детонации снизились до четырех-шести процентов, когда чувствительность была доведена до 30-45 милливольт для мин, установленных в ходе последних пяти минных постановок. [9]

Результаты

[ редактировать ]

Проблемы с поставками и технические трудности вызвали некоторые задержки. Дополнительные минные постановки для завершения заграждения были отменены, когда после тринадцатой минной постановки 26 октября 1918 года было признано приближающееся окончание боевых действий. Конструкция минного поля означала, что теоретическая вероятность того, что всплывшая подводная лодка подорвет мину, составляла 66 процентов. и 33-процентный шанс для затопленной подводной лодки. [14] На основании количества эффективных мин, замеченных при тралении заграждения, были оценены реальные шансы [ ВОЗ? ] она будет ближе к 20 процентам для надводной подводной лодки и 10 процентам для подводной лодки. Поскольку последние мины были заложены всего за несколько дней до окончания войны, оценить успех плана невозможно. Некоторые утверждают, что минное поле было основной причиной падения боевого духа Императорского флота Германии в последние месяцы войны, в то время как другие полагают, что Германия легко проложила безопасные каналы через большое неохраняемое минное поле. [5]

В официальной статистике потерь немецких подводных лодок, составленной 1 марта 1919 года, в результате минного заграждения в Северном море было уничтожено четыре подводных лодки, предполагалось уничтожение еще двух и возможное уничтожение еще двух. [1]

  • 19 августа 1918 г. СМ УБ-12 неизвестен - возможно, потоплен минным заграждением в Северном море. [15]
  • 9 сентября 1918 г. СМ U-92 предположительно потоплена в районе минного заграждения B в Северном море. [15] (подтверждено в 2007 г.) [16]
  • 9 сентября 1918 г. СМ УБ-127 потоплен в районе минного заграждения Б Северного моря. [15]
  • 25 сентября 1918 г. СМ U-156 потоплена в районе минного заграждения А в Северном море. [15]
  • Сентябрь 1918 г. SM U-102 предположительно потоплена в районе минного заграждения B в Северном море. [15] (подтверждено в 2006 г.) [17]
  • 19 сентября 1918 г. СМ УБ-104 потоплен в районе минного заграждения Б Северного моря. [15]
  • Сентябрь 1918 г. СМ УБ-113 неизвестен - возможно, потоплен минным заграждением в Северном море. [15]
  • 18 октября 1918 г. СМ УБ-123 потоплен в районе минного заграждения А Северного моря. [15]

Известно, что еще восемь лодок были повреждены минами, и некоторые сотрудники Адмиралтейства предположили, что это могло быть ответственно за еще пять подводных лодок, которые исчезли без объяснения причин. [1]

Участие Соединенных Штатов в тралении курировал контр-адмирал Штраус на борту ремонтного корабля « Блэк Хоук» , с которого он командовал операцией по постановке мин. Буксиры Patapsco и Patuxent отбуксировали деревянные парусные суда Admiralty Red Rose и Red Fern для проведения первого пробного зачистки в декабре. Подметание осуществлялось путем подвешивания зубчатой ​​проволоки между двумя кораблями, идущими параллельным курсом. Находясь под водой с помощью глиссирующих устройств, называемых «воздушными змеями», проволока задевала тросы, подвешивающие плавучие мины над их якорями. Если бы зубчатая проволока разорвала швартовочный трос мины, мина выскочила бы на поверхность и была бы уничтожена артиллерийским огнем. Шлепки охватили и уничтожили шесть мин, прежде чем зимняя погода остановила дальнейшие работы на море. Зима была потрачена на испытания электрозащитного устройства, позволяющего снизить риск подрыва антенных мин кораблями со стальным корпусом. Patapsco и Patuxent протестировали защитное устройство, обезвредив в марте 39 мин. [18] В тральщиках Королевского флота с 1 апреля по 30 ноября 1919 года участвовало 421 судно, укомплектованное 600 офицерами и 15 000 солдат. [19]

Двенадцать тральщиков класса Lapwing и 18 преследователей подводных лодок были доступны для первого планового траления американских тральщиков 29 апреля 1919 года. После того, как первое траление заняло два дня, чтобы обезвредить 221 мину, Штраус запросил больше кораблей в надежде разминировать минный заграждение, которое лето. двадцать адмиралтейских траулеров с американскими экипажами, еще 16 тральщиков класса «Чибис» и еще один ремонтный корабль «Пантера» Под его командование были переданы . На Panther была возложена ответственность за обслуживание траулеров Уильяма Эштона , Томаса Блэкхорна , Томаса Бакли , Ричарда Балкли , Джорджа Бертона , Пэта Кахарти , Уильяма Колдуэлла , Джорджа Кларка , Джона Клея , Джорджа Кокрейна , Джона Коллинза , Уильяма Дарнольда , Сэма Даффи , Джона Данкина , Джона . Фицджеральд , Джон Грэм , Томас Грэм , Томас Хенрикс , Уильям Джонсон , Томас Лаундри и охотники за подводными лодками SC-37 , 38 , 40 , 44 , 45 , 46 , 47 , 48 , 95 , 110 , 164 , 178 , 181 , 182 , 206 , 207 , 208 , 254 , 256 , 259 , 272 , 329 , 354 и 356 . Blackhawk предоставлял тендерные услуги для более крупных кораблей, действующих в составе шести дивизий. [20]

Военный корабль США «Эйдер» (сапер № 17) (слева) в порту с преследователями подводных лодок рядом с ним во время разминирования минного заграждения в Северном море в 1919 году. Крайний левый охотник за подводными лодками - это SC-254, SC-256 или SC-259, а остальные - (слева направо) SC-45, SC-356, SC-47 и SC-40.

Общие трудности с процедурой траления заключались в том, что минные кабели запутывались в воздушных змеях, прикрепленных к тросам траления. Траловое оборудование часто терялось, если мина детонировала и перерезала траловые тросы. Примерно треть кораблей была повреждена взрывами мин. Двое мужчин погибли в отдельных инцидентах при попытке поднять на борт мины, чтобы обезвредить засорившиеся воздушные змеи. Предполагалось, что минные гидростатические предохранительные устройства Mk 6 сведут к минимуму риски, связанные с этой процедурой, но потери тральщика увеличились после того, как была признана ненадежность этих предохранительных устройств. Еще одним источником ущерба были последовательности противоминных действий, инициированные уничтожением траловой мины, приводившие к подрыву необнаруженной мины ближе к одному из тральщиков. Частично эти противоминные действия объяснялись ускорением якоря реле-взрывателя антенны или утечкой морской воды в поврежденные мины, а не симпатическим взрывом взрывчатки. Тральщикам иногда удавалось продолжать траление, но траулеры были менее долговечны. Семь человек утонули Ричард Балкли был потоплен в результате взрыва мины 12 июля. Штраус прекратил использование траулеров для траления, но оставил шесть для перевозки запасного тральщика на тральщики, когда провода были разрушены в результате взрыва мины. Остальные 13 траулеров были возвращены Адмиралтейству. Большинство поврежденных кораблей было отремонтировано, но SC-38 был признан полностью погибшим. Еще три человека из тральщиков погибли в результате отдельных несчастных случаев с тральщиками, прежде чем Штраус объявил, что заграждение очищено 30 сентября 1919 года. [21] Тральщики обнаружили лишь от 25 до 30 процентов мин, заложенных годом ранее; [22] но предполагалось, что остальные либо вырвались на свободу, погрузились на дно, либо были уничтожены преждевременными взрывами. Штраус был удостоен звания кавалера Святых Михаила и Святого Георгия ; За свои усилия [1] но сомнения в эффективности усилий по разминированию сохранялись и в 21 веке. [2]

Послевоенный

[ редактировать ]

Когда 1919 год подошел к концу, наступление зимы вынудило приостановить траление заякоренных плавучих мин, но следующей весной Королевский флот возобновил операции по тралению, продолжая разминировать затонувшие мины в рыболовных районах и поддерживая патруль эсминцев для поиска мин. который оторвался от своих причалов и пошел по течению. [19] Потери гражданских судов на минах в Северном море продолжались; Происхождение мины в этих случаях зачастую было трудно определить. В 1919 году двадцать членов экипажа утонули, когда затонул шведский пароход «Холландер» , через несколько минут после того, как в октябре подорвался на мине; [23] а пароход «Кервуд» подорвался на мине и затонул 1 декабря. [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Белнап, Реджинальд Роуэн. Горнодобывающая эскадрилья Янки; или «Укладка горнодобывающего заграждения в Северном море » (1920 г.) Военно-морской институт США, стр. 5,15,18-22,27-36,43-47,56,82-83,101 и 108.
  2. ^ Jump up to: а б «Загрязнение боеприпасами объектов морской возобновляемой энергетики в водах Шотландии» (PDF) . QinetiQ. Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Минный заграждение в Северном море» . Общество Великой войны . Проверено 1 мая 2012 г.
  4. ^ «Ранняя политическая карьера» . Институт Рузвельта. Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б Поттер и Нимиц Морская мощь (1960) Прентис-Холл стр.470
  6. ^ Jump up to: а б с д Дэниелс, Джозефус Северная плотина и другие горнодобывающие работы (1920) Государственная типография стр. 20,47-58
  7. ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны (1985) Издательство военно-морского института ISBN   0-87021-459-4 стр.167
  8. ^ «Воспоминания шахтёра» . Дерек С. Хартшорн. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Дэниелс, Джезефус. Северная плотина и другие горнодобывающие работы (1920), государственная типография, стр. 105–120.
  10. ^ Дэниелс, Джозефус Северная плотина и другие горнодобывающие работы (1920) Государственная типография с. 26
  11. ^ «Великий минный заграждение в Северном море» . Американское наследие . Проверено 1 мая 2012 г.
  12. ^ Дэниелс, Иосиф Флавий. Северная плотина и другие горнодобывающие работы (1920), государственная типография, стр. 38 и 121.
  13. ^ «Памятник шахтам Первой мировой войны в Бостон-Коммон» . 21 декабря 2008 г.
  14. ^ Дэниелс, Джезефус. Северная плотина и другие горнодобывающие работы (1920), государственная типография, стр.125.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Таррант, В.Е. Наступление подводных лодок 1914–1945 (1989) ISBN   1-85409-520-X стр.76
  16. ^ Кервер, Ганс Иоахим. Комната 40: Военно-морская война Германии 1914-1918 годов. Том II., Флот в бытии (Штайнбах, Германия: LIS Reinisch, 2009).
  17. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводные лодки Первой мировой войны: U 102» . Немецкие и австрийские подводные лодки Первой мировой войны — Kaiserliche Marine — Uboat.net . Проверено 25 января 2010 г.
  18. ^ Дэвис, Ноэль, LT, USN прочесывает минный заграждение в Северном море (1919), стр. 15-18
  19. ^ Jump up to: а б "ЗАЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЛОРДА АДМИРАЛТЕСТВА. Объяснительные оценки ВМФ на 1919-1920 годы" . Naval-History.Net . Проверено 16 июня 2012 г.
  20. ^ Дэвис, Ноэль, LT, USN прочесывает минный заграждение в Северном море (1919), стр. 19,27 и 94-95
  21. ^ Дэвис, Ноэль, LT, USN прочесывает минный заграждение в Северном море (1919), стр. 5,50-51 и 76-77
  22. ^ Бернартс, Арнд Изменение климата и военно-морская война (2006) Trafford Publishing ISBN   1-4120-4846-X стр. 285-290
  23. Лонсестон, Австралия, экзаменатор , 28 октября 1919 г., стр.5.
  24. ^ ОТЧЕТЫ ООН О МЕЖДУНАРОДНЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЯХ Том VII, стр. 199-203

Библиография

[ редактировать ]
  • Армстронг, Гарри К. (1988). «Устранение минного заграждения в Северном море». Военный корабль Интернешнл . XXV (2): 134–169. ISSN   0043-0374 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ee5f7048b28902495428f3a70a72c1e__1722262440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/1e/9ee5f7048b28902495428f3a70a72c1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North Sea Mine Barrage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)