Северный заграждение



Северный заграждение — это название минных полей, заложенных британцами во время Второй мировой войны, чтобы ограничить доступ Германии к Атлантическому океану. Заграждение простиралось от Оркнейских островов до Фарерских островов и далее в сторону Исландии . Мины были также заложены в Датском проливе , к северу от Исландии. [ 1 ]
Концепция
[ редактировать ]Целью оборонительного минного поля является ограничение передвижения кораблей противника в районы, используемые дружественными судами. Предполагаемое наличие минного поля может иметь моральный эффект от предполагаемого риска в дополнение к фактическому повреждению кораблей, пытающихся пересечь поле. возможность создания северного заграждения между Оркнейскими островами и Норвегией (аналогичного минному заграждению в Северном море во время Первой мировой войны В июле 1939 года, до начала Второй мировой войны, рассматривалась ). Другие альтернативы изучались после оккупации Норвегии немцами в апреле 1940 года. [ 1 ]
В обычных минах того времени использовался заряд взрывчатого вещества контактного взрывателя внутри плавучего снаряда, подвешенного над якорем, прикрепленным к нему проволочным тросом. Применение таких мин против надводных кораблей требовало подвешивания мины на глубине не большей осадки корабля . Способность подводной лодки погружаться на такую глубину потребует размещения слоев мин с контактным взрывателем на разной глубине, чтобы обеспечить равную вероятность поражения. Минный заграждение Первой мировой войны позволило сократить количество необходимых мин за счет использования медной проволочной антенны с поплавком, чтобы выдвинуть ее над миной. корпус корабля, Стальной соприкасающийся с медной антенной, образует батарею , а морская вода действует как электролит, замыкая цепь с изолированной медной пластиной на поверхности мины, чтобы активировать детонирующее реле внутри мины. [ 2 ]
Американские мины Mk 6 использовались для минных заграждений на более глубоководных участках времен Первой мировой войны. В стандартном минном снаряжении Mk XVII Королевского флота, доступном для использования в начале Второй мировой войны, не было антенного взрывателя. Мина Mk XVII могла быть подвешена на глубине до 300 футов (91 м) ниже поверхности и закреплена в воде на глубине до 6000 футов (1800 м). [ 3 ] Эти возможности глубины предполагали возможность установки мин вдоль Исландско-Фарерского хребта, затопленного горного хребта между Исландией и Фарерскими островами, который разделяет более глубокие части Норвежского моря на севере и Атлантический океан на юге. Вершина хребта находится на глубине менее 500 метров (1600 футов) от поверхности и значительно мельче к востоку от Исландии и на шельфе Фарерских островов. Каналы имеют глубину 850 метров (2790 футов) между Фарерским шельфом и Шотландией, а также в Датском проливе между Гренландией и Исландией. Мины Mk XVII будут устанавливаться на более мелководных участках, пока мина Mk XX с антенным взрывателем находится в стадии разработки. Планировались бреши, позволяющие пройти флоту и конвоям. [ 1 ]
Навигация
[ редактировать ]Ведение точного учета местоположений минных полей является важным элементом оборонительных минных полей, поскольку эти минные поля часто располагаются вблизи вод, традиционно используемых дружественным судоходством. Большинство оборонительных минных полей исторически находились в пределах видимости навигационных средств, определяющих точное местоположение. Прокладка Северного заграждения в водах так далеко от суши была сложной навигационной проблемой до того, как Глобальной системе позиционирования появилась информация о . Большую часть подготовительных изысканий выполнило исследовательское судно HMS Scott . Позже Скотт работал вместе с минными заградителями, устанавливая глубоководные минные поля с весны 1942 года до тех пор, пока минные постановки не были прекращены осенью 1943 года. Скотт помог установить границы ранее заложенных соседних минных полей, чтобы минные заградители могли минимизировать незаминированные бреши, не заходя случайно в ранее заминированные районы. [ 4 ]
Установка заграждения
[ редактировать ]Первая эскадрилья минных заградителей, базировавшаяся в Кайле-оф-Лохалше (кодовое название порта ZA для секретности), была сформирована в июне 1940 года. Пять быстрых и современных грузовых лайнеров были реквизированы с гражданской службы, но переоборудованы во вспомогательные минные заградители HMS Agamemnon , Menestheus , Port Строительство Нейпира , Порт-Квебека и Южного Принса было завершено только в октябре. Прибытие эсминцев класса «Таун» из Соглашения об эсминцах для баз обеспечило необходимое сопровождение минных заградителей. Первая миссия по постановке мин покинула порт ZA 18 октября 1940 года, и до конца года на южной оконечности Исландско-Фарерского хребта было заложено 10 300 обычных контактных мин. [ 1 ]
Мина Mk XX стала доступна в начале 1941 года с антенной из медного провода, выступающей на 60 футов (18 м) над кожухом взрывчатого вещества с помощью плавучего поплавка, и нижней антенной, выступающей на 74 фута (23 м) под кожухом. [ 3 ] Минная постановка прогрессировала: новые поля были заложены к северу и югу от Фарерских островов и в Датском проливе с использованием мин Mk XX везде, где глубина покрытия 134 фута (41 м) позволила бы сократить количество требуемых мин. Дополнительные меры безопасности потребовались для новых мин после того, как «Менесфей» был поврежден в результате взрыва дрейфующей мины Mk XX 6 февраля 1941 года. В июльских отчетах разведки указывалось, что подводные лодки использовали проход Фарерские острова – Исландия, поэтому была проведена серия глубоких противодействующих мер. Подводные месторождения были заложены северо-западнее Фарерских островов. [ 1 ]
В минных постановках 1942 года использовалась новая мина Mk XXII с плавучей верхней антенной из медной трубы, заменившая сплошную медную проволоку и плавучий поплавок мин Mk XX. [ 3 ] Крейсер-минный заградитель HMS Adventure заложил первые заякоренные магнитные мины M Mk I и стал постоянным участником первых миссий эскадрильи минных заградителей с мая по ноябрь 1942 года. Поврежденные льдом части минного поля Датского пролива были заменены заякоренными магнитными минами M Mk I. [ 1 ]
Дата | Операция | Расположение | Минные заградители |
---|---|---|---|
Октябрь 1940 г. | СН3 | Исландия - Фарерский хребет | HMS Agamemnon , Menestheus , Порт-Нейпир , Порт-Квебек и Южный принц |
ноябрь 1940 г. | СН11 | южная часть Исландско-Фарерского хребта | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек ; Порт-Нейпир взорвался перед выходом из порта ZA. |
декабрь 1940 г. | СН10А | южная часть Исландско-Фарерского хребта | Агамемнон и Менесфей |
Январь 1941 г. | СН6 | к югу от Фарерских островов | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Январь 1941 г. | СН65 | к югу от Фарерских островов | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
февраль 1941 г. | СН7А | Порт-Квебек и Южный Принс ; Менесфей поврежден дрейфующей миной Mk XX и отбуксирован Агамемноном обратно в порт ZA. | |
февраль 1941 г. | СН7Б и СН68А | Агамемнон , Порт-Квебек и Южный принц | |
Март 1941 г. | СН4 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц ; Агамемнон поврежден в результате столкновения с HMS Castleton на обратном пути. |
апрель 1941 г. | СН71 | Датский пролив | Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
апрель 1941 г. | СН8 | Датский пролив | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
май 1941 г. | СН9 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
июнь 1941 г. | СН64 | Северная Рона Район | Агамемнон и Менесфей |
июнь 1941 г. | СН66 | Агамемнон и Менесфей | |
июнь 1941 г. | СН70Б | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон и Менесфей ; Столкновение между эскортом HMS Kenya и Брайтоном |
июль 1941 г. | СН67А | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
июль 1941 г. | СН12А | к северо-западу от Сула Скейр | HMS Тевиот Банк |
август 1941 г. | СН22Б | Приклад Льюиса | Агамемнон |
август 1941 г. | СН70А | Приклад Льюиса | Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц ; Южный принц торпедирован U-652 на обратном пути |
сентябрь 1941 г. | СН61 | Район Северная Рона | Агамемнон |
сентябрь 1941 г. | СН23 | Приклад Льюиса | Порт Квебек |
Октябрь 1941 г. | СН24 | Приклад Льюиса | Порт Квебек |
Октябрь 1941 г. | СН83А | разрыв на севере Фарерских островов | HMS Welshman , Менесфей и Порт-Квебек |
ноябрь 1941 г. | СН83Б | разрыв на севере Фарерских островов | Менесфей и Порт-Квебек |
ноябрь 1941 г. | СН25 | северо-западные подходы | Менесфей |
Январь 1942 г. | СН26 | Приклад Льюиса | Агамемнон |
февраль 1942 г. | СН5Б | Фарерские фьорды | Агамемнон и Менесфей |
февраль 1942 г. | СН84 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
февраль 1942 г. | СН85 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Март 1942 г. | СН81 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Март 1942 г. | СН87 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
апрель 1942 г. | СН88 | Исландско-Фарерский хребет | Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Май 1942 г. | СН3А | Фарерский шельф к западу от Оркнейских островов | HMS Adventure , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
июнь 1942 г. | СН72 | Датский пролив | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
июнь 1942 г. | СН3Б | Фарерский шельф к западу от Оркнейских островов | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
июль 1942 г. | SN3C | Фарерский шельф к западу от Оркнейских островов | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
июль 1942 г. | СН82 | Исландско-Фарерский хребет | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
август 1942 г. | СН73 | Датский пролив | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
сентябрь 1942 г. | СН89 | Исландско-Фарерский хребет | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
сентябрь 1942 г. | СН65А | Исландско-Фарерский хребет | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Октябрь 1942 г. | СН3Е | Фарерский шельф к западу от Оркнейских островов | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
ноябрь 1942 г. | СН3Ф | Фарерский шельф к западу от Оркнейских островов | Приключение , Агамемнон , Менесфей , Порт-Квебек и Южный принц |
Март 1943 г. | СН90А | к западу от Исландии | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
Май 1943 г. | СН111А | у Исландии | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
Май 1943 г. | СН123А | Приклад Льюиса | Агамемнон закладывает экспериментальное поле модифицированных мин M Mark I |
Май 1943 г. | СН123Б | Приклад Льюиса | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек представляют собой экспериментальное поле. |
июнь 1943 г. | SN123C | Приклад Льюиса | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек представляют собой экспериментальное поле. |
июнь 1943 г. | СН222А | юго-восток Исландии | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
август 1943 г. | СН74 | Датский пролив | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
сентябрь 1943 г. | СН222Б | юго-восток Исландии | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
сентябрь 1943 г. | SN222C | юго-восток Исландии | Агамемнон , Менесфей и Порт-Квебек |
5 июля 1942 года в тумане HMS Niger принял айсберг за северо-западный мыс Исландии и повел шесть торговых судов из Мурманска в Рейкьявик в конвой QP 13 на минное поле SN72, заложенное месяцем ранее у входа в Датский пролив . [ 5 ] Каждый корабль подорвался на минах. На борту советского грузового судна «Родина» (4441 брт ) потерь среди членов экипажа не было. [ 6 ] ( брт грузовое судно Exterminator под панамским флагом 6115 ) или американское грузовое судно Hybert (6120 брт); но 46 гражданских членов экипажа и 9 военнослужащих ВМС погибли на борту американского корабля Liberty John Randolph (7191 брт) и грузовых судов Hefron (7611 брт) и Massmar (5825 брт); [ 7 ] выжили только восемь и из 127 человек, находившихся на борту «Нигера», . только Экстерминатора . Спасти удалось [ 8 ] После аварии ценность Северного плотины была поставлена под сомнение, хотя к югу от Исландии были заложены новые месторождения, прежде чем начать новые глубокие месторождения на шельфе Фарерских островов. [ 1 ]
Отменено
[ редактировать ]
Будущее Северного заграждения обсуждалось в Адмиралтействе на заседаниях в январе и июле 1943 года. Эскорты, выделенные для защиты минных заградителей, создали нехватку конвоев. Заградительный огонь оказалось трудно поддерживать [ 1 ] и не было выживших, которые могли бы подтвердить затопление подводных лодок северным минным заграждением; хотя, возможно, он заявил о нескольких, потеря которых не была объяснена иначе, включая U-104 в ноябре 1940 года, [ 9 ] Ю-702 в марте 1942 г., [ 5 ] Ю-253 в сентябре 1942 г., [ 10 ] Ю-647 в июле 1943 года. [ 11 ] и U-855 в сентябре 1944 года. [ 12 ] Союзники не знали об этих потерях подводных лодок и приписывали большую часть из них атакам кораблей и самолетов союзников после того, как главнокомандующий Флотом метрополии объявил Северный заградительный огонь «наименее прибыльным добровольным крупным предприятием войны» . [ 13 ]
Программа была отменена, и, помимо закладки дополнительного поля у входа в Датский пролив, единственной одобренной минной постановкой была серия глубоких полей на северном конце фарерско-исландского пролива. Первая минная эскадрилья была расформирована после установки 92 083 мин. Минные поля составляли 35 процентов всех британских минных постановок во время войны. [ 1 ] Северный заграждение не оправдало своего существования и часто было более опасным для союзных войск, чем для немцев. Впоследствии больше усилий было направлено на наступательные минные постановки с помощью подводных лодок, моторных лодок и самолетов, которые оказались гораздо более эффективными. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Не все мины были удалены или уничтожены во время или после войны, и в двадцать первом веке были обнаружены неразорвавшиеся мины. Большая часть стального корпуса подверглась коррозии , если только она не была защищена захоронением в анаэробных отложениях; но литой заряд взрывчатого вещества может остаться целым. Наиболее часто используемые мины включали 227 кг (500 фунтов) или 137 кг (302 фунта) взрывчатки. Тротил был наиболее часто используемым взрывчатым веществом, хотя иногда его смешивали с нитратом аммония (образуя Аматол ) для экономии и с порошкообразным алюминием (образуя Минол ) для увеличения подводного ущерба. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Воспоминания шахтёра» . Дерек С. Хартшорн. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 94–97. ISBN 0-87021-459-4 .
- ^ «HMS Скотт» . Класс Халцион . Проверено 25 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мины и минные установки в Исландии во время Второй мировой войны» . Береговая охрана Исландии . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 190. ИСБН 1-55750-019-3 .
- ^ «Корабли, затонувшие или поврежденные в июле 1942 года (63 корабля)» . Американский торговый флот на войне . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ «Конвой QP.13» . Конвойная сеть . Проверено 23 января 2014 г.
- ^ Ровер, Юрген; Хуммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 48. ИСБН 1-55750-105-Х .
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводная лодка типа VIIC U -253 » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Подводная лодка типа VIIC U -647 » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 12 января 2011 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. « Ю-855 » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Кафка, Роджер; Пеппербург, Рой Л. (1946). Военные корабли мира . Нью-Йорк: Cornell Maritime Press. стр. 1081–1091.
Внешние ссылки
[ редактировать ]